бесплатные рефераты

ГОСЫ для "Менеджмент организации" спец. "Гостиничный и турбизнес"

Особенности выбора. Чтобы оптимизировать процесс выбора технических средств для офиса, необходимо учесть ряд факторов:· объем документооборота;· временные характеристики документопотоков;· объем документов, передаваемых и принимаемых по техническим каналам связи;· объем копируемых документов как первичный, так и вторичный;· фирма-производитель оборудования;· стоимость оборудования;· стоимость расходных материалов, частота их замены;· технические и эксплуатационные характеристики оборудования;· способ эксплуатации технических средств;· стоимость эксплуатации;· эргономические характеристики оборудования;· степень влияния на здоровье пользователя и т. п.

 23.   Программное обеспечение и базовые  информационные технологии управления информационными ресурсами

Особенности выбора и применения технологий управления информационными ресурсами. Инструментальные  средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности. Основы построения инструментальных средств информационных технологий.  Компьютерные технологии подготовки текстовых документов,  компьютерные технологии обработки  экономической  информации на основе табличных процессоров,  использования  систем  управления   базами  данных   (СУБД). Использования  интегрированных   программных пакетов.  Распределенная  обработка  информации. Компьютерные     технологии     интеллектуальной         поддержки управленческих решений.

Особенности выбора. Чтобы оптимизировать процесс выбора технических средств для офиса, необходимо учесть ряд факторов:· объем документооборота;· временные характеристики документопотоков;· объем документов, передаваемых и принимаемых по техническим каналам связи;· объем копируемых документов как первичный, так и вторичный;· фирма-производитель оборудования;· стоимость оборудования;· стоимость расходных материалов, частота их замены;· технические и эксплуатационные характеристики оборудования;· способ эксплуатации технических средств;· стоимость эксплуатации;· эргономические характеристики оборудования;· степень влияния на здоровье пользователя и т. п.

Системы поддержки принятия решений являются человеко-машинными объектами, которые позволяют лицам, принимающим решения (ЛПР), использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктурированных и неструктурированных проблем". В этом определении подчеркивается предназначение СППР для решения слабоструктурированных и неструктурированных задач. функции систем поддержки принятия решений?  Помогают произвести оценку обстановки (ситуаций), осуществить выбор критериев и оценить их относительную важность. Генерируют возможные решения (сценарии действий). Осуществляют оценку сценариев (действий, решений) и выбирают лучший. Обеспечивают постоянный обмен информацией об обстановке принимаемых решений и помогают согласовать групповые решения. Моделируют принимаемые решения (в тех случаях, когда это возможно). Осуществляют динамический компьютерный анализ возможных последствий принимаемых решений. Производят сбор данных о результатах реализации принятых решений и осуществляют оценку результатов.

Офисная деятельность характеризуется прежде всего используемыми информационными технологиями, а, следовательно, соответствующими средствами и методами преобразования информации. Если преобладающими информационными технологиями являются компьютерные (на основе электронных средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники), то говорят о реализации офисной деятельности в рамках электронного офиса. В условиях широкого использования возможностей глобальной информационной системы (сети) Интернет появилась возможность создания и использования особой разновидности электронного офиса - виртуального офиса, когда все необходимые функции информационного обслуживания управленческой деятельности и соответствующие ресурсы пространственно распределены в различных узлах сети, а не сосредоточены в реальном офисе с соответствующими атрибутами (помещение, оборудование, персонал и т. п.).виды информационных технологий используются для обеспечения управленческой деятельности. Классификация информационных технологий может стать методологической основой их выбора и использования при решении задач управленческой деятельности. Возможна следующая классификация информационных технологий: По функциям обеспечения управленческой деятельности: технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров; технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров; технологии подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров; технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования; технологии систем управления базами данных (СУБД); технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта; гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа. По типу пользовательского интерфейса: командный; WIMP-интерфейс (по сути графический интерфейс пользователя); SILK-интерфейс (интерфейс поисковых систем). По степени пространственного взаимодействия, отражающего ту или иную форму и степень использования вычислительных сетей. По способу реализации в информационных системах: традиционные и новые. По способу построения сети: локальные; многоуровневые; распределенные. По обслуживаемым предметным областям: бухгалтерский учет; банковская деятельность; налоговая деятельность; страховая деятельность и другие. В составе комплекса технических средств обеспечения информационных технологий выделяют средства компьютерной техники, средства коммуникационной техники и средства организационной техники. Средства компьютерной техники составляют базис всего комплекса технических средств информационных технологий и предназначены прежде всего для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в управленческой деятельности. Средства коммуникационной техники обеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности - передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают использование разнообразных методов и технологий, в т. ч. с применением компьютерной техники.  Средства организационной техники предназначены для механизации и автоматизации управленческой деятельности во всех ее проявлениях.

 Основы построения инструментальных средств информационных технологий. Программное обеспечение подразделяется на Общее и Специальное: Общее ПО предназначено для организации работ Персонального Компьютера и осуществляет - организацию его работы; - распределение его ресурсов, памяти, мощности вычислительных процессов; - контроль за работой устройств ввода-вывода; формирование форм представления информации.; Специальное ПО предназначено для решения прикладных задач. Применения офисных приложений и их компонентов как средств информационного обслуживания деятельности:   задачи маркетинга, бизнес-планирования,   сопровождения   (контроль   за   ресурсами   сколько   мест   уже   забронировано)   и   непосредственного   осуществления производственной деятельности (продажа билетов через Интернет-системы)

24. Нормативно-методическое обеспечение управления информационными ресурсами

Состав нормативно-методической базы подготовки управленческих  документов. Государственные стандарты на документацию. Унифицированные системы документов. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные требования к документам. Инструктивные и нормативные документы по использованию технических средств.  Инструктивные и нормативно-методические документы по организации работы  управленческого и технического персонала.

Каждый документ состоит из отдельных информационных элементов, которые называются реквизитами (подпись, печать, название вида документа и т. д.). Совокупность реквизитов, расположенных в документе определенным образом, составляет его формуляр. Формуляр, характерный для определенного множества документов, называется типовым формуляром, например, для всех управленческих документов типовой формуляр установлен ГОСТом 6.10.5-87.  Формуляр-образец разрабатывается при создании системы документирования и представляет собой графическую модель или схему построения документа. Он устанавливает форматы, размеры полей, расположение постоянных и переменных реквизитов.  Наиболее полно требования к составу и оформлению реквизитов изложены в двух нормативных актах - Государственной системе документационного обеспечения управления и ГОСТе Российской Федерации 6.30-97 "УСД. Система ОРД. Требования к оформлению документов". Они устанавливают почти максимальный набор реквизитов для любого из управленческих документов и их расположение на бумажном носителе информации. Всего установлено 29 реквизитов. Но, поскольку конкретный состав реквизитов зависит от вида документа, а часть из них - взаимоисключающие, постольку на конкретном документе реквизитов будет, безусловно, меньше. Основная цель унификации и стандартизации - создание таких форм документов, применение которых будет экономически эффективно, повысит общую культуру управления.   Объектами унификации и стандартизации в управленческой деятельности являются: · термины и определения, используемые при работе с управленческой информацией;· организационные структуры организаций, учреждений и предприятий;· управленческие функции;· управленческая документация. В работе по унификации документов, в частности внешнеторговых, принимают участие более десяти международных организаций, в том числе Комитет по развитию внешней торговли Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), Международная организация стандартизации (ИСО) и др. Роль и значение унификации и стандартизации документов особенно возросли в связи с применением в управлении компьютерных технологий. Унификация управленческих документов предполагает унификацию состава документов, создаваемых при решении управленческих задач, и форм документов. Унификация состава документов организации заключается в отборе и закреплении комплекса документов, необходимых и достаточных для решения управленческих задач. В результате унификации состава документов исключаются формы документов, не вызванные действительными потребностями управления, и состав документов организации может быть значительно сокращен. Унификация форм документов заключается в отборе и закреплении в унифицированных формах документов информационных показателей и реквизитов, соответствующих назначению документов, и установлении единых требований к их составлению и оформлению. Результаты унификации состава документов получают свое закрепление в Табеле форм документов, применяемых в деятельности организации, а результаты унификации форм документов получают свое выражение в Альбоме форм документов, применяемых в деятельности организации.   НМ база - это совокупность законов, нормативно правовых актов и методических документов,  регламентирующих технологию создания, обработки,  хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и др. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности: Порядок документирования информации; Право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов; Документы и массивы документов в информационных системах;  Категории информации по уровням доступа к ней;  Порядок правовой защиты информации. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами предусмотренные законодательством РФ, в том числе имеет право:

  25. Информационная безопасность и защита информации

Понятие информационной безопасности.  Система защиты информации.  Информационные ресурсы ограниченного распространения и угрозы ресурсам. Содержание служебной тайны и конфиденциальность информации.  Регламентация доступа.

 Под информационной безопасностью понимают защищенность информации от случайных и преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации.  В целях защиты информации в базах данных важнейшими являются следующие аспекты информационной безопасности (европейские критерии): условия доступа (возможность получить некоторую требуемую информационную услугу); целостность (непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения); конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).  Проблема обеспечения информационной безопасности - комплексная, поэтому ее решение должно рассматриваться на разных уровнях: законодательном, административном, процедурном и программно-техническом. В настоящее время особенно остро в России стоит проблема разработки законодательной базы, обеспечивающей безопасное использование информационных систем. Система защиты информации. В соответствии со ст. 20 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” целями защиты информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы. Главная цель любой СИБ заключается в обеспечении устойчивого функционирования объекта: предотвращении угроз его безопасности, защите законных интересов владельца информации от противоправных посягательств, в том числе уголовно наказуемых деяний в рассматриваемой сфере отношений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, обеспечении нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта. Другая задача сводится к повышению качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности имущественных прав и интересов клиентов. Для этого необходимо: - отнести информацию к категории ограниченного доступа (служебной тайне);  - прогнозировать и своевременно выявлять угрозы безопасности информационным ресурсам, причины и условия, способствующие нанесению финансового, материального и морального ущерба, нарушению его нормального функционирования и развития;  - создать условия функционирования с наименьшей вероятностью реализации угроз безопасности информационным ресурсам и нанесения различных видов ущерба;  создать механизм и условия оперативного реагирования на угрозы информационной безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании, эффективное пресечение посягательств на ресурсы на основе правовых, организационных и технических мер и средств обеспечения безопасности;  - создать условия для максимально возможного возмещения и локализации ущерба, наносимого неправомерными действиями физических и юридических лиц, и тем самым ослабить возможное негативное влияние последствий нарушения информационной безопасности.

Регламентация доступа: Доступ — это получение разрешения руководителя на выдачу тому или иному сотруднику конкретных сведений с учетом его служебных обязанностей.  Регламентация доступа — установление правил, определяющих порядок доступа.  Контроль доступа — процесс обеспечения достижения оптимального уровня обеспечения доступа.  Если ценная информация фирмы похищена или стала известной, ей будет трудно удержать свои позиции на рынке. Однако само по себе обладание ценной информацией не принесет никакой выгоды, если работникам не разрешается ее использовать.  При распределении информации, с одной стороны, необходимо обеспечить предоставление каждому конкретному сотруднику полного объема данных для качественного выполнения порученных ему функций, а с другой стороны — исключить ознакомление с излишними ненужными ему для работы сведениями.  В целях обеспечения правомерного доступа сотрудников фирмы к конфиденциальным сведениям, содержащимся в грифованных документах, необходимо внедрить соответствующую систему доступа. Для этого вначале составляется перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определяется ценность того или иного документа и присваивается соответствующий гриф. Затем составляется список сотрудников, допущенных к тем или иным документам. и является правовой основой для практической реализации доступа.  Система доступа должна отвечать следующим требованиям:  - распространяться на все виды классифицированных документов;  - определять порядок доступа всех категорий сотрудников, получивших право на ознакомление и использование документов, содержащих конфиденциальную информацию;  - определять порядок доступа к коммерческой информации представителей различных государственных служб;  - устанавливать надлежащий порядок оформления разрешений на доступ к конфиденциальным документам;  - регламентировать права определенных должностных лиц на оформление доступа сотрудников;  - исключать возможность бесконтрольной и несанкционированной выдачи грифованных документов. Правовой основой для возникновения ответственности за предание огласке, утере, утечке сведений, составляющих коммерческую тайну, является их занесение в перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Туда же должны быть занесены сроки пересмотра грифов. Перечень доводится до сведения всех сотрудников под расписку об ознакомлении. Со всеми сотрудниками, получившими доступ, проводятся соответствующие занятия, преследующие конкретные цели: - четкое знание сотрудником объемов охраняемой информации, за безопасность которой они несут личную ответственность; - понимание работником характера и ценности данных, с которыми он работает, возможных способов и методов проникновения к этим данным, которыми может воспользоваться потенциальный нарушитель; - обучение установленным правилам и процедурам хранения и защиты коммерческих сведений.


26. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения.

Виды моделей. Дескриптивнпервопрохые и нормативные модели. Индуктивные и дедуктивные модели. Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Одноцелевые и многоцелевые модели. Однопериодные и многопериодные модели. Детерминированные и стохастические модели.    Формы разработки и реализации управленческих решений. Указ. Акт. Приказ (письменный или устный). Распоряжение   руководителя. Указание. Протокол.  Инструкция.  Договор. План. 
В настоящее время и в теории управления, и в теории принятия решения существует два основных подхода — норматидный и дескриптидный.
Нормативный подход исследует эти процессы при абстрагировании от субъективных, психологических факторов и направлен на разработку правил, процедур, своего рода — идеальных способов и «рецептов> принятия решения. Дескриптивный подход, напротив, требует учета этих факторов как основных. Первый подход ставит своей основной задачей исследование того, как должны приниматься решения; второй — как это реально происходит Современная теория управления синтезирует эти два подхода.
Индукция предполагает ход рассуждений, направленный на получение умозаключения (общего утверждения) на основе логики от частного (отдельных фактов) к общему. Методы прецедента, аналогий, рассмотрение конкретных ситуаций в целях принятия решения представляют примеры использования метода индукции.
Дедукция – получение выводов по правилам логики, рассуждения строятся на основе некоторых аксиом, постулатов, гипотез (посылок), имеющих характер общих утверждений, из которых выводятся следствия. Если какая-то посылка истинна, то истинно и ее следствие. Приводимая ниже задача принятия решения во многом основана на использовании метода дедукции.
По признаку количества целей различают одноцелевые и многоцелевые (комплексные) решения. Если цели описаны формализовано, в виде целевых функций, то одноцелевые решения называют однокритериальными, а многоцелевые – многокритериальными. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми. Комплексные решения одновременно направлены на достижение социальных, экономических, производственных и других целей. Обычно одну генеральную (общую) цель детализируют на несколько подцелей, строя дерево целей. Как правило, различные цели конкурируют друг с другом. Это объясняется тем, что ресурсы, находящиеся в распоряжении общества, регионов, отдельных организаций, всегда ограничены. Ресурсы, направленные на достижение цели, скажем, увеличения выпуска определенной продукции, не могут одновременно быть выделены на развитие других направлений деятельности. В этом случае при выборе решений возникает проблема согласования противоречивых целей. Это предполагает нахождение определенного баланса в распределении ресурсов между этими целями.
 
 

27.            Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.   

 Риск как оборотная сторона свобо­ды предпринимательства.  Риск как неопределенность, как потенциально существующая вероят­ность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения.  Операции в рыночных условиях. Инвестиции.   Риски потери имущества, финансовых потерь, снижения доходов, упу­щенной выгоды.  Риски чистые и спекулятивные.  Производственный риск, торговый  риск, финансовые риски,  инфляционный и валютный риски. Системный риск  Селективный риск. Риск ликвидности. Кредитный    (деловой)    риск. Региональный риск. Отраслевой риск.  Риск предприятия.  Способы управления рисками.

Практика ведения дел в рыночных условиях вызывает у менеджеров острую необходимость квалифицированно оценивать риски в процессе управления ресурсами и эффективно снижать или компенсировать их негативные последствия.

Риск — это, по сути дела, оборотная сторона свободы предпринимательства. Предпринимательства без риска не бывает в наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском. Проблема состоит не в том, чтобы искать дело без риска, с заведомо однозначным предвиденным результатом, избегать риска, а в том, чтобы предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.

Риск — это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения. Иначе говоря, риск есть вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполученных доходов.

Итак, риск есть вероятностная категория, и характеризовать и измерять его следует как вероятность возникновения определенного уровня потерь.

В зависимости от возможного экономического результата решения риски можно разделить на две группы чистые и спекулятивные:

Чистые риски означают возможность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата. К этой категории рисков относятся природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков: производственные и торговые.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как отрицательного, так и положительного (вы­игрыш, прибыль) результата. К ним относится другая часть коммерческих рисков— финансовые риски

К природным рискам относится риск потерь в результате действий стихийных сил природы, например, эко­номический ущерб в результате землетрясения, наводнения, бури, эпидемии и т. п.

Экологический риск  - вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.

Политический риск —риск имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью. Политические риски связаны с социально-политической ситуацией в стране и деятельностью государства и не зависят от хозяйственного субъекта. К этой категории рисков можно также отнести риск законодательных изменений, т.е. существенного изменения нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, например, налогового законодательства, законодательства о валютном регулировании и т. д.

Транспортный риск. Это вероятность потерь, связанных с перевозками грузов различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным и т.д.

Коммерческие риски представляют собой вероятность потерь в результате предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. В соответствии с основными видами предпринимательской деятельности эта группа рисков делится на производственные, торговые и финансовые риски.

Производственный риск —вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала и т. п.

Торговый риск — риск убытков или неполучения доходов из-за невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору, например, в результате не поставки или несвоевременной поставки товара, задержки платежей и т.п. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Они подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски). К рискам, связанным с покупательной способностью денег, откосятся инфляционный и валютный риски. Инфляционный риск — риск того, что полученные доходы в результате высокой инфляции обесцениваются быстрее, чем растут (с точки зрения покупательной способности)

Валютный риск — риск, связанный с существенными потерями, обусловленными изменениями курса иностранной валюты. Этот вид риска особенно важен и требует оценки при проведении экспортно-импортных операций и операций с валютными ценностями.  Группа инвестиционных рисков весьма обширна и включает в себя системный риск, селективный риск, риск ликвидности, кредитный риск, региональный риск, отраслевой риск, риск предприятия, инновационный риск. Системный риск — риск ухудшения конъюнктуры (падения) какого-либо рынка в целом. Он  не связан с конкретным объектом инвестиций и представляет собой общий риск на все вложения на данная рынке (например, фондовом, валютном, недвижимости и т.д.) Селективный риск - это риск потерь или упущенной выгоды из-за неправильного выбора объекта инвестирования на определенном рынке. Риск ликвидности —риск, связанный с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества. Кредитный (деловой) риск — риск того, что заемщик (должник) окажется не в состоянии выполнять, свои обязательства. Региональный риск — риск, связанный с экономическим положением определенных регионов. Этот риск особенно свойственен моно продуктовым регионам, например, районам угле- или нефтедобычи, кофе- шеи хлопкопроизводящим регионам, которые могут испытывать серьезные экономические трудности в результате изменения конъюнктуры (падение цен) на основной продукт данного региона или обострения конкуренции.  Отраслевой риск — риск, связанный со спецификой отдельных отраслей экономики. Эта специфика определяется двумя основными факторами подверженностью циклическим колебаниям и стадией жизненного цикла отрасли. Риск предприятия связан с конкретным предприятием как объектом инвестиций. Способы управления рисками можно разделять на два основных направления, различающихся как .целями, так и применяемыми инструментами воздействия: методы предупреждения .и ограничения риска и методы возмещения потерь. К первому направлению, преследующему цель снизить уровень риска, можно отнести следующие: 1) тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска; 2)  лимитирование риска — установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением, 3) использование различного рода гарантий и залоговых операций для обеспечения выполнения обя­зательств должника; 4)   диверсификация рисков, например: инвестирование капитала организации в различные виды деятельности;  дублирование поставщиков; сбыт товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах (различные категория потребителей; кли­ентов, разные регионы и т.п.); 5) ориентация на среднюю норму прибыли (доходность), так как погоня за более высокой прибы­лью резко увеличивает риск;  6) применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери. Ко второму направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, следует отнести такие методы управления риском, как: 1 ) создание специальных страховых иди резервных фондов.

2)страхование рисков в страховых организациях. Этот способ предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества, гражданской ответственности и т. п.


28.             Формирование стратегических целей и стратегии предприятия.  

     Стратегия и организационная структура. Эволюция  структуры управления предприятиями как реакция на усложнение управленческих задач. Стадии структурного развития фирм. Проблемы проектирования систем управления. Использование ситуационного метода при разработке организационной структуры.

      Стратегическая единица бизнеса (СЕБ). Концепция сегментации рынка как основа выделения СЕБ. Критерии сегментации рынка и понятие корпоративного портфеля. Типы стратегий предприятий: корпоративная, деловая, функциональная. Иерархическая структура стратегий.

     Основные этапы стратегического менеджмента. Стратегические факторы. Цель анализа стратегических факторов. Основные составляющие эффективной стратегии предприятий.

Стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.  Стратегия, выбранная фирмой, непосредственно связана с проектированием новой организационной системы для фирмы. Стратегия влияет на дизайн организации и  наоборот, дизайн влияет на стратегию. Анализ организационной структуры с позиций процесса выполнения стратегии направлен на получение ответа на два следующих вопроса. Первый: в какой мере существующая организационная структура может способствовать либо же мешать реализации выбранной стратегии? Второй: на каких уровнях в организационной структуре должно осуществляться решение определенных задач в процессе осуществления стратегии? К сожалению, нет алгоритмизированных схем, позволяющих четко и однозначно подойти к поиску ответа на эти вопросы. Однако полезно знать, какие типовые организационные структуры могут применяться в управлении организацией, какие факторы определяют использование той или иной структуры, и, наконец, какими преимуществами и недостатками обладает та или иная организационная структура.

Может быть проведено несколько различных классификаций организационных структур, каждая из которых будет отражать определенный подход к анализу взаимосвязей между частями организации. Широко признано, что существует пять типов организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по стратегическим единицам бизнеса и матричная структура.

Элементарная организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только в маленьких организациях. При такой структуре в организации выделяется верхний уровень — руководитель, и нижний уровень — исполнитель.

Функциональная организационная структура возникает там, где появляется разделение труда и специализация. Как только отдельные функции, например, производство, или маркетинг, или финансы получают организационное закрепление, так сразу в организации складывается функциональная организационная структура, связывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения в организации.

Дивизиональная организационная структура складывается в тех организациях, в которых в силу определенных обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделенные большими правами в осуществлении своей деятельности структурные подразделения-отделения. Основаниями для их выделения может быть производство различных продуктов в специализированных подразделениях, либо осуществление деятельности на относительно изолированных территориях, либо же работа с различными специализированными покупателями и т.п. Руководство таких подразделений имеет право само вырабатывать стратегию для руководимого ими отделения и подчиняется непосредственно высшему руководству организации.

Организационная структура на базе стратегических единиц бизнеса применяется в организации тогда, когда у нее имеется много самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом случае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и этим частям корпорации придается статус стратегических единиц бизнеса.

Матричная организационная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства. Вертикальное направление — управление структурными подразделениями организации. Горизонтальное направление — управление отдельными проектами или программами, для реализации которых привлекаются люди и ресурсы различных подразделений организации. При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта.

Эволюция  структуры управления предприятиями как реакция на усложнение управленческих задач.     В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.

   Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

   В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбо­ра. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находить­ся, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследст­вие изменения потребительских приоритетов.

   В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил зада­чу своевременной адаптации к тем изменениям, которые проис­ходят во всех сферах общественной жизни, что создание потен­циала изменения, способности фирмы должным образом отве­чать на вызов со стороны окружения стало центром стратегич­ности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели пони­мание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подра­зумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые про­изойдут в среде.

Проблемы проектирования систем управления. Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации. Существует ряд элементов проектирования организации: - разделение труда и специализация. Разделение труда происходит по двум направлениям: постадийное разделение работ (горизонтальная специализация), и разделение работ по уровням иерархии (вертикальная).  - департаментизация и кооперация. Это группирование схожих работ и их исполнителей (линейная, функциональная и матричная). 

- связи между  частями и координация. В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации (в иерархии: вертикальные и горизонтальные связи, по целям: линейные и функциональные связи, по характеру отношений: формальные и неформальные связи).

- масштаб управляемости и контроля. Нужно определить сколько людей или работ может быть эффективно объединено под единым руководством.

- иерархия организации и ее звенность. Иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – это структура власти, или звенность. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их согласования с выше- или нижерасположенными частями.  - распределение прав и ответственности. Применяются две системы распределения прав и ответственности. Первая строится на принципе единства подчинения, это значит, что работник должен получать распоряжение  только от одного начальника. Вторая система – система двойного или множественного подчинения. При такой системе права и ответственность распылены между многими уровнями иерархии. - централизация и децентрализация. Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. Децентрализация – это передача и делегирование ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления.  - дифференциация и интеграция. Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделением таким образом, чтобы каждая из робот получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Использование ситуационного метода при разработке организационной структуры.  Одним из достаточно распространенных стратегических изменений является изменение организационной структуры. Уже подчеркивалось, что организационная структура, как она рассматривается в стратегическом управлении, не является чем-то существующим самостоятельно, независимо от стратегии и целей организации. Для стратегического управления организационная структура является одним из важных средств обеспечения реализации стратегии. В связи с этим и ее оценка, и ее выбор в процессе выполнения стратегии обусловлены в первую очередь тем, способствует ли организационная структура достижению целей организации. Поэтому процесс ее выбора или изменения строится по следующей схеме:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 РЕФЕРАТЫ