|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закон убывающей предельной полезности и его влияние на спрос и цены. Закон гласит: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность. В соответствии с теорией потребительского выбора покупатель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. При этом существуют два условия: 1. Полезность, приносимая последующей единицей товара, меньше полезности, приносимой предыдущей: 2. Потребитель стремится к достижению максимума общей полезности: Потребитель всегда идет сначала от удовлетворения своих настоятельных потребностей (еда, одежда) к менее настоятельным. Потребительский оптимум при количественном измерении полезности. Оптимум потребителя определяется соответствием двум условиям: 1. Достижение максимальной совокупной полезности. 2. Полное использование дохода. Правило максимизации полезности: Максимальное удовлетворение потребности наступает при таком распределении дохода, когда последняя денежная единица, затраченная на при- обретение каждого вида продукта, приносила бы одинаковую предельную полезность: Данная формула называется формулой потребительского оптимума, а со- отношение показывает, какая полезность приходится на одну затрачен- ную при покупке товара денежную единицу. Задача. Найти потребительский оптимум при покупке двух товаров. Да-ны: стоимость товара А – 1 у.е./шт, стоимость товара В – 2 у.е./шт, доход потребителя I – 10 у.е. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единицы продукта |
продукт A |
продукт В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
MUA |
|
MUB |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
10 |
10 |
24 |
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
8 |
8 |
20 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
7 |
7 |
18 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
6 |
6 |
16 |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
12 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
4 |
4 |
6 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
3 |
3 |
4 |
2 |
Решение. Потребительский оптимум можно найти двумя способами.
Первый способ. Будем рассматривать последовательность покупок в процессе достижения потребительского равновесия (т.е. до тех пор, пока ос- таток дохода не станет меньше цены самого дешевого товара):
№ шага
Возможности выбора
Принимаемое решение
Остаток дохода
1
первая единица А
10
первая единица В
10–2=8
первая единица В
12
2
первая единица А
10
первая единица А
вторая единица В
8–1–2=5
вторая единица В
10
3
вторая единица А
8
третья единица А
5–2=3
третья единица В
9
4
вторая единица А
8
третья единица А
четвертая единица В
3–1–2=0
четвертая единица В
8
Таким образом, получаем условие оптимума: I = 2A + 4B.
Второй способ.
1. Ищем равные значения в таблице по графам и отмечаем их.
2. Каждую пару проверяем, подсчитывая для нее значение TU:
первая единица А и вторая единица В: 10+24+20=54;
вторая единица А и четвертая единица В: 10+8+24+20+18+16=96;
четвертая единица А и пятая единица В: 10+8+7+6+24+20+18+16+12=121;
седьмая единица А и шестая единица В: 10+8+7+6+5+4+3+24+20+18+16+12+6=139.
3. Для каждой пары подсчитываем затраты на покупку I:
первая единица А и вторая единица В: 1+4=5;
вторая единица А и четвертая единица В: 2+8=10;
четвертая единица А и пятая единица В: 4+10=14;
седьмая единица А и шестая единица В: 7+12=19.
Отбрасываем пары, расходы по которым больше нашего дохода (10 у.е.) и берем ту пару, затраты по которой максимально близки к доходу (в нашем случае это пара 2А + 4В). Таким образом, снова получаем условие оптимума: I = 2A + 4B.
Полезность и доход. Условия оптимума потребителя при порядковом способе исчисления полезности.
Бюджетная линия – все сочетания товаров Х и Y, при которых общая сумма затрат равна доходу. Для каждой бюджетной кривой можно найти описывающее ее уравнение.
Пример. Вернемся к предыдущему примеру с едой и одеждой. Введем стоимость наших товаров: PF = 1 у.е., PC = 2 у.е. Составим таблицу:
Наборы товаров (точки на графике)
F
C
Расходы на покупку
A
0
40
40
B
10
15
40
C
20
10
40
D
30
5
40
E
40
0
40
В нашем случае бюджетная линия (ее уравнение: F + 2C = 40) будет выглядеть так:
Рис. 14. Бюджетная линия.
В общем же случае уравнение бюджетной линии записывается в виде
Для удобства построения графика выразим отсюда Y:
Задача. Имеется два продукта: Х – "Пепси-Кола", Y – лимонад. Цена лимонада PY = 12 у.е. Требуется найти: цену "Пепси-Колы" PХ, доход
потребителя М и уравнение бюджетной линии.
Решение проведем в несколько шагов.
Шаг 1.
Определяем доход:
у.е.
Шаг 2.
Находим цену "Пепси-Колы":
у.е.
Шаг 3.
Найдем уравнение бюджетной линии:
Оптимум потребителя – наиболее эффективное использование денежных средств или покупка товаров, обладающих наибольшей полезностью. На рис. 15 точка касания A кривой безразличия и бюджетной линии и есть точка оп- тимума потребителя.
Рис. 15. Точка потребительского оптимума.
В этой точке потребитель расходует весь свой доход, максимально удовлетворяя при этом все свои потребности. У кривых I0 и I2 точек оптимума нет, а полезность наборов В и С меньше полезности набора А.
Условие потребительского оптимума при порядковом способе измерения полезности записывается в виде формулы
где отношение показывает угол наклона бюджетной линии.
Положение бюджетной линии может меняться под воздействием ряда факторов:
1. Изменение дохода. цена – потребление
2. Изменение цен на товары. доход – потребление
2.3Особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции и монополии.
Основные положения теории совершенной конкуренции.
Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие черты:
1. Здесь действует большое число фирм, каждая из которых является независимой по отношению к другим фирмам.
2. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого товара. Объем выпуска каждой фирмы составляет до 2% от общего объема. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма воспринимает цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий.
3. Фирмы отрасли производят один и тот же однородный продукт, так что покупателям безразлично, продукт какой фирмы выбрать.
4. Отрасль является открытой для входа и выхода из нее любого количества фирм.
5. Осуществляется равный доступ ко всей имеющейся информации.
Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу продукции она продает по одинаковой цене, то есть на каждую дополнительную единицу продукции фирма будет иметь одинаковый предельный доход, равный цене товара:
Пример.
Q
P
TR
1
10
10
2
10
20
10
3
10
30
10
Поэтому кривые спроса средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию на уровне цены (рис. 22).
Это показывает, что спрос является абсолютно неэластичным.
Рис. 22. Спрос отдельной фирмы.
К проблеме определения объема выпуска продукции, при котором фирма максимизирует прибыль, можно подойти двумя способами:
· оценить предельные значения выручки MR и MC;
· изучить суммарные издержки ТС и суммарную выручку TR.
Пример. Рассмотрим следующую таблицу и найдем максимальное значение прибыли:
Q,
шт/день
P,
руб./ед.
TR
TC
MC
MR
AC
П
прибыль
0
40
0
50
–
–
–
-50
1
40
40
100
50
40
100
-60
2
40
80
128
28
40
64
-48
3
40
120
148
20
40
49,3
-28
4
40
160
162
14
40
40,5
-2
5
40
200
180
18
40
36
20
6
40
240
200
20
40
33
40
7
40
280
222
22
40
32
58
8
40
320
260
38
40
32,5
60
9
40
360
305
45
40
33,9
55
10
40
400
360
55
40
36
40
11
40
440
425
65
40
38,6
15
Прибыль максимальна при Q = 8 шт/день (см. графики).
Если MR > МС, то следует увеличивать объем производства, если же MR < МС, то объем производства следует уменьшить.
Рис. 23. Предложение отдельной
фирмы.
Рис. 24. Общая картина по отрасли.
Кривая предложения по отрасли рав-
на сумме МС всех фирм на рынке.
В целом, поведение фирмы на рынке может определяться следующими тремя ситуациями:
1. Наличие экономической прибыли (рис. 25а).
2. Точка безубыточности (имеем нормальную прибыль, однако экономической прибыли нет). Фирма работает только на покрытие собственных затрат (рис. 25б).
3. Предельная ситуация, когда Р = min AVC. В этом случае следует остановить производство (рис. 25в).
В условиях совершенной конкуренции возможности стратегического воз- действия на цены ограничены. Есть три разных типа стратегий:
1. Стратегия случайного снижения цен: сначала происходит повышение цены, а затем ее понижают до уровня рыночной (на короткий период времени).
а) б) в)
Рис. 25. Поведение фирмы на рынке.
2. Стратегия сигнализирования ценами, т.е. небольшое изменение цены свидетельствует о лучшем качестве вашего продукта, нежели у конкурентов.
3. Установление цен на наборы товаров: устанавливаем высокую цену на товар, но если его приобретают в наборе с каким-либо другим товаром, то цена на данный продукт будет снижена.
Выводы:
1. На рынке совершенной конкуренции цена устанавливается, исходя из состояния спроса и предложения в целом на рынке отрасли.
2. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции наступает при условии равенства MR = MC = P.
3. Фирма может увеличивать свои доходы только за счет изменения объема выпуска и, как следствие, изменения предельных издержек.
Прибыли и убытки в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и
равновесия на монополистическом рынке.
С точки зрения рекламы у монополиста нет необходимости в агрессивных действиях. Монополист работает непосредственно с кривой спроса, а не с ценой.
Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде:
MR = MC.
На рис. 26 показаны точки равновесия фирмы-монополиста – точка А и точка, в которой прибыль максимизирована – точка В.
Выводы:
1. Для установления цены в условиях монополии определяют:
· характеристики рыночного спроса;
· издержки фирмы (AC, AVC, MC);
· объем производства;
· цену, максимизирующую прибыль.
2. Монополист не назначает самую высокую цену, поскольку прибыль может и не быть в этом случае максимальной.
3. Для монополиста важна не прибыль на единицу продукции, а максимум совокупной прибыли.
4. У монополиста возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.
5. Монополист избегает участка эластичного спроса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8