Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе
Запрет
предпринимательства в 1918 году изъял из российской жизни такой важный элемент
экономического развития, как торговое посредничество. В политэкономии
социализма с ее отрицанием торгово-денежных отношений институту торгового
посредничества места не нашлось. Более того, под именем"спекуляции"
оно стало рассматриваться как уголовнонаказуемое преступление, как преступный
промысел.[15]
Что же касается
торгового посредничества на внешнем рынке, то в советских внешнеторговых
организациях в прошлом сохранялось устойчивое мнение о нецелесообразности
привлечения иностранных посредников, поскольку выплата им вознаграждения
снижает, мол, эффективность импорта. Свою же деятельность внешнеторговые
организации, как посредническую, не оценивали, считая главной своей задачей
выполнение директивных установок и планов, сверстанных Госпланом СССР.
Торговое
посредничество во внешнеэкономической сфере при социализме было невозможно для
частных лиц и отдельных предприятий в силу монополии государства на внешнюю
торговлю. Существовали только государственные торговые посредники в виде
специальных структур Министерства внешней торговли СССР. Коммерческое
посредничество частных лиц в этой сфере квалифицировалось как контрабанда.
Ясно, что
допущение в экономику коммерческого посредничества подрывало бы порядок
распределения ресурсов, который был установлен планирующими органами, а
значит, и сами основы социалистического способа производства. Поэтому
Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года однозначно относил все виды коммерческого
посредничества к числу преступлений. Разъясняя эту позицию законодателя, Пленум
Верховного суда СССР в своем постановлении по конкретному уголовному
делусформулировал положение о том, что коммерческое посредничество
характеризует деятельность, выражающуюся в выполнении виновным незаконных посреднических,
в том числе, торговых операций (приобретение фондируемых
или планируемых товарных ценностей, реализация продукции, принадлежащей
колхозам, совхозам и другим организациям, приобретение дефицитных товаров,
строительных материалов и т. п.)[16].
При этом главная
вина лиц, осуществляющих коммерческое посредничество, заключалась в том, что
они пытались добиться направления товаров "не в нужном в данный момент
для государства направлении, а в те организации, предприятия, колхозы,
совхозы или тем гражданам, которые оплачивают деятельность посредника”[17](подчеркнуто
мною. - В.Н.).
В середине 80-х
годов в связи с широкой дискуссией в экономической литературе о роли так
называемых "толкачей", служивших посредниками в отношениях между
хозяйственными предприятиями, впервые был поставлен вопрос о необходимости
развития легальных форм торгово-посреднической деятельности.[18] К концу 80-х годов в
экономической и юридической литературе уже сформировалась довольно устойчивая
точка зрения о том, что развитие легального торгового посредничества сделает
"реальным постановку вопроса о декриминализации состава коммерческого
посредничества''.[19]
Речь шла о том,
что при социалистическом способе производства требовалась полная компетентность
централизованного руководства во всех деталях повседневной хозяйственной жизни,
так как нормативная модель, лежавшая в основе строгих должностных предписаний,
не предусматривала резервных и аварийных механизмов для ликвидации
производственных срывов, не предписывала иных способов поведения в критических
ситуациях, кроме обращения к той структуре, которая к этим срывам привела. А
поскольку обеспечить такую компетентность для сотен тысяч предприятий и
организаций было невозможно, то должен был сам собой наладиться какой-то
скрытый механизм преодоления хозяйственных неполадок. Скрытый затем, чтобы не
опорочить чистоту системы плановой экономики. И такой механизм в виде скрытого
теневого хозяйственного взаимодействия (бартера, обмена и т. п.) появился еще в
тридцатые годы. Огромная активность всех социальных групп, участвующих в
производстве ¾ руководителей предприятий и подразделений, специалистов,
рабочих и колхозников, ¾ была направлена на то, чтобы как-то
компенсировать дефекты хозяйственного механизма и все-таки решать свои задачи.
Рабочие обменивали спирт на запчасти, специалисты использовали личные связи, чтобы
достать нужное оборудование, корма ¾ все, что в дефиците. А поскольку в
разряд дефицита при плановой экономике периодически попадают все группы
товаров и услуг, то скрытые обменные операции приобретают громадные масштабы.
И именно благодаря им хозяйственный механизм со скрипом, но продолжал
функционировать.[20]
Таким образом,
скрытое хозяйственное взаимодействие, обмен дефицитными товарами как способ
аварийной ликвидации производственных срывов, запланированных плановой
системой хозяйствования, изначально были связаны с легальной, открытой
экономикой и существовали как реакция на недостатки последней. Уголовное преследование
скрытого посредничества при таком обмене сути проблемы не разрешало. Поэтому,
как только экономистам было позволено непредвзято оценить систему плановой экономики, сразу был поставлен
вопрос о развитии легального торгового посредничества для целей улучшения
обмена товарами и услугами между хозяйствующими субъектами. Предполагалось,
что этим путем удастся "вытащить" теневые обменные операции на
легальное поле рыночного взаимодействия товаропроизводителей.
Выдвигаемый
противниками торгового посредничества аргумент о дешевизне прямых связей между
производителем и потребителем в системе планово-директивной экономики не
учитывает затраты общества на добывание или перемещение дефицитных товаров и
услуг. Мы не стали бы ставить знак равенства между скрытым хозяйственным
взаимодействием при помощи "толкачей" и в обход снабженческих органов
с собственно торговым посредничеством, но признать первое некой
"извращенной" формой второго, на наш взгляд, вполне допустимо.
Развитие
действительных рыночных отношений в России, а не их имитация, создание
полноценной коммерческой инфраструктуры национальной экономики объективно
нуждаются в восстановлении такого звена, как институт торгового посредничества.
А поэтому возрождение коммерческой инфраструктуры национальной экономики
является основой для становления института торговых посредников. Другой основой
для этого процесса послужила либерализация внешнеэкономической деятельности
государства.
Для более
объективной и полной оценки сети торгово-посреднических организаций и фирм,
складывающейся в каждом конкретном регионе Российской Федерации, целесообразно
определить наиболее типичные группы внешнеторговых посредников.
При этом
необходимо уточнить взаимосвязь и различие двух понятий, которые нередко в
экономической литературе используются как идентичные, как синонимы. Это понятия
"внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономическая
деятельность". Различение понятий "внешнеэкономическая
деятельность" и "внешнеэкономические связи" проводится по
уровню связей: первый осуществляется на уровне “предприятие — предприятие”,
второй — на уровне “государство — государство”. Внешнеэкономическая деятельность
осуществляется, прежде всего, на уровне производственных структур (фирм,
организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе
иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в
то время как внешнеэкономические связи обслуживают прежде всего нужды
государства, осуществляются на правительственном уровне, планирование объемов
ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются
"сверху" и обеспечиваются централизованно материальными и валютными
ресурсами.
Пока в условиях
командно-административной экономики существовала монополия государства на
внешнюю торговлю, в России отсутствовал уровень “предприятие — предприятие” в
этой сфере. Сам термин "внешнеэкономическая деятельность” (ВЭД) появляется
в нашей экономической науке на рубеже 1986/87 годов в связи с переходом на
новую систему управления в народном хозяйстве СССР, при помощи которой
горбачевская "перестройка" пыталась предотвратить нарастающий
экономический кризис. Возрождение предпринимательства в ходе последующих
рыночных реформ позволило придать понятию “внешнеэкономическая деятельность”
новый существенный оттенок. Под ВЭД стала пониматься предпринимательская
деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена
товарами, услугами, перемещения через таможенные границы государства
материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Отметим также,
что термин "внешнеторговое посредничество" применительно к российской
экономике стал широко распространяться лишь с конца 1991 года, после начала
либерализации внешнеторговой политики.
Для того чтобы
упорядочить систему новых терминов, возникших и вошедших в употребление в
отечественной экономической литературе на рубеже 80 — 90-х годов, удобно
представить масштабы и содержание понятия ВЭД через структуру различных ее
видов, показав и связь этого понятия с “торговым посредничеством” (рис. 2).
Для обслуживания
внешнеэкономических связей государства в целом и отдельных регионов чаще всего
привлекаются “государственные” торговые посредники — внешнеторговые объединения
бывшего МВЭС и отраслевые внешнеэкономические организации (ВЭО). Они составляют
первую группу внешнеэкономических посредников. Для них характерно
следующее.
Это
специализированные внешнеэкономические организации МВЭС, которые обслуживают
внешнеэкономические связи государственного уровня, обеспечивая коммерческие и
иные операции на внешнем рынке на условиях межправительственных соглашений, в
том числе экспорт через зарубежные фирмы по лицензиям МВЭС, специальный
(критический) импорт по отдельным решениям правительства. Кроме того, они
осуществляют экспортно-импортные операции в интересах объединений и организаций
промышленного комплекса на условиях договора комиссии или поручения,
оказывают посреднические, консультативные и прочие услуги, связанные с ВЭД.
Методы
ВТ Методы
ВТ
Рис.
2. Структура и взаимосвязи внешнеэкономической деятельности
Специализированные
внешнеэкономические объединения (ВЭО) при отраслевых министерствах содействуют
развитию ВЭД предприятий и объединений своей отрасли, изысканию новых форм
сотрудничества с иностранными партнерами на базе прямых связей, совместного
предпринимательства и других.
Предметом
деятельности ВЭО являются: операции по экспорту продукции, производимой
предприятиями отрасли, и импортные закупки в пределах их валютных средств;
мероприятия по организации техобслуживания оборудования, поставляемого на
экспорт, проведению специализированных выставок, международных встреч и симпозиумов
с представителями родственных фирм в своей стране и за границей;
информационно-рекламные работы с целью расширения экспортно-импортных
поставок, издание рекламной продукции; обеспечение внешнеторговых перевозок и
хранения грузов.
Вторую группу посредников, наиболее широко
представленную в регионах, составляют смешанные общества и торговые дома.
Смешанные общества (СО) создаются производителями за границей с
участием, как правило, средств крупных российских экспортеров-производителей и
иностранных партнеров. Основной функцией СО считается торгово-сбытовая, включая
торговлю научно-техническими знаниями. Помимо этого, они занимаются
предпродажной деятельностью (доработкой и техобслуживанием экспортной
машинно-технической продукции); производственной, связанной, к примеру, с
добычей и переработкой сырья; предоставлением услуг ¾ банковских,
транспортно-экспедиционных, инжиниринговых (сборка узлов, наладка и гарантийное
обслуживание механизмов).
Выбор
организационно-правовых форм СО определяется Гражданским кодексом России,
однако, как зарубежные фирмы они создаются и функционируют в соответствии с
законодательством страны местонахождения.
Посреднические
услуги в проведении внешнеторговых операций предприятиям-экспортерам оказывают
и торговые дома ¾ специфический элемент коммерческой инфраструктуры
национальной экономики. В современной экономической литературе под торговым
домом понимается "оптовое звено, выполняющее маркетинговые (изучение
спроса и прогнозирование цен), консигнаторские (хранение товаров на складах),
логистические (выбор наиболее рационального способа и пути транспортировки,
страхование грузов) и посреднические (между производителем и розничной
продажей) функции”.[21]
Понятие
"торговый дом" в российском гражданском и хозяйственном праве до сих
пор не закреплено той или иной статьей закона и под этим названием в экономике
работают тысячи торгово-посреднических фирм самых различных
организационно-правовых форм: торговые кооперативы, малые и средние
предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типа, товарищества,
общества с ограниченной ответственностью. Многие крупные финансово-промышленные
группы (ФПГ) для работы на внешнем рынке также создали посреднические фирмы,
именуемые "торговыми домами".
Если в России
понятие "торговый дом" ассоциируется, прежде всего, с коммерческой
инфраструктурой, то в международной практике оно имеет более широкий смысл,
охватывая производственную и научно-техническую инфраструктуры.
Третью, особую, хотя и
малочисленную, группу торговых посредников составляют филиалы и представительства
иностранных юридических лиц, которые согласно Закону "Об иностранных
инвестициях в РСФСР" могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность с
российскими юридическими и физическими лицами. Для этого в настоящее время они
должны получить аккредитацию в Министерстве промышленности и торговли РФ или в
Торгово-промышленной палате.
Наблюдения
показывают, что соотношение выявленных выше трех групп внешнеэкономических
посредников различно по всем 89 субъектам РФ, хотя официальная государственная
статистика не проводит такого учета.
Наряду с этими
группами внешнеэкономических посредников, которые занимаются посредничеством
постоянно, так как это является для них основным видом предпринимательства, в
разряд посредников периодически (или иногда) попадают те физические и
юридические лица, которые совершают в своей деятельности наряду с другими три
следующие операции, регламентируемые частью II Гражданского Кодекса РФ,
введенной в действие с марта 1996 года. Это операции поручения, комиссии,
агентства. Дело в том, что в законодательстве многих стран с развитой
рыночной экономикой юридический статус этих операций считается
посредничеством.
То есть, по сути
дела, к большой группе внешнеэкономических посредников, действующих, к примеру,
как торговые дома на основе договоров купли-продажи (статья 454 главы 30 ГК
РФ), добавляются еще три вида посредников, которые могут проводить
экспортно-импортные операции для клиентов на основе договоров комиссии,
поручения и агентства.
Сравнительный
анализ экономических взаимоотношений между посредниками и представленными ими
сторонами в зависимости от рассмотренных выше типов договоров дан нами в
приложениях 1 и 2.
Статус еще одного
вида торговых посредников — биржевых брокеров, не нашедший отражения в новом
ГК РФ, определяется досихпор Положением о брокерских конторах и
брокерах, где указано, что отношения брокера с клиентом строятся на основе
договора на брокерское обслуживание, который носит долговременный характер. Одновременно
брокерская контора должна иметь договор с биржей на ведение брокерской
деятельности. Порядок взаимоотношений биржи с брокерскими конторами
определяется уставом биржи.
В отличие от
брокеров — простых агентов-посредников на бирже могут действовать и дилеры. Они
закупают продукцию оптом и торгуют ею в розницу или мелкими партиями. Обычно
это агенты фирм — производителей продукции, выступающие в роли участников ее
дилерской сети. Дилерство в России также не отражено в ГК РФ.
В зарубежной
практике широко используются дистрибьюторские услуги, которые считаются
посредническими и используются во внешней торговле. В отличие от других
посредников дистрибьюторы сами заключают контракты с продавцами и покупателями
и решают широкий круг задач, связанных с внешнеторговыми операциями: сами
назначают цены, несут риски, вызванные порчей или утерей товара, и т. п. Они
создают сбытовую сеть, содержат склады, осуществляют услуги по установке и
наладке оборудования, обучению покупателей.
В целом мы видим,
что пока в России законодатель не пошел на создание четкой
и полной нормативно-правовой базы для посредничества при проведении
экспортно-импортных операций. До сих пор российское законодательство напрямую
не регламентирует торгово-посредническую деятельность
вообще и в сфере ВЭД в частности.
Как уже
отмечалось выше, в настоящее время в Российской Федерации не существует, в
отличие от других стран, ни соответствующего закона, закрепляющего специальные
нормы, касающиеся института торгового посредничества, ни отдельных положений
по этому вопросу, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ).
Проведенный нами
контент-анализ основных нормативных документов, касающихся торгового
посредничества во внешнеэкономической деятельности (и предпринимательской
вообще, поскольку торговое посредничество — вид предпринимательства),
показывает, что, несмотря на косвенное признание правомочности конкретных
посреднических операций, прямой и четкой формулировки понятия торгового
посредничества в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний момент нет.
Если же исходить
из принципа, изложенного в инструкциях налоговой инспекцииРФ,
определяющих в качестве посреднических те фирмы,
которые оформляют свою деятельность названными выше договорами поручения,
комиссии, агентирования, закрепленными в Гражданском кодексе, то практически
ни одну из действующих на сегодняшний день в РФ торгово-посреднических фирм
нельзя назвать таковой!
Особенно
непонятным в таком случае становится положение существующих в России
"торговых домов", специфика деятельности которых основана именно на
том, что большинство своих операций они оформляют договорами купли-продажи,
чтобы иметь возможность распоряжаться товаром по своему усмотрению и быстрее
реагировать на сложившуюся ситуацию.
Не проясняет
причины образовавшегося правового вакуума вокруг торгового посредничества и
специальный анализ порядка построения взаимоотношений между посредником и
стороной, которую он представляет. Если взять типичные операции, совершаемые
посредниками - операции по перепродаже товаров и услуг, комиссионные операции,
агентские и брокерские операции, то при всей вариативности взаимоотношений
между продавцом или покупателем и торговым посредником ни одна из этих сторон
не наделяется специальным правовым статусом, что можно было бы в дальнейшем
интерпретировать как существо посредничества.
Действительно,
например, операции по перепродаже осуществляются торговым посредником от
своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посредник сам
выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и
становится собственником товара после его оплаты. В настоящее время операции по
перепродаже становятся основными в мировой практике.
При комиссионных
операциях комиссионер не покупает товаров комитента, а лишь совершает сделки по купле-продаже товаров за счет
комитента. Это означает, что комитент остается собственником товара до его
передачи в распоряжение конечного покупателя. Вместе с тем, следует заметить,
что продажа товаров через комиссионеров в международной торговле нередко
связана с передачей товара комитента во владение комиссионера, который при этом
не становится их собственником.
Разновидностью
комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении
одной стороной, именуемой консигнантом, другой стороне, именуемой консигнатором,
продажи товаров со склада комиссионера от своего имени, но за счет консигнатора.
При этом обычно хранение товара на складе посредника и его предпродажная
подготовка осуществляются за счет продавца. Обычные условия консигнации —
хранение товара на складе посредника 1 — 1,5 года. Если в этот период товар не
будет продан, он возвращается собственнику за его счет.
При агентских
операциях одна сторона (принципал) поручает посреднику (торговому или
коммерческому агенту) совершить фактические и юридические действия, связанные
с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени
принципала. Независимость посредника (агента) в этом случае выражается в том,
что хотя он и обязан действовать в пределах определенных соглашением полномочий,
но не подлежит прямому контролю и надзору со стороны принципала. Агент обычно
лишь способствует совершению сделки купли-продажи, но сам в ней в качестве
стороны контракта не участвует и не покупает за свой счет товары.
Брокерские
операции отличаются от всех других торгово-посреднических операций тем, что
брокер никогда не является стороной в договоре купли-продажи, а выступает
исключительно с целью сведения (установления контакта) сторон, которые берут на
себя обязательства по сделке, заключаемой при посредничестве брокера. В отличие
от агента, брокер не является представителем, не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует
на основании отдельных поручений. В ряде стран гражданское и торговое право не
регламентирует деятельность брокеров (и в России в том числе), поэтому за свои
услуги брокер получает вознаграждение, устанавливаемое торговым обычаем.
Хотя все
перечисленные выше операции различаются порядком построения взаимоотношений
между посредником и стороной, которую он представляет, гражданское право пока
не фиксирует того коренного признака, которое выделяло бы собственно
посредничество как экономическую категорию. Поэтому, на наш взгляд,
рассмотренные выше статьи 971, 990 и 1005 Гражданскогокодекса РФ при
всей своей новизне и необходимости для становления коммерческой инфраструктуры
общества пока не могут создать единого правового поля для торговых посредников
как на внутреннем рынке, так и во внешнеэкономической сфере. Существующий
правовой вакуум, правовые "бреши" в законодательстве позволяют
торговому посредничеству оставаться в сфере теневой экономики, или попросту
"спекуляцией" в советском смысле этого слова, что, естественно, не
способствует укоренению правильных представлений о сути посредничества в экономическом
сознании постперестроечного общества, реанимируя традиции неприятия
коммерциализации посредничества.
Внешняя торговля
через посредников в России активно развивается, так как специализация проникает
все глубже и глубже в коммерцию, в коммерческую инфраструктуру, а сама внешняя
торговля становится все сложнее, все обостреннее конкуренция российских и
иностранных товаров. Представление о специализации посредников даёт приложение 3.
С точки зрения
регионального менеджмента очень важно, рассматривая аргументы “за” и “против”
развития института торгового посредничества в ВЭД, не питать иллюзий
относительно их экономического поведения на данном этапе кризисного развития
общества. Одномоментное открытие экономики внешнему миру, "ваучерная
приватизация” и другие либеральные “приемчики” создали дестимулирующий
экономический механизм хозяйствования, который создает нездоровые отношения
между всеми участниками хозяйственной жизни. Поэтому основные преимущества
привлечения торгово-посреднического звена при проведении внешнеторговых
операций, как и другие, возникающие в конкретных экономических ситуациях и
регионах, реализуются не автоматически, не сами собой, а лишь в определенных
условиях, при определенной политике государства.
Главное условие для их реализации — развитые рыночные
отношения, производственная и коммерческая инфраструктуры национальной
экономики.
Поэтому
высказанная в нашей экономической литературе точка зрения о том, что в
переходной экономике, какой является экономика большинства стран СНГ, при
кризисных явлениях в производстве товаров и услуг полное открытие экономики
влечет за собой "гипертрофию" посредничества, имеет под собой
серьезные основания.
Полная
либерализация цен и внешней торговли в переходной экономике весьма
сомнительна.[22]
Но именно эту сомнительную стратегию выбрала Россия в 1991—1998 годах.
В программе
Правительства Российской Федерации "Реформы и
развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах" отмечалось, что
ослабление возможности государства регулировать хозяйственные процессы, криминализация их заметной части, особенно сильно
проявляется там, где отсутствуют
"укоренившиеся и общепризнанные правовые ограничения, отлаженные
инструменты поддержания законности и правопорядка".[23]
Изучение генезиса института торгового
посредничества в России конца 80-х — начала 90-х годов позволяет предположить,
что именно позиция государства, выраженная в односторонней политике либерализации
экономики и внешнеэкономической деятельности, в частности при отсутствии
укоренившихся правовых рамок посредничества, сыграла заметную роль в
ослаблении возможности государства регулировать процессы во внешнеэкономической
сфере, привела к криминализации торгового посредничества.
Поэтому только изменение позиции государства, выражающейся в новой внешнеэкономической
политике, поможет упрочить регулирующую роль государства при формировании
современной коммерческой инфраструктуры национальной экономики.
1.2.
Либерализация внешнеэкономической деятельности и ее влияние на развитие
торгового посредничества.
Рассмотрим
подробно противоречивое влияние политики либерализации внешнеэкономической
деятельности на формирование института торгового посредничества как объекта
регионального менеджмента.
Прошло почти семь
лет с начала объявленной в России радикальной экономической
реформы, а желаемой модернизации российского
общества, направленной на формирование
эффективной и конкурентоспособной экономики, пока
не достигнуто, как не достигнуто и органичное и выгодное включение нашей
страны в мировое хозяйство путем открытия экономики. Более того, масштабы и
длительность падения производства не знают аналогов в истории мирного времени.
Так, по данным
Госкомстата Российской Федерации, общий объем промышленного производства в
1997 году составил 49% от уровня уже кризисного 1990 года, в том числе: в химической
и нефтехимической промышленности — 42,8%,
машиностроении и металлообработке — 37,3%, лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — 34,4%,
промышленности стройматериалов — 31,7%, легкой
промышленности — 13,7%.[24] Кризисные явления
поразили не только производство, но и социальную сферу, усилились структурные
перекосы в экономике, обострились проблемы государственного долга. "При
годовых (в 1998 г.) вероятных доходах Федерального бюджета в объеме 367,5 млрд. рублей
государственный внутренний долг Российской Федерации,
по мнению председателя Комитета по безопасности Государственной Думы В. Илюхина, составляет 785,9 млрд. рублей, а внешний
долг — 140 млрд. долларов. Следствием этого станут полная зависимость
Российской Федерации от иностранного капитала и
окончательное разрушение экономики страны".[25] Как результат этого —
снижение уровня жизни населения по сравнению с дореформенным периодом.
Достаточно отметить, что сегодня Россия по уровню
жизни откатилась на 57-е место в мире.[26]
На причины
глубочайшего кризиса всех сфер экономической и социальной жизни страны, на
причины подрыва основ национальной экономической безопасности страны существуют
различные точки зрения,
их пытаются объяснить с различных политических позиций. Представители одной позиции считают, что
явления кризиса — это наследие прошлого, советской командно-административной
системы. Другие считают, что кризис — это плата за реформы и с ним хочешь - не хочешь надо смириться. Третьи утверждают,
что в России построена рыночная экономика и никакого кризиса уже вроде бы и
нет. Новая редакция правительственной программы развития экономики в 1997—2000
годах отражает преимущественно последнюю точку зрения. В ней поражают
безальтернативная заданность либерализации
экономики и отсутствие желания спрогнозировать и
осмыслить другие варианты реформы. Более того,
утверждается, что побеждена инфляция, достигнута стабилизация производства,
укрепилась платежная и финансовая дисциплина, созданы условия для активизации
деловой активности и структурной перестройки экономики, повышения на этой
основе уровня жизни народа.[27]
Как результат проделанной за первые шесть лет реформ работы, утверждается то,
что фундамент рыночной экономики, способной к дальнейшему развитию, построен. Аналогичный вывод - "в России
построена рыночная экономика" - делается и в последнем по времени послании Президента РФ Федеральному Собранию.[28] Авторы
правительственной программы убеждены, что "курс реформ, осуществлявшийся в предельно тяжелых условиях, оправдал себя и
теперь будет приносить плоды. Начинается II этап — этап структурной
перестройки и подъема экономики".[29]
Такие оценки
текущего экономического развития, дававшиеся вплоть до августовского кризиса
1998 года, как и ориентация правительственной программы на трансформацию
российской экономики в "рыночную экономику", на наш взгляд,
теоретически несостоятельны. Это показали и
доказали отечественные экономисты, сплотившиеся на основе теоретической
концепции, отраженной в материалах Петербургских экономических форумов,
проведенных в 1997 и 1998 годах. Нам ближе точка зрения авторов уже
упоминавшейся монографии "Экономика Содружества Независимых государств
накануне третьего тысячелетия", которые считают, что стремиться надо не к
рыночной, а к смешанной экономике. Современная экономика — это смешанная
экономика с высокой степенью участия государства и социальной направленностью
на развитие человека.