бесплатные рефераты

Финансы, деньги и налоги

Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоемкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности). В настоящее время в условиях постоянного совершенствования информационных технологий практически все организации обновляют компьютерную технику и программное обеспечение к ней, реализуя выбывающее имущество.

В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предоставленным организацией займам, проценты по банковским депозитам и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.

Внереализационные доходы разных организаций не совпадают по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то соответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.

Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке.

Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее, коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации.

Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.

Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных ("материнских") компаний, учредителя (учредителей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала.

За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.

1. Денежные доходы коммерческой организации - это:

прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.

2. Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.

3. Денежные поступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной ("материнской") компании, от вышестоящей организации, за счет внутри - и межотраслевого перераспределения.

Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:

·              капитальные вложения;

·              расширение оборотных фондов;

·              осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

·              уплата налогов;

·              размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы;

·              распределение прибыли между собственниками организации;

·              стимулирование работников организации и поддержка членов их семей;

·              благотворительные цели.

24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей

Особенностью этих финансовых ресурсов являются способ их формирования. Они формируются из собственных денежных накоплений. Привлечение для этих целей заимствование средств от банковских структур весьма проблематично, т.к. банкам нужны гарантии возврата, а кроме залога транспортных средств и квартир, предприниматель предложить практически ничего не может. Кроме того, потребуется страхование этих залогов, а это будут будущие финансовые издержки. О последствиях для предпринимателя при таких залогах при несостоятельности и говорить не приходится.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

·                   формирование инфраструктуры поддержки и развития;

·                   создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

·                   установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

·                   поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают:

·                            меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях;

·                   перспективные направления развития и приоритетные виды деятельности;

·                   меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки;

·                   меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

·                   предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

·                   меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Фонд поддержки малого предпринимательства. Эта некоммерческая организация создается в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих.

Итак индивидуальный предприниматель начинает свою деятельность. Из сформированных финансовых ресурсов (начального капитала) необходимо создать производственные условия:

-подготовить рабочее место (производственные площади). Как правило, эти площади берутся в аренду (значительно реже в собственности);

- в подавляющем большинстве предприниматели приобретают и регистрируют в налоговых органах кассовые машины;

- приобретают инвентарь, оборудование и другие необходимые для работы предметы и материалы.

25. Страхование в Российской Федерации: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка

Классификация рисков может быть достаточно разнообразной в зависимости от критерия, положенного в основу. Учитывая то, готов ли субъект взять на себя ответственность за страховое возмещение убытков пострадавшим вследствие наступления нежелательных, уязвимых с точки зрения экономических ( других) интересов событий, различают страховые и нестраховые риски.

Страховой рынок – часть финансового рынка, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее.

Главной функцией страхового рынка является аккумуляция и распределение страхового фонда с целью страховой защиты общества.

Объективная необходимость возникновения и развития страхового рынка предопределяется наличием общественной потребности на страховые услуги и наличием страховщика, способного их удовлетворить.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации страхового рынка, различают институциональную, территориальную, отраслевую и организационную структуры.

Институциональная структура основывается на разграничении частной, публичной комбинированной формы собственности, на которой создается страховая организация. Она может быть представлена акционерными, корпоративными, взаимными, государственными страховыми компаниями. Закон Украины "О хозяйственных обществах" регламентирует более конкретное использование разнообразных организационно-правовых форм хозяйственных объединений.

В территориальном аспекте выделяют местный (региональный), национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки:

· местный (региональный) удовлетворяет страховые интересы региона;

· национальный – интересы, которые переросли границы региона и расширсь до уровня нации (государства);

· мировой – удовлетворяет спрос на страховые услуги в масштабе мирового хозяйства.

По отраслевому признаку выделяют рынки личного и имущественного страхования. Каждый из названных имеет свою структуру (сегментацию).

Организационная структура страхового рынка может быть представлена так:

1. Страховое общество страховая компания, где происходит формирование страхового фонда и переплетаются индивидуальные, коллективные и групповые интересы.

Свои отношения с другими страховщиками экономически обособленные страховые общества строят на основе совместного страхования и перестрахования.

2. Страховые общества могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы и другие объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их образование не противоречит законодательству Украины. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью.

3. Общества взаимного страхования – юридические лица – страховщики, созданные в соответствии с Законом Украины "О страховании" с целью страхования рисков этого общества. Уплата страхового платежа осуществляется за счет чистой прибыли, которая остается в распоряжении членов общества, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Каждый член общества при условии использования им всех обязательств перед обществом взаимного страхования, независимо от суммы страхового взноса, имеет право получить полностью необходимое страховое возмещение в случае наступления страхового случая.

4. Страховые агенты и страховые брокеры – страховые посредники, – через которых страховщики осуществляют страховую деятельность. Закон Украины о страховании (ст. 14) определяет их функции таким образом:

Ø страховые агенты – граждане юридические лица, которые действуют от имени и по поручению страховщика и выполняют часть его страховой деятельности (заключение договоров страхования, получение страховых платежей, выполнение работ, связанных с выплатами страховых сумм и страхового возмещения). Страховые агенты являются представителями страховщика и действуют в его интересах за комиссионное вознаграждение на основании договора со страховщиком;

Ø страховые брокеры – граждане юридические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке как субъекты предпринимательской деятельности и осуществляют посредническую деятельность на страховом рынке от своего имени на основании поручений страхователя страховщика. В некоторых странах через страховых брокеров осуществляется подавляющее большинство всех видов страхования, в других – только страхование больших, новых и малоизвестных рисков. Наибольшего развития институт брокеров достиг в Великобритании.

Посредническая деятельность страховых агентов и страховых брокеров в пользу иностранных страховщиков на территории Украины не допускается, если другое не предусмотрено международными договорами Украины.

5. Перестраховывающие компании (перестраховщики) – организации, которые не выполняют прямых страховых операций, а принимают в перестрахование риски других страховщиков и могут передавать часть из них в ретроцесию.

6. Моторное (транспортное) страховое бюро – юридическое лицо, которое содержится за счет средств страховщиков, которым позволено заниматься страхованием ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам, и за условиями, предусмотренными международными договорами Украины относительно указанного вида страхования.

7. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью – осуществляет надзор со стороны государства с целью соблюдения требования участниками страхового рынка законодательства Украины о страховании, эффективного развития страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей. Основными функциями Комитета по делам надзора за страховой деятельностью являются:

1) ведение единого государственного реестра страховщиков (перестраховщиков);

2) выдача лицензий на проведение страховой деятельности;

3) контроль за платежеспособностью страховщиков относительно выполнения их страховых обязательств перед страхователями;

4) установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой деятельности;

7) участие в осуществлении мер относительно повышения квалификации кадров для страховой деятельности.

26. Финансы страховых организаций: понятие, факторы, обусловливающие особенности организации финансов страховых организаций и суть этих особенностей, источники формирования и использования финансовых ресурсов

Страхование как система финансовой зашиты. Страхование представляет собой систему экономических отношений, основанную на объединении экономического риска отдельных субъектов и созданную с целью снижения финансовых потерь, связанных с ним. Осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов.

Основные принципы организации страхования. Как и любой сложный вид деятельности, страхование имеет свою внутреннюю логику, в наиболее акцентированном виде выражаемую в его принципах. Соблюдение нижеприведенных принципов определяет экономико-организационный механизм страхования — участники страхования делают небольшие взносы, с тем чтобы в общей сумме их в виде страхового фонда хватило на выплаты тем участникам страхования, с которыми произошли страховые случаи.

Принцип учета психологического фактора. Большинство людей отдает предпочтение известным, но малым потерям перед неизвестными, но возможно большими потерями. Люди согласны терять известную часть доходов как плату за то, чтобы не встречаться с неизвестными ситуациями, которые могут привести к большим экономическим потерям.

Принцип объединения экономического риска. Каждый из участников страхования свою ответственность по несению отдельного риска передает в страховой пул — страховщику, на уровне которого эти индивидуальные риски объединяются.

Принцип солидарности, раскладки ущерба. Все участники страхования вносят страховые взносы, и за счет определенной части этих взносов формируются страховые фонды страховой организации. Средства этих фондов используются на покрытие ущерба и потерь, возникающих при наступлении страховых случаев. Каждый участник страхования платит относительно небольшой страховой взнос, но теряет его, если ничего не произошло. Однако если страховой случай все же произойдет, он получает большее финансовое возмещение — в несколько раз больше по размеру, чем уплаченный им страховой взнос. Солидарность проявляется в том, что страховая выплата отдельному участнику при наступлении страхового случая складывается из страховых взносов всех участников страхования независимо от того, произошел с каждым из них страховой случай или нет.

Принцип финансовой эквивалентности. Его соблюдение означает, что все денежные средства, которые за определенный период собраны со всех участников страхования и предназначены для возмещения ущерба, должны быть возвращены в виде страховых выплат за такой же период.

Страховой резерв страховой организации — это фонд, образуемый ею за счет полученных страховых взносов и предназначенный для выполнения принятых страховых обязательств в порядке и на условиях, предусмотренных как существующим законодательством, так и заключенным договором страхования.

Как и в мировой практике, по принятой в настоящее время в России классификации выделяют страховые резервы: (а) по страхованию жизни (для накопительных видов страхования) и (б) по видам страхования иным, чем страхование жизни (для рисковых видов страхования). К первой группе — накопительным видам страхования — относятся договоры по страхованию жизни. Это договоры личного страхования, заключаемые на срок не менее одного года и, как правило, предусматривающие покрытие двух основных видов рисков — риска смерти VI риска дожития. Ко второй группе — рисковым видам страхования— относятся договоры иные, нежели договоры по страхованию жизни. Эти договоры заключаются на срок не более одного года, предусматривают только покрытие риска и не включают капитализацию взноса, т. с. они "не обещают" страхователю получение инвестиционного дохода.

27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в ВТО

Таможенная политика государства. По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин:

1) адвалорные – в процентах к таможенной стоимости товара;

2) специфические – в абсолютных размерах на единицу товара;

3) комбинированные – сочетают первые и вторые;

4) особые:

а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);

б) специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств);

в) антидемпинговые (когда цена импортных товаров ниже стоимости);

г) компенсационные (при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).

Россия была почти единственной страной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях.

Финансовое регулирование импорта и экспорта. Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет крупномасшабная утечка капитала.

Основные формы нелегального бегства:

1) недополучение экспортной выручки;

2) невозвращенная предоплата импорта;

3) контрабанда;

4) экспортные кредиты предприятиям.

Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов – технические, на пополнение рублевой массы. Вся эта масса переоформлена в государственный долг. Россия продолжает предоставлять кредиты. Многие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предприятиями.

Со странами дальнего зарубежья. Россия – основной преемник кредитора СССР. К началу 1990 г. было выдано кредитов на 26 млрд руб., в том числе 18 % должна Куба, по 11 % – Монголия и Вьетнам, 10 % – Индия, 8 % – Сирия, 6 % – Польша, 4 % – Ирак, 3,5 % – Афганистан и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кредиты не способствовали экономическому процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те, кто делает это, осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях.

Финансовые отношения с международными организациями. Россия участвует в настоящее время в международных организациях ООН: некоммерческих, содействия экономическому и культурному развитию, а также в международных финансово-кредитных организациях. Квоты взносов в ООН определяются пропорционально доле страны в мировом ВВП. Значительно финансовое участие российского правительства в ЮНЕСКО – платим 24 млн долл. в год, во Всемирную организацию здравоохранения – 20 млн долл. в год, в Международную организацию труда – 15 млн долл. в год, в МАГАТЕ – 12 млн долл., в ЮНИДО – 8 млн долл.

Россия также активно участвует в МВФ – самостоятельной организации, содействующей международной торговле и регулированию валютных курсов.

Мировой банк. Его назначение состоит в содействии экономическому развитию стран путем предоставления кредитов. Участники – только члены МВФ, взносы пропорциональны доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не более чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования.

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[1]). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе [2]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом "побыстрее вступить в организацию", однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуссии и Казахстана. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях.

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.

В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической статье в журнале "Эксперт", "максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год", при этом, как пишут авторы статьи, "можно прикинуть", что Россия "отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год".

Существует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближённым к Кремлю — это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.

28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки

Основополагающие признаки глобальных финансов складывались в течение полувека. В виде же системы глобальные финансы сформировались в 80 - 90-е годы ХХ столетия.

После краха в 70-е годы Бреттон-Вудской валютной системы на смену фиксированным обменным курсам постепенно приходит гибкий валютообменный режим, превративший девизы в товар, цена которого стала складываться исключительно на валютном рынке. Паритет валют перестал определяться по их золотому содержанию. Бумажные деньги утратили две свои функции - средства накопления и мировых денег. Масштаб цен перестал определяться по золотому содержанию национальной денежной единицы после того, как Федеральная резервная система США оказалась неспособной далее поддерживать свободный обмен золота на доллары США.

Рынки денег, капитала и валюты глобализировались. На них теперь работают трейдеры как из финансовых центров, так и периферии. Европейский инвестор может вложить деньги в один из 15 тыс. европейских фондов, которые аккумулируют около 3 трлн долл. США. Фонд, в свою очередь, обычно покупает пай оффшорной компании (для уменьшения налогового бремени), которая формирует инвестиционный портфель из акций ведущих компаний мира, котируемых на различных фондовых биржах, а управление портфелем может передать, например, гонконгской трастовой компании. В списке кредиторов можно встретить центральные банки и международные финансовые организации, коммерческие и инвестиционные банки, паевые и пенсионные фонды, финансовые и промышленные компании.

В банковских синдикатах участвуют два-три десятка банков Европы, Америки, Азии. Международные банки диверсифицируют активы в кредиты, ценные бумаги, долговые обязательства в десятках стран мира.

Так, крупнейший банк HSBC Group представляет собой холдинг, состоящий из 5,5 тыс. дочерних банков, фондов, финансовых компаний в 82 странах мира. Холдинг аккумулирует средства компаний и населения в этих странах, размещает их в наиболее доходные и ликвидные активы и инструменты, в поисках большей доходности и ликвидности постоянно перебрасывает средства с рынка денег на рынок капитала или валюты, и наоборот. Он придерживается консервативной стратегии управления активами и пассивами, при которой, в частности, в инвестиционном портфеле доля эмитента не должна составлять более 5% активов, а доходность усредняется. Баланс всех 5,5 тыс. его подразделений консолидирован, а обязательства каждого из них покрываются всей группой. Не более 10% активов размещаются на депозитах в одном финансовом институте. Холдинг инвестирует до 100% активов в ценные бумаги, гарантированные только странами ЕС, Австралией, Канадой, Норвегией, Швейцарией, США, ЕБРР, МВФ, Евроатомом, Европейским объединением угля и стали. Это позволяет гарантировать до 90-100% первоначального капитала при долгосрочных (3-4 года) операциях на рынке капитала и приносить доходность большую, чем FTSE-100 (от "голубых фишек" Лондонской фондовой биржи, входящих в индекс Financial Times).

Портфель собственника большинства корпораций мира стал интернациональным. В 2000 г. во всех странах насчитывалось более 1 млрд акционеров,доход которых в виде дивидендов складывается из дивидендов, полученных от акций национальных и зарубежных эмитентов.

Возникло противоречие между национальными и глобальными финансами. Их разрешение стало актуальной международной проблемой. Сейчас необходим пересмотр представлений о финансах государства как закрытой системе, выполняющей лишь функцию перераспределения фондов.

Международная финансовая интеграция устранила барьеры между национальными и международными финансовыми рынками. Финансовый капитал свободно выходит на национальный финансовый рынок и покидает его. Национальное законодательство и правительства уже практически не в состоянии воспрепятствовать движению капитала. Российское законодательство, например, не помешало иностранным инвесторам в 1997 г. вывести из страны средства, вложенные в акции (30% рынка) и ГКО (80% рынка).

Ликвидации препятствий движению капитала между рынками и странами способствует и широкое внедрение новых информационных технологий, телекоммуникаций и Интернета. В реальном режиме времени (Оn-line) осуществляются не только платежи (с использованием электронно-информационной системы банк-клиент), но и перевод средств практически в любой банк мира, предоставляются брокерские услуги, проводятся сделки на международных рынках валюты, денег и капитала.

Лидером электронных банковских услуг является банковский холдинг Credit Suisse First Boston (CSFB). Среди российских банков такие услуги в сети Интернет оказывают "Платина Банк", "Гута Банк", "Автобанк", банк "Менатеп".

Интернет-технологии наиболее привлекательны для операций на международном финансовом рынке. Уже многие банки США и Западной Европы пытаются обслуживать своих клиентов (включая Россию и другие страны СНГ) через Интернет на фондовых и валютных рынках.

Во многих странах приняты не только законы о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, но и созданы аналитические службы финансовой разведки, осуществляющие (по данным банков, налоговых органов и таможен) мониторинг за движением в глобальном масштабе подозрительных валютных ценностей.

7 августа 2001 г. Президентом России подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", согласно которому создан аналитический центр финансового мониторинга за подозрительными сделками на сумму более 600 тыс. руб. К таким сделкам отнесены сделки и операции, совершаемые:

- в наличной форме (снятие со счета, зачисление на счет; покупка/продажа наличной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом средств в уставной капитал);

- с резидентами из стран-производителей наркотических средств или стран, в которых не предусмотрено раскрытие или предоставление информации по финансовым операциям;

- по банковским счетам (размещение денежных средств во вклад с оформлением документов на предъявителя; открытие вклада в пользу третьих лиц; движение по счету юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации);

- с имуществом (ломбардные операции, выплаты страховых премий, получение имущества по договору финансовой аренды (лизинг).

К обязанностям организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Закон относит идентификацию личности (копии документов подлежат хранению 5 лет), предоставление сведений в уполномоченный орган в течение 2-х рабочих дней по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также по запросу уполномоченного органа. За "отмывание денег" предусмотрено наказание до 8 и 10 лет лишения свободы.

Закон предусматривает широкое международное сотрудничество на стадиях сбора информации, расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

В конце октября 2000 года 8 ведущих банков мира (швейцарские UBS и CSFB, американо-британский Citigroup Barclays, английский HSBC, германский Deutsche Bank, французский Societe General, голландский ABN Amro, испанский Banco Santander Central Hispano) подписали Руководство "Глобальные стандарты надлежащей проверки", согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами.[5]

Договоренности о борьбе крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделений по проверке денежных переводов в департаментах банков по управлению международными платежами и денежной наличностью.

Создание системы глобальных финансов обострило и проблемы оценки рисков (рыночных, валютных, процентных, страновых), прозрачности заемщика (эмитента), сопоставимости национальных и международных аудиторских стандартов. Министерства финансов большинства стран оказались не готовы к прогнозированию притоков и оттоков средств нерезидентов для выявления размеров и направлений дестабилизирующих потоков и принятия соответствующих мер. В частности, финансовый кризис в Азии в 1997 году был напрямую связан с выводом капитала с периферии в финансовые центры.

В этих условиях возрастает роль международных институтов глобальных финансов.

Глобальные финансы обслуживают международные финансовые организации во главе с МВФ и группой Мирового банка, Базельский Банк и Институт международных расчетов (BIS), международные рейтинговые агентства (Moody`s Investors Services, Standard & Poor`s, Fitch, поглотившее в 2000/2001 гг. IBCA, Thomson BankWatch), международные аудиторские фирмы (Pricewaterhouse Coopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touсhe), Парижский и Лондонский клубы кредиторов, международные юридические фирмы (Clliford Chance, Baker & Mackenzie, Linclaters), международные информационные системы (Reuters, Bloomberg, Dow Jones Telerate), международные платежные системы (VISA, Europay), международные телекоммуникационные системы финансовых расчетов SWIFT, TARGET, ведущие фондовые биржи мира, инвестиционные и транснациональные банки (CSFB, Merrill Lynch, Lechman Brothers, Salomon Brothers, HSBC, UBS, Citibank Corp., Bank of America, Dresdner Bank, BNP, Nomura).

Для оценки кредитоспособности эмитента (заемщика) международные рейтинговые агентства проводят проверку (Due Diligence) по международным стандартам бухгалтерского учета (IAS), подготавливают рейтинговый отчет (20-100 страниц), выставляют и поддерживают рейтинг.

Унификация стандартов, прозрачность отчетности, переход на консолидированный баланс - условия, необходимые для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. При этом приходится учитывать, что международные юридические фирмы имеют практически во всех странах мира свои филиалы, представительства и могут обеспечить проведение любой сделки с использованием нескольких юрисдикций.

Первоначально Банк международных расчетов в Базеле (BIS) использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной резервной системы США для получения средств для интервенции на валютном рынке. В дальнейшем функции и авторитет швейцарского банка расширились. BIS-стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и единообразных требований по минимальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ