бесплатные рефераты

Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

  

 

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

   -  косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

   - фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

   - таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги  при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

Ø          федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организаций);

Ø             региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

Ø             местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

3. По целевой направленности введения налогов: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

Ø          целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

 

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

Ø          налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);

Ø             налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

Ø             смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

Ø          закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

Ø             регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

Ø          общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны  независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

Ø             факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налоге продаж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

Ø          срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

Ø             периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

 

8. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

Ø          включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);

Ø             уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

Ø             уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

Ø             уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

Ø             включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

Ø             удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

 

§ 1.2. Развитие косвенных налогов в РФ

Раньше основную долю доходов приносили прямые налоги, но с развитием права появилось большое количество льгот и доходы от прямых налогов стали меньше. Косвенные налоги, как добавление к цене товара возникли давно как таможенная пошлина, акцизы, но в XX веке нашли свое применение и сейчас используются в мире очень широко. Среди них в России применяются НДС, акцизы, таможенная пошлина и др. Они замаскированы в цене товара и платит их не производитель, а потребитель, который приобретает товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Многие считают их несправедливыми, ведь их платят самые бедные слои населения. Но это наиболее удобный метод получения доходов, позволяющий быстро и регулярно получать крупные суммы средств. Причем через их применение возможен самый быстрый путь воздействия на экономику и потребление. Например, в федеральном бюджете на 2003 год [8] налоговые поступления и их структура составили (в тыс. руб.):

 

Таблица 1. Налоговые поступления в Федеральный бюджет на 2003 год.

Налоговые доходы, всего

 2 012 252 300,00  

В том числе:

Налог на прибыль ( доход ) предприятий и организаций

 161 861 700,00  

Налог на игорный бизнес

 1 692 800,00  

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ

622 600 000,00  

Из них:

возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции

290 000 000,00  

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

258 962 300,00  

Акцизы

 250 602 400,00  

В том числе:

на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт питьевой, спиртосодержащие растворы

3 537 300,00  

на водку и ликеро-водочные изделия

23 386 500,00  

 

на бензин автомобильный

23 456 300,00  

на природный газ

  157 948 500,00  

на легковые автомобили

            270 000,00  

на товары, ввозимые на территорию РФ

4 000 000,00  

Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

1 143 300,00  

Налоги на совокупный доход

9 319 800,00  

Налог на операции с ценными бумагами

2 311 300,00  

Платежи за пользование природными ресурсами

243 075 700,00  

В том числе:

платежи за пользование недрами

118 900,00  

Ввозные таможенные пошлины

155 900 000,00  

Вывозные таможенные пошлины

294 000 000,00  

Прочие налоги, пошлины и сборы

6 773 400,00  

Таким образом, как мы видим, косвенные налоги в 2003 году были самыми доходными в российском бюджете.

Как известно одним из основных налогов в советской налоговой системе являлся налог с оборота. В число плательщиков этого налога входили все

 

предприятия, производящие и реализующие товары, облагаемые налогом с оборота. Однако налог с оборота в СССР в дореформенный период не был налогом в строгом смысле этого слова. Он являлся составной частью общего механизма перераспределения финансов в экономике и взимался на стадии розничных продаж с тех видов товаров, розничные цены на которые превышали оптовые. В обратной ситуации, когда оптовые цены были выше розничных, возникал отрицательный налог (субсидия). Ставки налога с оборота могли устанавливаться в процентах к облагаемому обороту или в твердых суммах с единицы товара.

В 1990-1991 годах более 90% поступлений налога с оборота определялось разницей (в абсолютном выражении) между централизованно устанавливаемыми оптовыми и розничными ценами для определенных товаров и производителей. С ростом розничных цен и сохранением фиксированного номинального налога с оборота его доля в цене товара падала и, следовательно, падали доходы бюджета от налога с оборота. В результате этих процессов доходы от этого налога росли медленнее, чем оборот (хотя на некоторые товары, например алкоголь, доля налога в розничной цене возрастала). Так, реформа розничных цен в 1991 году привела к увеличению номинального оборота на 70% и лишь к 15-процентному возрастанию доходов от налога с оборота [31].

Налог с оборота, наряду с платежами из прибыли предприятий, был важнейшим источником доходов бюджета СССР. В 1980 году его поступления составляли 15,2% ВВП, в 1985 - 12,6% ВВП. К 1991 году объем налога с оборота, поступивший в консолидированный бюджет бывшего СССР, сократился до 6,3% ВВП или 21% доходов бюджета.

 

Деградация системы ценового контроля в последние годы существования социализма привела к падению доходов от налога с оборота при одновременном росте ценовых субсидий. Такое положение в 1991 году вызвало неотложную необходимость замены налога с оборота более эффективным фискальным инструментом.

Осенью 1991 года в качестве замены налога с оборота и альтернативы использованию НДС предлагалось введение акцизов, увеличение ставок подоходного налога, введение адвалорного налога с продаж (каскадного или с розничных продаж), повышение ставок налога на прибыль.

Очевидно, что в условиях, когда в результате либерализации цен население болезненно восприняло падение доходов и обесценение сбережений, повышение ставок подоходного налога было совершенно неприемлемым решением, т.к. с психологической точки зрения рост прямых налогов всегда менее предпочтителен, чем повышение косвенных налогов. Поскольку следует различать объективное (потеря ресурсов для налогоплательщика) и субъективное налоговое бремя, исходя из субъективной оценки тяжести налога плательщики и политики могут предпочитать “невидимые” косвенные налоги прямым. В пользу усиления роли косвенного налогообложения говорит и то, что оно в отличие от подоходного налога оказывает при определенных условиях меньшее отрицательное влияние на сбережения [29].

Таким образом, введение НДС с высокой ставкой (28%) в 1992 году было, как представляется, наилучшим решением по сравнению с возможными тогда альтернативами. Оно позволило увеличить общий уровень налоговых изъятий. При этом широкая база налога создала предпосылки стабильности поступлений во времени. За счет преемственности НДС по отношению к налогу с оборота (по функциям) и по отношению к использовавшемуся в 1991 году налогу с продаж (по технике взимания) введение налога внесло не слишком значительные изменения в налоговую систему, вызвав минимально возможный скачок общего уровня цен, и было психологически относительно безболезненным. Пониженная ставка на продукты питания позволила обеспечить прогрессивность налоговой системы, отвечающую требованиям социальной справедливости в условиях невозможности за короткий срок обеспечить создание действенной системы адресной поддержки низкодоходных слоев населения. Использование небольшого количества ставок (основная, пониженная и нулевая) позволило внести минимальные искажения в относительные цены. Техника взимания НДС предоставляла малые возможности уклонения от налога и тем самым обеспечила необходимую бюджетную отдачу и уровень справедливости налоговой системы.

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

Поступления доходов от НДС в бюджете-2002 составили 773,5 млрд. руб. Это 36% всех доходов федерального бюджета и 45% налоговых доходов (см. график 1).

 

 

 

 

 

 

График 1. Налоговые доходы Федерального бюджета 2002г., в %.

 Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

 В бюджете-2003 НДС составили 946,2 млрд. руб., что равно 39% и 50% соответственно. НДС стабильно занимает первое место по уровню собираемости налогов в бюджет.

НДС используется более чем в 40 странах как основной косвенный налог на потребление. В 20 из 24 стран ОЭСР НДС - основной налог на потребление.

НДС - это часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до конечного продукта - и изымается в бюджет на каждом этапе производства и обращения товара с вновь созданной стоимости. В результате вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем. Определяется НДС как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС полностью (100%) зачисляется в федеральный бюджет.

 

В России НДС введен с 1992 г., и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота, превзойдя егоей, материалов, услуг и т.п.1 по роли и значению в доходах бюджета. В отличие от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости, так что налоговые платежи поступают более равномерно.

В России НДС вводился вопреки накопленному мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка, заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку от крайне низкого уровня, например в 5%. В России НДС стал использоваться в условиях спада, и его ставка составила 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги. В странах Западной Европы для отдельных видов деятельности предоставляется право выбора: платить НДС или подоходный налог (страхование, банковское дело, аренда помещений, артистическая деятельность, спорт). В России частные предприниматели платят и НДС (18%), и налог на доходы физических лиц (13%); юридические лица платят НДС и ряд других налогов.

Стандартная ставка НДС составляет 18%, пониженные - 10% (в отношении товаров для детей, товаров первой необходимости и т.д.) и 0% (к примеру, экспорт товаров и услуг, работы и услуги, оказываемые в космическом пространстве). Обсуждается возможность снижения ставки НДС до 15-17% к 2006 году, но с одновременной отменой всех льгот. По НДС льгот в несколько раз больше, чем по налогу на прибыль. Отказ от льгот является важной задачей налоговой реформы, так как льготы на практике оказываются для бюджета черными дырами, порождая коррупцию.

Замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы налоговой нагрузки предприятий из сферы обращения в сферу производства, из-за чего предприятия лишаются значительной доли оборотного капитала. В случае превышения суммы НДС уплаченного над суммой НДС полученного разница подлежит возмещению из бюджета, однако это возмещение в денежном выражении не осуществляется, обычно предприятиям предоставляется возможность проводить взаимозачет. Если же предприятие реализует значительную долю своей продукции на внешнем рынке и имеет значительные суммы НДС, подлежащие к возмещению из бюджета (поскольку экспорт данным налогом не облагается), то возможности зачета с прочими федеральными налогами уже не покрывают задолженности бюджета по НДС.

Потери НДС для бюджета связаны с “ложным экспортом” – с требованиями по возврату НДС от “липового” экспорта. Бюджет уже задолжал экспортерам 110 млрд. руб., а к концу 2004 г. долг может вырасти до 150 млрд. руб. Вместе с долгами бюджета растет и коррупция в высших эшелонах власти. Налоговые органы должны возвращать НДС через 3 месяца, Минфин задерживает выплаты до 6 месяцев, отсюда взятки за ускорение возврата реального НДС и за оформление фиктивных бумаг.

 
§1.3. Международная практика функционирования НДС

 

Широкое  распространение  НДС  получил  благодаря  подписанию  в  1957  году  в  Риме  договора  о  создании  Европейского  экономического  сообщества,  согласно  которому  страны  его  подписавшие  должны  были  гармонизировать  свои  налоговые  системы  в  интересах   создания  общего  рынка.  В  1967  году  вторая  директива  Совета  ЕЭС  провозгласила  НДС  главным  косвенным  налогом  Европы,  предписывая  всем  членам  Сообщества  ввести  данный  налог  в  свои  налоговые  системы  до  конца  1972  года.  В  том  же  1967  году  налог  на  добавленную  стоимость  начал  функционировать  в  Дании,  в  1968  -  в  ФРГ.  Шестая  директива  Совета  ЕЭС  1977  года  окончательно  утвердила  базу  современной  европейской  системы  обложения  НДС,  чем  способствовала  унификации  взимания  данного  налога  в  Европе.  Последние  уточнения  в  механизм  обложения  НДС  были  сделаны  в  1991  году  десятой  директивой,  и  ее  положения  были  включены  во  все  налоговые  законодательства  стран-членов  ЕЭС [6].

В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  сорока  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки.  В  США  и  Канаде  применяется  близкий  по  методу  взимания  к  НДС  налог  с  продаж [26].

Обширная  география  распространения  НДС  свидетельствует  о  его  жизнеспособности  и  соответствии  требованиям  рыночной   экономики.  Необходимо  отметить,  что  прочному  внедрению  его  в  практику  налогообложения  в  немалой  степени  способствовали  следующие  факторы.

Во-первых,  недостатки,  имеющиеся  у  прямых  налогов.  К  их  числу  можно  отнести  чрезмерную  тяжесть  налогообложения,  широкие  масштабы  уклонения  плательщиков  от  их  уплаты.

Во-вторых,  постоянный  дефицит  бюджета,  и  как  следствие  постоянная  потребность  в  увеличении  доходов  бюджета  путем  расширения  налогооблагаемой  базы  и  повышения  эффективности  налогообложения.

В-третьих,  потребность  в  усовершенствовании  существующих  налоговых  систем  и  приведении  их  в  соответствие  с  современным  уровнем  экономического  развития.

В  настоящее  время  общий  механизм  взимания  НДС  идентичен  во  многих  странах.  Как  известно,  плательщиками  этого  налога  являются  юридические  и  физические  лица,  занимающиеся  коммерческой  деятельностью.  Объектами  обложения  выступают  оборот  товаров,  объем  произведенных  работ  и  оказанных  услуг.  Необходимо  отметить,  что  налог  взимается  многократно  на  каждом  этапе  производства  и  реализации  продукции  при  ее  движении  от  первого  производителя  до  конечного  потребителя.  Налогооблагаемая  база  определяется  исходя  из  стоимости,  добавленной  на  каждой  стадии  производства  и  обращения,  включая  заработную  плату  с  начислениями,  амортизацию,  проценты  за  кредит,  прибыль  и  расходы  общего  характера  (за  электроэнергию,  рекламу,  транспорт  и  др.).  При  этом  стоимость  средств  производства  и  материальных  затрат  исключается  из  облагаемого  оборота.  Так  же,  как  и  по  многим  налогам,  предусмотрены  льготы  при  расчете  и  уплате  НДС,  которые  определяются  историческим  и  социально-экономическим  развитием  каждой  страны.  Однако  общей  для  всех  налоговой  льготой  является  необлагаемый  минимум  оборота  реализуемой  продукции.  Прежде  всего  это  освобождение  направлено  на  поощрение  мелкого  бизнеса,  который,  не  располагая,  как  правило,  квалифицированным  бухгалтерским  аппаратом,  испытывает  определенные  трудности  при  исчислении  налогооблагаемой  базы.  Кроме  того,  государство,  освобождая  от  обложения  мелкие  предприятия,  сокращает  тем  самым  свои  расходы,  связанные  со  сбором  и  обработкой  информации,  а  также  с  осуществлением  оперативного  управления  и  контроля  за  деятельностью  налогоплательщиков. 

В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В  то  же  время  их  средний  уровень  колеблется  от  15  до  25%.  В  некоторых  странах  применяется  шкала  ставок  в  зависимости  от  вида  товара  и  его  социально-экономической  значимости:  пониженные  ставки  (2 - 10%)  применяются  к  продовольственным,  медицинским  и  детским  товарам;  стандартные  (основные)  ставки  (12 - 23%)  -  к  промышленным  и  другим  товарам  и  услугам;  и,  наконец,  повышенные  ставки  (свыше  25%)  -  к  предметам  роскоши. Конкретные  размеры  ставок  по  некоторым  развитым  странам  мира  приведены  в  таблице  2.

 

Таблица 2. Шкала  ставок  НДС  по  различным  странам.

Страна

Испания

Германия

Великобритания

Греция

Франция

Россия

Финляндия

Дания

Ставка  НДС

12%

14%

15%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ