|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[2] от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: · В промышленности – 100 чел.; · В строительстве – 100 чел.; · На транспорте – 100 чел.; · В сельском хозяйстве – 60 чел.; · В научно-технической сфере – 60 чел.; · В оптовой торговле – 50 чел.; · В розничной торговле и · бытовом обслуживании населения – 30 чел.; · В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел. В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений. Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в не проверенные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие. Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности. Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны? Малый бизнес может дать экономике: ü необходимую насыщенность и мобильность рынка; ü тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции; ü ускорение процесса внедрения новых технологий; ü среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам; ü глубокую специализацию и кооперацию; ü среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики. В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства рассматривается в узких рамках. Обычно учебники по предпринимательству посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики. Схематично это показано на рис.1.
Рис.1. Две основные формы предпринимательства.
Предпринимательство
Частное Государственное
Общие предпринимательские принципы
Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это производные от двух указанных форм. Однако наиболее важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство. В ходе целого ряда развернутых социологических исследований раскрываются особенности и специфические черты российского малого предпринимательства. В ходе анализа предпринимательского потенциала рассмотрена трансформация отношения населения к предпринимательству. Само слово «предпринимательство» еще 15 лет назад воспринималось в обществе как почти ругательное. Но массовость малого бизнеса переломила негативное отношение к нему. Предпринимательская деятельность стала нормой российского общества. Среда функционирования российского малого бизнеса и соответственно трудовые отношения на малых предприятиях характеризуются высокой степенью неформальности. Наем работников в сфере малого бизнеса чаще всего происходит по дружеским рекомендациям, а еще лучше, по старому знакомству. Тем самым хозяин пытается оградить себя от происков криминала и конкурентов. Но, как показывает практика, этот метод найма, во-первых, ограничивает возможности поиска нужного специалиста и, во-вторых, вовсе не спасает от всевозможных нежелательных инцидентов. Не гарантирует он и сколь - либо надежной защиты социальных интересов наемных работников сферы малого бизнеса. Что касается последнего, особо отметим: предлагая работникам существенно более низкую (чем на крупных предприятиях) «планку» социальных гарантий (в первую очередь в области продолжительности рабочего времени), хозяева мелких предприятий в отличие от руководства крупных соблюдают эти гарантии. То есть традиционная роль сферы малого бизнеса по созданию новых рабочих мест, противодействию безработице подкрепляется еще и достижением определенной социальной стабильности. Трудно переоценить эти качества малого бизнеса для национального хозяйства России. Проведенные исследования выявили и тот факт, что российское малое предпринимательство обретает все больше черт, характерных для цивилизованной рыночной системы хозяйствования. Так, в отличие от ранних лет российской системной трансформации в настоящее время личное знакомство с партнером не является предпосылкой ведения бизнеса. Напротив, личное знакомство возникает лишь в ходе возобновляющихся, длительное время повторяющихся успешных трансакций. Но все же не стоит проводить прямые параллели между представителями малого бизнеса России и высокоразвитых стран Запада. По уровню своего развития российский малый бизнес еще очень далек от своих западных аналогов. Пока он не может рассматриваться даже как основной «генератор» среднего класса. Российские «средние» - это скорее наемные высокопрофессиональные работники, а не действительные или потенциальные предприниматели. Они стараются пребывать вне сферы собственной ответственности за результаты бизнеса и даже за свое собственное благополучие. Проведенные опросы показывают, что большинство представителей российского среднего класса продолжают считать, что государство обязано предоставлять им широкие социальные гарантии, а работодатели (а не собственный бизнес) обеспечивать их материальное благосостояние. |
|