Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности
Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Федеральный бюджет играет
определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой
Правительством РФ. Регулируя параметры федерального бюджета, государство
управляет темпами экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами.
Действующая система финансовой помощи в России (да и не только у нас) направлена
на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов оказывать помощь нуждающимся
регионам, смягчая при этом для населения различия в экономической и социальной
сферах. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою
ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство
и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного
финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на
производство, переход к финансовому регулированию экономики.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения субъекта РФ. В консолидированном бюджете субъекта РФ находят
отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в
регионе.
Местный бюджет (бюджет муниципального
образования) – форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Консолидированный
бюджет муниципального района – свод бюджета муниципального района
(районного бюджета) и бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав
муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов). В РФ построение
бюджетной системы базируется на следующих принципах:
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Единства
бюджетной системы РФ
Сбалансированности бюджета
Разграничения доходов и расходов
Эффективности и экономности
между уровнями бюджетной системы РФ
использования бюджетных средств
Равенства бюджетных прав субъектов РФ, Общего
(совокупного) покрытия
муниципальных образований (вступило в
силу расходов бюджетов
с 1 января 2005 года)
Самостоятельности бюджетов
Гласности
Достоверности бюджета
Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, Адресности
и целевого характера
бюджетов государственных внебюджетных
фондов бюджетных средств
Рис. 10 Принципы бюджетной системы РФ
Обобщая содержание принципов построения бюджетной
системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе РФ, можно сказать, что их
реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных
экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых
ресурсов для выравнивания развития регионов.
Правительство России исходит из того, что сохранение и
укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, участия всех
территорий в финансировании расходов соответствующих бюджетов через применение
единых подходов к формированию доходной части бюджетов.
2.2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2005
ГОД
2.2.1 Основные характеристики федерального
бюджета на 2005 год
Когда составлялся
проект федерального бюджета на 2005 год, то Правительство РФ исходило из
стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны, определенных Посланием Президента РФ
Федеральному Собранию РФ и Бюджетным
посланием Президента РФ «О бюджетной
политике в 2005 году».
Принципиальной особенностью проекта федерального бюджета
на 2005 год является его формирование в условиях и с учетом начатых в 2004 году
фундаментальных структурных
реформ государственного сектора, направленных на реализацию указанных целей и
приоритетов.
К числу этих реформ относятся:
-
реформа федеративных
отношений и местного самоуправления;
-
реформа бюджетного
процесса;
-
реформа системы социальной
защиты населения;
-
реформа системы
федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, в 2005 году будут продолжены начатые в предыдущие годы
налоговая, пенсионная, судебная, военная реформы.
В
2005 году началась реализация реформы бюджетного сектора и
государственных учреждений.
В
качестве важной отправной посылки при формировании параметров проекта
федерального бюджета на 2005 год Правительство РФ рассматривало принцип концентрации
бюджетных ресурсов федерального бюджета на важнейших направлениях социально-экономического
развития России, действительно нуждающихся в первоочередной поддержке за счет
федерального бюджета. При этом ставилась задача в максимально возможной степени
исключить избыточные, второстепенные федеральные расходы и соответствующие
функции федеральных органов исполнительной власти, которые могут осуществляться
за счет региональных и местных бюджетов, частного сектора экономики, а также
такие федеральные расходные полномочия, которые, ввиду ограниченности бюджетных
ресурсов, не могут быть обеспечены федеральным финансированием. За счет исключения
или сокращения второстепенных расходов федерального бюджета, Правительство РФ стремилось
обеспечить понижение налоговой и иной нагрузки доходной части бюджета на
частный сектор экономики, с тем, чтобы создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста.
Исходя из вышеизложенных
принципов и прогнозных условий социально-экономического развития страны
основные параметры федерального бюджета определились по доходам – в сумме в
сумме 3 326,0 млрд. руб. или 17,77% ВВП, по расходам – 3047,9 млрд. руб. или
16,3% ВВП, профициту - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП.
В соответствии с действующим Бюджетным
кодексом РФ доходы, формируемые за счет превышения прогнозируемой цены на нефть
базового уровня (20 долларов за баррель нефти марки Юралс), должны зачисляться
в Стабилизационный фонд РФ. В условиях 2005 года объем указанных поступлений
прогнозируется в размере 387,8 млрд. рублей. С учетом средств, аккумулированных
в фонде в 2004 году, общий объем Стабилизационного фонда, с учетом остатков
средств федерального бюджета на начало 2005 года, превысил 500 млрд. рублей,
что позволило использовать часть его средств на погашение государственного
внешнего долга (в объеме 167,99 млрд.рублей) и на финансирование дефицита
бюджета Пенсионного фонда РФ в ходе его исполнения, образующегося в результате
сокращения ставки ЕСН (Единый Социальный налог) (в объеме до 74,7 млрд. рублей).
Исходя из прогнозируемого уровня
среднегодовой цены на нефть марки Юралс в 2005 году 28 долларов за баррель,
объем текущих поступлений в Стабилизационный фонд в 2005 году
оценивается в 387,8 млрд. рублей (об этом уже говорилось выше), а по состоянию
на 1 января 2006 года в 719,5 млрд. рублей. Сама динамика изменений цены на
нефть марки “Urals” вынесена в приложение. Согласно этому приложению
цены на нефть в 2004 году существенно выросли, по сравнению с 2003 годом, что и
позволило увеличить объем Стабилизационного фонда РФ в нынешнем году.
Но это был лишь прогноз
министерства финансов РФ, т.к. видимо объем Стабфонда будет значительно выше,
поскольку уже по состоянию на 1 февраля 2005 года Стабилизационный фонд
составил 740 млрд. руб., из которых 93,5 млрд. руб. направлены на досрочное
погашение долга перед МВФ. Таким образом, Россия досрочно погасила долг перед
Международным валютным фондом и сэкономила на процентных платежах 204 млн.
долл.
Кроме того, с 1 января 2005 года
коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть определяется теперь по
формуле
Кц=(Ц-9)хР/261
где Ц – средний за налоговый
период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель, P –
среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской
Федерации, устанавливаемое Центральным банком Российской Федерации.
Основные же характеристики
федерального бюджета РФ можно вынести в отдельную таблицу следующим образом:
Таблица 2: Основные характеристики федерального бюджета на 2005
год
(включая итоги 2004 года) 7, 8
2004
год - исполнено
2005
год - закон
млрд.
руб.
% от
ВВП
млрд.
руб.
% от
ВВП
Доходы
3
290,5
20,4
3
326,0
17,8
ЕСН
455,0
2,8
226,5
1,2
Доходы без учета ЕСН
2
835,5
17,6
3
099,5
16,6
налоговые
1
748,1
10,8
2
006,2
10,7
неналоговые
1
052,4
6,5
1
093,4
5,8
Расходы
2
703,2
16,8
3
047,9
16,3
Расходы без учета ЕСН
2
248,2
13,9
2
821,4
15,1
Процентные расходы
266,9
1,7
254,2
1,4
внутренние
59,4
0,4
68,2
0,4
внешние
207,5
1,3
185,9
1,0
Непроцентные расходы
1
981,3
12,3
2
567,3
13,7
Профицит
587,4
3,6
278,1
1,5
Источники
финансирования дефицита
-61,0
-0,4
-168,0
-0,9
внешние
-241,4
-1,5
-310,6
-1,7
внутренние
180,4
1,1
142,6
0,8
Как видно из таблицы, доходы
федерального бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличатся в
номинальном выражении, но, если посмотреть на доходы бюджета в % к ВВП, то
доходы федерального бюджета в 2005 году сократятся. Рассмотрим подробнее
поступления доходов (налоговых и неналоговых) в федеральный бюджет в 2005 году.
2.2.2 Доходы
Федерального бюджета В 2005 годУ
Формирование
доходной базы федерального бюджета на 2005 год будет осуществляться следующим
образом. Общий объем доходов консолидированного бюджета Российской
Федерации на 2005 год прогнозируется в сумме 5478,3 млрд. рублей, или на уровне
29,26% к ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога,
зачисляемого в федеральный бюджет и отчислений в Стабилизационный фонд
Российской Федерации, в сумме 4824,0 млрд. рублей (25,77% к ВВП). Доходы
федерального бюджета в 2005 году предусматриваются в сумме 3326,0
млрд. рублей (17,77% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в
Стабилизационный фонд Российской Федерации в сумме 2671,8 млрд. рублей (14,27%
к ВВП).
В составе
доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 2232,7 млрд.
рублей (11,93% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога
и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 1814,4 млрд. рублей
(9,69% к ВВП). Неналоговые доходы составляют же 1093,4 млрд. рублей
(5,84% к ВВП), в том числе без учета отчислений в Стабилизационный фонд
Российской Федерации 857,3 млрд. рублей (4,58% к ВВП).
По сравнению
с исполнением федерального бюджета на 2004 год прогнозируемые в 2005 году
доходы увеличатся на 35,6 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем
продукте снизится с 20,4% до 17,77%. (это снижение уже было показано в таблице
2). Относительное (в % к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в
2005 году против ожидаемой оценки на 2004 год на 2,63 процентных пункта
предусматривается за счет следующих факторов:
- изменение макроэкономических
показателей - 1,17 % к ВВП;
- изменение
бюджетного законодательства (здесь включено изменение федеральной ставки налога
на прибыль) + 0,55 % к ВВП;
- изменение налогового
законодательства -1,38 % к ВВП;
- прочие факторы - 0,63 % к
ВВП.
Остановимся
на этом подробнее. Изменение основных показателей макроэкономического
прогноза 2005 года по сравнению с показателями 2004 года привело к
снижению доходов федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года на
1,17 процента к ВВП. Наиболее существенное влияние, как и в предыдущие годы,
оказали внешнеэкономические показатели макроэкономики. В частности снижение
прогнозируемой цены на нефть марки «Юралс» с 31,2 долларов за баррель в 2004
году до 28 долларов за баррель в 2005 году (об этом говорилось выше) уменьшило
доходы федерального бюджета на 0,7 % к ВВП или на 131 млрд. руб. Изменение
структуры налогооблагаемой базы привело к снижению доходов федерального бюджета
на 0,47% к ВВП или на 88 млрд. руб., в т.ч. существенное влияние на снижение
общих объемов доходов федерального бюджета оказывают неналоговые доходы (0,19 %
к ВВП или 35,6 млрд. руб.).