|
Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе
Формирование
коммерческой инфраструктуры в России является одной из основ воссоздания
института торговых посредников. Поэтому исследовательские подходы, применяемые
для изучения становления в России рыночной инфраструктуры, применимы и для
изучения посредничества. Перейдем к анализу понятийного аппарата, используемого
для отражения в теории явлений торгового посредничества.
Для
экономической науки посредничество — это операция, заполняющая промежуток между
созданием продукции и доведением ее до потребителя.
Отсюда посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в воспроизводственном процессе, который в условиях рыночных отношений опосредуется
договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества, наряду с
маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые
формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую
нормативно-правовую базу. Большинство экономистов к собственно посреднической
деятельности относят деятельность по содействию в заключении контрактов между
поставляющей и потребляющей сторонами рынка
товаров и услуг.
Торговое
посредничество в экономическом смысле — более узкое
понятие, чем посредничество в целом. Оно включает, прежде всего, круг услуг, опосредуемых, как правило, договорами купли-продажи,
поручения или комиссии. Торговое посредничество возникает вместе с развитием рыночной экономики в средневековой Европе,
имеет главный выигрыш в торговле на дальние расстояния, и с самого
возникновения становится ареной оживленных спекуляций.[4]
Торговое
посредничество как категория международной торговли в экономических трудах,
выходящих на Западе, включает услуги по поиску заграничного агента, подготовки
и совершению сделки, кредитование сторон и предоставлению гарантий оплаты
товара покупателям, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и
страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей,
проведению рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные
рынки, осуществлению технического обслуживания и проведению других операций.
Разновидностью
торгово-посреднических операций в мировой практике принято считать такие виды
деятельности, как торговая деятельность, заготовительная,
снабженческо-сбытовая. В общем смысле под торгово-посредническими операциями
во внешнеэкономической сфере понимаются операции, связанные с куплей-продажей
товаров и выполняемые по поручению производителя-экспортера или
потребителя-импортера независимым от него торговым посредником на основе
заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения. Важно
отметить, что фирмы, осуществляющие торгово-посреднические операции, являются
независимыми, что дает им право осуществлять любые операции с товаром на свое
усмотрение. В этом плане они очень близки к оптовым торговцам или оптовикам
во внутренней торговле.
Указание на
независимость посредника является весьма существенным, поскольку к торговым
посредникам относятся лишь фирмы, в юридическом и хозяйственном отношении не
зависимые от производителя и потребителя товаров[5].
Поэтому к этой категории фирм в мировой практике не принято приравнивать
сбытовые, экспортные и другие дочерние фирмы и филиалы промышленных компаний.
В современной
юридической литературе посредники (англ. middleman, mediator) определяются
как организации или граждане-предприниматели, оказывающие услуги другим
организациям или гражданам в совершении сделок.[6]
К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры,
оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты.[7] Традиция отнесения
в российской юриспруденции к посредническим фирмам только тех фирм и организаций,
которые существуют за счет содействия продавцам и покупателям в заключении
контрактов и исполнении их на основе посреднических операций, на наш взгляд,
значительно суживает понятие торгового посредничества, используемое в международной торговле. Поэтому для целей нашей работы мы будем пользоваться понятием
торгового посредничества в широком смысле слова,[8]
без привязки к ситуации, сложившейся в
отечественной юридической науке, и действующему законодательству.
В рыночной
экономике торгово-посреднические фирмы имеют весьма обширную сферу деятельности, изъятие
которой разрывает рыночные отношения и препятствует
свободному движению товаров. Торговое посредничество поэтому очень важная и
неотъемлемая часть рыночной экономики. Достаточно сказать, что, по подсчетам
зарубежных ученых, от половины до двух третей международного товарного обмена осуществляется при содействии
посреднических фирм. В России, по некоторым данным, в настоящее время более
половины экспортно-импортных операций совершается при содействии торговых
посредников. Причем, среди негосударственных посредников особое место занимают
лица, делающие свой бизнес на коммерческом туризме, или "челноки",
деятельность которых статистика бывшего Министерства внешнеэкономических связей
и торговли РФ /МВЭС/ относила к сфере "неорганизованной торговли”.[9]
В мировой торговле
наблюдается отчетливая тенденция возрастания роли торгово-посреднической
деятельности.[10]
Происходит укрупнение и объединение торгово-посреднических фирм, создание
крупных монополий и транснациональных корпораций /ТНК/
с их участием. Торговые монополии через мелкие и средние фирмы экспортеров и
производителей в развивающихся странах осуществляют скупку сырья (характерно и
в отношении России), которое сами перерабатывают и реализуют через собственные
магазины.
Таким образом,
уточнение сущности посреднических операций в рамках коммерческой инфраструктуры
рыночной экономики позволяет отобрать во всем
многообразии экономических понятий те из них,
которые наиболее полно на сегодняшний момент
отражают явление посредничества. Так, под коммерческим посредничеством мы
будем понимать содействие в совершении торговой сделки между продавцом и
покупателем заопределенное вознаграждение, под
торговым посредничеством ¾ занятие в виде промысла
посредничеством между сторонами, желающими заключить сделку. Если продавец находится
на внешнем рынке, а покупатель на внутреннем, или наоборот, то посредничество
приобретает вид внешнеэкономической деятельности, т. е. становится внешнеэкономическим посредничеством. Торговыми посредниками
могут выступать как физические лица (маклеры, брокеры), так и торговые
предприятия (фирмы), покупающие и перепродающие товары, организаторы
товародвижения.
При этом
посредничество, связанное с другими элементами коммерческой инфраструктуры
(биржевое, фондовое, финансовое и т. п.), не входит в круг вопросов,
рассматриваемых в данной диссертации. В центре
нашего дальнейшего исследования ¾ посредничество фирм, организаций и
физических лиц во внешнеторговой сфере.
Отметим, что
посредническая деятельность внешнеторговых фирм, организаций и отдельных лиц
не является чем-то новым для нашей страны. В эпоху Российской империи
посредничество во внешнеэкономических отношениях осуществлялось по сути дела в
тех же формах, что и в других странах с развитой рыночной экономикой.
Отсутствие посредничества в эпоху планово-директивной экономики, когда
общепринятые формы посредничества были свернуты, отрицательно сказалось на
понимании экономической сути этого явления. Поэтому можно было бы ожидать
длительного периода восстановления посредничества в эпоху рыночных реформ в
России в конце 80-х ¾ начале 90-х годов. Тем более удивительно, что восстановление различных
форм посредничества шло с опережением законодательной базы, что привело к
значительной криминализации всей этой области,
сопровождалось стремительным ростом числа участников посреднических сделок,
различного рода торгово-посреднических фирм и к началу 1998 года успело, на наш
взгляд, пройти по крайней мере три различных периода (этапа), каждый из которых
вносил что-то новое в развитие внешнеэкономического
посредничества. Проследим эти периоды в российской экономической жизни, понимая, естественно, всю условность выделения
четких временных рамок каждого из них.
Первый период, по
нашему мнению, связан с ликвидацией государственной монополии на внешнюю
торговлю в 1986 ¾ 1989 гг. еще в рамках командно-административной экономики
СССР. Он связан с расширением прав отраслевых министерств и ведомств,
предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок,
установлению прямых связей и осуществлению производственной
и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами. Впервые была
поставлена под сомнение эффективность использования
внешнеторговых объединений Минвнешторга
СССР как единственно возможных государственных посредников для обслуживания предприятий-экспортеров.
Расширение числа участников внешнеэкономических связей за счет создания в этот период
совместных предприятий (СП), международных объединений и организаций (МО),
ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными
странами (АВС) позволило
поставить торговое посредничество в число экономических вопросов, требующих принципиально новых подходов.
Начиная с Постановления ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и кончая Постановлением СМ СССР от 16 мая
1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности
советских организаций за рубежом"
по сути дела была создана нормативно-правовая
основа перемещения полномочий
и прав в области внешнеэкономической
деятельности от центральных органов на
места, от министерств и ведомств ¾ к предприятиям, как государственным, так и кооперативным. Решающее значение в активизации этого процесса сыграло Постановление СМ СССР
от 2 декабря 1988 г. №
1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности
государственных, кооперативных и иных общественных
предприятий, объединений, организаций". Оно
предоставило право всем организациям и предприятиям с 1 апреля 1989
г. самостоятельно
выходить на внешний рынок и вести на нем оперативно-коммерческую деятельность.
С созданием суверенного
государства в Российской Федерации были осуществлены
мероприятия, позволившие существенно демократизировать внешнеэкономическую деятельность в стране путем расширения самостоятельности в этой области предприятий
и организаций всех форм собственности. Стал расти и совершенствоваться институт торговых посредников, чья
внешнеэкономическая деятельность
приняла самые разнообразные формы. Большую роль в этом процессе сыграли Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности
на территории РСФСР", положения Конституции РФ,
принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993
г.
Именно
во время второго периода совершенствования института торговых посредников (1990 ¾ 1993гг.) многие вновь создаваемые
предприятия принимают посредническую деятельность как одну из основных целевых задач в уставной деятельности. Это позволило резко расширить круг торговых посредников во
внешнеэкономической деятельности. Для мелких и средних предприятий, стремящихся выйти на внешний рынок, стало возможным пользоваться
услугами не только
специализированных внешнеэкономических объединений и внешнеэкономических холдингов, созданных на
базе реорганизованных правительственных структур МВТ СССР, но и услугами
областных, республиканских
и других региональных
внешнеторговых объединений.
Упростилась сама
процедура предоставления услуг
внешнеторговыми посредниками. Так, Указом Президента № 213 была
отменена специальная регистрация
предприятий и организаций
в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в
том числе и для осуществления
посреднической деятельности,
которая была обязательна в предыдущие три
года. Российские предприятия
независимо от форм собственности получили право осуществлять
ВЭД с момента их создания,
т. е. с даты регистрации их в местных органах исполнительной власти. Определенные шаги, облегчившие становление института торговых посредников,
были сделаны в этот
период в области валютного
и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности по снятию ограничений на бартер, сокращению перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров (работ и услуг), изменению порядка налогообложения и др.
В результате всех этих мероприятий увеличилось число фирм и
организаций, обслуживающих
предприятия-экспортеры как торговые посредники. Этот процесс напрямую связан со значительным
ростом участников ВЭД в России. Так, если на
начало 1989 года право выхода на внешний рынок имели
55 министерств, 150 производственных объединений и 8
многоотраслевых научно-технических
комплексов (МНТК), то уже к концу 1991 года число участников внешнеэкономической
деятельности достигло 28 тысяч.
Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило и подход к регулированию
внешнеэкономической деятельности
предприятий и организаций, в том числе и посредников. Это
проявилось в следующем.
Во-первых, была произведена
отмена административных ограничений выхода на внешний рынок, исключая случаи
прямой угрозы национальной безопасности. Во-вторых, начались потенциальное сокращение числа квотируемых и лицензируемых
экспортных товаров и переход к тарифным методам регулирования
экспорта. Одновременно с этим был введен механизм
конкурсной продажи экспортных квот, а также
сделан переход к оплате экспортной пошлины в
иностранной валюте, уплачиваемой после платежа поставки иностранным
контрагентом. В-третьих, были
приняты также меры, как упорядочение экспорта
стратегически важных сырьевых
товаров, установление таможенных границ, создание инструментов сертификации и контроля за качеством импортной
продукции, разработка информационной системы обслуживания ВЭД. И, наконец, самым значительным шагом в этот период
следует признать принятие Таможенного
кодекса Российской Федерации (1993 г.).
Распад в 1991
году общесоюзной системы централизованного планирования экспорта и импорта и
последовавший за ним кризис внешнеэкономической деятельности (расстроились
хозяйственные связи, резко сократилось производство) заставили предприятия
искать новые варианты увеличения сбыта своей продукции на внешних рынках. В
этих условиях посредники явились важным фактором, который стимулировал развитие
внешнеэкономических связей в условиях кризиса сбыта. Однако регулирование их
деятельности все больше выпадало из поля зрения государства.
Развитие
посреднической деятельности на втором этапе шло по трем основным направлениям.
Во-первых, крупные промышленные предприятия, которые ранее пользовались посредническими
услугами внешнеторговых фирм своих министерств, стали совершенствовать
собственный внешнеторговый аппарат ¾ службы и специализированные органы,
которые выполняют организационные, кредитно-расчетные, транспортные,
рекламные, аналитические и другие внешнеторговые функции. Этот аппарат в
зависимости от экономических обстоятельств мог быть создан в качестве
внутрифирменного подразделения или как относительно самостоятельная
внешнеторговая фирма. Нередко в последнем случае внешнеторговая фирма получала
статус юридического лица с собственным балансом и начинала обслуживать не
только учредившее предприятие, но и другие фирмы, т. е. фактически превращалась
во внешнеторгового посредника. Предприятие-учредитель строит свои отношения с
такой внешнеторговой фирмой на основе договоров поручения или комиссии.
Во-вторых, многие мелкие и средние предприятия, не имея возможности создавать свой собственный внешнеторговый аппарат, объединяли усилия и создавали единую
внешнеторговую фирму. В начале 90-х годов широкое распространение получил такой вид
внешнеторговых посредников, как ассоциации делового сотрудничества (АДС). Эти ассоциации организованы как по страновому принципу
(т. е. осуществляют деловые связи с определенными зарубежными партнерами), так и
по региональному (т. е. обслуживают предприятия определенного
региона). Значительная часть областных и республиканских ассоциаций делового
сотрудничества создана по образцу акционерных обществ закрытого
типа. Все эти региональные объединения ведут
внешнеторговые сделки
своих акционеров, а также других заказчиков чаще всего на основе договоров
поручения и комиссии.
И, наконец, в-третьих, часть
внешнеторговых посредников
возникла из тех предпринимательских структур, которые
при образовании посредническую деятельность
рассматривали в уставе как
один из видов деятельности, но после нескольких удачных внешнеторговых операций и завоевания своей экономической ниши сделали посредничество
основной целью. Они стали
называться торговыми
домами, хотя такой организационной формы не предусмотрено
в Гражданском кодексе.
Таковы, на наш взгляд, три основных источника пополнения внешнеторговых посредников в период,
последовавший за образованием самостоятельного Российского
государства.
|