бесплатные рефераты

Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности

В социальной сфере прорыва тоже нет. В целом уровень финансирования в этой сфере вырос всего лишь со 189 до 200 миллионов рублей. Из городского бюджета будут продолжать выплачивать деньги на программы «Здоровый ребенок», «Молодой семье – доступное жилье» и т.д. Впрочем, финансирование одной программы – «Образование - новый этап развития» - город прекратил из-за отсутствия средств. Если рассматривать бюджет в целом, то по доходам он остался на том же уровне, что и в 2004 году –7,5 миллиарда рублей. Но зато в расходной части расходы бюджета увеличились на восемь миллиардов рублей! В итоге в казне обнаруживается внушительный дефицит в 557 миллионов рублей.

Итак, попытаемся проанализировать бюджет города. Доходы бюджета планируются в размере 7 500 779,4 тыс. рублей, что на 5,4%, больше чем в 2004 году. Кроме того, у ряда депутатов Гордумы вызывает сомнение реальность выполнения плановых показателей по сбору доходов по единому налогу на вмененный доход и по налогу на игорный бизнес, рост поступлений по которым по сравнению с прошлым годом в бюджете предусмотрен на 40% и на 50% соответственно. На мой взгляд, такого роста не произойдет, т.к. в нынешнем году, согласно  федеральному бюджету на 2005 год, некоторые виды налогов зачисляются теперь полностью в федеральный бюджет. Поэтому имеет смысл предположить, что реальное поступление налогов в бюджет города будет намного меньше, нежели в 2004 году.

Теперь рассмотрим расходы бюджета. Расходы бюджета планируются в размере 8 058 249,7 тыс. рублей, что на 7,4% больше, чем в 2004 году. Согласно нынешнему бюджету, по сравнению с 2004 годом увеличатся расходы на выплату зарплаты бюджетникам (на 20%), на образование (на 17%), на финансирование ЖКХ (на 21%), на здравоохранение (на 13%), по разделу «социальная политика» (на 3%).

1

образование

2

здравоохранение

3

ЖКХ

4

транспорт, связь

5

соц. политика

6

культура

7

прочие расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В бюджете также запланированы расходы на проведение выборов главы города и депутатов Гордумы в размере 12 млн. рублей. На 10 млн. рублей по сравнению с 2004 годом планируется снизить затраты на содержание аппарата управления, на 2 млн. рублей уменьшается финансирование физкультуры и спорта.
           Все муниципальные предприятия, учреждения и организации обязаны добиться экономии средств на услугах ЖКХ в размере 10% и экономии фонда заработной платы в размере 5 %. Кроме того, с учетом планируемой инфляции на уровне 9% и повышения зарплаты бюджетникам на 20% вышестоящие бюджеты недодали городу около 1 млрд. рублей.

Как видно из вышесказанного дефицит бюджета в 2005 году довольно существенен. Тогда возникает вопрос, каким образом чиновники департамента финансов собираются этот дефицит покрыть.

Дефицит бюджета Нижнего Новгорода в 2005 году будет покрываться за счет кредитов коммерческих банков. Об этом заявила 12 января 2005 года директор департамента финансов и налоговой политики Светлана Утросина.
Также источником покрытия дефицита станут средства, полученные от возврата кредитов, ранее выданных городом, сообщила Утросина. Она напомнила, что в 2004 году город отказался от размещения на ММВД облигационного займа, так как его предлагали разместить под 17% годовых, которые пришлось бы платить в течение года. Коммерческие банки предлагали городу краткосрочные кредиты по 13% годовых, что являлось более выгодным.

На мой взгляд, для того, чтобы сократить бюджетный дефицит, городу необходимо сократить расходы на проведение выборов. Дело в том, что в ряде регионов России в последнее время практикуется проведение так называемых «смешанных выборов». По моему мнению, это необходимо сделать и в Нижнем Новгороде. Тем более на выборы губернатора в бюджете не планируются расходы вообще, поскольку с 2005 года губернатора назначает Президент РФ, а Законодательное Собрание субъекта РФ его утверждает. Все это приводит к снижению расходов бюджета Нижнего Новгорода на несколько миллионов рублей. Кроме того, расходы на муниципальный транспорт также вполне реально сократить на несколько процентов. Дело в том, что согласно Федеральному закону №122 большинство льготников теперь оплачивает свой проезд в муниципальном транспорте (или приобретает льготный проездной билет). Так вот, на мой взгляд, расходы в этой категории необходимо, по сравнению с 2004 годом, оставить на том же уровне, но записав их в бюджете с учетом инфляции (9%). Другими словами, расходы из бюджета будут выделяться в том же объеме, что и в прошлом году, но муниципальный транспорт реально будет получать больше средств, согласно новому закону.

Другим источником финансирования дефицита являются кредиты в коммерческих банках. Брать кредиты конечно надо. Но нельзя забывать, что за пользование кредитом необходимо платить проценты. А на это денег в городском бюджете может и не найтись.

Также, на мой взгляд, необходимо добиваться поступления средств из федерального бюджета, поскольку, как говорилось выше, город недополучил этих средств в размере 1 млрд. руб.

До этого, говорилось о расходах бюджета. Но есть и другой путь – это увеличение доходов. Ни для кого не секрет, что «ГАЗ» приносит существенный доход в бюджет Нижнего Новгорода. Я не предлагаю увеличить для завода налоговую ставку. Необходимо, в первую очередь, обеспечить заводу рекламу его продукции. Тогда может возрасти спрос на продукцию завода и, следовательно, рост поступления налоговых доходов бюджета Нижнего Новгорода, что, в конечном итоге, приведет к снижению дефицита городского бюджета.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем итоги: государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

Кроме того, государственный бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта.

Также, бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

С 2004 года в России началась реформа бюджетного процесса. Как мы уже выяснили в курсовой работе – конечной целью этой реформы является предоставление региональным и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных с имеющимися финансовыми ресурсами. Это означает, что расходы субъектов Российской Федерации могут осуществляться местными органами законодательной власти в большом объеме, нежели раньше. 

Эта реформа началась не случайно. В настоящее время Россия вышла на новый этап экономического развития при переходе к рыночной системе экономики государства. Важно отметить, что, начиная с 2000 года, в России федеральный бюджет формируется без дефицита. Это было для нашего государства своего рода «прорывом» в бюджетной сфере. Теперь же, когда на федеральном уровне бюджет стабильно проектируется без дефицита, но меж тем улучшение финансового положения большинства муниципальных образований (не исключение и Нижегородская область) не происходит, необходимо пересмотреть бюджетный процесс в Российской Федерации и принять такие изменения в Налоговом и Бюджетном законодательстве, которые, во-первых, не приведут к усугублению экономической ситуации в стране,  и, во-вторых, не приведут к росту инфляции. К тому же  прогноз уровня инфляции в нашей стране в марте текущего года был повышен до 10% против 8,5% согласно 1 статье закона «О федеральном бюджете на 2005 год» (к примеру, инфляция в России в 2004 году составила 11,7%).

Я не случайно затронул тему инфляции. Дело в том, что в нашей стране в начале 2005 года сложилась, на мой взгляд, странная и чем-то даже парадоксальная ситуация. Как я не раз уже отмечал в курсовой работе, – высокие цены на нефть в 2004 году позволили в нынешнем году сформировать Стабилизационной фонд в размере больше 500 млрд. рублей. Казалось бы, что сумма достаточно большая и не использовать ее было бы глупо. Но, к сожалению, в экономике есть такое понятие как инфляция. Если «пустить в ход» весь Стабилизационной фонд России, то, по мнению министра финансов РФ Кудрина, инфляция в стране вырастет сразу на несколько процентов. Кроме того, Кудрин считает, что этот рост будет достаточен, чтобы все потраченные средства из Стабфонда ушли лишь на повышение общего уровня цен в стране. Таким образом, даже, несмотря на достаточно большой объем Стабилизационного фонда, Россия не может полностью его израсходовать.

Также, нельзя не сказать о том, что Россия в нынешнее время пытается найти пути решения проблемы удвоения ВВП за 10 лет, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным. На настоящий момент удвоение ВВП, по мнению Кудрина, пока не представляется возможным. Кроме того, ведущий эксперт Института открытой экономики Елена Шарипова и эксперт центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов считают, что эта задача для нашей страны в настоящее время неразрешима. На мой взгляд, действительно в 2 раза увеличить ВВП нам вряд ли удастся, но что представляется вполне реальным, так это просто увеличение объема ВВП по сравнению с предыдущими годами (причем существенное увеличение не только в номинальном, но и в реальном выражении). Основной же причиной этого послужит то, что Россия полностью погасила долг перед МВФ, а это может дать толчок для западных инвесторов к увеличению иностранных инвестиций в экономику России.

В феврале и марте текущего года начал формироваться федеральный бюджет на 2006 год. На данный момент точно известно, что он будет рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки «Urals» $34 за баррель (федеральный бюджет на 2005 год сформирован исходя из цены на нефть $28 за баррель).

Таковы, на мой взгляд, самые интересные стороны изученной и проанализированной мной темы. В работе рассмотрены проблемы, тенденции, показатели, перспективы планирования и исполнения Федерального бюджета Российской Федерации в период 2004-2005 гг.

На мой взгляд, приведенные показатели внушают оптимизм, т.к. свидетельствуют о стабилизации экономического положения в России, что в конечном итоге, в результате налоговых маневров, должно привести к подъему экономики и, следовательно, более качественному исполнению государственного (федерального) бюджета.

 

 

 

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 1 октября 2004 года; включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года). – Новосибирск: Сиб. изд-во, 2004.

2.      Федеральный закон 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год» (Принят Государственной Думой 8 декабря 2004 года)

3.      Федеральный Закон от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» (ред. от 08.08.2001).

4.      Федеральный закон № 120-ФЗ от 20.08.2004 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений»

5.      Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по  проекту федерального закона № 86859-4"О федеральном бюджете на 2005 год "

6.      Проект Европейской Комиссии «Реформа государственного бюджета», Москва, декабрь 2004 г.

7.      Министерство Экономического Развития и Торговли РФ: «Об итогах социально-экономического развития РФ за 2004 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2005 год»

8.      Министерство Финансов РФ «Пояснительная записка к проекту федерального бюджета на 2005 год»

9.      Министерство Экономического Развития и Торговли: Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

10.  Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004

11.  Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 19, 2002

12.  Бюджетная система РФ: Учебник для студентов вузов/ Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2000

13.  Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 42, 2003

14.  Демин С.В. Бюджет для всех: Структура бюджета, составление, утверждение и исполнение. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», 1999

15.  Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004

16.  Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 64, 2002

17.  Финансовые проблемы бюджета 2003 // Финансы, № 27, 2003

18.  Малкина М.Ю. Экономическая теория: Учебное пособие, - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2005

19.  Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004 г.

20.  Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2001

21.  Экономика и жизнь, 2000, № 49.

22.  Энтов Р.М., Дробышевский, В.П. Носко С.М., Юдин А.Д. Эконометрический анализ динамических рядов основных макроэкономических показателей, Москва, ИЭПП. 2004

23.  Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика. М., 2000

24.  Интернет-ресурсы:

ü              http://www.minfin.ru/     Министерства Финансов Российской Федерации

ü              http://www.economy.ru/  Министерство Экономического развития  и Торговли        

ü              http://www.budgetrf.ru/  Бюджетная система Российской Федерации

ü              http://www.privo.info/     Информационно-аналитический портал «Поволжье»

 

            ПРИЛОЖЕНИЯ

I.

 Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности  Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности

 

II.

 

Приложение 6

к Федеральному закону

"О федеральном бюджете на 2005 год"

(в сокращении)

 

Поступления доходов в федеральный бюджет в 2005 году (тыс. рублей)

 

Код

бюджетной классификации

Российской

Федерации

 

Наименование доходов

 

Сумма

 

1

2

3

 

 

 

1 00 00000 00 0000 000

ДОХОДЫ

3 326 041 100,0

1 01 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

259 003 300,0

1 01 01000 00 0000 110

Налог на прибыль организаций

259 003 300,0

1 02 00000 00 0000 000

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

 

266 500 000,0

1 03 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ,

УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

791 822 600,0

 

 

 

1 04 00000 00 0000 000

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ

НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

413 734 400,0

 

 

 

1 07 00000 00 0000 000

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ

ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

483 035 600,0

 

 

 

1 08 00000 00 0000 000

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

18 555 900,0

 

 

 

1 11 00000 00 0000 000

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В

ГОСУДАРСТВЕННОЙ И

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

73 004 000,0

 

 

 

1 12 00000 00 0000 000

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ

ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

35 046 800,0

 

 

 

1 13 00000 00 0000 000

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ

УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

 

58 083 700,0

 

 

 

1 15 00000 00 0000 000

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

1 714 000,0

1 16 00000 00 0000 000

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

1 483 900,0

 

 

 

1 17 00000 00 0000 000

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4 088 600,0

 

III.

  

Приложение 7

к Федеральному закону

"О федеральном бюджете на 2005 год"

(в сокращении)

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

НА 2005 ГОД ПО РАЗДЕЛАМ И ПОДРАЗДЕЛАМ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ

БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(тыс. рублей)

 

Наименование

Рз

Сумма


В С Е Г О

 

3 047 929 300,0


ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

01

460 410 608,1


НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

02

531 139 221,1


НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

03

398 889 472,0


НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

04

242 134 339,2


ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

06

4 629 981,6


ОБРАЗОВАНИЕ

07

155 337 962,7


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

09

85 672 222,6


СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

10

167 360 932,9


МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

11

954 545 242,1

 

IV.

Источники финансирования дефицита

федерального бюджета в 2004-2005 гг.

 

 

2004 год - (в сопоставимых условиях 2005 г.)

2005 год – ожидаемое исполнение

млрд. руб.

% от ВВП

млрд. руб.

% от ВВП

Профицит

587,4

3,6

278,1

1,5

Источники финансирования дефицита

-587,4

-3,6

-278,1

-1,5

внешние

-241,4

-1,5

-310,6

-1,7

внутренние (без учета изменения остатков)

180,4

1,1

142,6

0,8

снижение (+) остатков Стабилизационного фонда

-468,4

-2,9

-145,1

-0,8

снижение (+) прочих остатков (балансовая статья)

-57,9

-0,4

35,0

0,2

Справочно: Стабилизационный фонд

 

 

 

 

Остатки на конец периода

486,5

3,0

719,5

3,8

Доходы

 

 

 

 

дополнительные доходы

380,5

2,4

387,8

2,1

входящий остаток

106,0

0,7

574,4

3,1

Снижение остатков

 

 

 

 

погашение долга

0,0

0,0

168,0

-0,9

финансирование дефицита ПФР

0,0

0,0

74,7

-0,4

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

В КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

1.         РФ – Российская Федерация

2.         ФБ РФ – Федеральный бюджет Российской Федерации

3.         БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации

4.         Минфин РФ – Министерство финансов Российской Федерации

5.         МЭРТ – Министерство Экономического развития и Торговли

6.         ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

7.         СНГ – Содружество Независимых Государств

8.         МБРР – Международный банк Реконструкции и Развития

9.         МВФ – Международный валютный фонд

10.    ВТО – Всемирная торговая организация

11.    ВВП – Валовой внутренний продукт

12.    ВНП – Валовой национальный продукт

13.    ФЦП – Федеральная целевая программа

14.    НИОКР – Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

15.    ЕСН – Единый социальный налог

16.    НДС – Налог на добавленную стоимость

17.    ГКО – Государственные краткосрочные облигации

18.    ОФЗ – Облигации федерального займа

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ