бесплатные рефераты

Финансы, деньги и налоги

России и другим странам СНГ необходимо банковское законодательство в соответствие с общепринятыми в международном банковском бизнесе базельскими стандартами по достаточности капитала I и II уровней, расчетами свободного капитала и т.д. Тогда и наши средства массовой информации откажутся от так называемого рейтинга по активам, а будут, как журналы лондонского Сити The Banker или Euromoney, составлять списки ведущих банков по ядру капитала, с обязательным опубликованием рейтинговых оценок международных рейтинговых агентств.

29. Институциональная структура глобальных финансов: международные кредитно-финансовые организации, основы их функционирования, источники и порядок формирования международных финансовых фондов, направления использования средств этих фондов

Международные публичные финансы представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования — на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так,транснациональные банки (ТНБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различных странах, однако они не могут быть отнесены к тину международных публичных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными коммерческими банками.

Первой международной публичной финансовой организацией можно считать основанный в 1930 г. рядом центральных банков в Базеле Банк международных расчетов (Банк Гог 1п(егпаНопа1 5еИ1е-теп1), который явился предтечей других организаций.

Однако лишь учреждение на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Международного валютного фонда (1п1егпаПопа1 Мопе1агу Рип<1) п Международного банка реконструкции и развития (1п1ег-па(юпа1 Вапк Гог Кесоп51гисПоп апс! Е)еуе1ортеп() явилось серьезным шагом в развитии международной валютно-финансовой системы. До перехода к системе фиксированных паритетов, т. е. при системах золотого и золотодевизного стандарта, все международные финансовые проблемы глобального характера решались на международных конференциях. Отсутствовали, таким образом, органы постоянного мониторинга за развитием мировой финансовой системы, вырабатывающие принципы ее функционирования и оказывающие финансовую помощь отдельным странам для решения их экономических проблем.

В дальнейшем возникли еще несколько организаций, каждая из которых, выполняя определенный круг задач, в целом может быть отнесена к международным публичным финансовым организациям.

Международные публичные финансовые организации проводят свои операции п интересах стран-членов и для урегулирования отношений между ними. В то же время цели и задачи, механизм образования, масштабы и характер деятельности этих организаций в некоторых отношениях различаются.

Выработка принципов функционирования мировой финансовой системы и межгосударственное регулирование ватютно-кредитных и финансовых отношений — прерогатива Международного валютного фонда и, в более ограниченной степени, Международного банка реконструкции и развития (межгосударственная кредитная политика), который является основной организацией Группы Всемирного банка (ГВБ).

Аналогичные ключевые функции на региональном уровне выполняют Европейский центральный банк (ЕЦБ), Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АзБР). ЕЦБ одновременно выступает как межгосударственный центральный банк всех банков зоны евро.

Особую роль играет Банк международных расчетов (БМР), который, с одной стороны, можно рассматривать как орган, вспомогательный для МВФ и ГВБ, а с другой стороны, выполняющий функции, нетипичные для других международных публичных финансовых организаций (МПФО). основной из которых является создание и поддержание системы многосторонних клиринговых расчетов.Большинство МПФО оказывает в различных формах финансовую помощь странам-членам в экономическом развитии, преодолении дефицита платежного баланса н решении других экономических проблем.

Следует отметить, что большое значение для стабилизации мировой финансовой системы, урегулирования проблем внешней задолженности играют так называемые неформальные международные финансовые "организации", т. е. организации, не имеющие правового статуса, счетов и других атрибутов. К ним относятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов. При этом лишь Парижский клуб можно рассматривать как международный публичный финансовый орган или форум межгосударственного уровня. Лондонский клуб создан коммерческими банками разных стран. Как форумы для решения межгосударственных экономических и финансовых проблем, можно рассматривать также группы С-7, С-10, С-77.

30. Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

•        федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

•        бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (о внебюджетных фондах см. гл. 11). Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

•        местные бюджеты.

Ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации — федеральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы. Государственный бюджет оказывает воздействие им все зпемья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Расходы государственного бюджета в мировой практике традиционно содержат следующие статьи:

•        затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидни местным бюджетам на эти цели (трансферты);

•        затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;

•        расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;

•        административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;

•        платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание долга).

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов пли иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды В бюджете последних лет формировались: Федеральны/! дорожный фонд Российской Федерации; Федеральный экологический фонд Россииской Федерации; Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и т. п.

Уверенность в будущем для страны, являющаяся результатом: последовательного развития инфраструктуры, инновационного и природно-ресурсного потенциала; обеспечения демократии, законности, правопорядка, гражданских прав и свобод; интеграции в международное сообщество, последовательной защиты внешнеполитических интересов; готовности к отражению внешних и внутренних угроз национальной безопасности; роста эффективности государства, устойчивости и надежности финансовой системы.

Вопросы по дисциплине "Бюджетная система Российской Федерации"

1. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

2. Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений


Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Консти­туции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской Федерации: республиканские бюджеты республик РФ, областные бюджеты областей, краевые бюджеты краев, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- местные бюджеты: районные бюджеты, городские бюджеты, поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты го­сударственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

в федеральный бюджет на 2000 год включены средства 9 целевых бюджетных фондов:

- Федерального дорожного фонда РФ;

- Федерального экологического фонда РФ;

- Государственного фонда борьбы с преступностью;

- Фонда Министерства РФ по атомной энергии;

- Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;

- Федерального фонда Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.

Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

3. Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура, принципы построения, направления совершенствования в рамках проводимых в стране реформы местного самоуправления, бюджетной реформы и реформы межбюджетных отношений


Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

·              федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·              бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·              местные бюджеты, в том числе:

·              бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

·              бюджеты городских и сельских поселений. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

- единства бюджетной системы;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего совокупного покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Необходима разработка новой стратегии межбюджетных отношений, в которой должны найти отражение и такие принципы разграничения, распределения и перераспределения бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов, которые позволили бы создать не простую совокупность, а систему межбюджетных отношений, отличающуюся реальным взаимодействием ее частей.

Без создания стабильной и весомой налоговой базы для субъектов РФ и муниципальных образований невозможно обеспечить развитие территорий, а значит - и экономики в целом. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, решен вопрос о долговременном закреплении налогов и неналоговых доходов за бюджетами субъектов РФ; в Бюджетном кодексе РФ утверждены долговременные нормативы распределения доходов от всех важнейших федеральных налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ.

Таким образом, необходимо выстроить такую систему бюджетных отношений, которая реально позволяет четко разграничить сферы деятельности федерального центра, регионов и муниципальных образований, наделив каждый из уровней управления не только полномочиями, но и адекватными этим полномочиям финансовыми ресурсами. Без этого повысить эффективность работы субфедеральных и муниципальных органов управления не удастся.

4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений

Бюджетный федерализм – принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

- активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

В соответствии с "Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" совершенствование межбюджетных отношений в РФ будет проводиться по следующим направлениям:

1.           упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;

2.           разграничение расходных полномочий;

3.           разграничение налоговых полномочий и доходных источников;

4.           совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;

5.           улучшение управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения, неупорядоченностью территориального организации муниципальных образований.

В сфере совершенствования разграничения расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.

В области разграничения налоговых полномочий планируется существенно повысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшив роль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в российской модели бюджетного федерализма.

Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих. Кроме того, в результате реализации "Программы" финансовая помощь должна выделяться в соответствии с принципами стабильности (предсказуемости финансовой помощи) и прозрачности методик расчета.

5. Бюджетный кодекс: общая характеристика


Бюджетный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации.Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1.      федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2.      бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.      местные бюджеты.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации :

•        единства бюджетной системы Российской Федерации;

•        разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

•        самостоятельности бюджетов;

•        полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•        сбалансированности бюджета;

•        эффективности и экономности использования бюджетных средств;

•        общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

•        гласности;

•        достоверности бюджета;

•        адресности и целевого характера бюджетных средств.

6. Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах ВВП


•        Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

•        Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

•        Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;

•        Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом

•        Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:

1.      За счет налоговых поступлений;

2.      За счет неналоговых видов доходов;

3.      За счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.

- доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

- иные неналоговые доходы.

Структура:

·              НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

·              НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:

·              НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

·              НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

·              НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

·              НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

·              НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

·              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

·              НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

·              ПРОЧИЕ ДОХОДЫ:

7. Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах ВВП


Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;

субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета.

В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению субвенций, предусмотренных абзацами пятым и шестым пункта 1 настоящей статьи, исполняются путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам субвенций из Федерального фонда компенсаций в порядке, установленном статьей 133 настоящего Кодекса.

Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).

Дефицит федерального бюджета РФ в 2009 году составил 5,9% ВВП, а с учетом расходов из фонда национального благосостояния (ФНБ) - 6,4% ВВП. В конце декабря Кудрин говорил, что дефицит бюджета-2009 составит 6,3-6,4% ВВП, а раньше он называл цифру в 6,9% ВВП.

8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки


Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений, по созданию бюджетного механизма и управлению финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1. удержать экономику от спада производства.

2. обеспечить финансовую стабилизацию.

3. стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе.

4. сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства.

5. укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов.

6. создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов.

7. усилить контроль за величиной государственного долга.

Бюджетная политика в своем развитии прошла два этапа, которые характеризуются как фискальный (1991-1995 гг.) и не инфляционный (с 1996 года по настоящее время). Первый этап развития госбюджета был достаточно тяжелым, т.к. формирование бюджета государства переходящего от административно-командной плановой экономики к рыночной осуществлялось в условиях экономического кризиса. Резкое снижение валового внутреннего продукта, повлекшее снижение доходов в госбюджет, а также неэффективная структура доходов и расходов явились причинами бюджетного кризиса. Требовалось проведение бюджетного реформирования, первый этап которого должен был создать условия для стабилизации экономики и обеспечить основу для дальнейшего устойчивого экономического роста. Второй этап развития бюджета характеризуется как не инфляционный, в ходе которого предполагалось решение следующих задач:

- формирование сбалансированного бюджета;

- дальнейшее совершенствование и универсализация системы налогообложения;

- оптимизация расходов бюджета, в частности переход от практики безвозмездного финансирования отраслей народного хозяйства к их инвестированию;

- дальнейшее развитие бюджетного законодательства.

Уровни бюджетной системы России, вертикальные и горизонтальные потоки в ней бюджетных средств. Вертикальное перераспределение средств осуществляется по уровням бюджетной системы, поэтому мы рассмотрим количество уровней бюджетной системы, для чего обратимся к видам органов власти и населенных пунктов, существующих в РФ. Горизонтальное перераспределение средств рассмотрим на примере финансовых взаимоотношений между налогоплательщиками и денежными фондами, расположенными на разных уровнях бюджетной системы и в разных регионах.

9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм


Финансовые механизмы делится на:

·                   - финансовый механизм организаций;

·                   - страховой механизм;

·                   - механизм функционирования государственных органов;

·                   - кредитную политику.

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.

Финансовая политика на современном этапе. В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1. проведение мероприятий по переводу предприятий па рыночные отношения;

2. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;

3. комплекс мер по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:

- разумная приватизация государственного сектора;

- дальнейшее развитие антимонопольной политики;

- совершенствование действующей налоговой системы;

- финансовое обеспечение конверсии;

- развитие финансового рынка;

- ликвидация бюджетного дефицита;

- сокращение внутреннего и внешнего долга.

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

·                   систему расчетов

·                   аренду

·                   страхование

·                   залоговые операции

·                   траст

·                   лизинг

·                   факторинг

Блок 1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя:

·          планирование

·          прогнозирование

·          самофинансирование

·          инвестиционную программу

·          кредитование

·          выпуск ценных бумаг

·          налогообложение

Блок 2. Правовое обеспечение:

·             правовые акты;

·             законы;

·             указы;

·             постановления Правительства;

·             приказы, распоряжения, письма Минфина и т.п.

Блок 3. Финансовые рычаги:

·               прибыль

·               доход

·               амортизационные отчисления

·               финансовые санкции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ