бесплатные рефераты

Лекции по уголовному процессу

лицами и органами требований ст. 109 УПК, пресекая отказы под какими-либо

предлогами в приеме заявлений, несвоевременную их регистрацию, а также

случаи неосновательно проведенных предварительных проверок или применения

при их поведении не предусмотренных законом способов.

Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах

предварительного расследования исполнение требований закона о приеме,

регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных, совершаемых

или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

Основными актами прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного

дела являются:

. постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении

уголовного дела;

. постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

. письменные указания о проведении конкретных проверочных действий по

заявлению (сообщению) о преступлении, по которому орган

предварительного расследования проводит проверку в порядке ст. 109 УПК.

Тема № 7. Предварительное расследование

1. Понятие и значение стадии предварительного расследования.

2. Виды (формы) предварительного расследования.

3. Дознание и его виды.

4. Подследственность уголовных дел.

5. Полномочия следователя, его процессуальная самостоятельность.

6. Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования.

1

Предварительное расследование – это самая большая по срокам и

количеству составляемых процессуальных документов часть уголовно-

процессуальной деятельности. В ходе предварительного расследования

выявляется и собирается большая часть доказательств по делу.

Стадия предварительного расследования занимает место между стадией

возбуждения уголовного дела и стадией назначения судебного заседания.

Субъекты стадии предварительного расследования:

. орган дознания и лицо, производящее дознание;

. следователь и начальник следственного отдела;

. прокурор.

Задачи стадии предварительного расследования:

. быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных;

. всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств

дела;

. обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего

их использования в судебном разбирательстве;

. обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве

обвиняемых;

. обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и

исключение для него возможности уклониться от уголовной ответственности

либо продолжить преступную деятельность;

. установление наличия или отсутствия материального ущерба, причиненного

преступлением, его характера и размера;

. выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и

принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование осуществляется только в рамках уголовного

дела, что и является процессуальной формой деятельности в данной стадии.

Основное процессуальное правоотношение, которое складывается в данной

стадии, – это правоотношение между следователем или органом дознания и

обвиняемым или подозреваемым в процессе установления виновности указанных

лиц в совершении преступления.

По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование

играет вспомогательную роль, готовит материалы для их рассмотрения и

разрешения в суде. Из этого проистекает и название данной стадии.

Итоговым процессуальным решением рассматриваемой стадии является

обвинительное заключение, постановление о прекращении уголовного дела либо

постановление о направлении уголовного дела в суд для применения

принудительных мер медицинского характера.

Система стадий предварительного расследования:

. принятие уголовного дела к производству;

. собирание доказательств путем производства следственных действий;

. привлечение в качестве обвиняемого;

. решение вопроса о применении меры пресечения;

. ознакомление обвиняемого и его защитника со всеми материалами

уголовного дела;

. окончание предварительного расследование с вынесением одного из

вышеуказанных процессуальных решений.

Итак, предварительное расследование – это урегулированная уголовно-

процессуальным законом, осуществляемая под надзором прокурора деятельность

органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений,

изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве

обвиняемых, по установлению путем доказывания всех обстоятельств уголовного

дела для создания предпосылок судебного решения по данному уголовному делу.

2

Традиционно выделяют два вида (формы) предварительного расследования:

|Дознание |Предварительное следствие |

|Общие черты: |

|Единые цели и задачи |

|Одни и те же средства, используемые в деятельности органов дознания и следствия, – |

|следственные действия, предусмотренные УПК |

|Использование властных функций органов государства и в ходе дознания, и в ходе |

|предварительного следствия |

|Возможность применения на законных основания мер, ограничивающих права и свободы |

|граждан |

|Различия: |

|Проводится органом дознания (ст. 117 |Проводится следователем (ст. 125 УПК) |

|УПК) | |

| |Производство расследования для следователя |

| |– это его основная и единственная функция |

| |Следователь обладает большей процессуальной|

| |самостоятельностью и независимостью, чем |

| |орган дознания и дознаватель |

|Сроки дознания меньше сроков | |

|предварительного следствия | |

|В ходе дознания потерпевший, гражданский| |

|истец и гражданский ответчик не | |

|знакомятся с материалами уголовного дела| |

Существуют три возможных варианта осуществления стадии предварительного

расследования:

1. По ряду уголовных дел закон не требует производства предварительного

следствия, и все расследование осуществляется в форме дознания (угон,

хулиганство и т.п.).

2. Если уголовное дело о преступлении, по которому требуется

производство предварительного следствия, возбуждено органом дознания, то он

выполняет по нему неотложные следственные действия в срок не более 10 суток

и передает дело следователю, который и заканчивает предварительное

расследование в полном объеме.

3. Если уголовное дело возбуждено следователем или передано ему для

производства прокурором, то все предварительное расследование

осуществляется в форме предварительного следствия.

3

Полный перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных

учреждений – по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им

военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов;

по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил

РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,

соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности – по делам, отнесенным

законом к их ведению;

4) начальники учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов

– по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в

связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о

преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и о

нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ – по делам о нарушении режима

Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска

через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях,

совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники

зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным законом

к их ведению;

9) таможенные органы – по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.

188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

Дознание может быть двух видов:

. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

не обязательно (ч. 1 ст. 126 УПК). Представляет собой расследование в

полном объеме, срок которого – до 1 месяца (срок предварительного

следствия – до 2 месяцев). Потерпевший, гражданский истец и гражданский

ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела. Орган дознания по

таким делам не пользуется процессуальной самостоятельностью.

. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

обязательно (ст. 119 УПК). Представляет собой лишь первоначальный

краткий этап продолжительностью не более 10 суток, содержанием которого

является выполнение неотложных следственных действий.

4

Подследственность – это совокупность закрепленных в законе признаков

преступления, по которым его расследование относится к компетенции строго

определенного органа предварительного следствия, соответствующего

министерства или ведомства.

Подследственность – это свойство уголовного дела. В связи с этим

представляется неточным мнение о том, что подследственность определяется

через категорию компетенций, т.е. как свойство следственного органа.

Компетенция – это набор прав и обязанностей, а подследственность – это

признаки уголовного дела, позволяющие определить право конкретного

следователя его расследовать.

Виды подследственности:

. предметная (родовая, или исключительная);

. альтернативная (смешанная);

. территориальная (местная);

. персональная (личная, или специальная);

. по связи дел.

Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность

уголовного дела в зависимости от характера совершенного преступления, его

юридической квалификации, степени опасности и сложности расследования. По

этому признаку подследственность распределяется между следователями

различных ведомств (ст. 126 УПК).

В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем

или иным органом в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело,

налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о

преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ, предварительное следствие

производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление,

в совершение которого был вовлечен несовершеннолетний.

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом

(районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения

наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может

производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения

подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовных

дел на основании конкретных признаков субъекта преступления, его возраста,

состояния здоровья, служебного положения и других подобных обстоятельств.

Так, дела о всех преступлениях несовершеннолетних расследуются

следователями органов внутренних дел.

При соединении в одно производство дел по обвинению одного или

нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам

предварительного следствия, подследственность определяется прокурором.

Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной

прокуратуры, все дело расследуется ими (так называемая подследственность по

связи дел).

5

Следователем является должностное лицо органов прокуратуры, внутренних

дел, ФСБ или ФСНП, осуществляющее предварительное следствие по уголовным

делам в пределах своей компетенции (ст. 125 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК, при производстве предварительного

следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных

действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев,

когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную

ответственность за их законное и своевременное проведение.

Указания прокурора даются в письменной форме и обязательны для

следователя, однако, обеспечивая процессуальную независимость следователя,

закон предоставляет ему право не согласиться с теми указаниями прокурора,

которые касаются существа расследования:

. о привлечении в качестве обвиняемого;

. о квалификации преступления;

. об объеме обвинения;

. о направлении дела для предания суду или прекращении дела.

Во всех указанных случаях следователь вправе не выполнить данные

указания, предоставив дело со своими возражениями вышестоящему прокурору,

который либо отменяет данные следователю указания, либо поручает

производство следственных действий другому следователю.

Широкая процессуальная самостоятельность следователя проявляется и в

его взаимоотношениях с органами дознания. Он вправе давать органам дознания

поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а

также привлекать работников органов дознания к участию в производстве

следственных действий.

Указания начальника следственного подразделения даются в письменной

форме и обязательны для следователя, который, однако, может приостановить

их исполнение и представить дело на разрешение прокурора.

6

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции (ст. 211

УПК):

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для

проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных

преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления

лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц

исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и

сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и

лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании,

изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления,

производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших

преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании,

приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц,

совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также

дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и

обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве

прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в

необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или

расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-

телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от

должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях,

предусмотренных УПК;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве

меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного

следствия со своими указаниями о производстве дополнительного

расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело,

передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также

от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и

объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от

дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими

допущено нарушение закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает

согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в

тех случаях, когда это предусмотрено УПК; утверждает обвинительные

заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

Прокурор осуществляет и другие полномочия, предоставленные ему УПК, в

частности, разрешает вопрос об отводе следователя и лица, производящего

дознание (ст. 64 УПК), рассматривает жалобы на действия органа дознания или

следователя (ст.ст. 218–219 УПК), а также жалобы следователя на указания

начальника следственного отдела (ч. 4 ст. 1271 УПК) и т.д.

Тема № 8. Следственные действия

1. Понятие и виды следственных действий.

2. Задержание подозреваемого.

3. Допрос свидетеля и потерпевшего.

4. Очная ставка.

5. Предъявление для опознания.

6. Осмотр и освидетельствование.

7. Обыск и выемка.

8. Экспертиза.

9. Следственный эксперимент.

10. Проверка показаний на месте происшествия.

1

Поскольку основным содержанием расследования по уголовному делу

является уголовно-процессуальное доказывание, постольку деятельность

следователя и лица, производящего дознание, носит активный познавательный

характер.

Деятельность следователя протекает в определенной процессуальной форме,

отклонение от которой влечет признание решений недействительными, а

доказательств – недопустимыми.

Основная форма уголовно-процессуальной деятельности следователя – это

производство следственных действий.

Следственное действие – это производимое следователем, органом дознания

или прокурором в соответствии с требованиями уголовно-процессуального

закона процессуальное действие, направленное на обнаружение и закрепление

фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств

уголовного дела.

В основе выделения следственных действий в самостоятельный класс лежат

три признака:

. познавательный характер этой деятельности следователя и других

управомоченных законом лиц;

. осуществление этой деятельности в стадии предварительного расследования

или при расследовании вновь открывшихся обстоятельств;

. наличие в процессуальном законе регламентации, определяющей порядок

обнаружения, исследования, фиксации и изъятия доказательств.

Как правило, следственные действия делят на две группы:

. следственные действия, направленные на собирание доказательств (осмотр,

обыск, выемка и др.);

. следственные действия, направленные на обеспечение прав участвующих в

деле лиц (например, разъяснение прав обвиняемому, ознакомление

потерпевшего со всеми материалами дела и т.д.).

В данной теме мы будем рассматривать только следственные действия

первой группы, в которую включены:

1. Задержание подозреваемого;

2. Допрос;

3. Очная ставка;

4. Предъявление для опознания;

5. Осмотр;

6. Освидетельствование;

7. Обыск;

8. Выемка;

9. Экспертиза;

10. Следственный эксперимент.

11. Проверка показаний на месте.

Общие правила проведения следственных действий:

Следственные действия осуществляются только после возбуждения

уголовного дела, за исключением осмотра места происшествия (ст. 178 УПК).

Все следственные действия проводятся лишь при наличии фактических и

юридических (процессуальных) оснований.

Фактические основания – это совокупность фактических данных,

подтверждающих возможность и необходимость выполнения данного следственного

действия по данному уголовному делу.

Юридические основания – совокупность правомочий данного лица выполнить

данное следственное действие по данному уголовному делу.

Иногда решение о производстве следственного действия облекается в форму

постановления (обыск), а иногда – в форму протокола (задержание

подозреваемого).

При производстве ряда следственных действий требуется присутствие

понятых (обыск, осмотр, выемка, освидетельствование, следственный

эксперимент, предъявление для опознания).

В ходе следственных действий возможно применение научно-технических

средств и инструментов, о чем до начала следственного действия должно быть

объявлено всем его участникам.

При производстве следственных действий возможно участие специалиста,

который оказывает помощь в его проведении с применением специальных

познаний и навыков, а также переводчика, педагога, защитника,

представителя.

По результатам следственных действий составляется протокол, т.е.

письменный документ имеющий определенную форму и фиксирующий факт,

содержание и результаты следственного действия (ст. 141 УПК).

Ответственность за своевременность, законность и обоснованность

производства следственных действий возлагается на лицо, производящее

расследование по уголовному делу.

2

Статья 22 Конституции РФ указывает: "Каждый имеет право на свободу и

личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под

стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо

не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Но данная

норма носит декларативный и перспективный характер. В настоящий момент

задержания может длиться до 72 часов (ст. 122 УПК).

Задержание подозреваемого необходимо отграничивать от следующих смежных

правовых действий:

. заключение под стражу;

. административное задержание и административный арест;

. дисциплинарный арест военнослужащих;

. физическое задержание (физический захват).

Правовую основу задержание подозреваемого составляют ст. 22 Конституции

РФ, ст.ст. 11, 87, 119, 122 УПК, ст.ст. 1–7, 11–13, 15–51 ФЗ "О содержании

под стражей подозреваемы и обвиняемых в совершении преступления".

Цели задержания подозреваемого:

. выяснение причастности задержанного к преступлению;

. разрешение вопроса о применении к данному лицу меры пресечения в виде

заключения под стражу.

Условия задержания подозреваемого:

. проводится только в рамках возбужденного уголовного дела;

. задержанию может быть подвергнуто только лицо, подозреваемое в

совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в

виде лишения свободы;

. возможно только при наличии оснований, специально предусмотренных

законом.

Основания для задержания подозреваемого перечислены в ст. 122 УПК и

делятся на 4 группы:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или

непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное

лицо, как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище

будут обнаружены явные следы преступления;

4) когда имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в

совершении преступления, при условии, что это лицо покушалось на побег или

не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность

подозреваемого.

Даже при наличии достигнутых целей, имеющихся условий и оснований

следователь вправе, а не обязан применить задержание. Роль решающего

фактора играют мотивы задержания подозреваемого:

. необходимость пресечь преступную деятельность подозреваемого;

. необходимость воспрепятствовать его попыткам помешать установлению

истины по делу;

. предупреждение уклонения подозреваемого от ответственности.

Задержание осуществляется на основании протокола, задержания, который

составляется следователем или органом дознания. Лицо, производящее

дознание, без утверждения органом дознания составить такой протокол не

имеет права!

При задержании лица в качестве подозреваемого санкция прокурора не

требуется, но о произведенном задержании он письменно уведомляется в

течение 24 часов.

Итак, задержание подозреваемого – это неотложное следственное действие,

которое заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого

в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде

лишения свободы, осуществляемое при наличии установленных законом оснований

и мотивов, в соответствующем порядке, в силу неотложности, без санкции

прокурора и судебного решения.

3

Все права и обязанности, присущие при допросе свидетелю, принадлежат и

потерпевшему, допрос которого, однако, обладает некоторыми особенностями.

Допрос свидетеля – это неотложное следственное действие, при

производстве которого следователь, орган дознания или прокурор в

установленной уголовно-процессуальным законом форме получают устные

показания определенного лица об известных ему обстоятельствах, подлежащих

установлению по уголовному делу, и фиксируют полученные сведения в

соответствующем протоколе.

Правовая база: ст.ст. 141, 142, 155–161 УПК.

Фактические основания допроса свидетеля – это сведения о том, что лицу

может быть известна любая информация об обстоятельствах дела. Эти сведения

могут быть получены как из процессуальных, так и из непроцессуальных

источников.

Юридические основания допроса свидетеля – это правомочие лица на

проведение данного допроса по данному уголовному делу, а также вызов лица в

качестве свидетеля и предложение ему рассказать все известное по данному

делу.

Цель допроса свидетеля – получить от лица правдивые показания об

обстоятельствах, имевших место в действительности.

Свидетель допрашивается, как правило, в месте производства

предварительного расследования. Существует два варианта места производства

допроса свидетеля:

. в помещении правоохранительного органа;

. в месте нахождения свидетеля.

Свидетели и потерпевшие вызываются для допроса повесткой, телеграммой

или телефонограммой.

Повестка – это письменный вызов в правоохранительный орган для

производства следственного действия. Вручается под расписку вызываемому

лицу, совершеннолетним членам его семьи либо представителям местной

администрации. Расписка о вручении повестки возвращается следователю.

Вызов несовершеннолетнего, как правило, производится через

родственников или лиц, их замещающих. В случае неявки свидетеля или

потерпевшего без уважительной причины он может быть подвергнут приводу (ч.

2 ст. 3 и ч. 3 ст. 75 УПК).

О производстве привода выносится постановление, которое, как правило,

исполняется органами милиции.

Уважительные причины неявки:

. болезнь, лишающая возможности явиться;

. несвоевременное получение повестки;

. иные обстоятельства, лишающие возможности явиться.

Суд вправе подвергнуть недобросовестного свидетеля денежному взысканию.

Свидетели по одному уголовному делу допрашиваются порознь и в

отсутствие друг друга. Следователь обязан принимать меры, чтобы такие

свидетели не могли общаться между собой.

Алгоритм допроса свидетеля:

. следователь удостоверяется в личности свидетеля и проверяет документы;

. свидетелю разъясняется, по какому уголовному делу и в связи с чем он

вызван на допрос;

. со слов свидетеля и предъявленных документов заполняется анкетная часть

протокола допроса;

. разъясняются права и обязанности свидетеля;

. свидетель под расписку предупреждается об уголовной ответственности по

ст. 308 и 307 УК РФ за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо

ложных показаний;

. решается вопрос о допуске переводчика или законного представителя;

. свидетелю предлагается рассказать все известное ему по делу;

. в случае необходимости свидетелю задаются вопросы, причем наводящие

вопросы не допускаются;

. составляется содержательная часть протокола допроса, показания

свидетеля записываются либо следователем от первого лица в порядке

связного рассказа, либо при наличии соответствующего ходатайства самим

свидетелем собственноручно;

. по окончании допроса свидетель знакомится с протоколом допроса путем

личного прочтения; при наличии просьбы свидетеля протокол может быть

прочитан ему вслух;

. свидетель вправе потребовать внесения в протокол дополнений и поправок;

в случае отсутствия таковых, он делает собственноручную запись об

ознакомлении с протоколом и подписывает его; если протокол состоит из

нескольких листов, свидетель подписывает каждый лист;

. последним протокол подписывает следователь.

При допросе потерпевшего применяются те же правила, что и при допросе

свидетеля, однако следует учитывать, что права потерпевшего шире прав

свидетеля.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего об уголовной

ответственности он не предупреждается. Ему лишь разъясняют его долг и

обязанность давать правдивые показания.

При допросе свидетеля в возрасте до 14 лет обязательно участие

педагога, от 14 до 16 лет – педагог может быть допущен по усмотрению

следователя. В случае необходимости при допросе несовершеннолетнего

свидетеля могут присутствовать его родители или лица, их замещающие.

4

Очная ставка представляет собой совмещенный допрос 2 ранее допрошенных

лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия, путем

попеременного представления им вопросов по поводу одних и тех же

обстоятельств в целях выяснения причин противоречий и получения правдивых

показаний от обоих лиц.

Правовая база очной ставки: ст.ст. 162, 163 УПК.

Путем очной ставки могут допрашиваться свидетель, потерпевший,

подозреваемый, обвиняемый в любых комбинациях. Цель очной ставки –

устранение противоречий.

Фактически основания очной ставки – наличие существенных противоречий в

показаниях допрошенных лиц. Юридические основания очной ставки – правомочие

лица на производство очной ставки по данному делу, вызов лиц и постановка

перед ними вопросов.

Процессуальный порядок очной ставки:

. следователь удостоверяется в личности обоих участников и устанавливает

их правовой статус;

. разъясняются права и обязанности участников очной ставки, в случае

необходимости они предупреждаются об ответственности;

. выясняется, знают ли участники друг друга и в каких отношениях

находятся;

. предлагается поочередно дать показания об обстоятельствах, содержащих

противоречия;

. выслушав показания, следователь вправе задать дополнительные вопросы;

. с разрешения следователя участники очной ставки вправе задать вопросы

друг другу, которые следователь может отвести с указанием об этом в

протоколе;

. в протоколе очной ставки, который составляется и оформляется по общим

правила протокола допроса, участники подписывают не только каждый лист,

но и каждый свой ответ.

5

Предъявление для опознания – это следственное действие, в ходе которого

следователь предлагает кому-либо из числа ранее допрошенных лиц какой-либо

объект для того, чтобы установить, могут ли они узнать и идентифицировать

данный объект по тем признакам, о которых они ранее давали показания.

Правовая основа данного следственного действия: ст.ст. 87, 164–166 УПК.

Фактические и юридические основания предъявления для опознания – те же,

что и при производстве допроса.

Виды предъявления для опознания:

. опознание живых людей;

. опознание по фотографии;

. опознание иных живых существ;

. опознание предметов;

. опознание трупов.

Процессуальный порядок предъявления для опознания:

1. В ходе допроса, предшествующего опознанию, должно быть установлено,

где, когда, при каких обстоятельствах, сколько времени, при каком

освещении, на каком расстоянии наблюдал опознающий объект, подлежащий

опознанию, каковы его приметы и особенности.

2. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее

трех. Сходство во внешнем облике должно проявляться в том, что все

предъявляемые лица должны быть одного пола, не иметь резкого различия в

росте, телосложении, одежде и т.д. Предмет предъявляется для опознания в

группе однородных предметов, имеющих одинаковые с ним родовые и видовые

признаки. Только труп предъявляется для опознания в единственном числе.

3. Если опознающими являются свидетель или потерпевший, они

предупреждаются об уголовной ответственности за уклонение от дачи показаний

и за дачу заведомо ложных показаний.

4. В ходе предъявления для опознания опознающему предлагается указать

лицо, предмет или иной объект, о котором он дал показания, и перечислить

конкретные признаки, по которым он опознал его. Наводящие вопросы

недопустимы.

5. В ходе опознания могут быть применены научно-технические средства

(фото-, видеосъемка, звукозапись и т.д.).

6. Предъявление для опознания производится в присутствии понятых.

7. О предъявлении для опознания составляется протокол, который

подписывается следователем, опознающим, понятыми, а при предъявлении для

опознания людей – опознаваемым и лицами, которых предъявляли совместно с

ним. Показания опознающего по возможности излагаются дословно.

8. Повторное предъявление для опознания, как правило, не допускается.

6

Осмотр – это неотложное следственное действие по непосредственному

обнаружению, восприятию и исследованию лицом, производящим дознание,

следователем или прокурором объектов, имеющих значение для дела, их

признаков, состояния и взаиморасположения.

Правовая база осмотра: ст.ст. 87, 174, 178–182 УПК.

Фактические основания – это любые фактические данные, полученные как из

процессуальных, так и из непроцессуальных источников, свидетельствующие о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ