бесплатные рефераты

Шпаргалки по гос. экзамену специальность "Менеджмент организации" (5 курс 2007 год)

По-своему содержанию С.А. – анализ среды, в которой можно выделить следующие уровни: микросреда (внутренняя среда организации); мезосреда – среда непосредственного окружения (СНО); макросреда – среда косвенного окружения; мегасреда – мировая.

В стратегическом управлении внешняя среда рассматривается как совокупность двух подсистем: мезо и макро. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации, степень влияния состояния макроокружения на различных организациях различна. Все составляющее макроокружения находится во взаимодействии, и влекут изменения друг в друге. Изучение экономических компонентов позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения, курс национальной валюты. Политическая составляющая должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намеренно проводить в жизнь свою политику, учитывая: нормативные акты, уровень развития правового регулирования экономики, отношение государства к антимонопольному законодательству, ограничение на получение ссуд и наём рабочей силы, налоговую политику. Изучение социальных компонентов направлен на уяснения влияния на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к работе и  качеству жизни, существующие в обществе обычаи, отношения и нравы, раздел людьми ценностей, рост населения, уровень образования, активность потребителей, омолаживание руководящего состава, развитие движения в защиту прав потребителей, роль женщины. Анализ технологических компонентов позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции, для модернизации технологии изготовления и сбыта. Анализ должен учитывать изменения в конструкциях, материалах, примененной технологией сбора, вычислительной техники, обработке и передачи информации в средствах связи. Изучения компонента макроокружения не должно заканчиваться описанием нынешнего их состояния, необходимо попытаться предсказать направления развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем (необходимо развивать систему планирования)

2. Понятия и положения процесса планирования исследования систем управления. Принципы разработки планов исследования. Планирование - директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей и ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, и научно обоснован­ных нормативов расходования этих ресурсов. Планирование исследования системы управления - одна из важнейших функций менедж­мента любой организации. Цель исследования СУ в менеджменте - получение новых объек­тивных знаний об организации и улучшение результатов ее деятельности. Проведение исследования системы управления организацией должно быть обусловлено необходимостью: 1) объективно оценить потенциальные возможности организации с учетом целей ее дея­тельности, стратегии и тактики достижения этих целей (для разработки перспективных и те­кущих планов); 2) выявить слабые и сильные стороны в управляемой и управляющей подсистемах органи­зации. Планирование необходимо для формирования исследовательских групп, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения и распределения необходимых ресурсов, установления последовательности проведения исследовательских работ и контроля их исполнения. Программа исследования системы управления представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект и пред­мет исследования, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. План исследования представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых меро­приятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. При разработке планов исследования систем управления необходимо руководствоваться следующими принципами: системность - планирование должно отражать цели исследования и учитывать взаи­мосвязь и взаимодействие всех элементов объекта исследования; необходимое участие - в разработке плана исследования должны принимать участие все, кто, так или иначе, связан с объектом исследования; непрерывность - планировать исследование необходимо так, чтобы оно осуществлялась постоянно и непрерывно; гибкость - план исследования должен допускать возможность внесения изменений в содержание и сроки исполнения плановых работ с учетом возникающих в процессе иссле­дования внутренних и внешних воздействий; достаточная значительность - все плановые работы должны соответствовать целям и за­дачам исследования; необходимая трудоемкость - трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования; реальность - все плановые работы должны быть выполнимыми и обеспеченными ре­сурсами; конкретность - все плановые работы необходимо формулировать ясно, доходчиво и конкретно; адресность и ответственность - форма плана должна закреплять адресную регламен­тацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий; контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность просто­го, наглядного и эффективного контроля их исполнения, а также возможность корректиров­ки отклонений от запланированных мероприятий.

3. Классификация методов управления качеством. 1)экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции; 2)методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности; 3)организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации; 4)воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др. Методы количественной оценки.

1 группа. По способам получения информации. 1) Измерительный основан на информации, получаемой с помощью измерительных приборов. Контроль качества, сравнение. Использование возможно только лишь при наличии объекта. 2) Регистрационный используют на основе регистрации или подсчета. Используют для оценки таких показателей, как экономичность, стандартизация, технологичность.3) Органо-лентический. Информация предоставляется посредствам использования органов чувств. 4) Расчетный. Теоретические или экспериментальные зависимости показателей качества продукции от ее параметров. При проектировании новых образцов продукции, вплоть до создания опытного образца, при котором определяются различные функциональные характеристики продукции. 5) Статистические.

 2 группа. По источникам получения информации: 1)Традиционный. Информация поступает в процессе испытания продукции. 2) Экспертный. Оценка осуществляется на основе выводов, принимаемых группой экспертов. 3) Социологические. Используют путем сбора информации о качестве, получаемой от потребителей.

17) 1. Анализ внешней среды организации: среда непосредственного окружения. Модель "пяти сил" конкуренции М. Портера.

Анализ среды непосредственного окружения: изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии (рыночные факторы и конкуренция). Этот анализ осуществляется в рамках отраслевого конкурентного анализа. Цель анализа: Изучение изменения рыночной ситуации и интенсивности конкуренции в отрасли и оценка их влияния на цели и стратегии развития поведения организации на рынке. Объекты анализа: структура и динамика отрасли и отдельных рыночных сегментов; рыночные позиции отраслевых организаций. Этапы анализа: 1) Общая характеристика состояния отрасли и отдельных рыночных сегментов. Отрасль -  совокупность предприятий и организаций, для которых характерны общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и проф. навыков работающих, а также конкурирующие между собой на одном рынке. 2) анализ конкурентной среды в отрасли (модель Портера). 3) характеристика перспектив развития отрасли. 4) анализ конкурентов и их возможных действий (карты стратегических групп конкурентов) 5) определение КФУ в конкурентной борьбе. 6) оценка привлекательности отрасли в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Модель анализа конкуренции Портера описывает всех участников отраслевого рынка, т.е. все силы, определяющие степень интенсивности конкурентной борьбы. Все силы данной модели действуют совместно и влияют на цены, объём инвестирования, величину расходов, которые приходится нести орг-ций.

Интенсивность конкуренции усиливается по мере роста количества конкурирующих орг-ций, выравнивания их возможностей, стабилизации спроса, усиления позиций конкурента за счёт др., а также при нарушении правил конкур. борьбы. Угроза появления в отрасли новых конкурентов зависит от величины входных барьеров. Барьеры входа в отрасль - это препятствия, которые необходимо преодолеть для орг-ций бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Поставщики влияют на развитие конкуренции в отрасли, если: продукция поставщиков сильно дифференцирована; покупатели не являются важными клиентами; продукция поставщика занимает важное место в данной отрасли. При изучении поставщика необходимо выяснить стоимость его товара, обязательность соблюдения поставок, гарантии качества товаров и т.д. Товары –заменители: Помимо всего прочего, предприятия вступают в конкурентную борьбу не только друг с другом, но и с предприятиями др. отраслей, производящих товары-заменители. Угроза здесь зависит от цены производства заменителей и готовности покупателя принять такую замену. Потребители:  их влияние усиливается тогда, когда они стремятся снизить цену, приобрести Т или У более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом. Влияние покупателей велико, если: продукция стандартизована; покупаемые товары не имеют важного места для потребителей; покупателей немного, и они закупают товары в большом количестве. Достоинства модели: универсальность, расширение представлений о конкуренции в отрасли. Недостатки: статичность (оценка производства только на данный момент времени); носит качественный характер (нет количественных оценок). Результаты: оценка влияния каждой конкурентной силы и выявление доминирующих сил в отрасли; определение методов и приёмов конкурентной борьбы; даёт общую оценку интенсивности конкуренции в отрасли и возможности получения прибыли в отрасли.

2. Подходы к оценке эффективности исследования систем управления и принципы её определения.

Под эффективностью исследования следует понимать соотношение показателей результатов исследовательских работ и затрат ресурсов на проведение исследования.

Основным критерием научной и практической эффективности исследования яв­ляется практика. Научная эффективность исследования определяется новым научным знанием, по­лученным в результате исследования. В процессе внедрения результатов исследования в практику его научная эффективность превращается в практическую.

При определении эффективности исследования систем управления необходимо руководствоваться следующими принципами: целенаправленности; целеустремленности; объективности; системности; научности; приоритетности социальных и экологических эффектов; комплексного подхода (расчет экономического эффекта в результате реализации иссле­дований системного управления необходимо проводить относительно всей хозяйственной системы организации); обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации (снижение до минимума отрицательного влияния на принимаемые решения и результаты деятельности хозяйственной системы); сопоставимости результатов (необходимость обеспечения сравнимости достигаемых эффектов); обязательного учета и анализа затрат на проведение исследования и реализацию его ре­зультатов; учета фактора времени (обязательность учета изменения эффектов с течением време­ни, стоимости разновременных результатов и затрат, влияния на них инфляции и др.); учета эффектов, получаемых только от проведенных исследований; количественного учета влияния неопределенностей и рисков.

Все виды эффектов, получаемых от исследования систем управления, можно разде­лить на социальные, экологические, научно-технические и экономические.

В сфере производства, например, к основным источникам получения позитивных эко­номических результатов за счет улучшения управления относятся: 1) снижение потерь от брака; 2) снижение стоимости контроля качества продукции; 3) снижение трудоемкости производственных процессов; 4) предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сы­рья и материалов; 5) уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям потребителей; 6) уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям; 7) уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт; 8) уменьшение ущерба за нарушение контрактов; 9) увеличение прибыли за счет улучшения ассортимента выпускаемой продукции; 10) увеличение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества при неизменности себестоимости.

Помимо этого, к позитивным результатам улучшения управления следует отнести увеличение объемов производства и продажи нужных потребителям товаров и услуг, сниже­ние себестоимости производимой продукции, сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство и т.п. Дополнительным результатом может стать снижение затрат на управление.

3. Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством.

Квалиметрия – разработка методологии качества. Методы количествен-й оценки пок-лей кач-ва классифицир-ся по 2 группам:

1)по спо-бам получ-я инф-ции: а)измерительный м-д (основан на инф-ции, получ с пом-ю измерит приборов. Распространен при контроле кач-ва, ее испытании, сравнит оценке. Использ-е возможно при наличии реального объекта). б)регистрац-й м-д (на основе регистрации или подсчета. Исп-ся для оценки эконом-ти, технолог-ти, стандарт-ции и унификации). в)органолептический м-д (базируется на инф-ции, предоставл по ср-вом исп-ния органов чувств человека: обоняние, осязание, вкус, слух, зрение. (ликеро-водочные изделия, пищев, эргонометрич, эсетическ пром-ть)). г)расчетный м-д (использ теоретич или экперимент зав-ти пок-лей кач-ва продукции от ее параметра. Употр-ся при проектировании новых образцов продукции вплоть до создания нового образца, при котором использ-ся различные функц-ные хар-ки прод-ции).

2)по источникам получен-я инф-ции. а)традиционный м-д (инф-ция показ-лей кач-ва формируется в процессе испытания продукции в условиях максимально приближенных к реальности). б)экспертный м-д (оценка кач-ва пр-ции, осущ-ся на основе решений, принимаемых группой экспертов). в)социологический м-д (использ путем сбора и обработки инф-ции о кач-ве прод-ции, получаемой от потенциальных потребителей. Используется опрос).



18) 1. Анализ внутренней среды организации. Функциональные зоны организации и особенности их обследования при анализе сильных и слабых сторон.

Внутренняя среда организации – часть общей среды, которая находиться в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько функциональных зон, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Функциональные зоны: 1) Кадровая составляющая ВС (охватывает такие процессы как, взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками). 2)Организационная составляющая (коммуникационные процессы, орг.структура, нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности)3) Анализ производственной составляющей имеет большое значение для своевременной адаптации ВС организации к изменениям во внешнем окружении и ее выживание в конкурентной среде, в него входят: изготовление продукта снабжения и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок. 4) Маркетинговая составляющая (охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции).         5) Финансовая составляющая организации (определяет какую стратегию выберет организация на будущее) данная составляющая включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации; также это поддержание ликвидности (платежеспособность), обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей). 6) Орг.культура (складывается из поведения людей в организационной среде, орг.культура – целостная система, выработанных в организации моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий)

Анализ внутренней среды – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон и выявления стратегических проблем. Объекты анализа – отдельные виды деятельности той или иной организации, функциональные звенья. Особенности анализа: ориентация на будущее, внешняя направленность. Цели и задачи: 1) Анализ текущей деятельности организации. Главная проблема анализа действующей стратегии (текущей ситуации), связанной с оценкой эффективности этой стратегии с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. 2) Анализ использования потенциала организации. Стратегический потенциал – это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегий организации. 3) Выявление сильных и слабых сторон. Ключевой этап. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации определяют условия успешного существования организации, поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом. 4) Определение стратегических проблем. После получения некоторого объема информации необходимо выявить основные стратегические проблемы, которые могут дискредитировать стратегию. Стратегическая проблема отличается от слабой стороны тем, что слабая сторона определяется на базе сравнения предприятия с конкурентом по основным сферам деятельности и продуктам, проблема же возникает, когда наблюдается несоответствие поставленных целей относительно каким-либо сферам деятельности, ее текущему состоянию. 5) Сравнительный анализ конкурентных преимуществ. В результате проведения анализа ВС и анализа деятельности конкурентов предприятие должно определять свои конкурентные преимущества – уникальные ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важная для данного предприятия сфера бизнеса, которые и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. SWOT-анализ – метод оценки сильных и слабых сторон организации (внутренняя среда), открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих угроз. Применяя метод СВОТ можно установить линии связи между силой и слабостью присущими организации и внешними угрозами и возможностями. В дальнейшем эти связи могут быть использованы для определения стратегической обстановки, в которой находится компания и для формулирования ее дальнейшей стратегии, то есть важная часть СВОТ-анализа включает не только оценку сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и стоящих перед ней угроз, но и выработку заключения относительно той ситуации, в которой находится компания и необходимости стратегических действий, поэтому    СВОТ-анализ   является    важнейшей    частью стратегического представления положения, в котором находится компания.

2. Функциональный подход в исследовании систем управления. Диагностика систем управления. Функциональный анализ проводится с целью определения динамических характери­стик системы управления путем исследования процессов изменения ее состояний с течением времени на основе принятых методов и алгоритмов управления. Объектами исследования в этом случае являются реализуемые системой методы и алгоритмы управления. В процессе проведения функционального анализа СУ можно выделить следующие основные этапы: 1) определение и описание общего процесса управления, реализуемого исследуемой СУ. 2) декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций (задач, операций), выполняемых отдельными элементами исследуемой СУ  3) определение качественных и количественных характеристик исследуемых процессов и функций управления; 4) формирование критериев эффективности функционирования исследуемой СУ; 5) оценка эффективности функционирования исследуемой СУ; 6) принятие решения о необходимости улучшения функциональных характеристик СУ. Важную роль в развитии систем управления играют диагностика (установление и изучение признаков, характеризующих состояние и функционирование СУ, анализ величин и соотношений параметров системы и внешней среды и их изменений, обнаружение и локали­зация дефектов в системе, выявление неиспользуемых возможностей, предсказание и пре­дотвращение возможных нарушений в функционировании и состоянии системы в будущем) и тестирование (исследование СУ с помощью тестов - пробных воздействий на систему с целью определения ее состояния и изучения протекающих в ней процессов).

3. Сертификация и оценка качества.

Сертификация — деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших гос-ную регистрацию в качестве системы сертификации в установленном Госстандартом порядке, по подтверждению продукции, работ, услуг требованиям нормативных документов. Осуществляется в целях контроля безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества, защиты потребителей от недобросовестных изготовителей и продавцов и подтверждается выдачей сертификата соответствия и предоставлением им права маркировать продукцию знаком соответствия государственным стандартам. Осуществляется в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг. Бывает обязательной и добровольной. Обязательная (в случаях предусмотренных законом) — перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Госстандарт, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и другие органы исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют органы систем сертификации, аккредитуют их, ведут государственный реестр участников и объектов сертификации, осуществляют выбор способа средств проверки соответствия, устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, осуществляют государственный контроль и надзор, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия. Нарушение правил обязательной сертификации влечет за собой штраф от 5 до 100 МРОТ. Добровольная сертификация делается по инициативе заявителя в целях документального в условиях конкуренции подтверждения заявленного качества продукции. Проводится на условиях договора между заявителем и органом сертификации продукции, которая не подлежит обязательной сертификации. Ее вправе осуществить любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.

19) 1. Концепция базовых стратегий организации.

Существует 3-и типа: 1) Связан с лидерством в минимизации издержек пр-ва. Ф-мы реализыющие такой тип стратегии должны иметь хор-ю орг-цию пр-ва и снабжения, технологию и инженерно-конструкторскую базу, систему распред-я пр-ции. 2) Связан со специализацией в пр-ве пр-ции. Ф-ма должна орг-ть высококвал-ное пр-во и кач-во. Ф-ма должна иметь высокий потенциал в проведении НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, систему обеспечения высокого кач-ва, а так же развитую систему маркетинга. 3) Относится к фиксации опред. сегмента р-ка и концентрации  усилий ф-мы на выбранном сегменте. Ф-ма десконально выясняет потребности опред. сегмента в опред-й пр-ции. Ф-ма должна в своих намерениях исходить из потребностей р-ка вообще, а не из потребностей конкретных клиентов.

В рамках анализа интенсивности конкуренции  в  отдельной  отрасли  или стратегической группе, можно выделить четыре вида  стратегии: стратегии концентрированного роста - стратегия развития продукта, стратегии интегрированного роста - она направлена на рост ф-мы за счёт приобретения, либо усиления контроля над поставщиками. Ф-ма может либо создавать дочерние стр-ры осуществляющие снабжение, либо приобретать компании уже осуществляющие снабжение, стратегии сокращения - реалезуются, когда ф-ма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффект-ти, когда наблюдаются спады и изменения в эк-ке и т.п, стратегии диверсифицированного роста - она основана на использовании дополнительных возможностей пр-ва новых продуктов, кот-е заключены в существующем бизнесе.

2. Основные концептуальные положения и принципы логистики.  Логистика – это процесс оптимизации управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции. Но выделяя сферу деятельности и научную область более корректно надо выделить объект, которыми являются потоки и потоковые процессы и предмет, которым является оптимизация управления потоками и потоковыми процессами. Появилась внутрифирменная логистика и интеграционная логистика. Этот термин стал использоваться не только в специальной литературе, но и в средствах массовой информации для обозначения нового направления в науке - теории и практике управления материальными и соответствующими информационными потоками, т.е. всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщика до завода-изготовителя и от него до конечного потребителя в соответствии с его требованиями и интересами. Целью Логистики является получение синергетического эффекта, способствующего повышению доли фирм на рынке и достижении преимуществ перед конкурентами. Это может произойти путем разработки и реализаций предложений по оптимизации управления потоковыми процессами. Функциональные области логистики. Логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения. Комплексные логистические функции. Складирование, управление запасами, транспортировка, управление информационными потоками. По масштабам разрабатываемой проблемы логистика делится на: 1) Макрологистику – изучающую процессы протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. 2) Микрологистику -- занимающуюся комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей. Помимо критерия масштабности разрабатываемых проблем для структуризации логистики используют деление по характеру зон управления: 1) Внешняя логистика – занимается вопросами по регулированию потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования. 2) Внутренняя логистика – направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий. По принципу хозяйственной деятельности выделяют следующие виды логистики: 1) Заготовительная (снабжение) – решает вопросы связанные с материально – техническим обеспечением предприятия и подготовки продукции к производственному применению; 2) Производственная – решает вопросы связанные с организацией и управлением перемещением материальных потоков (от сырья до готовой продукции) непосредственно в процессе производства.                                      3) Распределительная (маркетинговая, сбытовая) – решает вопросы связанные с реализацией продукции, включая ее доставку «точно во время» от «двери» производителя до «двери» покупателя и послепродажное обслуживание. 4) Транспортная – решает вопросы связанные с транспортировкой материальных ресурсов до потребителей. В лoгиcтикe дeйcтвyют cлeдyющиe пpинципы: 1) cиcтeмнocти, oзнaчaющий opгaнизaцию и ocyщecтвлeниe зaкyпoк,; 2) кoмплeкcнocти: фopмиpoвaниe вcex видoв oбecпeчeния для ocyщecтвлeния движeния пoтoкoв в кoнкpeтныx ycлoвияx; 3) нayчнocти: ycилeниe pacчeтнoгo нaчaлa нa вcex cтaдияx yпpaвлeния пoтoкoм oт плaниpoвaния дo aнaлизa; 4) кoнкpeтнocти: чeткoe oпpeдeлeниe кoнкpeтнoгo peзyльтaтa кaк цeли пepeмeщeния пoтoкa в cooтвeтcтвии c тexничecкими, экoнoмичecкими и дpyгими тpeбoвaниями; 5) кoнcтpyктивнocти: диcпeтчepизaция пoтoкa, нeпpepывнoe oтcлeживaниe пepeмeщeния и измeнeния кaждoгo oбъeктa пoтoкa и oпepaтивнaя кoppeктиpoвкa eгo движeния; 6) нaдeжнocти: oбecпeчeниe бeзoткaзнocти и бeзoпacнocти движeния, peзepвиpoвaниe кoммyникaций и тexничecкиx cpeдcтв для измeнeния в cлyчae нeoбxoдимocти тpaeктopии движeния пoтoкa; 7) вapиaнтнocти: вoзмoжнocть гибкoгo peaгиpoвaния фиpмы нa кoлeбaния cпpoca и дpyгиe вoзмyщaющиe вoздeйcтвия внeшнeй cpeды.

3. Соврем-я концепция м-нга (понятие, сущность, ф-ции и виды м-нга).

Марк-нг - ориентированное на рынок управление предприятием, которое заключается в планировании, координации и конроле всей деятельностью пред-тия, связанной с действующими и потенциальными рынками. Эволюция концепции м-нга: 1)производственная-произвожу то, что могу, отсутствие проблемы реализации. Задача: наращивание произв-х мощностей, увеличен выпуска продукции, снижение изд-жек, конкуренции, цен.2)Товарная-совершенств-ние свойств и качества производимых товаров и услуг.3)Сбытовая-развитие сбытовой сети и каналов сбыта. Задача:оптимизация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению  и продажи товаров.4)Традиционный марк-нг-произвожу то, что нужно потребителю, удовлетворять потребности.5)Социально-этический-произвожу то, что нужно потр-лю с учетом требований общества. Цель:удовлетворение потр-ких рынков при условиях сбережения человеч, матер-х, энерг-ких и др ресурсов и требований окруж-й среды.6)М-нг взаимодействия-повторяет то, что было (у партнеров по бизнесу).Цель:удовлетворение потр-тей потр-лей, интересов партнеров и гос-ва в процессе их коммерч-го и неком-го взаимод-вия. Функции и подфункции м-нга: 1)аналитическая (изучение рынка, потр-лей, изучение товаров конк-тов, анализ внутренней среды предпр-тия и т.д.). 2)Производственная (орган-ция произв-ва новых товаров, разработка новых технологий, управление качеством, управление конкурентной способностью). 3)Сбытовая (орг-ция системы товарного движения, сервиса, стимулирование сбыта, проведение ценовой политики). 4)Управление контролем (орг-я статистич-го и оперативного планирования, инф-ное обеспечение, орг-ция системных коммуникаций на предпр-тии, орг-ция контроля и т.д.).

Виды маркетинга:1)в зависимости от объема (охвата рынка): а)массовый, кот-й хар-ся массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей (такой подход позволит продавать товар по низким ценам). б)продуктно-дифференциров-й характеризуется производством и марк-гом нескольких продуктов с различными св-вами, предназнач-х для всех покупателей, однако рассчит на разные вкусы. в)целевой хар-ся тем, что осущ-ся производством и марк-нг продуктов разработ специально для определ-х рыночных сегментов. 2)в завис-ти от отрасли, сферы деят-ти: а)потреб-кий, когда осущ-ся взаимод-е м-ду фирмой и конечным потреб-лем. б)промышленный, индустриальный-марк-нг в сфере произв-ва, то, что является средствами произ-ва. в)социальный-марк-нг в области некоммерч-ких орг-ций.

20) 1. Определение экономической системы. Элементы макроэкономической системы.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений  и  организационных форм, представляет  собой  экономическую  систему  этого  общества.   Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Элементы экономической  системы. Основными  элементами  экономической системы  являются   социально-экономические   отношения,   базирующиеся   на сложившихся  в  каждой  экономической  системе, формах   собственности;  экономические   ресурсы    и    результаты    хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной  деятельности;  хозяйственный  механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности  на  макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. Макроэкономика - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Эк. Рост - увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени: 1) Интенсивный - это увеличение производственного потенциала в результате совершения техники и технологии. 2) Смешанный (реальный) - увеличение мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии. 3) Экстенсивный - увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства.  Факторы экономического роста: 1. Количество и качество природных ресурсов, 2. Количество и качество трудовых ресурсов, 3. Объем основного капитала (станки, здания), 4. Технология.

2. Профессиональная ориентация и адаптация персонала в организации.

Проф. ориентация – система мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Цель профориентации – оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождения места работы или учёбы с учетом склонностей и интересов. Задачи профориентации – информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников. Формы профориентационной работы: профессиональное обучение, профессиональная информация, профессиональная консультация, профотбор. Трудовая адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс новых для него профессиональных, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную. Цели адаптации: 1) уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает своё место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат, 2) снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников, 3) сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением,                4) экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них, 5) развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ