бесплатные рефераты

Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

выписка банка по расчетному счету

принята к вычету сумма НДС по партии литературы по экономике и партии поздравительных открыток

68

19-3

19152,54

выписка банка по расчетному счету, счет-фактура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития НДС в РФ

§ 3.1 Основные направления реформирования системы НДС

в Российской Федерации

На основе проведенного анализа взимания налога на добавленную стоимость и анализа международного опыта функционирования систем НДС ниже сформулирован ряд идей по реформированию российского налога на добавленную стоимость.

Ставка налога. Предлагается установить две ставки налога на добавленную стоимость: 0% – для экспортируемых товаров и услуг и около 15-16% – единая ставка налога, взимаемого при реализации товаров и услуг внутри страны. Абсолютный размер ставки с точностью до процентов должен рассчитываться исходя из целей правительства в отношении объема доходов бюджетной системы, а также налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Шаги в данном направлении происходят уже сейчас. С 1 января 2004 года произошло снижение налоговой ставки до 18%, а дальнейшем планируется снизить ее до 15-16% при отмене большинства льгот.

Льготы по налогу. В целях повышения нейтральности налоговой системы, следует изменить систему льгот по НДС, предоставляемых в виде освобождения от его уплаты оборотов по реализации определенных видов товаров и услуг, т.е. расширить базу обложения налогом на добавленную стоимость. В целях увеличения уровня нейтральности налога на добавленную стоимость следует ликвидировать пониженную ставку (10%), применяемую в основном для продуктов питания и товаров для детей.

Для предотвращения процессов уклонения от налогов следует ограничить либо полностью отменить освобождение от НДС, предоставляемое предприятиям, использующим труд инвалидов и находящимся в собственности общественных организаций инвалидов. Учитывая социальное значение поддержки этих категорий населения, освобождение от НДС должно быть заменено прямыми дотациями из государственного бюджета.

Необходимо отметить, что для избежания возможного каскадного эффекта предоставлять освобождения от уплаты НДС только тем предприятиям и видам деятельности, продукция которых ближе всего находится к стадии конечного потребления. Прочие льготы по уплате НДС должны быть либо отменены, либо, если они носят социальный характер, заменены дотациями из бюджета.

В промышленности, сельском хозяйстве и оптовой торговле, где по смыслу расчет налога близок к фактурному методу, его исчисление осуществляется на основе данных, содержащихся в балансе предприятия. Такой метод значительно усложняет порядок уплаты налога, т.к. ставит расчет его величины в зависимость от процедуры бухгалтерского учета дохода и прибыли предприятий. Такой метод расчета НДС делает его непрозрачным и, соответственно, значительно затрудняет контроль за правильностью и своевременностью его уплаты. Кроме того, он требует от предприятий ежемесячного составления балансов, предоставляемых в налоговую инспекцию.

Необходимо, чтобы налоговые инспекции начали контролировать правильность и своевременность уплаты налога не на базе бухгалтерского баланса, а с помощью счетов-фактур. При этом каждая сделка должна оформляться счетом-фактурой (что уже делается в настоящее время), составляемого в трех экземплярах, один из которых представляется в налоговую инспекцию, а остальные два — оставаться у сторон сделки. Метод расчета НДС на основе счетов-фактур необходимо внедрить не только в промышленности, но и в розничной торговле, общественном питании, строительстве и посреднической деятельности. Основная цель этой меры состоит в упрощении контроля и тем самым в снижении уклонения от уплаты налога.

Следует отметить, что слабость таможенного контроля на межгосударственных границах приводит к потерям доходов федерального бюджета независимо от используемого принципа взимания косвенных налогов. При взимании налогов по ставкам страны происхождения уход от налогообложения производится с помощью нелегального экспорта и последующего импорта (фиктивный импорт) без уплаты косвенных налогов. При применении принципа страны назначения возможен экспорт товаров с получением возмещения уплаченных ранее сумм НДС и акцизов с последующим ввозом этих же товаров обратно без уплаты налогов и импортных пошлин (фиктивный экспорт), что возможно в отсутствие таможенного контроля на границе. В последнем случае потери могут иметь более ощутимый характер, т.к. возмещение при экспорте осуществляется денежными средствами, в то время как при нелегальном импорте потери бюджета выражаются в виде неполученных доходов. Тем не менее, нельзя утверждать, что абсолютный размер потерь при использовании принципа страны назначения выше, чем при налогообложении в соответствии с принципом страны происхождения.

Налогообложение продукции сельского хозяйства. В случае перехода на единую ставку налога на добавленную стоимость мы считаем возможным применение режима "плоской" ставки (плоская ставка НДС, используемая во многих странах при налогообложении сельскохозяйственной продукции, означает разрешение покупателям данной продукции частично принимать к зачету НДС, уплаченный сельскохозяйственными предприятиями при приобретении сырья и материалов, путем выделения этой ставки в отпускной цене продукции) на продукцию сельскохозяйственных предприятий на условиях добровольности. Введение "плоской" ставки налога для продукции сельского хозяйства возможно в двух вариантах — путем разрешения производителям сельскохозяйственной продукции установления фиксированной надбавки к отпускной цене, а также путем разрешения покупателям сельскохозяйственной продукции кредита по НДС в размере фиксированной доли от цены приобретения.

Тем не менее, при сохранении пониженной ставки НДС введение дополнительной "плоской" ставки на продукцию сельского хозяйства представляется нецелесообразным.

§3.2. НДС-счета в России: анализ возможных последствий

 

В настоящее время в России активно обсуждаются перспективы введения специальных счетов для упла­ты налога на добавленную стоимость. Ниже приведен краткий анализ возможных положительных и отрицательных последствий такого введения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

В соответствии с поручением Правительства РФ Минфин России разработал и представил 1 декабря 2003 г. проекты нормативных актов, направленных на законодательное обеспечение введения специальных счетов по уплате налога на добавленную стоимость. В Правительство РФ были представлены проекты феде­ральных законов «О внесении изменений и допол­нений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с внесением изменений и дополнений в Налоговый ко­декс Российской Федерации».

Указанные законопроекты направлены на внесение следующих изменений и дополнений в российское нало­говое законодательство.

1. Вводится такой инструмент администрирования налога на добавленную стоимость, как НДС-счета. Для указанных счетов предлагается установить спе­циальный режим функционирования, в том числе предполагается определить, что денежные средства за­числяются и списываются с данных счетов только в счет операций по уплате НДС в бюджет и другим налого­плательщикам. В частности, закрепляется, что

- на НДС-счет денежные средства зачисляются:

- с НДС-счетов других лиц при расчетах за това­ры (работы, услуги),

- с расчетного счета владельца НДС-счета, откры­того в том же банке,

- с других НДС-счетов владельца НДС-счета,

- из бюджета в случае возврата сумм НДС и пени;

- с НДС-счета денежные средства списываются:

- на НДС-счета других лиц при расчетах за това­ры (работы, услуги) либо при возврате сумм, поступивших на НДС-счет в отсутствие основании для тако­го перечисления,

- на другие НДС-счета владельца НДС-счета,

- в бюджет на уплату НДС и пени, а также при взыскании НДС и пени в бесспорном порядке либо при завершении ликвидации или конкурсного произ­водства.

2. Вводится обязанность открытия специальных НДС-счетов для всех лиц, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, в том числе для лиц, осво­божденных от обязанностей налогоплательщика. Пред­полагается, что открывать НДС-счета будут и органы государственной власти (органы местного самоуправ­ления) для осуществления операций бюджетных учреж­дений по уплате НДС.

3.Любое взыскание средств с НДС-счетов может проводиться лишь в счет исполнения обязанности по уплате НДС и пени, начисленных за несвоевременную уплату НДС. В случае ликвидации организации сред­ства, оставшиеся на НДС-счете после уплаты ликвидируемой организацией НДС и пени, подлежат пере­числению в бюджет.

Предлагаемые изменения в Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве)», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» фактически означают, что в случае конкурсного производства суммы, находящиеся на НДС-счете должника, могут быть перечислены на иные НДС-счета лишь в соответствии с требованиями о пере­числении НДС, и после завершения конкурсного про­изводства НДС-счет должника подлежит закрытию, а остаток на этом счете — перечислению в бюджет.

4. Неоднократное нарушение банком обязанностей по ведению НДС-счетов является основанием для обра­щения налоговых органов с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

5. Банки не вправе осуществлять расходные опе­рации по вновь открытым НДС-счетам до получения от налогового органа подтверждения о получении уве­домления об открытии данному лицу НДС-счета.

6. Устанавливается обязанность банков в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представлять в налоговые органы в электрон­ном виде сведения обо всех операциях по НДС-сче­там, включая выписку из лицевого счета и документы (с указанием в них кодов товаров, номеров и дат сче­тов-фактур), на основании которых совершены все записи по НДС-счету. При неоднократном нарушении данной обязанности налоговые органы вправе обра­титься в Банк России с ходатайством об отзыве лицен­зии на осуществление банковских операций, а также принять решение о запрете на осуществление банком операций по открытию и проведению расчетов по НДС-счетам.

7. Денежные средства могут быть перечислены с одного НДС-счета на другой вне зависимости от пере­числения платежа за налогооблагаемые товары (рабо­ты, услуги). Однако для владельца НДС-счета, на который с НДС-счета другого лица зачислена сумма по основаниям, отличным от уплаты НДС, или без основания, устанавливается обяза­тельство по перечислению данной суммы обратно на НДС-счет пла­тельщика в 14-дневный срок со дня ее получения.

8. Вводится понятие реестра счетов-фактур, в который должны включаться все выставленные и полученные счета-фактуры. Такие реестры должны пред­ставляться в налоговые органы в электронном виде и на бумажном носителе. Счет-фактура, не включенный в данный реестр, не может являться основанием для принятия предъявленной суммы НДС к возмещению или вычету.

9. Устанавливается порядок, при котором суммы НДС перечисляются поставщикам исключительно де­нежными средствами с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика вне зависимости от формы расчетов (товарообменные операции, взаимозачеты, расчеты аккредитивами, чеками, векселями и т.д.).

10. К вычету принимаются только суммы НДС, пе­речисленные с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика за налогооблагаемые товары (работы, услу­ги). Суммы НДС, уплаченные поставщикам в налич­ной форме, не подлежат вычету из налоговой базы налогоплательщика за исключением сумм НДС, упла­ченных по командировочным и представительским расходам, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Суммы НДС, уплаченные в безналичной форме не с НДС-счета организации или индивидуального предпринимателя, не подлежат ни вычету из налого­вой базы, ни включению в состав расходов по налогу на прибыль, а включаются в состав внереализационных доходов для организаций либо не включаются в расходы (профессиональные вычеты) индивидуаль­ных предпринимателей.

11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте това­ров, производится в виде исключения без перечисле­ния суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким обра­зом, сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых за товары, ввозимые с террито­рии Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации действует режим взимания НДС по став­кам страны происхождения.

12. В качестве компенсационной меры предусмат­ривается либерализация порядка возмещения НДС при налогообложении по ставке 0%, а также переход к при­нятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществ­лении капитального строительства, в общем порядке (в настоящее время вычет сумм НДС, уплаченных по­ставщикам при осуществлении капитального строитель­ства, производится не ранее момента постановки на учет объекта завершенного капитального строительства).

ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

Главный аргумент в обоснование введения НДС-сче­тов — необходи-

 

мость принятия мер в области налого­вого администрирования, противодействующих укло­нению от обложения НДС с помощью короткоживущих организаций. Если для внедрения будет избран вариант, который предлагает Минфин России в настоя­щее время, то, по мнению сторонников введения НДС-счетов, возможны следующие выгоды от использова­ния таких счетов:

1) рост доходов от налога при сохранении действую­щей налоговой ставки;

2) устранение существующих искажений, когда не­добросовестные налогоплательщики, издержки кото­рых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добро­совестными налогоплательщиками, полностью испол­няющими обязанности по уплате налога;

3) новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законо­дательства;

4) за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администриро­вания в целом;

5) в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия использу­емым методам уклонения от налогообложения.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

Оппоненты предлагаемой идеи о введении НДС-сче­тов подвергают сомнению позиции, высказываемые сторонниками НДС-счетов. Однако необходимо отме­тить, что ни сторонники, ни оппоненты НДС-счетов не располагают достоверными результатами иссле­дований по двум направлениям, необходимыми для подтверждения либо опровержения правомерности утверждений. Речь идет о следующих направлениях ана­лиза:

1) масштабы уклонения от уплаты НДС с использо­ванием короткоживущих организаций в настоящее время (т.е. того единственного вида уклонения, на борьбу с которым направлены НДС-счета);

2) масштаб увеличения издержек на исполнение налогового законода-

 

тельства (в частности, издержек налогоплательщиков на администрирование специаль­ных счетов, издержек налоговых органов на налого­вое администрирование).

В то же время предварительное исследование до­ходов от НДС в ряде стран с переходной экономикой и развитых стран, проведенное ИЭПП, показало, что объем доходов российского бюджета от НДС, состав­ляющий от 6,5 до 7% ВВП, находится на среднем уров­не по группе исследуемых стран с учетом средней на­логовой ставки, уровня экономического развития и прочих факторов.

БОЛГАРСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НДС-СЧЕТОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ.

Единственной страной в мире, применяющей специ­альные счета для уплаты НДС, является Болгария, где указанный инструмент в обязательном порядке дей­ствует для всех налогоплательщиков с 1 января 2003 г. Бюджетный эффект от данной реформы заключается в следующем:

- в течение I квартала после обязательного вве­дения системы НДС-счетов наблюдался существенный рост поступлений НДС по внутренним операциям;

- по состоянию на 1 августа 2003 г. номиналь­ный прирост доходов от внутреннего НДС в Болгарии (с учетом возмещения НДС экспортерам) составил 32,5% по отношению к аналогичному периоду преды­дущего года. С учетом корректировки на инфляцию (4%) и рост ВВП (5%) чистый прирост доходов от внутрен­него НДС, который частично возник благодаря исполь­зованию НДС-счетов, составил около 23%. Сохране­ние прироста доходов по сравнению с предыдущим периодом объясняется, скорее всего, тем обстоятель­ством, что во II квартале 2002 г. возмещение НДС в Болгарии превысило поступления НДС в бюджет;

- согласно данным об исполнении бюджета за ян­варь — сентябрь 2003 г. номинальные доходы бюдже­та Болгарии от внутреннего НДС — 212,6 млн. левов, что составляет 114,4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, когда доходы от внутрен­него НДС были равны 185,8 млн. левов. С учетом кор­ректировки на инфляцию и рост ВВП прирост дохо­дов от внутреннего НДС составил около 5%;

Таким образом, введение специальных счетов для уплаты НДС в Болгарии на сегодняшний день не приве­ло к существенному росту бюджетных доходов. Попро­буем перенести результаты исполнения болгарского бюджета на российские данные без учета различий в экономических условиях. Однако в силу того, что специальные счета действуют в Болгарии меньше года, приведем два варианта оценок — с учетом результатов исполнения бюджета Болгарии на 1 августа и на 1 октяб­ря (по результатам исполнения федерального бюджета Российской Федерации в январе — сентябре 2003 г. в условиях 2003 г. с учетом снижения основной ставки НДС до 18%):

- при перенесении бюджетных эффектов от исполь­зования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 августа 2003 г. прирост доходов федерального бюд­жета Российской Федерации от НДС может составить до 1% ВВП;

-  при перенесении бюджетных эффектов от исполь­зования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 октября 2003 г. прирост доходов федерального бюджета Российской Федерации от НДС может соста­вить 0,2—0,25% ВВП.

Однако данные оценки являют­ся заведомо некорректными, так как необходимо учитывать следую­щие особенности болгарской эко­номики:

- доля доходов от НДС, взи­маемого при внутренней реализа­ции, в общем объеме бюджетных доходов от НДС составляет менее 10%; в связи с этим колебания до­ходов от внутреннего НДС практически незначимы для совокупных бюджетных доходов;

- определение момента возникновения налоговых обязательств по НДС в Болгарии осуществляется в соответствии с методом начисления, т.е. движение де­нежных средств по НДС-счетам не связано с начисле­нием НДС и предоставлением права на вычет;

- введение НДС-счетов в Болгарии фактически означало не ужесточение, а смягчение налогового режима для налогоплательщиков, так как до их введе­ния в системе НДС использовалась ответственность налогоплательщиков за уплату налога третьими лица­ми (т.е. короткоживущими организациями);

- прочие особенности, связанные как с болгар­ской системой НДС-счетов, так и со спецификой отдель­ных секторов болгарской экономики.

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТУ НДС В РОССИИ.

К сожалению, многочисленные изменения в структуре форм отчетности о поступлении налогов и платежей в бюджетную систему, выпускаемых МНС России (ра­нее - Госналогслужбой России), за последние 5—8 лет не позволяют провести детальный анализ тенденций основных показателей налога на добавленную стои­мость в среднесрочной перспективе. Анализ такого показателя, как доходы бюджетной системы от НДС, показывает, что с 1993 г. доходы консолидированно­го бюджета Российской Федерации от НДС составля­ли от 6 до 7% ВВП, достигнув минимума (5,7% ВВП) в 1998г. и максимума (7,1% ВВП) в 2001 г. По нашим оценкам, такой уровень бюджетных доходов от НДС соответствует уровню развития российской экономики и налоговой системы. Вместе с тем начиная с 2002 г. наблюдается незначительное снижение доходов феде­рального бюджета от НДС, сделать выводы об устой­чивом характере которого (с учетом роста 2001 г.) в настоящее время не представляется возможным.

Несмотря на опережающий рост налоговых вычетов и сумм налога, предъявляемых к возмещению, в настоящее время нет достаточных оснований утверж­дать, что в России имеет место рост уклонения от нало­гообложения, угрожающий устойчивости федерального бюджета и требующий принятия экстренных мер в области налогового администрирования. Вместе с тем можно предположить, что рост сумм налоговых выче­тов по приобретенным товарам (работам, услугам), не относящихся к капитальному строительству, на 3% ВВП частично обусловлен не только экономическим рос­том, но и уклонением от налогообложения с исполь­зованием короткоживущих организаций. В связи с этим необходим тщательный анализ российской ситуации и международного опыта с целью принятия системы мер, эффективно противодействующих такого рода уклонению от налогообложения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НДС-СЧЕТОВ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ.

Целью реформы механизма взимания НДС должно являться достижение эффективности налогообложе­ния (повышение уровня нейтральности, справедливо­сти, предсказуемости налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков и административных издержек). Если одним из дополнительных результатов такой реформы станет повышение бюджетных доходов, то это будет, безусловно, положительным моментом, однако на подобный результат не следует рассчиты­вать при планировании реформы. В любом случае введение счетов не должно сопровождаться снижением ставки НДС.

Если масштаб уклонения от НДС с помощью короткоживущих организаций велик и в то же время не су­ществует иных аналогичных способов уклонения от налогообложения (оба условия нуждаются в дополни­тельной проверке), существующий проект системы НДС-счетов (предполагающий принятие ряда чрезвы­чайно жестких решений, в том числе запрета на изъятие средств с НДС-счетов, отказа в зачете уплаченных сумм НДС в некоторых ситуациях) в случае его введе­ния должен привести к росту бюджетных доходов от внутреннего НДС.

Однако даже в случае снижения уклонения от нало­гообложения при введении системы НДС-счетов существуют факторы, ограничивающие возможности дан­ной системы по увеличению налоговых сборов.

1. В качестве одного из достоинств системы НДС-счетов называется упрощение порядка и ускорение возврата НДС при налогообложении по нулевой ставке (главным образом, экспортерам). С одной стороны, это приведет к повышению эффективности НДС, а с дру­гой — к снижению поступлений НДС в бюджет как в течение переходного периода, так и в дальнейшем.

2. Предполагаемое увеличение начисленного на­лога в расчете на единицу стоимости реализованного товара (работ, услуг) означает увеличение эффектив­ной налоговой нагрузки на экономику (при предполо­жении, что короткоживущие организации осуществляют свою деятельность в сговоре с конечными продавцами). Увеличение налоговой нагрузки приведет к росту иен. Рост иен может привести к сокращению спроса и сни­жению поступлений НДС. Такой эффект сложно под­дается количественным оценкам, однако вероятность его появления крайне высока.

3. Кроме того, рост эффективной налоговой нагруз­ки может привести к тому, что уклоняться от налого­обложения станут организации, которые в настоящее время добросовестно уплачивают налоги, но издержки на исполнение налогового законодательства в полном объеме для которых сравнимы с затратами на уклоне­ние от налогообложения. Имеется в виду, что в слу­чае роста затрат на налоговое администрирование либо роста объема налоговых обязательств для многих налогоплательщиков более выгодным будет уклонение от налогообложения, т.е. возможен эффект, обратный выводу доходов из тени в 2001 г. в результате введения плоской ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы единого социального налога.

Такая ситуация может привести к снижению нало­говых доходов от НДС, причем вероятность возникно­вения указанного эффекта высока при значительном росте издержек налогоплательщиков на исполнение на­логового законодательства вследствие проводимой реформы.

Необходимо также принять во внимание тот факт, что для налогоплательщика подобные издержки пред­ставляют собой в определенной степени условно-по­стоянные расходы, и, следовательно, их величина не­пропорционально возрастет для организаций малого и среднего бизнеса. Вместе с тем издержки по уклоне­нию от налогообложения (например, связанные с пере­ходом к расчетам неучтенной наличностью) для таких организаций сравнительно невелики, поэтому налоговые поступления от данного сектора могут значитель­но снизиться.

4. Предлагаемая схема, перекрывая один механизм уклонения от налогообложения, оставляет массу воз­можностей для уклонения от уплаты других налогов. Возможный в результате введения НДС-счетов рост издержек налогоплательщиков на уклонение от НДС с помощью короткоживущих организаций может при­вести к использованию иных методов уклонения от уплаты как НДС, так и в большей степени иных нало­гов (использование в расчетах неучтенной наличности, ложный экспорт, завышение расходов, принимаемых к вычету в целях уплаты налога на прибыль и т.д.), что будет препятствовать росту налоговых доходов кон­солидированного бюджета.

УСТРАНЕНИЕ ИСКАЖЕНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

С одной стороны, повышение эффективности налого­вой системы является одной из целей проводимой реформы, и, по замыслу ее авторов, налогоплательщики, которые в настоящее время уклоняются от налогооб­ложения, потеряют свои преимущества перед добро­совестными налогоплательщиками. С другой стороны, неравномерное распределение издержек налогопла­тельщиков на исполнение налогового законодательства приведет к возникновению преимуществ у крупных организаций перед организациями среднего и малого бизнеса.

Для того чтобы аргумент об устранении искажений в налогообложении с помощью НДС-счетов являлся правомерным, необходимо предположить, что суще­ствует достаточно большое количество налогоплатель­щиков, не использующих уклонение от налогообложения с помощью короткоживущих организации. Однако если такое предположение верно (т.е. в России суще­ствует достаточно большая доля добросовестных нало­гоплательщиков, не уклоняющихся от налогообложе­ния), не совсем очевидна необходимость борьбы с дан­ным явлением с помощью предлагаемых затратных спо­собов.

В качестве одного из примеров искажений, созда­ваемых системой НДС-счетов в предлагаемом виде, можно назвать положение, согласно которому в слу­чае ликвидации организации и исполнения всех обя­зательств перед поставщиками и бюджетом по уплате НДС остаток на НДС-счете подлежит перечислению в доходы бюджета. Между тем, как будет показано ниже, существует достаточно большое количество слу­чаев, при котором налогоплательщик будет вынужден кредитовать НДС-счет с расчетного счета до поступ­ления ожидаемых сумм НДС от покупателей. Предла­гаемый порядок фактически приводит к тому, что сум­мы, поступившие с расчетного счета налогоплатель­щика, которые не подлежат возврату на расчетный счет, в конечном счете будут перечислены в бюджет.

ИЗДЕРЖКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

В качестве одной из целей любой налоговой реформы можно назвать снижение издержек налогоплательщи­ков на исполнение налогового законодательства. Меж­ду тем, по оценкам как сторонников НДС-счетов, так и их противников, предлагаемые меры приведут к росту этих издержек. Расхождения наблюдаются лишь в оцен­ках масштабов потерь налогоплательщиков и в их рас­пределении между группами налогоплательщиков (крупными, средними и малыми организациями) и сек­торами экономики.

Под издержками налогоплательщиков, как прави­ло, понимаются отвлечение оборотных средств, рас­ходы на администрирование дополнительных банков­ских счетов, выпуск и обработку дополнительных пла­тежных поручений, обучение персонала и т.д. Можно отметить следующие издержки налогоплательщиков, не связанные с отвлечением оборотных средств:

• обязанность по открытию НДС-счетов преду­смотрена для всех без исключения лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от обязанностей налогоплательщика. Вместе с тем одним из достоинств режима освобож­дения от обязанностей налогоплательщика является снижение издержек на исполнение налогового зако­нодательства для субъектов малого предприниматель­ства. Однако можно предположить, что в результате возникновения обязанности по администрированию дополнительного банковского счета такие издержки воз­растут;

• обязанность банков по представлению в налого­вые органы сведений обо всех операциях по НДС-сче­там клиентов с указанием счетов-фактур, их дат и кодов товаров может повлечь за собой значительные издержки банковских учреждений, которые могут быть переложены на их клиентов. Более того, предоставление налоговым органам права устанавливать запрет для банка осуществлять операции по НДС-счетам (а также права обращаться в Банк России с ходатайством об отзыве у данного банка лицензии) в том числе в случае неоднократного нарушения порядка представ­ления сведений дает налоговым органам неоправданно широкие полномочия по регулированию банковской деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ