Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ
• дополнительное ограничение на фактическое начало предпринимательской
деятельности — запрет на осуществление банком операций по НДС-счетам до получения
подтверждения из налоговых органов о получении информации об открытии
НДС-счета — приводит к усложнению выхода на рынок в особенности для субъектов
малого предпринимательства. Аналогичный эффект имеет фактический запрет на
принятие к вычету из налоговой базы сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком
при покупке товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
Как уже говорилось, в настоящее время не существует обоснованных оценок
большинства видов издержек налогоплательщиков, связанных с реформой
законодательства о налоге на добавленную стоимость. Вместе с тем нами была
проведена оценка отвлечения оборотных средств организаций в результате осуществления
расчетов по НДС через специальные счета. Оцениваемое отвлечение оборотных
средств может возникнуть по двум причинам:
1) вследствие того, что в условиях уплаты НДС без использования специальных
счетов налогоплательщик имеет возможность распоряжаться суммами НДС, поступившими
в составе платежей за реализованные товары (работы, услуги), по своему
усмотрению;
2) вследствие необходимости кредитовать НДС-счет в момент начала работы
системы НДС-счетов, в случае осуществления крупных закупок, несовпадения во
времени покупок и продаж налогоплательщиков, при начале деятельности любой
организации, связанной с закупкой основных средств, материалов, услуг и т.п.
Причем если первая причина имеет временный характер и заключается в
невозможности использовать на цели, не связанные с расчетами по НДС, суммы,
находящиеся на специальном счете, то вторая причина обусловлена
необходимостью отвлекать на НДС-счет суммы, которые не являются суммами НДС,
поступившими в составе платежа за реализуемые товары (работы, услуги).
С учетом того, что налоговый период по НДС составляет один месяц, а сумма
налога должна быть уплачена в бюджет до 20-го числа месяца, следующего за
налоговым периодом, при предположении о равномерном осуществлении
налогооблагаемых покупок и продаж в течение налогового периода и стремлении
налогоплательщика к выполнению налоговых обязательств перед бюджетом в
максимально приближенный к предельно установленному срок, получается, что
средние срок отвлечения оборотных средств в случае введения НДС-счетов
составит 35 дней.
В соответствии с данными МНС России о поступлении НДС в бюджет (форма 1
-НДС) за январь — июль 2003 г. сумма НДС, начисленного к уплате в бюджет по
декларациям 2003 г., составила 593,2 млрд. руб. или 98,9 млрд. руб. в расчете
на 35 дней. В условиях снижения в 2004 г. базовой ставки НДС до 18% средняя
налоговая ставка снизится с 18,9 до 17,1% (рассчитано по данным о начисленном
НДС за январь — июнь 2003 г., данные из статистической отчетности по форме
5-НБН). Соответственно сумма отвлеченных средств составит 89,5 млрд. руб. в
иенах 2003 г. или 0,68% ВВП (исходя из прогноза ВВП на 2003 г. — 1 3 250 млрд.
руб.)
Отвлечение оборотных средств налогоплательщика на кредитование специального
счета возможно вследствие несовпадений покупок и продаж как по времени, так и
по объемам (например, при уплате НДС в бюджет со специального счета на нем
может не оказаться средств для уплаты НДС поставщикам; в ситуации, когда
организация осуществляет закупки в начале месяца, а продажи — равномерно в
течение месяца, необходимо кредитовать специальный счет с основного расчетного
счета). При отсутствии поступлений на НДС-счет необходимость осуществления
закупок приводит к необходимости кредитования специального счета, однако
обсуждаемая схема не предполагает возможности возврата средств со специального
счета на расчетный счет. Оценить вероятную сумму потерь представляется
достаточно сложным, но можно предположить, что данная сумма составит половину
ежемесячных платежей НДС, или 0,3% ВВП.
По нашим оценкам, в условиях 2003 г. с учетом снижения основной ставки
НДС до 18% сумма потерь налогоплательщиков в случае введения НДС-счетов
превысила бы 1 % ВВП (табл. 2). По данному значению оценки ИЭПП совпадают с
результатами аналогичных оценок Минэкономразвития России и Минфина России.
Однако следует отметить, что количественные оценки прочих эффектов
специальных счетов (например, издержек налоговых органов на налоговое администрирование,
издержек налогоплательщиков, связанных с изменениями бухгалтерского учета,
количества платежных документов, оплатой консультационных услуг и проведением
судебных споров, дополнительной налоговой нагрузки на отрасли промышленности,
кредитования малого бизнеса) имеют достаточно ограниченную ценность вследствие
невозможности получить представление ни о методиках проведения таких оценок,
ни об исходных данных, на основе которых такие оценки осуществлялись.
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.
По нашему мнению, единственная причина, по которой качество налогового
администрирования в условиях НДС-счетов должно улучшиться, заключается в отсутствии
необходимости для налоговых органов в проверке, не является ли плательщик НДС
короткоживущей (подставной) организацией. Однако такие проверки, судя по
декларируемым масштабам уклонения с помощью короткоживущих организаций, не
проводятся и в настоящее время.
Между тем вполне вероятен рост издержек на налоговое администрирование,
так как налоговые органы будут вынуждены проверять осуществление операций с
НДС-счетами. Сохранение в налоговом законодательстве метода начисления при
определении момента возникновения налоговых обязательств будет означать, что
движение средств по НДС-счетам не во всех случаях влечет за собой возникновение
обязанности по начислению и уплате налога. Значит, введение НДС-счетов не
отменит необходимости в существующих механизмах контроля и, кроме того,
потребует создания новых механизмов.
В соответствии с предложениями Минфина России на банки возлагается обязанность
по представлению в налоговые органы сведений обо всех операциях по НДС-счетам
клиентов, включая выписку из лицевого счета и документы с указанием кодов
товаров, номеров и дат счетов-фактур, на основании которых были совершены все
записи по НДС-счету. Помимо издержек банков, о которых уже говорилось,
внедрение и поддержание системы обработки такого массива информации в
налоговых органах потребует значительных ресурсов.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ.
Подводя итог приведенным соображениям, можно сделать следующие выводы относительно
возможных последствий использования специальных НДС-счетов в России:
• нельзя отрицать, что введение обязательного использования специальных
счетов для уплаты НДС приведет к увеличению доходов федерального бюджета,
однако, во-первых, масштабы такого прироста не поддаются оценке и, во-вторых,
издержки общества (издержки государства и налогоплательщиков, потери доходов
других бюджетов бюджетной системы и т.д.), связанные с проведением данной
реформы, могут превысить выгоды, получаемые в виде прироста федеральных
доходов. В частности, предварительные оценки замораживания оборотных средств
организаций в результате введения НДС-счетов, сделанные ИЭПП, показывают, что
объем отвлеченных средств может составить свыше 100 млрд. руб.;
• в настоящее время не существует ни обоснованных оценок, ни методик и
данных, позволяющих количественно оценить масштабы уклонения от налогообложения
НДС, эффективность предложенной меры для борьбы с таким уклонением, выгоды и издержки
общества вследствие введения НДС-счетов;
• предлагаемая мера является технической и направлена на борьбу с
конкретным способом уклонения от налогообложения, использование которого
обусловлено рядом недостатков не столько налоговой системы, сколько системы
законодательного регулирования в целом. В связи с этим является неочевидной
целесообразность борьбы с системными недостатками с помощью принятия
чрезвычайно затратной технической меры;
• из всех государств, взимающих налог на добавленную стоимость, лишь
Болгария применяет специальные счета в целях обеспечения взимания НДС. Однако
с учетом особенностей болгарской налоговой системы и болгарской экономики в
целом нельзя утверждать, что опыт Болгарии применим в России. Механический перенос
бюджетных эффектов от введения специальных счетов в Болгарии на российские
данные показывает, что в зависимости от периода прирост доходов от НДС может
составить от 0,2 до 1% ВВП (при этом данные оценки являются заведомо
некорректными);
• являются неочевидными соображения о том, что борьба с уклонением от
налогообложения с помощью НДС-счетов приведет к устранению искажений в экономике,
а также конкурентных преимуществ для недобросовестных налогоплательщиков.
Предлагаемая реформа, как в части введения НДС-счетов, так и в части
рассматриваемых компенсационных мер, приводит к увеличению издержек организаций
малого и среднего бизнеса, а также вновь открывающихся организаций;
С учетом высказанных соображений можно сделать вывод, что необходима разработка
комплекса мер в области налогового администрирования, эффективно и с минимальными
затратами для общества противодействующих уклонению от обложения НДС.
Заключение
Данная работа
посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных в исчислении
налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным
источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную
стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм
ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно
переоценить.
В результате
рассмотрения и анализа действующей практики исчисления и взимания НДС
в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
1. НДС является сравнительно
молодым налогом. Он впервые веден во Франции в 1958 году. Исторически
НДС предшествовал сходный с ним по характеру налог с оборота,
который взимался многократно на каждой стадии движения товара от
производителя к потребителю. Впоследствии налог с оборота уступил
место налогу на добавленную стоимость, как более приспособленному к
рыночным условиям хозяйствования. Широкое распространение НДС получил
благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании
Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его
подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в
интересах создания общего рынка. В настоящее время НДС взимается более
чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской
Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.
2. Широкое распространение
НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления
его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на
смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и
так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре
1990 года. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он
был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал
товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Следует
отметить, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и
универсальной формой косвенного обложения, так как для всех
плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории
страны.
НДС относится
к федеральным налогам и действует на всей территории РФ, налог
представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой
на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат,
отнесенных на издержки производства и обращения.
Несмотря на
огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его
регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в
частности, через систему построения ставок он влияет на
ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара
на сумму налога.
3. Плательщиками данного
налога являются юридические лица, осуществляющие производственную и
иную коммерческую деятельность. Объектами обложения по НДС выступают
обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а
также ввозимые товары в соответствии с режимом импорта.
Налогооблагаемая база (облагаемый оборот) по НДС - это количественное
выражение объекта налога, она выступает основой при исчислении суммы
налога, подлежащего внесению в бюджет. Облагаемый оборот, в отличие
от объекта, формируется по специальным правилам. Это связано со
спецификой российского рынка в переходный период. Необходимо отметить,
что согласно действующему налоговому законодательству, некоторые хозяйственные
операции, а следовательно, и возникающие при этом обороты, не подлежат
обложению НДС.
4. При обложении налогом на
добавленную стоимость предусматривается широкий спектр налоговых льгот,
действующих на всей территории России. Льготы по НДС действуют по
двум направлениям. С одной стороны, являясь косвенным налогом, НДС затрагивает,
прежде всего, конечного потребителя товаров, работ, услуг, поэтому
ослабление налогового бремени с помощью льгот содействует повышению
платежеспособного спроса населения. С другой стороны, этот налог в
условиях рынка обеспечивает предприятиям повышение конкурентоспособности
в связи со снижением цен на сумму льгот.
5. Важнейшим элементом
налога, без которого невозможно исчисление суммы налогового платежа,
является ставка. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном
порядке, они едины и действуют на всей территории РФ. Основная
ставка установлена на уровне 18%, льготная (для продовольственных и
детских товаров по перечню) - 10%.
6. Применяемый в настоящее
время порядок исчисления налога на добавленную стоимость очень сложен.
Он тесно связан с учетной политикой предприятия, содержанием
бухгалтерского и налогового учета. Он также зависит от вида деятельности
налогоплательщика и назначения проводимых им хозяйственных операций.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между НДС,
полученным от покупателей и НДС, уплаченным поставщикам.
Необходимо
отметить, что для правильного исчисления налога на добавленную
стоимость большое значение имеет корректное, с соблюдением требований налогового
законодательства составление расчетных (учетных) документов. Согласно
существующему ныне правилу, сумма НДС должна быть выделена отдельной
строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не
облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые
ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм
НДС, и на них делается надпись или ставится штамп «Без НДС». Однако
с 1 января 1997г. все налогоплательщики при реализации товаров
(работ, услуг), как облагаемых НДС, так и необлагаемых, должны
выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок. Что касается
сроков уплаты налога на добавленную стоимость и представления
расчетов, то они зависят от фактических объемов реализации за
отчетный период.
8. В Российской Федерации
существует практика обложения косвенными налогами не только операций,
осуществляемых на её территории, но также и внешнеторговых сделок.
Налог на добавленную стоимость является одним из важнейших налогов,
взимаемых при пересечении таможенной границы РФ. Внешнеэкономическая сфера
включает в себя два основных направления деятельности: экспорт и
импорт. В частности, под обложение НДС подпадает только второе. В
настоящее время в соответствии с НК РФ экспортируемые за пределы
государств-участников СНГ товары как собственного производства, так и
приобретенные, а также экспортируемые работы и услуги освобождаются от
НДС. Существуют достаточно жесткие требования по отнесению товаров,
работ и услуг к экспортируемым, а также по документальному подтверждению
реального экспорта, что, однако, не исключает появление фактов фиктивного
экспорта.
В соответствии
с НК РФ а также Таможенным кодексом налогом на добавленную стоимость
облагаются товары, ввозимые на территорию РФ, за исключением особых
случаев, предусмотренных законодательством. Ставки налога, установленные
для ввозимых товаров, совпадают со ставками, применяемыми к товарам,
обращающимися на территории РФ. Таким образом, в отношении импортных
товаров в нашей стране (как и во многих развитых странах) действует
национальный режим обращения, уравнивающий их по параметрам
налогообложения с отечественными аналогами. Плательщиком НДС при ввозе
товаров является декларант, вносящий этот и другие таможенные платежи
до или в момент принятия таможней грузовой декларации. Объектом
обложения НДС при импорте являются товары, ввозимые на территорию РФ
в соответствии с таможенными режимами. Основой для исчисления налога
является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется сумма
ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам также и сумма
акцизов. Также существует достаточно обширный перечень льгот, которые
в основном имеют социально-экономический характер.
Проанализировав
действующий механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог
на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской
Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его
помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся
в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было
возможно, так как послужить их решению может только масштабный
комплекс мер. Но в целом налог имеет позитивное значение и тенденции
его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним
и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в
Российской Федерации.
Список использованной литературы.
1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э.
"Лекции по экономической теории государственного сектора", стр. 578;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с
изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30
декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8,
23 декабря 2003 г.);
3. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в ред. от 24 декабря 1992
г.) (с изм. и доп. от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 14 мая, 26
ноября 2001 г.);
4. Е.Н. Евстигнеев, Н.Г.
Викторова, Е.Г. Ткачева. Основы налогообложения и налогового права. Москва. Инфра-М
2002 г.;
5. Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на
добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв.
приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131);
6. Кочетов С. Российскому НДС - пять лет. //
Коммерсантъ-daily, №16, 1997г.;
7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании
12 декабря 1993 г.);
10. Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации;
11. НДС: просто о сложном –
М: Информцентр XXI века, 2004г.;
12. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998
г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30
марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30
мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая,
24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля,
11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля 2004 г.). Глава 21. Налог на добавленную
стоимость;
13. Окунева Л.П. Налоги и
налогообложение в России. // М.: Финансы и статистика, 1996г.;
14.
Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М., 2000г.;
15. Пансков В.Г. Организационные
вопросы налоговой реформы//Финансы.2001г.-№5.-С.33-35;
16. Починок А.П. Налоговая реформа
кнут и пряник//Бизнес-Академия.2001г.-№1.-С.18-19;
17.Пушкарева В.М. Либеральный
поворот налоговой политики в РФ//Финансы.2001г.-№1.-С.24-27;
18. Пушкарева В.М. Налоговая реформа как
фактор рыночного развития//Финансы.1999г.-№11;
19. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2004 г. N 80 "О мерах
по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004
год";
20. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2003 г. N 85 "О мерах
по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год"
(с изм. и доп. от 14 мая 2003 г.);
21. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2002 г. N 137 "О мерах
по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
(с изм. и доп. от 26 июня, 13 сентября 2002 г.);
22. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. N 1552 "О государственном
регулировании деятельности в области экспериментальной авиации" (с изм. и
доп. от 9 февраля, 15 апреля 2000 г.);
23. Приложение.
Порядок исполнения федерального бюджета в части расходования бюджетных средств
на 2004 г.;
24. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с
изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.);
25. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (с
изм. и доп. от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10
февраля 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая, 30 июня 2002 г., 28 мая, 6 июня,
23 декабря 2003 г.);
26. Указания Минфина РФ от 11 мая 1995 г. N 3-Е1-5 "О порядке исполнения
федерального бюджета по финансированию отдельных видов расходов и федеральных
целевых программ, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации
органами федерального казначейства";
27. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря
1997 г.);
28. Hemming R., Kay J.A. "The
United Kingdom" // Value-Added Tax: Lessons from Europe, ed. by H.J.Aaron,
Washington, Brookings Institution, 1981г., p.59;
29. Musgrave R.A. "The Theory of Public Finance",
McGraw-Hill, New York, 1959г.;
30. "The Exclusion of Small Firms from Sales and Related
Taxes" // Public Finance (The Hague), vol.39, No.2, 1984г.;
31. Williason J. "Economic Consequences of Soviet
Disintegration" Washington, D.C.: Institute for International Economics,
1993г.;
[1] Другим способом налогообложения финансовых операций является
начисление налога на валовую разницу между полученными доходами и процентными
расходами финансово-кредитной организации в данный налоговый период. Такой
способ рассматривался в Канаде, однако спустя некоторое время, от взимания НДС
с финансовых услуг отказались. Вообще, несколько стран, в том числе Новая
Зеландия и США, рассматривали возможность налогообложения финансовых услуг,
однако отвергли эту идею вследствие серьезных затруднений по некоторым вопросам
налогообложения. В том числе, не было ясно, каким образом должно происходить налогообложение
процента.