Стандарты и нормы аудита
В случае обнаружения
искажений бухгалтерской отчетности или нарушений требований законодательства
аудиторская организация должна выполнять требования правил (стандартов)
аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», «Действия
аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Проверка
соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Применимость допущения
непрерывности деятельности».
Для достижения целей
аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора,
привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций.
При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими
работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность
использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских
доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других
лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности
за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не
уменьшает этой ответственности. Аудиторская организация при использовании в
ходе аудита работы других лиц и различных контактах должна руководствоваться
правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства»,
«Использование работы эксперта», «Изучение и использование работы внутреннего
аудита», «Использование работы другой аудиторской организации» и «Общение с
руководством экономического субъекта».
В ходе аудита должны
документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и
другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского
заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая
документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить
подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о
бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторской организации
при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения правила (стандарта) аудиторской
деятельности «Документирование аудита».
На этапе подготовки
заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта
аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе
полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения
нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской
отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская
организация о деятельности экономического субъекта. Аудиторское заключение
должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта. Безусловно, положительное аудиторское
заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую
отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях.
Если составляется условно-положительное или отрицательное аудиторское
заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны
обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской
организации.
Аудиторской организации
при подготовке итоговых документов аудита следует руководствоваться правилами
(стандартами) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского
заключения о бухгалтерской отчетности», «Письменная информация аудитора
руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Дата
подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших
после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности»,
«Применимость допущения непрерывности деятельности».
Аудиторская организация
обязана достичь в ходе аудита приемлемой уверенности в надежности своего мнения
о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех
существенных отношениях.
Оценка необходимого
уровня аудиторских гарантий надежности мнения аудитора о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта должна быть увязана с
принятием аудитором, на основе своего профессионального суждения, решения о
характере и объеме подлежащих сбору аудиторских доказательств. При этом следует
исходить из того, что аудиторские доказательства должны дать возможность
аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно
отсутствия либо наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта
искажений, существенных с точки зрения понимания заинтересованными
пользователями результатов деятельности экономического субъекта.
Уверенность аудиторской
организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта не может быть абсолютной ввиду наличия
факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита.
К числу таких факторов
относятся:
а) ограниченность
осведомленности аудиторской организации о деятельности экономического субъекта
рамками исследований, издержки на проведение которых необходимо удерживать в
экономически приемлемых пределах;
б) присутствие в
аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия
аудитором решений на основе своих профессиональных суждений, в частности, при
определении видов, объема и графика аудиторских процедур;
в) применение в ходе
аудита выборочного подхода к осуществлению проверки ввиду нерациональности ее
проведения сплошным порядком;
г) использование
аудиторской организацией, в качестве основы для формирования выводов и
заключений, аудиторских доказательств, которые по своему характеру являются
сочетанием фактов и мнений;
д) подверженность
систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта
присущим им изъянам; отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического
сговора с целью искажения информации;
е)наличие
неопределенности, связанной с интерпретацией и оценкой некоторых событий
хозяйственной жизни, а также других обстоятельств, делающих невозможным
применение исключительно объективных критериев как к составлению
бухгалтерской отчетности, так и к оценке ее достоверности.
Вышеуказанные факторы
ограничивают (уровнем приемлемой, а не абсолютной уверенности) предоставление
аудиторской организацией гарантий в том, что не существуют какие-либо иные (не
обнаруженные в ходе аудита) обстоятельства, оказывающие или способные оказать
влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
В ходе проведения аудита в
силу объективных и субъективных причин нельзя исключить вероятность того, что
могут остаться незамеченными искажения в бухгалтерской отчетности
экономического субъекта.
Если существуют признаки
возможных искажений бухгалтерской отчетности, то аудиторской организации следует
увеличить объем своих процедур с тем чтобы рассеять либо подтвердить возникшие
сомнения.
Руководство
экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и
своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности в
соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет и
отчетность в российской Федерации.
Экономические субъекты
обязаны а случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской
Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организациями
договоры на проведение обязательного аудита. За незаключение (несвоевременное
заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут
ответственность в установленном порядке.
Проведение аудиторской
проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности
за выполнение присущих ему обязанностей и функций.
Вопросы разграничения прав
и обязанностей сторон в связи с аудитом бухгалтерской отчетности регламентируются
правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских
организаций и экономических субъектов».
Аудиторская организация
несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех
существенных отношениях.
При формировании и
выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта
аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных
документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и
профессиональными этическими принципами аудита.
1.3. Значение правил
(стандартов)
Для
качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания
других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской
практике единых правил (стандартов) аудита.
Правила
(стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам
в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные
принципы и особенности аудиторской деятельности. В частности, аудиторские
правила (стандарты) формируют единые основополагающие требования, определяющие
нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие
определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их
соблюдении.
На
основании аудиторских правил 9стандартов) регулируют качество профессиональной
деятельности аудиторов. С их помощью формируют программы полготовки и единые
требования аттестации аудиторов.
Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде
качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты
определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов
аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны
следовать все представители этой профессии.
К
общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических
условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор,
допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан
обосновать причину этого отступления.
Кроме
общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том
числе аттестационными и стандартами прогнозов и планов, а также этическим
кодексом аудитора.
Следует
иметь ввиду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности
аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры,
применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и
рациональность которых аудитором должна быть обоснована.значение правил
(стандартов) состоит в том, что они:
-
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
-
содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
-
помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
-
устраняют контроль со стороны государства;
-
помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
-
обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса;
-
заставляют аудиторов постоянно повышать уровень своих знаний и квалификации;
-
обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;
-
рационализируют и облегчают аудиторскую работу.
Вместе с
тем правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами,
охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие
обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и
правила, которые подтвердили свою целесообразность и обоснованность в ходе
аудиторской деятельности, подкреплены опытом практической работы огромного числа
аудиторов в разных странах мира. Эти стандарты в дальнейшем получили
международное признание.
Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими
инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и
результатов работы аудитора.
Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из четырех
взаимосвязанных последовательных частей: 1) основные постулаты – это
закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую
основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве
схемы формирования мнений и составления отчетов – в частности, в случаях, когда
конкретные стандарты неприменимы; 2) общие стандарты – это определенные
качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы
эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним
(подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее
внимание при проведении аудита); 3) рабочие стандарты – правила, которыми
руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и
контроль, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка системы
внутреннего контроля); 4) стандарты отчетности и аудиторского заключения –
правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по
результатам аудиторской проверки. В заключении должно быть указано,
соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.
Создание
правил (стандартов) аудита стало объективной необходимостью в Российской
Федерации с учетом ее экономических и политических условий, национальных и иных
особенностей, а также международного опыта. Поэтому за последние годы в этом
направлении идет активная работа и уже создан основной пакет отечественных
правил (стандартов) аудита.
1.4. Состав бухгалтерской отчётности
и её публичность. Пользователи бухгалтерской отчётности
Одним из важных направлений
реформирования российской экономики является реформирование отечественного бухгалтерского
учета. Было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении программ формирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 года (37).
Аудит предполагает
подтверждение правильности данных финансовой отчетности. Однако этого
недостаточно, ибо пользователей финансовой отчетности волнует не столько,
обманывают их или нет, а если все-таки обманывают, то как существенно, сколько
возможность оценить эффективность работы предприятия. Последнее время
становится все очевиднее значение именно второй задачи аудита, ибо первая есть
только ее частный случай. С экономической точки зрения все обманы, утайки,
хищения и тому подобные факты только уменьшают эффективность деятельности
фирмы.
Аудит проводится не сам по
себе, не для того, чтобы убедиться в умении аудитора делать свою работу, а для
пользователей, а они люди разные и цели и интересы у них неодинаковые. Прежде
всего, это акционеры, учредители, вкладчики, собственники экономических
субъектов, которые сами, как правило, непосредственно не участвуют в
хозяйственной деятельности своих фирм. Их интересуют, насколько эффективно
работают сотрудники предприятий, не допускают ли они злоупотреблений. В более
общем, но и более важном смысле их волнует одно: правильно ли они поступили,
вложив свои капиталы в эту фирму. Если возникают сомнения, а они возникают
всегда и у всех, нужно ответить себе на один вопрос: надо ли изымать капитал из
фирмы или нет?
Несколько другую группу
составляют третьи лица – кредиторы. Их интересует лишь одно: погасит ли клиент
предоставленный ему кредит и причитающиеся по нему проценты.
Наконец, аудит может быть
проведен по инициативе правоохранительных органов. Но в этом случае перед
аудитором стоит только одна задача: установить правильно или неправильно данные
финансовой отчетности отражают реальное положение дел, а если неправильно, то
может возникнуть необходимость в выявлении механизмов допущенных нарушений.
Результатом деятельности
аудитора является отчет, в котором отражаются выявленные проверкой недостатки в
работе и нарушения хозяйственной и финансовой дисциплины, даются заключения по
отчетам и балансам. Отчет подписывается аудитором, руководителем и главным
бухгалтером аудируемого предприятия. Результаты проверки носят конфиденциальный
характер и не должны разглашаться.
Аудитор, удостоверяя отчет
предприятия, несет определенную, часто весьма значительную моральную и
материальную ответственность, так как своей подписью под документами он
разделяет финансовую ответственность с руководителями проверяемых организаций
перед государством и третьими лицами, то есть подпись аудитора может ввести в
заблуждение заинтересованные лица. Для исследуемой фирмы мнение аудитора,
подтверждающего правильность финансового отчета, позволяет склонить другие
заинтересованные стороны к совместной деятельности, улучшить финансовое
обеспечение, усилить контроль за работниками фирмы.
Для владельца важно не
только знать самому, но и показать это государству, а также убедить в этом
третьи лица, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит
его дальнейшее благополучие, что финансовое состояние предприятия
удовлетворительно и соответствует данным отчета. Поскольку в рыночной экономике
объективно существует несовпадение интересов администрации предприятия и
пользователей информации о его финансовом состоянии, такое доказательство может
быть предоставлено только авторитетным и независимым экспертом – аудитором.
Бухгалтерская отчетность
- единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение
экономического субъекта и результаты его хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных бухгалтерского учета по результатам отчетного
периода и по состоянию на отчетную дату по установленным формам. Бухгалтерская
отчетность по срокам представления может быть квартальной и годовой.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных
организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных
подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих
кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг),
состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных
нормативными актами;
г) аудиторского заключения,
подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в
соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Публичность бухгалтерской
отчетности предусмотрена статьей 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
от 21.11.1996 года №129 –ФЗ.
Акционерные общества
открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации,
биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных , общественных
и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую
отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Приказом Министерства
Финансов Российской Федерации от 21.02.1997 года №17 утверждены особенности
публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
Приказом Министерства
Финансов Российской Федерации от 28.11.1996 года № 101 утвержден Порядок
публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и их
представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных
федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную
бухгалтерскую отчетность.
Публичность бухгалтерской
отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных
пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр,
буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее
передаче территориальным органам государственной статистики по месту
регистрации организации для предоставления заинтересованным
пользователям.
2.
МЕТОДОЛОГИЯ
СТАНДАРТОВ АУДИТА
2.1 Нормативные и
законодательные основы аудиторской деятельности в Российской Федерации
Организация и методика
аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в
мировой практике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской
деятельности отождествляет ее в общественном создании с ведомственными видами
контроля финансово –хозяйственной деятельности, усложняет становление рыночных
отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены
принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования
аудиторской деятельности. Естественно, государственное регулирование будет
осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью
региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в
процессе осуществления мер государственного регулирования может обеспечиваться
экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение
федерального органа. В соответствии с принятой концепцией нормативного
регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его
регламентации.
Верхним уровнем станет
закон «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам,
регламентирующим хозяйственное право в России. Это будет закон прямого
действия, определяющий, в частности, место аудита в финансово – хозяйственной
деятельности как ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно
важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над
другими видами контроля.
Второй уровень системы
нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской
деятельности:
- федеральные –
обязательные для всех участников аудиторской деятельности;
- стандарты, принятые
саморегулируемыми аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их
членов. Они не могут понижать требования федеральных правил (стандартов).
Основное назначение
документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно
интерпретируемых всеми субъектами финансово – хозяйственной деятельности и
прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской
деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их
услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать
взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб,
проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в
арбитражном процессе.
Работа по созданию проекта
закона «Об аудиторской деятельности» фактически завершена. В настоящее время
над проектом данного закона идет работа в российском парламенте, и принятия
закона Государственной думой с нетерпением ожидают все представители аудиторов.
В последние два года идет также интенсивная разработка и принятие правил
(стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских
правил (стандартов) осуществляется под руководством Комиссии по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с
центрально – лицензионными аудиторскими комиссиями (ЦАЛАК) Министерства
финансов и Центрального банка Российской Федерации созданы рабочие группы по
подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы
вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а
также практикующие аудиторы.
Перечень необходимых правил
(стандартов) аудиторской деятельности в России определен в соответствии с
рекомендациями Международного комитета аудиторской практики Международной
федерации бухгалтеров. Предусмотрено к разработке более тридцати стандартов,
которые будут подразделяться на три группы:
- общие правила
(стандарты);
- правила (стандарты)
проведения аудиторской проверки;
- правила (стандарты)
составления отчета.
Принята примерная
структура всех стандартов. Она включает разделы: общие положения; основные
понятия; сущность стандарта; практические приложения.
Из планируемых к
разработке стандартов уже разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации тридцать шесть правил
(стандартов) аудиторской деятельности, которые рекомендуется использовать в
аудиторской деятельности, так как это позволит повысить качество аудиторских
проверок.
Эти правила (стандарты)
содержат основные принципы проведения аудиторской проверки и составления
аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимые
масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику.
Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить
качество результатов аудиторской проверки.
Приведем перечень
разработанных и принятых к настоящему времени российских правил (стандартов),
используемых аудиторами при аудировании деятельности коммерческих организаций:
1. Письмо – обязательство
аудиторской организации о согласии на проведении аудита.
2. Планирование аудита.
3. Аудиторские доказательства.
4. Использование работы
эксперта.
5. Аудиторская выборка.
6. Документирование аудита.
7. Действия аудитора при
выявлении искажений бухгалтерской отчетности.
8. Изучение и оценка системы
бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9. Дата подписания аудиторского
заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и
предоставления бухгалтерской отчетности.
10. Письменная информация
аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
11. Порядок составления
аудиторского заключения.
12. Аналитические процедуры.
13. Существенность и аудиторский
риск.
14. Образование аудитора.
15. Внутрифирменный контроль
качества аудита.
16. Разъяснения, представляемые
руководством проверяемого экономического субъекта.
17. Проверка соблюдения
нормативных актов при проведении аудита.
18. Применимость допущения
непрерывности деятельности.
19. Первичный аудит начальных и
сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.
20. Учет операций со связанными
сторонами в ходе аудита.
21. Общение с руководством
экономического субъекта.
22. Характеристика сопутствующих
аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним.
23. Понимание деятельности
экономического субъекта.
24. Изучение и использование
работы внутреннего аудита.
25. Использование работы другой
аудиторской организации.
26. Цели и основные принципы,
связанные с аудитом бухгалтерской отчетности.
27. Аудит в условиях компьютерной
обработки данных.
28. Аудит оценочных знаний в
бухгалтерском учете.
29. Проверка прогнозной
финансовой информации.
30. Прочая информация в
документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность.
31. Права и обязанности
аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.
32. Заключение аудиторской
организации по специальным аудиторским заданиям.
33. Порядок заключения договоров
на оказание аудиторских услуг.
34. Требования, предъявляемые к
внутренним стандартам аудиторской организации.
Документы третьего уровня
(внутрифирменные стандарты), регулирующие аудиторскую деятельность, носят
вспомогательный характер, и основная их цель – помощь в технической реализации
требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и
рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы
разрабатываются каждой аудиторской организацией самостоятельно и призваны
обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской
организации.
К правовым и
законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации
относятся следующие:
1. Гражданский кодекс Российской
Федерации.
2. Указ Президента Российской
Федерации №2263 от 22 декабря 1993 года «Об аудиторской деятельности в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон «О
лицензировании отдельных видов деятельности» №158 от 25 сентября 1998года.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» №129 от 21 ноября 1996 года.
5. Положение о Комиссии по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. (Утверждено
Распоряжением Президента Российской Федерации № 54-РП от 4 февраля 1994 года)
6. Положение о Консультативном совете
при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
(Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации от 1 июня 1996 года).
7.Постановление Правительства
Российской Федерации № 482 от 6 мая 1994 года «Об утверждении нормативных
документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
8. Порядок проведения аттестации на
право осуществления аудиторской. (Утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации № 482 от 6 мая 1994 года).
9. Положение о лицензировании
отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации. (Утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации № 472 от 27 апреля 1999
года).
10. Порядок проведения
квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. (
Утверждено Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссией
Министерства финансов России 5 июня 19994 года).
11. Приказ Центрального банка
Российской Федерации № 02-102 от 15 июня 1994 года «О создании Центральной
аттестационно – лицензионной аудиторской комиссии центрального банка Российской
Федерации».
12. «Об основных критериях (системе
показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская
(финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».
(Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 1355 от 7
декабря 1994 года).
13. Правила (стандарты) аудиторской
деятельности.
14. Постановление Правительства
Российской Федерации № 15 от 5 января 1995 года «О сроках проведения
мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
15. Порядок представления отчета
аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление
аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных
фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. (Утверждено
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 69-н от 27 октября 1999
года).
Из приведенного перечня
нормативных документов видно, что в них сосредоточены положения как по
организации аудиторской деятельности в России, так и по проведению аттестации и
повышению квалификации аудиторов и лицензирование фирм, занимающихся аудитом.
Предпринимались в нашей
стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток
сопровождалась противостоянием двух проектов – от Государственной Думы
российской Федерации и от Администрации Президента Российской Федерации. В
результате такого противостояния закон не был принят, но были изданы «Временные
правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», которые являются
базовым нормативным документом в настоящее время. В развитие этого документа в
последующие годы было принято несколько постановлений, регламентирующих
различные аспекты аудиторской деятельности в России.
Временные правила
аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы
осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного
финансового контроля. Определена сфера аудита – проверка деятельности
Экономических субъектов, а также его цели.
Временные правила
определяют в качестве цели аудиторской деятельности (аудита) установление
достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,
действующим в Российской Федерации.
Помимо добровольной
(инициативной) проверки Временные правила вводят понятие проверки обязательной.
В соответствии с этими
правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица –
аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы.
Временными правилами
определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности; права и
обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками; правила
оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения.
Временные правила
определяют процедуру аттестации на право быть специалистом – аудитором и
процедуру лицензирования – на право аудиторской деятельности. Порядок
проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в
Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства.
Для повышения
ответственности аудиторов Временными правилами определяются различные меры
взыскания в отношении тех из, них кто проявит недобросовестность. Так, если
будет обнаружено, что аудиторская проверка проведена неквалифицированно, с
аудиторской фирмы могут быть взысканы убытки, которые по вине аудитора понесло
государство или экономический субъект, расходы на проведение перепроверки и
солидный штраф(13,п.15). При неоднократном неквалифицированном проведении
аудита нарушители могут быть лишены лицензии на право осуществления аудиторской
деятельности. К сожалению, надежная система внешнего контроля качества работы
аудиторов в России находится в стадии становления, а ее развитие во многом
сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы. На Западе почти все
крупные экономические скандалы или банкротства сопровождаются многомиллионными
исками к аудиторским фирмам, своевременно не заметившим финансовых нарушений, а
у нас после банковского кризиса в августе 1998 года ни одна из аудиторских
фирм, «проштамповавших» отчетность банков, оказавшихся проблемными, не понесла
наказания.
Временные правила сыграли положительную роль в становлении аудита и позволили
определить все основные положения, которые должны быть отражены в законе об
аудите. Создание и введение закона об аудите – насущная задача настоящего
периода.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в
мировой практике.
В
мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования
аудиторской деятельности. Первая концепция получила распространение в таких
европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская
деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них
фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской
деятельностью.
Вторая
концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская
деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах
ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и
других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах
регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В
России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в
стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей
органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций
государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных
концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется
многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Эта
система включает пять основных уровней:
Первый
уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности).
К
документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской
Федерации, относятся:
- Положение о Комиссии
по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. (Утверждено
Распоряжением Президента Российской Федерации № 54-РП от 4 февраля 1994 года)
- Положение о
Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации. (Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1996 года).
- Постановление Правительства
Российской Федерации № 482 от 6 мая 1994 года «Об утверждении нормативных
документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
- Постановление
Правительства Российской Федерации № 15 от 5 января 1995 года «О сроках
проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской
Федерации».
Третий уровень системы
нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами
(правилами).
Четвертый уровень – это
нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации
аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным
отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов,
бухгалтерского учета, хозяйственного права и другого.
Пятый уровень включает
внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают
аудиторские организации на базе правил (стандартов) и практики аудита.
2.2 Концепции и постулаты аудита.
Основные принципы
регулирующие аудит.
Теоретической основой
аудита, как вида практической деятельности, является система его
взаимосвязанных методологических аспектов (компонентов): концепций, постулатов,
стандартов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|