бесплатные рефераты

Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

12. Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже указывалось в связи с проблемой повышения роли государства):

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,

в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов:

а) создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;

б) передача части прав по регулированию рынка регионам;

в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в состав директоратов государственных органов),

г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,

д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы).

14. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка, восстановления системы образования и российской научной школы в области рынка ценных бумаг).

15. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка[42].

Развитие рынка капитала возложено правительством на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, а контроль за ходом реализации - на Минфин. В этих целях Минфин заключит договор с ФКЦБ об условиях реализации проекта.

Минфину поручено обеспечить выделение средств, необходимых для обслуживания и погашения займа Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР), а также совместно с ФКЦБ разработать финансовые условия предоставления средств займа МБРР российским коммерческим организациям на платной и возвратной основе и осуществлять заключение с ними соответствующих соглашений о субзаймах.

Кроме того, в целях реализации соглашения между Россией и МБРР о займе для финансирования мероприятий по правовой реформе в РФ, правительство поручило Минфину произвести денежный зачет обязательных платежей Российского фонда правовых реформ, подлежащих уплате в федеральный бюджет в счет средств федерального бюджета, предусмотренных для финансирования мероприятий, вытекающих из этого соглашения.

Основными направлениями реализации проекта должны стать финансирование технической помощи России в сферах законотворчества, классификации и распространения правовой информации, юридического образования, судебной реформы.

В настоящее время уровень расходования средств МБРР в России составляет 70 млн. долл. в месяц.

Существенные изменения происходят и в области инфраструктуры российского фондового рынка. Заложена законодательная основа создания единой депозитарной системы, после долгого затишья вновь стремительно стала развиваться биржевая торговля корпоративными ценными бумагами.

Российский рынок срочных контрактов, известный как рынок форвардных контрактов (ФК) на индекс доллара США, единодушно признан российскими и иностранными банкирами самым неорганизованным и опасным из нарождающихся финансовых рынков. Впрочем, это не помешало всем российским банкам участвовать в этой масштабной авантюре, сравнимой разве что с «пирамидой ГКО».

Первые упоминания в прессе об этих сделках в России относятся к первой половине 1996 года, когда иностранные инвесторы впервые появились на российском рынке ГКО/ОФЗ, хотя отдельные сделки заключались между российскими банками и в 1995 году. Ситуация тогда была не самая благоприятная - накануне президентских выборов серьезные иностранные деньги в Россию не шли. В отечественные государственные бумаги вкладывались лишь очень рискованные спекулянты, не брезговавшие, впрочем, возможностью застраховаться от неожиданных колебаний обменного курса с помощью форвардных сделок с российскими банками.

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

-                     создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

-                     необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

-                     ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

-                     создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

-                     гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

-                     создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

-                     государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

-                     приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

-                     перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

-                     срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

5. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

-                     концентрация и централизация капиталов;

-                     интернационализация и глобализация рынка;

-                     повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

-                     компьютеризация рынка ценных бумаг;

-                     нововведения на рынке;

-                     секьюритизация;

-                     взаимодействие с другими рынками капиталов.[43]

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

-              новые инструменты данного рынка;

-              новые системы торговли ценными бумагами;

-              новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.[44]

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

Рынок ценных бумаг и его информационная инфраструктура должны создавать условия для эффективной реализации инвестиционного процесса в России. Создание в РФ информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг потребует внедрение современных технологий, создание баз данных, разветвленных и защищенных телекоммуникационных сетей, интегрированных с банковскими системами.

Успешность формирования цивилизованного рынка ценных бумаг в России зависит и от состояния его информационной базы. Недостаток надежной информации об эмитентах и правилах торговли ценными бумагами, становится одним из главных факторов, препятствующих росту инвестиционной активности россиян и успешности процесса совершенствования рынка ценных бумаг в России.

Своевременный обмен информацией, создание и введение баз данных требуют единого информационного пространства. Существующие информационные системы ориентированы на интересы отдельных кругов пользователей, и деятельность их не скоординирована. Для решения этой проблемы предпринимаются попытки создать на коммерческой основе телекоммуникационную систему, охватывающую все административные центры субъектов РФ.[45]

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников рынка и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на фондовом рынке.

Специфика российского рынка ценных бумаг заключается в том, что эмитенты, интерес к акциям которых может проявиться практически у любого брокера, не расположены компактно на какой-либо территории.

Вследствие этого возникает необходимость совершенствования информационного обеспечения рынка, позволяющего проводить различные сделки с учетом географических данных, определяющих конкретную операцию. Очевидно, что следует использовать телекоммуникации в торговых системах, системах хранения и регистрации. Что касается организации электронной торговли, то для пользователя системы совершенно безразлично, в каком месте находится его партнер по сделке. Заявка будет выставлена для всеобщего обозрения и практически любой участник системы имеет возможность провести переговоры и заключить сделку.

Значительно сложнее обстоит дело с межрегиональной регистрацией перехода прав собственности на ценные бумаги. Здесь обязательно следует учитывать что реестр может находиться в одном регионе, а клиент и брокер - в другом. Место, где клиент пользуется хранилищем, удалено от реестродержателя. Следует подчеркнуть тот факт, что в настоящий момент многие регистраторы открывают свои отделения, представительства в местах, где производится большинство операций с ценными бумагами. Тем не менее, развитие депозитарного обслуживания клиентов приведет к тому, что со временем сформируется система крупных региональных хранилищ, в которых будет проводиться учет прав по ценным бумагам.

С появлением сети региональных представительств регистраторов возникает необходимость организации системы передачи информации и общего взаимодействия центрального отделения и его филиалов. Следует отметить, что в настоящий момент не существует общих правил, которыми могли бы пользоваться регистраторы. Поэтому случаются ошибки, связанные исключительно с несовершенством порядка передачи данных. Появляется необходимость вести учет не только тех ценных бумаг, которые принадлежат клиентам, зарегистрированным в реестре акционеров на текущую дату, но и бумаг, транзакции по которым находятся в процессе исполнения. Исполнение осуществляется в несколько приемов. Поэтому технология перерегистрации постепенно приближается к депозитарной.[46]

Сегодня никому уже не нужно объяснять, что INTERNET является общедоступной международной компьютерной сетью, объединяющей миллионы пользователей по всему земному шару, Естественно, что по мере расширения сети и совершенствования технологий работы в ней рядом с информационными (рекламными) web-страницами в появляются ресурсы, позволяющие пользователю заниматься непосредственно бизнесом, Именно вследствие своей общедоступности INTERNET существует проблема защиты информации, препятствующая его развитию не только в России. Крупнейшие мировые финансовые учреждения предпочитают создавать собственные корпоративные сети, максимально страхуясь от несанкционированного доступа. Во всех вопросах, касающихся информационной поддержки участников финансового и фондового рынка, россияне достаточно давно и активно пользуются услугами INTERNET.

Одной из услуг, доступной сегодня благодаря INTERNET, является отображение торговой информации с Российской фондовой биржи (РФБ) в реальном масштабе времени. Теперь клиенты могут не только наблюдать за ходом торгов, но и обмениваться текстовыми сообщениями со своими брокерами. Этот сервис позволит клиентам принимать непосредственное участие в проведении торговой сессии. Они получат механизм передачи приказов брокерам в режиме реального времени, с минимальной задержкой. Обмен информацией производится между одним из серверов. На этих серверах располагается брокерами, работающими в торговой системе Российской биржи и клиентами INTERNET через один из серверов. Используемый способ обмена позволяет получать сообщения в несколько раз быстрее обычной электронной почты.

Брокер может работать с сообщением непосредственно в рамках торговой системы Российской биржи. Для этого в торговую систему введено специальное “окно сообщений”, которое служит для просмотра клиентских сообщений и отправки брокерских.

 Российский рынок ценных бумаг развивается не по дням, а по часам, наверстывая отставание от мировых лидеров. В этой гонке появляются новые понятия, которыми оперируют участники рынка. И только через некоторый промежуток времени они обретают юридический статус, преломляясь в российской действительности. Так происходило с регистраторами и трансфер-агентами, так происходит и с депозитариями. И если год назад большинство участников рынка с трудом могли назвать пять отличий регистратора от депозитария, то сегодня такие вопросы уже никто не задает, появились новые. Понятия кастоди и кастодиальные услуги являются общепризнанными почти во всем мире. Деятельность кастоди принципиально важна для рынка ценных бумаг. Многие западные инвесторы до сих пор не решаются инвестировать в российские ценные бумаги из-за отсутствия в России сложной системы кастодиальных услуг, существующей на Западе. Вид бизнеса, который называется кастоди, различен в разных странах. Более того, он различен в банках одной страны. Каждый банк имеет собственные процедуры ведения кастодиального бизнеса.

На развитых рынках существуют самые различные услуги, называемые кастоди. С одной стороны, под кастоди понимается просто хранение ценных бумаг, приобретенных для клиента, в банковском хранилище. С другой - кастоди является крайне сложной услугой, включающей ежедневную обработку больших объемов торговли; эффективную работу со всеми категориями ценных бумаг; обработку, накопление и получение любого вида доходов; ежедневное инвестирование неработающих денег; постоянные телефонные звонки и встречи с клиентами; оперативную оценку и исправление ошибок; отчетность и ее оценку в день сделки, а также ежедневное представление тщательно разработанных финансовых отчетов.[47]

Для большинства российских операторов рынка кастодиальный бизнес (без которого невозможно функционирование рынка инвестиций и ценных бумаг) не связан с какой-либо известной в России деятельностью.

Спрос на кастодиальные услуги предъявляют в основном иностранные институциональные инвесторы: пенсионные и взаимные фонды. Они ожидают, что в России кастодианы будут отвечать требованиям и западного и российского законодательства.

Депозитарий является кастодианом, а услуги, которые он оказывает, называются кастоди. Кастодиан осуществляет ответственное хранение ценных бумаг инвестора, следит за должной обработкой всех сделок и других операций, а также ведет финансовую отчетность. Наиболее примитивная форма кастоди - ответственное хранение. Его часто выполняет население, храня свои денежные средства в "чулке". Этот метод не подходит для хранения ценных бумаг, как правило, существующих в бездокументарной форме, и когда ответственное хранение предполагает постоянную проверку правильности записей в реестре.

Роль государства в организации данных секций на фондовых биржа должна заключаться в предоставлении им льготных условий налогообложения, создании информационных сетей, в прямом участии в их работе. Брокерские фирмы, учитывая малое количество свободно обращающихся акций многих приватизированных предприятий и невысокую их ликвидность, могут не проявить заинтересованности в работе на секциях. В этом случае функции биржевых посредников, по крайней мере, в период становления секций, должны выполнять государственные служащие.

Таким образом, необходимость преодоления застоя на фондовом рынке, уменьшения риска от вложений в ценные бумаги и проведения операций с ними по правилам, соответствующим принятым в мировой практике стандартам, требует быстрейшего осуществления следующих мер.

1) Создать систему мобилизации инвестиционных ресурсов для рынка ценных бумаг, включая институциональные, инвестиционные и государственные внебюджетные фонды.

2) Ввести в обращение новые государственные финансовые инструменты, учитывающие инфляционные процессы и ориентированные на средних и мелких инвесторов.

3) Усилить государственное регулирование операций с ценными бумагами, в связи с чем повысить роль Минфина РФ в управлении институтами рынка вплоть до введения своих представителей на крупнейшие фондовые биржи.

4) Особое внимание государственных органов должно быть обращено на защиту мелких акционеров. Прежде всего, предоставлять им информацию о работе акционерного общества и не допускать эмиссию ценных бумаг, не соответствующих требованиям законодательства.

5) Совершенствовать функционирование фондовых бирж путем создания специальных секций, предназначенных для работы с акциями приватизированных предприятий.

Осуществление данных мер позволит резко увеличить инвестиционные ресурсы фондового рынка возможность их капитализации, привлечь на рынок; новых инвесторов и гарантировать их от чрезмерно рискованных сделок. Все это ускорит формирование полноценного фондового рынка в России[48].   

Надо отметить что есть идея создания мегарегулятора не она нова России. Впервые она была озвучена компанией Cadogan Financial еще в конце 1999 г. Среди причин, вызвавших необходимость создания подобного суперведомства, назывались неравномерность, фрагментарность и непоследовательность нормативно-правовой базы; незначительный размер рынков капитала; недостаточная независимость органов регулирования; низкая оплата труда и недостаток ресурсов, характерные для большинства органов регулирования; отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры. Cadogan Financial предлагала в рамках проекта программы технической помощи создать единый мегарегулятор. Основным реципиентом должна была стать ФКЦБ России, что предполагало формирование мегарегулятора на базе Комиссии. О необходимости концентрации функций по регулированию фондового рынка речь шла и в программном документе «Концептуальные основы развития рынка ценных бумаг в России», подготовленном Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) в 1999 г. Однако по целому ряду объективных и субъективных причин эта идея не получила дальнейшего развития.

Действительно реальные шаги по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были сделаны только в начале марта 2004 г. в рамках радикальной административной реформы, начало которой было положено указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314). Данным документом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регулятору российского финансового рынка были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.

Окончательно структура и статус нового регулятора российского финансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», (Руководитель ФСФР - Вьюгин О.В. ) , принятым в развитие Указа № 314. Согласно данному постановлению ФСФР - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правительства РФ и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:

·                   осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;

·                   обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

·                   осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции контроля и надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

·                   обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов[49].

    Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.
    Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений. В территориальных органах ФСФР работают 800 человек.

    ФСФР - совершенно особая структура в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мегарегулятором. В то же время ФСФР пока и не мегарегулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России.
    Вместе с тем, являясь мегарегулятором финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу - федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. Очевидно, непосредственное подчинение ФСФР премьер-министру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответствует духу административной реформы: разделение функций по установлению правил и контролю за их применением и передача их независящим друг от друга органам исполнительной власти.

Однако в случае с регулированием фондового рынка возникает вполне очевидное противоречие с законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Разграничение этих функций способно привести к снижению эффективности государственного регулирования финансового рынка и, как следствие, к снижению эффективности функционирования последнего. Все-таки от наличия у государственного органа, регулирующего такой динамичный рынок, каким является финансовый рынок в целом и рынок ценных бумаг в частности, права оперативно изменять правила игры на нем, корректируя существующие нормы или устанавливая новые, в определенной ситуации может зависеть стабильность финансовой системы страны и экономики в целом.
    Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принципа административной реформы, разделяющего функции нормотворчества и контроль за их соблюдением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри самой ФСФР. Для этих целей нормотворчество можно вынести за рамки этого органа, создав коллегию ФСФР - аналог коллегии ФКЦБ России. Формирование коллегии ФКЦБ России было предусмотрено ст. 41 закона «О рынке ценных бумаг». Принимая за основу структуру коллегии ФКЦБ России, коллегия ФСФР должна состоять из 15 членов, в том числе 6 сотрудников ФСФР и 9 человек «со стороны». Причем в число последних должны быть включены представители Минфина и Центробанка, а также представители профессиональных объединений участников фондового рынка.

    Таким образом, по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мегарегулятору - Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA). Однако для этого предстоит еще многое сделать, например изменить статус ФСФР, вывести из подчинения правительства и сделать независимым государственным органом, подконтрольным непосредственно президенту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, определяющего его статус, права, обязанности и т. п.

 Последний год положительную динамику показали только фондовые индексы развивающихся стран Латинской Америки и Европы, в основном за счет России, чей прирост оказался весьма впечатляющим - более 15%. Происходил он на фоне резкого роста долгового сегмента, причем, что касается России, то стоимость ее бумаг уже привела к фактической ликвидации спрэда между доходностями российских евробумаг и облигаций стран инвестиционного рейтинга. Соответственно возникает вопрос: не исчерпали ли российские активы потенциал своего роста на ближайшую перспективу, ведь достижение сегодняшних ценовых уровней прогнозировалось лишь к концу года? Кроме того, если Россия долгое время являлась «локомотивом» других развивающихся стран, не означает ли это начало скорой стагнации и в этом сегменте?
    Для того чтобы ответить на этот вопрос, оценим ситуацию, складывающуюся в экономике США и Европы, чтобы понять, насколько фондовые рынки этих стран способны в текущем году оказать поддержку развивающимся рынкам.

Изменившиеся в последнее время установки центральных банков США и Европы свидетельствуют о том, что в их денежной политике грядут некоторые изменения. Прежде всего, это связано с тем, что в результате длительного периода борьбы с инфляцией власти немного «перестарались» и теперь их основной задачей становится предотвращение начавшейся в США и Европе дефляции. Недавно ЕЦБ заявил о том, что собирается придерживаться целевого уровня инфляции в 2%, вместо намерений удерживать ее в достаточно широком диапазоне - 0-2%. Возможно, это связано с попыткой защитить от дефляции Германию, для которой данная угроза наиболее реальна при сохранении политики инфляционного коридора.

Новая политика предотвращения дефляции подразумевает поддержание реальных процентных ставок на практически нулевых уровнях до тех пор, пока совокупный спрос в экономике и загруженность мощностей не восстановятся настолько, чтобы привести к стабилизации и даже небольшому росту инфляционных показателей. При этом необходимо выполнение двух главных требований: объем кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении частного сектора, должен снижаться при условии сохранения низких процентных ставок по долгосрочным займам. Последнее приведет к росту текущей оценки предполагаемых инвестиционных проектов и, как следствие, к повышению текущих ценовых уровней соответствующих секторов фондового рынка. Другими словами, денежным властям необходимо снизить кредитные спрэды, понизить абсолютный уровень доходностей для High-Yield-облигаций (до сентября прошлого года, несмотря на снижение ставок, спрэды High-Yield-облигаций возрастали), а также добиться повышения толерантности инвесторов к риску. При этом резкое падение фондовых рынков, как это случалось не раз в течение прошлого года, может перечеркнуть все шаги, предпринимаемые в рамках такой денежной политики.

Потенциал роста российского фондового рынка, видимо, будет определяться в этом году следующими основными факторами:

Во-первых, ростом ведущих фондовых рынков мира. Как показывает анализ, между началом подъема фондовых индексов в США и России в марте этого года существует четко прослеживаемая взаимосвязь. Кроме того, очевидна зависимость и между уходом иностранных инвесторов с российского рынка акций летом прошлого года и обвалом на мировых рынках в тот же период. Таким образом, об отсутствии зависимости фондового рынка России от глобальных тенденций говорить все же пока нельзя. Продолжению роста российских индексов, без сомнения, будет способствовать хотя бы умеренный рост индексов в США.

Во-вторых, крупными приватизационными программами и реструктуризацией естественных монополий. Реформирование энергетической отрасли привело на фондовый рынок крупных стратегических инвесторов, которые существенно оживили рынок акций многих энергетических компаний. Борьба за активы РАО «ЕЭС» будет продолжаться, поскольку процесс пропорционального распределения активов дочерних компаний РАО теперь закреплен в новой стратегии развития компании. Пока правительство не определилось в том, какой именно пакет акций Связьинвеста будет предложен к продаже в этом году - 25 или 50%, однако в любом случае на растущем телекоммуникационном рынке интерес к приватизации очень велик. Недостатком повышенной активности крупных покупателей на рынке является «вымывание» ликвидности, однако среднесрочным инвесторам это вряд ли создаст проблемы.

В-третьих, акцентом на внутренний потенциал корпоративного развития, заключающемся в росте прибылей и дивидендов компаний, и, как следствие, дивидендной доходности российских акций.

Внутренние ресурсы развития фондового рынка связаны прежде всего с тем, что огромный поток валюты, поступающей в страну как от торговли нефтью, так и в виде дешевых долларовых заимствований, на международных рынках приводит к избыточной рублевой ликвидности, что выражается в резком падении доходностей на долговом сегменте рынка. Вложения в облигации сегодня фактически являются убыточными, поскольку процентные ставки не покрывают и половины предполагаемой годовой инфляции. И если предположить, что внутренние доходности по долговым инструментам стремятся к доходностям долговых обязательств, выраженным в валюте, то здесь потенциал роста практически исчерпан - сегодня спрэд между внутренними и долларовыми долгами очень мал, а котировки евро и долларовых облигаций России находятся на одном уровне с обязательствами стран с инвестиционным рейтингом. Фактически цены российских еврооблигаций близки к пределу, после которого стоимость международных заимствований для наших компаний будет определяться в значительной степени политикой центральных банков США и Европы. Таким образом, инвестиции в долговой сегмент в России - стране с быстро растущим промышленным потенциалом - становятся невыгодными, а следовательно, рынок акций должен оказаться в течение ближайшего года резервом для портфельных инвесторов.

При написании работы, я ориентировался ,в основном, на периодику и аналитику 2005 г. и начало 2006 г (до марта)  , где отмечался рост рынков, но в связи с последними событиями мая-июня 2006 г. произошло колебание фондового рынка, что сказалось негативно на общей динамике РЦБ Росиии. На сегодняшний день идет процесс корректировки индексов до прежних значений. 

Итак, проведенный анализ показывает, что среди развитых экономик мира наибольшие шансы на устойчивый рост фондового рынка на ближайший год есть у США. В связи с этим инвестиции в американские ценные бумаги могут рассматриваться российскими инвесторами как вариант диверсификации портфеля в целом. Однако учитывая, что возможный рост российского рынка акций может составить более 20% на ближайший год, доля российских активов должна быть преобладающей. Доля акций в инвестиционных портфелях может быть увеличена за счет выхода из наименее доходных госбумаг и практически достигших предела роста на ближайшие месяцы еврооблигаций[50].

Заключение

В заключение работы по итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:

Рынок ценных бумаг и является основным финансовым инструментом, с помощью которого регулируются финансовые рынки. В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом своем качестве является составляющей частью финансового рынка.

Рынок ценных бумаг играет существенную роль в экономике. Он регулируется по двум направлениям:

-                                            государственное регулирование;

-                                            саморегулирование.

В России постепенно формируется смешанная форма управления рынком ценных бумаг. С одной стороны осуществляется государственное регулирование через систему органов Финансового комитета в Федеральной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Подобная практика существует со времени возникновения самого отечественного рынка ценных бумаг. С другой стороны, в 1994г. была создана Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПУАФОР), первоначально объединившая крупнейшие брокерские компании Москвы.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

-                     концентрация и централизация капиталов;

-                     интернационализация и глобализация рынка;

-                     повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

-                     компьютеризация рынка ценных бумаг;

-                     нововведения на рынке;

-                     секьюритизация;

-                     взаимодействие с другими рынками капиталов.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Основными чертами этих перемен, ставящих Россию на одно из первых мест среди стран с так называемыми “возникающими рынками” капиталов, являются:

-                     резкий рост объемов иностранных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги;

-                     получение Россией международного кредитного рейтинга и выход страны на рынок международных коммерческих заимствований;

-                     начавшийся выход российских компаний и регионов на финансовые рынки с целью привлечения долгосрочных финансовых ресурсов;

-                     начало формирования механизмов внутренних коллективных инвестиций.

Все эти перемены позволяют, опираясь на опыт других стран, надеяться на устойчивое развитие российского рынка капиталов и на высокую активность на нем иностранных инвесторов, что, безусловно, должно существенно помочь экономике России в период ее перехода к долгосрочному росту.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

Список использованной литературы


1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) – М.: Юрист, 2001.– 25с.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: КОДЕКС, 2000.

3.                 "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // СПС Гарант.

4.                 "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ. – СПС Гарант.

5.                 "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ  //СПС Гарант.

6.                 "Об инвестиционных фондах"Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ //СПС Гарант.

7.                 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 года № 1034.// СПС Гарант.

8.                 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009. Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. // СПС Гарант.

9.                 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063. // СПС Гарант.

10.            "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 6.// СПС Гарант.

11.            "Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997. № 119  . // СПС Гарант.

12.            "О новации по государственным ценным бумагам" Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998. № 1787-р  . // СПС Гарант.

13.            "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг" Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 декабря 2003 . № 03-54/пс.// СПС Гарант.

14.            Александров А., Интерес к рынку ценных бумаг не пропал./ Александров А. //РЦБ, 2003. №3 – 42 с.

15.            Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг./ Алексеев М.Ю. - М.: Финансы и Статистика, 2005. – 79 с.

16.            Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции./ Алехин Б.И.  - Самара: СамВен, 2001. – 452 с.

17.            Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов./ Бабич А. М., Павлова Л. Н. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 62 с.

18.            Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. Пособие. / Балабанов И.Т.  - М.: Финансы и статистика, 2003. – 265 с.

19.            Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов./ Буренин А.Н.  – М., 2002. – 326 с.

20.            Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций/ Витин А.//Вопросы экономики, 2003.- №10 – 15 с.

21.            Галанов В.А. Рынок ценных бумаг/ Галанов В.А., Басов А.И.,. - М: 2002. – с 62.

22.            Голубева С.В. Функции фондового рынка в экономике развитых стран. / Голубева С.В. //Финансы. 2002.-№6 – 10 с.

23.            Горчаков А.А. Тенденции развития кредитного рынка России /Горчаков А.А., Половников В.А. //Банковское дело – 2003. №3,. -22 с.

24.            Долинская И. Кредитные организации на рынке ценных бумаг. / Долинская И. //РЦБ - 2002.-№ 1 – 36 с.

25.            Зайцев Д. Бурный и трудный рост./ Зайцев Д.  //Журнал для акционеров, 2002. №3 –26 с .

26.            Казаков А. А. Экономика: учебное пособие.// Казаков А. А., Минаев Н. В.  - М.: Тандем, 2003. – 42с .

27.            Коанов А.Л. Кастоди: новый участник рынка или новое название старого. / Коанов А.Л. //РЦБ, 2002. -№6 – 59 с.

28.            Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент./ Ковалев В.В. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.

29.            Кольцова Н. Фондовые индексы AK&M / Кольцова Н. //Рынок ценных бумаг, 2003. №10 – 25с.

30.            Крылова М. Ценная бумага- вещь, документ или совокупность прав? Крылова М. //РЦБ 2004. -№16 – 38 с.

31.            Лисихин И. Рынок и право: скованные одной цепью./ Лисихин И.  //РЦБ., 2002.-№4 –24 с .

32.            Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовая биржа. / Лялин В.А. – Москва, 2005. -264 с.

33.            Моргачева А.И. Рынок ценных бумаг. Проблемы и пути формирования. / Моргачева А.И., Гулина В.Ю., Бабичева Ю.А.//Деньги и кредит, 2004. -№12.- 48 с.

34.            Овчинников В. Инфраструктура рынка ценных бумаг: настоящее и будущее. / Овчинников В.  //РЦБ - 2004.-№15 – 25с.

35.            Опарин С.В. Рынок ценных бумаг: учебник. / Опарин С.В. ,В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 452 с.

36.            Сухомлинов А.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. / Сухомлинов А.В. , Дробозина Л. А.. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 21 с.

37.            Ковалева В.В. Финансы. / Ковалева В.В..- М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 13с.

38.            Лапов А.В. Фондовый портфель./ Лапов А.В.  - М.: Соминтек. 2003. – 45с.

39.            Шабалин А.О. Формирование фондового рынка России и гос. политика в области ценных бумаг./ Шабалин А.О. //Финансы. 2005. -№6. – 62с.

40.            Шишкин М.В. Рынок ценных бумаг в современной России: специфика становления и особенности функционирования. / Шишкин М.В. //Вестник С.-Пб. университета, 2002.-вып.4,-№26. – 78с.


[1] Основы финансового менеджмента: учеб. пособие./ И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика /, 2003. - с. 48

[2] Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев– М.: Финансы и статистика  , 2004. -с. 87

[3] Курс экономической теории: учебник. /под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2003. -с. 67

[4] Бурный и трудный рост. / Д. Зайцев, //Журнал для акционеров, - 2002. -№ 3.- с 35

[5] Ценная бумага- вещь, документ или совокупность прав? / М.Крылова  //  РЦБ 2001. -№16 – с 48.

[6] Инфраструктура рынка ценных бумаг: настоящее и будущее / В.Овчинников //РЦБ – 2004. - №15 – с 48.

[7] Фондовый портфель. - М.: , Соминтек. 2003. - с. 87

[8] Формирование фондового рынка России и гос. политика в области ценных бумаг. / А.О. Шабалин //Финансы. 2005. -№6 – с.251 .

[9] "О рынке ценных бумаг": Федеральный закон от 22 апреля 1996. № 39-ФЗ// СПС Гарант

[10] Рынок ценных бумаг в современной России: специфика становления и особенности функционирования / М.В. Шишкин. // Вестник С-Пб. университета, 2002. - вып.4 , -  №26 – с 158.

[11] Формирование фондового рынка России и государственная политика в области ценных бумаг / А.О. Шабалин. //Финансы. 2003. -№ 6, -с.98.

[12] Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов./ А. Н. Буренин – Москва., 2002.. –с.26.

[13] Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовая биржа. – М., 2002. – с 45.

[14] Финансы: учебник. /Под ред. В.В. Ковалева.- М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. -с.78

[15] Государственное регулирование рынка ценных бумаг / Н.В. Ступаков. //Право и экономика. 2003.-№21 – с.22.

[16] "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ.//СПС Гарант.

[17] Что есть рынок ценных бумаг/ Н.А. Булгакова  //Экономика и жизнь. 2003. -№23 - с25.

[18] Финансы, денежное обращение и кредит/ М.А.Абрамова, Л.С.Александрова – Москва: 2003. -с 69-85.

[19] Рынок ценных бумаг / М.Ю. Алексеев - Москва: Финансы и Статистика, 2005. – с 87.


[20] Рынку нужна ясная концепция / К. Волков., Е.Воропаева //РЦБ- № 8, с- 51

[21] Рынку нужна ясная концепция / К. Волков., Е.Воропаева //РЦБ- № 8, с- 89

[22] Бурный и трудный рост /Зайцев Д.. //Журнал для акционеров, 2002.- №3. – с12.

[23] Ценная бумага- вещь, документ  или совокупность  прав?/  М.Крылова //РЦБ 2004. -№16, - с. 98

[24] Инфраструктура рынка ценных бумаг: настоящее и будущее. /В.Овчинников //РЦБ - 2004.-№15, - с 26.


[25] Рынок ценных бумаг. Проблемы и пути формирования. / А.И.Моргачева, В.Ю.Гулина, Ю.А.Бабичева, //Деньги и кредит, 2004. -№12. – с 254.

[26] Формирование фондового рынка России и гос. политика в области ценных бумаг/ А.О. Шабалин. //Финансы. 2005. -№6, - с. 23.

[27] Формирование фондового рынка России и гос. политика в области ценных бумаг/ А.О. Шабалин. //Финансы. 2005. -№6. - с 58.

[28] Перспективы трансформации Российского финансового рынка/  А. Шадрин. //РЦБ, 2005.-№1, - с 12.

[29] Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовая биржа. – М., 2005. с. 48


[30] Данные взяты с сайта РТС  #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Примечание автора: Расчеты осуществлены в ИК «Еврофинансы» за период с декабря 1988 г., по России - с января 1995 г. (начало расчета индекса российского рынка) по февраль 2006 г. Исходные данные - месячные значения индексов отдельных стран и их различных групп (23 развитых и 26 формирующихся рынков стран Америки, Азии и Европы), рас­считываемых Morgan StапIеу Сарital  International Inc.

[32]  Примечание автора: Фондовые рынки стран Азии, на которых начался кризис, как развитые, так и развивающиеся, почувствовали его приближение ранее рынков из других регионов: первые за 1 год до его начала, вторые за 2 года. При этом средства международных инвесторов перемещались в данный временной отрезок с формирующихся рынков Азии на анало­гичные рынки других регионов - в Латинскую Америку и Европу (включая Россию), что приводило к высоким темпам роста курсов ценных бумаг на них (см. рис. 5 и 6).

[33] Примечание автора: Пересмотр портфелей был продиктован действием как объективных (сигналы индикаторов, используемые инвесторами портфельных стратегий), так и субъективных (фи­нансовая паника, повсеместное снижение склонности инвесторов к принятию рисков, ожидание высокой вероятности падения в результате кризиса на развивающихся рынках одного региона (Азия) и других регионов вследствие их принадлежности к одной группе и т. д.) факторов.

[34] Примечание автора: Особенно сильное негативное воздействие испытала Бразилия, в которой через несколько месяцев (в январе 1999 г.) начался кризис.

[35]Примечание автора: Именно на данном этапе наблюдались временные интервалы, в течение которых динамика рынка России отличалась от таковой на зарубежных рынках (см. рис. 1 и 2). Основным фактором, сдерживавшим спад российского рынка при падении зарубежных фондовых рынков, являлась благоприятная ситуация на мировых товарных рынках, прежде всего рынках нефти и нефтепродуктов, которая сильно влияет на экономическую ситуацию в России, в том числе на функционирование отрасли ценных бумаг.

[36] Примечание автора: Вероятно, что понижательная фаза длинного цикла начнется с обрушения наиболее уязвимой к тому времени группы формирующихся рынков и распространения кризиса на другие формирующиеся рынки, в том числе и на российский рынок ценных бумаг.


[37] Около 15% и 40% соответственно// (www.fsgs.ru, www.customs.ru).

[38] Объяснение лага см. в кн.: Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития./ Миркин Я. М. Москва: Перспектива, 2002. – с 45.

[39] Что есть рынок ценных бумаг. //Экономика и жизнь, 2003. -№23.-с 25.

[40] Государственное регулирование рынка ценных бумаг / Н.В.Ступаков. //Право и экономика. 2003.-№21 – с 22.

[41] Со слов в интервью ИИ «NewsProm.RU» первого вице-президента Российской торговой системы (РТС) Сергея Родионова от 15.06.2006 г. #"#_ftnref42" name="_ftn42" title="">[42] Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. /под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.- с 68.


[43] Бурный и трудный рост./ Д.Зайцев //Журнал для акционеров, -2002. -№3 , - с 15.

[44] Перспективы трансформации Российского финансового рынка/ А.Шадрин. //РЦБ, 2002.-№1. –с 46.

[45] Информационное обеспечение/ Н. Кольцова //Журнал для акционеров, 2002. №4.-с 69.

[46] Региональный рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2002. -с. 93.

[47] Кастоди: новый участник рынка или новое название старого, //РЦБ, -2003. -№6, с 49.

[48] К вопросу денежно-кредитной политики /А. Ю. Симрановский //Деньги и кредит, 2002... - № 4.  -с 33.


[49] Система раннего реагирования /М.Н. Помазков //Деньги и кредит .2004. -№10, -с.36.


[50] Шадрин А. Перспективы трансформации Российского финансового рынка. //РЦБ, 2002.-№1. с. 45.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ