Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ
Реализация товара не всегда происходит путем реализации двойного
складского свидетельства, иногда достаточно реализовать одно складское свидетельство.
Однако в этом случае реализованный товар будет находиться в залоге у держателя
залогового свидетельства, и уже новому собственнику товара придется уплатить
всю сумму долга по этому залоговому свидетельству. На практике нередки случаи,
когда после ряда смен владельцев складского свидетельствам в конечном итоге оно
попадает к владельцу залогового свидетельства; таким образом, происходит
прекращение обязательства по залогу путем совпадения должника и кредитора в
одном лице.
При реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного
требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование,
финансовых услуг налогоплательщику следует иметь в виду п. 2 ст. 826 ГК РФ. Согласно
этому пункту при уступке будущего денежного требования оно считается перешедшим
к финансовому агенту после того, как возникло само право . на получение с
должника денежных средств, которые являются предметом уступки требования, предусмотренной
договором, Если уступка денежного требования обусловлена определенным
событием, она вступает в силу (т.е. возникнет право требования у финансового
агента) после наступления этого события. Таким образом, без наступления
указанных выше обстоятельств нет перехода денежного требования к финансовому
агенту, а, следовательно, у него не возникает обязанности по уплате НДС.
Определение места реализации товаров (работ, услуг) важно только для
правильного применения ставок налога: при реализации на территории РФ они
составляют 10 или 18 процентов, а при экспорте (реализации вне территории РФ)
- 0 процентов.
По общему правилу (см. ст. 148 НК РФ) местом реализации работ (услуг)
является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя,
которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ
являются исключениями из данного правила.
При этом согласно п. 5 ст. 148 НК РФ суммы авансовых и иных платежей,
поступившие в счет предстоящего выполнения работ (услуг), местом реализации
которых согласно ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации,
налогом на добавленную стоимость не облагаются. Аналогичный порядок можно
применить и в отношении авансовых платежей, поступивших в счет оплаты реализуемых
на экспорт товаров.
Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения
работ (оказания услуг), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Обратите внимание: в п.п. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ особо определяется место
реализации работ (услуг), связанных с воздушными, морскими судами, судами
внутреннего плавания, а также космическими объектами.
Местом реализации услуг по сдаче в аренду воздушных судов, морских судов
или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с
экипажем признается место фактического оказания услуг по управлению и
технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов и место
оказания этих услуг.
Налогообложение услуг, оказываемых непосредственно в российских
аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию
воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, а также работ (услуг)
по обслуживанию морских судов, все виды портовых сборов, услуг судов портового
флота, ремонтных и других работ (услуг), осуществляется по месту деятельности
иностранного покупателя указанных работ (услуг).
К другим работам (услугам), указанным выше, относятся, в том числе
сюрвейерские (услуги независимой экспертизы по оценке и проверке качества и
количества грузов) и шипчандлерские услуги по снабжению судна водой, продовольствием
и т.п.
В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного
государства, данные операции не являются объектами налогообложения на
территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, по указанным
операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при
выполнении этих работ (услуг) (п. 2 ст. 171 НК РФ). Соответствующие суммы
налога относятся на себестоимость работ (услуг) (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ) и
возмещению из бюджета не подлежат.
Постоянным представительством признаются аккредитованные в установленном
порядке представительства иностранных организаций. Услуги следует считать
оказанными через постоянные представительства, если они связаны с
деятельностью этого представительства, что может быть подтверждено договором,
актами приемки, протоколами и иными документами.
Для правильного определения места реализации, прежде всего, необходимо
знать точное определение того, что же является территорией Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в
себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное
пространство над ними.
Состав субъектов Российской Федерации приведен в ст. 5 Конституции РФ:
республики, края, области, города федерального значения, автономная область,
автономные округа. Более детальный перечень субъектов РФ содержится в ст. 65
Конституции РФ.
Так как налог на добавленную стоимость в соответствии со ст. 13 НК РФ
относится к федеральным налогам и порядок его уплаты регулируется исключительно
федеральным законодательством (п. 2 ст. 12 НК РФ), то изменение границ
субъектов Российской Федерации (без изменения границ РФ в целом) никак не
повлияет на плательщиков этого налога.
К внутренним водам относятся реки, в том числе подземные, озера, ручьи,
моря, окруженные со всех сторон территорией Российской Федерации, а также иные
водоемы, расположенные на территории Российской Федерации.
Под территориальным морем понимается полоса прибрежных морских вод протяженностью
12 морских миль.
Воздушное пространство — воздушное пространство, расположенное над
сухопутной территорией Российской Федерации и ее водным пространством. Высотный
предел воздушного пространства международным правом не установлен.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Конституции РФ юрисдикция Российской
Федерации распространяется также на ее континентальный шельф и исключительную
экономическую зону.
При определении понятия «континентальный шельф» следует руководствоваться
положениями Федерального закона от ЗОЛ 1.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе
Российской Федерации». Согласно ст. 1 данного закона континентальный шельф
Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов,
находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем
протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней
границы подводной окраины материка. Если внешняя граница подводной окраины
материка находится на расстоянии менее 200 морских миль от берега, то граница
континентального шельфа простирается на расстояние 200 морских миль.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся
за пределами территориального моря и прилегающий к нему, на который
распространяются права прибрежного государства, определенные в ст. 56 Конвенции
ООН 1982. года.
В соответствии со ст. 146 НК РФ по товарам объектом налогообложения НДС
является только реализация товаров на территории Российской Федерации.
По работам и услугам согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС
является только реализация работ (услуг) на территории Российской Федерации.
Статья 148 НК РФ различает два способа определения места реализации
работ (услуг):
1) «по объекту» - в зависимости от фактического места реализации работ
(услуг) или фактического местонахождения объектов, на которые направлены
работы (услуги) (подпункты 1-3 п. 1 ст. 148 НК РФ);
2) «по субъекту» - в зависимости от места осуществления деятельности
продавца или покупателя (подпункты 4, 5 ст. 148 НК РФ).
В последнем случае место осуществления деятельности в первую очередь
определяется по месту государственной регистрации организации или индивидуального
предпринимателя.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица с момента государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ), а
юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации
(п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Определение понятия «налоговая база» дано в п. 1 ст. 53 НК РФ. Налоговая
база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта
налогообложения. Согласно ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют
налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров
бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных
об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных
операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федераций и
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров
(работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей
реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ,
услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ,
услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с
расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной
и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (см. п. 2 ст. 153
НК РФ). Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той
мере, в какой их можно оценить.
Вместе с тем следует обратить внимание, что в п. 32.1 Методических
рекомендаций по НДС разъясняется, что не учитываются при определении налоговой
базы:
- денежные средства, перечисляемые исполнительному органу организации
дочерними и зависимыми обществами из прибыли, оставшейся в их распоряжении
после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они
расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по
управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), входящими
в состав акционерного общества, а также для формирования централизованных
финансовых фондов (резервов);
- денежные средства, перечисляемые исполнительным органом организации
своим дочерним и зависимым обществам из централизованных финансовых фондов
(резервов), сформированных за счет
прибыли, оставшейся в распоряжении организации после окончательных
расчетов с бюджетом, в качестве вторичного перераспределения прибыли для
расходования по целевому назначению;
- денежные средства (за исключением вознаграждения), поступившие на
расчетный счет или в кассу комиссионера, агента или поверенного по договору
поручения, комиссии, агентскому договору в пользу комитента, принципала и (или)
доверителя. Указанные денежные средства (в полном объеме, т.е. с учетом
вознаграждения комиссионера, агента или поверенного) в соответствии с пп. 1 п.
2 ст. 167 НК РФ учитываются комитентом, принципалом или доверителем при
определении налоговой базы;
- денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов
различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых
исполнителями работ (услуг). Такие средства не облагаются налогом только в
момент их зачисления на счета организаций-бюджетополучателей, являющихся
заказчиками указанных работ (услуг). Выполненные исполнителями работы
(оказанные услуги) за счет вышеуказанных средств подлежат налогообложению (освобождению
от налогообложения) в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость»
НК РФ. При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных
средств за предстоящее выполнение работ (услуг) указанные денежные средства
включаются в налоговую базу на основании пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ;
- денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов
различных уровней бюджетополучателям на приобретение товаров (работ, услуг),
включая основные средства и нематериальные активы. Суммы налога, уплаченные
при приобретении таких товаров (работ, услуг), включая основные средства и
нематериальные активы, покрываются за счет вышеназванных источников;
- денежные средства в виде поступлений из бюджетов различных уровней бюджетополучателями
на возвратной основе. В случае если организация-бюджетополучатель будет
приобретать за счет бюджетных средств, полученных на возвратной основе, товары
(работы, услуги), то сумма налога принимается к вычету в общеустановленном
порядке. При отсутствии возврата в бюджет указанных денежных средств суммы
налога, уплаченные при приобретении этих товаров (работ, услуг), включая
основные средства и нематериальные активы, покрываются за счет данных бюджетных
средств;
- денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве
финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с
оплатой реализованных то-
варов (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:
а) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих
организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и
отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на
принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и
иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые
вклады, а также денежные средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии
с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными
организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их
уставной деятельностью;
б) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
в) денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную
деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях».
Положения пункта 32.1 Методических рекомендаций по НДС применяются при условии,
что учет получения и расходования целевых поступлений в денежной форме осуществляется
отдельно от иной деятельности организации.
В рассматриваемом контексте не является целевым поступлением на
содержание некоммерческих организаций выручка от реализации ими имущества,
ранее полученного в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной
помощи от организаций, в том числе осуществляющих благотворительную
деятельность. Реализация некоммерческой организацией указанного имущества
подлежит налогообложению в общеустановленном порядке
В пункте 1 ст. 154 Н К РФ содержится общее правило определения налоговой
базы при реализации товаров (работ, услуг). Это правило гласит, что налоговая
база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих
товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии
со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в
них НДС. Аналогичным образом налоговая база определяется при реализации
товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации
товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на
предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом
обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании
услуг) при оплате труда в натуральной форме.
Обращаем внимание читателей на то, что отклонение цены от рыночной более
чем на 20% в перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ случаях влечет доначисление налоговыми
органами налога и пени. Однако это совершенно не означает признание такой
сделки недействительной или изменение ее цены.
Исключением из общего правила определения налоговой базы, данного в п. 1
ст. 154 НК РФ, являются операции, перечисленные во втором абзаце п. 2, пунктах
3—6 этой же статьи.
В абзаце 4 п. 1
ст. 153 НК РФ предусмотрено отдельное определение налоговой базы по каждому
виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Однако раздельный
учет налоговых баз придется вести и в следующих случаях:
- по облагаемым
НДС и по не облагаемым НДС товарам (работам, услугам) в случае реализации
таких товаров (работ, услуг) (п. 4 ст. 149 НК РФ);
- по каждой
группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную
территорию Российской Федерации, по подакцизным и неподакцизным товарам, а
также по товарам, ранее вывезенным и не вывозимым с таможенной территории
Российской Федерации в случае их ввоза на таможенную территорию Российской
Федерации (п. 3 ст. 160 НК РФ);
- по каждой
операции покупки товара (работы, услуги) на территории Российской Федерации у
налогоплательщика - иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах
в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 161 НК РФ);
- по каждому виду
активов в случае реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
(п. 1 ст. 158 НК РФ);
- по каждому
арендованному объекту имущества, в случае, если налогоплательщик является
арендатором федерального имущества, имущества субъектов федерации или муниципального
имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
§ 2.3 Учет НДС в
организациях
СЧЕТА-ФАКТУРЫ
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом,
служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или
возмещению из бюджета.
Счета-фактуры выставляются покупателю по каждой операции по реализации
товаров (работ, услуг), в том числе таких операций по реализации, которые не
облагаются НДС, в течение 5 дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения
работ, оказания услуг) — см. п. 3 ст. 168 НК РФ.
Не выписывают счета-фактуры только:
- организации, не являющиеся налогоплательщиками в соответствии со ст.
143 НК РФ - согласно п. 1.2 Методических рекомендаций по применению главы 21
«Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации,
утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447;
- организации-налогоплательщики и индивидуальные
предприниматели, которые осуществляют расчеты с населением с использованием ККМ
или бланков строгой отчетности — согласно п. 7 ст. 168 НК РФ;
-
организации-налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением
брокерских и посреднических услуг) - согласно п.4 ст. 169 НК РФ;
- банки (по операциям, не подлежащим обложению НДС в соответствии со ст.
149 НК РФ) - согласно п. 4 ст. 169 НКРФ;
- страховые организации (по операциям, не подлежащим обложению НДС в соответствии
со ст. 149 НК РФ) - согласно п. 4 ст. 169 НК РФ;
- негосударственные пенсионные фонды (по операциям, не подлежащим обложению
НДС в соответствии со ст. 149 НКРФ)- согласно п. 4 ст. 169 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых в
соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от
налогообложения), а также при освобождении. налогоплательщика в соответствии со
ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика счета-фактуры
выставляются без выделения соответствующих сумм налога (см. п. 5 ст. 168 и п. 3
ст. 169 НК РФ). При этом на указанных документах делается соответствующая
надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Следует также учесть, что счета-фактуры выписываются на средства,
полученные в виде:
• авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или
оказания услуг;
• финансовой помощи;
• на пополнение фондов специального назначения;
• процентов по векселям;
• процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента,
рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ;
• страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных
обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные
обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг),
реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст.
146 НК РФ;
• в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных
товаров (работ, услуг).
Порядок заполнения счета-фактуры регулируется исключительно НК РФ, а
порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг
покупок и книг продаж изложен в Правилах ведения журналов учета полученных и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу
на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от
02.12.2000 № 914 (далее - Правила ведения журналов учета счетов-фактур).
Полученные и выданные счета фактуры (приложение 4) следует регистрировать
в журналах учета полученных и выданных счетов-фактур, а так же регистрировать
их в книге покупок и книге продаж (приложения 1,2,3,5).
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета НДС на примере.
В апреле 2004 г. организация
оптовой торговли приобрела для продажи партию литературы по экономике и
экономическим наукам на сумму 110 000 руб. (включая НДС 10 000 руб..) и партию
поздравительных открыток на сумму 60 000 руб. (включая НДС 9 152,54
руб..). Как отразить в бухгалтерском учете приобретение товаров, облагаемых НДС
по разным налоговым ставкам?
За плату признается сумма
фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на
добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Оприходование прибывших на
склад отражается по дебету счета 41 "Товары", субсчет 41-1
"Товары на складах", по стоимости их приобретения без НДС в корреспонденции
с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Обращаем внимание, что с
01.01.2002 согласно пп.3 п.1 ст.164 Налогового кодекса РФ при реализации
учебной и научной книжной продукции обложение НДС производится по налоговой
ставке 10%.
Согласно п.1 ст.153 НК РФ при
применении организацией при реализации товаров различных налоговых ставок
налоговая база по НДС определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых
по разным ставкам. Поскольку в рассматриваемом случае организация реализует
товары, облагаемые НДС по разным налоговым ставкам, она должна вести раздельный
учет продаж этих товаров по субсчетам 90-1 "Выручка" и 90-3
"Налог на добавленную стоимость" счета 90 "Продажи".
НК РФ не обязывает
организацию вести раздельный учет товаров (покупной стоимости), облагаемых при
реализации по разным налоговым ставкам. Организация самостоятельно
разрабатывает и утверждает в учетной политике способы учета и списания стоимости
товаров при их продаже, в том числе порядок аналитического и синтетического
учета движения товаров. Целесообразно в данном случае и товары при приобретении
учитывать раздельно, например открыть субсчета второго порядка 41-1-1
"Товары на складах, облагаемые НДС по налоговой ставке 10%" и 41-1-2
"Товары на складах, облагаемые НДС по налоговой ставке 18%" к
субсчету 41-1 "Товары на складах".
Сумма НДС по приобретенным
товарам отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по
приобретенным ценностям", субсчет 19-3 "Налог на добавленную
стоимость по приобретенным материально - производственным запасам", в
корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками".
Уплаченную поставщику сумму
НДС организация на основании пп.2 п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ имеет право
принять к вычету при наличии счета - фактуры и документов, подтверждающих
фактическую оплату поставщику. Данными статьями НК РФ не предусмотрено ведение
раздельного учета сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров, облагаемых по налоговой
ставке 10% и 18%, для принятия их к вычету, поэтому в целях применения налоговых
вычетов суммы НДС, относящиеся к товарам, облагаемым по налоговым ставкам 10% и
18%, организация может отражать на одном субсчете счета 19.
Принятая к вычету сумма НДС в
бухгалтерском учете отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и
сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19 "Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 19-3 "Налог на
добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным
запасам".
Таблица 3. Хозяйственные операции.
|