бесплатные рефераты

Госэкзамен - шпоры (специальность маркетинг)


1.10Рынок и государственное регулирование экономики. Функции государства в смешанной экономике.

Методологической предпосылкой вмешательства государства в экономику служит тот факт, что любая экономическая деятельность затрагивает интересы всего общества и в силу этого становится объектом воздействия с его стороны.

Концепции гос. регулирования.

1. Классическая экономическая теория: великая депрессия разрушила основы классической теории, построенной на невмешательстве государства и полной саморегуляции рынка. (“невидимая рука”, А.Смит) Цены и з/п- гипкие инструменты рынка, определяющие спрос и предложение. Главный тезис сторонников- произ-во само создает себе спрос.

2. Кейнсианская: неспособность рыночной экономической системы к саморегуляции при существенных нарушениях макроравновесия и необходимость гос. вмешательства. Кейнс полагал, что гос-во может регулировать рынок путем воздействия на совокупный спрос.

3. Монетаристская: главная задача государства - обеспечение стабильного спроса на деньги.

Функции государства:

1)   создание правовой основы для принятия экономических решений.

2)   эмиссия денег и создание необходимых для этого экономических структур.

3)   организация производства товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор

4)   политика стабилизации экономики: государство, используя различные рычаги, стремится преодолеть кризисные явления, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы и т.д.

5)   активное участие государства в стимулировании НТП, инвестиционной и структурной политики.

6)   обеспечение минимальных социальных гарантий (минимальная заработная плата, пенсии, пособия).

7)   разработка и реализация региональной гос. политики.

8)   гос. регулирование на международном уровне (внешнеторговая политика, контроль над миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и т.д.).

По Козыреву ф-ции: разработка и утверждение правовых основ экономики, определение приоритетов и целей макроэкон. развития страны, опред. социальных ценностей эконом. развития страны, регулир. эконом. процессов распределения и перераспределения ресурсов и рез- тов произ- ва, стимулир. эконом. роста, позитивное решение глобальных проблем.

Субъекты гос. регулирования:

1). Законодательный орган - правовое оформление экономических и социальных процессов, определение границ и форм вмешательства государства в экономику (основной рычаг влияния - гос. бюджет).

2). Правительство (исполнительная власть) - оперативное управление народным хозяйством и предложение долгосрочных планов социально-экономического развития (Министерство экономики).

3). ЦБ - эмиссия денег, управление предложением денег (учетная ставка) и контроль за развитием и функционированием всей банковской системы.

4). Судебная система - охрана экономических прав и разрешение хозяйственных споров.

Методы гос. регулирования

1.    прямые методы: административное управление гос. предприятиями, дотации, субсидии, нормы и стандарты

2.    косвенные методы: регулирование предприятий частного сектора через финансово-кредитные рычаги

Инструменты гос. регулирования:

1.    Финансовые

·  бюджетная система

·  налоговая система

2.    Денежно-кредитные (осущ-ся ЦБ РФ)

·  процентные ставки

·  ставка рефинансирования (в РФ - 36%)

·  нормы обязательного резервирования для банков

·  валютные интервенции

·  операции на открытом рынке (покупка/продажа гос. цен. бум.)

·  установление ориентиров роста денежной массы

·  прямые количественные ограничения (лимиты кредитования, операций с валютой)

3.    Административно-правовые

4.    Гос. собств-ть - основная цель создание гос. собственности - макроэкономическая стабильность, тогда как частного сектора - прибыль, за счет этого мы имеем относительно дешевые цены на некот. товары и услуги (эл. энергия, транспорт и т.д.).

5.    Гос. финансирование

·  гос. дотации (безвозмездно передаваемые ден. суммы)

·  субсидии (возврату не подлежат)

·  субвенции (в случае использования не по назначению подлежат возврату)

заказы (покупка государством у фирм их товаров. услуг).


1.11днежная система. Спрос на деньги и денежное предложение. Банки и банковское дело.

Денежная система- это такая форма организации денежного обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы. Осн. эл-ты: национ. ден. единица, масштаб цен (покупательная способность этой единицы), система эмиссии денег, законодательно установленные формы денег, валютный паритет (соотношение нац. валюты

с валютами др. стран), институты денежной системы.

Ден. ед. России- рубль. 2 типа систем ден. обращения:

1).  Сист. обращ. металлических денег

2). Сист. обращ. кредитных и бумажных денег

Сейчас сущ. 2 осн. формы денежных ср- в: наличные деньги и безналичные ден. ср- ва. (соотношение 1:5)

Денежная масса - совокупность всех наличных и безналичных покупательных и платежных ср- в, котор. обеспечивают весь товарно- денежный оборот страны на всех уровнях эконом. системы, а также внешнеэконом. оборот.

Нормальное товарно-денежное обращение предполагает учет закономерностей денежного обращения. Формула денежного обращения или уравнение обмена:

M * VP * Q , где M - кол-во денег, V - скорость оборота денег, P - средний уровень цен, Q - количество товаров.

Из вопроса №3 .....

Спрос на деньги есть величина зависимая от уровня дохода и номинальной нормы процента. Он вызван 2 причинами: деньги нужны как ср- во обращения (покупка товаров и услуг) (-это транзакционный спрос), также деньги нужны для приобретения финансовых активов(спекулятивный спрос)

Транзакционный спрос завис. от ном. ВНП и не завис. от уровня %-ной ставки. Спекулятивный изменяется обратнопропорционально % ной ставке.Общий спрос на деньги - средневзвеш величина, учитывающая оба вида спроса. 3 взгляда на факторы, предопределяющие спрос на деньги: количеств. теор.(абсолютный ур- нь цен(прямопроп.), реальный объем произ- ва(прямопроп.) скорость обращ денег(обратнопроп.)), кейнсианская модель (транзакционный, спекулятивный мотив и мотив предосторожности), совр. монетарист. теории (% ставка, рост реальн. богатства)

Предложение денег - это такая наличн. ден. масса, котор. удовлетворяет общий спрос на деньги всей совокупностью платежных ср- в, обращ. в данной стране в данный момент (наличие всех денег в экономике). Предложение денег является таким же государственным инструментом как уровень налогообложения и государственных закупок.

Меры воздействия на денежное предложение:

·  операции на открытом рынке

·  изменение нормы обязательных резервов

·  изменение нормы учетной ставки

Деньги - совокупность активов используемых при совершении сделок. Для характеристики денежной массы используют агрегаты:

С или М0 - наличные деньги

М1 - М0 + текущие вклады (чеки, кредитные карты)

М2=М1 + срочные вклады небольших размеров

М3 = М2 + срочные вклады больших размеров + ценные бумаги (в Европе)

L=М3 + гос. ценные бумаги, облигации и т.д.

В РФ М1 и М2 , М2 включает сумму денег в обращении и сумму депозитов (сумма ср- в на счетах предпри- тия+ сумма всех видов вкладов населения).

Банк- это такое коммерч. учреждение, котор. создается в соотв. с действ. законодат-вом данной страны, действует на основании лицензии, занимается предприн. деятельностью в финанс. сфере и функционирует  на принципах коммерч. расчета.

В наст. время существует 2-хуровневая банк. система. 1-ый уровеньцентральный банк, 2-ой уровень -частные и государственные банковские институты. Банки выполняют 3 вида операций: активные, пассивные, забалансовые.(спекуляция на РЦБ, расчетно- технич. операции на ЭВМ, обмен валюты, охрана ценностей и т.д.) Специфические ф-ции центр. банков: эмиссия денег, аккумуляция и хранение резервов др. банков, золотовалютных резервов страны, кредитование коммерческих банков, выполнение расчетных операций для правительства страны, расчеты и переводные операции при внешнеэкономических связях.Исключит. ф-ция: денежно- кредитное регулир. всего ден. обращ. страны. Мультипликатор денежн. предложения, банковский мультипликатор (m): m=1/ r или m=M/ R, где r- обязательная резервная норма в% , М- прирост депозитов, R- прирост резервов.


1.12 Рынок товара. Современные формы торговли. Товарная биржа.

Капитал: промышл., торговый, ссудный.Торговый капитал- это капитал, который специализировался в сфере обращения. Зтараты в торговле- издержки обращения(чистые(касса,бухучет) и дополнительные

издержки обращения(транспортировка, упаковка))

Современные формы торговли: поставка товара на свободный рынок, портфель заказов; оптовая торговля (конкурентные торги, аукционы, ярмарки), розничная

торговля(магазины самообслуживания, магазины- склады, торговля по каталогам, заказы по почте, торговые автоматы, продажа товаров с доставкой на дом и т.д.)

Товарная биржа- организованный, регулярно действующий оптовый рынок, на котором торговля ведется по стандартам и образцам в ценах на основе спроса и предложения .

По объекту торговли биржи: наличные, срочные. (фьючерсы) С точки зрения участников сделки биржи: открытые(могут участвовать продавцы и покупатели) и закрытые(присутствие продавцов и покупателей запрещено).

Рабочие органы биржи: котировальная комиссия, арбитражная комиссия, регистрационное бюро, информационно- справочный отдел, экспертное бюро,

расчетная палата.Осн. участники: брокеры и маклеры. По организационно- правовому статусу биржи: публично- правовые(гос. контроль) и частно- правовые

(АОЗТ и АООТ). 2 "золотых правила" функционирования биржи: некоммерческий характер деят. и бесприбыльное учреждение.Осн. цель биржи- создание такого механизма купли- продажи, который позволил бы выявить реальную, текущую рыночную цену на товар в данное время в данном месте. Гл. признак биржевого товара- стандартизация(массовый, однородный,стандартный). Виды биржевых операций: торги, торговый процесс, биржевая торговля,биржевая деятельность. Ф-ции: ценообразование, формирование крупнооптового сектора торговли, определение кон]юнктуры. Биржевой товар- базовый для последующих этапов произ-ва готовой прод.


1.13Рынок капитала. Ценные бумаги и фондовый рынок.

Рынок ценных бумаг представляет собой систему организации сделок купли-продажи особого товара - инвестиционного капитала путем сбалансирования спроса и предложения посредством уравновешивающей их цены. Цель существования которого является привлечение дополнительного инвестиционного капитала в хозяйственный оборот, включает:

а) первичный рынок, который выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов посредством выпуска в обращение новых ценных бумаг;

б) вторичный рынок, который обеспечивает возможность перепродажи (фондовая биржа и уличный рынок)

Профессиональные посредники фондового рынка:

a)    инвестиционный консультант

b)   финансовый брокер (осуществляет сделки от имени клиента)

c)    дилер  (работает как самостоятельный субъект

d)   инвестиционный фонд ( имеют право продавать свои акции только физическим лицам)

e)    инвестиционная компания (имеет право продавать свои акции только юридическим лицам)

Деятельность инвестиционных институтов в России подлежит лицензированию. Совершать операции с ценными бумагами на российском рынке имеют право также коммерческие банки.

Ценная бумага - коммерческие документы, которые удостоверяют право собственности на активы, закрепляют отношение займа и приносят владельцу доход.

Виды:

1.    Основные

·      акции: обыкновенные и привилегированные, именные и на предъявителя.

·      облигации - особенности облигаций: срочность; фиксированный процент; облигации не дают права участвовать в управлении предприятием. Виды облигаций: именные и на предъявителя, процентные, имеющие купоны, общие и целевые, конвертируемые и неконвертируемые, ипотечные и т.д.

2.    Производные

·      опцион - право приобретения/продажи ценной бумаги по определенной цене в течение определенного срока (не обязателен к исполнению).

·      ордер - денежный документ, в котором зафиксировано право его владельца на покупку акций очередного выпуска какого-либо эмитента.

·      варрант - дает владельцу возможность приобретать акции или облигации по льготным ценам.

·      фьючерс - ценная бумага, особого вида контракт, который заключается на покупку (продажу) каких-либо ценных бумаг через определенный промежуток времени по заранее оговоренной цене (обязателен к исполнению).

3.    Кредитные (чеки, депозитные сертификаты)

Качества цен. бум.:

·  надежность

·  доходность

·  рост капитала

·  ликвидность

Правила формирования оптимального портфеля ценных бумаг: 1. приобретать цен. бум. лишь тогда, когда они приносят доход, больший, чем хранение денег в банке;

2. инвестировать в цен. бум. лишь тогда, когда темпы роста дохода от цен. бум. превышают темпы инфляции;

3.приобретать лишь  наиболее доходные цен. бум.

4. диверсификация 5. диверсификация во все новые и новые виды цен. бум. 6. регулярное сбалансироание пакета как в статике, так и в динамике 7. регулярные ревизии портфеля.

3 фазы жизни цен. бум.: подготовка выпуска, первичное размещение, вторичный рынок.

3 осн. формы РЦБ: биржа- аукцион, уличный рынок, купля- продажа в ЗАО.

4 вида цен акций: номинальная(в момент рождения АО),балансовая, ликвидационная,

рыночная:курс акций(КА)=доход в расчете на 1 акцию/ средняя ставка % в десятичн. дробях.


1.14Финансы. Бюджет. Налоги. Налоговая система России.

Финансы- система экономич. отнощений, котор. связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Виды: гос. финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций, финансы населения. К финансам относят лишь ту часть денежных отношений, которая характеризует самостоятельное движение денег как особого процесса, кач. отличного от товарно- денежного обращения. Финансовая система России включает: гос. бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, гос. кредит, фонды имущ и личного страх., финансы предпри- тий разл. форм собственности.

Государственный бюджет- роспись денежных доходов и расходов гос-ва, котор. представляет собой осн. финансовый план гос-ва на текущий год и имеет силу

закона. Организация бюджета предполагает: четкое бюджетное устройство(организ. принципы и струк-ра построения бюджетной системы) и продуманный бюджетный процесс(это деятельн. органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней).

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.

“З-н об основах бюджетного устройства” от 1991 года

Принципы построения бюджетной системы:

·  единства (з-нов, отчетности, классификации)

·  самостоятельность всех уровней

·  фискального федератизма (разграничение полномочий м/д фед. властью и субъектами федераций)

·  реальности (правдивость показателей)

·  гласности - опубликовано

·  полноты

Структура :

·  федеральный бюджет РФ

·  бюджеты субъектов федерации (89 - республики, края или области,  Москвы и С-П., автономных районов и областей)

·  местные бюджеты(29000 - районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)

Все три уровня бюджетной системы являются самостоятельными и формируются из собственных

источников, имеют свои направления расходования и ежегодно утверждаются соответствующими законодательными органами.

Фонд поддержки регионов. Цель - поддержать слабые регионы за счет сильных ( в РФ 10 регионов-доноров кормят 79). Субъекты Федерации могут самостоятельно вводить налоги.

Вышестоящие бюджеты могут оказывать помощь нижестоящим (дотации, субвенции, субсидии).

Источниками бюджетных доходов являются:

1.      налоговые поступления

2.      поступления от внешнеэкономической деятельности

3.      поступления от государственных предприятий и собственности.

4.      для бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов источником доходов так же являются субсидии, субвенции и казначейские ссуды.


Дифференциация налоговых поступлений в бюджеты:

·  федеральные (НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, таможенный тариф, транспортный налог, и т.п.);

·  субъектов федерации (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, сбор на нужды образовательной системы, сбор за регистрацию предприятий);

·  местные (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, на содержание жилищного фонда).

Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение отдельных ставок налоговых платежей между бюджетами (налог на прибыль - 13% в федеральный бюджет, до 25% в региональный; НДС - 80% от суммы в федеральный бюджет, 20% в территориальный).

Секвестр - это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных (здравоохранение, социальные нужды, зарплата).

Доходы бюджета РФ:

1)   НДС

2)   акцизы

3)   доходы от ВЭД

4)   доходы от приватизации

5)   прочие: налоги, пошлины, сборы и т.п.

Расходная часть гос. бюджета подразделяется: 1). финансирование нар. хоз-ва 2). финансирование социально- культурных мероприятий 3). финансирование науки 4). финансирование обороны 5). содержание правоохранительных органов и органов власти 6). расходы по ВЭД 7).создание резервных фондов 8). расходы по обслуживанию гос. долга 

9). прочие расходы и выплаты.

Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами. Покрывается гос. внутренними (выпуск ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов банков) и внешними займами. Также используется практика снижения гос. расходов, путем урезания расходных статей (кроме защищенных).

В эк. теории различают несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита:

а) бюджет должен быть ежегодно сбалансированным;

б) бюджет финансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно;

в) целью гос. финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.

Предполагается коренная реформа бюджетного финансирования:

1)   окупаемость, возвратность и платность бюджетных вложений, а также использование бюджетных средств в кредитной форме.

2)   финансирование за счет бюджета целевым методом под определенные программы

3)   прекращения или частичного сокращения прямого бюджетного финансирования ряда непроизводственных программ (жилье);

4)   снижения бюджетных расходов, связанных с функционированием предприятий социально-культурного назначения, должна вырасти база налогообложения.

Субъекты фин. контроля: Федеральное собрание, Счетная палата, Казначейство, Министерство Финансов. Недостатки системы налогообложения России: большое кол- во налогов, сложность их подсчета, пост. изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения.

Кривая Лаффера: по оси X- процентная ставка налогов, поY- налоговые поступления

(вид отрицательной параболы).

Налоговая система. Сущность и структура.

Принципы построения НС.

1.      Справедливость налогооблажения.

2.      Налог д.б. точно определен и известен.

3.      Время и место д.б. max удобны для плательщика.

4.      Экономия издержек гос-ва на сборы.

5.      Однократность.

6.      Стабильность и подвижность

7.      Хоз. независимость налогоплатедьщика.

8.      Оптимальность налоговых изъятий.

Условия налогооблажения:

1.      Порядок установления и ввода в действие налогов.

2.      Виды налогов.

3.      Порядок распределения налогов

4.      Права и обязанности налогоплательщиков.

5.      Формы и методы налогового контроля.

6.      Отв-ть участников налоговых отношений.

7.      Способы защиты прав налогоплательщиков.

Экономич. хар-ки налог. системы:

1.      Налоговое бремя (Сумма налогов / ВВП = 45% РФ)

2.      Соотношение доходов от внешней и внутренней

3.      торговли.

4.      Прямые и косвенные налоги.

Различаются налоги на доходы и имущество (прямые) и на товары и услуги (косвенные).

Элементы налога:

1). субъект налога - налогоплательщик;

2). носитель налога;

3). объект налога (налоговая база);

4). источник налога;

5). ставка налога, бывают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.

Принципы налогообложения:

1). уровень налога должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика;

2). налог и условия его уплаты должны быть точно определены и максимально удобны для налогоплательщика;

3). обязательность уплаты налогов, наличие контроля и санкций;

4). налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям ситуации.

Функции налогов:

1). фискальная - обеспечение государственных расходов;

2). поддержание национальной стабильности через перераспределение национального дохода (социальная функция);

3). государственное регулирование экономики - регулирующая.

Существует ряд налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (НИОКР и т.д.), освобождение от уплаты налогов, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.


1.15Экономическая нестабильность и безработица. Проблемы занятости рабочей силы в России.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Существует несколько концепций, трактующих причины возникновения безработицы. У Маркса она связана с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде растет медленнее, чем в машинах и оборудовании. Доказано, что рынок труда не является частным случаем закона спроса и предложения, т.к. согласно статистическим исследованиям Филлипса на примере Англии почти за столетний период наименьшей была безработица в периоды наибольших темпов прироста зарплаты.

Причины безработицы:

·        законы рынка, неизбежно разоряющие часть предприятий;

·        накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;

·        технический прогресс, который при накоплении капитала ведет к замене живого труда машинным;

·        циклический характер производства;

·        несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего не рынке труда;

·         эффект замещения на рынке труда(увеличение роста з/п на первом этапе вызывает рост предложения труда, т.к. каждый час свободного времени работник воспринимает как упущенную выгоду. Свободное время он превращает в рабочее и замещает его товарами приобретенными на повышенную з/п), но потом начинает срабатывать эффект дохода (свободное время уже не кажется упущенной выгодой, он сокращает предложение труда как бы покупая свободное время);

·        прочее (миграция населения из других стран и т.п.).

1.     Типы безработицы:

2.     Естественный уровень безработицы (спроса на труд и предложение труда совпадают):

3.     Фрикционная безработица: связанную с поисками или ожиданиями лучшей работы в лучших условиях, она предполагает перемещение рабочей силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой професии. Ее иногда называют текучей безработицей.

          Структурная безработица: вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы, что связано с изменением спроса на различные виды профессий.

            Технологическая  безработица: результат влияния НТР, когда отдельные профессии уже не нужны, а новые еще не укомплектованы нужным колличеством работников;

Циклическая безработица: вызвана сменой фоз в промышленном цикле.

Кроме того, выделяют скрытую, застойную безработицу и «дно жизни» (люди, навсегда потерявшие надежду и желание работать).

Последствия безработицы:

1.Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП. Фактический уровень ВНП ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы.

{Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2%.}

2.Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении з/п.

3. При длительной безработице работник терякт квалификацию.

4. Прямое падение ранее достигнутого уровня жизни.

5. Тяжелейшая психологическая травма.

Полная занятость: состояние экономики, при котором уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы или когда циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы =    безработица  * 100%;

           рабочая сила

            где рабочая сила - это люди, которые могут и хотят работать.




1.17Макроэкономическая нестабильность и инфляция.

Одной из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности является инфляция

Инфляция - это переполнение канала товарно-денежного обращения излишним количеством неполноценных денег и как следствие - нарушение закона спроса и предложения на товарно-денежном рынке.

По своей сути инфляция - это обесценивание денег, по форме - это рост цен.

Причины инфляции: общее расстройтво хозяйства на макроэкономическом уровне (несоответствие денежного спроса и товарной массы, чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможности экономики, опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производства и производительности труда, произвольное установление государственных цен - происходят перекосы в величине и структуре спроса и др.) и три вида монополии - государства (кот. позволяет себе иметь несбалансированные расходы и доходы бюджета, покрывать дефицит бюджета за стет печатного станка), профсоюзов (кот. требуют повышения зарабатной платы в условиях когда само правительство дало начало гонке цен на потребительские и производственные товары), и корпоративной( на современном рынке господствуют олигополии и монополии, кот. получили возможность предопределять издержки и рыночные цены). Их взаимодействие порождает инфляционную спираль.

Форма проявления инфляции: рост цен (однако не всякий рост цен является инфляцией).

Виды инфляции:

1.     С точки зрения факторов образования инфляции:

·      инфляция спроса (нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса, а следовательно- избыток денежных средств у покупателей);

·      инфляция издержек (нарушение равновесия между совокупным спосом и совокупным предложением со стороны предложения на основе увеличения цен из-за роста производственных издержек; инфляция издержек порождает тенденцию к сокращению предложения, а в конечном счете реальный спад производства);

2.     С точки зрения темпов динамики:

·      умеренная(рост цен на 10-12% в год);

·      галопирующая (20-200% в год);

·      гиперинфляция (в 3 и более раз);

3.     С точки зрения распространенности роста цен на всю товарную массу или на отдельные группы товаров:

·      сбалансированную (одновременный и равномерный рост цен по всем основным группам товаров);

·      несбалансированную (различные темпы роста цен на разные товары);

4.     С точки зрения прогнозов:

·      предсказуемую;

·      непредсказуемую.

Последствия инфляции: падение уровня жизни значительной части населения, перераспределение доходов в пользу небольшой группы лиц, ускоренная материализация денег, торможение и подрывание стимулов к вложению, обесценение сбережений, скрытая конфискация денежных средств, падение реального процента по вкладам, подрывание стимулов роста производства, искажение всех экономических расчетов. Вместе с тем, имеются экономические агенты, которым выгодна инфляция (взять кредит).

Мероприятия по борьбе с инфляцией:

1.     Адаптивные меры (смягчают социальную напряженность): индексация доходов, компенсация потерь;

2.     Кардинальные меры (искореняют причины): денежная реформа, преодоление спада производства и т.д.

 Кейнсианское направление антиинфляционной политики основное внимание уделяет регулированию совокупного спроса, полагая что эффективный спросвызовет стимулы роста предложения. Факторы эффективного спроса-увеличение государственных расходов и дешевый кредит.

  Монетаристское направление в центр своего внимания ставит регулирование совокупного предложения. Они предлагают комплекс мер по сокращению спроса: это денежная реформа, удорожание кредита, сокращение бюджетного дефицита, налоговых ставок. Эти мероприятия должны вызвать уменьшение потребительского и инвестиционного спроса, банкротство неэффективного произвидства, спад производства, что в свою очередб освободит рыночные ниши от разорившихся производителей , но сохранит их для сильных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, рост товарного предложения и в конечном счете снизит цены.

  На практике многие страны применяют компромисную политику, используя и кейнсианский и монетаристский подходы. 


1.17 Узловые вопросы социально-экономического развития России: уровень жизни, динамика народонаселения, социальная защищенность.

Социальные аспекты жизни общ- ва являются главной целью эконом. развития страны. Уровень жизни населения- это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей людей.

В современных условиях перехода к рыночной экономике в России начал формироваться рынок труда, что породило безработицу. Имеет место явная тенденция к увеличению числа безработных при абсолютном сокращении численности трудовых ресурсов. Возникло и новое явление, чисто российское - неполностью занятые по инициативе администрации предприятий (около 4 млн. человек  на 01.07.95г).

Экономические реформы - не самоцель, а средство улучшения жизни. Уровень жизни - это обеспеченность населения материальными и духовными благами и услугами.

Показатели уровня жизни:

*     денежные доходы и расходы населения, их уровень и динамика;

*     дифференциация доходов населения;

*     уровень и качество услуг;

*     прожиточный минимум и др.

Широко используются обобщающие показатели: ВНП или НД на душу населения, денежные доходы на душу населения и др.

Следует различать денежные и реальные доходы населения, в т.ч. зарплату. Реальные доходы зависят от величины денежных доходов и от индекса стоимости жизни, от уровня и динамики цен.

Важный показатель уровня жизни - закон Эрнста Энгеля: с ростом семейных доходов удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение нематериальных нужд возрастает. В России в настоящее время наблюдается обратная тенденция, т.е. падает удельный вес расходов на нематериальные нужды. Следующий показатель: дифференциация доходов по различным слоям населения. В России резко возросло отношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (в 94г этот коэффициент был равен 15, тогда как в мировой практике критическим считается соотношение, равное 10). В мировой практике использ. такой показатель уровня жизни как Индекс человеческого развития(ИЧР): 1. Доход на душу населения 2. Уровень образования 3. Продолжительность жизни

Кривая Лоренца ("Лук Лоренца")- показатель, характеризующий дифференциацию доходов. По оси абсцисс- процентные группы населения; по оси ординат-  проценты дохода получаемые этими группами.Величина отклонения этой прогнутой кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении доходов.

Коэф. Джини: G= 1- 2*сумма pi*Cum yi+ сумма pi*yi, где G- показатель измеряющий степень неравенства доходов, рi- доля i-той группы в общем об]еме совокупности (напр., в численности населения), уi- доля i-той группы  в совокупном богатстве или в совокупном доходе, Сum yi- кумулятивная доля богатства, доля дохода. Чем ближе к 1 тем больше степень неравенства.  В России четко наметилась тенденция падения реальных доходов населения. Прожиточный минимум неуклонно растет и превышает доходы значительной части населения. Нарушено нормальное воспроизводство рабочей силы, смертность превышает рождаемость.

В этой связи особую значимость приобретают меры по социальной защищенности граждан России: - повышение минимального размера оплаты труда и пенсий;

- увеличение единовременных и ежемесячных пособий при рождении и по уходу за ребенком; - увеличение ежемесячных пособий на каждого ребенка;

- увеличение пособий по безработице и размеров стипендий; - рост реальных доходов в целом,

- компенсация потерь от тихийных бедствий,

-  медицинское страхование ,- защита условий труда,

- социальное обслуживание лиц пожилого возраста.

Непосредственной и ближайшей причиной сокращения численности населения РФ после 1992 года является нарушение условий воспроизводства раб. силы. В механизме воспроизв-ва выделяют 3 уровня: индивидуальный,  микроуровень (предприятие), макроуровень. На индивид. ур- не воспроизв- во подчиняется законам стоимости и спроса и предложения. Причина сокрашения населения- уровень реальн. доходов этого населения ниже нормального уровня выживания. На индивид. ур-не воспроизв- ва особая роль принадлежит семье. Семья выполняет 2 ф-ции: производственно- хозяйственную и репродуктивную. Причина сокращения численности на микроуровне- отсутствие условий на предприятиях. (мин. ур-нь з/п, ее дифференциация). Социальная защищенность- система мер по защите любого гражданина страны от экономич. бедности и социальной деградации в рез- те потери или резкого

сокращения доходов, безработицы, болезни и т.д.


1.18Основные формы мировых экономических связей. Теории международной торговли.

Мировое сообщество состоит из более чем 180 самостоятельных государств. Страны по уровню развития: с

высоко-, средне- и низкоразвитой экономикой. Среди них - новые индустриальные страны, высокодоходные нефтеэкспортирующие страны, «азиатские драконы», наиболее бедные страны и т.д. Продолжается углубление дифференциации стран по уровню их развития.

В XX веке индустриальное развитие породило международное разделение труда. Мировые экономические связи переместились из сферы обращения в сферу производства, а обмен опосредствует это международное разделение труда.

Мировое хоз-во- система национальных хозяйств отдельных стран,  объединенных международным разделением труда, торговыми, производственными и другими многообразными формами экономич. связей.

Структура современного мирового хоз-ва включает: мировой рынок товаров и услуг; мировой рынок капиталов;  мировой рынок раб силы; международная валютная и кредитно- финансовая система.

Основные формы мировых экономических связей:

-         международная торговля товарами и услугами;

-         движение капиталов и зарубежных инвестиций (экспорт капитала):

-         миграция рабочей силы - основана на использовании дешевого труда иностранных рабочих;

-         международная кооперация производства;

-         обмен научно-технической информацией;

-         валютно-кредитные отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ