бесплатные рефераты

Стандарты и нормы аудита




















      3.3.Использование стандарта аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» в практической деятельности аудитора на примере ЗАО «Старт».


Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность финансовой отчётности с абсолютной точностью, но обязаны устанавливать её достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской отчётности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчётности, при которой квалифицированный пользователь этой отчётности оказывается в состоянии делать на её основе правильные экономические решения. Существенность информации – это её свойство, которое делает её способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.

Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать своё профессиональное суждение для того  чтобы  определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершённых экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения  (с учётом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий – уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчётности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчётности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели характеризующие достоверность отчётности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчётности.

Аудитору требуется рассчитать уровень существенности наиболее значимых статей баланса, а также наиболее значимых сальдо счетов,   операций и единый уровень существенности, используя форму № 1 «Бухгалтерский баланс» (см. приложение 4).

         Следует определить критерии отнесения статей бухгалтерского баланса, сальдо счетов, классов операций к значимым, а также базовые показатели.

         Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утверждён решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Единый уровень существенности можно рассчитать используя значимые показатели, которые определены в правилах (стандартах) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации протоколом № 2 от 22.01.98. Показатели для расчёта уровня существенности использованы из приложения 4. Для другой финансовой отчётности показатели, используемые при  расчёте уровня существенности, будут иные (см. приложение 4).


УС = (29,9 + 200  + 164,7 + 519,2 + 197,9) : 5 = 222,34

 

В соответствии  с положениями Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» показатели, используемые при расчёте уровня существенности, не должны отличаться от их среднего значения более чем на 20 %.

Для проверки данного условия можно использовать формулу:


ОТКЛОНЕНИЕ % = [(УС – ЗН) : УС ]* 100 %

 

При получении отрицательного значения показатель берётся по модулю.

         Расчёт процентного отклонения показателей, используемых при расчёте уровня существенности, приводится далее.


Отклонение, % (1) =  [(222,34 –29,9) : 222,34] * 100 % = 86,55 %

Отклонение, % (2) =  [(222,34 –200) : 222,34] * 100 % = 10,05 %

Отклонение, % (3) =  [(222,34 –164,7) : 222,34] * 100 % = 25,92 %

Отклонение, % (4) =  [(222,34 – 519,2) : 222,34] * 100 % = 133,16 %

Отклонение, % (5) =  [(222,34 – 197,9) : 222,34] * 100 % = 10,99 %


         Поскольку несколько показателей (в том числе максимальное и минимальное) отличаются от среднего  (222,34 тыс. руб.) более чем на 20 %, необходимо определить новое значение уровня существенности :

 

УС = ( 200  +  197,9) : 2 = 198,95 тыс. руб.

 

          Общий уровень существенности составляет 198,95 тыс. руб. Данное значение можно округлить в пределах 20 %, что составит 200 тыс. руб. Уровень существенности означает предельное значение ошибки , выявленное аудитором в финансовой отчётности данного аудируемого лица, в пределах которой на основе этой отчётности можно будет делать правильные выводы.

         Для определения наиболее  значимых статей баланса необходимо установить, какое удельное значение от валюты баланса будет существенным (1 %, 5 % и т.д., полагаясь на своё профессиональное суждение ), и дать ему обоснование. Затем найти удельное значение статей баланса к валюте баланса. Существенными статьями будут те, которые равны либо более процента, определённого как существенный.

         По классам операций необходимо определить, какое удельное значение оборота по дебету, кредиту счёту к общему обороту будет существенным     (1 %, 2 % и т.д., полагаясь на своё профессиональное суждение ), и дать ему обоснование. Затем найти удельное значение оборотов по конкретному счёту к общему обороту за аудируемый период. Существенными оборотами будут те, которые равны либо более процента, определённого как существенный.

          Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в  экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели. Их значение может быть занесено в тех же денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность.

            Допускается, что часть показателей включить не удастся. Например, предприятие может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы является не характерной для данного предприятия. Также предприятие может не иметь реализации, если это  бесприбыльное, не коммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг.  

            Аудитор, должен проанализировать значения применяемые для нахождения уровня существенности. В том случае, если какие – либо значения сильно отклоняются в большую или меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

            Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие – либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

            Данный порядок приведен для образца и имеет рекомендательный характер. Аудиторские фирмы должны с учетом обязательных требований настоящего правила (стандарта) разработать собственный порядок нахождения уровня существенности. Например, в  отличии от предложенного порядка они могут:

- изменить значения коэффициентов;

- вводить, убирать, менять финансовые показатели;

- менять порядок усреднения при нахождении показателя;

- принимать во внимание значения финансовых показателей за предыдущие годы и учитывать динамику их изменения;

- предусмотреть не один показатель уровня существенности, а несколько – для различных статей баланса;

-самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности. 

         Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

-         изменения законодательства в области бухгалтерского учёта и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчётности;

-         изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

-         изменение аудиторской специализации аудиторской организации;

-         значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту, с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

-         смена руководства аудиторской организации.

Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым аудиторской организацией порядком нахождения уровня существенности.

Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определённую долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учёта, статей баланса или показателей бухгалтерской отчётности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего и предшествующих лет, а также любые расчётные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки какой-то определённой группы счетов бухгалтерского учёта, статей баланса, показателей отчётности.

Пример системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности, имеющий рекомендательный характер приведён в приложении 4.

Уровень существенности должен быть выражен в той валюте в которой ведётся бухгалтерский учёт и готовится бухгалтерская отчётность.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в обязательном порядке в общем плане аудита.

Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое значение уровня существенности, соответствующие расчёты и развёрнутая аргументация аудитора должны быть в обязательном порядке зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.

Значение уровня существенности, полученное по окончании этапа планирования аудита, а также любые корректировки значения уровня существенности в ходе проверки должны быть утверждены руководителем данной проверки, что должно найти отражение в рабочей документации проверки.

           Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

           Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

а) внутрихозяйственный риск;

б) риск средств контроля;

в) риск не обнаружения.

           Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций:

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

           Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков, чем три вышеупомянутые, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы).

          Аудитор при проведении аудита должен предпринять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня.

            Под внутрихозяйственным риском (чистым риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.

             Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.       

             Аудитор должен дать оценку внутрихозяйственному риску проверяемого экономического субъекта на этапе планирования, используя профессиональное суждение. При подготовке общего плана аудита аудитор должен оценить внутрихозяйственные риски в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности. При подготовке программы аудита аудитор должен оценить внутрихозяйственные риски для счетов бухгалтерского учета и операций, сальдо и обороты по которым превышают заданный уровень существенности.

            При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:

а) особенности функционирования и текущего экономического положения  отрасли, в которой действует экономический субъект;

б) специфические особенности деятельности, осуществляемой данным экономическим субъектом;

в) честность персонала экономического субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;

г) опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета  подготовку отчетности;

д) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал экономического субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности;

е) возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.

            При оценке внутрихозяйственного риска в отношении конкретных счетов учета и однотипных групп хозяйственных операций аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:

- отдельные счета учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;

- отдельные счета учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений в следствии высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;

- сложность учитываемых хозяйственных операций, которая требует для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;

- наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть обосновано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;

- наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;       

- наличие редких, необычных, нестандартных, хозяйственных операций.

            При оценке внутрихозяйственного риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедится в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.

            Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и препятствовать возникновению таких нарушений.

           Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.

            Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими  категориями:   

- высокой надежности соответствует низкий риск;

- средней надежности соответствует средний риск;

- низкой надежности соответствует высокий риск.

            Аудитор обязан в ходе аудита изучить и оценить систему внутреннего контроля экономического субъекта, контрольную среду и отдельные средства контроля, что следует делать не менее чем в три следующих этапа:

а) общее знакомство с системой внутреннего контроля;

б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

в) подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.

            Для оценки риска средств контроля аудитор должен применять специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля.

            Тестирование средств контроля имеет своей целью убедить аудитора в том:

- надежно ли работают предусмотренные на предприятии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способны ли эти системы эффективно препятствовать появлению существенных искажений бухгалтерской отчетности и выявлять их;

- работают ли средства контроля с одинаковой эффективностью на протяжении всего отчетного периода.

Тестирование средств контроля может включать в себя:

- проверку документов, отражающих проведение финансово – хозяйственных операций, и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом;

- опросы и наблюдение за оформлением операций с целью получить аудиторские доказательства функционирования средств контроля в случаях, когда не возможно получить прямые документальные подтверждения этого;

- использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

            При анализе результатов тестирования средств контроля аудитор обязан принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это может быть связано со следующими факторами:

- кратковременная замена учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля, в связи с отпуском или болезнью;

- особенности работы бухгалтерии экономического субъекта, отражающие сезонные периоды работы повышенной интенсивности;

- появление ошибок, имеющих единичный и случайный характер.

           Аудитор обязан принимать эти факторы во внимание, анализировать отрицательные результаты тестирования средств контроля и планировать с учетом этого свои аудиторские процедуры.

            Аудитор тестирует средства контроля во всех случаях, кроме тех, когда он оценивает риск средств контроля как высокий. Чем в большей степени аудитор собирается опираться при подготовке своего мнения на определенные средства контроля, тем тщательнее он должен проверять их надежность и эффективность.

         При  оценке риска средств контроля аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при  этом он обязан убедится в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году для соответствующих средств контроля, справедливы и для проверяемого года.

           Результаты оценки риска средств контроля аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки (если таковые имеются) – в рабочей документации по проверке.

           Под риском не обнаружения понимают субъективно определяемую аудитором  вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволяют обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.  

            Риск не обнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

            Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск не обнаружения и с учетом минимизации риска не обнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

            Существует обратная связь между риском не обнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:

- высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска не обнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;

- низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить  в ходе проверки более высокий риск не обнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.

            Допустимые значения риска не обнаружения для различных соотношений внутрихозяйственного риска и риска средств контроля приведены в приложении 5.

            В случае, если аудитору требуется снизить риск не обнаружения, он обязан:

а) модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества или изменение их сути;

б) увеличить затраты времени на проверку;

в) повысить объемы аудиторских выборок.

           Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск не обнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием  для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

            Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности:

а) на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур;

б) в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

в) на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

           Аудитор должен иметь ввиду, что отдельные отмеченные им искажения могут не иметь существенного  характера сами по себе, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в  результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) – могут иметь существенный характер.

           В том случае, если одновременно:

а) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности; и

б) качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности  экономического субъекта от требований  соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными, аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях.

            В том случае, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:

а) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности; либо

б) качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер, аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной.

           В том случае, если:

 а) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше или меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности; и

б) имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения, однако, однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.

           Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. В случае, если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. 

            При планировании аудита аудитор обязан учесть факторы, которые могут вызвать существенные искажения бухгалтерской  отчетности. На основе анализа того, какое значение уровня существенности принимает аудитор для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета, аудитор обязан решить, какие статьи учета он будет изучать особенно внимательно и в каких случаях будет применять аудиторскую выборку и аналитические процедуры с тем, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

           Аудитор обязан принимать во внимание, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость:

а) чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск;

б) чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.

            В случае, если по ходу выполнения аудиторской проверки аудитор принимает решение об использовании более низких значений уровня существенности, он обязан принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить значения риска средств контроля и риска не обнаружения следующим образом: снизить, если это возможно, риск средств контроля, для чего необходимо предусмотреть выполнение в ходе проверки дополнительных процедур тестирования средств контроля.

           При этом следует иметь в виду, что значения внутрихозяйственного риска остаются постоянными и могут измениться лишь в случае обнаружения в ходе проверки объективно существующих фактов, не учтенных в ходе подготовки общего плана проверки.

            В правилах (стандартах) проведения аудиторской проверки раскрываются положения о необходимости планирования работы, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов.

            Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверялась в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта.

            Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причины, по которой заключение не может быть составлено. Принятие правил (стандартов) и закона об аудиторской деятельности будет способствовать интеграции российского аудита в систему международных отношений, обеспечит признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

            Ссылки на аудиторские стандарты могут использоваться при рассмотрении судебных исков к аудиторским фирмам за неквалифицированное проведение аудиторских проверок. Так, если аудитор при проведении проверки не следовал принципам и процедурам, предусмотренным в соответствующих правилах, это может стать основанием для признания судом проверки, проведенной неквалифицированно, и взыскания с аудиторской фирмы всех предъявленных истцом сумм.

            Кроме того, аудиторские стандарты помогут аудиторам при заключении договоров с клиентами, окажут содействие внедрению в практику научных достижений, дадут возможность самим клиентам лучше понять процесс аудирования.           

      






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.          Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая – М., 1995 год.

2.          Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая – М., 1996 год.

3.          Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 года.

4.          Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Утвержден 11 июня 1964 года (в редакции от 25июня 1998 года).

5.          Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации. Утвержден 27 октября 1960 года (в редакции от 21 июля 1998 года). 

6.          Об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2263.

7.          Временные Правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2263.

8.          Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 19994 года № 482.

9.          Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности: Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482.

10.      Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности: утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482.

11.      Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 408 «Об изменении основных критериев  (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность   подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».

12.      Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года №1355 «Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».

13.      Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта  1995 года № 283 «Об утверждении программ реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

14.      Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Распоряжение Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года №54-РП.

15.        Международные аудиторские стандарты. 

16.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол №1 от 9 февраля 1996 года.

17.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

18.       Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

19.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 4 от 15 июля 1998 года.

20.        Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

21.       Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

22.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

23.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

24.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Образование аудитора». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 2 от 22 января 1998 года.

25.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

26.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письмо – обязательство аудиторской организации о соглашении на проведение аудита». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

27.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

28.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 2 от 22 января 1998 года.

29.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 2 от 22 января 1998 года.

30.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 года.

31.      Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности». Одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 1 от 9 февраля 1996 года.

32.      Аудит. Методология и  организация./ Скобара В.В., Москва, Русская Деловая литература. 1998 год.

33.      Правовые основы бухгалтерского учета и аудита, Чаадаев С.Г., М.: Инфра – М., 1999 год.

34.      Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова – М.: аудит, ЮНИТИ,. 1995 год.

35.      Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит: учебник для вузов. Под редакцией профессора В.И. Подольского- М.: Аудит, Юнити, 1997 год.

36.      Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита-М.: ДИС, 1997 год.

37.      Соколов Я.В. Десять постулатов аудита/ Бухгалтерский учет. – 1993 год -№ 11..

38.      Данилевский Ю.А. «Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.» - М.: Бухгалтерский учет, 1996 год.

39.      Андреев В.К. «Правовое регулирование аудита в России.» - М.: Инфра- М, 1996 год.

40.       Пятенко С.В., Волкова Е.Г. Крупнейшие фирмы аудиторско – консультационных услуг/Финансовые и бухгалтерские консультации.-1997 год №4.

41.      Робертсон Дж. Аудит. Перевод с английского – М.: Аудиторская фирма «Контакт»,1993 год.

42.      Шишкин А.К., Микрыков В.А., Дышкант И.Д. учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996 год.

43.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М.: Перспектива, 1994 год.

44.       Аренс Э.А., Лоббек Дж. К. Аудит. Перевод с английского –М.: Финансы и статистика, 1995 год.

45.      Справочник  по аудиту под ред. Профессора Уткина Э.А. ТАНДДЕМ, ЭКМОС, М.: - Инфра – М., 1999 год.








 

 

Приложение 1.
Международные правила (стандарты) аудита

Наименование

Основное содержание стандарта

1. Цели и объемы проверки финансовой отчетности

Определяет общие цели и объем проверки, а также ответственность руководства организации за финансовые отчеты

2. Письмо - обязательство о согласии на проведение аудита

Описывает основные тезисы письма -   обязательства о согласии аудитора на сделанное предложение, устанавливает объем аудиторской работы, меру ответственности аудитора    

3. Основные принципы, регулирующие аудит

Перечисляет основные принципы: добросовестность и независимость, конфиденциальность, профессионализм и компетентность, документирование, получение аудиторских доказательств, анализ сделанных выводов и составления заключения.

4. Планирование

Рассматривает процесс планирования аудита, определяет основные элементы этого процесса и практические вопросы планируемых работ

5.Использование результатов работы других аудиторов

Описывает соображения по тем аспектам, которые должен учитывать аудитор, собирающийся использовать результаты работы другого независимого аудитора по проверке финансовой отчетности

6. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в связи с проведением аудита

Описывает системы учета, элементы, задачи, организацию внутреннего контроля и аудиторские процедуры, предназначенные для изучения оценки внутреннего контроля

7. Контроль качества работы аудитора

Содержит вопросы осуществления контроля качества по отдельным проверкам, примеры процедур контроля качества, практические рекомендации аудиторской фирме по контролю качества е работы

8. Данные аудита

Рассматривает природу и источники данных аудита, вопросы достаточности и пригодности этих аудиторских доказательств, а также методов, с помощью которых они получены

9. Документация

Освещает типовые формы и содержание рабочих документов. Приведены примеры рабочих документов, составляемых аудитором, вопросы хранения рабочей документации  

10.Использование результатов работы внутреннего аудита

Приведены процедуры, которые должны учитывать независимые аудиторы при оценке работы внутреннего контроля 

11. Обман и ошибка

Определяет понятия «обман» и «ошибка» и устанавливает, что ответственность за предупреждение «обмана» и «ошибки» несет руководство организации. 

12.Аналитическая проверка

Описывает содержание процедур аналитической проверки, приведены рекомендации их использования во времени и пространстве, а также по объективности результатов этих процедур в ходе проведения аудита и вопросы изучения фактов необычных отклонений.

13. Заключение аудитора о финансовой отчетности

Дает рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, приведены примеры положительного, условно-положительного, отрицательного заключения аудитора, а также пример отказа в выдаче заключения.

14. Прочая информация, содержащаяся в проверенных финансовых отчетах

Определяет понятие «прочая информация» как финансовую, так и нефинансовую информацию, включенную в документ и проверенную аудитором.

15. Проведение аудита в условиях применения электронной  обработки данных

Даны рекомендации по использованию дополнительных процедур в случае проведения аудита в условиях применениях электронной обработки данных. Приведены требования к квалификации аудитора.

16. Техника проведения аудита с использованием компьютеров

Содержит рекомендации по использованию компьютерных методов аудита – аудиторского программного обеспечения и проверочных данных, рассмотрены возможности и этапы их применения.

17.Связанные (заинтересованные) стороны

Приведены процедуры получения необходимых и достаточных для проведения аудита данных в отношении существования заинтересованных сторон и проводимых с ними операций.

18.Использование работы эксперта

Дает рекомендации об использовании клиентом или аудитором услуг эксперта.

19. Аудиторская выборка

Перечислены факты, которые должен учитывать аудитор при выборе образца и оценке результатов аудиторских процедур. Рассматривает статистические и нестатистические  методы выборки, характеризует риск выборки, методы отбора и прогнозирования ошибок. 

20. Влияние электронной обработки данных на изучение и оценку системы учета и системы внутреннего контроля

Предусматривает вопросы изучения и оценки системы учета и соответствующих средств внутреннего контроля в среде  электронной обработки данных.

21. Дата составления заключения аудитора. События после даты составления баланса и публикации финансовой отчетности

Приведены рекомендации по датированию заключения аудитора и ответственности аудитора в отношении  событий, произошедших после даты подписания баланса и публикации финансовой отчетности. Перечислены меры по выполнению последующих событий и составлению заключения аудитора после пересмотра финансовой отчетности.

22.Пояснение руководства

Содержит рекомендации по  использованию пояснений руководства клиента в качестве аудиторских доказательств и процедур, применяемых для его оценки, на предмет обоснованности и документирования, а также обстоятельств получения письменных пояснений.

23.Оценка аудитором возможности постоянного функционирования организации

Приведены рекомендации по выполнению аудиторами своих обязанностей в ситуациях, когда преемственность допущения действующего предприятия как основы для составления финансовой отчетности находится под вопросом. Перечисляет признаки, по которым постоянное функционирование предприятия ставит вопрос, приводит необходимые процедуры и условия  получения необходимых данных для оценки.    

24. Специальные отчеты аудитора

Дает рекомендации по составлению аудиторских отчетов по специальным вопросам, приведены примеры составления таких отчетов аудитора.

25. Существенность и аудиторский риск

Определяет понятие «существенность» и «аудиторский риск», связь между ними и практическое применение аудитором при планировании, проведении аудита и оценке результатов применяемых процедур. 

26. Аудит учетных оценок

Даны рекомендации по аудиторским процедурам для получения уверенности в точности содержащихся в финансовой отчетности бухгалтерских оценок. Устанавливает этапы аудита бухгалтерских оценок с целью выявления допущенных ошибок.

27.Изучение перспективной финансовой отчетности

Рассмотрены случаи и необходимость заключения аудитора о перспективной финансовой отчетности, предусмотрены соответствующие процедуры аудита.

28. Ответственность аудитора за начальные остатки при первой проверке финансовой отчетности

Определяет ответственность аудитора за начальные остатки, когда финансовая отчетность подвергается аудиторской проверке впервые или была проведена другими аудиторами в предшествующем году.

29. Оценка собственного и контрольного риска и их влияние на независимые процедуры

Содержит указания по оценке собственного и контрольных рисков и использованию этих оценок для определения сущности, времени проведения и размера независимых процедур с целью ограничения риска выявления до приемлемого уровня.

  



















       



 

Приложение 2.

Схема этапа планирования  аудита

Заявка на проведение аудита

Преддоговорные соглашения сторон об основных условиях и ограничениях аудита

Коммерческое предложение

Подготовительный этап аудита

                                 

 

 

 

 

 

 

Предварительное планирование

Понимание бизнеса предприятия-клиента

Определение обстоятельств, способных повлиять на жизнедеятельность предприятия-клиента

Ознакомление с организацией и  функционированием внутреннего контроля

Определение вероятности оказания сопутствующих услуг

Определение необходимого состава и квалифицированного уровня специалистов, сроков работы

Оценка возможности проведения аудита

Принятие решений, постановка дополнительных целей

                                 

 

Согласование с предприятием

Организационные вопросы

Сопутствующие услуги

Условия договора

                                   

Продолжение приложения 2.

 

                                    Оформление и подписание договора

                                    

 

 

 

 

Разработка общего плана

 

Анализ представленной информации

Определение задач и целей аудита

Установление уровня существенности

Оценка внутреннего контроля

Оценка рисков

Выбор аудиторского подхода

Разработка объема работ и графика проведения аудита

Формирование бюджета проекта

Управление и контроль качества аудита

                  

Предоставление общего плана на рассмотрение и утверждение

                             

Разработка вариантов плана (или отдельных разделов плана)

                                

     Разработка программы аудита

Планирование программы тестов средств контроля

Планирование программы аудиторских процедур по существу

                                                                                                

Подготовка меморандума планирования


Приложение 3




























 

Приложение 4.

Базовые показатели, используемые для
нахождения уровня  существенности

 

 

 

Наименование показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчётности проверяемого субъекта

 

 

 

Доля, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (ЗН)

[(гр.2 * гр.3) : 100%)]

 

Балансовая прибыль

 

 

598

 

5

 

29,9

Валовой объём реализации без НДС

 

10005,3

 

2

 

200

 

Валюта баланса

 


8236


2


164,7

 

Собственный капитал (итого раздел 3 баланса)



5192



10



519,2

 

Общие затраты предприятия


9894,3


2


197,9



Приложение 5.

Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска


Аудиторская организация оценивает риск средств контроля как:

Высокий

Средний

Низкий

При этом уровень риска не обнаружения, который можно допустить, будет:

Аудиторская организация оценивает внутрихозяйственный риск как:

Высокий

Наинизший

Ниже

Средний


Средний

Ниже

Средний

Выше


Низкий

Средний

Выше

Наивысший


 

 

 

 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ