Финансовые проблемы развития малого предприятия
Сейчас
готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который
ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления
непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой
ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как
говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и
торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил
работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".
Упрощению
жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса
регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном
ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд
функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных
государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в
исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует
решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого
бизнеса.
Также
требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования.
Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом
направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других
предприятий[5].
Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих
работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования
располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать
такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение
правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов
Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям
разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим
освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные
стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется
целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах
на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную
аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским
структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные
лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но
эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала.
Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала
лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Кроме
того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или
радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена
возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Одним
из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является
стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения,
что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской
среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм.
Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки
комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого
варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков
сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные
группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
В
частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями
на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают
им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также
должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач
малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной
некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров
имеет большое значение для предприятий.
В
качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых
организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.
Необходимо
разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия
производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства
в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует
сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и
аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих
сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые
льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества,
противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе
экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных
товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую
зависимость.
Созданию
равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации,
особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать
произвольные налоги.
Произвол
со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с
крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения
о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся,
доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В
России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных
услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют
стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и
колебания спроса - на 46,5%.
Опрос
представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на
уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов)
·
затраты на производство и реализацию - 15,3
·
цены конкурентов - 16,5
·
спрос со стороны покупателей - 15,4
·
коммунальные тарифы - 5,2
·
арендная плата - 8,1
·
оптовые цены поставщиков - 14,6
·
налоги - 10,2
·
изменение курса валют - 14,7
Следовательно,
в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя
при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает
платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно
стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же
налоги.
В
направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа.
Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого
налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на
перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины
оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять
производство?
Представляется
принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового
законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается
дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов
деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных
налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей
деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и
капиталов.
Особое
внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства.
Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень
риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов.
Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую
рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые
предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются
работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк
корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые
условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия,
выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить
поддержку в этом направлении.
Кредитные
союзы - это сегодня, по сути, единственный финансовый институт, решающий
проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. В условиях, когда
доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным
кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных
систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже
более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма
успешно.
Основная
цель взаимного страхования заключается в перераспределении рисков. Это особенно
актуально для вновь созданных объектов малого предпринимательства. По данным
Института стратегического анализа и развития предпринимательства по Москве,
около 75 % из общего числа охваченных обследованием малых предприятий вообще
никогда не пользовались услугами страховых компаний. Основная причина кроется в
том, что крупные страховые компании просто не рискуют их страховать. Таким
образом, отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и негибкость
самой системы страхования для субъектов малых предприятий, особенно в
производственной сфере, вызывает необходимость активной государственной поддержки
страхования малого сектора экономики, включающую следующий комплекс мер:
создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых
предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного
страхования с тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых
услугах для малого предприятия, с другой - активнее задействовать интересы и
капиталы самих малых предприятий.
Привлечение
средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму
возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего
законодательства, регулирующего их деятельность
Для
оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных
по предприятиям различных форм собственности.
Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать
источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в
создание новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых
производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о
транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах. База
данных также может помогать различным фирмам контактировать друг с другом,
находить поставщиков и потребителей, получать информацию о рынке.
Идея
создания технопарковых и инкубационных структур
получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении
научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства,
повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы
неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду
незрелости предпринимательства и падения политики с учетом конверсии.
В
соответствии со своими задачами технопарки
осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических
проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и
наукоемких технологий, а также оценку рисковости этих
предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ
и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым
инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для
выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые,
маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и
коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Создание
технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках
межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических
шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями.
Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и
аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих
исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации,
межрегиональных экономических ассоциаций.
В
России фондовый рынок не достаточно развит, поэтому наши венчурные фирмы
предпочитают продавать часть компании кредитору. Малой фирме часто просто
невозможно найти отечественного кредитора, т.к. высокая экономическая
нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идти на большой риск,
связанный с венчурным инвестированием. Чаще всего кредиторами выступают
иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению в ситуацией на
Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно, невыгодно.
Российские
ученые имеют много перспективных идей, но часто при этом не имеют коммерческих
навыков, нам не хватает умения воплотить технологию в продукт, особенно
продукт, пользующийся спросом. Перспективные идеи востребованы на Западе, но
выход на иностранный рынок требует слишком много затрат, поэтому выход для
предпринимателей состоит в том, чтобы развивать свое венчурное предприятие
здесь, а ориентировать его в перспективе на иностранные рынки. Самыми
перспективными направлениями венчура сейчас являются: медицина, энергетика,
информационные технологии.
При
разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса
необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив
развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с
диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую
силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология,
медицинская промышленность, промышленность строительных материалов,
деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность),
вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого
предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое,
энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья
- те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса
(ТЭК). Т.к. у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут
отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более
эффективным.
Рассматривая
анализ финансового состояния ООО «Фирмы «Сатурн» были выявлены следующие
проблемы:
·
Снижение объема продаж;
·
Более высокие затраты на реализацию продукции
·
Повышение коммунальных тарифов.
Отсюда
следует, что снижается выручка от реализации продаж, уменьшается валовая
прибыль, соответственно снижается чистая прибыль, но увеличиваются затраты.
Предприятие
начинает повышать стоимость продукции, следовательно спрос со стороны
покупателей снижается и товар, как мы видим из анализа, пролеживается на
складе. Отсюда следует, что замораживается капитал, а это является негативным
моментом в деятельности предприятия.
В
связи с этой проблемой, в следующей части работы, автор разрабатывает свой инновационный
проект. Который улучшит финансовое состояние предприятия, путем повышения
объема продаж, увеличением ассортимента товара и реализации продукции по низким
конкурентоспособным ценам.
3.2.
Рекомендации по улучшению финансового состояния и повышению
конкурентоспособности ООО «Фирмы «Сатурн».
В
качестве улучшения финансирования предприятия ООО «Фирмы «Сатурн» автор предлагает
инновационный проект.
Резюме
В данной работе автор предлагает рассмотреть бизнес-план, который был
составлен для ООО «Фирмы «Сатурн» по реализации товаров через розничную
торговую сеть.
Обработав литературу различных авторов по составлению бизнес – плана автор
выбрала нижеследующий план:
1. Резюме
2. Характеристика предприятия
3. Описание товаров и услуг
4. Оценка рынка сбыта и уровня конкуренции
5. Стратегия маркетинга
6. Организационный план
7. Плановый объем продаж
8. Финансовый план
Цель
проекта – увеличение капитала предприятия путем получения прибыли от реализации
продукции по низким конкурентоспособным ценам при сохранении высоких
потребительских параметров. Осуществление проекта позволит обеспечить
постоянное предложение продукта, в дальнейшем – расширить ассортимент продукции
и увеличить объем сбыта.
Дополнительными
целями проекта являются:
-
снижение издержек и повышение рентабельности продукции;
-
завоевание рынка;
-
расширение технических, материальных и финансовых возможностей предприятия.
Потенциальными
потребителями продукции являются как юридические лица (фирмы), так и самый
широкий круг населения со средними доходами («средний класс»),
На
арендуемых площадях (200 кв. м.) предполагается разместить склад готовой
продукции.
Характеристика
предприятия.
«Фирма
«Сатурн» является общество с ограниченной ответственностью, созданным в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Уставный капитал общества составляет
18 тыс. рублей, поделен между двумя учредителями (акционерами) в равных долях.
Дочерних и зависимых предприятий не имеет. ООО «Фирма «Сатурн» является
юридическим лицом и пользуется всеми правами, вытекающими из своего правового
статуса – осуществлять хозяйственную деятельность, заключать договоры и т.д.
ООО
«Фирма «Сатурн» намерено осуществляет свою деятельность в сфере по реализации
мебели.
Мягкая
мебель стала пользоваться популярностью, как для дома, так и для офисов.
Описание
товаров и услуг.
ООО
«Фирма «Сатурн» предлагает ассортимент следующих товаров:
-
кресла;
-
банкетки;
-
угловые диваны;
-
диван-кровати.
Мы
имеем дело с поставщиками, давно зарекомендовавшими себя как надёжные партнёры,
всегда поставляющие качественный товар в нужном количестве и в точно
установленные сроки.
Стратегия предприятия:
-
освоение нового вида услуг – продажа мягкой мебели.
-
заказ товаров по каталогу.
Важно,
что магазин – точка розничной торговли, предлагающая свои услуги практически
всем социальным слоям населения. Именно поэтому расширение ассортимента, кроме
всего прочего, - элемент привлечения покупателей с различным уровнем дохода и
различными потребностями. Это позволяет удержать существующих потребителей и
привлечь новых, в которых предприятие особо заинтересовано.
Планы предприятия многообразны, но все они подчинены одной цели расширение
комплекса услуг и максимальное удовлетворение запросов
покупателей.
Стратегия
маркетинга.
Предприниматель
должен сделать все возможное, чтобы планируемый объём продаж оказался реальным.
Значит надо пересмотреть в бизнес–плане меры, обеспечивающие продвижение
товаров на рынок и приобретение его покупателями.
Действия, направленные на активизацию процесса продажи товаров, называются
маркетингом. Так что раздел бизнес–плана, посвященный маркетингу, содержит
программу действий фирмы по обеспечению продвижения товаров на рынке сбыта и
всемирному расширению круга покупателей. Рассмотрим основные виды маркетинговых
усилий по созданию благоприятных условий для продажи товаров.
К основным элементам маркетинга относят:
1.
Схема распространения товаров
Цели и стратегия маркетинга по продаже конкретных товаров, проникновению на
конкретные рынки, привлечению новых покупателей.
2.
Стратегия ценообразования
Методика определения цены на товары:
-
Высокое качество – высокая цена
-
Низкие издержки – низкая цена
Возможная цена определяется:
-
себестоимостью продукции
-
ценой конкурентов
-
особыми достоинствами товара или его высокими качествами – максимальная цена за
экологически чистый товар.
В
ходе исследования по центральным мебельным магазинам были опрошены менеджеры,
которые дали статистику количества продажи мягкой мебели в неделю, это
составляет 3 единицы. Отсюда следует, что в месяц продажи мебели будет
составлять 12 единиц. А это значит, что цена одной продукции умножаем на 12
единиц получаем 9 060 * 12 = 108 720 тыс. руб. в месяц,
следовательно, в год будет составлять 1 304 640 тыс. руб.
Исходная
цена может рассчитываться на основе издержек реализации с учетом получения
необходимой прибыли.
Цена
= переменные издержки + постоянные издержки / объем продаж + предполагаемая
прибыль.
Планируемая цена на мягкую мебель составит в среднем 9
060 руб.
Рисунок 11. Ассортимент мягкой мебели
Ценовая политика предприятия отражена в таблице 13, из
анализа которой можно сделать вывод, что сущность ценовой политики данного
предприятия заключается в вытеснении конкурента за счет снижения цены.
Таблица 13. Ценовая политика ООО «Фирмы «Сатурн»
|