Финансы, деньги и налоги
1.
Налогоплательщиками признаются физические и (или) юридические лица, на которых
при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом, возложена
обязанность уплачивать определенный налог.
Обязанность
по уплате налога налогоплательщиками - участниками товарищества может быть
возложена на одного из участников товарищества, осуществляющего деятельность на
территории Туркменистана. Налогоплательщики - участники товарищества несут
долевую ответственность по исполнению обязанности по уплате налога. Термин
"товарищество" применяется в значении, определенном Гражданским кодексом
Туркменистана Сапармурата Туркменбаши.
2.
Лицо может быть признано налогоплательщиком одного или нескольких налогов.
3.
Налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через налогового
агента, законного или уполномоченного представителя.
Налогоплательщик
имеет право:
а)
получать в налоговой службе и иных уполномоченных органах, участвующих в
налоговых правоотношениях, консультации по вопросам применения налогового
законодательства Туркменистана;
б)
представлять свои интересы в уполномоченных органах, участвующих в налоговых
правоотношениях, лично или через своих законных или уполномоченных
представителей;
в)
использовать льготы по налогам при наличии соответствующих на то оснований либо
отказаться от их использования;
г)
получать информацию в налоговой службе о выполнении своих обязательств перед
Государственным бюджетом Туркменистана по налогам;
д)
получать отсрочку или рассрочку по уплате налогов и других платежей в
Государственный бюджет Туркменистана в порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом;
е)
знакомиться с актами проводимых у него налоговых проверок и обследований,
давать пояснения по ним;
ж)
представлять в налоговую службу и ее должностным лицам пояснения по исчислению
и уплате налогов;
з)
производить уплату налогов в счет налоговой задолженности других лиц с
письменным уведомлением об этом налоговой службы;
и)
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных (взысканных)
налогов;
к)
требовать от должностных лиц уполномоченных органов, участвующих в налоговых
правоотношениях, соблюдения законодательства Туркменистана при совершении ими
действий (бездействия) в отношении налогоплательщика;
л)
обжаловать в установленном порядке требования налоговых и (или) таможенных
служб в отношении уплаты налога, а также другие решения, действия или
бездействие уполномоченных органов, участвующих в налоговых правоотношениях, и
их должностных лиц и служащих;
м)
требовать соблюдения налоговой тайны;
н)
требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного незаконными
решениями, действиями или бездействием уполномоченных органов, участвующих в
налоговых правоотношениях, должностных лиц и служащих этих органов;
о)
самостоятельно исправлять ошибки, допущенные при учете объектов
налогообложения, исчислении и уплате налога;
п)
иные права, установленные настоящим Кодексом и иными актами налогового
законодательства Туркменистана.
2.
Права налогоплательщиков, уплачивающих налоги в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Туркменистана, определяются также таможенным
законодательством Туркменистана.
Обязанности
налогоплательщика
1.
Налогоплательщик обязан:
а)
уплачивать налоги, установленные настоящим Кодексом;
б)
встать на учет в налоговой службе в порядке, установленном настоящим Кодексом,
если такая обязанность предусмотрена законодательством Туркменистана;
в)
вести в установленном порядке учет своих доходов, затрат (расходов) и объектов
налогообложения, необходимый для исчисления и уплаты налогов, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом;
г)
представлять в налоговую службу по месту учета налоговые декларации и
финансовую отчетность по тем налогам, в отношении которых он является
налогоплательщиком, в установленном порядке, если иное не предусмотрено
налоговым законодательством Туркменистана;
д)
представлять в налоговую службу, их должностным лицам и служащим при проведении
налоговых проверок и в иных случаях, установленных законодательством
Туркменистана, документы (сведения), необходимые для исчисления и уплаты
налогов;
е)
выполнять требования налоговой службы об устранении выявленных нарушений
налогового законодательства Туркменистана;
ж)
обеспечивать в соответствии с законодательством Туркменистана сохранность
документов, на основе которых ведется бухгалтерский и налоговый учет;
з)
заявлять об использовании налоговых льгот и представлять в налоговую службу по
месту учета документы, подтверждающие право на такие льготы;
и)
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами
налогового законодательства Туркменистана.
2.
Налогоплательщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели - помимо
обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, обязаны в письменной
форме сообщать в налоговую службу по месту постановки на налоговый учет:
а)
об открытии или закрытии расчетных и иных счетов в учреждениях банков за
пределами Туркменистана, в том числе для нерезидентов - только о счетах,
которые используются для осуществления предпринимательской и иной деятельности,
направленной на получение прибыли (дохода) в Туркменистане - в трехдневный срок
со дня открытия (закрытия) таких счетов;
б)
о долевом участии в других юридических лицах (или товариществах) - не позднее
десяти дней со дня начала такого участия. Юридические лица - нерезиденты
Туркменистана обязаны сообщать о таком участии, если это связано с отношениями,
регулируемыми налоговым законодательством Туркменистана;
в)
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Туркменистана, а
для резидентов Туркменистана - и за его пределами, - не позднее десяти дней со
дня их создания, реорганизации или ликвидации;
г)
о прекращении своей деятельности, ликвидации или реорганизации, объявлении
несостоятельности (банкротстве) - не позднее десяти дней со дня принятия такого
решения;
д)
об изменении места нахождения, места управления и (или) места жительства
индивидуального предпринимателя - не позднее десяти дней со дня принятия такого
решения или со дня перемены места жительства.
3.
Обязанности налогоплательщиков, уплачивающих налоги в связи с перемещением
товаров через таможенную границу Туркменистана, определяются также таможенным
законодательством Туркменистана.
6.
Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации,
их права и обязанности
Управление
налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления
и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная
деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению
процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов,
образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с
другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной
налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т.д.
Управление
налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и
специфических задач - на микроуровне.
К
общенациональным задачам управления следует отнести:
• образование
централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых
поступлений;
• установление
наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной
системы;
• составление
краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с
использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации
для принятия решений.
Специфическими
задачами управления можно считать:
• определение
участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;
• разработку
научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей
налогооблагаемой базы;
• осуществление
контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также
проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Общее
управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти
- Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство
РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают
налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ,
как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и
обязательных платежах.
Налоговые
органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В
единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство
финансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и налоговые
инспекции на местах, Федеральная таможенная служба и таможни на местах.
Министерство
финансов РФ
Министерство
финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и
координирующим деятельность в этой сфере федеральных органов исполнительной
власти.
Финансовые
органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:
• совместно
с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;
• принимают
меры к укреплению налоговой дисциплины;
• осуществляют
контроль за нижестоящими финансовыми органами по выполнению ими своих налоговых
обязательств;
• составляют
доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых
инспекций;
• представляют
налогоплательщиками отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением о
принятых решениях налоговых органов;
• решают
вопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций к
налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;
• получают
сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также
другую информацию для регулирования бюджетного процесса.
Федеральная
налоговая служба
Федеральная
налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ
о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за
производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной
продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции
налоговых органов.
ФНС
осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
• осуществляет
контроль а надзор за: соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и
сборов;
• выдает
в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и
оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив,
хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство,
хранение, поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных
изделий;
• осуществляет:
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей в крестьянских (фермерских) хозяйств; установку
и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих проборов на предприятиях и в
организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
• регистрирует
в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую
технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
• ведет
в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный
реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство;
сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых
приостановлено, и аннулированных лицензий на производство,; реестр лицензий на
производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных
складов, в том числе сводный реестр разрешений; единый государственный реестр
лотерей, и др.
• бесплатно
информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих
налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет
порядок их заполнения;
• осуществляет
в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и
штрафов;
• принимает
в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты
налогов, сборов и пеней;
• устанавливает
(утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога;
форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе; форму и требования к составлению акта
налоговой проверки; форму справки о полученных физическими лицами доходах и др.
• осуществляет
в установленном порядке проверку деятельности юр.лиц, физ.лиц, фермерских
хозяйств в установленной сфере деятельности;
• обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
• организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений
граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в
установленный законодательством Российской Федерации срок;
• обеспечивает
мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов
Службы;
• организует
профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных
органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
• осуществляет
в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету
и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
• взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
• проводит
в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для
нужд ФНС, а также на проведение научно-исследовательских работ для
государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Федеральная
таможенная служба
Федеральная
таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и
надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и
административными правонарушениями. ФТС осуществляет свою деятельность
непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,
Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
ФТС
осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
• осуществляет
внимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и
компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления
и своевременность уплаты укзанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по
их принудительному взысканию;
• обеспечивает
соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными
договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу РФ;
• осуществляет
обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного
законодательства РФ;
• осуществляет
таможенное оформление и таможенный контроль;
• обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
• ведет
таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
• информирует
и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников
внешнеэкономической деятельности;
• осуществляет
в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с
перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
• осуществляет
производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких
дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
• осуществляет
дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством РФ;
• осуществляет
в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
• осуществляет
в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами
информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
• осуществляет
функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание ФТС и реализацию возложенных на нее функций;
• обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
• рассматривает
жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных
лиц;
• организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений
граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в
установленный законодательством РФ срок;
• обеспечивает
мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности
находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;
• организует
профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их
переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
• реализует
программы развития таможенного дела в РФ.
Федеральная
служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ.
Основная
сфера деятельности Федеральной службы по экономическим и налоговым
преступлениям - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений
оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением законодательства о
налогах и сборах.
Кроме,
того на эту государственную структуру возложены обеспечение безопасной
деятельности налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных
посягательств при исполнении служебныхобязанностей, а также предупреждение,
выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Налоговая
политика государства
Налоговая
политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования,
направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в
зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Обычно
цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной
экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый
финансовый год через принятие государственного бюджета.
Определив
цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее
осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной
обстановки, а также традиций. Как правило, государство применяет комплексный
подход.
Принято
выделять три типа налоговой политики государства. Первый тип - политика
максимальных налогов. При этом повышение налогов, тем не менее, обычно не сопровождается
ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов. Она
способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный
налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно
высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной
экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются.
Налоговая
стратегия преследует следующие задачи:
• экономические
- обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства,
ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
• социальные
- перераспределение национального дохода в интересах определенных групп путем
стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
• фискальные
- повышение доходов государства;
• международные
- укрепление экономических связей с другими странами, преодоление
неблагоприятных условий для платежного баланса.
Налоговая
политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность
организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая
широкий арсенал различного рода надстрочных инструментов.
К
основным элементам налогового механизма относятся структуры налоговой системы,
межбюджетные налоговые отношения, объекты налогообложения, ставки налогов и
налоговые льготы.
Объекты
налога, ставки и льготы влияют, в основном, на решения микроэкономических
субъектов хозяйствования, так как именно эти элементы определяют объем
налоговых изъятий у конкретных налогоплательщиков.
Эффективность
использования налогового механизма реализуется в высокой собираемости налогов.
7.
Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на
современном этапе социально-экономического развития страны
Налоговая
политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий
целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы
осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных
доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и
цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и
социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая
политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую
систему. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика
используется государством для перераспределения национального дохода в целях
изменения структуры производства, территориального экономического развития,
уровня доходности населения.
Задачи
налоговой политики сводятся к:
- обеспечению
государства финансовыми ресурсами;
- созданию
условий для регулирования хозяйства страны в целом;
- сглаживанию
возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов
населения.
Можно
выделить три типа налоговой политики.
Первый
тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом "взять
все, что можно". При этом государству уготовлена "налоговая ловушка",
когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная
граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном
случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Второй тип –
политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства,
обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально
выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных
программ, поскольку государственные поступления сокращаются. Третий тип –
налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но
при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение
различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной
спирали. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
С
точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не
отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели,
известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно
применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства
являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой
государственного управления вообще.
Если
признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан,
то государственная власть может выбирать одну из двух следующих стратегических
линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя, соответственно, высокую
ответственность за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея
в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на
поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей
населения, и в соответствии с этим на начальных этапах экономического развития
государства тяготеют к относительно низким налогам, на более поздних же этапах,
с развитием форм общественного потребления, происходит переход к более высоким
ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные
государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным
изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том
числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя
из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под
контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не
разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30%
(от ВВП). Среди первых в основном богатые страны с уровнем среднедушевых
валовых доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия
составляют в них весьма значительные суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу
населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. долл. (доля
налогов в ВВП - примерно 33%), в Норвегии-14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП -
42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл.
(доля налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно) [10, 3-7].
Россия
по уровню среднедушевых доходов попадает в категорию стран, занимающих
последние места по уровню среднедушевых доходов в разряде развитых стран, но по
доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами - более 30% в ВВП
(т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Соответственно, размер налогов,
приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. Иначе
говоря, на семью из четырех человек в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов
всех видов, и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает
ее нужды и защищает ее интересы. В настоящее время налоговая политика как
таковая в стране отсутствует, или, точнее сказать, она формируется стихийно, в
результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в
противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и
между собой.
8.
Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
Под
субъектами налогообложения понимаются все категории налогоплательщиков:
юридические лица (предприятия и организации, банки, страховые компании,
посредники и пр.), организации, созданные без образования юридического лица
(филиалы и отделения юридических лиц, паевые фонды, объекты совместной деятельности
и пр.), индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, также
физические лица.
Все
категории налогоплательщиков, кроме физических лиц, не занимающихся
предпринимательской деятельностью, подлежат регистрации в государственных налоговых
органах. Банкам и прочим кредитным организациям запрещено открывать счета
лицам, не прошедшим регистрацию в налоговых органах (кроме физических лиц). Все
счета юридических лиц, предприятий и предпринимателей без образования
юридического лица подлежат регистрации в налоговых органах по месту их
расположения.
Количество
счетов (расчетных или текущих), открываемых налогоплательщиками в банках и
кредитных учреждениях, не ограничивается законодательством, за исключением
случаев, специально оговоренных, например для организаций-недоимщиков.
I.
Налогоплательщики обязаны: 1. уплачивать законно установленные налоги; 2.
встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации,
если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3. вести в
установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,
если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах; 4.
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые
декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5. представлять
налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6. выполнять
законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей; 7. предоставлять налоговому органу необходимую
информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8. в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и
других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; 9. нести иные
обязанности,предусмотренные законодательством о налогах и сборах. II. Налогоплательщики
- организации и индивидуальные предприниматели- помимо обязанностей,
предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый
орган по месту учета: n об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок; n
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не
позднее одного месяца со дня начала такого участия; n обо всех обособленных
подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не
позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; n о
прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве),
ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия
такого решения; n об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти
дней со дня принятия такого решения. III. Плательщики сборов обязаны уплачивать
законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные
законодательством о налогах и сборах. IV. За невыполнение или ненадлежащее
выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик
сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. (Налоговый кодекс (часть первая), раздел II, глава 3, статья 23)
ПРАВА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
I.
Налогоплательщики имеют право: 1. получать от налоговых органов по месту учета
бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и
сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц; 2. получать от налоговых органов
письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и
сборах; 3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах; 4. получать отсрочку,
рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на
условиях, установленных настоящим Кодексом; 5. на своевременный зачет или
возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; 6.
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего
представителя; 7. представлять налоговым органам и их должностным лицам
пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок; 8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9.
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также
требования об уплате налога; 10. требовать от должностных лиц налоговых органов
соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в
отношении налогоплательщиков; 11. не выполнять неправомерные акты и требования
налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу
или иным федеральным законам; 12. обжаловать в установленном порядке решения
налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13. требовать
соблюдения налоговой тайны; 14. требовать в установленном порядке возмещения в
полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или
незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. II. Налогоплательщики
имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами
законодательства о налогах и сборах. III. Плательщики сборов имеют те же права,
что и налогоплательщики.
9.
Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом
законодательстве, основные разделы части первой и части второй
Поскольку
понятие налоговой системы не сводится только к системе налогов, то Налоговый
кодекс Российской Федерации регулирует фискальный правопорядок в целом. При
этом рассматриваются вопросы установления федеральных, региональных и местных
налогов, проблемы возникновения и порядок выполнения обязанностей по уплате
налогов
,
права и обязанности налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля,
ответственность за совершение налоговых нарушений и др. Это позволяет
участникам налоговых отношений получить полную и достоверную информацию о своих
правах и обязанностях.
Во-вторых,
Налоговый кодекс Российской Федерации выступает основой стабильности налогового
законодательства. В вопросе о реформировании налогового законодательства
необходимо найти баланс между потребностью следовать изменениям экономических и
социальных условий, с одной стороны, и необходимостью гарантировать субъектам
предпринимательской деятельности действительность их инвестиционного
планирования, долгосрочных расчетов и т.п.—сдругой.
Первая
(общая) часть Налогового кодекса (VII разделов, 20 глав, 142 статьи)
опубликована в "Российской газете" б августа 1998 (под номером 146-фз
от 31 июля 1998) и введена в действие с 1 января 1999 за некоторыми
исключениями: статьи, устанавливающие перечень налогов и распределяющие их
между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, заморожены Законом о
введении кодекса в действие (147-фз от 31 июля 1998) и вступят в силу только
после отдельного решения. Таковы были условия перемирия Правительства с
региональным и муниципальным лобби в парламенте. Первоначально речь шла о
привязке к вступлению в силу части II, но после того, как ее решили принимать
отдельными порциями, вступление в силу перечня налогов было увязано с отменой
соответствующих статей Закона "Об основах налоговой системы в РФ".
Изменения и дополнения в часть I вносились законами 51-фз от 30 марта 1999
(приостановление п.1 ст.5 - о привязке даты вступления в силу любых поправок к
новому налоговому периоду - до 1 января 2000); 154-фз от 9 июля 1999
(значительные изменения по всему тексту); 13-фз от 2 января 2000 (расширение
прав органов налоговой полиции).
Изменения
и дополнения в закон о введении в действие части I НК вносились законами 155-фз
от 9 июля 1999 (уточнение и детализация некоторых статей); 118-фз от 5 августа
2000 (замена срока введения некоторых норм "до принятия части второй
Кодекса" на "до введения в действие части второй Кодекса и отмены
Закона "Об основах налоговой системы"); 33-фз от 24 марта 2001 (новое
изменение формулировки о дате вступления в силу перечня налогов с переносом ее
из закона о введении в действие ч.1 в закон о введении в действие ч. II).
Зторая (особенная) часть принимается по кускам. Уже приняты и подписаны
следующие главы:
Раздел
VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава
21. Налог на добавленную стоимость
Глава
22. Акцизы
Глава
23. Налог на доходы физических лиц Глава 24. Единый социальный налог (взнос)
Глава 25. Налог на прибыль организаций Глава 26. Налог на добычу полезных
ископаемых Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ Глава 27. Налог с продаж
Всего
в части второй Кодекса, принятой в 1-м чтении в 1998 году, было 32 главы (один
налог - одна глава), сведенные в 4 раздела (федеральные, региональные, местные,
специальные налоговые режимы). Начавшееся в июне 2000 года второе чтение
распространялось только на первые 4 главы - остальные вносятся заново и
проходят по всей процедуре начиная с первого чтения. Часть вторая НК в
изначальном варианте (Раздел VIII, главы 21-24, статьи 143-245) опубликована в
"Российской газете" 10 августа 2000 (под номером 117-фз от 5 августа
2000) и введена в действие с 1 января 2001. Одновременно опубликован
Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
налогах" (118-фз от 5 августа 2000) . Глава 25, статьи 246-333 внесена в
НК законом 110-фз от б августа 2001, опубликованным в "Российской
газете" 8 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
Глава
26, статьи 334-346 внесена в НК законом 126-фз от 8 августа 2001,
опубликованным в "Российской газете" 10 августа 2001, и введена в
действие с 1 января 2002.
Раздел
IX. Глава 27, статьи 347-355: глава внесена в НК законом 148-фз от 27 ноября
2001, опубликованным в "Российской газете" 2 9 ноября 2001, введена в
действие с 1 января 2002 и утрачивает силу с 1 января 2004. Изменения и
дополнения в часть II вносились законами 166-фз от 2 9 декабря 2001 (изменение
отдельных словосочетаний, слов и окончаний слов по всему тексту 21-24 глав);
71-фз от 30 мая 2001 (гл.23 - подоходный налог -изменения по вопросу
налогообложения доходов от операций с ценными бумагами и отмена 35-процентной
ставки для тотализаторов и игровых автоматов); 110-фз от б августа 2001 (гл.23
- подоходный налог - снижена с 30 до 6% ставка налогообложения дивидендов);
118-фз от 7 августа 2001 (гл.22 - акцизы -проиндексированы ставки с 1 января
2002) 12 6-фз от 8 августа 2001 (гл.22 -акцизы - отмена с 1 января 2002 акциза
на нефть и газовый конденсат).
10.
Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой
системе и формировании государственных доходов, порядок определения
налогооблагаемой базы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|