Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности
Единственным фактором, увеличившим доходы
федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года, является фактор изменения
бюджетного законодательства. Нормативы распределения доходов между
уровнями бюджетной системы закреплены в 2005 году Бюджетным кодексом РФ.
Перераспределение доходов в 2005 году увеличило доходы федерального бюджета на
102,1 млрд. руб. или 0,55 % к ВВП. Основное влияние оказала передача 1,5
процентов ставки налога на прибыль на федеральный уровень, это позволило
привлечь 46,4 млрд. руб. или 0,25% к ВВП.
Изменение
норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных
платежей дало дополнительно 44,9 млрд. руб. или 0,24 % к ВВП.
Передача
водного налога на федеральный уровень увеличило доходы федерального бюджета на
11,2 млрд. руб. или 0,06 % к ВВП.
Передача
полностью в доходы субъектов единого сельскохозяйственного налога привело к уменьшению
доходов федерального бюджета на 0,4 млрд. руб.
Изменение же
налогового законодательства
снизило доходы федерального бюджета 2005 года на 258,2 млрд. руб. или на 1,38 %
к ВВП. В целом российское законодательство повлияло на поступление
доходов в федеральный бюджет следующим образом:
1) снижение эффективной ставки единого социального налога с сохранением
регрессивной шкалы налогообложения снизило доходы федерального бюджета
на 284,4 млрд. руб. или на 1,52% к ВВП,
2) введение принципа «страна назначения» по налогу на добавленную
стоимость (НДС) в отношении углеводородов и прочих товаров, экспортируемых в
Беларусь и увеличение в связи с этим базовой ставки налога на добычу нефти и
ставки налога на добычу природного газа снизило доходы федерального
бюджета на 8,6 млрд. руб. или на 0,05% к ВВП,
3) снижение в среднем на 32 процента размера ставок вывозных таможенных
пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы снизило
доходы федерального бюджета на 6,3 млрд. руб. или на 0,034% к ВВП,
4) изменение налогооблагаемой базы, в результате увеличения ставок налога
на добычу полезных ископаемых, снижения средней ставки единого социального
налога привело к снижению налога на прибыль, зачисляемого в федеральный
бюджет на 0,7 млрд. рублей или на 0,004 % к ВВП,
5) увеличение ставки налога на добычу нефти (связано с изъятием сверхприбыли
при высоких мировых ценах на нефть) увеличило поступления в федеральный
бюджет на 19,7 млрд. рублей или на 0,11 % к ВВП,
6) введение главы «Государственная пошлина» в Налоговый кодекс РФ и
произведенная в этой связи отмена налога на операции с ценными бумагами, а
также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация» увеличило
доходы федерального бюджета на 10,8 млрд. руб. или на 0,06 % к ВВП,
7) индексация ставок акцизов увеличила доходы федерального бюджета
на 8 млрд. руб. или на 0,04% к ВВП,
8) увеличение налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов
от российских организаций российскими организациями с 6% до 9%, привело к росту
доходов на 3,3 млрд. руб. или на 0,02 % к ВВП.
9) Прочие факторы. К прочим факторам относятся единоразовые
платежи в федеральный бюджет, произведенные в 2004 году, поступление которых не
прогнозируется в 2005 году. В целом этот фактор уменьшает долю
доходов федерального бюджета на 118 млрд. рублей или на 0,63 % к ВВП. К таким
платежам, произведенным в 2004 году и оказавшим основное влияние на снижение
доходной доли федерального бюджета, относятся поступление в федеральный бюджет
от крупнейшего налогоплательщика в сумме 81,7 млрд. рублей, а также поступление
по заключительным расчетам по акцизу на природный газ, отмененному с 1 января
2004 года, в сумме 33,5 млрд. рублей.
По
совокупности перечисленных факторов, снижение доходов федерального
бюджета в 2005 году относительно 2004 года оценивается в сумме 492 млрд.
рублей.
Теперь мне хотелось бы рассмотреть особенности расчетов
поступлений платежей в федеральный бюджет по основным доходным источникам на
2005 год.
Первым из источников мы рассмотрим налог
на прибыль и доходы. В 2005 году общий объем прибыли для целей
налогообложения прогнозируется в сумме 3423,0 млрд. рублей или на уровне
18,29% к ВВП, с ростом на 0,24% к ВВП против 2004 года. Данное увеличение
обусловлено влиянием макроэкономических факторов (об этом см. выше) и
совокупным влиянием изменений налогового законодательства. В результате рост
налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 0,015% к ВВП
или 2,9 млрд. рублей.
В расчете налога указанная сумма прибыли
корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и
муниципальным ценным бумагам (44,8 млрд. рублей). С учетом этой корректировки
прибыль для целей налогообложения составляет 3378,2 млрд. рублей.
В соответствии с законодательно установленным
порядком формирования прибыли для целей налогообложения налогооблагаемая прибыль
уменьшается на суммы ранее полученных убытков - (64,7 млрд. рублей), а также на
доходы в виде сумм начисленных дивидендов (143,6 млрд. рублей). Общее снижение
налогооблагаемой прибыли за счет этих факторов составляет 208,3 млрд. рублей.
Таким образом, прибыль для расчета налога на
прибыль организаций составляет 3169,9 млрд. рублей.
Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный
бюджет, законодательно утверждена в размере 6,5% - против 5,0% в 2004 году (см.
рисунок выше). Сумма налога, исчисленного по ставке 6,5%, составит 206,0 млрд.
рублей. Дополнительные доходы федерального бюджета в связи с увеличением на 1,5
процентных пункта ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный
бюджет, составят 47,5 млрд. рублей, с учетом собираемости - 46,4 млрд.
рублей.
Теперь рассмотрим налог на доходы. Поступления налога
на доходы, взимаемого по ставкам 20%, 15% и 9% в зависимости от
категории получателя доходов, прогнозируются на 2005 год исходя из
расчетной ставки в размере 12,66%, доли этого вида доходов в общей сумме налогооблагаемой
прибыли в размере 7,43% и составят 31,8 млрд. рублей.
Мне хотелось бы обратить внимание на следующий факт: в
расчетах учтено, что в соответствии с принятым законодательством налоговая
ставка по доходам, полученным
в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, на 2005
год установлена в размере 9 процентов вместо 6 процентов в 2004 году. Таким
образом, за счет данного фактора прогнозируются дополнительные поступления
налога в размере 3,3 млрд. рублей, что является довольно существенным
повышением.
Сумма налога на прибыль с учетом налога на
доходы в виде дивидендов и налога по доходам переходного периода составляет
239,3 млрд. рублей.
Расчетный уровень собираемости налога на
прибыль организаций в 2005 году прогнозируется с учетом принятия мер по
дальнейшему совершенствованию налогового администрирования на уровне 97,7
процентов, при фактическом уровне 2004 года - 97,3 процента.
Объем поступлений налога на прибыль с учетом
собираемости прогнозируется в сумме 233,8 млрд. рублей.
Кроме того, в связи с проведением мероприятий
по реструктуризации задолженности в соответствии с отдельными постановлениями
Правительства РФ в расчетах поступлений этого вида налога предусмотрены
дополнительные поступления задолженности прошлых лет в сумме 1,3 млрд. рублей. К
тому же, в расчетах учтены дополнительные поступления по перерасчетам,
произведенным по итогам работы за 2004 год, недоимке, начисленным платежам по
результатам контрольной работы налоговых органов по вопросам соблюдения налогоплательщиками
законодательства о налогах и сборах. Сумма налога на прибыль по
указанным основаниям составляет 17,6 млрд. рублей. Таким образом, общая
сумма дополнительных поступлений составляет 18,9 млрд. рублей.
В связи с тем, что действующим налоговым
законодательством предусмотрено сохранение льгот по налогу на прибыль, срок
действия которых не истек по состоянию на 1 января 2002 года, в расчете налога
на прибыль предусмотрены потери от предоставления этих льгот в 2005 году, в
том числе малым предприятиям и от осуществления программ по ликвидации
последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов)
жилищного строительства военнослужащих - в общей сумме 0,4 млрд. рублей.
Таким образом, объем
поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет в 2005 году
прогнозируется в сумме 252,3 млрд. рублей, что составляет 1,35 % к ВВП,
на 0,24% выше соответствующего показателя по оценке 2004 года.
Теперь обратим
внимание на такую категорию как: Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. И первый налог из
этой категории, который мы рассмотрим, станет Налог на добавленную стоимость (НДС). Расчеты поступлений налога на добавленную
стоимость на 2005 год произведены в соответствии с положениями главы 21 части второй
действующего Налогового кодекса РФ.
Сумма начисленного налога на добавленную стоимость на 2005 год
прогнозируется в размере 7177,7 млрд. рублей и составляет 38,34% от объема ВВП,
при оценке за 2004 год – 39,4%, т.е. со снижением на 1,06 процентных пунктов.
Снижение сумм начисленного налога в 2005 году на 0,61% от объема ВВП
обусловлено тем, что в оценке за 2004 год предусмотрены дополнительные
поступления налога по переходящим платежам по ставке 20%, при действующей с 1
января 2004 года ставке 18 процентов.
Кроме того, введение с 1 января 2005 года
порядка взимания налога на добавленную стоимость по принципу «страна
назначения» по нефти, включая стабильный газовый конденсат и природный газ,
которые экспортируются на
территорию
государств-участников СНГ, уменьшит налогооблагаемую базу 2005 года на
0,45 процента.
Налоговые вычеты
НДС
Налогооблагаемая база
Расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере
1067,0 млрд. рублей, исходя из начисленных сумм по прогнозируемой
налогооблагаемой базе на 2005 год в размере 7177,7 млрд. рублей и налоговых
вычетов в сумме 6110,7 млрд. рублей.
Основная ставка налога на добавленную стоимость в расчетах поступления
налога в федеральный бюджет 2005 года предусмотрена в размере действующей – 18%,
при сохранении пониженной ставки в размере 10% на ряд продовольственных
товаров; на периодические печатные издания; на книжную продукцию, связанную с
образованием, наукой и культурой; на лекарственные средства и изделия медицинского
назначения, а также по отдельным сельскохозяйственным сырьевым ресурсам
(сахар-сырец, зерно).
В связи с применением в соответствии с налоговым законодательством
льготной ставки налогообложения в размере 10% снижение поступлений
налога на добавленную стоимость в 2005 году составит 61,0 млрд. рублей.
В прогнозе поступлений НДС учтено значительное влияние налоговых льгот,
предоставляемых в соответствии с действующим законодательством. Потери доходов
федерального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот в 2005 году
оцениваются в сумме 559,0 млрд. рублей (или 2,9 % к ВВП), а с учетом
прогнозируемой собираемости этого вида налога – 541,7 млрд.
рублей. При этом наиболее существенные потери НДС прогнозируются от применения
льгот по банковским и финансовым операциям; услугам по страхованию; по
операциям с ценными бумагами; по услугам, оказываемым в сфере образования,
учреждениями культуры, медицинскими учреждениями, а также по перевозкам
пассажиров. Только перечисленные льготы снижают поступления налога на
добавленную стоимость в федеральный бюджет на сумму 484,0 млрд. рублей, что
составляет более 80% от общего объема льгот, предоставляемых по этому налогу.
Расчетный уровень собираемости налога на добавленную стоимость по
товарам (работам, услугам), произведенным на территории РФ на 2005 год
прогнозируется на уровне оценки поступлений этого налога в 2004 году и
составляет 96,9 процента.
Кроме того, применение налоговой ставки 0 процентов при реализации
драгоценных металлов, при реализации товаров (услуг) для официального
пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним
представительствами, уменьшит поступление налога на добавленную стоимость на
7,99 млрд. рублей.
В прогнозе поступлений налога на добавленную стоимость на 2005 год
учтены дополнительные поступления в связи с проведением мероприятий по
реструктуризации задолженности по указанному налогу в сумме 8,6 млрд. рублей и
в связи с проведением контрольных мероприятий налоговыми органами в сумме 43,0
млрд. рублей.
Рассчитанный
таким образом налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам),
реализованным на территории РФ, оценивается в сумме 713,2 млрд. рублей, которая
в полном объеме подлежит
зачислению в федеральный бюджет.
Теперь
рассмотрим такие виды налогов, как налоги на товары,
ввозимые на территорию РФ. Поступления в федеральный бюджет налога на
добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ в 2005 году с
учетом сложившегося уровня собираемости 100,0 процентов в 2004 году, в нынешнем
году прогнозируются в размере 407,5 млрд. рублей. Эти расчеты были выполнены
Министерством Финансов РФ с учетом изменения налогового законодательства. Сумма
налога рассчитана на основании прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта
из стран дальнего зарубежья, государств-участников СНГ и Республики Белоруссия
в размере 81,7 млрд. долларов. Переход с 1 января 2005 года на порядок уплаты
НДС по принципу «страна-назначения» с государствами - участниками СНГ по всему
кругу товаров увеличит поступления НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ,
на сумму свыше 40 млрд. рублей (в основном по импорту товаров из Республики
Белоруссия).
Доля объема импорта товаров, облагаемых по льготной ставке 10 процентов
(ряд продовольственных товаров, товаров детского ассортимента, лекарственных
средств и изделий медицинского назначения), предусмотренная в расчетах НДС,
составляет 20,0 процентов от общего облагаемого оборота. Потери
федерального бюджета, связанные с применением пониженной ставки налога в
размере 10 процентов, оцениваются в 39,8 млрд. рублей.
Расчет водного
налога на 2005 год произведен в соответствии с главой 25.2 «Водный налог» части
второй действующего Налогового Кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2005
года.
|| Важно, на мой взгляд, отметить, что при расчете поступления водного
налога Минфином РФ были учтены изменения в налоговых ставках по видам
водопользования, исключение из объектов налогообложения такого вида
водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, а так же изменение
налогового периода с месяца на квартал. Сумма ожидаемого поступления налога
уменьшена на сумму платежей за 4 квартал 2005 года, переходящую по срокам
уплаты на январь 2006 года и одновременно увеличена на сумму переходящих
платежей за декабрь 2004 года. Собираемость водного налога на 2005 год заложена
в расчетах на уровне фактической собираемости платы за пользование водными
объектами в 2003-2004 годах в размере 90 процентов ||
Итак, поступления водного налога на 2005 год при собираемости 90
процентов прогнозируется в сумме 11,2 млрд. рублей. В соответствии с
Бюджетным кодексом РФ водный налог в полном объеме предполагается
зачислять в доход федерального бюджета, что не было предусмотрено в
федеральном бюджете на 2004 год.
Неналоговые
доходы
Доходы от внешнеэкономической деятельности
Доходы от
внешнеэкономической деятельности в 2005 году прогнозируются в сумме 919,1
млрд. рублей, что составляет 84,1% от общей суммы неналоговых доходов
федерального бюджета. Доходы от внешнеэкономической деятельности формируются за
счет таможенных пошлин в сумме 868,0 млрд. рублей (94,4% от общей
суммы), а также: таможенных сборовв сумме30,5 млрд.
рублей (3,3%); доходов от реализации работы разделения, содержащейся в
стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана,
извлеченного из ядерного оружия в сумме 14,4 млрд. рублей (1,6%);
доходов от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного
сырьевого компонента низкообогащенного урана в сумме 6,1 млрд. рублей
(0,7%);средств, полученных от аукционной продажи квот на отдельные виды
товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской областив сумме 60,0 млн.
рублей; и доходов от реализации продукции особого хранения- 47
млн. рублей.
|| Здесь необходимо
отметить, что согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ «О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
(положение законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» с 1
января 2005 года таможенные пошлины не относятся к федеральным налогам и
сборам и прогнозируются в составе неналоговых доходов, полностью зачисляемых в
доходы федерального бюджета ||
Доходы от использования имущества,
находящегося
в государственной и муниципальной
собственности
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной собственности,
прогнозируются на 2005 год в сумме 73,0 млрд. рублей, что составляет 6,7% от
общей суммы неналоговых доходов федерального бюджета.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что основные
поступления указанных доходов формируются за счет: дивидендов по акциям и
доходов от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ
(20,5% общей суммы), доходов, полученных от размещения средств федерального
бюджета (0,4%), процентов полученных от предоставления бюджетных кредитов
внутри страны за счет средств федерального бюджета (0,1%), процентов по
государственным кредитам (9,9%), доходов от сдачи в аренду имущества,
находящегося в государственной собственности (18,1%), доходов от перечисления
части прибыли Центрального банка РФ (24,5%), платежей от государственных
унитарных предприятий (22,1%), прочих доходов от использования имущества и
прав, находящихся в собственности РФ (4,4%).
Доходы
от оказания платных услугикомпенсации затрат государства
Общая сумма доходов
от оказания платных услуг и компенсации затрат государствапрогнозируется
в 2005 году в размере 58,1 млрд. рублей. В составе доходов учтены: доходы от
оказания услуг или компенсации затрат государства 53,6 млрд. рублей (92,0%),
лицензионные сборы 0,6 млрд. рублей (1,2%) и прочие доходы от оказания платных
услуг и компенсации затрат государства - 3,9 млрд. рублей (6,8%).
Итак, рассмотрев основные виды доходов федерального
бюджета в 2005 году, можно сделать некоторые выводы о доходах федерального
бюджета. В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год»
предусматриваются доходы в размере 3326 млрд. руб., расходы –
3047 млрд. руб. и профицит бюджета в размере 278 млрд. руб.
Усиливается по сравнению с предыдущими годами тенденция централизации
финансово-бюджетной системы Российской Федерации, т.к. основные осуществленные
в 2003–2004 годах на основании разграничения полномочий органов власти всех
уровней изменения в бюджетном и налоговом законодательстве направлены на увеличение
доходной базы, прежде всего федерального бюджета и компенсацию потерь
доходов бюджетов субъектов РФ.
По сравнению с исполнением федерального бюджета в
2004 г. прогнозируемые в 2005 г. доходы увеличатся на
35,6 млрд. руб. Однако доля доходов в ВВП снизится в 2005 г.
против ожидаемой оценки на 2004 г. с 20,4% до 17,77%.
Изменение налогового законодательства (Федеральный
закон № 95-ФЗ от 29.07.2004 «О внесении изменений и дополнений в части
первую и вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах»)
снизило доходы федерального бюджета в 2005 г. на
258,2 млрд. руб. или на 1,38% к ВВП.
Изменение бюджетного законодательства (Федеральный
закон № 120-ФЗ от 20.08.2004 «О внесении изменений и дополнений в
Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений») привело к
перераспределению доходов между уровнями бюджетной системы на основании
нормативов, установленных Бюджетным кодексом, что увеличило доходы
федерального бюджета на 102,1 млрд. руб. или 0,55% к ВВП.
Основное влияние оказала передача 1,5% ставки налога на прибыль
организаций на федеральный уровень (46,4 млрд. руб. или 0,25% ВВП), а
также изменение нормативов отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых и
регулярных платежей (44,89 млрд. руб. или 0,24% ВВП), передача
водного налога на федеральный уровень (11,2 млрд. руб. или 0,06% ВВП).
В целом изменение законодательства (бюджетного
налогового, таможенного) снизило налоговые доходы федерального бюджета
на 156 млрд. руб.
Профицитный бюджет в течение последних трех лет
позволял формировать финансовый резерв, на этой основе в 2005 году средства
Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500,0 млрд. руб. могут
быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и на
погашение государственного внешнего долга Российской Федерации в размере
168,0 млрд. руб., что и было произведено.
Вместе с тем, финансовая самостоятельность местного
самоуправления федеральным бюджетом не гарантируется и улучшения
финансового положения большинства муниципальных образований в 2005 году ожидать
не следует. В частности, это обусловлено тем, что в 2005 году будет
только положено начало реализации реформы федеративных отношений и местного
самоуправления, реформы межбюджетных отношений, предусматривающих приведение в
соответствие доходных и расходных полномочий всех уровней бюджетной системы.
2.2.3
расходы федерального бюджета В 2005 годУ
Расходы федерального бюджета на 2005 году
предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей
(14,6%) превышает уровень 2004 года.
Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости
федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения
налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов
федерального бюджета по отношению к ВВП.
В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета составил
16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004
год» – 17,4% ВВП), в нынешнем же году он снизится до 16,3% ВВП. В
принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это
обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных
Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ.
Структура
и динамика расходов федерального бюджета
в 2004-2005 гг.
Раздел
2004 г. (закон)
2005 г. (закон)
Темпы роста,
%
млрд. руб.
% к расходам
всего
млрд. руб.
в % к расходам всего
Всего расходов
2 659,4
100,0
3048,0
100,0
114,6
Общегосударственные
вопросы
458,7
17,3
488,6
16,0
106,5
в т.ч. без
учета процентных расходов
171,1
6,4
234,5
7,7
137,5
Национальная
оборона
413,7
15,6
529,1
17,4
127,9
Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность