бесплатные рефераты

Стандарты и нормы аудита

Стандарты и нормы аудита


Министерство образования и науки РФ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ











































































































• ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




НА ТЕМУ: _____________________________________________________________


                   ______________________________________________________________


                   ______________________________________________________________






Научный руководитель: ________________________________________


Выполнил студент:____________________________________________________


Специальность:_______________________________________________________


Проживающий по адресу: ________________________________


          _________________________________________________


          _________________________________________________







Подпись студента: __________________




Курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4


1.     ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) И НОРМЫ АУДИТА ……...………………….9

1.1.Понятие аудита и аудиторской деятельности в России…………………….9

1.2.Цели аудита бухгалтерской отчётности, объём и стадии аудиторской проверки………………………………………………………………………….21

1.3.Значение правил (стандартов)………………………………………………30

1.4.Состав бухгалтерской отчётности и её публичность. Пользователи бухгалтерской отчётности………………………………………………………33


2.     МЕТОДОЛОГИЯ СТАНДАРТОВ АУДИТА ……………………………...37

2.1.Нормативные и законодательные основы аудиторской деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….37

2.2.Концепции и постулаты. Основные принципы регулирующие аудит…...48

2.3.Международные и национальные стандарты аудита…………56 2.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты……………………………..…71


3.АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И  

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АУДИТОРА……………………………………………………………………...77

3.1.Сущность этапа планирования………………………….….……………….77

3.2.Подготовительный этап планирования…………………………………….82

3.3.Использование стандарта аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» в практической деятельности аудитора на примере ЗАО «Старт»…………………………………………………………………………...94


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...108


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….112


Приложение 1. Международные правила (стандарты) аудита….………..…117

Приложение 2. Схема этапа планирования………………………...…………123

Приложение 3. Форма №1. Бухгалтерский баланс ЗАО «Старт»…...………125

Приложение 4. Базовые показатели, используемые для
нахождения уровня  существенности……………………………………..…..126

Приложение 5. Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска.….127

 


 

















ВВЕДЕНИЕ


 

            На рубеже 80-90 годов нашего столетия в России возник новый вид деятельности, названный «аудит». С тех пор он получил широкое распространение, хотя как сравнительно новое явление находится еще на этапе становления.

           Очевидно, что развитие отечественного аудита невозможно без внимательного изучения мировой теории и практики, существующих в этой области. Однако в процессе заимствования зарубежного опыта следует  избегать двух крайностей. С одной стороны, не нужно заново изобретать велосипед, с другой - лучше воздержаться от слепого копирования международного опыта без адаптации его к национальным условиям. Затрудняет процесс адаптации достаточно вольное применение термина «аудит» на практике. Появились экологический аудит, инвестиционный аудит, налоговый аудит и т. д. Поэтому в первую очередь требуется четко определить сущность аудита, т.е. ответить на вопросы, что такое аудит и какова его сущность и содержание, является он специальным видом деятельности или это лишь проблемы перевода иностранного слова.

            Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом  рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального бухгалтера – аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации  профессионального бухгалтера.   

  Основу отечественной законодательной базы аудита составляет Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Им установлены правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые подразделяются:

1)     на федеральные;

2)     внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях.

           Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

            Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для членов  внутренние правила (стандарты0 аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требованиям которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

            Аудиторские правила (стандарты) – основание для доказательства в суде качества аудита и определения меры ответственности аудиторов. Аудитор, допустивший отступление от какого – либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. Стандарты определяют общий подход к аудиту, масштаб проверки, виды отчетов, методологию, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

            Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения, анализ проблемы, возможные процедуры ее решения. Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами, обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

            Как правило, в качестве таких стандартов выступают разработанные ведущими специалистами фирмы  и проверенные на практике методики проведения конкретных аудиторских процедур. Не следует отождествлять аудиторские стандарты с аудиторскими процедурами – конкретными действиями аудиторов для получения данных в ходе аудиторской проверки. Стандарты определяют качество деятельности аудиторов. Они не меняются в зависимости от времени аудиторской проверки. Процедуры могут быть разными в зависимости от сложности системы учета (компьютерная или нет), вида проверяемого предприятия. Такие методики аудиторская фирма держит, как правило, в строжайшем секрете, справедливо полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшими затратами времени, сил и риском провести аудиторскую проверку, являются ноу – хау. Таким образом, если аудиторские стандарты, оставаясь неизменными, являются мерой качества исполнения, то процедуры аудита выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от единичных факторов.  Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от вида деятельности.

           Вместе с тем аудиторские стандарты определяют правильность аудиторской деятельности в целом, а не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в процессе проверки, которые могут быть различными и рациональность которых должна быть обоснована аудитором.

          Значение правил (стандартов) заключается в  том, что они:

- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных и практических достижений;

- помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

- устраняют контроль со стороны государства;

- помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;

- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;

- заставляют аудиторов постоянно повышать уровень знаний и квалификацию;

- обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских фирм;

- рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

            Профессионалы, которым необходимо понять работу и отчеты аудиторов, должны быть детально знакомы со стандартами, поскольку они лежат в основе всей фундаментальной специальной литературы по аудиту. Кроме того, аудиторские стандарты помогают аудиторам при заключении двусторонних договоров с клиентами, оказывают содействие внедрению в аудиторскую практику новых научных и практических разработок.         

Целью дипломной работы является комплексное изучение состояния аудиторских стандартов, выявление недостатков в организации аудиторской деятельности , а также использование стандарта аудиторской деятельности «существенность и аудиторский риск» в практической деятельности аудитора на примере ЗАО «Старт».

Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

-                                       изучить теоретические основы аудиторских стандартов;

-                                       проанализировать состояние аудиторских стандартов в России, изучить нормативно - правовую базу по методологии и организации работы аудиторской деятельности;

-                                       разработать применение  уровня существенности в аудите , исходя из рекомендуемой системы базовых показателей ;

-                                       выявить взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.

Указанные цели и задачи определили логику изложения материала и структуру работы, состоящую из трёх глав. Первая глава освещает общие вопросы правил (стандартов) аудиторской деятельности, значение стандартов. Методология стандартов аудита представлена во второй главе. Третья глава данной дипломной работы раскрывает практическое применение и использование стандарта аудиторской деятельности «существенность и аудиторский риск» в практической деятельности аудитора на примере ЗАО «Старт».

















 

 1. ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) И НОРМЫ АУДИТА



1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности

 

            Слово «аудит» происходит от латинского audio, что буквально означает «он слышит», «слушающий». Этот перевод трактуется по-разному. Иногда аудитора сравнивают с хорошим врачом, который внимательно слушает больного. Безусловно, в каждом определении характеризуются какие-то черты аудита. Но, по-видимому, дословный перевод в современных  условиях не столь уж важная задача. Для правильного восприятия накопленного мирового опыта гораздо важнее понять основные тенденции развития аудита.

            Считается, что аудит в современной понимании начал формироваться в середине прошлого века в Англии в связи с мощным развитием фактического распоряжения капиталом. Становление рыночной экономики сопровождались  массовым банкротством компаний, часто вызванным не объективными экономическими причинами, а недобросовестностью и злоупотреблениями их управляющих. Разоренным акционерам была необходима защита, а потенциальным инвесторам и существующим акционерам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях. В середине XIX в. группа бухгалтеров создала в Шотландии профессиональное объединение, целью деятельности которого являлась проверка любых предоставленных ей финансовых отчетов. Эти бухгалтеры, назвавшиеся аудиторами, исходили из того, что не может быть обмана там, где всем известно, что он есть, однако после аудирования вероятность возможного обмана снижается, если есть подпись (подтверждение) проверяющего(7, с.6). Основными чертами личности аудитора  прошлого века были его безупречная порядочность, честность и независимость. Задача аудитора состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности счетов компаний. В результатах аудиторской деятельности главным образом были заинтересованы собственники, имевшие высокие шансы потери капитала не только впоследствии объективных экономических причин, но и в связи с недобросовестностью управляющих.

            С 1844г. в Англии принят ряд законов, предусматривающих проверку независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов для представления акционерам. Позднее законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (например, во  Франции в 1867г. и в США в 1937г.)

            В 40-е годы ХХ в. основное внимание в рамках аудиторской деятельности стали уделять обзору и оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии с последующим исследованием бухгалтерских записей в областях с наибольшим риском его деятельности. В этой связи в результатах аудита заинтересованы не только собственники, но и экономические субъекты как самостоятельно хозяйствующие единицы, поскольку их  развитие невозможно без участия добропорядочных заинтересованных партнеров. Да и для привлечения инвесторов в условиях рынка нужно выглядеть преуспевающими.

           С увеличением объёмов и усложнением содержания деятельности предприятий требования к системе учёта и отчётности стали более высокими. Появились новые методы и формы ведения бухгалтерского учёта, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская (финансовая) отчётность превратилась в своеобразный язык бизнеса и основной источник информации о финансовом и имущественном положении предприятия. Информация является самым дорогим товаром в условиях рыночных отношений, на котором базируются управленческие решения заинтересованных в партнёрский отношениях субъектов. Для того чтобы информация была полноценной, пользователь должен быть уверен в достоверности данных бухгалтерской отчётности. Но одного честного слова для нормальных взаимоотношений между реальными и потенциальными партнёрами не всегда достаточно, поэтому возникла объективная необходимость в специальном институте доверенных специалистов с квалификацией, соответствующей определённой системе профессиональных и моральных критериев, мнение которых могло бы служить гарантом достоверности информации.

           В этой ситуации задачей аудитора является не поиск конкретных ошибок и отклонений, а формирование мнения о достоверности финансовой отчётности во всех существующих аспектах.

           С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жёсткий свод профессиональных  требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие клиентам соответствующую квалификацию аудиторов и защищающие их от недобросовестного аудита.

          Создание системы международных хозяйственных  связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

          В настоящее время во многих странах институт аудита занимает твердые позиции и имеет широкое общественное признание. Однако несмотря на то, что аудит в странах с рыночной экономикой имеет более чем 150- летнюю историю, по мнению зарубежных исследователей, «становление аудита – процесс достаточно длительный, он не закончился и в настоящее время»(8, с.19).

           Аудит в любой стране – лишь элемент ее финансово – экономической системы, что определяет содержание и функции. Поэтому в разных странах приняты различные толкования термина «аудит».

           В США Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров в 1973 году дал определение, характеризующее как процесс, так и цели аудита: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки  заинтересованным пользователям».

           Этот Комитет отмечает, что намеренно дал аудиту столь широкое определение, позволяющее отразить все «многообразие целей, какие может преследовать аудит, и все разнообразие предметов исследования, на которых может быть сосредоточено внимание в процессе конкретной аудиторской проверки» (8, с.19-20).

           В Великобритании Комитет по аудиторской практике выработал более простое определение аудита: «Независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых  отчетов предприятия и выражение мнения о них  при соблюдении правил, установленных законом»(7, с.13).

           Аудит определяют так же, как «процесс, посредством которого компетентный независимые работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к хозяйственной специфической системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям»(9, с.7).

           В настоящее время на практике и в специальной литературе термин «аудит» часто применяют в достаточно широком смысле: к аудиту относят различные виды деятельности, суть которых – независимая  проверка, оценка, экспертиза. Особенно большое количество таких видов деятельности рассматривается в учебниках американских авторов. При переводе на русский язык сложно выработать единый подход к трактовке терминов и критериев классификации видов аудита.  Зарубежные специалисты сами отмечают, что «различия в деятельности разных категорий аудиторов порождает путаницу в терминологии»(10, с.6). Поэтому представляется целесообразным  провести анализ текстов базовых учебников зарубежных авторов, переведенных на русский язык, с целью выявления основных критериев классификации видов аудита и определения сущности аудита как специфического вида деятельности(11).

            В учебнике Дж. Робертсона выделяют такие разновидности аудита, как внутренний и управленческий аудит, государственный аудит, аудит регулирующих органов.

            Под внутренним аудитом понимается осуществляемая в интересах организации независимая деятельность внутренних аудиторов по проверке и оценке работы организации. Целью такой деятельности является оказание членам организации помощи в повышении эффективности выполнения необходимых функций.

            В качестве управленческого аудита рассматривается деятельность внутренних и внешних аудиторов по изучению хозяйственных операций с целью выработки рекомендаций относительно экономического и эффективного использования ресурсов, достижения конечного результата и выработки политики организации. Если управленческий аудит осуществляется внутренними аудиторами, то он выступает как элемент внутреннего аудита. Для внешних аудиторов управленческий аудит – вид консультационных услуг.

            Понятие государственного аудита определено в декларациях Главного бюджетно-контрольного управления США. Под государственным аудитом  понимается как финансовый, так и управленческий аудит. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается, во-первых, точно ли представлены в финансовых отчетах финансовое положение, результаты деятельности в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и, во-вторых, действует ли проверяемая организация в соответствии с законодательством. В управленческий аудит включаются программы проверки экономичности и эффективности работы. Осуществляют государственный аудит аудиторы GAO, которые являются внутренними аудиторами на федеральном уровне и одновременно внешними аудиторами по отношению к проверяемым государственным органам.

            Как разновидность аудита выделяется деятельность аудиторов регулирующих органов. Например, аудиторы Главного налогового управления США определяют правильность исчисления суммы облагаемого дохода в налоговых декларациях налогоплательщиков и соответствие деклараций стандартам налогового законодательства. Аудиторы – контролеры федерального банка или банков штатов проверяют банки, сберегательные и кредитные ассоциации и прочие финансовые институты, собирая данные об их платежеспособности и соблюдении ими банковского или другого законодательства.

           Таким образом, можно сделать вывод, что критерием классификации в названном выше учебнике выбран исполнитель аудита.

            В учебнике по аудиту Аренса и Лоббека(12) выделяют два вида аудита: операционный (управленческий)  аудит и аудит на соответствие.

           Термины «операционный аудит» и «управленческий аудит» применяются в качестве синонимов. Проводится аудит этого вида внутрихозяйственными аудиторами и аудиторскими фирмами как проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача управленческому  персоналу рекомендаций по совершенствованию деятельности.

            Цель аудита на соответствие – проверка соблюдения хозяйственной системой (персоналом) правил   процедур, предписанных вышестоящим руководством. Заказчиками аудита этого вида могут быть администрация частного предприятия, правительство, налоговые органы, а исполнителями – аудиторы внутренней налоговой службы, Главного бюджетно-контрольного управления США, внутрихозяйственные аудиторы и аудиторские фирмы. 

           За критерий классификации в учебнике Аренса  и Лоббека приняты цели аудита.

           В учебнике «Аудит Монтгомери» выделяют проверки на соответствие и операционный аудит.

           Осуществляемые внешними и внутренними аудиторами проверки на соответствие предназначены для  выявления соблюдения организацией конкретных правил, законов, пунктов договоров, которые оказывают воздействие на результаты хозяйственных операций или данные отчетов. В качестве примеров приводятся проверки уплаты налогов, аудит разделов финансовой отчетности.

           Операционный аудит, проводимый внешними, внутренними и государственными аудиторами, представляет собой проверку выполнения смет и целевых программ. Среди задач аудита целевых программ можно выделить:

            - определение степени достижения запланированных показателей, например установленной законодательством  величины прибыли;

            -анализ эффективности работы организации;

            - проверку соблюдения требований законодательства и других нормативных актов.

            Можно сделать вывод, что в анализируемом учебнике виды аудита классифицированы в соответствии с критерием «цели аудита».

            По результатам анализа информации из приведенных выше источников можно сформулировать наиболее общие критерии классификации аудита по видам, проиллюстрированные на рисунке 1.1.1.

           



 

 

Рисунок 1.1.1 Общие критерии аудита

Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления:

            - соответствия бухгалтерской отчетности принципам бухгалтерского учета;

            -  соответствия действий налогоплательщиков требованиям налогового законодательства;

            -соответствия деятельности государственных организаций установленным вышестоящими органами предписаниям;

            -  соответствия действий внутренних подразделений организации требованиям и правилам, закрепленным распоряжениями администрации, и так  далее.

            В зависимости от поставленных целей аудит на соответствие:

           - может проводиться как внутренними, так и внешними по отношению к аудируемому субъекту аудиторами;

           - предполагает предоставление его результатов, как для внешних, так и для внутренних пользователей.

            Операционный аудит осуществляется в целях определения степени экономичности и эффективности функционирования субъекта аудита, а также для выработки управленческих рекомендаций.

            В зависимости от поставленных целей операционный аудит проводится:

     - на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях;

     - внешними или внутренними аудиторами;

     - в интересах внешних либо внутренних пользователей.

      По критерию «исполнители аудита» можно выделить:

            -аудит, выполняемый внешними по отношению к субъекту аудита аудиторами (внешний аудит);

            -  аудит, выполняемый внутренними по отношению к субъекту аудита аудиторами (внутренний аудит).

   В этой связи следует обратить внимание на следующие моменты: внутренние аудиторы обычно являются сотрудниками той организации, об аудите которой идёт речь, внешние – сотрудникам независимых аудиторских фирм либо государственными аудиторами (аудиторами регулирующих органов).

Термины «независимый аудитор», «внешний аудитор», как правило, относятся к сотрудникам независимых аудиторских фирм. Однако принцип независимости должен соблюдаться и внешними, и внутренними аудиторами. Это означает, что мнение внутреннего аудитора должно быть объективным и не должно зависеть от мнений руководства или сотрудников организации, а мнение внешнего аудитора должно формироваться без влияния аудируемого субъекта или третьих лиц, при отсутствии финансовой заинтересованности и зависимости от аудируемого субъекта.

            Для классификации аудита важное значение имеет определение пользователя его результатов. В зависимости от поставленных целей такими пользователями могут быть и внешние по отношению к аудируемому субъекту контрагенты, и сам аудируемый субъект. При этом справедливо утверждать, что если изначально в качестве пользователя результатов аудита определён аудируемый субъект, то эти результаты едва ли станут доступны внешними пользователям. Результаты аудита, проводимого в интересах внешних пользователей, зачастую полезны субъектам аудита и востребованы ими. В данной ситуации следует определить основного пользователя результатов аудита. 

           Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что термин «аудит» применяет в широком и в узком смысле. В узком смысле он тождествен терминам «финансовый аудит»(10,с.5), «внешний аудит» (9, с. 12) и «аудит финансовой отчетности».

             В соответствии с приведенной классификацией можно выделить основные характеристики аудита в узком смысле как аудита финансовой отчетности:

             - цель – аудит на соответствие финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;

              - исполнитель – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);

              - пользователи результатов – внешние по отношению к субъекту аудита контрагенты и сам субъект аудита.

  В случае изменения хотя бы одной из характеристик проводимый аудит не может считаться аудитом финансовой отчетности в общепринятом понимании.

Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants-AICPA) в отчете № 1, посвященном аудиторским стандартам, так определил основную цель аудита финансовой отчетности: « составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций  и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Отчет аудитора есть средство выражения его мнения или, в зависимости от обстоятельств, отказ дать заключение. Причем в любом случае аудитор сообщает, была ли проведена  проверка в соответствие с общепринятыми аудиторскими стандартами»(10, с.5).

 Наиболее популярным в последние годы считается такое определение: «Аудит-это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов». Под информационным риском здесь понимается вероятность того, что в финансовых отчетах, публикуемых компанией, содержатся ложные или неточные сведения(9, с. 7).

           Емкое определение, характеризующее цель в узком смысле, приводится в книге Р. Адамса « Аудит»: «Внешний аудит –аудиторская проверка, результатом которой является формирование мнения о верности и объективности финансовой отчетности»(10, с.5).

           Аудит финансовой отчетности базируется на предложении о том, что она будет использоваться разными группами для различных целей. Следовательно, более эффективен вариант, когда один независимый аудитор выполняет аудит и делает заключение, на которое могут положиться все пользователи, нежели тот, при котором каждый пользователь проводил бы свой собственный аудит. Получить дополнительную информацию пользователи могут от собственных аудиторов(9, с.12).

Подводя итоги сказанному выше нужно отметить, что термин «аудит» применяется в первую очередь для определения специфического вида деятельности - аудита финансовой отчетности. Это его первоначальное и единственно правильно употребляемое значение. На практике и в специальной литературе термин «аудит»  применяют для обозначения деятельности по проведению целевых независимых экспертиз и проверок, чем подчеркивается независимый по отношению к проверяемому субъекту характер этого вида деятельности.                            

                     

                       

   



           

 

 

 

      1.2. Цели аудита бухгалтерской отчётности, объём и стадии аудиторской проверки

 

             Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

             На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого  определяется следующими обстоятельствами:

            а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

           б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности, применения оценочных знаний и возможности  неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

            в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

            Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения  аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

            В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены  достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

            а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам  и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

            б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация  о деятельности экономического субъекта.

             Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации  об экономическом субъекте.

             Вместе с тем, пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности  экономического субъекта  либо эффективности деятельности его руководства.

            Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия  аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении)  обстоятельства, влияющие, или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

           Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведения которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами  проверки.

           Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований  нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации  с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

            Аудиторская организация  должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе  специалистов, требующих  для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

            Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

             а) планирование аудита;

             б) получение аудиторских доказательств;

             в) использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;

             г) документирование аудита;

             д) обобщение выводов, формирование и выражение  мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

             Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

             Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности  «Понимание  деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

             В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено  достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут  служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности   экономического субъекта. При проведении аудита следует  соблюдать рациональное соотношение между затратами  на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для  отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.

           При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами)  аудиторской деятельности « Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аудиторские доказательства», «изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском   учете», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», «Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического субъекта». Где применимо в соответствии с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Аудиторская выборка».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ