Госэкзамен - шпоры (специальность маркетинг)
1.10Рынок и государственное
регулирование экономики. Функции государства в смешанной экономике.
Методологической
предпосылкой вмешательства государства в экономику служит тот факт, что любая
экономическая деятельность затрагивает интересы всего общества и в силу этого
становится объектом воздействия с его стороны.
Концепции гос. регулирования.
1. Классическая
экономическая теория: великая депрессия разрушила основы классической
теории, построенной на невмешательстве государства и полной саморегуляции
рынка. (“невидимая рука”, А.Смит) Цены и з/п- гипкие инструменты рынка,
определяющие спрос и предложение. Главный тезис сторонников- произ-во само
создает себе спрос.
2. Кейнсианская:
неспособность рыночной экономической системы к саморегуляции при существенных
нарушениях макроравновесия и необходимость гос. вмешательства. Кейнс полагал,
что гос-во может регулировать рынок путем воздействия на совокупный спрос.
3. Монетаристская:
главная задача государства - обеспечение стабильного спроса на деньги.
Функции
государства:
1)
создание правовой основы
для принятия экономических решений.
2)
эмиссия денег и создание
необходимых для этого экономических структур.
3)
организация производства
товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор
4)
политика стабилизации
экономики: государство, используя различные рычаги, стремится преодолеть
кризисные явления, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы и т.д.
5)
активное участие
государства в стимулировании НТП, инвестиционной и структурной политики.
6)
обеспечение минимальных
социальных гарантий (минимальная заработная плата, пенсии, пособия).
7)
разработка и реализация
региональной гос. политики.
8)
гос. регулирование на
международном уровне (внешнеторговая политика, контроль над миграцией капиталов
и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и т.д.).
По Козыреву ф-ции:
разработка и утверждение правовых основ экономики, определение приоритетов и
целей макроэкон. развития страны, опред. социальных ценностей эконом. развития
страны, регулир. эконом. процессов распределения и перераспределения ресурсов и
рез- тов произ- ва, стимулир. эконом. роста, позитивное решение глобальных
проблем.
Субъекты гос.
регулирования:
1).
Законодательный орган - правовое оформление экономических и социальных
процессов, определение границ и форм вмешательства государства в экономику
(основной рычаг влияния - гос. бюджет).
2). Правительство
(исполнительная власть) - оперативное управление народным хозяйством и
предложение долгосрочных планов социально-экономического развития (Министерство
экономики).
3). ЦБ -
эмиссия денег, управление предложением денег (учетная ставка) и контроль за
развитием и функционированием всей банковской системы.
4). Судебная
система - охрана экономических прав и разрешение хозяйственных споров.
Методы гос.
регулирования
1.
прямые методы:
административное управление гос. предприятиями, дотации, субсидии, нормы и
стандарты
2.
косвенные методы:
регулирование предприятий частного сектора через финансово-кредитные рычаги
Инструменты гос.
регулирования:
1.
Финансовые
·
бюджетная система
·
налоговая система
2.
Денежно-кредитные
(осущ-ся ЦБ РФ)
·
процентные ставки
·
ставка рефинансирования (в
РФ - 36%)
·
нормы обязательного
резервирования для банков
·
валютные интервенции
·
операции на открытом рынке
(покупка/продажа гос. цен. бум.)
·
установление ориентиров
роста денежной массы
·
прямые количественные
ограничения (лимиты кредитования, операций с валютой)
3.
Административно-правовые
4.
Гос. собств-ть - основная цель создание гос. собственности -
макроэкономическая стабильность, тогда как частного сектора - прибыль, за счет
этого мы имеем относительно дешевые цены на некот. товары и услуги (эл.
энергия, транспорт и т.д.).
5.
Гос. финансирование
·
гос. дотации (безвозмездно
передаваемые ден. суммы)
·
субсидии (возврату не
подлежат)
·
субвенции (в случае
использования не по назначению подлежат возврату)
заказы (покупка
государством у фирм их товаров. услуг).
1.11днежная система. Спрос на
деньги и денежное предложение. Банки и банковское дело.
Денежная система- это такая форма организации денежного
обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически
сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой
системы. Осн. эл-ты: национ. ден. единица, масштаб цен (покупательная
способность этой единицы), система эмиссии денег, законодательно установленные
формы денег, валютный паритет (соотношение нац. валюты
с валютами др.
стран), институты денежной системы.
Ден. ед. России- рубль.
2 типа систем ден. обращения:
1). Сист. обращ.
металлических денег
2). Сист. обращ.
кредитных и бумажных денег
Сейчас сущ. 2 осн.
формы денежных ср- в: наличные деньги и безналичные ден. ср- ва. (соотношение
1:5)
Денежная масса - совокупность всех наличных и безналичных
покупательных и платежных ср- в, котор. обеспечивают весь товарно- денежный
оборот страны на всех уровнях эконом. системы, а также внешнеэконом. оборот.
Нормальное
товарно-денежное обращение предполагает учет закономерностей денежного
обращения. Формула денежного обращения или уравнение обмена:
M * V = P * Q , где M - кол-во денег, V -
скорость оборота денег, P - средний уровень цен, Q -
количество товаров.
Из вопроса №3 .....
Спрос на деньги есть величина зависимая от уровня дохода и
номинальной нормы процента. Он вызван 2 причинами: деньги нужны как ср- во
обращения (покупка товаров и услуг) (-это транзакционный спрос), также деньги
нужны для приобретения финансовых активов(спекулятивный спрос)
Транзакционный спрос
завис. от ном. ВНП и не завис. от уровня %-ной ставки. Спекулятивный изменяется
обратнопропорционально % ной ставке.Общий спрос на деньги - средневзвеш
величина, учитывающая оба вида спроса. 3 взгляда на факторы, предопределяющие
спрос на деньги: количеств. теор.(абсолютный ур- нь цен(прямопроп.), реальный
объем произ- ва(прямопроп.) скорость обращ денег(обратнопроп.)), кейнсианская
модель (транзакционный, спекулятивный мотив и мотив предосторожности), совр.
монетарист. теории (% ставка, рост реальн. богатства)
Предложение денег - это такая наличн. ден. масса, котор.
удовлетворяет общий спрос на деньги всей совокупностью платежных ср- в, обращ.
в данной стране в данный момент (наличие всех денег в экономике). Предложение
денег является таким же государственным инструментом как уровень
налогообложения и государственных закупок.
Меры воздействия на
денежное предложение:
·
операции на открытом рынке
·
изменение нормы
обязательных резервов
·
изменение нормы учетной
ставки
Деньги - совокупность
активов используемых при совершении сделок. Для характеристики денежной массы
используют агрегаты:
С или М0 - наличные
деньги
М1 - М0 + текущие
вклады (чеки, кредитные карты)
М2=М1 + срочные
вклады небольших размеров
М3 = М2 + срочные
вклады больших размеров + ценные бумаги (в Европе)
L=М3 + гос. ценные бумаги, облигации и т.д.
В РФ М1 и М2 , М2
включает сумму денег в обращении и сумму депозитов (сумма ср- в на счетах
предпри- тия+ сумма всех видов вкладов населения).
Банк- это такое
коммерч. учреждение, котор. создается в соотв. с действ. законодат-вом данной
страны, действует на основании лицензии, занимается предприн. деятельностью в
финанс. сфере и функционирует на принципах коммерч. расчета.
В наст. время
существует 2-хуровневая банк. система. 1-ый уровеньцентральный банк, 2-ой
уровень -частные и государственные банковские институты. Банки выполняют 3 вида
операций: активные, пассивные, забалансовые.(спекуляция на РЦБ, расчетно-
технич. операции на ЭВМ, обмен валюты, охрана ценностей и т.д.) Специфические
ф-ции центр. банков: эмиссия денег, аккумуляция и хранение резервов др. банков,
золотовалютных резервов страны, кредитование коммерческих банков, выполнение
расчетных операций для правительства страны, расчеты и переводные операции при
внешнеэкономических связях.Исключит. ф-ция: денежно- кредитное регулир. всего
ден. обращ. страны. Мультипликатор денежн. предложения, банковский
мультипликатор (m): m=1/ r или m=M/ R, где r- обязательная резервная норма в% ,
М- прирост депозитов, R- прирост резервов.
1.12 Рынок товара.
Современные формы торговли. Товарная биржа.
Капитал: промышл., торговый, ссудный.Торговый капитал- это
капитал, который специализировался в сфере обращения. Зтараты в торговле- издержки
обращения(чистые(касса,бухучет) и дополнительные
издержки обращения(транспортировка, упаковка))
Современные формы торговли: поставка товара на свободный рынок, портфель заказов;
оптовая торговля (конкурентные торги, аукционы, ярмарки), розничная
торговля(магазины самообслуживания, магазины- склады, торговля по
каталогам, заказы по почте, торговые автоматы, продажа товаров с доставкой на
дом и т.д.)
Товарная биржа- организованный, регулярно действующий оптовый рынок,
на котором торговля ведется по стандартам и образцам в ценах на основе спроса и
предложения .
По объекту торговли биржи: наличные, срочные. (фьючерсы) С точки зрения
участников сделки биржи: открытые(могут участвовать продавцы и покупатели) и
закрытые(присутствие продавцов и покупателей запрещено).
Рабочие органы биржи: котировальная комиссия, арбитражная комиссия,
регистрационное бюро, информационно- справочный отдел, экспертное бюро,
расчетная палата.Осн. участники: брокеры и маклеры. По организационно-
правовому статусу биржи: публично- правовые(гос. контроль) и частно- правовые
(АОЗТ и АООТ). 2 "золотых правила" функционирования биржи:
некоммерческий характер деят. и бесприбыльное учреждение.Осн. цель биржи-
создание такого механизма купли- продажи, который позволил бы выявить реальную,
текущую рыночную цену на товар в данное время в данном месте. Гл. признак
биржевого товара- стандартизация(массовый, однородный,стандартный). Виды
биржевых операций: торги, торговый процесс, биржевая торговля,биржевая
деятельность. Ф-ции: ценообразование, формирование крупнооптового
сектора торговли, определение кон]юнктуры. Биржевой товар- базовый для
последующих этапов произ-ва готовой прод.
1.13Рынок капитала. Ценные бумаги
и фондовый рынок.
Рынок ценных бумаг представляет собой систему организации сделок
купли-продажи особого товара - инвестиционного капитала путем сбалансирования
спроса и предложения посредством уравновешивающей их цены. Цель
существования которого является привлечение дополнительного инвестиционного
капитала в хозяйственный оборот, включает:
а) первичный рынок,
который выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов посредством выпуска в
обращение новых ценных бумаг;
б) вторичный рынок,
который обеспечивает возможность перепродажи (фондовая биржа и уличный рынок)
Профессиональные
посредники фондового рынка:
a)
инвестиционный консультант
b)
финансовый брокер
(осуществляет сделки от имени клиента)
c)
дилер (работает как
самостоятельный субъект
d)
инвестиционный фонд (
имеют право продавать свои акции только физическим лицам)
e)
инвестиционная компания
(имеет право продавать свои акции только юридическим лицам)
Деятельность
инвестиционных институтов в России подлежит лицензированию. Совершать операции
с ценными бумагами на российском рынке имеют право также коммерческие банки.
Ценная бумага - коммерческие документы, которые
удостоверяют право собственности на активы, закрепляют отношение займа и приносят
владельцу доход.
Виды:
1.
Основные
·
акции: обыкновенные и
привилегированные, именные и на предъявителя.
·
облигации - особенности
облигаций: срочность; фиксированный процент; облигации не дают права
участвовать в управлении предприятием. Виды облигаций: именные и на
предъявителя, процентные, имеющие купоны, общие и целевые, конвертируемые и
неконвертируемые, ипотечные и т.д.
2.
Производные
·
опцион - право
приобретения/продажи ценной бумаги по определенной цене в течение определенного
срока (не обязателен к исполнению).
·
ордер - денежный документ,
в котором зафиксировано право его владельца на покупку акций очередного выпуска
какого-либо эмитента.
·
варрант - дает владельцу
возможность приобретать акции или облигации по льготным ценам.
·
фьючерс - ценная бумага,
особого вида контракт, который заключается на покупку (продажу) каких-либо
ценных бумаг через определенный промежуток времени по заранее оговоренной цене
(обязателен к исполнению).
3.
Кредитные (чеки,
депозитные сертификаты)
Качества цен.
бум.:
·
надежность
·
доходность
·
рост капитала
·
ликвидность
Правила формирования оптимального портфеля ценных бумаг: 1. приобретать цен. бум.
лишь тогда, когда они приносят доход, больший, чем хранение денег в банке;
2. инвестировать в цен. бум. лишь тогда, когда темпы роста дохода от
цен. бум. превышают темпы инфляции;
3.приобретать лишь наиболее доходные цен. бум.
4. диверсификация 5. диверсификация во все новые и новые виды цен. бум.
6. регулярное сбалансироание пакета как в статике, так и в динамике 7.
регулярные ревизии портфеля.
3 фазы жизни цен. бум.: подготовка выпуска, первичное размещение,
вторичный рынок.
3 осн. формы РЦБ: биржа- аукцион, уличный рынок, купля- продажа в ЗАО.
4 вида цен акций: номинальная(в момент рождения АО),балансовая,
ликвидационная,
рыночная:курс акций(КА)=доход в расчете на 1 акцию/ средняя ставка % в
десятичн. дробях.
1.14Финансы. Бюджет. Налоги.
Налоговая система России.
Финансы-
система экономич. отнощений, котор. связана с образованием и распределением
денежных ресурсов. Виды: гос. финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций,
финансы населения. К финансам относят лишь ту часть денежных отношений, которая
характеризует самостоятельное движение денег как особого процесса, кач.
отличного от товарно- денежного обращения. Финансовая система России
включает: гос. бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, гос. кредит,
фонды имущ и личного страх., финансы предпри- тий разл. форм собственности.
Государственный бюджет- роспись денежных доходов и расходов гос-ва, котор.
представляет собой осн. финансовый план гос-ва на текущий год и имеет силу
закона. Организация бюджета предполагает: четкое бюджетное
устройство(организ. принципы и струк-ра построения бюджетной системы) и
продуманный бюджетный процесс(это деятельн. органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней).
Бюджетная система -
совокупность бюджетов всех уровней, основанных на экономических отношениях и
юридических нормах.
“З-н об основах
бюджетного устройства” от 1991 года
Принципы
построения бюджетной системы:
·
единства (з-нов,
отчетности, классификации)
·
самостоятельность всех
уровней
·
фискального федератизма
(разграничение полномочий м/д фед. властью и субъектами федераций)
·
реальности (правдивость
показателей)
·
гласности - опубликовано
·
полноты
Структура :
·
федеральный бюджет РФ
·
бюджеты субъектов
федерации (89 - республики, края или области, Москвы и С-П., автономных
районов и областей)
·
местные бюджеты(29000 -
районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)
Все три уровня
бюджетной системы являются самостоятельными и формируются из собственных
источников, имеют
свои направления расходования и ежегодно утверждаются соответствующими
законодательными органами.
Фонд поддержки
регионов. Цель - поддержать слабые регионы за счет сильных ( в РФ 10 регионов-доноров
кормят 79). Субъекты Федерации могут самостоятельно вводить налоги.
Вышестоящие бюджеты
могут оказывать помощь нижестоящим (дотации, субвенции, субсидии).
Источниками
бюджетных доходов являются:
1.
налоговые поступления
2.
поступления от
внешнеэкономической деятельности
3.
поступления от
государственных предприятий и собственности.
4.
для бюджетов субъектов
федерации и местных бюджетов источником доходов так же являются субсидии,
субвенции и казначейские ссуды.
Дифференциация
налоговых поступлений в бюджеты:
·
федеральные (НДС, акцизы,
налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль предприятий, подоходный
налог с физических лиц, таможенный тариф, транспортный налог, и т.п.);
·
субъектов федерации (налог
на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, сбор на нужды
образовательной системы, сбор за регистрацию предприятий);
·
местные (налог на
имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, на содержание
жилищного фонда).
Бюджетное
регулирование представляет собой перераспределение отдельных ставок налоговых
платежей между бюджетами (налог на прибыль - 13% в федеральный бюджет, до 25% в
региональный; НДС - 80% от суммы в федеральный бюджет, 20% в территориальный).
Секвестр - это пропорциональное снижение
государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных (здравоохранение,
социальные нужды, зарплата).
Доходы бюджета РФ:
1)
НДС
2)
акцизы
3)
доходы от ВЭД
4)
доходы от приватизации
5)
прочие: налоги, пошлины,
сборы и т.п.
Расходная часть гос. бюджета подразделяется: 1). финансирование нар. хоз-ва 2).
финансирование социально- культурных мероприятий 3). финансирование науки 4).
финансирование обороны 5). содержание правоохранительных органов и органов
власти 6). расходы по ВЭД 7).создание резервных фондов 8). расходы по
обслуживанию гос. долга
9). прочие расходы и выплаты.
Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его
доходами. Покрывается гос. внутренними (выпуск ценных бумаг, займы у
внебюджетных фондов банков) и внешними займами. Также используется практика
снижения гос. расходов, путем урезания расходных статей (кроме защищенных).
В эк. теории
различают несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита:
а) бюджет должен быть
ежегодно сбалансированным;
б) бюджет
финансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно;
в) целью гос.
финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.
Предполагается
коренная реформа бюджетного финансирования:
1)
окупаемость, возвратность
и платность бюджетных вложений, а также использование бюджетных средств в
кредитной форме.
2)
финансирование за счет
бюджета целевым методом под определенные программы
3)
прекращения или частичного
сокращения прямого бюджетного финансирования ряда непроизводственных программ
(жилье);
4)
снижения бюджетных
расходов, связанных с функционированием предприятий социально-культурного
назначения, должна вырасти база налогообложения.
Субъекты фин. контроля: Федеральное собрание, Счетная палата, Казначейство,
Министерство Финансов. Недостатки системы налогообложения России:
большое кол- во налогов, сложность их подсчета, пост. изменения и дополнения,
высокий уровень налогообложения.
Кривая Лаффера: по оси X- процентная ставка налогов, поY- налоговые
поступления
(вид отрицательной параболы).
Налоговая система.
Сущность и структура.
Принципы
построения НС.
1.
Справедливость
налогооблажения.
2.
Налог д.б. точно
определен и известен.
3.
Время и место д.б. max
удобны для плательщика.
4.
Экономия издержек
гос-ва на сборы.
5.
Однократность.
6.
Стабильность и
подвижность
7.
Хоз. независимость
налогоплатедьщика.
8.
Оптимальность
налоговых изъятий.
Условия
налогооблажения:
1.
Порядок установления и
ввода в действие налогов.
2.
Виды налогов.
3.
Порядок распределения
налогов
4.
Права и обязанности
налогоплательщиков.
5.
Формы и методы
налогового контроля.
6.
Отв-ть участников
налоговых отношений.
7.
Способы защиты прав
налогоплательщиков.
Экономич. хар-ки
налог. системы:
1.
Налоговое бремя (Сумма
налогов / ВВП = 45% РФ)
2.
Соотношение доходов от
внешней и внутренней
3.
торговли.
4.
Прямые и косвенные
налоги.
Различаются налоги на
доходы и имущество (прямые) и на товары и услуги (косвенные).
Элементы налога:
1). субъект налога -
налогоплательщик;
2). носитель налога;
3). объект налога
(налоговая база);
4). источник налога;
5). ставка налога,
бывают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Принципы
налогообложения:
1). уровень налога
должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика;
2). налог и условия
его уплаты должны быть точно определены и максимально удобны для
налогоплательщика;
3). обязательность
уплаты налогов, наличие контроля и санкций;
4). налоговая система
должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям ситуации.
Функции налогов:
1). фискальная -
обеспечение государственных расходов;
2). поддержание
национальной стабильности через перераспределение национального дохода
(социальная функция);
3). государственное
регулирование экономики - регулирующая.
Существует ряд
налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога (НИОКР и т.д.), освобождение от уплаты
налогов, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.
1.15Экономическая нестабильность
и безработица. Проблемы занятости рабочей силы в России.
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы
(экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В
реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения
рабочей силы над спросом на нее.
Существует несколько концепций, трактующих причины возникновения
безработицы. У Маркса она связана с процессом накопления капитала, при котором
потребность в живом труде растет медленнее, чем в машинах и оборудовании.
Доказано, что рынок труда не является частным случаем закона спроса и
предложения, т.к. согласно статистическим исследованиям Филлипса на примере
Англии почти за столетний период наименьшей была безработица в периоды
наибольших темпов прироста зарплаты.
Причины безработицы:
·
законы рынка, неизбежно
разоряющие часть предприятий;
·
накопление капитала в
условиях технического и научного прогресса;
·
технический прогресс,
который при накоплении капитала ведет к замене живого труда машинным;
·
циклический характер
производства;
·
несовершенство конкуренции
на современном рынке в целом и прежде всего не рынке труда;
·
эффект замещения на рынке
труда(увеличение роста з/п на первом этапе вызывает рост предложения труда,
т.к. каждый час свободного времени работник воспринимает как упущенную выгоду.
Свободное время он превращает в рабочее и замещает его товарами приобретенными
на повышенную з/п), но потом начинает срабатывать эффект дохода (свободное
время уже не кажется упущенной выгодой, он сокращает предложение труда как бы
покупая свободное время);
·
прочее (миграция населения
из других стран и т.п.).
1. Типы безработицы:
2. Естественный уровень безработицы (спроса на труд и предложение труда совпадают):
3. Фрикционная безработица: связанную с поисками или ожиданиями лучшей
работы в лучших условиях, она предполагает перемещение рабочей силы по
отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой професии. Ее иногда называют
текучей безработицей.
Структурная безработица: вызвана несоответствием структуры спроса и
предложения рабочей силы, что связано с изменением спроса на различные виды
профессий.
Технологическая безработица: результат влияния НТР, когда отдельные профессии
уже не нужны, а новые еще не укомплектованы нужным колличеством работников;
Циклическая безработица: вызвана сменой фоз в промышленном цикле.
Кроме того, выделяют скрытую, застойную безработицу и «дно жизни»
(люди, навсегда потерявшие надежду и желание работать).
Последствия безработицы:
1.Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный
ВНП. Фактический уровень ВНП ниже его потенциального уровня, а фактический
уровень безработицы выше естественного уровня безработицы.
{Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает
естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2%.}
2.Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении з/п.
3. При длительной безработице работник терякт квалификацию.
4. Прямое падение ранее достигнутого уровня жизни.
5. Тяжелейшая психологическая травма.
Полная занятость: состояние экономики, при котором уровень безработицы
равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы или когда циклическая
безработица равна нулю.
Уровень безработицы = безработица * 100%;
рабочая сила
где
рабочая сила - это люди, которые могут и хотят работать.
1.17Макроэкономическая
нестабильность и инфляция.
Одной из важнейших
форм проявления макроэкономической нестабильности является инфляция
Инфляция - это переполнение канала товарно-денежного
обращения излишним количеством неполноценных денег и как следствие - нарушение
закона спроса и предложения на товарно-денежном рынке.
По своей сути
инфляция - это обесценивание денег, по форме - это рост цен.
Причины инфляции: общее расстройтво хозяйства на
макроэкономическом уровне (несоответствие денежного спроса и товарной массы,
чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможности экономики,
опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производства и
производительности труда, произвольное установление государственных цен -
происходят перекосы в величине и структуре спроса и др.) и три вида монополии -
государства (кот. позволяет себе иметь несбалансированные расходы и доходы бюджета,
покрывать дефицит бюджета за стет печатного станка), профсоюзов (кот. требуют
повышения зарабатной платы в условиях когда само правительство дало начало
гонке цен на потребительские и производственные товары), и корпоративной( на
современном рынке господствуют олигополии и монополии, кот. получили
возможность предопределять издержки и рыночные цены). Их взаимодействие
порождает инфляционную спираль.
Форма проявления
инфляции: рост цен (однако не
всякий рост цен является инфляцией).
Виды инфляции:
1. С точки зрения факторов образования инфляции:
·
инфляция спроса (нарушение
равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны
спроса, а следовательно- избыток денежных средств у покупателей);
·
инфляция издержек
(нарушение равновесия между совокупным спосом и совокупным предложением со
стороны предложения на основе увеличения цен из-за роста производственных
издержек; инфляция издержек порождает тенденцию к сокращению предложения, а в
конечном счете реальный спад производства);
2. С точки зрения темпов динамики:
·
умеренная(рост цен на
10-12% в год);
·
галопирующая (20-200% в
год);
·
гиперинфляция (в 3 и более
раз);
3. С точки зрения распространенности роста цен на
всю товарную массу или на отдельные группы товаров:
·
сбалансированную
(одновременный и равномерный рост цен по всем основным группам товаров);
·
несбалансированную
(различные темпы роста цен на разные товары);
4. С точки зрения прогнозов:
·
предсказуемую;
·
непредсказуемую.
Последствия
инфляции: падение уровня
жизни значительной части населения, перераспределение доходов в пользу
небольшой группы лиц, ускоренная материализация денег, торможение и подрывание
стимулов к вложению, обесценение сбережений, скрытая конфискация денежных
средств, падение реального процента по вкладам, подрывание стимулов роста производства,
искажение всех экономических расчетов. Вместе с тем, имеются экономические
агенты, которым выгодна инфляция (взять кредит).
Мероприятия по
борьбе с инфляцией:
1. Адаптивные меры (смягчают социальную
напряженность): индексация доходов, компенсация потерь;
2. Кардинальные меры (искореняют причины):
денежная реформа, преодоление спада производства и т.д.
Кейнсианское
направление антиинфляционной политики основное внимание уделяет регулированию
совокупного спроса, полагая что эффективный спросвызовет стимулы роста
предложения. Факторы эффективного спроса-увеличение государственных расходов и
дешевый кредит.
Монетаристское
направление в центр своего внимания ставит регулирование совокупного
предложения. Они предлагают комплекс мер по сокращению спроса: это денежная
реформа, удорожание кредита, сокращение бюджетного дефицита, налоговых ставок.
Эти мероприятия должны вызвать уменьшение потребительского и инвестиционного
спроса, банкротство неэффективного произвидства, спад производства, что в свою
очередб освободит рыночные ниши от разорившихся производителей , но сохранит их
для сильных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, рост
товарного предложения и в конечном счете снизит цены.
На практике многие
страны применяют компромисную политику, используя и кейнсианский и
монетаристский подходы.
1.17 Узловые вопросы социально-экономического развития
России: уровень жизни, динамика народонаселения, социальная защищенность.
Социальные аспекты жизни общ- ва являются главной целью эконом.
развития страны. Уровень жизни населения- это обеспеченность населения
необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень
удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей людей.
В современных условиях перехода к рыночной экономике в России начал
формироваться рынок труда, что породило безработицу. Имеет место явная
тенденция к увеличению числа безработных при абсолютном сокращении численности
трудовых ресурсов. Возникло и новое явление, чисто российское - неполностью
занятые по инициативе администрации предприятий (около 4 млн. человек на
01.07.95г).
Экономические реформы - не самоцель, а средство улучшения жизни.
Уровень жизни - это обеспеченность населения материальными и духовными благами
и услугами.
Показатели уровня жизни:
* денежные доходы и расходы населения, их
уровень и динамика;
* дифференциация доходов населения;
* уровень и качество услуг;
* прожиточный минимум и др.
Широко используются обобщающие показатели: ВНП или НД на душу
населения, денежные доходы на душу населения и др.
Следует различать денежные и реальные доходы населения, в т.ч.
зарплату. Реальные доходы зависят от величины денежных доходов и от индекса
стоимости жизни, от уровня и динамики цен.
Важный показатель уровня жизни - закон Эрнста Энгеля: с ростом семейных
доходов удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду,
жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на
удовлетворение нематериальных нужд возрастает. В России в настоящее время
наблюдается обратная тенденция, т.е. падает удельный вес расходов на
нематериальные нужды. Следующий показатель: дифференциация доходов по различным
слоям населения. В России резко возросло отношение доходов 10% наиболее и 10%
наименее обеспеченного населения (в 94г этот коэффициент был равен 15, тогда
как в мировой практике критическим считается соотношение, равное 10). В мировой
практике использ. такой показатель уровня жизни как Индекс человеческого
развития(ИЧР): 1. Доход на душу населения 2. Уровень образования 3.
Продолжительность жизни
Кривая Лоренца ("Лук Лоренца")- показатель, характеризующий
дифференциацию доходов. По оси абсцисс- процентные группы населения; по оси
ординат- проценты дохода получаемые этими группами.Величина отклонения этой
прогнутой кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении
доходов.
Коэф. Джини: G= 1- 2*сумма pi*Cum yi+ сумма pi*yi, где G- показатель
измеряющий степень неравенства доходов, рi- доля i-той группы в общем об]еме
совокупности (напр., в численности населения), уi- доля i-той группы в
совокупном богатстве или в совокупном доходе, Сum yi- кумулятивная доля
богатства, доля дохода. Чем ближе к 1 тем больше степень неравенства. В России
четко наметилась тенденция падения реальных доходов населения. Прожиточный
минимум неуклонно растет и превышает доходы значительной части населения.
Нарушено нормальное воспроизводство рабочей силы, смертность превышает
рождаемость.
В этой связи особую значимость приобретают меры по социальной
защищенности граждан России: - повышение минимального размера оплаты труда
и пенсий;
- увеличение единовременных и ежемесячных пособий при рождении и по
уходу за ребенком; - увеличение ежемесячных пособий на каждого ребенка;
- увеличение пособий по безработице и размеров стипендий; - рост
реальных доходов в целом,
- компенсация потерь от тихийных бедствий,
- медицинское страхование ,- защита условий труда,
- социальное обслуживание лиц пожилого возраста.
Непосредственной и ближайшей причиной сокращения численности населения
РФ после 1992 года является нарушение условий воспроизводства раб. силы. В
механизме воспроизв-ва выделяют 3 уровня: индивидуальный, микроуровень
(предприятие), макроуровень. На индивид. ур- не воспроизв- во подчиняется
законам стоимости и спроса и предложения. Причина сокрашения населения- уровень
реальн. доходов этого населения ниже нормального уровня выживания. На индивид.
ур-не воспроизв- ва особая роль принадлежит семье. Семья выполняет 2 ф-ции:
производственно- хозяйственную и репродуктивную. Причина сокращения численности
на микроуровне- отсутствие условий на предприятиях. (мин. ур-нь з/п, ее
дифференциация). Социальная защищенность- система мер по защите любого
гражданина страны от экономич. бедности и социальной деградации в рез- те
потери или резкого
сокращения доходов, безработицы, болезни и т.д.
1.18Основные формы мировых экономических связей.
Теории международной торговли.
Мировое сообщество
состоит из более чем 180 самостоятельных государств. Страны по уровню развития:
с
высоко-, средне- и низкоразвитой экономикой. Среди них - новые
индустриальные страны, высокодоходные нефтеэкспортирующие страны, «азиатские
драконы», наиболее бедные страны и т.д. Продолжается углубление дифференциации
стран по уровню их развития.
В XX веке индустриальное развитие породило международное
разделение труда. Мировые экономические связи переместились из сферы обращения
в сферу производства, а обмен опосредствует это международное разделение труда.
Мировое хоз-во- система национальных хозяйств отдельных стран,
объединенных международным разделением труда, торговыми, производственными и
другими многообразными формами экономич. связей.
Структура современного мирового хоз-ва включает: мировой рынок товаров
и услуг; мировой рынок капиталов; мировой рынок раб силы; международная
валютная и кредитно- финансовая система.
Основные формы мировых экономических связей:
-
международная торговля
товарами и услугами;
-
движение капиталов и
зарубежных инвестиций (экспорт капитала):
-
миграция рабочей силы -
основана на использовании дешевого труда иностранных рабочих;
-
международная кооперация
производства;
-
обмен научно-технической
информацией;
-
валютно-кредитные
отношения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|