бесплатные рефераты

Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2007 год

Отвечая на вопрос, можно ли списывать эту задолженность, необходимо отметить следующее: списывать задолженность можно, однако порядок и результаты этого списания зависят от принятой учетной политики организации.

Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает списание на убытки двух самостоятельных показателей.

1. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек.

2. Долг, нереальный для взыскания (имеется в виду долг, находящийся в рамках срока исковой давности).

1. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек.

Для списания на убыток дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, необходимо наличие трех условий в совокупности:

- истечение срока исковой давности

в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года;

однако законодательством могут предусматриваться и специальные сроки исковой давности как сокращенные, так и более длинные по сравнению с общим сроком, например,

при недостатках работ, выполненных по договору подряда (ст. 725 ГК РФ);

для исков по договору перевозки (ст. 797 ГК РФ);

существуют требования, на которые срок исковой давности не распространяется, например, требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов (ст. 208 ГК РФ);

необходимо отметить, что течение срока исковой давности начинается не с момента отгрузки или предоплаты (т.е. с момента возникновения самой дебиторской задолженности), а только с момента просрочки долга, которую можно установить исходя из условий договора ("поставить в срок до...", "оплатить в течение..." и т.д.).

- решение руководителя предприятия о списании определенной суммы дебиторской задолженности на убытки

данное решение должно быть оформлено документально (приказ, распоряжение);

данное решение должно быть принято только руководителем предприятия, а не его заместителем или иным должностным лицом;

данное решение может быть основано на докладной записке главного бухгалтера;

- данный долг не был зарезервирован предприятием (т.е. отсутствует резерв по сомнительным долгам)

данный резерв создается в соответствии с п. 61 Положения о бухгалтерском учете и отчетности;

создание такого резерва предусмотрено только для предприятий, использующих метод определения выручки по отгрузке (по предъявленным счетам).

В этой связи необходимо отметить, что в случае, если срок исполнения обязательств должником сторонами в договоре не оговорен, то необходимо руководствоваться общими правилами, установленными гражданским законодательством. Так в соответствии со ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования об его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Поэтому в рассматриваемом нами случае (учитывая, что срок поставки договором определен не был) срок исковой давности начинает исчисляться после семи дней с момента предъявления претензии должнику.

2. Долг, нереальный для взыскания (имеется в виду долг, находящийся в рамках срока исковой давности).

Что касается долгов, нереальных для взыскания, то необходимо отметить, что точного определения подобным долгам законодательство не дает. "Реальность" или "нереальность" для взыскания представляет собой оценочную категорию и в каждом отдельном случае они должны определяться предприятием-кредитором самостоятельно.

Однако в любом случае необходимо наличие условия, что эта задолженность не была обеспечена соответствующими гарантиями (поручительство, залог и т.д.). При этом по сравнению с предыдущим основанием для списания долга при определении условия нереальности ко взысканию не имеет значения просрочен ли был долг на этот момент (т.е. не погашен в срок, установленный договором) либо нет.

В качестве примера нереальности ко взысканию долга можно считать ситуацию, при которой имеется:

- признание должника банкротом при отсутствии имущества и средств, необходимых для удовлетворения претензий кредиторов;

- ликвидация предприятия-должника в установленном порядке (при условии, что кредитор не заявил претензий в процессе ликвидации);

- постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела при лжепредпринимательстве, мошенничестве и др. и при невозможности обнаружения виновных лиц и похищенного имущества;

- списание (прекращение) долга в силу закона.

Представляется, что в случае, например, когда есть справка регистрационной палаты мэрии о том, что сведения о регистрации предприятия-должника у нее отсутствуют, а также отсутствие ответа на претензию - явно недостаточно для списания долга в убыток (как нереального для взыскания). Предъявлять иск к этой фирме в данной ситуации просто нецелесообразно, поскольку в случае его удовлетворения судом, предприятие реального исполнения не получит, а на сумму присужденных штрафов и пеней предприятие должно сразу увеличить свою налогооблагаемую прибыль. Действия предприятия могут быть следующими - дождаться истечения срока исковой давности и на основании приказа руководителя предприятия списать сумму задолженности на убыток в корреспонденции со счетами учета соответствующих расчетов.

Необходимо отметить, что списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Для этих целей в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", который предназначен для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников.

На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, дебетуются счета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет" или 52 "Валютный счет" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно на указанные суммы кредитуется забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Аналитический учет по счету 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.


Пункт 46


Согласно ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (утв. Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н) задолженность организации-заемщика по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.

При этом в соответствии с установленной в организации заемщика учетной политикой заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную (со счета 67 на счет 66) или учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока, в составе долгосрочной задолженности.

При выборе первого варианта перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную производится в момент, когда по условиям договора займа до возврата основной суммы долга остается 365 дней.


Пункт 47


Согласно ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (утв. Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н) проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям, облигациям и иным выданным заемным обязательствам включаются в состав операционных расходов. В целях равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающихся процентов или дисконта организация вправе их предварительно учитывать как расходы будущих периодов.


Пункт 48


Согласно ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (утв. Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н) включение заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, производится в том отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных обязательств.


Пункт 49


Говоря о командировочных расходах, необходимо учитывать, что с 1 января 2003 г. признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов".

Соответственно с этой даты актуальность государственного нормирования расходов на служебные командировки в целях бухгалтерского учета сохраняется только для работников организаций, финансируемых за счет средств бюджета, поскольку п. 3 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" подчеркивается, что расходы, превышающие установленные размеры, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, возмещение расходов осуществляется в следующих размерах:

а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 руб. в сутки;

б) расходов на выплату суточных - в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке;

в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

- железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

- водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

- воздушным транспортом - в салоне экономического класса;

- автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

- при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, - в размере минимальной стоимости проезда:

- железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

- водным транспортом - в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

- автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.

Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета у всех организаций (за исключением финансируемых из федерального бюджета) командировочные расходы не нормируются. Однако для целей налогообложения прибыли согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 гл. 25 Налогового кодекса РФ нормируется оплата суточных в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации - суточные в размере 100 руб.; за каждый день нахождения в заграничной командировке - суточные в размере согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93).

При установлении нормативов оплаты командировочных расходов в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета в первую очередь необходимо руководствоваться не порядком отражения их на балансовых счетах, а размером средств, которые будут фактически получены работником для реального покрытия своих расходов в командировке. При этом рекомендуется особое внимание уделить обоснованию экономической оправданности размера таких расходов (в частности, в отношении суточных, проживания в гостиницах повышенной комфортности и оплаты дополнительных расходов командированного лица).

Учитывая, что в бухгалтерском учете нормирование расходов на командировки не имеет значения, то данный пункт в Приказ об учетной политике можно не включать.


Пункт 50


Говоря о представительских расходах и затратах на прием и обслуживание делегаций, необходимо отметить, что производить такие расходы следует только целевым образом. При этом расходы должны подтверждаться первичными документами.

Добавим, что целесообразно порядок отнесения таких затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) отразить в приказе об учетной политике предприятия, либо в ином отдельном приказе и при фактически возникающих расходах этим приказом строго руководствоваться.

Представительские расходы, по нашему мнению, можно отнести на себестоимость при следующих условиях:

1) представители другой организации должны фактически прибыть на предприятие;

2) представители организации должны прибыть для проведения переговоров;

3) переговоры должны проходить в рамках уже заключенного договора (контракта) либо с целью установления взаимного сотрудничества.

При этом необходимо составлять плановую смету представительских расходов по приему делегаций в целях избежания конфликтных ситуаций с контролирующими органами. Необходимость плановой сметы представительских расходов обусловлена Приказом Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26н, где указывается, что организациям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительские расходы, их документальное оформление и контроль, включая установление круга лиц, имеющих к этому отношение. Плановая смета представительских расходов по приему делегаций должна быть утверждена уполномоченным на то органом предприятия.

Напомним, что в целях ведения бухгалтерского учета в расходы на продажу (счет 44) включаются все представительские расходы без ограничения. В целях налогового учета представительские расходы подлежат корректировке в соответствии с установленными нормами гл. 25 Налогового кодекса РФ (ст. 264 НК РФ).

Смета представительских расходов может содержать самые различные статьи расходов, однако порядок списания фактически произведенных расходов в пределах установленной сметы различный. На себестоимость могут относиться расходы, определенные Приказом Минфина России "О затратах, включаемых в себестоимость" от 15 марта 2000 г. N 26н, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата; место; программа проведения мероприятия; состав приглашенной делегации; участники со стороны предприятия; величина расходов.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Отметим, в составе представительских расходов учитываются расходы по приему и обслуживанию также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации. Данное обстоятельство также следует учитывать при формировании сметы представительских расходов.

Учитывая, что в бухгалтерском учете нормирование представительских расходов не имеет значения и при этом в организации принято отдельное положение по формированию сметы и порядку осуществления и контроля представительских расходов, то данный пункт в Приказ об учетной политике можно не включать.


Пункт 51


В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40) предприятия могут выдавать наличные денежные средства под отчет на хозяйственные нужды в размерах и сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечению срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Неисполнение данного требования приводит к тому, что налоговыми органами выданные суммы квалифицируются как заемные средства, полученные от предприятия. При пользовании заемными средствами возникает доход физического лица в виде материальной выгоды при экономии на процентах. По исчисленному с материальной выгоды налогу на доходы физических лиц налоговые органы могут применить к организации соответствующие финансовые санкции. О правомерности подобных действий, безусловно, можно спорить, потому что в данном случае речь идет о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Кроме того, Планом счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н) предусмотрено, что подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В последующем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" или счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".


Пункт 52


Действующими нормативными документами не установлено требования о составлении сметы расходов на рекламу. Поэтому решение о составлении этого документа каждое предприятие принимает самостоятельно.

Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.

К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

В целях ведения бухгалтерского учета в расходы на продажу (счет 44) включаются все расходы на рекламу без ограничения. В целях налогового учета расходы на рекламу подлежат корректировке в соответствии с установленными нормами гл. 25 Налогового кодекса РФ (ст. 264 НК РФ).

Учитывая, что в бухгалтерском учете нормирование расходов на рекламу не имеет значения, то данный пункт в Приказ об учетной политике можно не включать.


Пункт 53


В ряде случаев предприятие имеет право выбора порядка признания выручки в целях ведения бухгалтерского учета: по начислению (допущение временной определенности фактов) или по оплате (кассовый метод). Основанием для подобного вывода является п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н). Так, в абз. 2 данного пункта указано:

"Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности".

В настоящее время кассовый метод для целей бухгалтерского учета разрешено применять субъектам малого предпринимательства (Приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н "О типовых рекомендациях по бухгалтерскому учету для субъектов малого предпринимательства").

При этом для правильного и достоверного определения финансового результата необходимо выполнение главного правила бухгалтерского учета - соответствия доходов и расходов. Это означает, что в случае признания предприятием доходов по начислению, расходы также признаются по начислению и не зависят от времени оплаты. В случае признания предприятием доходов по оплате расходы также признаются после осуществления погашения задолженности, т.е. после оплаты.


Пункт 54


В соответствии с п. 13 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н) организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления:

- по мере готовности работы, услуги, продукции;

- по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.

В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные настоящим пунктом.

Практической проблемой в данном случае является определение длительного цикла производства, поскольку нормативных положений по данному вопросу не имеется. Представляется правильным сделать вывод о том, что предприятие вправе самостоятельно решить данную проблему, основываясь на оценочных категориях, а также используя результаты финансово-экономического анализа деятельности предприятия, соответствующие отраслевые методические рекомендации.


Пункт 55


Счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" предназначен для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Этот счет используется при необходимости организациями, выполняющими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.).

Организации вправе не применять в бухгалтерском учете указанный счет. Тогда работы долгосрочного характера учитываются после окончательной готовности в общеустановленном порядке.

При учете отдельных промежуточных этапов по дебету счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" учитывается стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке, в корреспонденции с К-т 90 "Продажи".

Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с К-т 20 "Основное производство" в Д-т 90 "Продажи".

Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату законченных и принятых этапов отражаются по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в качестве авансов.

В бухгалтерском балансе принятые заказчиком этапы по договорной стоимости (остаток по Д-т 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам") у исполнителя (подрядчика) отражаются по статье "Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)" группы статей "Запасы" раздела "Оборотные активы".

При этом заказчик (застройщик или инвестор) отражает стоимость работ в бухгалтерском учете только по окончании всех этапов.

По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", списывается в Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", погашается за счет ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчика в окончательный расчет в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.


Пункт 56


Согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н) товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки. Поэтому в бухгалтерском учете товаров необходимо придерживаться требований, установленных ПБУ 5/01. Эти требования аналогичны ранее рассмотренным требованиям по учету материалов (счет 10 "Материалы").

Исходя из представленных положений следует, что покупная стоимость товаров зависит от способа учета транспортных и иных расходов по приобретению товаров (кроме оплаты поставщикам стоимости самих товаров). При этом имеется право выбора способа учета дополнительных расходов по приобретению товаров.

Учет дополнительных расходов по приобретению товаров может быть предварительно организован на счете 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" с последующим списанием этих расходов в порядке, предусмотренном для счета 16.

Во втором случае учет дополнительных расходов по приобретению конкретных партий товаров может быть организован непосредственно на счете 41 "Товары" по прямым признакам.

Обращаем внимание, что данные положения распространяются как на предприятия торговли, так и на торговые подразделения, находящиеся в структуре предприятий других отраслей народного хозяйства.


Пункт 57


Согласно ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н) расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов от выполнения указанных работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации.

Списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Срок списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.

Списание расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам линейным способом осуществляется равномерно в течение принятого срока.

При способе списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг) определение суммы расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, подлежащей списанию в отчетном периоде, производится исходя из количественного показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения общей суммы расходов по конкретной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе и всего предполагаемого объема продукции (работ, услуг) за весь срок применения результатов конкретной работы.

В течение отчетного года списание расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности осуществляется равномерно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа списания расходов.

Изменение принятого способа списания расходов по конкретным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в течение срока применения результатов конкретной работы не производится.

В случае прекращения использования результатов конкретной научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической работы в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации, а также когда становится очевидным неполучение экономических выгод в будущем от применения результатов указанной работы, сумма расходов по такой научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической работе, не отнесенная на расходы по обычным видам деятельности, подлежит списанию на внереализационные расходы отчетного периода на дату принятия решения о прекращении использования результатов данной работы.

Следует отметить, что в целях налогообложения прибыли в ст. 262 НК РФ установлены иные особенности учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, отличные от порядка бухгалтерского учета. Как правило, на практике совместить систему налогового и систему бухгалтерского учетов по данным расходам удается в редких случаях. Поэтому можно рекомендовать лишь стремиться максимально приблизить их, оперируя в рамках допустимого элементами учетной политики организации как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения.


Пункт 58


Согласно ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н) настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее - налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение может не применяться только субъектами малого предпринимательства.


Пункт 59


Согласно ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н) разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Для целей Положения под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы возникают в результате:

- превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;

- непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;

- непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;

- образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;

- прочих аналогичных различий.

Информация о постоянных разницах может формироваться на основании первичных учетных документов: либо в регистрах бухгалтерского учета, либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

Для целей Положения под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

- вычитаемые временные разницы;

- налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы образуются в результате:

- применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;

- применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

- излишне уплаченного налога, сумма которого не возвращена в организацию, а принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах;

- убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;

- наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета - исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

- прочих аналогичных различий.

Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате:

- применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;

- признания выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода, а также признания процентных доходов для целей бухгалтерского учета исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а для целей налогообложения - по кассовому методу;

- отсрочки или рассрочки по уплате налога на прибыль;

- применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

- прочих аналогичных различий.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (в ред. Приказа Минфина России от 30.12.1999 N 107н)


Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)"


Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180 <Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу>


Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.)






Томских С.А.

Соискатель кафедры

"Бухгалтерского учета и аудита"

Сочинского государственного

университета туризма

и курортного дела

г. Сочи


Особенности формирования учетной политики

государственного высшего учебного заведения

в рамках реформирования бюджетного учета


Настоящая статья предполагает раскрытие проблемы нормативно-правового и методического регулирования вопросов учетной политики государственных учебных заведений в сфере высшего образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ