Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2007 год
В должностных инструкциях должна быть описана технология обработки
учетной информации и порядок контроля за оформлением фактов хозяйственной
жизни. Последовательность документооборота рекомендуется оформить специальными
графиками с указанием кто, когда и как передает и принимает документы.
В качестве примера рекомендуем воспользоваться до сих пор актуальным
Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным
Минфином СССР от 29 июля 1983 г. N 105.
Пункт
3
1. Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы
организации" (ПБУ 9/99), утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N
32н, для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает
поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями
исходя из нормативных требований, характера своей деятельности, вида доходов и
условий их получения. В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов
деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления,
связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, при ведении финансово-хозяйственной деятельности
предприятие обязано определить, какие поступления являются поступлениями от
обычных видов деятельности, а следовательно, определить и перечень этих обычных
видов деятельности. При этом используются оценочные показатели, экономические
расчеты, данные финансово-экономического анализа.
Данный элемент учетной политики является необходимым для правильного
ведения бухгалтерского учета доходов и расходов. Особенно актуально это в
отношении видов деятельности и относящихся к ним доходов и расходов, подлежащих
обособленному учету для целей налогообложения, поскольку ряд налогов
исчисляется по данным бухгалтерского учета (НДС, налог на прибыль, акцизы,
специальные налоговые режимы).
2. Помимо облегчения ведения налогового учета, в бухгалтерском учете
также предусмотрена необходимость отдельного учета доходов и расходов по
различным видам деятельности многопрофильного предприятия, связанная, например,
с формированием Отчета о прибылях и убытках (в части доходов и расходов,
подлежащих отдельному раскрытию в бухгалтерской отчетности по причине
превышения этих показателей критерию существенности) или с требованием п. 19
ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6
мая 1999 г. N 33н) о признании расходов в отчете о прибылях и убытках с учетом
связи между произведенными расходами и поступлениями (принцип соответствия
доходов и расходов).
По нашему мнению, результатом действия рассматриваемого пункта учетной
политики может быть обоснование для бухгалтерской службы организации
соответствующей аналитической разбивки основных балансовых счетов или выделения
на счетах бухгалтерского учета отдельных субсчетов основных балансовых счетов,
присущих конкретному виду деятельности (в т.ч. для отражения финансовых
результатов от этого вида деятельности).
3. Учитывая, что информация, формируемая в бухгалтерском учете,
используется также и для формирования управленческой отчетности, то обособление
учетных данных по отдельным видам деятельности будет актуальным и в этом
случае.
4. Необходимо учитывать также и то, что ведение раздельного учета по
видам деятельности может быть предусмотрено законодательством РФ. Так, в
частности, ст. 43 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" установлено, что субъекты электроэнергетики обязаны
вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции,
доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
производству электрической энергии;
передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов
электросетевого хозяйства);
реализации (сбыту) электрической энергии;
оперативно-диспетчерскому управлению.
Аналогично, Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О
соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства
Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности,
устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления
российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального
сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и
(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на
условиях соглашений о разделе продукции.
Статьей 14 данного Закона установлено, что учет финансово-хозяйственной
деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по
каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при
выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого
учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Как правило, на многих предприятиях в учредительных документах
приводится обширный перечень видов деятельности, которыми предполагало
заниматься предприятие при учреждении. Безусловно, в рассматриваемом пункте
учетной политики можно сделать ссылку и на соответствующий пункт Устава
организации, однако с точки зрения вышеуказанных аргументов такая ссылка не
сможет иметь практического значения для оптимальной организации бухгалтерского
учета, которое, по сути, призван решать Приказ об учетной политике, так как на
практике фактически осуществляемые виды деятельности могут отличаться от
уставных (либо в сторону сокращения перечня, либо напротив).
Кроме того, данный пункт может быть исключен, если в последующих
пунктах Приказа будут приведены методики ведения отдельного учета по актуальным
для конкретного предприятия видам деятельности (с точки зрения формирования
финансовой, налоговой, управленческой и статистической отчетности).
Когда я учился, мы тоже пользовались Интернетом. За что отдаем долг
сети
Пункт
4
1. Нередко на предприятиях возникает необходимость выделения на
отдельный баланс некоторых производств и хозяйств (особенно не относящихся к
основным и производственно-вспомогательным) с целью облегчения работы
центральной бухгалтерии предприятия при организации отдельного учета такой
деятельности (например, для целей налогового, управленческого учета,
обособленного учета доходов и расходов, и т.д.).
При этом, самостоятельно учитывая свою хозяйственную деятельность,
формируя на отдельном балансе все показатели финансовой и иной отчетности, эти
хозяйства не обладают правами юридического лица. Поэтому составляемая
бухгалтерами или ответственными лицами этих производств и хозяйств отчетность
"вливается" в отчетность самого предприятия. По усмотрению
центральной бухгалтерии предприятия такие производства могут предоставлять
данные о своей хозяйственной деятельности в произвольные сроки и в произвольных
объемах, однако достаточных для достоверного и своевременного отражения в учете
и отчетности головного предприятия.
2. Принципиальное значение решение о выделении производств и хозяйств
на отдельный баланс принимается в случае, если данные производства и хозяйства
территориально разделены с основным производством, но при этом не имеют статуса
филиала, отделения или представительства. Удобство выделения их деятельности в
учете заключается в наиболее эффективной организации исполнения требований
налогового законодательства, связанного с налогообложением обособленных
подразделений или обособленного имущества (налог на имущество, налог на прибыль
и др.).
Так, в частности, в Письме Минфина России от 29 марта 2004 г. N
04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения
организации" подчеркивается, что такое понятие, как "отдельный
баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации", поэтому для целей применения гл. 30 "Налог на имущество
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным
балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для
своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.
3. Особо хотелось бы отметить, что в связи с тем, что согласно
Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную
перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180) суть
дальнейшего развития российской системы бухгалтерского учета и отчетности
состоит в активизации использования МСФО. При этом в период 2004 - 2007 гг. для
реализации Концепции предполагается обязательный перевод на МСФО
консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих
субъектов (хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо
или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные
общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или
публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со
средствами физических и юридических лиц, другие организации), а также
утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной
бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
Иными словами, особое внимание при определении состава отчетности,
включаемого в рассматриваемый пункт Приказа об учетной политике, должны уделить
те организации, которые в течение следующего отчетного года будут составлять
финансовую отчетность по МСФО либо с использованием элементов МСФО
(специализированные формы).
Пункт
5
1. На базе предприятия могут быть организованы филиалы (особенно в
других городах), выделенные на отдельный баланс, имеющие собственный расчетный
счет, но не обладающие правами юридического лица. Такие филиалы обычно
самостоятельно ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность по установленным
формам, которая затем объединяется с балансом головного предприятия и
предоставляется в органы Федеральной налоговой службы, государственной
статистики, учредителям и др. Следует отметить, что выделение филиалов на
отдельный баланс - есть право предприятия, равное праву учитывать эту
деятельность на основном балансе головной организации.
По структурным подразделениям, как правило, разрабатываются
определенные положения. В Приложениях к Положению об учетной политике
рекомендуется привести образцы таких положений о филиалах, обособленных
структурных подразделениях.
В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России
от 29 июля 1998 г. N 34н), а также п. 8 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н)
бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности
филиалов, представительств, и иных структурных подразделений, в том числе выделенных
на отдельный баланс. При этом объемы, формы и сроки представления бухгалтерской
отчетности филиалами, структурными и обособленными подразделениями в адрес
головной организации нормативно не установлены. Отсюда следует, что все
указанные показатели устанавливаются головной организацией в рамках учетной
политики.
У филиалов, представительств, отделений или других обособленных
подразделений, входящих в состав предприятия, должна быть единая учетная
политика. Корректировка отдельных моментов учетной политики для конкретного
подразделения не допускается.
Вместе с тем возможна ситуация, когда с целью упорядочения системы
управления структурным подразделением подготавливается регламент или внутренние
правила этого подразделения (это может быть, к примеру, положение о филиалах).
В этом случае вполне допустимо включить в правила описание только тех
составляющих учетной политики, которые необходимы для постановки и ведения
учета в данном подразделении.
2. Принципиальное значение решение о выделении филиала, отделения или
представительства на отдельный баланс принимает в случае, если данные
подразделения территориально разделены с головным предприятием. Удобство
выделения их деятельности в учете заключается в наиболее эффективной
организации исполнения требований налогового законодательства, связанного с
налогообложением обособленных подразделений или обособленного имущества (налог
на имущество, налог на прибыль и др.).
Так, в частности, в Письме Минфина России от 29 марта 2004 г. N
04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения
организации" подчеркивается, что такое понятие, как "отдельный
баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации", поэтому для целей применения гл. 30 "Налог на имущество
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным
балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для
своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.
3. Особо хотелось бы отметить, что в связи с тем, что согласно
Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную
перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180) суть
дальнейшего развития российской системы бухгалтерского учета и отчетности
состоит в активизации использования МСФО. При этом в период 2004 - 2007 гг. для
реализации Концепции предполагается обязательный перевод на МСФО
консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих
субъектов (хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо
или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные
общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или
публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со
средствами физических и юридических лиц, другие организации), а также
утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной
бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
Иными словами, особое внимание при определении состава отчетности,
включаемого в рассматриваемый пункт Приказа об учетной политике, должны уделить
те организации, которые в течение следующего отчетного года будут составлять
финансовую отчетность по МСФО либо с использованием элементов МСФО
(специализированные формы).
Дальше мои абзацы, будут идти не только в конце пунктов, но и в
середине
Пункт
6
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете в
РФ" годовая отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года,
а квартальная - в течение 30 дней по окончании отчетного квартала.
Необходимость в рассматриваемом пункте Приказа об учетной политике фиксации
срока вызвана тем, что учредители предприятия или иные заинтересованные
пользователи отчетностью могут установить и иные сроки представления
бухгалтерской отчетности.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики
обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О
бухгалтерском учете".
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 1995
г. N 399 "О совершенствовании информационной системы представления
бухгалтерской отчетности" бухгалтерская отчетность представляется
территориальным органам государственной статистики по месту регистрации
организации в обязательном порядке в сроки, установленные Минфином России.
Согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" общество обязано предоставлять ежегодный отчет и
другую финансовую отчетность о деятельности общества акционерам, кредиторам и в
средства массовой информации в соответствии с настоящим Федеральным законом,
иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества. При этом годовой
отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров
(наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета
директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции
единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты
проведения годового общего собрания акционеров.
Следует отметить, что в общем случае Законом предусмотрено
предоставление акционерам лишь годовой финансовой отчетности. Тем не менее все
бухгалтерские документы и отчетность, в том числе промежуточная, должны быть
предоставлены обществом по требованию лиц, имеющих право доступа к документам
(акционерам), в течение семи дней со дня предъявления соответствующего
требования для ознакомления, а также предоставить им копии указанных
документов. В принципе, акционерами может быть принято решение о возложении на исполнительный
орган общества обязанности по предоставлению отчетности ежеквартально или
ежемесячно.
Указанные моменты целесообразно отразить в рассматриваемом пункте
Приказа об учетной политике.
Обращаем Ваше внимание на то, что в случае наличия у организации
дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета
составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели
отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее
пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской
Федерации (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29
июля 1998 г. N 34н). Такой порядок установлен Приказом Минфина России от 30
декабря 1996 г. N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и
представлению сводной бухгалтерской отчетности".
Следует отметить, что ответственность за организацию бухгалтерского
учета и формирование бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при
выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Данный момент
необходимо учитывать, принимая решение о делегировании обязанностей по
составлению отчетности сторонней организации (например, аудиторской фирме, управляющей
компании, индивидуальным предпринимателем).
Пункт
7
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском
учете" на предприятии должен быть утвержден рабочий план счетов
бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые
для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и
своевременности учета и отчетности.
Установление единой формы и методов ведения бухгалтерского учета на
предприятии, а также унифицированного для конкретного предприятия плана счетов
необходимо для того, чтобы соблюдались единообразие и сопоставимость данных
бухгалтерской отчетности, во-первых, в рамках самого предприятия в течение
отчетного года и в сравнении с прошлыми отчетными периодами, во-вторых, в
рамках объединения данных бухгалтерской отчетности головного предприятия и его
филиалов или других обособленных подразделений, в-третьих, в рамках
предоставления бухгалтерской отчетности установленного образца
"внешним" пользователям (ИФНС, учредителям, банковским учреждениям и
учреждениям статистики и др.).
При наличии на предприятии не выделенных на отдельный баланс
обособленных подразделений для облегчения контроля за результатами деятельности
таких подразделений целесообразно предусмотреть одноименные субсчета на всем
спектре синтетических счетов, используемых такими подразделениями. Аналогичным
образом можно поступать при наличии на предприятии нескольких основных видов
продукции, если используется попередельный метод калькулирования себестоимости
продукции (особенно, если одноименная продукция поставляется и в Россию, и на
экспорт).
Плагиат не хорош. Проверяй и другие работы.
Для облегчения определения налогооблагаемой базы по различным налогам в
рабочем плане счетов целесообразно предусмотреть специальные
"налоговые" субсчета, например для налога на прибыль - субсчета для
сверхлимитных расходов (на счете 26 "Общехозяйственные расходы" это
может быть субсчет "Сверхнормативные расходы", предназначенный для
списания (по отдельным аналитическим счетам) сверхнормативных расходов на
служебные командировки и т.п.).
Пункт
8
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 29 мая 1998 г. N 57а,
Минфина России от 18 июня 1998 г. N 27н "Об утверждении Порядка поэтапного
введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих
деятельность на территории РФ, унифицированных форм первичной учетной
документации" установлено, что внедрение в организациях на территории
Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации
является элементом учетной политики и должно производиться с начала финансового
года.
При этом с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом
России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим
разделам учета:
по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
по учету труда и его оплаты;
по учету основных средств и нематериальных активов;
по учету материалов;
по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
по учету работ в капитальном строительстве;
по учету работы строительных машин и механизмов;
по учету работ в автомобильном транспорте;
по учету результатов инвентаризации;
по учету кассовых операций;
по учету торговых операций.
Хотелось бы отметить, что первичные учетные документы по некоторым
разделам могут быть составлены как по форме, содержащейся в альбомах
унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, так и по форме,
разработанной и составленной организацией самостоятельно.
Данный вывод прямо следует, в частности, из п. 5 Методических указаний
по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13
октября 2003 г. N 91н) - наряду с унифицированными формами учет основных
средств может вестись и по самостоятельно разработанным формам, отличающимся от
типовых.
В то же время исходя из п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28
декабря 2001 г. N 119н) самостоятельно разработанные формы первичных документов
могут применяться организациями только в случае отсутствия унифицированных или
отраслевых форм для оформления этих хозяйственных операций.
Независимо от применяемой формы первичные учетные документы должны
содержать обязательные реквизиты в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона РФ "О
бухгалтерском учете" и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ:
- наименование документа (формы), код формы;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и стоимостном
выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их
расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств
вычислительной техники).
Напомним, что в настоящее время действуют следующие нормативные
документы, определяющие перечень унифицированных (типовых) форм первичной
учетной документации:
- Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 30
октября 1997 г. N 71а (с изм. и доп.) "Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и
нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, работ в капитальном строительстве";
- Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 18
августа 1998 г. N 88 (в ред. от 3 мая 2000 г.) "Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций,
по учету результатов инвентаризации";
- Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 9 августа
1999 г. N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах
хранения";
- Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 24 марта
1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм
первичной учетной документации";
- Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 25
декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету торговых операций" (в общественном питании,
по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, по учету торговых
операций в комиссионной торговле, по учету денежных расчетов с населением при
осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин);
- Постановление Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. N 26 (с изм. от
5 января 2004 г.) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету труда и его оплаты";
- Протокол заседания ГМЭК от 12 сентября 2003 г. N 3/75-2003 "О
решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по
контрольно-кассовым машинам" (вместе с "Альбомом унифицированных форм
первичной расчетно-учетной документации по денежным расчетам с населением при
оформлении билетов на проезд в пассажирском автомобильном транспорте
междугородного сообщения");
- Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету
основных средств";
- Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55 "Об
утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1
"Авансовый отчет";
- Постановление Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26 "Об
утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26
"Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";
- Постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ
в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ";
- Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы
строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте";
- Постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. N 68 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету
сельскохозяйственной продукции и сырья".
Может когда ты сдашь эту работу, то получишь отличную оценку, если
убрал все намеки на то, что она написана не тобою.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете"
перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает
руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. При этом лица,
имеющие право подписи первичных документов, могут быть уполномочены на это либо
Уставом общества, либо приказом или иным распорядительным документом организации,
либо доверенностью. В рассматриваемом пункте Приказа об учетной политике
рекомендуется по каждой группе первичных документов или даже по каждой форме
первичных документов утвердить перечень должностных лиц, по отношению к которым
данным Приказом делегируется право подписи первичных документов.
При принятии к бухгалтерскому учету документов следует помнить, что
первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь
построчный перевод на русский язык. Это требование содержится в п. 9 Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом
Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.
Пункт
9
1. Согласно Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О
формах бухгалтерской отчетности организаций" организации обязаны
самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы бухгалтерской
отчетности. При этом рекомендовано учитывать образцы форм, приведенные в
Приложении к названному Приказу Минфина России.
Следует отметить, что рекомендуемые Минфином формы отчетности не имеют
построчной нумерации (за исключением нумерации итоговых разделов бухгалтерского
баланса), поэтому при утверждении собственных форм отчетности предприятия
обязаны не только структурировать (дополнить или убрать строки или показатели)
формы под особенности своей финансово-хозяйственной деятельности, но и снабдить
их нумерацией строк. При этом в случае отсутствия у организации данных по
соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным
операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм,
эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются.
При утверждении объема форм бухгалтерской отчетности, которые
предприятие будет обязано представлять в соответствующие адреса, необходимо
учитывать следующие моменты.
Во-первых, в общем случае, в соответствии с Приказом Минфина России от
22 июля 2003 г. N 67н и промежуточная (квартальная), и годовая бухгалтерская
отчетность должна состоять из всех пяти предусмотренных этим Приказом форм (кроме
Формы N 6).
Во-вторых, согласно тому же Приказу Минфина России ряд особенностей
предусмотрен в объеме предоставляемых форм отчетности в отношении отдельных
категорий организаций. А именно:
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении
бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского
баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в
указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской
отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных
средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5),
пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе
бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о
движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу
(форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе
бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о
движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу
(форма N 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям
рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом
использовании полученных средств (форма N 6). Кроме того, некоммерческая
организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) в разделе
"Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал",
"Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток) включает группу статей "Целевое финансирование".
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими
предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов
по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не
представляется Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении
денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и
пояснительная записка.
2. Помимо изложенного, согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О
бухгалтерском учете" на предприятии могут быть разработаны и утверждены
формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Представляется, что
данные формы отчетности в первую очередь необходимы для подведения итогов в
сфере финансового и управленческого учета. Если таковые формы отчетности
существуют на предприятии, то используемые образцы необходимо привести в
качестве приложения к настоящему Приказу об учетной политике.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что обязанность
составления стандартной бухгалтерской отчетности структурными подразделениями,
хозяйствами, выделенными на отдельный баланс, при сдаче "нетиповых форм
отчетности" остается. Отчетность по разработанным формам рассматривается
как дополнительная информация.
3. Согласно Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О
формах бухгалтерской отчетности организаций" в бухгалтерскую отчетность
должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и
полного представления о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые
недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление
в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно
существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках.
Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять
на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе
отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный
показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера,
конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение,
когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу
соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.
4. Особо хотелось бы отметить, что согласно Концепции развития
бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена
Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180) суть дальнейшего развития
российской системы бухгалтерского учета и отчетности состоит в активизации использования
МСФО. При этом в период 2004 - 2007 гг. для реализации Концепции предполагается
обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности
общественно значимых хозяйствующих субъектов (хозяйствующие субъекты, в
коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства
неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации,
имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные
бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и
юридических лиц, другие организации), а также утверждение основного комплекта
российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
Иными словами, особое внимание при определении состава отчетности,
включаемого в рассматриваемый пункт Приказа об учетной политике, должны уделить
те организации, которые в течение следующего отчетного года будут составлять
финансовую отчетность по МСФО либо с использованием элементов МСФО
(специализированные формы).
5. Особый порядок формирования финансовой отчетности может быть
предусмотрен и отдельными нормативными актами РФ. Так, к примеру, Федеральный
закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе
продукции", принятый в развитие законодательства Российской Федерации в
области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые
основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных
инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории
Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах
исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о
разделе продукции.
Статьей 14 данного Закона установлено, что учет финансово-хозяйственной
деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по
каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при
выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого
учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению ведутся в
валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте. В случае если
ведение бухгалтерского учета осуществляется в иностранной валюте, отчетность,
предоставляемая в государственные органы, должна содержать данные, исчисленные
как в принятой иностранной валюте, так и в рублях. При этом все данные,
исчисленные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу
Банка России на день составления отчетности.
6. Помимо прочего, организациям необходимо уделять достаточное внимание
составлению такой формы бухгалтерской отчетности, как "Пояснительная
записка". В этой форме отчетности могут быть раскрыты все нюансы, которые
затруднительно донести до пользователей в типовых формах, поскольку
пояснительная записка составляется в произвольной форме с произвольным набором
показателей.
Кстати, на «реферате» есть целый набор схожих рефератов, сели ты ленив,
то скачай другую работу.
Так, в частности, Минфин России в Письме от 18 февраля 2004 г. N
16-00-10/3 подчеркивает, что "в соответствии с нормативными документами по
бухгалтерскому учету существует дифференцированный подход к формированию
разными типами организаций объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской
отчетности. Это означает, что, например, субъекты малого предпринимательства и
некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных в состав
бухгалтерской отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет
о движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу. Коммерческими
организациями, не являющимися крупными, предполагается к раскрытию объем
отчетной информации применительно к образцам форм бухгалтерской отчетности,
которые разрабатываются Минфином России. Коммерческие организации, являющиеся
крупными организациями, имеющими несколько видов деятельности, используют
разработанные Минфином России образцы форм бухгалтерской отчетности при
разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности, в состав которой при
этом могут быть включены формы сверх рекомендованных образцов форм. Это вызвано
тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в
нормативных документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты,
существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.),
приводят к необходимости увеличения объема раскрываемой в бухгалтерской
отчетности информации указанными организациями и принятию большего количества
отчетных показателей, а также форм, включаемых в состав бухгалтерской
отчетности. При этом большая часть информации должна раскрываться не в отчетных
формах, а в пояснительной записке. Это касается и показателей по сегментам
(видам деятельности).
Учитывая содержание ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском
учете", организация должна представлять в установленные адреса
бухгалтерскую отчетность в составе форм, разработанных и принятых ею.
Представление бухгалтерской отчетности только по рекомендованным образцам
свидетельствует о неполном выполнении организациями требований нормативных
документов по бухгалтерскому учету".
Пункт
10
Предприятиям и организациям при проведении инвентаризации следует
руководствоваться Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете" и Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49
"Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств".
Проведение инвентаризации в соответствии с данным Законом обязательно в
следующих случаях:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при
преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|