бесплатные рефераты

Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

Введение………………………………………………………………………..4

1. Фондовый рынок: задачи, структура, участники ……………………..8

1.1 Состав и участники фондового рынка………………………..………..8

1.2 Формирование фондового рынка в России в постсоветское время………………………………………………………………………….21

2. Особенности  развития   фондового   рынка   России  на  современном  этапе  .26

2.1 Финансовые инструменты фондового рынка. 26

2.2 Государственные ценные бумаги на рынке. 34

2.3 Состояние фондового  рынка России. 41

3.Сравнительный анализ фондового рынка России. . 64

3.1 Развитие российского рынка акций : взаимодействие с зарубежными рынками  64

3.2 Основные проблемы российского фондового рынка и перспективы развития  71

Заключение………………………………………………………………… 98

Список использованной литературы.. 100

ВВЕДЕНИЕ



Поскольку одной из основополагающих целей товарной экономики является получение прибыли, постольку любая деятельность есть или должна быть сферой приумножения капитала, и с этой позиции любой рынок есть одновременно и рынок для вложений капиталов.

Денежные средства могут быть вложены в производственную и торговую деятельность, недвижимость, антиквариат и т.п., и во всех этих случаях деньги с течением времени могут иметь свой прирост, т.е., приносить прибыль.

Сфера, где можно накопить капитал или откуда его получить, есть сфера финансовой деятельности. Основными рынками[1], на которых преобладают финансовые отношения, являются:

-                     Рынок банковских капиталов,

-                     Рынок ценных бумаг,

-                     Валютный рынок,

-                     Рынок страховых и пенсионных фондов.

Финансовый инструмент[2] — одна из новых экономических кате­горий, пришедших к нам с Запада с началом построения основ рыночной экономики. Сейчас эта категория активно используется не только в отечественной монографической литературе, но и в ряде нормативных документов, в частности, можно упомянуть об Указе Президента, утвердившем концепцию развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Рынок ценных бумаг и является основным финансовым инструментом, с помощью которого регулируются финансовые рынки. В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом своем качестве является составляющей частью финансового рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и фондовый рынок считаются синонимами.[3]

Фондовый рынок прежде всего – мощный финансовый инструмент для привлечения инвестиций в сферу материального производства.

Существенные изменения происходят и в области инфраструктуры российского фондового рынка. Заложена законодательная основа создания единой депозитарной системы, после долгого затишья вновь стремительно стала развиваться биржевая торговля корпоративными ценными бумагами. Началось формирование внутрироссийской системы коллективных инвестиций, что очень важно для устойчивого развития рынка капиталов - в России появились паевые инвестиционные фонды и т.н. общие фонды банковского управления.[4]

С точки зрения товарного хозяйства рынок ценных бумаг, с одной стороны, подобен рынку любого другого товара, ибо ценная бумага — это тоже товар, а с другой — имеет особенности, связанные со специфи­кой своего товара — ценных бумаг

Первое различие между рынком ценных бумаг и рынком товаров, как материальных благ (работ, услуг) состоит в объекте и объеме рын­ка. У них разные объекты рынка: ценная бумага или материальный то­вар. Объем рынка ценных бумаг намного больше объема рынка матери­альных благ и потенциально не имеет предела.

Второе различие — способ образования рынка. Товар как материальный объект должен быть произведен или добыт в процессе трудовой деятельнос­ти человека. Ценная бумага выпускается в обращение; раньше для этого надо было хотя бы напечатать бланки самой ценной бумаги, а теперь доста­точно зарегистрировать всех владельцев в специальном реестре.

Третье различие между этими рынками — значимость процесса обра­щения. Целью производства материального товара является его произво­дительное или личное потребление. Процесс обращения необходим, что­бы доставить товар от производителя к потребителю. Число стадий об­ращения товара ограничено, и чем их меньше, тем лучше. Ценная бумага существует только в процессе обращения. Количество актов перехода ее из рук в руки ничем не ограничено и потенциально бесконечно. Скорость обращения ценной бумаги — важнейший показатель ее «качества». Пре­кращение процесса обращения означает «смерть» для ценной бумаги.

Четвертое различие отражает субординацию сравниваемых рынков. Поскольку материальное товарное производство — основа человечес­кого существования, постольку рынок материальных товаров перви­чен по отношению к рынку ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг, отличаясь от рынка денег (валют, банковских ссуд и депозитов) своим объектом, очень сходен с ним способом образо­вания, и значимостью процесса обращения. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (например, векселя, чеки). А сами современные бумажные деньги исторически произошли от такой ценной бумаги, как банковский вексель.[5]

В современной отечественной экономической науке появилось значительное количество работ, посвященных изучению рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что в России в настоящее время появилось огромное количество работ посвященным проблемам развития и функционирования рынка ценных бумаг, все же в теории фондового рынка остается много дискуссионных вопросов, таких как анализ структуры российского рынка, влияние политических аспектов жизни государства на его становление и развитие. А также вопросов по поводу основных проблем на современном этапе и путей их преодоления, приоритетных направлений развития российского фондового рынка.

Для достижения поставленной цели моей дипломной работы, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

-                     рассмотреть структуру и состав участников фондового рынка,

-                     дать характеристику первичного и вторичного рынка ценных бумаг,

-                     проанализировать роль государственных ценных бумаг на финансовом рынке,

-                     дать анализ становлению фондового рынка России и основных операций на нем,

-                     охарактеризовать развитие рынка ценных бумаг в России в сравнении с мировым опытом.


1. Фондовый рынок: задачи, структура, участники

 

1.1  Состав и участники фондового рынка


Участники рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, об­служивают их оборот и расчеты по ним. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругообо­рота ценных бумаг.

Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Всего выделяют 4 сектора: домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые посредники. Большая часть капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.).

Регулирование финансовых рынков в различных странах мира можно отнести к двум полярным системам.

Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом значительное место в контроле не занимают жесткие предписания, переговоры и индивидуальные согласования позиций участниками рынка, при том, что государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям).

Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более, чем 30 стран с развитыми рынками – более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берет на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях это подразумевает жесткую систему допуска организаций или физических лиц к работе на фондовом рынке.

Таким органом является в США Комиссия по ценным бумагам. В соответствии с действующим порядком, на нее возложено лицензирование деятельности участников рынка, регистрацию проспектов эмиссии, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение реестров акционеров, брокерской и дилерской, а также депозитарной, клиринговой и деятельности по организации торговли ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций как коммерческие банки, промышленные и торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании.

Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой «золотую середину» между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала. В любом случае, создание финансового рынка, по-видимому, следует начинать не с его регулирования.

Существуют следующие основные группы участников рынка цен­ных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

-                                      продавцы;

-                                      инвесторы;

-                                      фондовые посредники:

-                                      организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;

-                                      органы регулирования и контроля.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:

-                     организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);

-                     расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);

-                     депозитарии;

-                     регистраторов;

-                     информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.[6]

Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают:

·        высшие органы управления (Президент, Правительство);

·        министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.);

·        Центральный банк Российской Федерации.

Финансовый рынок охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных бан­ковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источни­ком долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высо­коликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долго­срочные потребности в финансовых ресурсах.

На рынке средне- и долгосрочных банковских кредитов заем­ные средства выдаются компаниям для расширения основного ка­питала (обновление оборудования и увеличение производствен­ных мощностей).

Фондовый рынок обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через вы­пуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

Основные функции фондового рынка заключаются:

-                     в централизации временно свободных денежных средств и сбережений для финансирования экономики;

-                     в переливе капитала с целью его концентрации в технически или экономически прогрессивных отраслях и наиболее перспек­тивных регионах;

-                     в ликвидации дефицита государственного бюджета, в его кассовом исполнении и сглаживании неравномерности поступления налоговых платежей;

-                     в информации о состоянии экономической конъюнктуры, исходя из состояния рынка ценных бумаг.[7]

Фондовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. Основными эмитентами этого рынка являются частные компании и государственные органы, основными объектами сделок — ценные бумаги. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг происходит путем либо подписки, либо открытой продажи.

На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки).

Различные виды ценных бумаг, формы вкладов и кредитования получили в экономической литературе и официальных документах обобщающее определение — финансовые инстру­менты.

Какие интересы преследует эмитент на рынке ценных бумаг? Основ­ной мотив, который им движет - это привлечение капитала (денежных ресур­сов). Кроме того, продажа ценных бумаг дает возможность реконструиро­вать собственность, например государственную в акционерную путем приватизации. Путем выпуска ценных бумаг можно улучшить финансо­вое планирование или управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании и т.п.

На другой стороне рынка — инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого — заставить свои средства работать и прино­сить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голо­са). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.

Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг яв­ляется специфической, т.е. присущей только данному рынку.

Поскольку рынок ценных бумаг есть составная часть рынка вооб­ще, постольку состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.

Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продав­ца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фон­довые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.

В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, кото­рые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фон­дового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рын­ка ценных бумаг. Этот рынок для них — один из элементов сферы финан­совых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обра­щаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долго­срочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для вре­менного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них — часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.

Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граж­дане, для которых торговля ценными бумагами — основная профессио­нальная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношений «клиенты — профессио­нальные торговцы» — это «розничный» сегмент фондового рынка, ори­ентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональ­ные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр фи­нансовых услуг и финансовых инструментов.

Рядом с «розничным» сегментом фондового рынка существует не менее значительный «оптовый» сегмент — сфера отношений непосред­ственно между профессиональными торговцами. Здесь «профессиона­лы» торгуют друг с другом на равных. Принципы организации этой торговли в целом незначительно отличаются от тех, которые существу­ют в «розничном» сегменте фондового рынка.

Третью группу составляют организации, которые специализируют­ся на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Сово­купность этих организаций называют также «инфраструктурой» фон­дового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регис­траторы и др.[8]

Необходимо отметить, что применяемые здесь наименования различ­ных организаций не являются исключительными. Например, в ряде стран (в соответствии с национальным законодательством и историческими традициями) принято говорить о брокерах (дилерах) или о расчетно-клиринговых центрах и т.п. Имеются в виду, скорее, не наименования кон­кретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, рас­четная, клиринговая, депозитарная, биржевая и т.д.), которые по одно­му или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами.

Российское законодательство (указы Президента Российской Феде­рации, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», подзаконные нор­мативные акты) оперируют следующими терминами: дилерская дея­тельность — дилер, брокерская деятельность — брокер, деятельность по организации торговли — организатор торговли и фондовая биржа, депозитарная деятельность — депозитарий, деятельность по ведению реестра ценных бумаг — регистратор, расчетно-клиринговая деятель­ность по ценным бумагам — клиринговый или расчетный центр, рас­четная деятельность по ценным бумагам — расчетный центр. При этом в ряде случаев допускается совмещение одним юридическим лицом нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.[9]

Всех участников рынка ценных бумаг можно разделить на две группы. В первую группу входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, представленные главным образом организациями, которые выполняют по­среднические и консультативные услуги на РЦБ, и также выступают в роли игроков на фондовой бирже. Эти организации формируют инфра­структуру фондового рынка. Ко второй группе относятся участники, целью которых является временное размещение свободных финансовых ресур­сов. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Профессио­нальным участникам РЦБ лицензию на деятельность выдает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.  

Главное действующее лицо на рынке – посредник, именуемый на фондовом рынке брокером.[10]

В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Дого­вор комиссии с брокером может предусматривать возможность использо­вания средств клиента, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в своих интересах до момента возврата денежных средств клиенту. Брокер не может давать га­рантии в отношении доходов от инвестирования. Следующим профессио­нальным участником является дилер. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо. Дилер получает прибыль за счет двух источников.

 Во-первых, он постоянно обновляет котировки, по которым готов ку­пить и продать ценные бумаги. Разницу между ценой продавца и ценой покупателя называет спрэдом. Дилер получает прибыль за счет спрэда.

Дилер обязан заключать сделки по ценам объявленных котировок. Также он может устанавливать обязательные условия, такие как минимально и максимальное количество покупаемых или продаваемых бумаг, а также сроки действия цен. В случае отказа дилера от заключения сделки на объ­явленных условиях к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении договора или о возмещении причинённых инвестору убытков.

Во-вторых, дилер зарабатывает за счет возможного прироста курсовой стоимости приобретенных им бумаг. Дилер- это крупная организация. Поэтому она обычно совмещает два вида деятельности: дилера и брокера.

Следующим участников фондового рынка являет инвестиционный фонд. Инвестиционные фонды, в первую очередь представляют интересы мелкого и среднего инвестора. Во-первых, потому что средства передаются профессиональным участникам фондового рынка. Во-вторых, фонд позволяет снижать уровень риска за счет диверсификации своих инвестиций, т. е. разделение денежных средств между различными финансовыми инструментами.

В России инвестиционные фонды возникли с началом приватизации государственной собственности. В основном это были чековые инвестиционные фонды, т. е. фонды, акции которых обменивались на приватизационные чеки. Несмотря на то, что их было создано порядка 550, их деятельность не имела успеха. Такой результат объяснить просто. Инвестиционный фонд - это институт, характерный для страны с развитым рынком ценных бумаг и работающей экономикой. Прибыль фонда зависит от деятельности предприятий, бумаги которых он приобрел. В первые годы реформ фондовых рынок России практически отсутствовал. Таким образом, можно сказать, что с самого начала Российские фонды не имели будущего.[11]

Инвестиционный фонд представляет собой организацию, которая только преумножает денежные средства. Для выполнения своих целей он заключает договоры с двумя другими лицами. Первое из них  - это депозитарий.

Второе лицо представлено управляющим. В качестве управляющего может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию.

Инвестиционные фонды делятся на паевые инвестиционные фонды.

Задача паевого инвестиционного фонда сводится к аккумулированию средств вкладчиков и размещению их в другие финансовые активы. Паевой фонд имеет ряд отличий по порядку образованию и функционированию. Он создается при компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых фондов, которая становится управляющей компанией фонда. В отличие от инвестиционного фонда вкладчики паевого фонда приобретают не акции, а инвестиционные паи. Инвестиционный пай – это именная бумага, удостоверяющая право инвестора на получение денежных средств в размере стоимости пая на дату его выкупа. На пай не выплачиваются не дивиденды, ни проценты. Прибыль инвестор может получить только за счет прироста курсовой стоимости пая. Фонд обязуется выкупать паи. Цена пая оценивается на момент выкупа путем деления стоимости чистых активов фонда на количество находящихся в обращении паев. С точки зрения сроков выкупа паев, фонды делятся на открытые и интервальные. Фонд является открытым, если управляющая компания обязуется выкупать паи по требованию инвестора в срок установленный правилами фонда, но не превышающий 15 рабочих дней даты предъявления требования. Фонд считается интервальным, если управляющая компания обязуется выкупать паи в срок установленный правилами фонда, но не реже одного раза в год.

Фонд признается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии. После этого начинается продажа паев инвесторам. Однако если паи будут реализованы на сумму меньшую, чем предусмотрено законодательными документами по паевым фондам, то он подлежит ликвидации.

Следующий вид фондов - это фонды хеджирования в основном они существуют в западных странах. В законодательстве западных стран нет официального определения, но можно перечислить ряд черт присущих таким организациям.

Во-первых, они являются частными компаниями, насчитывающими не менее 100 участников не редко это оффшорные компании. Оффшорная компания- это компания, зарегистрированная в стране или экономической зоне с льготным налогообложением.[12]

Во-вторых, участники фондов - состоятельные лица, поэтому они могут позволить себе пойти на большие риски. Правила таких организаций обычно требуют, чтобы состояние участника равнялось не менее 250 тысяч долларов.

В-третьих, они проводят очень рискованную финансовую политику, открывая позиции на рынке, превышающие размеры их собственности в 5-20 раз.

В-четвертых, обычно они показывают высокие результаты доходности по своим операциям.

Элементом инфраструктуры фондового рынка выступают клиринговые организации, в обязанности которых входит определение и зачет взаимных обязательств инвесторам по поставкам и расчетам за ценные бумаги. Они осуществляют сбор, сверку, корректировку информации по сделкам с ценными бумагами и готовят по ним бухгалтерские документы. Клиринговая организация должна формировать специальные фонды для снижения риска неисполнения сделок с ценными бумагами.

На фондовом рынке функционируют регистраторы или держатели реестра. Сам реестр-это список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им бумаг. В реестр могут вноситься не только имена владельцев ценных бумаг, но и номинальных держателей ценных бумаг. В качестве номинальных держателей, как правило, выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Регистратор обязан по требованию владельца или номинального держателя предоставить ему выписку из реестра по его лицевому счету.

Регистратор также обязан предоставить зарегистрированным в реестре владельцам и номинальным держателям, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, по их требованию данные из реестра о других владельцах бумаг с указанием количества, категории и номинальной стоимости принадлежащих им бумаг. Деятельность по ведению реестра не допускает совмещения ее с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ.

Следующим участником РЦБ является фондовая биржа. Помимо функции организации торговли бумагами она может осуществлять депозитарную и клиринговую деятельность. Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой организации. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены. Другие лица, желающие осуществлять биржевые сделки, обязаны действовать через членов биржи как посредников. Членами биржи могут быть только профессиональные участники РЦБ. Биржа- это место, где заключаются сделки с ценными бумагами. Поэтому физически сами ценные бумаги на рынке не присутствуют. После заключения сделки на бирже покупатель и продавец осуществляют между собой взаиморасчеты в соответствии с правилами биржи. Если инвестор желает купить или продать бумаги на бирже, то ему необходимо заключить соответствующий договор с компанией-членом биржи, которая будет предоставлять ему брокерские услуги.

Активных участников можно разделить на спекулянтов и арбитражеров. Если спекулянт прогнозирует рост цены бумаги, то он будет играть на повышение, т.е. купит бумагу в надежде продать позже по более высокой цене. Таких спекулянтов часто называют быками. Если спекулянт прогнозирует падение цены бумаги, он играет на понижение, т.е. займет бумагу и продаст ее в надежде выкупить в последующем по более низкой цене. Таких спекулянтов именуют медведями. Арбитражер – это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одной и той же бумаги на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Например, одна и та же акция продается на двух биржах. Поскольку каждая биржа это самостоятельный рынок, то в какие-то моменты времени цена акции на них может отличаться. Арбитражер продает бумагу на той бирже, где она дороже, и покупает там, где она дешевле. Разница в ценах составляет его прибыль. В результате действий арбитражеров цены на разных рынках становятся одинаковыми. Лицо, осуществляющее подобные операции, должно располагать хорошими системами связи с различными рынками. В современных условиях арбитражные операции часто осуществляются с помощью специально запрограммированных компьютеров. Подводя итог, можно сказать, что одно и тоже лицо может являться как спекулянтом, так и арбитражером.



1.2 Формирование фондового рынка в России в

постсоветское время


Фондовый рынок в России начал свое формирование в современной России в первой половине 1991г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР №9601 от 25 декабря 1990г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Для этого первого этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР №78 от 28 декабря 1991г. "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" на пять последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Основными формальными вехами второго этапа развития PЦБ стали система приватизационного законодательства 1992-1994гг. и создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995гг.

Наибольшее влияние на развитие рынка в 1992-1994гг. оказал Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.

По имеющимся оценкам, именно в 1994г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени надежности, ориентированных на работу с населением. Также в 1994г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год ознаменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных инвесторов в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы, в том числе, в ценные бумаги, а также притока на рынок средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992-1994гг.) в России завершается в значительной мере количественный этап институциональных преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур:

·                     корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных АО);

·                     биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий;

·                     системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных инвесторов;

·                     социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников (около 40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ