бесплатные рефераты

Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

Запрет предпринимательства в 1918 году изъял из российской жизни такой важный элемент экономического развития, как торговое посредничество. В политэкономии социализма с ее отрицанием торго­во-денежных отношений институту торгового посредничества места не нашлось. Более того, под именем"спекуляции" оно стало рассмат­риваться как уголовнонаказуемое преступление, как преступный про­мысел.[15]

Что же касается торгового посредничества на внешнем рынке, то в советских внешнеторговых организациях в прошлом сохранялось устойчивое мнение о нецелесообразности привлечения иностран­ных посредников, поскольку выплата им вознаграждения снижает, мол, эффективность импорта. Свою же деятельность внешнеторговые организации, как посредническую, не оценивали, считая главной своей задачей выполнение директивных установок и планов, сверстанных Госпланом СССР.

Торговое посредничество во внешнеэкономической сфере при социализме было невозможно для частных лиц и отдельных предприятий в силу монополии государства на внешнюю торговлю. Существовали только государственные торговые посредники в виде специальных структур Министерства внешней торговли СССР. Коммерческое посредничество частных лиц в этой сфере квалифицировалось как контрабанда.

Ясно, что допущение в экономику коммерческого  посредничества подрывало бы порядок распреде­ления ресурсов, который был установлен планирующими органами, а значит, и сами основы социалистического способа производства. По­этому Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года однозначно относил все виды коммерческого посредничества к числу преступлений. Разъясняя эту позицию законодателя, Пленум Верховного суда СССР в своем по­становлении по конкретному уголовному делусформулировал поло­жение о том, что коммерческое посредничество характеризует деятель­ность, выражающуюся в выполнении виновным незаконных пос­реднических, в том числе, торговых операций (приобретение фондируемых или планируемых товарных ценностей, реализация продукции, принадлежащей колхозам, совхозам и другим организациям, приобретение дефицитных товаров, строительных материалов и т. п.)[16].

При этом главная вина лиц, осуществляющих коммерческое по­средничество, заключалась в том, что они пытались добиться направ­ления товаров "не в нужном в данный момент для государства направ­лении, а в те организации, предприятия, колхозы, совхозы или тем гражданам,   которые  оплачивают  деятельность   посредника”[17] (подчеркнуто мною. - В.Н.).

В середине 80-х годов в связи с широкой дискуссией в экономиче­ской литературе о роли так называемых "толкачей", служивших по­средниками в отношениях между хозяйственными предприятиями, впервые был поставлен вопрос о необходимости развития легальных форм торгово-посреднической деятельности.[18] К концу 80-х годов в экономической и юридической литературе уже сформировалась довольно устойчивая точка зрения о том, что развитие легального торгового по­средничества сделает "реальным постановку вопроса о декриминализации состава коммерческого посредничества''.[19]

Речь шла о том, что при социалистическом способе производства требовалась полная компетентность централизованного руководства во всех деталях повседневной хозяйственной жизни, так как норма­тивная модель, лежавшая в основе строгих должностных предписаний, не предусматривала резервных и аварийных механизмов для ликвида­ции производственных срывов, не предписывала иных способов пове­дения в критических ситуациях, кроме обращения к той структуре, ко­торая к этим срывам привела. А поскольку обеспечить такую компе­тентность для сотен тысяч предприятий и организаций было невоз­можно, то должен был сам собой наладиться какой-то скрытый меха­низм преодоления хозяйственных неполадок. Скрытый затем, чтобы не опорочить чистоту системы плановой экономики. И такой меха­низм в виде скрытого теневого хозяйственного взаимодействия (бартера, обмена и т. п.) появился еще в тридцатые годы. Огромная актив­ность всех социальных групп, участвующих в производстве ¾ руково­дителей предприятий и подразделений, специалистов, рабочих и кол­хозников, ¾ была направлена на то, чтобы как-то компенсировать де­фекты хозяйственного механизма и все-таки решать свои задачи. Ра­бочие обменивали спирт на запчасти, специалисты использовали лич­ные связи, чтобы достать нужное оборудование, корма ¾ все, что в де­фиците. А поскольку в разряд дефицита при плановой экономике пе­риодически попадают все группы товаров и услуг, то скрытые обмен­ные операции приобретают громадные масштабы. И именно благода­ря им хозяйственный механизм со скрипом, но продолжал функциони­ровать.[20]

Таким образом, скрытое хозяйственное взаимодействие, об­мен дефицитными товарами как способ аварийной ликвидации про­изводственных срывов, запланированных плановой системой хозяйст­вования, изначально были связаны с легальной, открытой экономикой и существовали как реакция на недостатки последней. Уголовное пре­следование скрытого посредничества при таком обмене сути проблемы не разрешало. Поэтому, как только экономистам было позволено не­предвзято оценить систему плановой экономики, сразу был поставлен вопрос о развитии легального торгового посредничества для целей улучшения обмена товарами и услугами между хозяйствующими субъ­ектами. Предполагалось, что этим путем удастся "вытащить" теневые обменные операции на легальное поле рыночного взаимодействия то­варопроизводителей.

Выдвигаемый противниками торгового посредничества аргумент о дешевизне прямых связей между производителем и потребителем в системе планово-директивной экономики не учитывает затраты общества на добывание или перемещение дефицитных товаров и услуг. Мы не стали бы ставить знак равенства между скрытым хозяйственным взаимодействием при помощи "толкачей" и в обход снабженческих органов с собственно торговым посредничеством, но признать первое некой "извращенной" формой второго, на наш взгляд, вполне допустимо.

Развитие действительных рыночных отношений в России, а не их имитация, создание полноценной коммер­ческой инфраструктуры национальной экономики объективно нуждаются в восстановлении такого звена, как институт торгового посредничества. А поэтому возрождение коммерческой инфраструктуры национальной экономики является основой для становления института торговых посредников. Другой основой для этого процесса послужила либерализация внешнеэкономической деятельности государства.

Для более объективной и полной оценки сети торгово-посреднических орга­низаций и фирм, складывающейся в каждом конкретном регионе Российской Федерации, целесообразно определить наиболее типичные группы внешнеторговых посредников.

При этом необходимо уточнить взаимосвязь и различие двух понятий, которые нередко в экономической литературе используются как идентичные, как синонимы. Это понятия "внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономи­ческая деятельность". Различение понятий "внешне­экономическая деятельность"  и "внешнеэкономические связи" проводится по уровню связей: первый осуществляется на уровне “предприятие — предприятие”, второй — на уровне “государство — государство”. Внешнеэкономическая дея­тельность осуществляется, прежде всего, на уровне производственных струк­тур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импорт­ной сделки, в то время как внешнеэкономические связи обслуживают прежде всего нужды государства, осуществляются на правительственном уровне, планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются "сверху" и обеспечиваются централизованно материаль­ными и валютными ресурсами.

Пока в условиях командно-административной экономики существовала монополия государства на внешнюю торговлю, в России отсутствовал уровень “предприятие — предприятие” в этой сфере. Сам термин "внешнеэкономическая деятельность” (ВЭД) появляется в нашей экономической науке на рубеже 1986/87 годов в связи с переходом на новую систему управ­ления в народном хозяйстве СССР, при помощи которой горбачевская "перест­ройка" пыталась предотвратить нарастающий экономический кризис. Возрождение предпринимательства в ходе последующих рыночных реформ позволило придать понятию “внешнеэкономическая деятельность” новый существенный оттенок. Под ВЭД стала пониматься предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения через таможенные границы государства материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Отметим также, что термин "внешнеторговое посредничество" применительно к российской экономике стал широко распространяться лишь с конца 1991 года, после начала либерализации внешнеторговой политики.

Для того чтобы упорядочить систему новых терминов, возникших и вошедших в употребление в отечественной экономической литературе на рубеже 80 — 90-х годов, удобно представить масштабы и содержание понятия ВЭД через структуру различных ее видов, показав и связь этого понятия с “торговым посредничеством” (рис.  2).

Для обслуживания внешнеэкономических связей государства в целом и отдельных регионов чаще всего привлекаются “государственные” торговые посредники — внешнеторговые объединения бывшего МВЭС и отраслевые внешнеэкономические организации (ВЭО). Они составляют первую группу внешнеэкономических посредников. Для них характерно следующее.

Это специализированные внешнеэкономи­ческие организации МВЭС, которые обслуживают внешнеэконо­мические связи государственного уровня, обеспечивая коммерческие и иные операции на внешнем рынке на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт через зарубежные фирмы по лицен­зиям МВЭС, специальный (критический) импорт по отдельным реше­ниям правительства. Кроме того, они осуществляют экспортно-импортные операции в интересах объединений и организаций про­мышленного комплекса на условиях договора комиссии или поруче­ния, оказывают посреднические, консультативные и прочие услуги, связанные с ВЭД.

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе
 

 

 

 

 

 

 


          Методы ВТ                                                                    Методы ВТ       

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Рис. 2.  Структура и взаимосвязи внешнеэкономической деятельности

 

Специализированные внешнеэкономические объединения (ВЭО) при отраслевых министерствах содействуют развитию ВЭД предпри­ятий и объединений своей отрасли, изысканию новых форм сотрудни­чества с иностранными партнерами на базе прямых связей, совместно­го предпринимательства и других.

Предметом деятельности ВЭО являются: операции по экспорту продукции, производимой предприятиями отрасли, и импортные за­купки в пределах их валютных средств; мероприятия по организации техобслуживания оборудования, поставляемого на экспорт, проведе­нию специализированных выставок, международных встреч и симпо­зиумов с представителями родственных фирм в своей стране и за гра­ницей; информационно-рекламные работы с целью расширения экс­портно-импортных поставок, издание рекламной продукции; обеспе­чение внешнеторговых перевозок и хранения грузов.

Вторую группу посредников, наиболее широко представленную в регионах, составляют смешанные общества и торговые дома. Смешанные общества (СО) создаются про­изводителями за границей с участием, как правило, средств крупных российских экспортеров-производителей и иностранных партнеров. Основной функцией СО считается торгово-сбытовая, включая торговлю научно-техническими знаниями. Помимо этого, они занимаются предпродажной деятельностью (доработкой и техобслуживанием экспортной машинно-технической продукции); производственной, связанной, к примеру, с добычей и переработкой сырья; предоставлением услуг ¾ банковских, транспортно-экспедиционных, инжиниринговых (сборка узлов, наладка и гарантийное обслуживание механизмов).

Выбор организационно-правовых форм СО определяется Гражданским кодексом России, однако, как зарубежные фирмы они создаются и функцио­нируют в соответствии с законодательством страны местонахождения.

Посреднические услуги в проведении внешнеторговых операций предприя­тиям-экспортерам оказывают и торговые дома ¾ специфический элемент ком­мерческой инфраструктуры национальной экономики. В современной экономи­ческой литературе под торговым домом понимается "оптовое звено, выполняю­щее маркетинговые (изучение спроса и прогнозирование цен), консигнаторские (хранение товаров на складах), логистические (выбор наиболее рацио­нального способа и пути транспортировки, страхование грузов) и посреднические (между производителем и розничной продажей) функции”.[21]

Понятие "торговый дом" в российском гражданском  и хозяйственном праве до сих пор не закреплено той или иной статьей закона и под этим названием  в экономике работают тысячи торгово-посреднических фирм самых  различных организационно-правовых форм: торговые кооперативы, малые и средние предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типа, товарищества, общества с ограниченной ответственностью. Многие крупные финансово-промышленные группы (ФПГ) для работы на внешнем рынке также создали посреднические фирмы, именуемые "торговыми  домами".

Если в России понятие "торговый дом" ассоциируется, прежде всего, с коммерческой инфраструктурой, то в международной практике оно имеет более широкий смысл, охватывая производственную и научно-техническую инфраструктуры.

Третью, особую, хотя и малочисленную, группу торговых посредников составляют фили­алы и представительства иностранных юридических лиц, которые согласно Закону "Об иностранных инвестициях в РСФСР" могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность с российскими юридическими и физическими лицами. Для этого в настоящее время они должны получить аккредитацию в Министерстве промышленности и торговли РФ или в Торгово-промышленной палате.

Наблюдения показывают, что соотношение выявленных выше трех групп внешнеэкономических посредников различно по всем 89 субъектам РФ, хотя официальная государственная статистика не проводит такого учета.

Наряду с этими группами внешнеэкономических посредников, которые занимаются посредничеством постоянно, так как это является для них основным видом предпринимательства, в разряд посредников периодичес­ки (или иногда) попадают те физические и юридические лица, которые совер­шают в своей деятельности наряду с другими три следующие операции, рег­ламентируемые частью II Гражданского Кодекса РФ, введенной в действие с марта 1996 года. Это операции поручения, комиссии, агентства. Дело в том, что в законодательстве многих стран с развитой рыночной экономикой юри­дический статус этих операций  считается посредничеством.

То есть, по сути дела, к большой группе внешнеэкономических посредников, действующих, к примеру, как торговые дома на основе договоров купли-продажи (статья 454 главы 30 ГК РФ), добавляются еще три вида посредников, которые могут проводить экспортно-импортные операции для клиентов на основе договоров комиссии, поручения и агентства.

Сравнительный анализ экономических взаимоотношений между посредниками и представленными ими сторонами в зависимости от рассмотренных выше типов договоров дан нами в приложениях  1 и 2.

Статус еще одного вида торговых посредников — биржевых брокеров, не нашедший от­ражения в новом ГК РФ, определяется до сих пор Положением о брокерских конторах и брокерах, где указано, что отношения брокера с клиентом строятся на основе договора на бро­керское обслуживание, который носит долговременный характер. Од­новременно брокерская контора должна иметь договор с биржей на ведение брокерской деятельности. Порядок взаимоотношений биржи с брокерскими конторами определяется уставом биржи.

В отличие от брокеров — простых агентов-посредников на бирже могут действовать и дилеры. Они закупают продукцию оптом и торгуют ею в розницу или мелкими партиями. Обычно это агенты фирм — производителей продукции, выступающие в роли участников ее дилерской сети. Дилерство в России также не отражено в ГК РФ.

В зарубежной практике широко используются дистрибьюторские услуги, которые считаются посредническими и используются во внешней торговле. В отличие от других посредников дистрибьюторы сами заключают контракты с продавцами и покупателями и решают широкий круг  задач, связанных с внешнеторговыми операциями:  сами назначают цены, несут риски, вызванные порчей или утерей товара, и т. п. Они создают сбытовую сеть, содержат склады, осуществляют услуги по установке и наладке оборудования, обучению покупателей.

В целом мы видим, что пока в России законодатель не пошел на создание четкой и полной норматив­но-правовой базы для посредничества при проведении экспортно-импортных операций. До сих пор российское законодательство на­прямую не регламентирует торгово-посредническую деятельность во­обще и в сфере ВЭД в частности.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время в Российской Федерации не существует, в отличие от других стран, ни соответствующего закона, закре­пляющего специальные нормы, касающиеся института торгового по­средничества, ни отдельных положений по этому вопросу, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ).

Проведенный нами контент-анализ основных нормативных до­кументов, касающихся торгового посредничества во внешнеэконо­мической деятельности (и предпринимательской вообще, поскольку торговое посредничество — вид предпринимательства), показывает, что, несмотря на косвенное признание правомочности конкретных посреднических операций, прямой и четкой формулировки понятия торгового посредничества в законодательстве Российской Федерации на сего­дняшний момент нет.

Если же исходить из принципа, изложенного в инструкциях на­логовой инспекции РФ, определяющих в качестве посреднических те фирмы, которые оформляют свою деятельность названными выше до­говорами поручения, комиссии, агентирования, закрепленными в Гражданском кодексе, то практически ни одну из действующих на се­годняшний день в РФ торгово-посреднических фирм нельзя назвать таковой!

Особенно непонятным в таком случае становится положение су­ществующих в России "торговых домов", специфика деятельности ко­торых основана именно на том, что большинство своих операций они оформляют договорами купли-продажи, чтобы иметь возможность распоряжаться товаром по своему ус­мотрению и быстрее реагировать на сложившуюся ситуацию.

Не проясняет причины образовавшегося правового вакуума вокруг торгового посредничества и специальный анализ порядка построения взаимоотношений между посредником и стороной, которую он представляет. Если взять типичные операции, совершаемые посредниками - операции по перепродаже товаров и услуг, комиссионные операции, агентские и брокерские операции, то при всей вариативности взаимоотношений между продавцом или покупателем и торговым посредником ни одна из этих сторон не наделяется специальным правовым статусом, что можно было бы в дальнейшем интерпретировать как существо посредничества.

Действительно, например, операции по перепродаже осуществляются торговым посредни­ком от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый по­средник сам выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты. В настоящее время операции по перепродаже становятся ос­новными в мировой практике.

При комиссионных операциях комиссионер не покупает товаров комитента, а лишь совершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означает, что комитент остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного покупателя. Вместе с тем, следует заметить, что продажа товаров через комиссионеров в между­народной торговле нередко связана с передачей товара комитента во владение комиссионера, который при этом не становится их собственником.

Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении одной стороной, именуемой консигнантом, другой стороне, именуемой консигнатором, продажи товаров со склада комиссионера от своего имени, но за счет консигна­тора. При этом обычно хранение товара на складе посредника и его предпродажная подготовка осуществляются за счет продавца. Обыч­ные условия консигнации — хранение товара на складе посредника 1 — 1,5 года. Если в этот период товар не будет продан, он возвращается собственнику за его счет.

При агентских операциях одна сторона (принципал) поручает посреднику (торговому или коммерческому агенту) совершить фак­тические и юридические действия, связанные с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Независимость посредника (агента) в этом случае выражается в том, что хотя он и обязан действовать в пределах определенных соглашением полномочий, но не подлежит прямому контролю и надзору со сто­роны принципала. Агент обычно лишь способствует совершению сделки купли-продажи, но сам в ней в качестве стороны контракта не участвует и не покупает за свой счет товары.

Брокерские операции отличаются от всех других торгово-посреднических операций тем, что брокер никогда не является сторо­ной в договоре купли-продажи, а выступает исключительно с целью сведения (установления контакта) сторон, которые берут на себя обя­зательства по сделке, заключаемой при посредничестве брокера. В от­личие от агента, брокер не является представителем, не состоит в дого­ворных отношениях ни с одной из сторон и действует на основании отдельных поручений. В ряде стран гражданское и торговое право не регламентирует деятельность брокеров (и в России в том числе), по­этому за свои услуги брокер получает вознаграждение, устанавливае­мое торговым обычаем.

Хотя все перечисленные выше операции различаются порядком построения взаимо­отношений между посредником и стороной, которую он представляет, гражданское право пока не фиксирует того коренного признака, которое выделяло бы собственно посредничество как экономическую категорию. Поэтому, на наш взгляд, рассмотренные выше статьи 971, 990 и 1005  Гражданского кодекса РФ при всей своей новизне и необходимости для становления ком­мерческой инфраструктуры общества пока не могут создать единого право­вого поля для торговых посредников как на внутреннем рынке, так и во внешнеэкономической сфере. Существующий правовой вакуум, правовые "бреши" в законодательстве позволяют торговому посредничеству оставаться в сфере теневой экономики, или попросту "спекуляцией" в советском смыс­ле этого слова, что, естественно, не способствует укоренению правильных представлений о сути посредничества в экономическом сознании постперестроечного общества, реанимируя традиции неприятия коммерциализации посредничества.

Внешняя торговля через посредников в России активно развивается, так как специализация проникает все глубже и глубже в коммерцию, в коммерческую инфраструктуру, а сама внешняя торговля становится все сложнее, все обостреннее конкуренция российских и иностранных товаров. Представление о специализации посредников даёт приложение 3.

С точки зрения регионального менеджмента очень важно, рассматривая аргументы “за” и “против” развития института торгового посредничества в ВЭД, не питать иллюзий относительно их экономического поведения на данном этапе кризисного развития общества. Одномоментное открытие экономики внешнему миру, "ваучерная приватизация” и другие либеральные “приемчики” создали  дестимулирующий экономический механизм хозяйствования, который создает нездоровые отношения между всеми участниками хозяйственной жизни. Поэтому основные преимущества привлечения торгово-посреднического звена при проведении внешнеторговых операций, как и другие, возникающие в конкретных экономических ситуациях и регио­нах, реализуются не автоматически, не сами собой, а лишь в определен­ных условиях, при определенной политике государства. Главное условие для их реализации — развитые  рыночные отношения, производст­венная и коммерческая инфраструктуры национальной экономики.

Поэтому высказанная в нашей экономической литературе точка зре­ния о том, что в переходной экономике, какой является экономика боль­шинства стран СНГ, при кризисных явлениях в производстве товаров и услуг полное открытие экономики влечет за собой "гипертрофию" посред­ничества, имеет под собой серьезные основания.

Полная либерализация цен и внешней торговли в переходной эконо­мике весьма сомнительна.[22] Но именно эту сомнительную стратегию выбрала Россия в 1991—1998 годах.

В программе Правительства Российской Федерации "Реформы и разви­тие российской экономики в 1995 — 1997 годах" отмечалось, что ослабление возможности государства регулировать хозяйственные процессы, криминализация их заметной части, особенно сильно проявляется там, где от­сутствуют "укоренившиеся и общепризнанные правовые ограничения, отлажен­ные инструменты поддержания законности и правопорядка".[23]

Изучение генезиса института торгового посредничества в России конца 80-х — начала  90-х годов позволяет предположить, что именно по­зиция государства, выраженная в односторонней политике либера­лизации экономики и внешнеэкономической деятельности, в частности при отсутствии укоренившихся правовых рамок посредничества, сыграла замет­ную роль в ослаблении возможности государства регулировать процессы во внешнеэкономической сфере, привела к криминализации торгового пос­редничества. Поэтому только изменение позиции государства, выражающейся в новой внешнеэкономической политике, поможет упрочить регулирующую роль государства при формировании современной коммерческой инфраструктуры национальной экономики.

 

 

1.2. Либерализация внешнеэкономической деятельности и ее влияние на развитие торгового посредничества.

 

 

Рассмотрим подробно противоречивое влияние политики либерализации внешнеэкономической деятельности на формирование института торгового посредничества как объекта регионального менеджмента.

Прошло почти семь лет с начала объявленной в России радикальной экономической реформы, а желаемой модернизации российского общества, нап­равленной на формирование эффективной и конкурентоспособной экономики, пока не достигнуто, как не достигнуто и органичное и выгодное включе­ние нашей страны в мировое хозяйство путем открытия экономики. Более того, масштабы и длительность падения производства не знают аналогов в истории мирного времени.

Так, по данным Госкомстата Российской Федерации, общий объем про­мышленного производства в 1997 году составил 49% от уровня уже кризис­ного 1990 года, в том числе: в химической и нефтехимической промышлен­ности — 42,8%, машиностроении и металлообработке — 37,3%, лесной, дере­вообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — 34,4%, промышленности строй­материалов — 31,7%, легкой промышленности — 13,7%.[24] Кризисные явления поразили не только  производство, но  и  социальную  сферу,  усилились струк­турные перекосы в экономике, обострились проблемы государственного долга. "При годовых (в 1998 г.) вероятных доходах Федерального бюджета в объеме 367,5 млрд. рублей государственный внутренний долг Российской Федерации, по мнению председателя Комитета по безопасности Государствен­ной Думы В. Илюхина, составляет 785,9 млрд. рублей, а внешний долг — 140 млрд. долларов. Следствием этого станут полная зависимость Российской Федерации от иностранного капитала и окончательное разрушение экономики страны".[25] Как результат этого — снижение уровня жизни населения по сравнению с дореформенным периодом. Достаточно отметить, что сегодня Россия по уровню жизни откатилась на 57-е место в мире.[26]

На причины глубочайшего кризиса всех сфер экономической и социаль­ной жизни страны, на причины подрыва основ национальной экономической безопасности страны существуют различные точки зрения, их пытаются объяснить с различных политических позиций. Представители одной позиции считают, что явления кризиса — это наследие прошлого, советской командно-адми­нистративной системы. Другие считают, что кризис — это плата за рефор­мы и с ним хочешь - не хочешь надо смириться. Третьи утверждают, что в России построена рыночная экономика и никакого кризиса уже вроде бы и нет. Новая редакция правительственной программы развития экономики в 1997—2000 годах отражает преимущественно последнюю точку зрения. В ней поражают безальтернативная заданность либерализации экономики и отсут­ствие желания спрогнозировать и осмыслить другие варианты реформы. Более того, утверждается, что побеждена инфляция, достигнута стабилизация производства, укрепилась платежная и финансовая дисциплина, созданы усло­вия для активизации деловой активности и структурной перестройки экономики, повышения на этой основе уровня жизни народа.[27] Как результат про­деланной за первые шесть лет реформ работы, утверждается то, что фундамент рыночной экономики, способной к дальнейшему развитию, построен. Аналогич­ный вывод - "в России построена рыночная экономика" - делается и в последнем по времени послании Президента РФ Федеральному Собранию.[28] Авто­ры правительственной программы убеждены, что "курс реформ, осуществляв­шийся в предельно тяжелых условиях, оправдал себя и теперь будет при­носить плоды. Начинается II этап — этап структурной перестройки и подъе­ма экономики".[29]

Такие оценки текущего экономического развития, дававшиеся вплоть до августовского кризиса 1998 года, как и ориентация правительственной программы на трансформацию российской экономики в "рыночную экономику", на наш взгляд, теоретически несостоятельны. Это показали и доказали отечественные экономисты, сплотившиеся на основе теоретической концепции, отраженной в материалах Петербургских экономи­ческих форумов, проведенных в 1997 и 1998 годах. Нам ближе точка зрения авторов уже упоминавшейся монографии "Экономика Содружества Независимых государств накануне третьего тысячелетия", которые считают, что стремиться надо не к рыночной, а к смешанной экономике. Современная экономика — это смешанная экономика с высокой степенью участия госу­дарства и социальной направленностью на развитие человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 РЕФЕРАТЫ