Финансы, деньги и налоги
По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется
на внутренние и внешние займы. В Украине казначейские обязательства являются
краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года, среднесрочными
- от 1 до 5 лет, долгосрочными - от 5 до 10 лет. В каждом конкретном случае
оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных
отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы.
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование
центральным банком государственного бюджета (если это разрешено законом; в ряде
стран, например в Дании, закон вообще запрещает государству брать какие-либо
кредиты в национальном банке) - это примеры безоблигационных займов.
С целью образования
денежных фондов государство использует добровольный метод их привлечения -
займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом
отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и
добровольности. Государство выступает в качестве должника, а население и
юридические лица - в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм,
регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового
права -государственный кредит. Осуществление государственного кредита ведет к образованию государственного
долга. В зависимости от субъекта-кредитора различают внутренний
и внешний государственный долг. Возникающие в данном
случае общественные отношения регулируются различными нормативными актами:
Федеральным законом от 26 декабря1994 г. "О государственных внешних
заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых
Российской Федерации иностранными государствами, их юридическими лицами и
международными организациями", Законом РФ от 13 ноября1992 г. "О
государственном внутреннем долге Российской Федерации", а также Бюджетным
кодексом РФ, в соответствии с которыми государственный внутренний долг
представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед
юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права. Долговые обязательства
могут быть в форме кредитов, полученных Российской Федерацией, государственных
займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации, других долговых обязательств, гарантированных Российской Федерацией
(ст. 98 БК РФ)
9.
Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов
Финансовый рынок представляет собой особую форму организации
движения денежных средств в национальном хозяйстве. Он состоит из двух частей:
рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Это связано с делением капитала
на основной и оборотный.
Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка
является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у одних субъектов
хозяйствования или государства с наличием свободных финансовых ресурсов у
других, что создает возможность удовлетворения потребности первых. Кроме того,
у многочисленных владельцев временно свободных средств в отдельности суммы
могут быть незначительными, тогда как потребности в финансовых ресурсах, как
правило, бывают огромными. Финансовый рынок предназначен для аккумуляции
временно свободных денежных средств у большого количества мелких и крупных
владельцев и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок
является посредником в движении денежных средств от сберегателей к инвесторам,
формируя у последних финансовые ресурсы.
На финансовом рынке функционируют 3 основных субъекта:
эмитент – нуждается в дополнительных финансовых ресурсах и
выпускает (эмитирует) ценные бумаги;
инвестор – владеет свободными денежными средствами и
предоставляет их в распоряжение эмитента под ценные бумаги;
посредники: дилеры или брокеры, которые профессионально
работают на финансовом рынке и помогают инвесторам эффективно приложить свои
свободные ресурсы, а эмитентам приобрести необходимые им финансовые ресурсы.
При этом на финансовом рынке происходит процесс купли-продажи временно
свободных денежных средств, который внешне выглядит как процесс купли-продажи ценных
бумаг. Финансовые ресурсы покупает эмитент у инвестора, а ценные бумаги
покупает инвестор у эмитента.
С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое,
межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в т.ч.
финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной системы механизмом
такого перераспределения был в основном бюджет, а по межхозяйственному
перераспределению – финансы отраслей. В рыночной экономике финансовый рынок
берет на себя большие потоки финансовых ресурсов и становится ее неотъемлемым
элементом. Финансовые рынки подразделяются на первичные и вторичные. На
первичном финансовом рынке выпускаются в продажу новые ценные бумаги. На
вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг. Возможность
перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается
ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.
Цель первичных финансовых рынков – привлечение дополнительных
финансовых ресурсов для инвестирования в производство, на социальные
потребности, в научные исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены
для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами
хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и
другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив
капиталов к более эффективным производствам, обеспечивается финансирование
приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.
Фондовые биржи выполняют функции: перераспределяют финансовые
ресурсы, что позволяет изменять структуру общественного производства.
Финансовый рынок решает несколько задач - является новым рыночным механизмом
перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, территориями, субъектами
хозяйствования в дополнение к бюджетному механизму.
10.
Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные
элементы, их характеристика
Управление финансами предприятий — это управление в сфере денежных
отношений относительно формирования, распределения и использование денежных
доходов, накоплений и финансовых ресурсов с целью наиболее эффективного их
использования и повышение платежеспособности предприятия.
Объектами управления в сфере финансов предприятий являются:
·
финансовые
отношения, которые возникают между предприятиями и их основателями,
государством, коммерческими структурами, другими предприятиями и физическими
лицами;
·
доходы и
накопления (прибыль), их формирование, распределение и использования;
·
финансовые
ресурсы, источники их формирования, состав и структура;
·
состав, структура
и кругооборот капитала;
·
денежные фонды,
их формирование и использование;
·
денежное
обращение в воспроизведенном процессе и т.п.
Субъектами управления финансами на уровне предприятия являются его руководитель,
планово-финансовая служба, финансовые менеджеры.
В управлении финансами можно выделить следующие функциональные
элементы:
- финансовое планирование - занимает важное место в системе
управления финансами. Оценивает состояние финансовых ресурсов, возможности их
увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования.
Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а
последняя, в свою очередь, - на данных бухгалтерской, статистической и
оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются
бюджетное и налоговое планирование;
- стратегическое управление — заключается в определении
финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на
реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей
стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство
финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;
- оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых
на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и
направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от
перераспределения финансовых ресурсов;
Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют
Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного
самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые
службы предприятий, учреждений и организаций;
-финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного
управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты
использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста
финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.
11.
Органы управления финансами в Российской Федерации. Финансовый аппарат и
финансовые органы: понятие, структура, функции
В России главными властными структурами по управлению
финансами являются Федеральное Собрание,
Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение
при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой
системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам ,
банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ;
Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ;
Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ;
Федеральная Комиссия по рынку
ценных бумаг; Министерство государственного имущества;
исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Финансовая политика государства непосредственно
вырабатывается и реализуется органами управления государственными финансами.
Общее руководство и управление финансами осуществляют высшие
законодательные и исполнительные органы государственной власти: Верховна Рада
Украины, Президент, Кабинет Министров Украины, Верховна Рада и Рада Министров
республики Крым. Все функции этих государственных органов обеспечивают
стратегическое, общее руководство и управление государственными финансами.
Организация
оперативного управления финансами осуществляется через специализированные
государственные органы исполнительной власти (прежде всего через ее финансовый
аппарат) и через финансовые службы субъектов хозяйствования.
Органы
исполнительной власти в зависимости от меры их участия в финансовой
деятельности можно разделить на две группы:
1.
Органы исполнительной власти, осуществляющие руководство финансами в связи с
исполнением своих финансовых функций и задач. Это министерства (кроме
Министерства финансов), ведомства и другие органы исполнительной власти,
которые утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах
отрасли финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие
финансовое функции. Их полномочия в области финансов определяют
нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины или Рады Министров
Автономной Республики Крым.
2.
Органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является
основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами
и кредитом и в совокупности составляют систему финансово-кредитных органов.
Систему
финансовых органов возглавляет Министерство финансов Украины. Кроме него в эту
систему входят Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые
управления областных, Киевской и Севастопольской городских государственных
администраций, финансовые отделы районных, городских и районных в городах
государственных администраций (см. схему 5 в приложении).
Министерство
финансов несет ответственность за финансовое состояние государства, разработку
и реализацию политики.
Министерство
финансов выполняет следующие функции:
–
участие в разработке баланса финансовых ресурсов государства и платежного
баланса;
–
подготовка проекта Государственного бюджета Украины, подача его Кабинету
Министров, а после одобрения им – подача Верховной Раде;
–
организация исполнения бюджетов, подготовка отчета об их исполнении и подача
его на утверждение Верховной Раде;
–
разработка проектов нового финансового законодательства и нормативных актов по
экономическим вопросам;
–
обоснование основных положений финансовой политики государства и подача на
рассмотрение Правительству и Парламенту Украины Концепции бюджетной и налоговой
политики;
–
рассмотрение и исполнение управленческих решений, связанных с использованием
финансовых ресурсов;
–
осуществление контроля за выполнением законодательства всеми органами
управления;
–
руководство оперативной работой финансовых органов различных уровней;
–
организация функционирования рынка ценных бумаг;
–
осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного
кредита и управления и другие.
Возглавляет
Министерство финансов Украины министр. Он несет персональную ответственность за
выполнением возложенных на министерство задач и функций. Министерство финансов
в пределах своих полномочий издает приказы и инструкции обязательные для
исполнения финансовыми органами.
В
состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения:
Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство.
Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового
контроля (детально этот вопрос будет рассмотрен в теме 7).
Государственное
казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного
исполнения государственного бюджета. Оно было создано Указом Президента Украины
от 27 апреля 1995г. № 335 и входит в систему органов государственной
исполнительной власти.
Государственное
Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство
финансов. Распределение полномочий между региональными органами в части
финансирования расходов осуществляется по признакам того или иного объекта
финансирования и места его расположения.
К
органам непосредственного управления государственными финансами относится и
Государственная налоговая администрация. Вначале она была создана в составе
Министерства финансов, а с 1996 года преобразована в самостоятельный финансовый
орган. Основная ее задача состоит в реализации налоговой политики государства.
Налоговая администрация выполняет следующие основные функции:
–
разработка проектов налогового законодательства;
–
проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;
–
учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;
–
контроль за правильностью исчисления налогов и др. обязательных платежей и
своевременностью их уплаты;
–
применение штрафных санкций и административных взысканий к нарушителям
налогового законодательства;
–
международное сотрудничество в сфере налогообложения и др.
Региональная
структура налоговой администрации аналогична системе Министерства финансов.
Высшим ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она
разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу
и деятельность налоговых органов в государстве.
Региональными
органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым,
областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах
областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным
делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную
налоговую работу осуществляют налоговые инспекции в районах и городах (без
районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, находящихся на
данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.
Государственной
налоговой администрации подчинены подразделения по борьбе с криминальными
нарушениями в налогообложении (налоговая милиция).
Финансовые
органы государственной администрации, а также исполкомов местных советов
базового уровня выполняют свои функции в соответствии с действующим
законодательством.
Управление
финансами предприятий, объединений и других субъектов хозяйствования осуществляется
финансовой службой (отделом) этих субъектов хозяйствования.
12.
Министерство финансов Российской Федерации в системе управления финансами: функции, полномочия,
организационная структура. Министр финансов и его функции
Министерство
финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих
деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство
финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может
создавать в Установленном порядке свои территориальные органы.
Министерство
финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
Минфин
РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.
Министерство
финансов РФ имеет право :
1. Запрашивать в установленном порядке у
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ материалы, необходимые для : разработки проекта федерального
бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета об
исполнении федерального бюджета, составления отчета об исполнении
консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов
субъектов РФ;
2. Запрашивать в установленном порядке
материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам
их бюджетов, утвержденным бюджетом фондов и отчеты об их исполнении;
3. Запрашивать у федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и
организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевыми
расходами средств федерального бюджета ;
4. Проводить совместно с Министерством
экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в
качестве обоснований для выделения средств для инвестиций ;
5. Представлять в установленном порядке
Правительство РФ при предоставлении государственной гарантии по кредитам в
пределах размера государственного долга, утверждаемого Федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год;
6. Ограничивать, приостанавливать, а в
необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ
финансирование из государственного бюджета организаций при выявлении фактов не
целевого использования ими средств из федерального бюджета, а также в случае не
предоставления ими в установленные сроки отчетности ранее полученных средств;
7. Взыскивать в установленном порядке с
организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому
назначению, с наложением штрафов в соответствии с законодательством РФ ;
8. Организовывать формирование за счет
средств федерального бюджета, федерального фонда финансовой поддержки субъектов
РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах
утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
9. Выдавать в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ
на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках
бюджетного года ;
10.
Предоставлять
отсрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке предусмотренном
законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением
соответствующего реестра;
11.
Выступать по
поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых
организаций, в котором состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по
финансовым операциям Правительства РФ;
12.
Осуществлять
лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать
отчеты о деятельности соответствующих организаций.
Министерство
финансов РФ возглавляет министр назначаемый на должность и освобождаемый от нее
Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и
осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей назначаемых на
должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
Министерство
финансов РФ издает в приделах своих компетенций на основе законодательства РФ
приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты.
В
Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель
коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ
и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других
руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению
Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы
финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее
важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как
правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами
коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших
разногласиях Правительству РФ.
Для
рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику
достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав
которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита.
Минфин
в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.
Финансирование
расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных
органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете
на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Местонахождение министерства – г. Москва.
Основными
задачами Министерства финансов РФ являются :
1.
Совершенствование
бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
2.
Разработка и
реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики РФ.
3.
Концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социального экономического
развития РФ.
4.
Разработка
проектов федерального бюджета и обеспечение исполнение в установленном порядке
федерального бюджета ; составление отчета об исполнение федерального бюджета и
консолидированного бюджета РФ.
5.
Разработка
программ государственного заимствования и их реализация в установленном порядке
от имени РФ. Управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
6.
Разработка и
реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ.
7.
Участие в
разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования
государственных ресурсов драг. металлов и камней.
8.
Разработка единой
методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении
9.
Осуществления в
пределах своих компетенций государственного финансового контроля.
10.
Обеспечение
методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме в ЦБ РФ
и кредитных организаций).
Министр
финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в
Государственное казначейство для исполнения.
13.
Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов Российской
Федерации: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности
Министе́рство
фина́нсов Росси́йской Федера́ции (Минфин России) — федеральное министерство Российской
Федерации, обеспечивающее проведение единойфинансовой
политики, а также осуществляющее общее руководство в области
организации финансов
в Российской Федерации.
Подведомственные
органы власти
·
Федеральная
налоговая служба (ФНС России)
·
Федеральная
служба страхового надзора (Росстрахнадзор)
·
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
·
Федеральное
казначейство (Казначейство Российской Федерации)
Федеральная
налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет
иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового
спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов.
ФНС
является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию юридических
лиц, физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в
процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований
Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная
служба страхового надзора (Росстрахнадзор, ФССН) — федеральный орган
исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Основные функции:
·
принятие решений
о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении,
приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
·
выдача и отзыв
квалификационных аттестатов;
·
ведение единого
государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений
субъектов страхового дела;
·
осуществление контроля
за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том
числе путем проведения проверок их деятельности;
·
осуществление
контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято
решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их
ликвидации;
·
выдача
предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового
законодательства;
·
получение,
обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
·
обращение в
случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового
дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела —
физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
·
обобщение
практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке
предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего
осуществление страхового надзора.
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган
исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по
контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа
валютного контроля. Основные функции:
·
проведение
ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств
федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных
ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за
рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному
обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и
субъектов РФ;
·
проведение мероприятий
по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в
финансово-бюджетной сфере;
·
осуществление
надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и
надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления;
·
осуществление в
пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ
резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных
бирж)валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а
также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и
валютного контроля;
·
организация с
участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных
органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и
отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов,
осуществляемым в валюте РФ;
·
организация,
формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в
финансово-бюджетной сфере.
Федеральное
казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти
(федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по
обеспечению исполнения федерального бюджета , кассовому обслуживанию исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему
контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными
распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
14.
Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды,
роль в экономике
Государственный
и муниципальный финансовый контроль — контроль государства и муниципальных
образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за
законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования,
распределения, использования денежных доходов государства и имущественных
образований в целях эффективного развития страны.
Обязательным условием
эффективного функционирования экономики, элементом управления экономическими
процессами и финансовой системой является финансовый контроль. Его назначение
состоит в содействии финансовой политике государства. Он является формой
реализации контрольной функции финансов. Законодательные и представительные органы
государственной власти, представит виды финансового контроля:
1)
предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о
бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
2)
текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов
на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов
государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе
парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3)
последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении
бюджетов.
Контроль
законодательных органов государственной власти, представительных органов
местного самоуправления предоставляет соответствующим законодательным органам
государственной власти, представительным органам местного самоуправления право
на:
•
получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления
необходимых материалов при утверждении бюджета;
•
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их
исполнении;
•
утверждение отчета об исполнении бюджета;
•
создание собственных контрольных органов, контрольные палаты, другие органы
законодательных и представительных органов субъектов РФ и органов местного
самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;
•
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы
исполнительной власти, органы местного самоуправления предоставляют информацию,
необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным органам
государственной власти, представительным органам местного самоуправления в
пределах их компетенции по бюджетным вопросам.
15.
Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные
полномочия
Финансовый
контроль, производимый органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления, осуществляют:
•
Министерство финансов РФ;
•
Федеральное казначейство;
•
финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
•
главные распорядители;
•
распорядители бюджетных средств.
Федеральное
казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением
операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников
бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных
внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами
исполнительной власти в процессе осуществления контроля и координирует их
работу.
Министерство
финансов РФ проводит внутренний контроль за использованием бюджетных средств
главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
Минфин РФ может также осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. Он также организует финансовый контроль,
проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ,
бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные
распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль
за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части
обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств,
а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными
средствами.
Главные
распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных
государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Финансовые
органы субъектов РФ и муниципальных образований при самостоятельном исполнении
бюджетов осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами
главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств,
кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.
При
передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы
осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями,
распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения,
распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов,
бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
Отчет
об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов
главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При
рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти
субъекта РФ или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя
проверка отчета, осуществляемая органами Министерства финансов РФ в
соответствии с заключенными соглашениями между органом исполнительной власти
субъекта РФ или органом местного самоуправления и Министерством финансов РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|