бесплатные рефераты

Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2007 год

Государственные высшие учебные заведения России, являясь бюджетными учреждениями, имеют многолетний опыт ведения строго регламентированного и жестко контролируемого бухгалтерского учета. До реформирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях основной задачей учета считалось обеспечение полноты записей, отражающих операции учреждения в процессе получения бюджетных средств и их расходования в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.

Таким образом, традиционная государственная система учета на кассовой основе не позволяла отражать операции по всем осуществляемым расходам бюджетных учреждений и как следствие по продолжающимся и непредвиденным финансовым обязательствам.

В связи с реформированием бюджетной системы в России изменились требования к отчетности органов государственного управления, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики.

Следовательно, возник важный вопрос о необходимости внедрения отдельных элементов коммерческого учета, в частности метода начисления, методов оценки активов, процедур контроля за хозяйственными операциями, элементов учетной политики и др.

Следует заметить, что в ранее действовавшей Инструкции Минфина России по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н [7] не были установлены положения о формировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая ситуация обуславливалась достаточно жестким нормативным регулированием бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Термин "учетная политика" впервые введен вступившей в действие с 1 января 2005 г. Инструкцией по бюджетному учету [8].

Согласно п. 2 ч. I действующей Инструкции по бюджетному учету [9], государственная учетная политика реализуется через:

план счетов бюджетного учета;

порядок отражения операций по исполнению бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета;

порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

корреспонденцию счетов бюджетного учета;

иные вопросы организации бюджетного учета.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что бюджетный учет организуется и ведется в соответствии с государственной учетной политикой посредством прямого установления ее основных элементов, поэтому учетная политика в каждом конкретном бюджетном учреждении может не разрабатываться и не утверждаться - это сделано централизованно в самой Инструкции N 25н [9].

Однако практика показывает, что в процессе внедрения бюджетного учета в бюджетных учреждениях нормативной и методологической базы по формированию и осуществлению учетной политики недостаточно. Например, в настоящее время не исполнен План мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 годах [6], согласно которому предусмотрено мероприятие по разработке и утверждению стандартов учета и финансовой отчетности единиц сектора государственного управления.

В свете изложенного, необходимо придти к выводу об отсутствии необходимой нормативно-правовой и методологической базы по бюджетному учету. Вместе с тем следует отметить, что положениями ст. 7 проекта федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете" предусмотрен отличительный порядок формирования учетной политики для экономических субъектов в бюджетной сфере. Формирование учетной политики для бюджетных организаций возложено на Министерство финансов РФ.

В связи с этим большинство специалистов в области бюджетного учета полагают, что бюджетным учреждениям целесообразно формировать учетную политику только для целей налогообложения.

Тем не менее, принимая решение о целесообразности формирования учетной политики для целей бюджетного учета и налогообложения, следует учитывать организационно-правовые формы, отраслевые особенности и виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями.

Так, например, государственные высшие учебные заведения, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязаны установить порядок: раздельного учета доходов и расходов по видам предоставляемых платных услуг, работ; учета накладных расходов и начисленной амортизации; оценки материальных запасов; распределения прямых расходов и т.п. При этом следует иметь в виду принципиальные различия бюджетного и налогового учета.

Следует отметить, что в так называемом "коммерческом учете" уже сложилась нормативно-правовая и методологическая база, регулирующая формирование и исполнение учетной политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

В первую очередь, следует обратиться к Федеральному закону "О бухгалтерском учете", положения которого являются нормами прямого действия и обязательны для организаций всех организационно-правовых форм (включая учреждения) и форм собственности (включая государственную и муниципальную).

Рассмотрим отдельные положения законодательства РФ, касающиеся учетной политики. Так, например, п. 4 ст. 6 Федерального закона установлено: "Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года".

В развитие норм Федерального закона Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (далее ПБУ 1/98) установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций.

Для целей ПБУ 1/98 [10] под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что согласно п. 7 ПБУ 1/98 учетная политика учреждения должна отвечать ряду требований (своевременность, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания перед формой).

Следует заметить, что в специальных периодических изданиях по вопросам бюджетного учета в образовательных учреждениях [12] нередко встречается тезис о том, что в положение по учетной политике можно включать элементы, не относящиеся к учетной политике, а относящиеся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, по которым целесообразно оформлять организационно-распорядительную документацию.

В таких случаях, как следствие, может возникнуть необходимость внести изменения в положение по учетной политике (изменение штатного расписания, объемов финансирования и др.), но при этом необходимо учесть, что согласно Закону РФ "О бухгалтерском учете" и ПБУ 1/98 изменения учетной политики организации производятся в случаях:

изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки организаций новых способов ведения бухгалтерского учета (с целью более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);

существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и др.).

Следовательно, если исходить из требований, которые содержатся в Законе о бухгалтерском учете, Инструкции по бюджетному учету и ПБУ 1/98, структуру учетной политики высшего учебного заведения можно представить тремя разделами:

1) организационный;

2) технический;

3) методический.

В разделах учетной политики необходимо отразить следующую информацию.

Во вводной части положения:

1) основные разделы устава образовательного учреждения, касающиеся вопросов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе перечень видов деятельности, относящихся к бюджетной и коммерческой деятельности.

В организационном разделе положения:

1) организационную структуру бухгалтерской службы учреждения;

2) порядок организации бухгалтерского учета в филиалах (подразделениях).

В техническом разделе положения:

1) технология обработки учетной информации (указать название и характеристики программного продукта) (п. 8 Приказа Минфина N 25);

2) порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера основного средства (п. 18 Приказа Минфина N 25);

3) порядок и сроки проведения инвентаризации (п. 7 Приказа Минфина N 25);

4) порядок выдачи денежных средств под отчет, а также срок, на который выдаются денежные средства на хозяйственные расходы (либо утвердить этот порядок приказом по учебному заведению);

5) утверждение форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. Данные формы первичных учетных документов утверждаются в виде приложения к учетной политике вуза;

6) утверждение рабочего Плана счетов учреждения;

7) утверждение графика документооборота;

8) в качестве приложения к учетной политике утверждаются формы учетных документов.

В перечень методических вопросов включаются методы оценки объектов бюджетного учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет различных источников финансирования:

1) порядок оценки стоимости основных средств (при приобретении, сооружении и изготовлении) (п. 12 Приказа Минфина N 25);

2) порядок оценки нематериальных активов (при приобретении, изготовлении) (п. 24 Приказа Минфина N 25);

3) порядок оценки непроизведенных активов, вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот (п. 29 Приказа Минфина N 25);

4) классификация основных средств (п. 22 Приказа Минфина N 25);

5) выбор метода амортизации основных средств (п. 38 Приказа Минфина N 25);

6) порядок оценки материальных запасов и готовой продукции (п. 49 Приказа Минфина N 25);

7) метод списания (отпуска) материальных запасов (п. 55 Приказа Минфина N 25);

8) порядок оценки финансовых активов (п. п. 111, 132, 135 Приказа Минфина N 25);

9) порядок учета расходов бюджетной и коммерческой деятельности;

10) порядок распределения накладных расходов.

11) порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от коммерческой деятельности и используемых в коммерческой и основной (бюджетной) деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что диапазон применения учетной политики образовательного учреждения достаточно широк, тем более, если речь идет о раскрытии данных бюджетного учета для внешних пользователей.

Сложившаяся практика формирования учетной политики предприятиями и организациями, а также рекомендации специалистов в области налогообложения [11] подтверждают правомерность оформления Положения об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - положение по учетной политике организации в области бухгалтерского учета. Второй документ - по учетной политике в области налогообложения.

Основное правило, которым должны руководствоваться организации при формировании для целей налогообложения, содержится в п. 2 ст. 11 НК РФ.

"Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика". При этом следует иметь в виду, что установленное Кодексом новое понятие "учетная политика" вводится в действие с 1 января 2007 г. [2].

Кроме того, отдельными статьями Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ) [1] определены правила учетной политики, касающиеся налогового учета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Итак, под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных организацией методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов при соблюдении следующих условий:

1) организация осуществляет выбор одного из нескольких способов, допускаемых Налоговым кодексом, регулирующим порядок определения налоговой базы налогов и сборов в Российской Федерации;

2) учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

3) учетная политика, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организацией;

4) решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;

5) в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Следует заметить, что в системе сложных налоговых взаимоотношений высших учебных заведений с государством с 1 января 2002 г. одно из основных мест принадлежит налогу на прибыль организаций.

Как отмечалось выше, только в Инструкции N 25н, регулирующей правила бюджетного учета, есть упоминание об учетной политике бюджетных организаций. Что касается учетной политики для целей налогообложения, бюджетные организации применяют общие правила налогового учета доходов и расходов, установленных в гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Следует также учесть, что рассматриваемые нами государственные образовательные учреждения, применяя общие правила налогового законодательства, имеют свои особенности: организационно-правовую форму бюджетного учреждения, имущество в оперативном управлении; смешанное финансирование.

Ситуацию усложняют действующие новые правила бюджетного учета с 1 января 2005 г., которые существенно отличаются от правил налогового учета, так как в бухгалтерском учете применяется одновременно кассовый метод учета бюджетных средств, метод начислений по операциям бюджетной и коммерческой деятельности при условии применения единого плана счетов бюджетного учета.


Отражение доходов для целей налогообложения


Прежде чем описывать правила учетной политики для целей налогообложения, рассмотрим правила налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений.

Доходы, получаемые коммерческими организациями и бюджетными учреждениями от их предпринимательской деятельности, делятся на доходы, полученные от реализации товаров, работ и услуг, и внереализационные доходы.

Например, к группе доходов государственных образовательных учреждений от предпринимательской деятельности относятся следующие внереализационные доходы: доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам в виде грантов, целевых поступлений, пожертвований, средств, поступивших в рамках благотворительной деятельности, и др.

Кроме того, в состав внереализационных доходов образовательных учреждений включаются средства, которые совсем не связаны с их предпринимательской деятельностью, но они также подлежат налогообложению. Так, по действующему законодательству, вузы не являются собственниками имущества, представленного им учредителями. По различным причинам какая-то часть имущества может стать излишней и ненужной для учреждения, и с разрешения учредителя оно может быть продано другой организации. Полученные от продажи имущества средства как внереализационные доходы облагаются налогом на прибыль организаций, а оставшаяся часть доходов после уплаты налога на прибыль используется по согласованию с собственником этого имущества (учредителем).

Аналогичный порядок налогообложения и использования средств, оставшихся после уплаты налогов, имеет место и в случае сдачи в аренду помещений и государственного имущества, находящегося в ведении вузов.

Подлежат налогообложению при использовании не по целевому назначению гранты, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, организациями, в том числе иностранными организациями по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Облагаются налогом на прибыль при нецелевом использовании и пожертвования, признаваемые в соответствии со ст. 582 ГК РФ.

Облагаются налогом на прибыль не использованные по назначению средства, поступившие в государственное образовательное учреждение в качестве благотворительной деятельности.

При этом следует иметь в виду, что поступившие в порядке выше указанной помощи средства, работы и услуги должны иметь документальное подтверждение их принадлежности к безвозмездной, технической или гуманитарной помощи, которая оформляется и выдается в порядке и по форме, установленным Постановлением Правительства РФ [4].

Получение доходов государственными образовательными учреждениями от предпринимательской деятельности невозможно без необходимых для этих целей затрат.


Отражение расходов для целей налогообложения


К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, сгруппированные по элементам затрат:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Что касается материальных расходов и расходов на оплату труда, то учет этих расходов при формировании налоговой базы бюджетных учреждений практически ничем не отличается от порядка, установленного для коммерческих организаций.


Амортизируемое имущество


В то же время требует серьезного внимания со стороны бюджетных учреждений правомерность начисления амортизации по отдельным объектам, так как имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для такой деятельности, не подлежит амортизации (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому для отнесения основных средств к амортизируемому имуществу необходимо соблюдать следующие условия:

находиться на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ);

использоваться для извлечения дохода;

стоимость имущества должна погашаться путем начисления амортизации;

срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

первоначальная стоимость амортизируемого имущества составляет более 10 000 руб.

При этом для целей бюджетного учета амортизация по основным средствам начисляется следующим образом:

на объекты основных средств стоимостью до 1000 руб. включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд независимо от стоимости амортизация не начисляется;

на объекты основных средств стоимостью от 1000 до 10 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

на объекты основных средств стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

С 1 января 2005 г. в целях бюджетного учета начисление амортизации на основные средства и нематериальные активы рекомендуется осуществлять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, в следующем порядке.

Расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, входящих в первые девять амортизационных групп указанной Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.

Письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721 внесено дополнение для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации. Расчет суммы амортизации по этим основным средствам осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. N 824.

Таким образом, несмотря на то, что авторы Инструкции по бюджетному учету установили правило отнесения основных средств к амортизационным группам аналогично правилам налогообложения, последующими Письмами Минфина России внесены уточнения для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации.

Вместе с тем следует согласиться с Чемерицким Л.К. [13] в том, что требует своего решения сложившаяся практика использования для предпринимательской деятельности имущества, приобретенного за счет бюджетных средств. С одной стороны, если оно используется одновременно для коммерческих и некоммерческих целей, происходит ускоренный износ такого имущества, с другой стороны, в коммерческой деятельности возникает дополнительная прибыль.

Из вышеизложенного следует, что бухгалтерской службе высшего учебного заведения необходимо организовать аналитический учет объектов основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств и коммерческой деятельности, а также используемых для коммерческой деятельности с целью организации бюджетного и налогового учета их первоначальной стоимости, сроков полезного использования, начисления амортизации.


Распределение расходов


Следующий вопрос, требующий отражения в учетной политике, - порядок распределения накладных расходов. Как правило, государственные образовательные учреждения предоставляют платные услуги в рамках образовательной деятельности. В случае смешанного финансирования бюджетной и внебюджетной деятельности все общехозяйственные расходы, связанные с выполнением управленческих функций, в том числе заработная плата административно-управленческого персонала, расходы по содержанию административного здания, являются накладными расходами. Эти расходы должны распределяться одним из способов, принятым учетной политикой учреждения.

Так, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств, предусмотренных в сметах доходов и расходов за счет двух источников, в целях налогообложения должны распределяться пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Практика проверок целевого использования бюджетных средств образовательными учреждениями показывает, что специалисты контрольно-ревизионных управлений, как правило, применяют свои методики распределения вышеуказанных расходов. Так, например, распределение косвенных расходов может производиться пропорционально количеству студентов, обучающихся за счет бюджетных средств и по договорам платного обучения. Следует отметить, что Инструкцией по бюджетному учету не установлены правила распределения вышеуказанных расходов. Очевидно, что в данном случае имеет место существенное различие положений бюджетного учета доходов и расходов с правилами ст. 321.1 гл. 25 НК РФ.

В этой ситуации специалистам бухгалтерских служб необходимо выбрать два варианта решения проблемы:

- либо устанавливать две методики: для целей бюджетного учета и налогового учета;

- либо установить одну методику в соответствии с положениями ст. 321.1 НК РФ для целей бюджетного учета и налогового учета (табл. 1).


Таблица 1


Распределение косвенных расходов

по определенному перечню ст. 321.1 НК РФ


(у. е.)

N
п/п

Показатели за отчетный (налоговый) период нарастающим итогом с начала года    

Варианты            



I  

II  

III 

IV  

1

2          

3  

4  

5  

6  


Доходы        





1

Доходы в размере лимитов бюджетных обязательств 

1000   

1000   

1000   

1000   

2

Доходы, полученные от
коммерческой, иной   приносящей доход        деятельности (без внереализационных       доходов)               

300   

300   

300   

300   

3

Общая сумма доходов (стр. 1 + стр. 2)      

1300   

1300   

1300   

1300   

4

Доля доходов от коммерческой            деятельности в общей сумме доходов (стр. 2 / стр. 3)                

0,231

0,231

0,231

0,231


Расходы       





5

Фактические расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи,   транспортных расходов по обслуживанию  административно-управленческого персонала, расходов по  всем видам ремонта  основных средств - всего

150   

150   

150   

150   


в том числе:           





5.1

- расходы в размере  лимитов бюджетных   обязательств;          

120   

100   

-  

150   


- расходы, относящиеся к
коммерческой и иной  приносящей доход        деятельности (стр. 5 -  стр. 5.1)              

30   

50   

150   

-  

6

Расходы по оплате  коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию  административно- управленческого       персонала, расходов по  всем видам ремонта основных средств,    определенные исходя из доли доходов от  коммерческой и иной приносящей доход деятельности (без внереализационных   доходов) (стр. 5 х      стр. 4)                

35   

35   

35   

-  

7

Расходы по оплате    коммунальных услуг,  услуг связи,  транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта  основных средств,  принимаемые для целей налогообложения        

30   

35   

35   

-  


Произведенные расчеты в таблице 1 показывают:

В I варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 120 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности - 30 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 30 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов);

В II варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 100 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности - 50 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 35 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов);

В III варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 0 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности - 150 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 35 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов);

В IV варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 150 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности 0 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 0 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов).

Кроме того, следует учесть, что ст. 321.1 НК РФ предусмотрена ситуация, когда по смете доходов и расходов не предусмотрено бюджетное финансирование распределяемых расходов. В этом случае указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности (за исключением расходов мобильной связи). Что касается расходов на ремонт основных средств, то можно списывать эти расходы, если эксплуатация основных средств связана с ведением предпринимательской деятельности.

Следует заметить, что Инструкцией по бюджетному учету не предусмотрена методика распределения амортизации за счет средств от коммерческой и бюджетной деятельности.

По нашему мнению, в данном случае целесообразно использовать возможность сближения бухгалтерского и налогового учетов, то есть распределять суммы начисленной амортизации пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности и бюджетных источников.


Метод распределения выручки


Таким же образом, бюджетному учреждению желательно закрепить в учетной политике для целей налогообложения метод определения выручки по начислению (ст. 271 НК РФ), даже если, например, образовательное учреждение имеет право на определение даты дохода (осуществления расхода) по кассовому методу (ст. 273 НК РФ).


Метод списания материалов


Вместе с тем в учетной политике для целей налогообложения закрепляется метод списания материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг). В соответствии с требованиями п. 8 ст. 254 НК РФ списание материалов может производиться одним из методов:

метод оценки по стоимости единицы запасов;

метод оценки по средней стоимости;

метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Учитывая положения Инструкции по бюджетному учету (п. 55), образовательное учреждение может установить способ списания (отпуска) материальных запасов либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости. С целью организации оперативного учета расходов в течение отчетного периода целесообразно утвердить метод скользящей средней фактической стоимости, то есть исчислять фактическую стоимость на каждую дату поступления или списания материальных запасов.


Прямые и косвенные расходы


В связи с внесенными изменениями п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщикам дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К таким расходам в государственных образовательных учреждениях можно отнести расходы, учитываемые в сметах доходов и расходов по правилам бюджетного учета:

1) расходы на оплату труда;

2) расходы на приобретение услуг;

3) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

4) расходы материальных запасов;

5) прочие расходы.

К косвенным расходам для целей налогообложения относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, произведенных в течение отчетного (налогового) периода. При этом косвенные расходы в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются внереализационные расходы.

Далее в учетной политике устанавливается метод отнесения прямых расходов по мере реализации продукции, работ, услуг на остатки незавершенного производства. Однако бюджетные учреждения, оказывающие образовательные услуги, вправе списывать в полном объеме сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, на уменьшение доходов без распределения на остатки незавершенного производства (не оказанных услуг) (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Установленный порядок распределения прямых расходов устанавливается в учетной политике и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Итак, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что состав показателей учетной политики для целей налогообложения зависит от вида осуществляемой коммерческой деятельности бюджетного учреждения.


Заключение


Следует согласиться с мнением специалистов журнала "Налоги и финансовое право" [10] в том, что, определяя перечень положений учетной политики для целей налогообложения, выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством РФ по налогам, а также фиксируются особенности налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией.

Из этого следует, что в перечень установленных методов (способов) учетной политики для целей исчисления налога на прибыль государственного образовательного учреждения включаются вопросы организации налогового учета, методы оценки объектов налогового учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет различных источников финансирования и др.

В разделе "Общие положения":

1) определить метод начислений доходов и расходов (ст. ст. 271, 272, 273 НК РФ) (метод начислений, кассовый метод);

2) определить информационную базу для исчисления налоговой базы (ст. 313 НК РФ) (только в бухгалтерском учете, одновременно в бухгалтерском и налоговом учете, только в налоговом учете).

В разделе "Раздельный учет доходов и расходов":

1) установить для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль ведение раздельного учета доходов и расходов по видам уставной деятельности и хозяйственным операциям (ст. ст. 315 и 316 НК РФ);

2) установить порядок раздельного учета целевых благотворительных поступлений, пожертвований и их использование (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

3) установить метод распределения расходов, относящихся к нескольким источникам финансирования (ст. 321.1 НК РФ) (бюджетное финансирование и доходы от коммерческой деятельности);

4) установить порядок включения в налоговую базу расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств (коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств при условии, что эксплуатация этих средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности) (ст. 321.1);

5) установить порядок включения в налоговую базу расходов на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельностью и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов (пп. 2 п. 4 ст. 321.1);

6) установить, методику налогового учета доходов и расходов, относящихся к нескольким (налоговым) периодам (п. 2 ст. 271 НК РФ).

В разделе "Операции с амортизируемым имуществом":

1) установить линейный метод амортизации по объектам амортизируемого имущества (ст. 259 НК РФ);

2) установить порядок распределения объектов амортизируемого имущества по амортизационным группам (ст. 258 НК РФ);

3) установить перечень объектов амортизируемого имущества, по которым амортизация не начисляется (ст. 256 НК РФ) (приобретенных (созданных) с использованием бюджетных средств целевого финансирования; переведенных на консервацию, реконструкцию и модернизацию; переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование);

С уточнением перечней (ежемесячно, ежеквартально);

4) установить порядок определения нормы амортизации по приобретенным объектам амортизируемого имущества, бывшим в употреблении (п. 12 ст. 259 НК РФ);

5) установить порядок определения нормы амортизации по объектам амортизируемого имущества, полученном в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц (п. 14 ст. 259 НК РФ);

6) указать (включать, не включать) в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов от первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за счет доходов от коммерческой деятельности (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

Раздел "Формирование расходов, учитываемых при налогообложении":

1. установить перечень прямых расходов по осуществляемым видам деятельности (оказанию образовательных услуг) (п. 2 ст. 318 НК РФ);

2. установить метод оценки при определении размера материальных расходов, используемых при оказании услуг, выполнении работ по уставным видам деятельности (п. 8 ст. 254 НК РФ);

3. установить порядок признания расходов на НИОКР, осуществляемых в рамках коммерческой деятельности (п. 3 ст. 262 НК РФ);

4. установить размер (утвердить смету) представительских расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ);

5. установить размер (утвердить смету) расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Отметим, что представленный перечень элементов учетной политики охватывает только отличительные особенности бухгалтерского учета и налогообложения государственных образовательных учреждений. Содержание положения по учетной политике бюджетного учреждения должно закрепить в полном объеме необходимые способы и формы бюджетного и налогового учета организации.

Последний абзац. Вот здорово, если ты обнаружил это уже читая работу на бумаге, а не на мониторе.

Сделанная нами попытка раскрыть содержание учетной политики бюджетных учреждений, принципы формирования учетной политики государственных образовательных учреждений содержит лишь основы правового регулирования бухгалтерского и налогового учета бюджетных учреждений с учетом их отличительных особенностей от коммерческих организаций.

Как видно из всего сказанного, система налогов и сборов, исчисляемых с доходов бюджетных учреждений, а также вся система учета этих организаций является сложной и требует упрощения.

Таким образом, концепция реформирования бюджетного учета должна включать не только меры организационного характера бюджетного учета, но и элементы учетной политики для целей налогообложения. Сегодня вряд ли можно утверждать, что все в этой системе учета до конца проработано, а поэтому необходима разработка нормативно-методологической базы, направленной на корректировку действующих и разработку новых методологических рекомендаций, позволяющую устранить слабые места и нестыковки новой системы бюджетного учета.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


[1] Налоговый кодекс Российской федерации. Глава 25. Налог на прибыль организаций (по состоянию на 1 мая 2006 г.) // "Налоги и финансовое право". Приложение к N 5/2006.

[2] Налоговый кодекс РФ, часть I (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Постатейный комментарий изменений. Комментарии под общей редакцией кандидата юридических наук Брызгалина А.В. // "Налоги и финансовое право" N 9/2006.

[3] Федеральный закон "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

[4] Постановление Правительства от 17.09.1999 N 1046 (в ред. от 19.08.2004) "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием".

[5] Постановление Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335 (в ред. от 26.07.2006) "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".

[6] Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (в ред. от 23.12.2004) "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (с изм. от 23.12.2004).

[7] Приказ Минфина России от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" (с изм. от 10.07.2000, 09.06.2001, утратил действие).

[8] Приказ Минфина России от 26.08.2004 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

[9] Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

[10] Сборник Положений по бухгалтерскому учету // "Налоги и финансовое право". Приложение к N 6/2006.

[11] Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2006 г. // "Налоги и финансовое право". Приложение N 2/2006.

[12] Мокрецова Г.В. "Учетная политика в части бухгалтерского (финансового) учета и в целях налогообложения" // Советник бухгалтера в сфере образования и науки" N 6(30) 2005.

[13] Черемицкий Л.К. Особенности формирования налогооблагаемой базы прибыли бюджетных организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 6, март 2005 г.

[14] А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н.Головкин "Налоги и финансовое право", 2006, Приложение к N 12 от 14.12.2006





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ