|
|||||||||||||||||||||||||||
На предприятии существуют следующие виды накладных расходов, подлежащие распределению: - амортизация и страхование оборудования; - страхование здания; - расходы на электропитание оборудования; - расходы на отопление и освещение; - расходы по обслуживанию оборудования (услуги сторонних организаций). Рассмотрим, каким образом перечисленные выше накладные расходы можно распределить на себестоимость готовой продукции. Во-первых, определим на какие места возникновения затрат будут распределены эти расходы и какую базу распределения можно использовать для каждого вида накладных расходов. Выполнив распределение накладных расходов по приведенной схеме (табл.2.), мы получим группировку накладных расходов по местам возникновения затрат. Далее необходимо определить способ распределения затрат непроизводственных подразделений на производственные участки или готовую продукцию. Затраты на содержание склада и оплату труда персонала могут быть распределены как на производственные участки, так и на готовую продукцию. Выберем второй вариант распределения. В качестве базы распределения можно определить количество произведенной товарной продукции. Таким образом, складские расходы будут распределяться на себестоимость: - заготовки типа «Маша»; - матрешки «Маша»; - матрешки «Даша». Таблица 2.3.Определение базы распределения и мест возникновения затра | |||||||||||||||||||||||||||
Вид накладных расходов |
База распределения |
Место возникновения затрат |
|||||||||||||||||||||||||
Участок 1 |
Участок 2 |
Участок 3 |
Участок 4 |
Склад |
Администрация |
||||||||||||||||||||||
Амортизация и страхование оборудования |
Балансовая стоимость оборудования |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
||||||||||||||||||||
Страхование здания |
Площадь участка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||
Расходы на электропитание оборудования |
Паспортное потребление электроэнергии |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
||||||||||||||||||||
Расходы на тепло и освещение |
Площадь участка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||
Расходы по обслуживанию оборудования |
Прямо по актам выполненных работ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
Отметим, что при таком распределении себестоимость нереализованной готовой продукции, хранящейся на складе, также будет увеличена.
Расходы на администрацию предприятия тоже будут распределяться на готовую продукцию, но в отличие от складских расходов, только на реализованную, что не увеличивает себестоимость запасов готовой продукции. Таким образом, база для распределения административных расходов – количество реализованной продукции.
Оба распределения, описанные выше, будут выполняться в последнюю очередь при выполнении процедуры расчета себестоимости.
Теперь определим, каким способом затраты, отнесенные на места возникновения затрат (производственные участки), будут распределены на готовую продукцию.
Из описания производственных процессов видно, что операции на разных участках имеют разный характер. Изготовление деревянных заготовок требует применения оборудования и ограниченного участия оператора. При раскрашивании оборудование вообще не применяется, используется только ручной труд. Лакировка и сушка – полностью автоматические процессы.
Применение единой базы распределения накладных расходов вызовет существенные искажения в себестоимости готовой продукции, поэтому, для каждого участка определим собственную базу.
Таблица 2.4.Выбор базы распределения по участкам
Участок 1
Участок 2
Участок 3
Участок 4
База распределения
машино-часы на производство каждого вида изделия, поскольку оператор управляет обоими станками, а его зарплата не зависит от объема производства
человеко-часы, потраченные на раскрашивание различных видов изделий, поскольку работа исключительно ручная, а оплата фиксированная
Предположим, что на матрешку «Маша» из-за ее размеров требуется больше лака, чем на матрешку «Даша», и расход лака нормирован для каждого типа изделия. Следовательно, в качестве базы распределения накладных расходов для участка 3, можно выбрать количество обработанных изделий
Оба типа изделия размещаются в печи раздельно, партиями, поскольку требуют различных режимов ее работы, следовательно, потребление электроэнергии будет зависеть от вида обрабатываемого изделия. Таким образом, в качестве базы распределения можно выбрать количество обработанных партий каждого типа изделия
В итоге себестоимость готовой продукции будет формироваться так. Себестоимость заготовка типа «Маша» равна сумме прямых расходов и соответствующих долей накладных расходов Участка 1 и склада. Себестоимость матрешек «Маша» и «Даша» – сумме прямых расходов и соответствующих долей накладных расходов Участков 1 – 4 и склада. Себестоимость реализованной продукции – сумма себестоимости готовой продукции и соответствующих долей административных расходов.
Из рассмотренного примера видно как применение различных баз распределения при традиционных методах учета затрат и расчета себестоимости позволяет наиболее точно распределить накладные расходы предприятия на себестоимость готовой продукции.
Выгоды от такой детализации проявляются при выборе продукта для расширения или сокращения объемов производства, распределении дефицитных ресурсов или определении цены продажи. Детализированный анализ структуры себестоимости позволит управлять затратами и эффективностью производства.
При определении способа распределения накладных расходов и выборе баз распределения следует руководствоваться следующими принципами. Выгоды от применения детализированного способа распределения накладных расходов должны превосходить затраты на ведение такого учета. Выбор базы распределения должен определяться технологией производства продукции или оказания услуг предприятия, а также соотношением затрат разного вида в структуре общих затрат предприятия. Если значения разных возможных баз распределения для одного участка места возникновения затрат существенно различаются, то использование любой из них в качестве универсальной для распределения накладных расходов этого участка МВЗ приводит к ошибке в распределении. В этом случае имеет смысл выделить более мелкие участки - так, чтобы для каждого из них базу распределения можно было выбрать однозначно. При выборе какого-либо показателя в качестве базы распределения следует помнить о возможности его измерить и зафиксировать его количественное распределение между объектами, на которые будут распределяться накладные расходы (19, с.487).
2.3.АВС – метод.
Наиболее сложная стадия в определении точной себестоимости единицы изделия заключается в определении величины накладных расходов, приходящихся на каждый вид работы или каждую единицу продукции.
Учет накладных расходов начал развиваться еще в начале 20-го века и первоначально базировался на учете прямых затрат труда. Действительно, прямые затраты труда на производство единицы продукции легко поддавались подсчету с учетом почасовых ставок и поэтому первоначально являлись базой при подсчете себестоимости продукции. Этому же способствовало и их большая доля в величине себестоимости продукции благодаря низкому уровню автоматизации.
Однако, развитие производственных возможностей привело к значительному разнообразию товаров по видам. Они стали отличаться по размерам, затратам ресурсов, сложности дизайна. Поэтому в некоторых компаниях величина накладных расходов возросла до той точки, где перестала наблюдаться корреляция между ними и прямыми затратами труда.
На смену оценки по прямым затратам труда в масштабах всего предприятия пришла другая модель - модель оценки нормативов цеховых накладных издержек на каждый вид продукции. При этом величины нормативов устанавливались, исходя из особенностей производственного цикла, и оставались неизменными в течение достаточно длительного времени. Существовал и более детализированный подход, согласно которому использовался “2-х стадийный“ процесс. На первой стадии накладные расходы начислялись на так называемые оценочные единицы, т.е. на отдельные отделы (цеха) и операции. На второй стадии накладные издержки разбивались в каждом цехе на отдельные виды работ с учетом видов производственной деятельности в пределах данного цеха.
Однако и у этой модели оказались свои недостатки. При большой вариации видов продукции происходила систематическая переоценка видов продукции с высоким уровнем производственных затрат и недооценка продуктов с их низким уровнем. В таких ситуациях возникла необходимость в применении более точного метода, которым и явился метод пооперационного учета, в дальнейшем АВС-метод, от английского Activity Based Costing.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и ресурсов, задействованных в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества (19,с.489).
Метод ФСА разработан как "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности в отличии от традиционных финансовых подходов метод ФСА:
предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;
распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.
Функционально-стоимостной анализ требует комбинированного применения процессного и структурного подходов к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как правило, структурный подход используется для получения отдельных исходных данных для проведения ФСА/АВС-расчетов.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.
Практика показала, что целесообразно выделять на предприятии пять видов бизнес-процессов, а именно:
основные бизнес-процессы, на базе которых осуществляется выполнение функций текущей деятельности предприятия по производству продукции или предоставления услуг;
обеспечивающие бизнес-процессы для основных;
бизнес-процессы развития предприятия;
бизнес-процессы управления деятельностью предприятия;
бизнес-процессы, обеспечивающие управление.
Бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия.
Данная методология является более продвинутой по сравнению с простым делением издержек на переменную и постоянную компоненты. В настоящем разделе воспроизведем АВС-метод в его классическом виде.
Существенным понятием, которое используется АВС-методом, является понятие «cost driver», которое в русском варианте будем переводить как «проводник издержек» или «носитель издержек». Под носителем издержек будем понимать некоторый процесс (технологическую операцию, сделку и т.п.), который приводит к появлению издержек предприятия соответствующего вида. Носитель издержек может быть рассмотрен в укрупненном плане, т.е., например, для всего предприятия, либо в более детализированном виде, замыкаясь на подразделение предприятия. В ряде случаев носитель издержек может быть описан с помощью некоторого количественного показателя. Такой показатель будем называть базовым и использовать его в качестве количественного измерителя соответствующего носителя издержек. Здесь следует упомянуть ранее введенный «базовый показатель», котрый использовался в процессе разделения издержек на переменную и постоянную компоненты.
АВС-метод включает в себя двухстадийный процесс распределения издержек. На первой стадии накладные издержки соотносятся с определенными базовыми показателями. Примерами базовых показателей могут служить, время работы технологического оборудования, количество заказов на приобретение сырья, количество операций контроля качества и т.д.
На второй стадии издержки определяются по каждому виду производственной деятельности в соответствии с носителями издержек. Примерами операций, которые служат носителями издержек, являются:
переналадка оборудования;
заказы на приобретение;
контроль качества;
заказы на производство (составление графиков);
распоряжения об изменениях в инженерном оборудовании;
транспортировки;
получение материалов;
работа технологического оборудования;
потребление энергии;
многое другое.
Количество операций на предприятии зависит от сложности осуществляемой им деятельности. С ростом сложности наблюдается существенный рост производящих издержки операций.
АВС-метод иногда называют операционной оценкой. Его главное преимущество перед другими методами заключается в том, что он позволяет точно отследить причины накладных расходов, что позволяет более точно определить себестоимость единицы продукции.
Структура АВС – метода включает в себя 4 шага, а именно:
анализ бизнес-процесса производства продукции или предоставления услуг;
определение операционных центров;
прослеживание затрат по операционным центрам;
выбор проводников затрат.
Рассмотрим каждый из этих шагов более подробно.
Шаг 1. Анализ бизнес-процесса заключается в систематическом изучении операций, необходимых для производства продукции либо для предоставления услуги. Он является первым шагом в работе АВС и идентифицирует операции, выполняемые в процессе производства продукции. С точки зрения последующего управления издержками полезно (но не обязательно) произвести деление всех операций на две группы: (1) операции, добавляющие ценность продукту (value-added) и (2) операции, не добавляющие ценность (non-value-added). Добавляющими ценность считаются операции, непосредственно связанные с производством. Все же остальные операции, включая перемещение продукта от участка к участку, проверки качества и т.д. не добавляют ценности предмету труда.
Первый шаг процедуры выполняется в следующем порядке:
а) производится построение диаграммы процесса с детализацией каждого шага по операциям от получения материалов до последней операции готовой продукции. Для каждой операции должны быть задокументированы время обработки, ожидания, количество перерабатываемого материала и т.д. Время операции указывается в диаграмме, как индикатор потребления ресурсов продуктом;
б) проводится анализ каждой операции на принадлежность к первой группе (добавляющей ценность предмету труда) или ко второй группе (не добавляющей ценность). При этом менеджер должен задаться вопросом, приведет ли исключение этого шага (либо операции) к уменьшению интереса к товару со стороны покупателя? Если ответ отрицательный, то операция не добавляет ценности.
Пример составления диаграммы приведен на рис.2.3.
в) Определяются пути уменьшения либо исключения не добавляющих ценность операций (улучшение расположения оборудования, уменьшение времени переналадки и т.д.). Как показано на рис. 2.3, располагая такой диаграммой, менеджер работает над возможностью уменьшения каждого шага и, следовательно, общего времени в целом.