|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Произведенные расчеты в таблице 1 показывают: В I варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 120 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности - 30 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 30 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов); В II варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 100 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности - 50 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 35 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов); В III варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 0 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности - 150 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 35 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов); В IV варианте: для целей бюджетного учета распределяемые расходы за счет бюджетной деятельности составят 150 у. е., за счет доходов от коммерческой деятельности 0 у. е.; расходы, относимые на уменьшение налоговой базы по прибыли, - 0 у. е. (не более чем утверждено по смете доходов и расходов). Кроме того, следует учесть, что ст. 321.1 НК РФ предусмотрена ситуация, когда по смете доходов и расходов не предусмотрено бюджетное финансирование распределяемых расходов. В этом случае указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности (за исключением расходов мобильной связи). Что касается расходов на ремонт основных средств, то можно списывать эти расходы, если эксплуатация основных средств связана с ведением предпринимательской деятельности. Следует заметить, что Инструкцией по бюджетному учету не предусмотрена методика распределения амортизации за счет средств от коммерческой и бюджетной деятельности. По нашему мнению, в данном случае целесообразно использовать возможность сближения бухгалтерского и налогового учетов, то есть распределять суммы начисленной амортизации пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности и бюджетных источников. Метод распределения выручки Таким же образом, бюджетному учреждению желательно закрепить в учетной политике для целей налогообложения метод определения выручки по начислению (ст. 271 НК РФ), даже если, например, образовательное учреждение имеет право на определение даты дохода (осуществления расхода) по кассовому методу (ст. 273 НК РФ). Метод списания материалов Вместе с тем в учетной политике для целей налогообложения закрепляется метод списания материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг). В соответствии с требованиями п. 8 ст. 254 НК РФ списание материалов может производиться одним из методов: метод оценки по стоимости единицы запасов; метод оценки по средней стоимости; метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Учитывая положения Инструкции по бюджетному учету (п. 55), образовательное учреждение может установить способ списания (отпуска) материальных запасов либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости. С целью организации оперативного учета расходов в течение отчетного периода целесообразно утвердить метод скользящей средней фактической стоимости, то есть исчислять фактическую стоимость на каждую дату поступления или списания материальных запасов. Прямые и косвенные расходы В связи с внесенными изменениями п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщикам дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К таким расходам в государственных образовательных учреждениях можно отнести расходы, учитываемые в сметах доходов и расходов по правилам бюджетного учета: 1) расходы на оплату труда; 2) расходы на приобретение услуг; 3) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 4) расходы материальных запасов; 5) прочие расходы. К косвенным расходам для целей налогообложения относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, произведенных в течение отчетного (налогового) периода. При этом косвенные расходы в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются внереализационные расходы. Далее в учетной политике устанавливается метод отнесения прямых расходов по мере реализации продукции, работ, услуг на остатки незавершенного производства. Однако бюджетные учреждения, оказывающие образовательные услуги, вправе списывать в полном объеме сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, на уменьшение доходов без распределения на остатки незавершенного производства (не оказанных услуг) (п. 2 ст. 318 НК РФ). Установленный порядок распределения прямых расходов устанавливается в учетной политике и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Итак, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что состав показателей учетной политики для целей налогообложения зависит от вида осуществляемой коммерческой деятельности бюджетного учреждения. Заключение Следует согласиться с мнением специалистов журнала "Налоги и финансовое право" [10] в том, что, определяя перечень положений учетной политики для целей налогообложения, выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством РФ по налогам, а также фиксируются особенности налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией. Из этого следует, что в перечень установленных методов (способов) учетной политики для целей исчисления налога на прибыль государственного образовательного учреждения включаются вопросы организации налогового учета, методы оценки объектов налогового учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет различных источников финансирования и др. В разделе "Общие положения": 1) определить метод начислений доходов и расходов (ст. ст. 271, 272, 273 НК РФ) (метод начислений, кассовый метод); 2) определить информационную базу для исчисления налоговой базы (ст. 313 НК РФ) (только в бухгалтерском учете, одновременно в бухгалтерском и налоговом учете, только в налоговом учете). В разделе "Раздельный учет доходов и расходов": 1) установить для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль ведение раздельного учета доходов и расходов по видам уставной деятельности и хозяйственным операциям (ст. ст. 315 и 316 НК РФ); 2) установить порядок раздельного учета целевых благотворительных поступлений, пожертвований и их использование (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ); 3) установить метод распределения расходов, относящихся к нескольким источникам финансирования (ст. 321.1 НК РФ) (бюджетное финансирование и доходы от коммерческой деятельности); 4) установить порядок включения в налоговую базу расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств (коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств при условии, что эксплуатация этих средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности) (ст. 321.1); 5) установить порядок включения в налоговую базу расходов на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельностью и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов (пп. 2 п. 4 ст. 321.1); 6) установить, методику налогового учета доходов и расходов, относящихся к нескольким (налоговым) периодам (п. 2 ст. 271 НК РФ). В разделе "Операции с амортизируемым имуществом": 1) установить линейный метод амортизации по объектам амортизируемого имущества (ст. 259 НК РФ); 2) установить порядок распределения объектов амортизируемого имущества по амортизационным группам (ст. 258 НК РФ); 3) установить перечень объектов амортизируемого имущества, по которым амортизация не начисляется (ст. 256 НК РФ) (приобретенных (созданных) с использованием бюджетных средств целевого финансирования; переведенных на консервацию, реконструкцию и модернизацию; переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование); С уточнением перечней (ежемесячно, ежеквартально); 4) установить порядок определения нормы амортизации по приобретенным объектам амортизируемого имущества, бывшим в употреблении (п. 12 ст. 259 НК РФ); 5) установить порядок определения нормы амортизации по объектам амортизируемого имущества, полученном в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц (п. 14 ст. 259 НК РФ); 6) указать (включать, не включать) в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов от первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за счет доходов от коммерческой деятельности (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Раздел "Формирование расходов, учитываемых при налогообложении": 1. установить перечень прямых расходов по осуществляемым видам деятельности (оказанию образовательных услуг) (п. 2 ст. 318 НК РФ); 2. установить метод оценки при определении размера материальных расходов, используемых при оказании услуг, выполнении работ по уставным видам деятельности (п. 8 ст. 254 НК РФ); 3. установить порядок признания расходов на НИОКР, осуществляемых в рамках коммерческой деятельности (п. 3 ст. 262 НК РФ); 4. установить размер (утвердить смету) представительских расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ); 5. установить размер (утвердить смету) расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). Отметим, что представленный перечень элементов учетной политики охватывает только отличительные особенности бухгалтерского учета и налогообложения государственных образовательных учреждений. Содержание положения по учетной политике бюджетного учреждения должно закрепить в полном объеме необходимые способы и формы бюджетного и налогового учета организации. Последний абзац. Вот здорово, если ты обнаружил это уже читая работу на бумаге, а не на мониторе. Сделанная нами попытка раскрыть содержание учетной политики бюджетных учреждений, принципы формирования учетной политики государственных образовательных учреждений содержит лишь основы правового регулирования бухгалтерского и налогового учета бюджетных учреждений с учетом их отличительных особенностей от коммерческих организаций. Как видно из всего сказанного, система налогов и сборов, исчисляемых с доходов бюджетных учреждений, а также вся система учета этих организаций является сложной и требует упрощения. Таким образом, концепция реформирования бюджетного учета должна включать не только меры организационного характера бюджетного учета, но и элементы учетной политики для целей налогообложения. Сегодня вряд ли можно утверждать, что все в этой системе учета до конца проработано, а поэтому необходима разработка нормативно-методологической базы, направленной на корректировку действующих и разработку новых методологических рекомендаций, позволяющую устранить слабые места и нестыковки новой системы бюджетного учета. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ [1] Налоговый кодекс Российской федерации. Глава 25. Налог на прибыль организаций (по состоянию на 1 мая 2006 г.) // "Налоги и финансовое право". Приложение к N 5/2006. [2] Налоговый кодекс РФ, часть I (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Постатейный комментарий изменений. Комментарии под общей редакцией кандидата юридических наук Брызгалина А.В. // "Налоги и финансовое право" N 9/2006. [3] Федеральный закон "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". [4] Постановление Правительства от 17.09.1999 N 1046 (в ред. от 19.08.2004) "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием". [5] Постановление Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335 (в ред. от 26.07.2006) "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации". [6] Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (в ред. от 23.12.2004) "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (с изм. от 23.12.2004). [7] Приказ Минфина России от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" (с изм. от 10.07.2000, 09.06.2001, утратил действие). [8] Приказ Минфина России от 26.08.2004 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". [9] Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". [10] Сборник Положений по бухгалтерскому учету // "Налоги и финансовое право". Приложение к N 6/2006. [11] Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2006 г. // "Налоги и финансовое право". Приложение N 2/2006. [12] Мокрецова Г.В. "Учетная политика в части бухгалтерского (финансового) учета и в целях налогообложения" // Советник бухгалтера в сфере образования и науки" N 6(30) 2005. [13] Черемицкий Л.К. Особенности формирования налогооблагаемой базы прибыли бюджетных организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 6, март 2005 г. [14] А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н.Головкин "Налоги и финансовое право", 2006, Приложение к N 12 от 14.12.2006 |
|