Анализ текущего и перспективного состояния МУП "Реутовская теплосеть" г. Реутова Московской области ...
Сделка, в
совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного
предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных
настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного
предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.
Крупной сделкой
является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с
приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием
прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти
процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз
превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника
имущества унитарного предприятия.
Заимствования унитарным
предприятием.
Заимствования
унитарным предприятием кредитов по договорам с кредитными организациями;
бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые
предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Муниципальное предприятие также
вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи
векселей.
Унитарное
предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с
собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений
использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований
унитарными предприятиями определяется Правительством Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами
местного самоуправления.
Ответственность руководителя
унитарного предприятия.
Руководитель
унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей
должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке
ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными
действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного
предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск
о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю
унитарного предприятия.
Контроль за деятельностью
унитарного предприятия.
Бухгалтерская
отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества
унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке
независимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими
уполномоченными органами.
Муниципальное
унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет органам
местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень
которых определяется Правительством Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления.
Публичная отчетность
унитарного предприятия.
Унитарное предприятие
обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных
федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Хранение документов
унитарного предприятия.
Унитарное
предприятие обязано хранить следующие документы: учредительные документы
унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в
учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в
установленном порядке; решения собственника имущества унитарного предприятия о
создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества,
передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное
управление, о денежной оценке уставного фонда муниципального предприятия, а
также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия; документ,
подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия; документы,
подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его
балансе; внутренние документы унитарного предприятия; положения о филиалах и
представительствах унитарного предприятия; решения собственника имущества
унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия; списки
аффилированных лиц унитарного предприятия; аудиторские заключения, заключения
органов государственного или муниципального финансового контроля; иные
документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного
предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и
руководителя унитарного предприятия.
Муниципальное
унитарное предприятие хранит документы, по месту нахождения его руководителя
или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте. При ликвидации
предприятия документы, предусмотренные передаются на хранение в государственный
архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Реорганизация и ликвидация
унитарных предприятий.
Унитарное
предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в
порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом об унитарных и муниципальных образованиях и иными федеральными
законами.
В случаях,
установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме
его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных
предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного
государственного органа или решения суда.
Реорганизация
унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных
предприятий; присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких
унитарных предприятий;
разделения унитарного предприятия на
два или несколько унитарных предприятий;
выделения из унитарного предприятия
одного или нескольких унитарных предприятий;
преобразования унитарного предприятия
в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных
настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
Унитарные
предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если
их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Не является
реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение
правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права
собственности на его имущество к другому собственнику муниципального имущества
(муниципальному образованию). В случае изменения вида унитарного предприятия, а
также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику
муниципального имущества (муниципальному образованию) в устав унитарного
предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача
имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации
внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
В случае, если
иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий,
возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения,
принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного
предприятия. При преобразовании казенного предприятия в государственное или
муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение
шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим
к государственному или муниципальному предприятию.
Унитарное
предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в
форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших
юридических лиц.
При реорганизации
унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного
предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в
единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении
присоединенного унитарного предприятия.
Унитарное
предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации
обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов
унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых
публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о
таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати
дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты
опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать
прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного
предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация вновь
возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о
прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация
внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке,
установленном Федеральным законом "О государственной регистрации
юридических лиц", только при представлении доказательств уведомления
кредиторов в определенном порядке.
Если
разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника
реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия
несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного
предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним
имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в
стоимостном выражении.
Слияние унитарных
предприятий.
Слиянием
унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с
переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий
и прекращением последних. Собственник имущества унитарного предприятия
принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего
унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
При слиянии
унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь
возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.
Присоединение к унитарному
предприятию.
Присоединением к
унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных
предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к
которому осуществляется присоединение.
Собственник
имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного
акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к
которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении
руководителя этого унитарного предприятия. При присоединении одного или
нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему
переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии
с передаточным актом.
Разделение унитарного
предприятия.
Разделением
унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с
переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.
Собственник
имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении
разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о
назначении их руководителей.
При разделении
унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным
унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.
Выделение из унитарного
предприятия.
Выделением из
унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных
предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей
реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.
Собственник
имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении
разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о
назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав
реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его
руководителя.
При выделении из
унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из
них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного
предприятия в соответствии с разделительным балансом.
Ликвидация унитарного
предприятия.
Унитарное предприятие может
быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
Унитарное
предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в
порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными
федеральными законами. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его
прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим
лицам. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия
собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента
назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению
делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого
унитарного предприятия выступает в суде. В случае, если при проведении
ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его
неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель
такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия
банкротом.
Порядок ликвидации унитарного
предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Филиалы и представительства
унитарного предприятия.
Унитарное
предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать
филиалы и открывать представительства. Создание унитарным предприятием филиалов
и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с
соблюдением требований Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и иных федеральных
законов. А за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с
законодательством иностранного государства, на территории которого создаются
филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Филиалом
унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное
вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции
или их часть, в том числе функции представительства. Представительством
унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное
вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного
предприятия и осуществляющее их защиту. Филиал и представительство унитарного
предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании
утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство
наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель
филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным
предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении
трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность
должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство
унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их
унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и
представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное
предприятие. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его
филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного
предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в
орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные
изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с
момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную
регистрацию юридических лиц.
Участие унитарных предприятий
в коммерческих и некоммерческих организациях.
Унитарные
предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также
некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом
допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать
учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об
участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации
может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного
предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале
хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному
предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия
собственника его имущества.
Правовое
положение муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим
Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
1.2 Проблемы ЖКХ в разрезе
МУП.
За десять лет
запас прочности системы ЖКХ исчерпался. В начале девяностых правительство
удерживало на низком уровне коммунальные платежи, чтобы население не так тяжело
переносило реформы. Но сегодня наступил момент, когда без стопроцентного
финансирования ЖКХ не обойтись", - уверяют чиновники.
Субсидии и полное
финансирование ЖКХ провозглашены основами нынешней реформы коммунального
хозяйства. А чуть ли не главной и единственной причиной нерентабельности
жилищно-коммунальных предприятий (в начале этого года убытки отрасли составили
10,1 млрд. рублей) признаны необоснованно низкие тарифные ставки для населения.
А раз так, эти ставки непременно надо повысить. И тогда механизм ЖКХ заработает
как часы.
Более того, очень
часто экономическую реформу переводят в политическую и идеологическую
плоскость. Вот принято решение о создании расчетных центров. Предполагается,
что жителям станут напрямую перечислять деньги из бюджета (сейчас ежемесячно
микрорайон получает дотации - более двух миллионов рублей), а они уже сами
будут с ними выходить на рынок услуг и искать обслуживающие компании. Но эта
акция чем-то похожа на строительство коммунизма. Возможно, изменив порядок
субсидирования, бюджет сэкономит средства, но при этом оставит потребителей
наедине с разваливающимся ЖКХ. Ведь никакого рынка услуг пока нет и в помине.
Да и вряд ли он появится. Тепло и воду, кроме монополистов в лице 'Водоканала'
и 'Гортепла', подавать некому".
Монополизм
поставщиков тепла и воды - одна из главных причин крайней неэффективности
тепло- и водоснабжения практически любого города. Монополист, как известно,
заинтересован только в одном - чтобы потребляли больше и по более высокой цене.
Тепло сегодня
поставляют местные монополисты (находятся в ведении РАО ЕЭС или крупных
региональных энергокомпаний), а воду - местные естественные монополии. Все они
работают с потребителями по схожим схемам.
Первый вариант
такой. Поставщик выставляет счета ДЕЗам в соответствии с действующими
нормативами (норматив потребления умножают на тариф). ДЕЗы рассылают счета
населению. Затем деньги поступают от ДЕЗа в муниципалитет, а потом уже
непосредственно поставщику (обычно доходят не все - во-первых, собираются не
100%, а во-вторых, часть средств достается ДЕЗам на эксплуатационные нужды).
Второй вариант: "Водоканал" выставляет ДЕЗу один счет, в котором
указывается, сколько воды поставлено в город. ДЕЗ пересчитывает счета по нормам
потребления и выставляет их потребителям.
Эта схема
применяется еще с советских времен, и она ущербна, хотя бы потому, что
информация об объеме ресурсов, фактически поставленных конечному потребителю,
зачастую недостоверна. Точнее, ее просто нет. Измерительная аппаратура редко
устанавливается на водоводах и водопроводных входах в дома, а тем более в
квартирах. Для расчетов с "Водоканалом" или местными энергетиками
используется информация об общем количестве произведенной воды или тепла. А уж
воспользовались мы водой и теплом или нет - это никого не касается.
Такая ситуация,
понятно, вполне устраивает монополистов. Ведь если бы платежи начислялись в
соответствии с реальным потреблением, то объем потребления мог бы снизиться.
Для сравнения: сегодня в России расходуют 250-300 литров на человека в сутки, тогда как в Прибалтике - 90-120 литров, в Западной Европе - и того меньше. А раз меньше потребляли бы, то и платили бы меньше.
Поставщики воды и
тепла не озабочены проблемами экономии ресурсов. Это мощные структуры, умеющие
защищать свои интересы и блокировать не выгодные им мероприятия. Производители
наотрез отказываются инвестировать деньги в оптимизацию систем водоснабжения
(внутренние сантехнические работы, промышленные системы) или в управление
спросом. В свою очередь население, промышленные предприятия и государственные
организации тоже не спешат экономить воду и энергию, а это ведет к
неоправданному росту эксплуатационных расходов. Можно перейти на расчеты за
воду по факту ее использования. Но затраты (и, соответственно, экономия) будут
зависеть от конструктивных особенностей дома. Если он современный, оснащен
счетчиком, с нормальной теплоизоляцией, то расходы можно минимизировать.
Нынешние нормативы рассчитаны на устаревшие нормы теплозащиты и призваны
покрывать все потери при транспортировке тепла и воды. Понятно, что прямые
расчеты за оказанные услуги не будут компенсировать всех потерь - дураков
платить за то, что теряется при транспортировке, нет. Если вы будете платить
только по факту, то снабжающим организациям придется изменить технологию
получения тепла, задуматься, как сократить издержки транспортировки, какие
котлы поставить.
Пока же
проводится политика, направленная на задержку внедрения энергосберегающих
технологий. А эта проблема напрямую связана с тарифной политикой. Существует
много технологических наработок, но применения они не находят. За редким
исключением.
Говорят, что если
развернуть все московские инженерные коммуникации в прямые пороги, то четверть
столицы окажется покрытой трубами. Это - особенность советской централизованной
системы тепло- и водоснабжения городов. Интересно, что некоторые иностранные
специалисты в нынешних условиях считают ее целесообразной из-за цен на топливо.
Впрочем, в любом случае сегодня техническую сущность заложенного в советское
время принципа изменить очень сложно. Для массового внедрения автономного
(когда в каждом доме устанавливается собственная система энерго- и
теплоснабжения) подхода требуются огромные капиталовложения.
Более того, в
крупных городах жестко подавляется политика новых альтернативных источников
тепла. Анатолий Рощин полагает, что все дело в монополизации региональных
энергетических рынков. "В свое время началось движение по установке
крышных котельных, - рассказывает г-н Рощин. - Право выдавать разрешения на их
установку отдали 'Мосгортеплу'. В итоге сегодня в лучшем случае эксплуатируется
несколько десятков котельных. А между тем это выгодная вещь для потребителя. У
меня есть знакомый, проживающий в загородном доме. У него стоит газовый котел,
который снабжает коттедж теплом, горячей водой по полной программе. Они платят
за газ в год (за триста квадратных метров) шестьдесят-семьдесят долларов.
Возьмем двухкомнатную квартиру и долю за тепло. Получится примерно такая же цифра.
Но ведь площадь средней квартиры в лучшем случае пятьдесят два квадратных
метра. Где разница? Потерялась в пути. Даже если котельная квартальная, то
коммуникации имеют протяженность четыреста метров. Московский микрорайон
Кунцево получает тепло за восемь-десять километров. Согласитесь, теплопотери
несопоставимы. К ним прибавьте расходы на ремонт сетей, их перекладку".
В регионах,
например в Калуге, в районах новостроек устанавливают квартальные газовые
котельные. А в городских квартирах - автономные тепловые пункты, благодаря чему
можно запрограммировать свое энергопотребление так, как нравится тебе. И
комфортно, и экономно. Считается, что автономная котельная обходится дороже
подключения к городским сетям, но в дальнейшем ее эксплуатация гораздо выгоднее:
стоимость производства тепла у автономных и крышных котельных вдвое ниже, чем у
центрального отопления.
К сожалению, ЖКХ
болеет той же болезнью, которая погубила народное хозяйство СССР. Как и раньше,
сегодня в жилкомхозе не востребованы современные технологии. Правильно
говорится о том, что надо повышать эффективность, снижать издержки. Если
посмотреть на структуру ЖКХ, то оказывается, что конкретных предприятий,
которые заинтересованы в решении этих проблем, сегодня нет. А раз так, пока не
приходится рассчитывать на то, что ЖКХ станет рабочей лошадкой. Даже если для
ее прокорма государство вывернет кошельки своих граждан наизнанку.
Основные проблемы
коммунальных предприятий..
Несмотря на
положительные тенденции в развитии ЖКХ, проблем остается много:
-основные средства, сети,
оборудование ветшают значительно быстрее, чем идет их капитальный ремонт и
восстановление;
-стоимость коммунальных услуг
по-прежнему остается очень высокой, так как построенные в 70-80 годы котельные
с большим запасом мощности, эффективно использоваться не могут, а изношенные
сети ведут к большим потерям тепла, воды, что естественно отражается на
себестоимости.
Качество
коммунальных услуг вызывает сегодня много нареканий и критики со стороны
потребителей. Это одна из серьезных проблем, над которой необходимо работать
всем: поставщикам коммунальных услуг.
В основе всех
этих проблем - финансовое состояние предприятий ЖКХ, систематическое
недофинансирование коммунального хозяйства привело к обветшанию основных
фондов, к большим затратам на производство, высокую себестоимость, а сами
предприятия к банкротству.
Сегодня много
разговоров идет вокруг тарифов на услуги ЖКХ. В целях повышения уровня
социальной защиты граждан, жителям округа предоставляются льготы и субсидии на
оплату жилья и коммунальных услуг. Огромное количество граждан ежегодно
получает субсидии от государства, но лишь незначительная их часть возмещается
из бюджета.
Несмотря на
проводимую службой заказчика работу по ликвидации задолженности населения по
оплате за коммунальные услуги, задолженность по-прежнему имеет место быть и
увеличиваться из года в год..
Состояние
российского ЖКХ в цифрах.
ЖКХ – одна из
крупнейших отраслей российской экономики. По данным Минфина и Госкомстата
России, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство
сопоставимы с расходами на оборону и превышают затраты на правоохранительную
деятельность, госбезопасность и госуправление.
Расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство страны в консолидированном бюджете страны
составляют около 8 процентов общей суммы бюджетных затрат, что примерно равно
расходам на национальную оборону. На правоохранительную деятельность и
госбезопасность в январе-апреле 2002 года потребовалось 50,1 миллиарда рублей,
а расходы на органы госуправления и местного самоуправления составили 37,0
миллиарда рублей.
Инвестиции в ЖКХ
в 2003 г. составили 15% от всех инвестиций в российскую экономику. Суммарный
объем инвестиций в ЖКХ в 2003г. составил свыше 160 млрд. руб. Однако основные
инвестиции были произведены в водоснабжение, энергоснабжение и теплоснабжение.
В докризисном
1997 году расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили 112,6 миллиарда
рублей и значительно превысили расходы на оборону, которые составили в 1997
году 81,4 миллиарда рублей.
В 1998 году эти расходы составили
96,8 млрд. руб., в 1999 году -124,6 млрд. руб., в 2000 году - 123 млрд. руб. По
различным регионам на содержание ЖКХ расходуется от 30 - 35 до 50% местных
бюджетов. Но есть города (в частности, Улан-Удэ), в которых на покрытие убытков
жилищно-коммунального хозяйства затрачивалось до 70% бюджета.
По данным Госстроя, в
жилищно-коммунальном комплексе функционирует более 52 000 предприятий, на
которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих 1092 города и 1872 поселка.
Отрасль, основу
которой составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд. кв. м), имеет очень
высокий удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных
фондах народного хозяйства составляет 24%. Это третий показатель, лишь немного
уступающий транспорту (29,5%) и промышленности (27,4%).
Прогнозируемый
объем продаж российского коммунального сектора в 2004 г. должен достичь 700 млрд руб.
По данным
Росстата, в 2003 г. расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг
(ЖКУ) составили 437,3 млрд. руб., или 7,2% от всех потребительских расходов.
Структура расходов была следующая: жилье - 79 млрд. руб. (1,3% потребительских
расходов); электроэнергия - 60,7 млрд. руб. (1%); газ - 42,5 млрд. руб. (0,7%);
центральное отопление - 97,2 млрд. руб. (1,6%); прочие коммунальные услуги -
157,9 млрд. руб. (2,6%). Для сравнения: затраты на жилье, воду, электричество,
газ и другое топливо в 1999 г. в Германии составляли 31,3% от потребительских
расходов. Правда, это один из самых высоких показателей в Европе, но и средний
показатель по ЕС (27,8%) также весьма внушителен. Российский показатель (7,2%)
в разы меньше показателей европейских стран по следующим причинам. Во-первых,
внутренние российские цены на газ, электричество, тепло значительно ниже
соответствующих цен и тарифов в ЕС. К тому же тарифы на ЖКХ в России являются
политическим инструментом, которым власти всех уровней стараются пользоваться.
Власти, понимая, что лояльность избирателей во многом зависит именно от уровня
тарифов, зачастую проводят популистскую политику, при которой экономическая
целесообразность уступает место политической необходимости. Во-вторых,
количество и удельный вес граждан в России, пользующихся льготами при уплате
услуг ЖКХ, беспрецедентны. В Европе ситуация прямо обратная. В-третьих,
неразвитость института ипотеки в России предопределяет ничтожность (в сравнении
с европейскими странами) соответствующих расходов.
В первом
полугодии 2003 г. ЖКХ было единственной отраслью экономики страны, показавшей
убыток - он составил 2,7 млрд. руб. В целом же по итогам 2003 г. расходы в этой отрасли за год составили 880 миллиардов рублей, а доходы - 805 миллиардов.
Проектом бюджета на 2005 год на покрытие убытков жилищно-коммунального
хозяйства страны направлено 6,79 млрд. рублей
Проблемы ЖКХ – одни из самых
чувствительных для населения страны.
Так, в декабре 2003 г. опрос Центра международных социологических исследований, установил, что в уходящем году
особенно беспокоили рост цен на жилье и коммунальные услуги - 34 процента,
износ жилищно-коммунального хозяйства - 23, а также подорожания транспорта,
продуктов и товаров первой необходимости - об этом сказал каждый пятый участник
опроса. Тревогу вызывало отключение отопления и электричества - каждый десятый
житель страны заявил об этом. По результатам январского 2004 г. опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ростом цен озабочены 52%
опрошенных, еще 50% специально отметили рост цен на услуги ЖКХ. При этом лишь
17% назвали успешными усилия властей по преодолению роста цен. Из этих цифр
видно, что проблемы ЖКХ в сознании российского населения выходят на первое
место по своей значимости.
Как и вся
экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно деградировала в
течение последних десяти-двенадцати лет. Для ее поддержания в рабочем состоянии
сегодня требуется все больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюджетов всех
уровней в 1987-1990 годы уходило 1,1-1,3% ВВП, то к 1996 году этот показатель
составил 3-4%, а в 1997-м – уже 6%. Тем не менее, в 2003 г. более 60% из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс, находились на
грани банкротства.
Отрасли
необходима самая серьезная терапия. На латание всевозможных дыр накануне
очередного отопительного сезона 2003-2004 года было выделено 5,5 миллиарда
рублей. Между тем, недофинансирование отрасли достигает 100 миллиардов рублей
Численность работников ЖКХ в расчете
на тысячу жителей в России в два раза выше, чем в европейских странах
Расход условного топлива на отопление
1 кв. м втрое больше, чем в Норвегии и на севере Канады.
Потребление воды
- за счет потерь - выше в два раза.
Основные фонды теплоснабжения сегодня
изношены на 60%, электроснабжения - на 70%. В целом по России физический износ
котельных составляет 54,5 проц., водопровода - 65,3, канализации - 62,5, теплотрасс
- 62,8, трансформаторных подстанций - 57, электросетей - 58,1 процента. Потери
воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество
аварий на 100 километров сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70
на сетях водоснабжения и канализации, до 200 - на сетях теплоснабжения, потери
тепла от станции до потребителя составляют 30 процентов. Только на модернизацию
сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по оценкам Госстроя, сегодня
необходимо около полутриллиона рублей. В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных,
потребляющих около 90 миллионов тонн условного топлива в год.
При нормативе ежегодного капитального
ремонта в 110 млн. кв. м жилья в 2000 году было отремонтировано всего 4 млн.
кв. м. Сегодня в России в ветхих и аварийных домах проживает почти три миллиона
человек. После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой,
выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн. кв. м) нуждается в
неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для
посемейного проживания, 9% (250 млн. кв. м) нуждаются в реконструкции, 3,2%
жилищного фонда страны (88,7 млн. кв. м) фактически непригодны для проживания и
подлежат сносу. Распределение жилого фонда по проценту износа характеризуется
следующими цифрами:
Износ от 0 до 30%______________1116,8
кв.м;
Износ от 31% до 65%______________88,7
кв.м;
Износ от 66% до 70%______________35,7
кв.м;
Износ свыше 70%____________1611,13
кв.м.
Городской
жилищный сектор и коммунальное хозяйство по-прежнему почти полностью находятся
под управлением государства. Это один из пока еще уцелевших «островов
социализма» со всеми его признаками: низким качеством жилья, инфраструктуры
жизнеобеспечения и их обслуживания, разворовыванием хронически дефицитного
финансирования и ускоренными процессами разрушения. Как результат, жилищная
недвижимость в России, несмотря на спекулятивные цены на нее в Москве, по
мировым стандартам является одной из самых неприспособленных для жилья: она не
обеспечивает необходимого качества жизни.
С начала 90-х плата за коммунальные
услуги (не реальная, а в количественном рублевом исчислении) выросла в 250 раз,
в то время как доходы граждан - всего в 150. Долги населения предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на конец 2002 года составляют
около 50 млрд. руб. По подсчетам Госстроя России, на середину ноября 2003 года
кредиторская задолженность российских предприятий в секторе ЖКХ превысила 257
млрд. руб., а дебиторская – 220 млрд. руб. При этом ситуация с задолженностью
последние годы постоянно ухудшалась. По оценкам Председателя Госстроя РФ
Николая Кошмана, по сравнению с 2002 годом за 2003 год дебиторская
задолженность выросла на 8,9%, а кредиторская - на 5,5%. Весной 2004 г. дебиторская задолженность снизилась до 179,2 млрд. руб., а кредиторская – до 269,7 млрд. руб.
Однако видно, что разность дебиторской и кредиторской задолженности увеличилась
более чем вдвое (с 37 млрд. руб на осень 2003 г. до 90,5 млрд. руб. на весну 2004 г.), что свидетельствует об углублении финансового кризиса в ЖКХ. По-прежнему
долги поставщикам ресурсов и в бюджеты всех уровней в 1,5 раза превышают долги
потребителей и заказчиков услуг предприятий ЖКХ. В общей сумме объема
дебиторской задолженности 22,1% составляют неплатежи населения, что превышает
допустимый уровень задолженности на 10%. При этом уровень оплаты
жилищно-коммунальных услуг населением возрос с 58% в 2001 году до 81,5% в 2003
году. Выросла и задолженность перед работниками жилищно-коммунального
комплекса. С ноября 2001 года по ноябрь 2002 года стоимость
жилищно-коммунальных услуг для населения по стране выросла на 45 процентов. При
этом доля семей, получающих жилищные субсидии, выросла лишь с 7 до 15
процентов, т.е. для подавляющего числа территорий ситуация не стала
критической. При планомерном росте тарифов и при исполнении предприятиями ЖКХ
своих обязанностей население не только не прекращает платить за ЖКУ, а делает
это более дисциплинированно. За последние два года собираемость платежей по
стране в целом повысилась почти на 10 пунктов. Сегодня 95-97 процентов и даже
102 процента собираемости - обычная практика (в последнем случае оплачиваются и
текущие платежи, и долги). Более того, начало 2003 года ознаменовалось
продолжением процесса прекращения дотирования предприятий ЖКХ, когда тарифы устанавливаются
на уровне покрытия затрат, а средства бюджета идут на адресную защиту
низкодоходных семей. Был установлен уровень покрытия затрат через тариф для
населения: в Калуге - 100 процентов, в Коврове - 100 процентов, в Арзамасе -100
процентов, в Смоленске - 90 процентов, в Красноярске - 90 процентов.
За последние 10 лет рост тарифов на
жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) на самом деле был почти в два раза ниже роста
инфляции. С 1993 по 2002 год при суммарном дефляторе в 4000% стоимость ЖКУ
увеличилась на 2200%. С 1997 по 2001 год инфляция составила 670%, а стоимость
ЖКУ возросла всего на 270%.
Напротив, за первое полугодие 2003
года тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России повысились на 23,7%. По
расчетам Госкомстата, рост тарифов ЖКХ в три раза превысил показатель инфляции
за первое полугодие (7,8%). За аналогичный период 2002 года тарифы увеличились
на 28,1% при инфляции в 9%. За год с конца июня 2002 года по конец июня 2003
года тарифы ЖКХ повысились в среднем по России на 43,6%, что существенно
превышает рост стоимости любых других видов услуг, предоставляемых населению.
По данным за 2003 год в целом также имеет место опережающий инфляцию рост
тарифов ЖКХ. Та же картина наблюдается в 2004 году: тарифы на
жилищно-коммунальные услуги в России за январь - ноябрь 2004 года повысились на
23,2%, в том числе в ноябре рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, также,
как и в октябре, составил 0,6%, против 0,3% в сентябре, 0,9% в августе и 1,4% в
июле. Больше всего в группе жилищно-коммунальных услуг в ноябре выросла
стоимость проживания в гостинице, а также плата за отопление - на 2,5% и 1,8%
соответственно. Несмотря на незначительный рост тарифов в последние месяцы 2004 г, в среднем рост цен на услуги ЖКХ более чем в 2 раза превысил показатель инфляции в
январе-ноябре 2004 года, составивший 10,5%.
Учитывая, что
доля оплаты населением стоимости услуг также росла (примерно с 40% до 60%,
остальное дотируется государством через предприятия ЖКХ), население в среднем
стало платить на 350% больше. Есть и другие точки зрения на тарифы. Глава РАО
ЕЭС Анатолий Чубайс заявил, что в ЖКХ, прежде чем делать структурные реформы,
надо навести финансовый порядок: прекратить практику завышения тарифов
(например, через завышение нормативов потребления и амортизации, учет затрат на
несделанный капремонт, потерь в сетях), разобраться с воровством, наладить
нормальный менеджмент. После этого может оказаться, что тарифы на самом деле
повышать не надо.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|