Финансы, деньги и налоги
Следует
отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством
бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их
собственных доходов очень низок. Местные налоги и сборы крайне незначительны и
позволяют покрывать лишь 2-5 % бюджетных расходов[2]. В результате органы
местного самоуправления не всегда в состоянии обеспечить нормальную
жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать
социально-экономическое развитие территорий.
Что
касается процесса прогнозирования доходов, то оно должно основываться на
подробном анализе текущего состояния бюджета и определении закономерностей
развития муниципалитета в различных сферах: экономической, социальной,
демографической, культурной, криминогенной и пр.
19.
Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее
достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное
значение, источники финансирования
Сбалансированность
бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов. При его
составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности
бюджетов всех уровней: лимитирование планируемых расходов бюджета на основе
установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению
государственных или муниципальных услуг, предельных объемов финансирования,
нормативов финансовых затрат; создание эффективного механизма разграничения
расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и
органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными
источниками; изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех
уровней; совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из
бюджетов других уровней; использование эффективных форм бюджетных
заимствований. При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только
в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования
дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы,
составляющие бюджет, используют оборотную кассовую наличность, свободные
остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.
Ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов
федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и
доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем
финансовом году.
Ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в
соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в
федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период.
Ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и
источников финансирования дефицита федерального бюджета.
20.
Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка,
источники формирования, направления использования
Консолидированный
бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории,
используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет
РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ
без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных
трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод
регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в
субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда
обязательного медицинского страхования ТФОМС.
Консолидированный
(сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей
территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации
бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и
расходов в целом по субъекту Федерации.
Звеньями
этой системы являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ —
республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты
краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты
местных административно-территориальных образований — районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты
районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Здесь
необходимо определить понятие "консолидированный бюджет" — это свод
бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при
прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод
федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою
очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов
территорий, административно входящих в субъект Федерации.
С
понятием консолидированного бюджета связано понятие минимального бюджета,
который является расчетным объемом доходов консолидированного бюджета
нижестоящего территориального уровня, покрывающих минимально необходимые
расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Расчеты
минимального бюджета служат базой для формирования отношений между вышестоящими
и нижестоящими органами власти для того, чтобы обеспечить минимальные расходы
бюджета каждого уровня.
21.
Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и
направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы
Пенсионный
фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) —
крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных
услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета
РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов)
действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой
коллектив ПФР — это свыше 130 тысяч социальных работников.
Как
государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для
государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав
граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной
Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального
бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и
10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн пенсионеров и
социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет
пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.
Социально
значимые функции ПФР:
·
назначение и
выплата пенсий (для 39,2 млн пенсионеров);
·
учет страховых
средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
·
назначение и
реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам,
инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям
Российской Федерации и т. д.
·
персонифицированный
учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
·
взаимодействие со
страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов),
взыскание недоимки;
·
выдача
сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
·
управление
средствами пенсионной системы;
·
реализация
Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений
(56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа "тысяча на тысячу");
с
2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному
пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
с
2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в
целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума
пенсионера.
Типичная
ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы[1]. Эти
отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
До
2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального
налога.
С
1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые
взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и
ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки
ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на
обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с
годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок
превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и
пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных
взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному
пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень
пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы,
коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые
взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении
страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином
установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для
мужчин).
Также
с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на
накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две
стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает
сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на
софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый
вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию
своего предприятия два документа — заявление в ПФР о вступлении в программу и
заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из
зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина
(рекомендуемый размер — 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут
вступать и несовершеннолетние граждане.
22.
Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции,
формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении
социальной защиты граждан
Фонд
социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных
внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального
страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР №
600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным
законом "Об основах обязательного социального страхования", а также
иными законодательными и нормативными актами.
Функции:
·
выплата пособий
по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по
временной нетрудоспособности ("больничных")
·
обеспечение льготных
категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение
·
обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами
·
оплата пособий по
беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за
ребёнком до достижения им возраста полутора лет
·
оплата родовых
сертификатов
·
доплата (25 %) за
первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам
·
доплата за
диспансеризацию работающих граждан
·
оплата
дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с
вредными и опасными факторами
·
оплата (полная
или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в
расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и
оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в
учреждения отдыха и оздоровления детей)
·
и др.
Средства
государственного социального страхования расходуются исключительно на цели,
установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с
бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными
в установленном порядке.
Распорядителями
средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных
и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер
отделения Фонда.
Средства
государственного социального страхования направляются на:
1)
выплату пособий:
-
по временной нетрудоспособности;
-
по беременности и родам;
-
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в
ранние сроки беременности;
-
единовременного пособия при рождении ребенка;
-
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет;
-
социального пособия на погребение;
2)
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а
также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные
законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и
оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание,
частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату
проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
3)
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной
основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,
расходования и учета средств государственного социального страхования,
утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой
Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
4)
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5)
финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти,
обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда
(включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях,
установленных законодательством;
6)
проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования
и охраны труда;
7)
осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая
разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда,
активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
8)
участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам
социального страхования.
Выплата
пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей
в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по
социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных
хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через
бухгалтерии работодателей.
Страхователь
не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному
страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму
начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному
страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма
возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной
ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего
счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы
на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в
пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на
календарный год.
Оплата
путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории,
санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное
(диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они
приобретены.
Порядок
частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных
лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом
Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.
Расходы
на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью
Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах
ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.
23.
Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции,
формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов,
их роль в финансировании здравоохранения
ТФОМС
выполняет следующие функции в организации ОМС:
1. собирают
страховые взносы на ОМС;
2. осуществляют
финансирование территориальных программ ОМС;
3. заключают
договоры со страховыми медицинскими организациями (СМО) на финансирование
проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым
нормативам;
4. осуществляют
инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе
предоставляют страховым медицинским организациям кредиты при обоснованной
нехватке у них финансовых средств;
5. формируют
финансовые резервы для обеспечения устойчивости функционирования ОМС, в том
числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема
финансирования территориальных программ (сейчас резерв понижен до ½
месячного объема);
6. осуществляют
выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;
7. разрабатывают
и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории;
8. организуют
банк данных по всем страхователям и осуществляют контроль за порядком
начисления и своевременностью уплаты страховых взносов;
9. участвуют
в разработке тарифов оплаты медицинских услуг;
10.
осуществляют взаимодействие с федеральными и другими территориальными фондами.
Они
образуются за счет:
• части
страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими
хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения;
• средств,
предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС работающего населения (3,4%
ФОТ);
• доходов,
получаемых от использования временно свободных средств за счет инвестирования
их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;
• средств,
взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям,
медицинским учреждениям и другим субъектам;
• средств,
получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение
порядка уплаты страховых взносов.
24.
Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема,
предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на
современном этапе экономического развития
1.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями и иными субъектами международного
права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным
Российской Федерацией.
2.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом,
составляющим государственную казну.
3.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по
формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств
Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской
Федерации.
Формы
государственного долга Российской Федерации
1.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика,
с кредитными организациями, иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;
государственных
займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
договоров
и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров
о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
2.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до
одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными
(свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые
обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются
конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение
условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков
выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
3.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
основная
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
объем
основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем
основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от
бюджетов других уровней;
объем
обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
4.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
объем
обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией;
объем
основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств
иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых
организаций.
25.
Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы,
управление
1.
Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств
субъекта Российской Федерации.
2.
Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации
имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.
3.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в
форме:
кредитных
соглашений и договоров;
государственных
займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг
субъекта Российской Федерации;
договоров
и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров
о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта
Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств
субъектов Российской Федерации прошлых лет.
Долговые
обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах,
за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
4.
В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов
Российской Федерации;
объем
основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;
объем
основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской
Федерации от бюджетов других уровней;
объем
обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской
Федерации.
5.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки,
которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
6.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта
Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются
соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом об особенностях
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
7.
Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации и
органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации используют все
полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для
погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
26.
Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы,
управление
Муниципальный
долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.
Муниципальный
долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом,
составляющим муниципальную казну.
Долговые
обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
кредитных
соглашений и договоров;
займов,
осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
договоров
и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров
о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые
обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах,
за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В
объем муниципального долга включаются:
основная
номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
объем
основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
объем
основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от
бюджетов других уровней;
объем
обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным
образованием.
Органы
местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов
местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания
долга.
Долговые
обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые
определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
27.
Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их
полномочия, концепция реформирования
По
российскому законодательству бюджетный процесс — это регламентируемая
законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению
бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета,
составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Составление
бюджета основывается на:
Бюджетом
послании Президента России;
·
прогнозе
социально-экономического развития соответствующей территории на очередной
финансовый год;
·
основных направлениях
бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
·
прогнозе сводного
финансового баланса по соответствующей территории;
·
плане развития
государственного или муниципального сектора экономики соответствующей
территории на очередной финансовый год (пункт 3 статьи 172 БК РФ).
Порядок
и сроки составления проекта федерального бюджета, а также прядок работы над
документами и материалами, обязательными для представления одновременно с
проектом федерального бюджета определяются Правительством России (часть 3
пункта 1 статьи 184 БК РФ).
Практически
бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных
правоотношений, которые называются:
·
главный
распорядитель бюджетных средств;
·
распорядитель
бюджетных средств;
·
получатели
бюджетных средств.
Главный
распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти
Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета
по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств,
определённый ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Участники
бюджетного процесса определены Бюджетным кодексом, где предусмотрены их
функции, полномочия и ответственность. Отдельные полномочия участников
бюджетного процесса определены Конституцией Украины и другими правовыми актами.
Рассмотрим
наиболее значимые полномочия основных участников бюджетного процесса.
Президент
Украины:
1.
Подписывает Закон о Государственном бюджете Украины на (бюджетный) год.
2.
В случае несогласия с Законом о Государственном Бюджете, принятом Верховным
Советом, накладывает вето.
3.
Вносит в установленном действующим законодательством порядке изменения и
дополнения в государственный бюджет.
4.
Вносит на рассмотрение Верховного Совета законопроекты, в том числе в
первоочередном порядке, которые касаются бюджетного процесса.
5.
Отдает распоряжения, которые могут регулировать отдельные текущие вопросы,
касающиеся бюджетного процесса.
Верховный
Совет Украины:
1.
Разрабатывает предложения к проекту Основных направлений бюджетной политики на
следующий бюджетный период по конкретным макроэкономическим показателям,
определенных в Бюджетном кодексе.
2.
Принимает постановление об утверждении принятия к сведению Основных направлений
бюджетной политики.
3.
Рассматривает проект бюджета в трех чтениях.
4.
Утверждает Закон о Государственном бюджете Украины.
5.
Вносит изменения и дополнения в Закон о Государственном бюджете Украины
6.
Рассматривает и принимает решение по отчету о выполнении Закона о
Государственном бюджете Украины.
Комитет
Верховного Совета по вопросам бюджета:
Принимает
участие практически во всех стадиях бюджетного процесса, а именно:
- рассматривает
и вносит предложения соответственно Основных направлений бюджетной политики;
- берет
участие в подготовке, рассмотрении, уточнении, обобщении предложений,
представленных на всех трех чтениях проекта Закона о
Государственном
бюджете при его прохождении в Верховном Совете;
- рассматривает
отчет о проведении тайных затрат;
-
рассматривает ситуации, связанные с перевыполнением доходной части
Государственного бюджета;
- готовит
доклад, с которым выступает Председатель комитета, о выполнении
Государственного бюджета Украины.
Расчетная
палата:
1.
Осуществляет внешний контроль и аудит финансовой и хозяйственной деятельности
бюджетных организаций по части контроля за использованием средств
Государственного бюджета.
2.
По окончанию бюджетного года готовит выводы по использованию средств
Государственного бюджета.
3.
Осуществляет контроль за проведением тайных расходов, готовит доклад с которым
выступает Председатель Расчетной палаты, - о выполнении Государственного
бюджета.
Кабинет
Министров Украины:
1.
Предоставляет на рассмотрение Верховного Совета проект Основных направлений
бюджетной политики на последующий бюджетный период.
2.
Разрабатывает проект Закона о Государственном бюджете.
3.
Дорабатывает проект Закона о Государственном бюджете Украины
после
первого и второго чтения в Верховном Совете.
4.
Принимает решения о выделении средств из резервного фонда Государственного
бюджета.
5.
Обеспечивает выполнение Государственного бюджета Украины.
6.
Подает годовой отчет о выполнении Государственного бюджета Верховному Совету.
7.
Доводит до сведения Совета министров АРК, местных государственных администраций
и исполнительных органов соответствующих советов положения и показатели
межбюджетных отношений (объемы межбюджетных трансфертов, текстовые статьи).
Министерство
финансов:
1.
Устанавливает единые правила бухгалтерского учета всех финансовых операций,
активов и финансовых обязательств.
2.
Разрабатывает и представляет главным распорядителям бюджетных средств
инструкции по подготовке бюджетных вопросов.
3.
Проводит анализ бюджетного вопроса, поданного главным распорядителем бюджетных
средств на любой стадии бюджетного процесса.
4.
Определяет основные организационно-методические способы бюджетного планирования,
которые используются для подготовки бюджетных вопросов, и разрабатывает предложения
по проекту Государственного бюджета.
5.
В период подготовки предложений по проекту Государственного бюджета рассматривает
и применяет способы по устранению разногласий с главными распорядителями
бюджетных средств.
6.
Подает проект Закона о Государственном бюджете Украины на рассмотрение Кабинету
Министров Украины.
7.
Дорабатывает проект Государственного бюджета после первого и второго чтения в
Верховном Совете Украины.
8.
Осуществляет общую организацию и управление выполнением Государственного бюджета
Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса.
9.
Министерство в лице Министра финансов утверждает и контролирует схему, по которой
выполняется Государственный бюджет Украины.
10.
Осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета на протяжении текущего
бюджетного года.
11.
Устанавливает факт перевыполнения доходной части бюджета.
12.
При существенном невыполнении (больше чем 15 %) доходов бюджета готовит
предложения про внесение изменений в Закон о Государственном бюджете.
13.
Осуществляет контроль (вместе с Расчетной палатой) за проведением тайных
расходов.
14.
Доводит к сведению Совета министров АРК, местных государственных администраций
и исполнительных органов, ответственных советов особенности составления расчетов
в проектах бюджетов на последующий бюджетный период.
15.
Обеспечивает опубликование проекта Закона о Государственном
бюджете,
данных о выполнении Закона по кварталам и по итогам года,показатели сведенного бюджета,
другой открытой информации о выполнении Государственного бюджета.
Государственное
казначейство:
1.
Определяет (по соглашению с Министров финансов) единые правила бухгалтерского
учета всех финансовых операций, активов и финансовых обязательств страны.
2.
Осуществляет операции с средствами государственного бюджета и местных бюджетов.
3.
Осуществляет расчетно-кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств.
4.
Контролирует бюджетные полномочия при расчете начислений, принятия обязательств
и проведение платежей.
5.
Ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность о выполнении Государственного
и местных бюджетов.
6.
Осуществляет бесспорное списание средств с счетов согласно порядка,
установленным Бюджетным кодексом и другими юридическими актами.
Распорядители
бюджетных средств:
1.
На основе плана своей деятельности разрабатывают проекты смет и бюджетные
вопросы и подают их Министерству финансов местному финансовому органу.
2.
Получают бюджетные назначения и доводят в установленном порядке распорядителям
низшего уровня.
3.
Главные распорядители утверждают сметы распорядителей низшего уровня.
4.
Главные распорядители контролируют ход выполнения смет и анализируют эффективность
выполнения бюджетных средств распорядителями низшего уровня.
Национальный
банк Украины:Подает в Верховный Совет и Кабинет Министров:
- проект
основных средств денежно-кредитной политики на последующий бюджетный год;
-
проект смет доходов и затрат НБУ на последующий бюджетный год.
Государственные
органы местного уровня:
1.
Местные финансовые органы разрабатывают и приводят к сведению главных
распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных вопросов.
2.
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских (городов
районного
подчинения) советов, районные государственные администрации
3.
В городах Киеве и Севастополе, подают соответственно районным местным финансовым
органам предложения по показателям проектов соответствующих бюджетов, Определенных
с учетом требований Бюджетного кодекса.
4.
Совет министров АРК, местные государственные администрации и исполнительные органы
советов готовят проекты решений о соответствующих местных бюджетах.
5.
Верховный Совет АРК и соответствующие советы утверждают бюджеты и отчеты об их
выполнении.
6.
Совет министров АРК, местные государственные администрации, исполнительные органы
соответствующих советов обеспечивают выполнение соответствующих местных
бюджетов.
28.
Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления
проекта федерального бюджета
оставлению
проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых
балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют
разработку проектов бюджетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|