|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За двенадцать лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации. В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы. Вопросы исчисления и уплаты НДС привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Таким образом, проблематика настоящей дипломной работы прежде всего связана со сложностью и неоднозначно стью трактования действующего законодательства по НДС. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моего дипломного исследования. Целью данной работы является анализ функционирования и практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации. В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи: -ознакомление с историей развития НДС в мире и в России; -исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов; -рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота; -изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС; При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ. В частности, Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, Глава 21. Налог на добавленную стоимость, Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв. приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131), Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" Методические рекомендации по применению главы 21, с учетом внесенных в них изменений и дополнений, подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах и в открытых источниках сети Интернет.
1. Место косвенных налогов в налоговой системе РФ
§ 1.1. Экономическая сущность и классификация налогов
Древний мир и средние века характеризуются неразвитостью налоговых систем и случайным характером государственных изъятий преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в государственную казну принимают в основном денежную форму. Хронологию возникновения и развития налогообложения в Европе можно представить следующим образом: XV в. — зарождение финансовой науки. По мнению неаполитанского финансиста Д. Карафа, основой бюджета должны быть домены (земля, леса, вещные права, капиталы); XVI в. — появление новых видов платежей в государственный бюджет регалий, т.е. монопольных источников доходов (железные дороги, почтовая регалия, горная, монетная, соляная регалии), пошлин и налогов; XVII в. — определение роли налогов как основного источника доходной части бюджета многих государств; последняя треть XVIII в. - исследование проблем теории и практики налогообложения. Французский ученый Ф. Кене впервые провел связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств; «золотыми правилами» налогообложения стали сформулированные им принципы; период после первой мировой войны — проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых реформ и зарождение современной налоговой системы. Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации;
80-е гг. XX в. — создание бюджетной концепции американского экономиста А. Лаффера. В 80—90-е гг. страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности, инвестиционной политики. Возникновение и развитие налогообложения в России во многом сходны с аналогичными общеевропейскими процессами и, как в любом государстве, имеют национальные особенности: древний мир — существование жертвоприношения как формы изъятия материальных ценностей у людей, обусловленной религиозными требованиями; конец IX в. — изменение характера платежей. Взимание их с населения было обусловлено необходимостью формирования бюджета государства. Основными видами изъятий того времени были контрибуции и дань с угнетенных народов («полюдье», «повоз»). Косвенные платежи — таможенные и судебные пошлины; эпоха Ивана III (XV в.) — возобновление процесса формирования финансов Руси. Введены «данные», «пищальные» деньги и прочие платежи. Цель таких изъятий — формирование русского войска, обеспечение его оружием, укрепление государственных границ. Косвенные платежи носили название откупов (главную роль играли винные и таможенные откупы); эпоха Петра I (конец XVII — начало XVIII в.) — изобретение многочисленных налогов, обусловленное крупными преобразованиями государства, а также военной ситуацией. Были введены налоги с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи; конец XVIII в. — преобладание в государственной казне косвенного обложения над прямым. Начинается формирование городских бюджетов, осно-
вывавшихся на собственных доходах (налоги с перевозов, с подвижных лодок и пр.); XIX в. — введены подушная подать, оброк (плата казенных крестьян за пользование землей), гильдейская подать с купечества, а также надбавки по прямым налогам, служившие для строительства государственных дорог, устройства водных сообщений, для уплаты долгов России; начало XX в. — усиливается приоритет косвенных налогов (табачная, питейная, нефтяная, спичечная и таможенная пошлины); прямое обложение выступает в форме налогов и сборов с недвижимого имущества, налогов с торговли и промышленности (промысловый налог), налогов с денежных капиталов, податей и личных налогов, государственного квартирного налога; первые годы Советской власти — перенесение тяжести налогового бремени на буржуазию (подоходный, единовременный налоги, налог на прирост прибылей, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию). К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Сформирована система натуральных налогов: для крестьян - продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность; 1921 — 1928 гг. (НЭП) — введение денежных налогов, как прямых (промысловый налог, налог с наследства, подоходно-поимущественный, продналог с крестьян), так и косвенных (налог на виноградные вина, таможенные сборы, пошлины и др.); 30-е гг. XX в. — проведение финансовой реформы, важной задачей которой было упразднение множественности налогов. Введено два основных платежа; налог с оборота и отчисления от прибыли. Фактически Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы; конец 1991 г. — начало становления новой российской налоговой системы. Налоги заменили существовавшее ранее плановое распределение прибы-
ли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения. Процесс реформирования налоговой системы продолжается и в XXI в. Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как: • общие теории налогов (отражают назначение налогообложения в целом); • частные теории налогов (исследуют отдельные налоговые вопросы). К общим теориям налогов относятся: теория обмена (средние века), связанная с договорными отношениями между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги); атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности как от внешних врагов, так и внутри страны. Данная сделка является принудительной и не всегда справедливой; теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением Сисмонди понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов; теория страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак Кул-лох, А. Тьер, Э. де Жирарден). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу;
классическая теория налогов (рубеж XVIII—XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти. теория жертвы (XIX — начало XX в.; Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть теории жертвы в следующем: граждане при уплате государству налога приносят жертву; люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества; теория общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги; кейнсианская теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования экономики. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов; теория монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики; теория экономики предложения (80-е гг. XX в.; М. Берне, Г. Стайн). Налоги — один из важных факторов экономического развития и регулирования. В
рыночной экономике базовым показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности. К частным теориям налогов относятся: - теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос о влиянии прямого и косвенного обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее справедливых (подоходное налогообложение); - теория единого налога. Налоги должны уплачиваться из одного источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность этого подхода; - теория пропорционального налогообложения. Ослабление налогового бремени по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают имущие классы; - теория прогрессивного налогообложения. Усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и относительно; - теория переложения налогов.
Изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля Северной Америки Б. Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый». Налоги и займы — два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом обществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования). В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США — 90, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (более 90%). Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Можно выделить следующие группы принципов [4]: 1. По степени охвата во времени и пространстве — общенациональные (базовые) принципы, сформулированные на протяжении всей истории развития налогообложения и действующие во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках конкретной страны. 2. В зависимости от сферы действия — юридические, организационные и экономические принципы.
Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права: • принцип равного налогового бремени; • принцип установления налогов законами; • принцип отрицания обратной силы налоговых законов; • принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами; • принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе; • принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов. Организационные принципы налогообложения — это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами: • принцип единства налоговой системы; • принцип подвижности (эластичности); • принцип стабильности; • принцип множественности налогов; • принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом: принцип справедливости — каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов; принцип соразмерности — баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени;
принцип учета интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через: принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику); принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика); принцип экономичности (эффективности) — необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на порядок) затраты на его обслуживание. Со временем к этому перечню австрийский экономист Адольф-Генрих-Готлиб Вагнер добавил следующие принципы: • достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды); • правильный выбор источников налогообложения; • выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных); • влияние налогов на плательщиков; • общность (охват всех слоев населения обложением налогами); • прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика); • освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы. В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8). Данное определение предусматривает следующие основные моменты: • утверждение налогов — прерогатива законодательной власти утверждать налоги; • налог является индивидуально безвозмездным; • односторонний характер установления налога; • уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства; • налог взыскивается на условиях безвозвратности; • цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов. 1. По способу взимания различают: прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов пни имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: Ø реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц); Ø личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций); Ø косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: |
|