Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную
стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость
связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации,
определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее -
ТК РФ).
Согласно п. 2 ст. 144 НК РФ иностранные организации имеют право встать на
учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков НДС по месту нахождения
своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в
качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании
письменного заявления иностранной организации.
Поскольку согласно п. 2 ст. 144 НК РФ у иностранных организаций есть
право (но не обязанность) встать на учет в налоговых органах в качестве плательщиков
НДС по месту нахождения своих постоянных представительств, следовательно, есть
и право не вставать на такой учет.
Однако в этой связи следует обратить внимание, что свобода выбора есть
только у иностранных организаций, которые не намереваются осуществлять
деятельность в Российской Федерации через свое представительство в течение
периода, превышающего 30 календарных дней в году, а также у иностранных
организаций, лишь открывших счета в банке на территории Российской Федерации.
Это связано с тем, что согласно п. 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в
налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от
07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные организации (кроме вышеперечисленных)
обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств,
с которыми законодательство Российской Федерации и международные договоры
связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Налоговый период — это период времени, по окончании которого определяется
налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Такое определение
дано в п. 1 ст. 55 НК РФ. В пункте 4 этой же статьи указано, что при создании,
ликвидации, реорганизации организации изменение налоговых периодов, равных
месяцу или кварталу, производится по согласованию с налоговым органом по месту
учета налогоплательщика. Исходя из этого вполне возможно для только что
созданной организации, у которой соответственно еще нет какой-либо выручки,
начать определять налоговую базу и исчислять налог по окончании квартала, а уже
затем, руководствуясь результатами этого квартала, переходить либо на месячный
налоговый период, либо оставить все как есть. Но для этого обязательно
необходимо заручиться согласием налогового органа по месту постановки на учет
такой организации.
Статья 55 НК РФ различает понятия «налоговый период» и «отчетный период».
Отчетный период может быть меньше налогового, но для плательщиков НДС они совпадают.
Пунктом 1 ст. 163 НК РФ для большинства налогоплательщиков налоговый
период устанавливается как календарный месяц.
Исключение из этого правила сделано только для налогоплательщиков (а с 1
января 2002 г. и для налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала
суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога
с продаж, не превышающими 1 млн. руб. Для них налоговый период устанавливается
как квартал (см. п. 2 ст. 163 НК РФ).
В пункте 2.2 Методических рекомендаций по НДС сказано, что сумма выручки
от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 и п. 2
ст. 163 НК РФ (см. также п. 38 Методических рекомендаций по НДС) определяется
исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке
0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной
и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от
реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается
территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ),
кроме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части
осуществления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный
доход для определенных видов деятельности.
При этом в выручку от реализации товаров (работ, услуг) не включаются
доходы, полученные при осуществлении следующих операций:
- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 п. 1, п. 2 ст. 146 НК РФ,
а также в ст. 162 НК РФ;
- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161
НК РФ;
- средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее
исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права
собственности на товары (работы, услуги).
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими
дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других
организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени
и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения п. 1
ст. 145 НК РФ является продажная стоимость ценных бумаг.
Однако переход на ежеквартальную уплату НДС не всегда выгоден. Дело в
том, что в этом случае налогоплательщик должен быть полностью уверен, что
выручка за каждый месяц квартала не превысит 1 млн. руб. Если же в каком-либо
месяце квартала случится такое превышение, то необходимо срочно сдавать
ежемесячные расчеты (налоговые декларации) за предыдущие месяцы этого квартала
и перечислять в бюджет НДС за эти периоды с учетом пени. Если этого не сделать
самим, наступят негативные последствия, связанные с непредставлением в
установленный срок отчетности и несвоевременной уплатой НДС (см. ст. 75, ст.
119 НК РФ).
Для того чтобы избежать всех этих проблем, придется вести учет доходов
таким образом, чтобы спрогнозировать сумму выручки на три месяца вперед, что
весьма затруднительно для предприятий, у которых сумма выручки за месяц лишь на
немного меньше 1 млн. руб.
При применении ст. 163 НК РФ следует учитывать положения ст. 6 НК РФ.
Согласно этой статье срок, исчисляемый месяцем, истекает в последний день этого
месяца, а срок, исчисляемый кварталом, истекает в последний день последнего
месяца этого квартала. При этом в случаях, когда последний день срока попадает
на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним
рабочий день. Кроме того, действие, для совершения которого установлен срок,
может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо
денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня
срока, то срок не считается пропущенным. При этом обратите внимание, чтобы на
почте в необходимое вам число не начали пользоваться печатью, на которой стоит
следующая дата, так как такое иногда случается (поздно вечером начинают
пользоваться печатью следующего дня), ведь в этом случае срок сдачи отчетности
будет пропущен.
Налоговая ставка является одним из основных элементов налогообложения. В
соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину
налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Применительно к НДС в ст. 164 НК РФ законодатель выделяет два вида
налоговых ставок. К первому виду относятся налоговые ставки 0 процентов, 10
процентов, 18 процентов; ко второму виду (расчетные налоговые ставки) - 10/110
и 18/118.
Ставка в размере 10 процентов устанавливается для налогообложения
жизненно и социально важных товаров, в том числе продовольственных товаров и
товаров для детей, полный перечень которых содержится в п. 2 ст. 164 НК РФ (см.
таблицу 1.4.1 на с. 18). Указанные товары подлежат налогообложению по ставке 10
процентов как в случае их непосредственного производства на территории
Российской Федерации, так и в случае их ввоза на территорию Российской
Федерации. Статья 164 НК РФ вменяет в обязанность Правительству РФ в
соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности определить коды видов продукции,
подлежащей налогообложению по ставке 10 процентов.
Налоговая ставка 18 процентов является самой распространенной. Она
применяется во всех случаях, когда операции по реализации товаров (работ, услуг)
не облагаются по основным ставкам 0 и 10 процентов, расчетным ставкам 10/110 и
18/118, когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены
от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда
налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в
соответствии со ст. 145 НК РФ.
Расчетные налоговые ставки 10/110 и 18/118 используются вместо основных
налоговых ставок соответственно 10 и 20 процентов в случаях, когда известна
цена товара, уже включающая в себя НДС, и требуется определить сумму налога.
Иные случаи применения расчетных налоговых ставок содержатся в п. 4 ст. 164 НК
РФ.
При применении пониженных ставок НДС при осуществлении посреднических
операций и сделок обратите внимание, что пониженная ставка (10 процентов или 0
процентов) может применяться только к самой операции по реализации продукции,
(товаров, работ, услуг), а сумма посреднического вознаграждения всегда
облагается по ставке 18 процентов.
Общий срок уплаты налога в бюджет установлен не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (см. п. 1 ст. 174 НК РФ).
Уплата налога производится по месту нахождения организации (см. п. 2 и п. 3 ст.
174 НК РФ),
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации ответственным
за уплату НДС является декларант (п. 1 ст. 320 ТК РФ), при этом уплатить за него
налог может любое лицо (п. 2 ст. 328 ТК РФ). Сроки уплаты в данном случае иные.
Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов различны, порядок их определения
установлен в ст. 329 ТК РФ. Так, при ввозе товаров срок уплаты составляет 15
дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на
таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего
таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их
прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ). При изменении таможенного режима налог должен
быть уплачен не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого
таможенного режима (п. 2 ст. 329 ТК РФ).
В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается
выполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при
наличии достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика.
Таможенным кодексом РФ установлен иной момент, с которого обязанность по
уплате НДС считается выполненной. Так, согласно ст. 332 ТК РФ обязанность по
уплате таможенных пошлин, налогов считается выполненной;
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного
органа;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой
зачет производится по инициативе налогоплательщика - с момента принятия
заявления о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых
платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе
налогоплательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о
зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных
средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой
организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а
также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не
уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество
плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы
задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Налоговая декларация подается в тот же срок, который установлен для
уплаты налога, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом (см. ст. 174 НК РФ). Налоговая декларация может быть
отправлена по почте. При этом в соответствии со статьей 6 НК РФ, если налоговая
декларация будет сдана на почту до 24 часов последнего дня срока, то она сдана
вовремя.
В пункте 6 ст. 174 НК РФ подтверждено, что налогоплательщики с ежемесячными
в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб., вправе уплачивать налог
исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе
для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг)
за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют
налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим кварталом.
Возмещение налога представляет собой зачет или возврат излишне уплаченных
в бюджет сумм НДС. Порядок возмещения налога регулируется ст. 176 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода
сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям,
признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 п. 1 ст.
146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату)
налогоплательщику.
Согласно п. 2 ст. 176 НК РФ при зачете сумма излишне уплаченного налога в
течение 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, идет
на исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов или сборов,
включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную
границу РФ, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций,
присужденных налогоплательщику, подлежащих уплате в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым
в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, по согласованию с
таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов или сборов подразумевает
самостоятельную в установленный срок уплату налогоплательщиком налогов или
сборов. Иными словами, если в течение срока, установленного для проведения налоговыми
органами зачета (3 месяца), для налогоплательщика наступил очередной срок уплаты
налога, то этот налог может быть зачтен.
Если по истечении 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим
налоговым периодом, после зачета осталась какая-либо сумма, то она подлежит
возврату налогоплательщику по его письменному заявлению (см. п. 3 ст. 176 НК
РФ).
Налоговый орган в течение 2-х недель после получения указанного заявления
принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из
соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в
соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение
2-х недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В
случае, если такое решение не получено соответствующим органом федерального
казначейства по истечении 7-ми дней, считая со дня направления налоговым
органом, датой получения такого решения признается 8-й день, считая со дня
направления такого решения налоговым органом.
При нарушении установленных в п. 3 ст. 176 НК РФ сроков рассмотрения
заявления о возврате НДС и возврата налога на сумму, подлежащую возврату
налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день
просрочки.
Порядок возмещения НДС, уплаченного налогоплательщиками, реализующими товары
(работы, услуги), облагаемые по налоговой ставке 0 процентов, отличается от
общего порядка процедурой подтверждения права на возмещение (см. п. 4 ст. 176
НК РФ). Здесь требуется наличие декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Н К РФ, а
также документов, предусмотренных пунктами 1—8 ст. 165 Н К РФ. В этой же статье
указаны и сроки подачи декларации и соответствующих документов.
Возмещение налога производится не позднее 3-х месяцев, считая со дня
представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164
НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение
о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе
(полностью или частично) в возмещении.
В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или
частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное
заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае если налоговым органом в течение установленного срока не
вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику,
налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не
вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в
течение 10 дней.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки
и пени по иным налогам и.сборам, а также задолженности по присужденным
налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого
производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению
налогового органа.
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10
дней сообщают о нем налогоплательщику.
В случае если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии
недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и
датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую
возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и
пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям,
подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы,
подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или)
иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам,
уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с
производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными
органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором п. 4 ст. 176
НК РФ (3 календарных месяца, считая со дня представления налогоплательщиком
налоговой декларации), налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога
из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на
исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение
2-х недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое
решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по
истечении 7 дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения
такого решения признается 8-й день, считая со дня направления такого решения
налоговым органом.
При нарушении установленных п. 4 ст. 176 НК РФ сроков рассмотрения
документов и возврата НДС налогоплательщику, которые приведены выше, на сумму,
подлежащую возврату, в пользу налогоплательщика начисляются проценты исходя из
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Обратите внимание: пени по этому пункту ст. 176 НК РФ будут несколько
меньше, чем по п. 3 ст. 176 НК РФ, так как для определения сумм пени в день
ставку рефинансирования ЦБ РФ придется делить уже не на 360, а на 365 или 366
(в зависимости от количества календарных дней в году).
Для определения облагаемого оборота необходимо определить объект
налогообложения и налоговую базу. Кроме того, для правильного исчисления НДС
требуется не допустить ошибок при определении облагаемого оборота по различным
ставкам НДС и с учетом применения предоставляемых действующим законодательством
льгот по налогу.
Согласно ст. 38 НК РФ объект налогообложения должен иметь стоимостную,
количественную или физическую характеристики, с ним законодательство о налогах
и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Кроме того, ст.
38 НК РФ устанавливает в понятие товара, работы, услуги для целей
налогообложения.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое
либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов
гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). В
данном случае имущество - это вещь или совокупность вещей (вещи — это предметы
материального внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или
ином физическом состоянии). Главным назначением вещей является удовлетворение
потребностей субъектов гражданских прав. Не все вещи являются товарами, а лишь
те, которые не ограничены в обороте или не изъяты из оборота, так как только в
этом случае они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к
другому.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты
которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для
удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Под работой в
данном случае понимается действие, направленное на достижение материального
результата, который могут состоять в создании вещи, ее переработке, обработке
или ином качественном изменении, например ремонте. Причем результат работы
заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ
по общему правилу определяется исполнителем. Услугой для целей налогообложения
признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения,
реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности
(например, деятельность аудитора, комиссионера и т.п.).
Правильное определение даты реализации товаров (работ, услуг), даты
передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, даты
выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления является
необходимым условием для своевременной уплаты налога на добавленную стоимость.
В пункте 1 ст. 167 НК РФ указаны два общих способа определения момента
возникновения обязанности по уплате налога: «по отгрузке» и «по оплате».
Организация должна выбрать один из двух методов: и отразить это в своей учетной
политике на предстоящий год.
В пункте 12 ст. 167 НК РФ указывается, что принятая организацией учетная
политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами,
распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года,
следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением
руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая
вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого
налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. При
этом учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией,
является обязательной для всех ее обособленных подразделений.
Обратите внимание: в предпоследнем абзаце п. 12 ст. 167 НК РФ, сказано,
что в случае если налогоплательщик не выбрал, какой способ определения момента
определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты
налога, то применяется способ Определения момента определения налоговой базы
«по отгрузке».
Индивидуальные предприниматели выбирают способ определения момента определения
налоговой базы и уведомляют об этом налоговые органы в срок до 20-го числа месяца,
следующего за соответствующим календарным годом.
Обычно выручка от реализации в соответствии с выбранной учетной политикой
признается для целей налогообложения или в момент передачи покупателю права
собственности на товары (работы, услуги), или в момент получения продавцом
оплаты за фактически отгруженную продукцию (работы, услуги). Но в некоторых
случаях возникновение объекта налогообложения нельзя связать с отгрузкой
(передачей) или оплатой товаров (работ, услуг). Такие случаи предусмотрены
пунктами 7-11 ст. 167 НК РФ.
Если дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется по мере
отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, днем реализации
товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). К отгрузке товаров
приравнивается передача права собственности на эти товары, в случае если они не
отгружаются и не транспортируются;
- день оплаты товаров (работ, услуг).
Если же дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется по
мере поступления денежных средств, днем реализации товаров (работ, услуг)
считается день оплаты товаров (работ, услуг).
Законодатель не обошел своим вниманием и особенности, связанные с
оплатой товара (работ, услуг), - см. пункты 2—5 ст. 167 НК РФ.
В соответствии со ст. 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается
прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ,
услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой
(передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Исключение из
этого правила составляет прекращение встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем
налогоплательщику собственного векселя. Оплата произойдет лишь после погашения
покупателем-векселедателем (либо иным лицом) этого векселя или передачи налогоплательщиком
этого векселя по индоссаменту третьему лицу.
Оплатой считается и поступление денежных средств на счета в банке или в
кассу комиссионера, поверенного либо агента налогоплательщика, в случае если
они принимают участие в расчетах.
Основополагающие условия прекращения обязательства зачетом содержатся в
статьях 410-412 ГК РФ. В частности, указывается на то, что обязательство может
быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного
требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен
моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной из сторон. В
статье 411 ГК РФ указываются случаи невозможности применения зачета. Одним из
таких случаев является наличие в договоре условия о том, что обязательство не может
быть прекращено зачетом.
Налогоплательщик имеет право передать свое право требования третьему лицу
на основании договора или в соответствии с законом. В этом случае у него
опять-таки возникнет обязанность по уплате НДС. При этом следует учесть, что
уступка права требования не может произойти, если в договоре прямо
предусмотрено условие, запрещающее это, а также, если нет согласия должника,
когда личность кредитора имеет для него существенное значение. Случаи передачи
кредитором права требования третьему лицу на основании закона описаны в ст.
387 ГК РФ. Исходя из содержания этой статьи, право кредитора переходит к
другому лицу:
• в результате универсального правопреемства в правах кредитора;
• по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда
возможность такого перевода предусмотрена законом;
• вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или
залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству;
• при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному
за наступление страхового случая;
• в других случаях, предусмотренных законом.
Как видим, перечень приведен открытый. Другие случаи прекращения
обязательств перечислены в главе 26 ГК РФ.
В пункте 5 ст. 167 НК РФ предусмотрен случай определения даты оплаты как
день истечения срока исковой давности или день списания дебиторской
задолженности. Применение срока исковой давности регламентируется статьями
195-208 ГК РФ. Рекомендуется при возникновении ситуации, когда течение срока
исковой давности подходит к концу, а подавать в суд не хочется, потребовать у
должника письменного изложения причин задержки платежа. Этот документ будет
являться подтверждением признания обязанным лицом долга, что влечет перерыв
течения срока исковой давности, а затем и его возобновление на новый срок без
учета времени, истекшего до перерыва. Таким образом, при желании можно до
бесконечности отодвигать срок уплаты НДС в бюджет по этому основанию [11].
Передача товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд
оформляется актом (накладной) сдачи-приемки. Следовательно, дату передачи
указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) (и дату возникновения
объекта налогообложения по НДС) следует определять по дате выписки
соответствующего акта (накладной) сдачи-приемки.
Для подтверждения принятия на учет соответствующего объекта, завершенного
капитальным строительством, предусмотрен акт приемки законченного
строительством объекта. Исходя из этого, дата выполнения строительно-монтажных
работ для собственного потребления и дата возникновения объекта
налогообложения по НДС в рассматриваемом случае определяются как дата, стоящая
на соответствующем акте приемки законченного строительством объекта.
Как уже было сказано выше, в пунктах 7-9 ст. 167 НК РФ приведены
исключения из общего правила определения даты реализации (работ, услуг). Так,
п. 7 ст. 167 НК РФ устанавливает, что при реализации налогоплательщиком
товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей
складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как
день реализации складского свидетельства.
Статья 912 ГК РФ предусматривает следующие виды складских документов:
- двойное складское свидетельство;
- простое складское свидетельство;
- складская квитанция.
Двойное складское свидетельство, в свою очередь, состоит из двух частей -
складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут
быть отделены одно от другого. Исходя из вышеизложенного, можно предположить,
что по формальным признакам простое складское свидетельство и тем более
складская квитанция не имеются в виду законодателем в ст. 167 НК РФ
Остановимся на двойном складском свидетельстве, так как одной из его
частей является складское свидетельство - термин, который упоминается в
комментируемой статье. Согласно ст. 912 ГК РФ двойное складское свидетельство
и каждая из двух его частей (складское свидетельство и залоговое свидетельство)
являются ценными бумагами. В связи с этим при фактической реализации двойного
складского свидетельства теоретически происходит две реализации: с одной
стороны осуществляется реализация ценной бумаги, а с другой - реализация
товара, находящегося на складе. НДС облагается именно реализация товара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|