бесплатные рефераты

Финансовые проблемы развития малого предприятия

  Было проведено социологическое исследование, включающее оценки экспертов (57 чел) и репрезентативный опрос бизнесменов (475 чел).

  Целью исследования было выявление масштабов и глубины регулирующего воздействия государственных органов власти на деятельность предпринимательских структур и оценка всей совокупности проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены.

Анализ показал, что предприниматели преимущественно отрицательно оценивают экономическую ситуацию в городах и районах края с точки зрения влияния ее на бизнес. (Рисунок 2.).

 


Рис.2.  Оценка предпринимателями экономической ситуации в городах и районах с точки зрения ее влияния на бизнес, % к числу опрошенных.

 

 

 

 

 

1 – торговля; 2 – бытовые услуги; 3 – автомобильный транспорт; 4 – строительство; 5 – промышленность; 6 – средний показатель.

Ряд 1 – благоприятная для развития производства;

Ряд 2 – не стимулирует никаких изменений;

Ряд 3 – тормозит развитию бизнеса;

Ряд 4 – затрудняюсь ответить.

 

  Экономическая ситуация, на взгляд большинства, не стимулирует никаких изменений и даже тормозит развитие бизнеса. Бизнесмены из сфер строительства и промышленности в своих суждениях по данному вопросу более оптимистичны.

Предприниматели преимущественно негативно оценили влияние федеральных, краевых и муниципальных органов власти на развитие бизнеса (рис.1.5).

  Особенно это касается федерального уровня: 61,4% респондентов дали отрицательные оценки. В адрес краевой и муниципальной власти негативных отзывов поступило 44,0% и 48,0%, соответственно. В отдельных районах края негативные оценки воздействия муниципальных органов власти на развитие предпринимательства доходили до значения 83,3%.(рисунок 3.)

 

 


Рис.3. Оценка предпринимателями стимулирующего воздействия различных уровней власти на развитие бизнеса, % к числу опрошенных.

 

1 – нет; 2 – скорее нет; 3 – да; 4 – скорее да; 5 – неопределенность.

 

 

  Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Из-за этого  формируется  средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.

Экономики России и ФРГ тесно взаимосвязаны. Германия в течение длительного времени является ценным инвестором и торговым партнером N 1 для России. В свою очередь, наша страна занимает в торговом обороте ФРГ 13-е место. На территории РФ в 2007 г  работают 4500 немецких предприятий, из них 4200 представляют средний бизнес. Проблемы и возможности этого сектора экономики обсуждали участники конференции "Россия - Германия. Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества".

Организаторами мероприятия выступили Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Восточный комитет немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft, OADW) и Союз немецкой экономики в РФ. В работе конференции приняли участие более 650 человек: представители государственной власти РФ и ФРГ, эксперты международных финансово-экономических и общественных организаций, руководители предприятий.

Такой интерес к мероприятию неудивителен: для развития отечественной экономики чрезвычайно важно, чтобы доля малых и средних предприятий приблизилась к мировым стандартам (до 90% от количества всех зарегистрированных фирм и до 30% в общем обороте конкурентоспособной продукции). В российско-германских связях значительное внимание уделяется именно поддержке малых и средних предприятий, поскольку с ростом именно этого сектора специалисты связывают динамичное развитие внешней торговли и приток инвестиций в нашу страну.

В последние годы российское законодательство, регулирующее внутренние инвестиции и процессы их стимулирования, претерпело очень существенные изменения. "Россия находится на новой стадии экономического развития. Период создания предпосылок для макроэкономической стабильности уже пройден, и в настоящее время главной задачей мы считаем политику развития и диверсификации экономики", - определил позицию Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. По данным МЭРТ, в первом полугодии 2006 года количество малых и средних предприятий увеличилось на 50 000 (или 5%), за счет чего образовалось 400 000 новых рабочих мест. В настоящее время в качестве малых предприятий зарегистрировано 1 029 000 юридических лиц, а число индивидуальных предпринимателей достигло 2 600 000. На малых и средних предприятиях занято свыше 25 процентов от всех работающих. "Обеспечить такую занятость и дать такие темпы прироста может только малый бизнес", - заметил г-н Греф.

В 2007 году планируется принять специальный закон о развитии малого и среднего бизнеса, который позволит приблизить российское законодательство к европейскому. В документе будут определены критерии малого бизнеса (численность не более 15 человек), малых (от 16 до 100 человек) и средних (от 101 до 250 человек) предприятий. Вопрос об отмене обязательного использования контрольно-кассовых машин при применении ЕНВД также будет окончательно решен в следующем году.

Успешная реализация этих и других программ, по оценкам МЭРТ, позволит выйти на прирост малого бизнеса до 10 процентов в год, то есть до 70 000 новых предприятий.

Сотрудничество германских малых предприятий с их российскими коллегами является показателем стабильности во взаимоотношениях двух стран. Это заявил Хартмут Шауерте, член Бундестага, парламентский статс-секретарь при Федеральном министерстве экономики и технологий ФРГ, уполномоченный по делам среднего и малого бизнеса Федерального Правительства ФРГ. Он обратил внимание на роль немецких инвестиций в российской экономике, уточнив, что инвесторами со стороны Германии выступают не только крупные предприятия, но и средний бизнес.

Характеризуя условия, которые необходимо создать в России для эффективного развития малого бизнеса, г-н Шауерте указал, прежде всего, на благоприятное законодательство, максимальное снижение административных барьеров и коррупции. "Коррупция нарушает основы существования бизнеса, - подчеркнул он. - Это явление существует и за границей, но его российские масштабы сильно превышают западные показатели".

В России необходимо создать технические регламенты, учтя при этом опыт зарубежных стран, обеспечить малый бизнес необходимой инфраструктурой, решить вопросы защиты собственности и подготовки кадров. Кроме того, г-н Шауерте уверен, что, при сегодняшних тенденциях в мировой экономике, важно развивать инновационный бизнес. Только в этом случае можно рассчитывать на повышение конкурентоспособности страны на международном рынке.

Да, финансовые потоки необходимы отечественному бизнесу, и они приходят. На 1 октября 2006 года германские фирмы инвестировали в Россию 10,3 миллиарда долларов, из них прямых инвестиций - свыше 3 миллиардов. Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли, привел пример крупнейшего не сырьевого проекта: Metro Cash & Carry и Ikea. Это шведская компания, но инвестиции делает ее немецкое подразделение. Цифры впечатляют: за девять месяцев этого года германские фирмы в совокупности инвестировали в экономику России около 2 миллиардов долларов, а эти две компании вложили в объекты оптовой и розничной торговли 1,1 миллиарда долларов.

В ходе своего выступления г-н Шаронов затронул тему создания в России условий для повышения инвестиционной активности. В частности, для этих целей принимаются меры в области улучшения судебной системы. "Возможность найти судебную защиту от недружественных поглощений, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений чиновников - ключевой фактор качества инвестиционного климата", - считает он.

Г-н Шаронов в своем выступлении упомянул еще одну очень важную тему - поддержку малых организаций на нашем рынке. К сожалению, в России существует разрыв между предложениями банков и спросом со стороны малых предприятий. До сих пор кредиты, которые выдают российские банки, в основном краткосрочные, а ставки по ним высоки. Единичные запросы от фирм достаточно малы, чтобы стать привлекательными для банков, но в общей сумме они огромны. Банки игнорируют малые предприятия, так как объем кредитования каждого из них незначителен, а издержки и риски достаточно велики. МЭРТ удалось реализовать несколько программ поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Речь идет о субсидировании участия в выставках малых предприятий со своей продукцией и сертификации продукции по международным стандартам, что является обязательным условием выхода на внешние рынки.

Германская экономика приветствует растущий интерес российских фирм к немецкому рынку. Когда речь идет о стратегическом партнерстве, подразумевается, что торговля и инвестиции должны развиваться в обоих направлениях. При этом понятно, что предприятия должны уважать правила игры в стране-партнере. Это касается работы немецких фирм в нашей стране точно так же, как и деятельности российских организаций в Германии.

 

 

 Финансовые проблемы развития малого предприятия

К сожалению, Россия еще далека от того, чтобы быть раем для инвесторов. Сдерживающим фактором для зарубежных компаний продолжает оставаться отсутствие защищенности осуществляемых в стране инвестиций. Как показало исследование, проведенное OADW в ноябре 2005 года, немецкие предприниматели считают, что необходимо, прежде всего, сократить бюрократию, упростить таможенные процедуры и повысить прозрачность принятия административных решений. А опрос, проведенный в октябре 2006 года среди действующих в России немецких компаний, показал, что девять из десяти опрошенных предприятий ожидают улучшения делового климата в РФ. В следующем году германские фирмы планируют инвестировать в нашу страну около 1,9 миллиарда евро. Крупнейшие инвестиции будут осуществлены в сфере энергетики, торговли и автомобильной промышленности.

Далее рассмотрим базовые положения действующего гражданского законодательства.

 

 

 

 

1.2                            Анализ правовой базы развития малого предпринимательства в РФ.

 

 

 

Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их можно разделить на три вида.

Во-первых, п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ. Он определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.

Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе N 88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.

В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае, под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона N 88-ФЗ. Круг  лиц, которые вправе воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе N 88-ФЗ.

Определение субъектов малого предпринимательства в российской практике дано в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006 (далее - Закон N 88-ФЗ). Этот закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности таких субъектов.

Повторимся вновь, о том, что в соответствии с нормами ст. 3 закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении

- других видов деятельности - 50 человек.

К субъектам малого предпринимательства относят также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Они квалифицируются в законодательстве как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к ним по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота (дохода) или годовом объеме прибыли.

Показатель, который выбирается для определения вида деятельности (доход или прибыль), определяется организацией самостоятельно и обязательно указывается в приказе руководителя об учетной политике. Он не изменяется в течение отчетного года.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений такого юридического лица.

При превышении малым предприятием установленной законом численности оно лишается льгот, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца.

Статья 23 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «Предпринимательская деятельность гражданина» устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, ГК РФ непосредственно конкретизирует право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью, предусмотренное статьей 34 Конституции РФ, которой определено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности является следствием реализации общего конституционного права гражданина на труд, т. е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции РФ).

При этом статьей 24 ГК РФ устанавливается, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливае6тся гражданским процессуальным законодательством.

Второй вариант – выступить единственным учредителем юридического лица и вести предпринимательскую деятельность от его имени.

В ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48.1 ГК РФ), а также заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

В рамках многообразия имеющихся форм собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования различных организационно-правовых форм. Классификация последних возможна по следующим основаниям: количество участников и специфика их деятельности, форма управления, способ распределения прибылей, источники имущества, пределы имущественной ответственности и т. п.

По характеру участия учредителей в деятельности предприятия:

- юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели – это полные  хозяйственные товарищества (статья 69 ГК РФ);

- юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы – это Акционерное общество (статья 96 ГК РФ), Общество с ограниченной ответственностью (статья 87 ГК РФ), Общество с дополнительной ответственностью (статья 95 ГК РФ).

По объему вещных прав предприятия могут быть классифицированы на следующее:

- предприятия, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены;

- предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения имущества, которое предоставлено собственником для осуществления их хозяйственной деятельности;

- предприятия, обладающие правом собственности на их имущество.

В соответствии с целями деятельности выделяются следующие виды:

- коммерческие предприятия, целью которых является максимизация прибыли (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия);

- некоммерческие, которые в своей деятельности преследуют иные цели. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и не имеют права распределять прибыль, которая получена, между своими участниками (потребительские кооперативы, фонды, учреждения, ассоциации).

По формам предпринимательской деятельности предприятия можно классифицировать:

- хозяйственные товарищества и общества (полное и командное товарищества, АО, ООО, ОДО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия.

Нормативной базой для создания и ликвидации малого предпринимательства является Федеральный закон РФ от 8 августа 2001г № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон от 26 октября 2002г №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия».

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование  в иную организационно-правовую форму).

В течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено дело о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

При этом организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

При использовании предприятием упрощенной системы налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, оно должно вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 28 октября 2002 года № БГ-3-22/606.

Таким образом, Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденная вышеназванным Приказом, является регистром налогового учета (письмо Минфина РФ от 15 апреля 2003 года № 16-00-14/132).

Кроме этого, упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусматривается пунктом 2 статьи 5 Закона РФ «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в статье 5 определяет, что государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, а также Типовыми рекомендациями, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000года № 94н (в редакции Приказа Минфина РФ от 07 мая 2003 года №  38н).

Некоторые льготы в налоговом и трудовом законодательстве зависят исключительно от количества сотрудников организации. Фирмам с численностью работников:

- до 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек) разрешено по соглашению сторон заключать с работниками срочные трудовые договоры (ст. 59 Трудового кодекса);

- до 10 человек можно представлять сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ только на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК);

- до 250 человек (а с 2008 г. до 100 человек) разрешено не представлять налоговую декларацию в электронном виде (п. 3 ст. 80 Налогового кодекса).

А вот, чтобы воспользоваться остальными поблажками, фирма должна соответствовать всем критериям малых предприятий.

Закон устанавливает несколько критериев, соответствие которым должно выполняться одновременно. Об этом сказано в статье 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства".

Во-первых, предприятие должно быть коммерческим.

Во-вторых, доля граждан либо других малых предприятий в уставном капитале фирмы должна быть не менее 75 процентов.

И, в-третьих, ограничение по численности персонала. В промышленности, строительстве, на транспорте она должна быть не более 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере не более 60 человек. В розничной торговле и бытовом обслуживании населения лимит составляет 30 человек. Пределом численности для оптовиков и прочих фирм будет 50 человек. Если фирма ведет несколько видов деятельности, то нужно брать численность по той отрасли, доля которой в выручке либо прибыли наибольшая.

Итак, "малыши" могут сдавать в налоговую инспекцию лишь бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках. Остальные формы сдавать необязательно (п. 3 указаний, утвержденных приказом Минфина от 22 июля 2003 г. N 67н). То есть в налоговую можно не отвозить:

- отчет об изменениях капитала (форма N3);

- отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительную записку.

Правда, для того, чтобы отказаться от "лишних" форм, фирма не должна подлежать обязательному аудиту. А для этого, помимо прочих условий, годовая выручка компании не может быть выше 50 миллионов рублей, а валюта баланса - 20 миллионов рублей. Такие правила устанавливает пункт 1 статьи 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Статья 15 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает всем организациям сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики. Это относится и к малым предприятиям. За исключением разве что упрощенцев - они не ведут бухучет. Обратите внимание: если вы сдаете в налоговую инспекцию только баланс и отчет о прибылях и убытках, сдавать приложения к балансу в органы статистики вы также не должны. Имейте также в виду, что квартальные балансы нести в статистику не надо (письмо Росстата от 27 мая 2005 г. N ИУ-13-23/1422).

Кроме баланса, малые предприятия сдают форму N ПМ. Делать это должны и упрощенцы - здесь для них исключений нет. Однако сдавать форму N ПМ нужно только в том случае, если ваша фирма попала в выборку (распоряжение правительства от 9 октября 1995 г. N 1389-р). Правда, если фирма занимается добычей рыбы и морепродуктов, отчитываться придется обязательно.

Еще одна поблажка предоставлена малым фирмам пунктом 2 ПБУ 18. Он разрешает не применять "малышам" положение по учету расчетов по налогу на прибыль. Правда, если бухгалтер фирмы решит все же учитывать постоянные и временные разницы, никто его неволить не будет. А вот для того, чтобы отказаться от этого сомнительного удовольствия, достаточно прописать свое право в учетной политике. После этого, вместо того чтобы доводить различными проводками "бухгалтерский налог на прибыль" до той суммы, которую надо заплатить в бюджет, вы делаете в бухучете одну-единственную запись по начислению реального налога. В этом случае будет отличаться и заполнение отчета о прибылях и убытках. Дело в том, что строку "Текущий налог на прибыль" фирмы, применяющие ПБУ 18, рассчитывают по формуле: бухгалтерская прибыль х 24% + ОНА - ОНО - ПНА + ПНО. Однако малым фирмам, не пользующимся ПБУ 18, "подбить" текущий налог на прибыль по данным формы 2 будет невозможно. Ведь они не будут указывать отложенные и постоянные активы и обязательства. Поэтому данные о налоге можно просто взять из налоговой декларации.

У малых предприятий есть еще одна поблажка в учете. Вместо инвентарных карточек по учету основных средств (форма ОС-6) они могут вести инвентарную книгу (форма ОС-6б) (постановление Госкомстата от 21 января 2003 г. N 7).

Принятая на малом предприятии учетная политика утверждается приказом (распоряжением) лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, т.е. руководителя предприятия.

При этом утверждается:

- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н и Положением по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).

Из  практики видно что, из большинства случаев на малом и среднем бизнесе существует так называемая «черная бухгалтерия».

Для предпринимателей, организующих свое дело «с нуля», к сожалению, на первоначальном этапе «черная бухгалтерия» - это способ выживания. Им не хватает средств заплатить все налоги, оставить деньги на зарплату сотрудникам, купить дополнительное оборудование т. д. Поэтому предприниматели зачастую выплачивают часть заработной платы «черным налом». Однако ведение «черной бухгалтерии» может обернуться проблемами. Во-первых, сотрудники могут заинтересоваться своим «социальным пакетом» (они могут быть недовольны маленькими отчислениями из-за невысокой «белой зарплаты»). Запросить, в частности, информацию в пенсионном фонде о состоянии своего пенсионного счета, тем самым навлечь налоговую проверку и, соответственно, выплату крупных денежных штрафов. Глава 16 НК РФ предусматривает санкции за налоговые нарушения. К тому же практика показывает, что квалифицированные сотрудники, как правило, ищут высокую «белую зарплату». Во-вторых, с «черной бухгалтерией» трудно взять кредит в банке.

На первом этапе организации и индивидуальные предприниматели, изъявшие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели в праве применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Данные положения закона были подтверждены в письме МНС РФ от 27 мая 2004 года № 09-0-10/2190 «О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию»:

«Министерство РФ по налогам и сборам в связи с поступающими запросами от инспекций МНС России о возможности подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, сообщает следующее.

В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом в заявлении о переходе на УСН по форме № 26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) не указывает ОГРН, ИНН/КПП организации (ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя).

УСН также могут использовать адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (письмо МНС РФ от 30 марта 2004 года №22-0-10/571) « О порядке перехода на упрощенную систему налогообложения адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты».

Налогоплательщики, применяющие УСН, в большинстве случаев не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Статья 346.17 НК РФ устанавливает порядок признания доходов и расходов при применении УСН.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ