бесплатные рефераты

Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

Эти факторы в значительной степени определили и последующую динамику рынка. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые предоставляет инфраструктура рынка. Если в 1992-1993гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995-1996гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также поставило в качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.

Для развития рынка ценных бумаг характерны следующие основные признаки:

·                     появление в 1994-1997гг. законодательной и нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России;

·                     позитивные качественные изменения 1994-1997гг., связанные с развитием инфраструктуры - около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицензированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);

·                     общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;

·                     вступление в силу в 1996г. законов РФ "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг".

Следует также принять во внимание пока еще формирующийся и промежуточный характер национальной модели как рынка ценных бумаг, так и корпоративного управления (контроля), поэтому любые окончательные выводы относительно типа национальной российской модели пока невозможны. Тем не менее, уже сегодня очевидно, что в России идет процесс интенсивного формирования собственной модели рынка, которая должна вобрать в себя все лучшее, что уже создано в мире.

Такой подход к развитию российского рынка ценных бумаг, в частности, предусматривается в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 от 1 июня 2006 г. № 793-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы»

Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономике инвестиционных ресурсов обусловливает необходимость активной и целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1 Финансовые инструменты фондового рынка


В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг обращаются средне- и долгосрочные ценные бумаги. Под ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокуп­ности.

В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депо­зитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (вауче­ры), опционы, фьючерсы и другие документы.

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок последний можно разделить на первичные и вторичный. Впервые ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществляется продажа их инвестором. Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс купли-продажи может осуществляться как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рынке эмитенты путем продажи ценных бумаг привлекают средства инвесторов, которые используют для реализации намеченных коммерческих целей. Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке. Но отличие вторичного рынка ценных бумаг от первичного заключается не только в том, что первичный рынок предшествует вторичному, и ценные бумаги не могут появиться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынкам происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитента. Эмитент это юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшем владельцем ценных бумаг. Эмитенту в принципе все равно, в чьих руках находятся выпущенные им бумаги, важным для эмитента является лишь объем обязательств по ценным бумагам. В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить организованный и неорганизованный рынки ценных бумаг. Организованный рынок образует фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке.

В зависимости от типа продаваемых ценных бумаг выделяют такие части рынка ценных бумаг, как денежных рынок и рынок капиталов. Денежный рынок – это рынок краткосрочных финансовых требований(со сроком действия до одного года) (см. рис. 1).

 









Рис. 1 Структура рынка ценных бумаг [13]

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ. К ценным бумагам относятся облигации, векселя, чеки и иные документы указанного характера, обычно удостоверяющие право на получение той или иной денежной суммы. В развитом товарном обороте они могут служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя наличные деньги. Ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя. Ценные бумаги на предъявителя обращаются свободно. Восстановление утерянных именных ценных бумаг производится государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, выпустившими эти бумаги. Ценные бумаги можно разделить на первичные и производные. В качестве первичных ценных бумаг, выступают акции, облигации, ноты, вексель, депозитные сертификаты и другие инструменты, являющиеся правами на имущество, денежные средства, продукцию, землю и другие первичные ресурсы. Производные ценные бумаги - любые ценные бумаги, удовлетворяющие право владельца на покупку или продажу первичных ценных бумаг. К числу таких бумаг можно отнести опционы, финансовые фьючерсы, подписные права. Ценные бумаги бывают нескольких видов:

Из данного определения можно выделить следующие свойства акций:

-                     у акции нет конечного срока погашения, акция (в классическом случае) - это негасимая ценная бумага;

-                     ограниченная ответственность. Инвестор не может потерять больше, нежели он вложил в акцию. Инвестор не отвечает по обязательствам общества в целом.

-                     неделимость акции, (неделимость прав которые она предъявляет). Два лица (например, супруги), совместно владеющие одноголосой акцией, всегда, в любом случае будут представлять только один голос на собрании акционеров. Иначе говоря, если акция принадлежит нескольким лицам, то все они признаются единым держателем акции.

Акции бывают именные и на предъявителя, простые и привилегированные «золотые акции».

Именные - принадлежат определенному юридическому или физическому лицу, регистрируются в книге собственников и, выпускаются в крупных купюрах. Большинство рынков ценных бумаг различных стран используют именные акции. Использование и обращение только именных акций предполагает качественно иную техническую инфраструктуру фондового рынка, существование развитой регистраторской сети (ведение реестров акционеров, тщательный учет перехода прав собственности, развитие функции номинального держателя и т. д.)

Простые - большая часть акций АО. Владельцы имеют право на получение дивидендов, на участие в общих собраниях и управлении АО. При ликвидации имеют право на получение средств, вложенных в акции по их номинальной стоимости, но только после удовлетворения прав владельцев облигаций и привилегированных акций.

Привилегированные - акции, дающие право получения дивидендов независимо от прибыли предприятия. Владельцем «Золотой акции» является государство. Акция не передается в залог или траст. «Золотая акция» дает все права, предусмотренные для владельцев обыкновенных акций, и право «вето» для принятия собранием акционеров решения по вопросам коммерциализации государственных предприятий. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала АО не должна превышать 25%. Привилегированные акции, в основном, выпускаются в России как мелко номинальные, для привлечения мелких инвесторов (без передачи им права голоса), для материального стимулирования персонала, для оформления его участия в приватизационной сделке или для фиксации иных имущественных интересов и связей с эмитентом физических лиц.

Акции открытого и закрытого акционерных обществ, они отличаются от акций, размещаемых по открытой и закрытой подписке. Первый основной критерий, по которому различаются указанные акции - способность свободно обращаться. Так акции ОАО - могут переходить от одного лица к другому без соглашения других акционеров. Акции ЗАО - могут переходить от одного лица к другому только с соглашения большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе.

Облигации могут быть именными и предъявительскими, процентными и беспроцентными (целевыми, по которым вместо дохода владельцам предоставляется право на приобретение товаров и услуг, под которые выпущены целевые займы), свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения. По выпустившим их субъектам различаются облигации государственных и муниципальных займов и облигации предъявителей предприятий и других юридических лиц. Различают следующие виды облигаций:

-              облигации внутренних государственных займов;

-              облигации федеральных органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений;

-              облигации местных органов власти;

-              облигации предприятий.

Эмитентами могут быть:

-              Государство и государственные органы управления;

-              Местные органы власти;

-              Предприятия, находящиеся в любой форме собственности и имеющие любой организационно-правовой статус (за исключением инвестиционных фондов).

Денежной единицей, в которой может быть выражен номинал, являются твердая валюта. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица (за исключением инвестиционных фондов, которые могут вкладывать деньги только в государственные облигации). Период, на который выпускаются облигации, т. е. предельные сроки (начальные и конечные) не установлены, за исключением облигаций акционерных обществ, которые должны выпускаться на срок не менее одного года. Государственные облигации должны выпускаться на срок до тридцати лет.

Процент по облигациям носит заранее оговоренный характер. Традиционно облигация считается ценной бумагой с фиксированным процентом. Однако, во многих облигационных конструкциях размер процента может изменяться в соответствии с заранее установленными правилами.

Методы выплаты процента:

-                     купонные и бескупонные облигации. Купон, часть ценной бумаги дающий право на получение регулярно выплачиваемого процента по ценной бумаге. С этой целью купон остригается и направляется, через банк агенту, производящему платежи по данной ценной бумаге. Проценты по бескупонной облигации, являющейся именной или держатель содержится в специальном реестре, выплачиваются в соответствии с данными реестра.

-                     Зеро-купоны (дисконтные облигации). Это облигации с «нулевыми» купонами, т. е. облигации, по которым не начисляются проценты, а инвестор получает доход от продажи ему облигаций с глубоким дисконтом при последующем их погашении по номинальной стоимости.

-                     Выигрышные облигационные займы. По ним процент выплачивается на основе тиражей выигрышей проводящимися между облигациями.

Один и тот же эмитент может выпускать облигации с различными номиналами, различных классов и серий, с разной приоритетностью, а правах по отношению друг к другу.

Способ погашения:

-              Серийные облигации выпускаются в составе облигационных займов, разбитых на определенные серии, каждая из которых имеет свой конечный срок погашения.

-              Срочные облигации выпускаются в составе облигационных займов, имеющих единый, конечный срок погашения.

По истечении определенного срока может начать действовать фонд погашения, осуществляется выкуп части облигаций у инвесторов на открытом рынке. При наступлении срока весь облигационный займ гасится, сериальное погашение отсутствует.

В действующем законодательстве акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты капитала.

Рынок государственных облигаций является сейчас самым объемным и значительным сегментом фондового рынка России. Облигация, как и банковская ссуда, имеет назначение: привлекать заемный капитал. Вместе с тем, выпуск облигации - это прямое обращение к инвесторам без посредника - банка. Иначе говоря, облигационные займы - и дешевле, и могут быть получены на большие сроки, чем ссуды. Кроме того, облигации - стандартные домовые контракты, что снижает издержки на заключение и сопровождение их. Пока российский фондовый рынок сориентирован на выполнение двух задач: на покрытие дефицита бюджета, посредством операций с государственными ценными бумагами на основе отбора «коротких» денег и на продолжение передела собственности в основном путем проведения операций по укреплению пакетов акций приватизированных предприятий.

Эмитентами и инвесторами векселя могут быть как юридические, так и физические лица. Вексель может быть выписан только на конкретное имя. Он является ордерной ценной бумагой, обращается по передаточной надписи. Вместе с тем, вексель может быть превращен после выписки в ценную бумагу на предъявителя, если он будет передан векселедержателем новому владельцу с индоссаментом на предъявителя. В этом случае обращение векселя и выполнение связанных с ним обязанностей будут осуществляться на основе простого его вручения.

Векселя выпускаются кратко-, средне- и долгосрочные. Конечный срок векселя не ограничен. Вексель может быть выдан на конкретный срок (с погашением «на определенный день») или без указания конкретного срока погашения («по предъявлении»). Вексель сроком по предъявлении должен быть представлен к погашению в течение года, если иное не установлено векселедателем. Векселя погашаются только в денежной форме, натуральные выплаты не допускаются. В силу своего существа вексель является обращающейся ценной бумагой.

Векселя бывают следующих видов:

Товарный вексель, в основе денежного обязательства, выраженного данным векселем, лежит товарная сделка, коммерческий кредит, оказываемый продавцом покупателю при реализации товара. В этом качестве вексель может выступать, с одной стороны как орудие кредита, а с другой стороны - выполнять функции расчетного средства, многократно переходя из рук в руки и обслуживая в качестве денежного субститута многочисленные акты купли-продажи товаров.

Финансовый вексель, в основе денежного обязательства, выраженного денежным векселем, лежит финансовая операция, не связанная с куплей-продажей товаров. Примеры таких нетоварных финансовых операций: выдача кредита, перечисление в бюджет налогов, получение бюджетного финансирования, заработной платы, обмен одной валюты на другую и т. д. Когда, например, заемщик свое обязательство по погашению кредита оформляет векселем, последний выступает в качестве финансового векселя. Разновидностью финансового векселя являются «коммерческие бумаги». Выпуском и размещением данных вложений занимаются банки и кредитные организации.

Коммерческие бумаги - это простые, обращающиеся векселя на имя эмитента, не имеющие обеспечения, дисконтные или приносящие процент к номиналу, выпускаемые чаще всего на срок от одного до двадцати семи дней, в форме на предъявителя. Коммерческие бумаги - способ привлечения ресурсов и инвесторов, минимум финансовых посредников. Они могут выпускаться как финансовыми, так и нефинансовыми компаниями.

Банкнота (банковская нота) - изначально, до превращения в разновидность бумажных денег, это простой финансовый вексель, выдаваемый банком обычно до востребования, со свободной конвертацией в золото. Изначально все банки имели право эмиссии банковских нот. По мере усиления их платежного значения, эмиссия все больше концентрировалась в центральном банке, унифицировались номиналы банкнот, они превращались в финансовый инструмент на предъявителя.



2.2 Государственные ценные бумаги на рынке


Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые цен­ные бумаги, эмитентом которых выступает государство.[14]

Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная ГЦБ получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от дру­гих видов облигации. Обычно кроме термина «облигация» используют­ся термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каж­дая страна использует свою терминологию для выпускаемых ГЦБ.

Функции ГЦБ. Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:

а) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обраще­ние в широком смысле, или в следующих случаях: когда расходы бюд­жета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении средства на эту же дату (кассовый дефицит); когда по­ступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем сред­ства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); когда по итогам года доходы бюджета меньше его расходов, и этот дефицит не покрывается за счет поступле­ний в бюджет в следующем году (годовой дефицит);

б) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.п.;

в) регулирование экономической активности: денежной массы в об­ращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д.

Преимущества ГЦБ. Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий отно­сительный уровень надежности для вложенных средств и соответствен­но минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с дру­гими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Ча­сто на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.[15]

Размещение ГЦБ. Обычно осуществляется:

-                     через центральные банки или министерства финансов. Основны­ми инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций явля­ются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, ин­вестиционные компании и фонды;

-                     в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде запи­сей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тен­денция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме;

-                     разнообразными методами: аукционные торги, открытая прода­жа всем желающим по установленным ценам, закрытое распростране­ние среди определенного круга инвесторов и т.д.

В зависимости от критерия, лежащего в основе класси­фикации, существует несколько группировок. По виду эмитента:

-                     ценные бумаги федерального правительства;

-                     региональные ценные бумаги, или ценные бумаги других уровней государственного управления;

-                     ценные бумаги государственных учреждений;

-                     ценные бумаги, которым придан статус государственных.

По форме обращаемости:

-                     рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

-                     нерыночные, «которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

-                     краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

-                     среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;

-                     долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

По способу выплаты (получения) доходов:

-                     процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фик­сированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

-                     дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

-                     индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возра­стает, например, на индекс инфляции;

-                     выигрышные, доход, по которым выплачивается в форме выигрышей;

-                     комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и об­ращения государственных и муниципальных ценных бумаг» деление го­сударственных ценных бумаг в нашей стране имеет следующий вид:

-                     федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бума­ги, выпускаемые федеральным правительством. Их основные виды рас­смотрены в предыдущем параграфе;

-                     государственные ценные бумаги субъектов Российской Федера­ции, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государствен­ного управления;

-                     муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления.[16]

Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государ­ственного органа управления.

В свою очередь ценные бумаги и субъектов Федерации, и муници­пальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые реги­ональными органами государственной власти, а потому в дальнейшем будем для краткости называть их региональными ценными бумагами.

Региональные ценные бумаги (РЦБ) это способ привлечения фи­нансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Формы региональных займов. Существуют две главные формы региональных займов:

-                     выпуск региональных ценных бумаг;

-                     ссуды.[17]

Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облига­ций, реже векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджет­ные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличает­ся от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной сторо­ны, его стоимость, т.е. та плата, которую орган власти должен запла­тить за привлекаемые ресурсы, а с другой — наличие в нужных разме­рах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится де­шевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляе­мых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государствен­ных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юри­дических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пен­сионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным при­чинам:

-                     более высокая конечная их доходность по сравнению с банковски­ми депозитами за счет налоговых льгот;

-                     надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумага­ми акционерных обществ или банков.

Еще большей надежностью, чем ценные бумаги региональных ор­ганов власти, обладают только ценные бумаги федерального прави­тельства.

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответ­ствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципаль­ное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

Согласно действующему законодательству, предельный объем рас­ходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.[18]

Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область и некоторые другие.

Основные черты российского рынка облигаций региональных орга­нов власти состоят в следующем:

Во-первых: его быстрый рост. Но в целом рынок ценных бумаг, вы­пущенных органами региональной власти, составляет менее 10% объе­мов всего рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста имеют двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выра­жении этот рынок будет увеличиваться, однако в относительном выра­жении, т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынком феде­ральных облигаций, он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому ме­шает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой — расширение рынка федеральных облигаций в направлении все больше­го охвата регионов.

Во-вторых: расширение географии выпуска региональных займов. Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Выпуск этих займов по своим качественным параметрам су­щественно и, можно сказать, выгодно отличается от федеральных зай­мов. Прежде всего, если последние носили по преимуществу краткос­рочный характер (3—6 месяцев), то региональные займы в основной своей массе фазу выпускаются на среднесрочный (1—5 лет) и долго­срочный периоды (от 5 лет и выше).

Если федеральные облигации обычно выпускаются в бездокументар­ной именной форме (исключение — облигации государственного сбере­гательного займа), то свыше 1/3 региональных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще толь­ко складывается, а с другой — его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что если современные российс­кие займы преследуют, как правило, только одну цель — финансирова­ние дефицита федерального бюджета, то спектр целей у региональных займов намного шире - финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами. Ниже приведен рисунок объема торгов крупных биржевых площадок России по состоянию на 16.06.2006 г.

Рис. 2 Объемы торгов фондовых бирж за один день.






2.3 Состояние фондового  рынка России

 

Современный рынок ценных бумаг интересен тем, что в настоящий момент происходит его становление и одновременное развитие. Накопленный опыт чрезвычайно быстро внедряется в каждодневную практику. Рынок ценных бумаг представляет собой, пожалуй, самый динамичный сектор экономики, чутко и быстро реагирующий на любые изменения, происходящие как в смежных областях, так и в сферах, влияние которых заранее рассчитать крайне трудно.

Рынок ценных бумаг требует создания довольно объемной нормативной базы и, как следствие этого, чрезвычайно сложной инфраструктуры, которая в наибольшей степени отражает особенности самого рынка.

Основными субъектами фондового рынка являются его непосредственные участники и институты, обеспечивающие проведение операций на этом рынке. К первым относятся инвесторы, брокеры, дилеры, менеджеры.

Они выступают непосредственными участниками проводимых операций, на них лежит ответственность за принимаемые решения. Вместе с тем для заключения и окончательного завершения сделки необходимо воспользоваться существующими торговыми и регистрационными системами. Вся существующая система институтов фондового рынка, реализующих операции, и представляет собой инфраструктуру рынка ценных бумаг. Инфраструктура определяет основной порядок практических действий участников рынка и юридические аспекты оформления сделок.

Таким образом, регистрационные, депозитарные и другие организации, реализующие практические действия профессиональных участников рынка, определяющие порядок этих действий и юридическое оформление сделок, в совокупности образуют инфраструктуру рынка ценных бумаг. Обслуживающие фондовый рынок институты должны обеспечивать выполнение ряда функций. Для эмитентов это: размещение акций и гарантия от их распыленности как внутри России, так и за рубежом; освобождение акционеров от ведения реестров акций и защита от агрессивной скупки контрольного пакета акций; гарантии от появления на рынке фальшивых акций; регулируемую котировку акций; профессиональные консультации; коммуникационные и торговые услуги.

Инвесторы должны приобретать ликвидные, защищенные от подделки акции, облигации и др. ценные бумаги; осуществлять: регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление реализованных ценных бумаг; профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство; профессиональные консультации. Также инвестор должен гарантировать надежность инвестиций: хранение ценных бумаг, надежность междепозитарного обращения и учета акций, надежность инвестиционных проектов, контроля за их реализацией и др. В силу стихийного универсализма российских банков и массовой быстрой приватизации, сопровождавшейся образованием обслуживающих инвестиционных институтов, в России фактически сформировались основы смешанной модели фондового рынка, на котором в качестве профессиональных финансовых посредников выступают как коммерческие банки, так и небанковские компании по ценным бумагам[19].

В России постепенно формируется смешанная форма управления рынком ценных бумаг. С одной стороны осуществляется государственное регулирование через систему органов Финансового комитета в Федеральной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Подобная практика существует со времени возникновения самого отечественного рынка ценных бумаг. С другой стороны, в 1994г. была создана Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПУАФОР), первоначально объединившая крупнейшие брокерские компании Москвы.[20]

Параллельно с ней образовались региональные системы в крупнейших финансовых центрах России.

Для своего информационного обеспечения эти организации создали единую информационную сеть - Российскую торговую систему ПОРТАЛ (аналог американской системы NASDAQ).Однако эффективность работы в этой системе снижалась в связи с тем, что каждая региональная организация устанавливала свои правила взаиморасчетов. Из-за этого часто возникали конфликтные ситуации на рынке, в основе которых прежде всего лежал вопрос о минимальном размере лота. Определенные затруднения возникли и по причине отсутствия единой системы договоров. Для решения возникших проблем осенью 1995г. была создана новая организация ПУАФОР России, объединившая всех крупнейших региональных участников этой системы правила и нормы торговли и контроля за их исполнением.

Необходимо отметить, что в отличие от срочных рынков развитых стран, где в структуре участников поддерживается баланс между хеджерами и спекулянтами, в России имеет место явное преобладание спекулятивной составляющей рынка. Большая часть открытых позиций и оборота на российских биржевых площадках приходится именно на спекулянтов. Данный тезис подтверждается следующим наблюдением. Отношение дневного оборота на основных срочных площадках к суммарной открытой позиции очень высоко и продолжает повышаться: от 0,9-1,0 в 1995 г. до 2-5 в 1997 г. Сформировавшийся в России биржевой срочный рынок характеризуется чрезвычайно высокой безынерционностью. Его конъюнктура может меняться практически мгновенно.[21]

Для успешной работы срочного рынка необходим высокоразвитый рынок базового актива. Он должен обладать, как минимум, тремя основными критериями: высокой ликвидностью, четкими и неизменными на протяжении достаточно долгого времени правилами торгов, а также достаточно предсказуемой динамикой. В доказательство этого тезиса можно привести примеры, когда в условиях отсутствия развитого рынка базового актива остались нереализованными интересные проекты по созданию новых инструментов (достаточно вспомнить попытки запуска в торговлю фьючерса на золото, предпринимавшиеся в 1995 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ