Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности
Из данной таблицы видно, что наибольшее увеличение
расходов федерального бюджета в 2005 году будет произведено в разделах
«Национальная оборона» и в разделе «Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность».
Кроме того, с учетом прогнозируемого уровня инфляции (кстати,
исходя из первой статьи Федерального закона № 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О
федеральном бюджете на 2005 год», он прогнозируется в размере 7,5 – 8,5%*), общий объем расходов
федерального бюджета в 2005 году в реальном выражении на 6,1 превысит объем
расходов, утвержденный федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год».
При этом дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание
государственного долга (с 10,8% в 2004 году до 8,3% в 2005 году), позволило опережающими
темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета, которые
возрастут по сравнению с плановым уровнем 2004 года на 17,8% в номинальном
и на 9,1% в реальном выражении (см. рисунок).
Таким образом, проводимая в последние годы и
продолжаемая в нынешнем 2005 году налогово-бюджетная политика, с одной стороны,
создает благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и
сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает
рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности
федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его
устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.
Кроме того, существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля
расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны,
национальной безопасности и правоохранительной деятельности (об этом уже
говорилось выше).
Расходы социальной направленности
(межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами
при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне
36,4%.
Несколько снизится доля расходов самой отрасли социальной сферы, что в
основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий
значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наряду
с этим предусматривается концентрация расходов по этим направлениям на решении
задач общенационального характера.
Продолжится сокращение доли расходов, направляемых на прямую
поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить
долю государственных капитальных вложений (подробнее об этом будет сказано в
конце главы). В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на
экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее
благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
Необходимо заметить, что принципиальной особенностью федерального
бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы
бюджетного процесса, основные направления которой одобрены
Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов»
Конечной целью этой реформы является ориентация
бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие
цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального
бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по
приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к
достижению этой цели.
Кроме того,
новаторской чертой бюджета 2005 года является возможность егопредставленияв разрезе национальных стратегических приоритетов.Впервые
помимо традиционных разделов функциональной и ведомственной классификации расходы
федерального бюджета были сгруппированы по приоритетным направлениям
государственной политики.
Такоепредставление расходовпозволяет увидеть, сколько вложено в достижение тех
или иных конкретных стратегических целей бюджетной политики.
Темпы роста расходов федерального бюджета по
национальным идеям (см. рисунок ниже) свидетельствуют об увеличении расходов по
всем приоритетным направлениям.
Темпы роста расходов федерального бюджета на 2005 год
по национальным целям, % к уровню 2004 года
При этом в наибольшей степени возрастут расходы на повышение
эффективности государства и укрепление национальной безопасности –
соответственно на 27,5% и 27,4 % . На 22% возрастут расходы на поддержание
высоких темпов экономического роста, на 12,3% - расходы на повышение уровня и
качества жизни, и на 4% - расходы на создание потенциала для будущего развития.
В результате увеличения расходов планируется улучшить показатели,
характеризующие прогресс страны в достижении поставленных целей.
Теперь мне хотелось бы сказать о параметрах, которые влияют на
бюджетные расходы.
Основными факторами, влияющими на определение ключевых параметров
бюджетных расходов в 2005 году, являются:
- необходимость безусловного исполнения
социальных обязательствгосударства, и, в первую очередь, покрытия
за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Пенсионного фонда;
- проведение фундаментальных структурных
преобразований в секторе государственного управления, в том числе
разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации и реформа системы федеральных органов исполнительной
власти;
- уменьшение доли государственных расходов в ВВП.
Сокращение объема финансовых ресурсов,
перераспределяемых через бюджетную систему, снижает искажающее воздействие государства
на экономику, позволяя институтам рыночной экономики работать более эффективно.
Таким образом,базовым принципом бюджетной политикистановится
достижение оптимального уровня государственных расходов при повышении их
эффективности. Кроме того, одним из основных преимуществ новой
структуры классификации расходов, о которой говорилось выше, является
возможность распределения расходов на управление, прикладные научные
исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным
направлениям и сферам деятельности органов государственной власти. Это и
продемонстрировано в следующей таблице.
Распределение
расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые
программы, капитальные вложения по основным направлениям
и сферам
деятельности органов государственной власти в 2005 г, млрд. руб.
Раздел
Руководство и управление в сфере установленных
функций
Прикладные научные исслед-ния
Федеральные целевые программы
Увеличение стоимости основных фондов
Всего
184,7
125,9
251,9
219,7
в том числе:
Общегосударственные вопросы
120,3
5,6
10,8
32,6
Национальная оборона
3,9
81,1
37,9
44,3
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность
44,5
3,2
6,5
51,1
Национальная экономика
13,1
32,2
103,8
58,8
Жилищно-коммунальное хозяйство
0,1
0,1
2,7
2,2
Охрана окружающей среды
1,0
0,2
0,2
0,2
Образование
0,4
2,2
6,3
10,3
Культура, кинематография, СМИ
0,4
0,2
6,1
6,6
Здравоохранение и спорт
1,0
1,0
3,7
13,2
Социальная политика
-
0,1
11,1
0,4
Межбюджетные трансферты
-
-
62,8
63,9
При формировании бюджетных проектировок на 2005 год
было впервые проведено аналитическое разделение действующих и вновь
принимаемых обязательств, подлежащих исполнению за счет средств
федерального бюджета в 2005 году.
Применение и развитие такого подхода позволяет
повысить обоснованность бюджетного планирования с его четкой увязкой с
приоритетами государственной политикой и результативностью финансируемых и
вновь принимаемых бюджетных программ.
|| На мой взгляд, важно отметить, что в законопроекте о
федеральном бюджете на 2005 год реализован ряд мер по расширению применения и
повышению качества программно-целевого планирования бюджетных расходов. ||
Кроме того, всеми субъектами бюджетного
планирования были разработаны доклады о результатах и основных направлениях
деятельности на 2005 год и на период до 2007 года, в которых были
сформулированы цели и задачи деятельности соответствующих органов
исполнительной власти, представлены количественные показатели, характеризующие
достигнутые и планируемые результаты, проведено распределение ассигнований
между целями, задачами и программами, в том числе – выделяемыми в аналитических
целях ведомственными целевыми программами.
Указанные материалы были рассмотрены правительственной
Комиссией по повышению результативности бюджетных расходов, одобрены в составе
Сводного доклада о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного
планирования Правительством РФ и использованы при обосновании бюджетных
расходов по соответствующим позициям функциональной и ведомственной
классификации.
Одновременно была проведена реструктуризация и
федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы.