бесплатные рефераты

Финансы, деньги и налоги

16. Счетная палата Российской Федерации: основные задачи, принципы осуществления контроля, состав и структура Счетной палаты, порядок деятельности


Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Состав и структура Счетной палаты

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Принципы осуществления контроля

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по обращению не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

17. Негосударственный финансовый контроль в Российской Федерации: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль. Контроль финансово-кредитных органов - денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

Виды аудиторских проверок:

• обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду;

• инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально- экономического развития

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

Принципы финансовой политики:

– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы по строения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства

19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики

Для реализации финансовой политики, успешного ее про ведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполни тельных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы де нежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются сте пенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На пред приятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между пред приятием и государством, корректировались ставки налогов и др.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.

Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нрав­ственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Финансовое планирование основано на следующих задачах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод математического моделирования;

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– метод коэффициентов;

– метод экстраполяции и др.

Последовательность финансового планирования включает следующие пять основных стадий

1. Долгосрочное целеполагание. С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы (переходные системы накладывают отпечаток на целеполагание) основная цель - максимизация благосостояния владельцев капитала - достигается с помощью обширного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный передел собственности): формирования целевой структуры капитала: обеспечения ликвидности ценных бумаг корпорации: оптимизации размера капитала: выбора между внешним (слияние и поглощение) и внутренним ростом капитала.

Составление долгосрочных финансовых танов. Долгосрочные планы описывают не только то. что корпорация ставит целью достичь, но и каким образом. Финансовый прогноз (как правило, на срок от 2 до 10 лет) на этом этапе является необходимым элементом финансового плана. Основное внимание в долгосрочных финансовых планах уделяется обоснованию выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных затрат по годам, выбору источников привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника.

Составление краткосрочных финансовых танов включает формирование краткосрочных программ финансирования (на 1-2 года), принятие решений по оборотному капиталу и планирование объемов текущих активов. Основой краткосрочного финансового планирования является прогноз денежных потоков.

Обоснование отдельных статей расходов (или так называемый процесс индивидуального бюджетирования). Любой план действий (любое решение) должно сопровождаться сметой расходов (составлением бюджета). Бюджет определяет потребность в ресурсах для достижения конкретного результата служит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат.

Разработка консолидированного бюджета. Индивидуальные бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет, на основе которого могут быть оценены денежные потоки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) н разработаны планы финансовых показателей.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые корпорация стремится получить в будущем.

Прогнозирование включает три основных этапа.

Выявление специфических финансовых показателей, определяющих наиболее вероятностный прогноз. Обычно объем продаж и величина реализационного дохода являются первыми показателями, так как реализационный доход - одни нз важнейших элементов финансового планирования.

Выбор приемлемого метода прогнозирования. Методы финансового прогнозирования широко варьируются используемыми допущениями и используемыми данными. Не всегда сильно формализованные методы обеспечивают наилучший результат. Выбор осуществляется не по степени учета всех факторов, а по приемлемости применительно к конкретной ситуации, потребностям и возможностям финансового менеджера. Методы прогнозирования могут быть разбиты на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный доход могут быть оценены на основе мнения одного высококвалифицированного эксперта или на основе оценок множества менеджеров по продажам. Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Среди объективных методов: трендовое прогнозирование, метод доли реализационного дохода (статистические методы (регрессионные модели, модели средних показателей, метод "затраты - выпуск").

3. Проверка предположении, используемых при прогнозировании. Все прогнозы базируются на тех или иных предположениях. Например, наиболее часто используется предположение, что финансовые показатели по прошлым годам являются верными индикаторами будущих показателей. Финансовый менеджер должен оценить корректность выбранных предположений и провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменению предположений. Необходимо также включить в рассмотрение внешние н внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.

21. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: понятие, субъекты и объекты, формы и методы финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, ее территориальные пропорции, социальные процессы

В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Безусловные стратегические задачи России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений:

• создание условий для реализации гражданами своих прав на высокий уровень образования, соответствующий потребностям развития экономики;

• улучшение здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта, туризма;

• развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;

• создание цивилизованного рынка труда;

• обеспечение адресной и дифференцированной поддержки за счет бюджетных средств граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

• повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;

• проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Величина прожиточного минимума устанавливается в стоимостном выражении в соответствии с методикой Минтруда России и зависит от экономических, климатических, демографических и ряда других факторов.

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны в сторону либерализации предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально- экономического развития. Здесь мы подошли к практическим вопросам функционирования системы государственного регулирования социально-экономических

процессов (далее — ГРСЭП). Следует подчеркнуть, что модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов. Не ограниченная правилами система рыночных отношений может привести к диспропорциям в производстве товаров и услуг, структурной деформации экономики, экспансии импортеров, увеличению имущественной дифференциации населения

Для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы распределение в обществе было более справедливым и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относится косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

Рассмотрим более подробно роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики.

Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве.

Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Такое изъятие доходов представляет собой огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения структуры совокупного потребления. Через изъятие части доходов в бюджет и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямому воздействию со стороны государства поддаются некоторые экономические показатели. Например, установлением прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

—> расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;

—> объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;

—> величина потребления вновь созданной стоимости и др.

Увеличивая суммы налоговых отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов, государство или органы местной власти ограничивают производственные возможности последних, при снижении уровня налоговых изъятий их производственный потенциал повышается.

Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения (или дотирования) государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий. Как уже отмечалось в 3.4, либеральная модель общественного развития предполагает снижение налогового бремени на производство. Социальная же ориентация политики обусловливает высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. В нашей стране показатель отчуждаемой в бюджет и во внебюджетные фонды доли средств до недавнего времени значительно превышал аналогичные данные в экономически развитых странах. На достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков направлена налоговая реформа, принципиальные положения которой отражены в программных документах и Налоговом кодексе РФ. Ее цель в первую очередь заключается в снижении налоговой нагрузки на бизнес путем либерализации налоговой системы.

Государство намеревается усилить защищенность плательщиков налогов и вернуть в легальную сферу капиталы, выведенные из налогообложения. Общественное назначение государственных расходов проявляется через их состав, структуру, классификационные признаки. Расходные полномочия государства состоят в перераспределении общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан. Базовым правовым документом в части расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ. Большое значение для структуры государственных расходов имеет макроэкономическая политика, ключевым звеном которой является бюджетная политика. Идеи, цели, задачи бюджетной политики в переходный период, методы и формы ее практической реализации проявляются через параметры бюджета и построение межбюджетных отношений. В процессе бюджетного регулирования выделяются следующие основные задачи:

• формирование бюджетных доходов, их определенной структуры на текущий период и среднесрочную перспективу;

• аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;

• межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;

• управление (координация) всем бюджетным процессом.

Иначе говоря, в плоскости бюджетной политики лежит вектор регулирования темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Расходы государства подразделяются на текущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их направленность на выполнение государством своих функций — социальных, экономических, управленческих, экологических, военных и т.п. В связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач остановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса.

Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов. В этой связи нужно отметить, что посредством целого ряда регулирующих мероприятий в социальном комплексе предстоит решить одну из важнейших задач — приведение обязательств государства по обеспечению населения минимально необходимыми социально значимыми услугами в соответствие с его финансовыми возможностями, в частности, путем стандартизации и нормирования.

Реформирование социальной сферы предусматривает: расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом необходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг; разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Круг ГМСС будет включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, нормы и нормативы материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Это может быть перечень бесплатных услуг в любой из социальных отраслей, оказание которых гарантируется государством. Например, обучение в обычной общеобразовательной школе в пределах базового учебного плана может быть определено как ГМСС, который полностью подлежит оплате за счет бюджета. Обучение по гимназической программе может предусматривать долевое участие в расходах родителей, если предположить, что набор учебных предметов и условия обучения в гимназии превышают минимальные значения социального стандарта.

К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию.

Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Выше мы отмечали, что наряду с правовыми и финансовыми аспектами системы государственного регулирования важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов правления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально-экономических реформ.

22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования

Образование некоммерческих организаций в том виде, в котором мы видим их сегодня в России, началось в начале 90-х годов XX века. Общие нормы деятельности некоммерческих организаций были определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Законы о некоммерческих и благотворительных организациях, принятые несколько позже расширили виды их организации и развили принципы их деятельности. В налоговом законодательстве стало учитываться появление новой формы организации. В то же самое время, на практике система бухгалтерского учёта в некоммерческих организациях практически не развивалась.

В последнее время стали публиковать, издавать и предлагать огромное количество всевозможных, а порой и взаимоисключающих вариантов по отражению тех или иных хозяйственных операций в финансовом учёте некоммерческих организаций. Однако, в то же время начала становиться необходимой выработка целостной системы финансового учета в некоммерческих организациях, которая бы охватывала все стороны их деятельности от формирования отчетности до определённых хозяйственных операций.

В настоящее время сложилось два различающихся по концепции подхода к построению системы учета в некоммерческих организациях:

·              аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

·              аналогично бюджетным организациям.

Главнейшим направлением финансового учёта некоммерческой деятельности является, с одной стороны, учёт целевых поступлений и целевых расходов, с другой - отражение в учёте состояния и движения имущества, рассматриваемого как следствие выполнения сметы. При всём этом, целевые поступления должны соответствовать целевым расходам - в некоммерческой деятельности отсутствует понятие прибыли. В действительности вышесказанное вовсе не означает, что все целевые средства в некоммерческой организации по состоянию на конец определённого периода должны быть израсходованы. Напротив, вполне вероятна ситуация расчёта целевых программ на ряд лет. Именно тогда и расходование целевых средств будет осуществляться в течение всего срока реализации программы. Иногда имеет место быть иной вариант: средства, полученные на программу, не реализуют её полностью. В этом случае часть расходов покрывается в течение следующих финансовых периодов.

Невозможно изменение целевого назначения средств без письменного согласия жертвователя. В том случае, когда это согласие не получено, средства подлежат возврату, так как средства, которые используют не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Из этого следует, что основной упор в учёте некоммерческих организаций делается на подтверждение целевого расходования средств, которые получены на выполнение определенных программ. Для таких некоммерческих организаций, как фонды, фондовые биржи, а также наиболее крупные некоммерческие организации, в состав годовой отчетности включается аудит, представляемый в налоговые службы.

Некоммерческая деятельность организации должна соответствовать документам устава организации, а коммерческую деятельность, которая также может входить в сферу деятельности организации, в финансовом учёте необходимо обособить от некоммерческой.

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

§ прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

§ непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции - одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью труда, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ