Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)
Сделки КАФ (cost and freight). По сделке КАФ продавец должен
заключить за свои счет договор морской перевозки до места назначения,
указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования
лежит на покупателе.
Сделки ФОБ «свободно на борту» (free on
board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт
судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар
на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до
конечного пункта назначения.
Сделки ФАС – «свободно вдоль борта или свободно
вдоль борта судна» (free alongside ship). Содержание сделок на условиях ФАС
аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец
обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента
пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к
борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
Договор морского страхования
грузов
заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны
быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза,
номера и даты коносаментов или других перевозочных документов; наименование,
год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза; пункты
отправления, перегрузки и назначения груза; дата отправки судна, страховая
сумма груза, условия страхования. Все эти данные необходимы для определения
соответствия данной перевозки грузов. Эти группы в той или иной модификации
соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков, которые
именуются: с ответственностью за все риски, с ответственностью за частную
аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Им
соответствуют разработанные группы тарифных ставок.
При всех трех условиях страховщик
возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные
расходы по спасению груза и по уменьшению убытка. Для того чтобы убыток был
признан общей аварией, необходимы четыре условия:
преднамеренность, разумность, чрезвычайность и цель действий – спасение груза,
судна и фрахта от общей опасности. Если не окажется хотя бы одного из этих
условий, убыток будет признан частной аварией. Эти убытки несет владелец того
имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.
Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах
страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех случаях,
когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.
Как показывает международная
практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов является их
транспортировка в специальных контейнерах, которые обеспечены возможностью
непрерывной последовательной транспортировки морскими, железнодорожными и
автомобильными транспортными средствами.
Страхование контейнеров имеет определенную
специфику. Объектом страхования являются сами контейнеры как емкости для
помещенных в них грузов, однако они являются частью судна, предназначены для
последующего снятия с судна в местах перевалки и перевозки содержащихся в них
грузов на других средствах транспорта или для складирования, и, следовательно,
не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Их страхование
осуществляется по специальным договорам страхования. Объем страхового покрытия
при этом может быть различным. Страхование контейнеров может быть произведено
как на условиях от всех рисков, так и на более узких условиях, покрывающих риск
гибели контейнеров, падающую на контейнеры долю в общей аварии, расходы по
спасению контейнеров, предотвращению и сокращению убытков. При страховании
контейнеров на условиях от всех рисков страховщик принимает на себя
ответственность в пределах обусловленных лимитов за риски их полной гибели и
повреждения в течение периода страхования, включая перевозку контейнеров на
палубе. Заключение договора страхования производится на основании
письменного заявления страхователя, которое должно содержать основные данные об
объекте: тип контейнера, объемные показатели, стоимость, наименование
судна-перевозчика, дату выхода судна в рейс, пункт отправления, пункты
назначения и перегрузок и т. п.
Страхование ответственности
судовладельцев. Ответственность судовладельца – это обязанность судовладельца,
выступающего в качестве перевозчика, отвечать по своим обязательствам,
вытекающим из договора морской перевозки. Договор морского страхования каско
предусматривает возмещение ущерба от повреждения или гибели здоровью пассажира,
повреждение имущества, порчу груза и т. п. В настоящее время существует
взаимное страхование ответственности судовладельцев (70 клубов взаимного
страхования ответственности). Руководящим органом клуба является совет
директоров, избираемый из представителей судовладельцев. Финансовую базу клубов
составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды,
предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам – членам клуба
для покрытия расходов по ведению дела. Клубы страхуют ответственность за потерю
жизни, телесное повреждение, за болезни и репатриацию; за столкновение с
другими судами; ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим
объектом (порту, доку, пирсу итд.); ответственность по договору буксировки; по
гарантиям договора; за удаление остатков кораблекрушения, за сохранность
перевозимого груза. При наступление страх. случая судовладелец должен сообщить
клубу или его агентам о происшествии и представить аварийные сертификаты.
Воздушная перевозка. Заключение
договора воздушной перевозки груза удостоверяется выдачей перевозчиком
грузоотправителю грузовой накладной. По своей юридической значимости она
тождественна коносаменту. Страховщику необходимо уделить внимание положению о
сроках претензионного и искового порядка урегулирования спора по поводу
несохранной перевозки. Важно отметить, что пропуск сроков предъявления
претензии (уведомления) является безусловным основанием для отказа перевозчиков
удовлетворении требований владельца груза в связи с несохранной перевозкой.
Новым в
воздушном кодексе является прямое указание на страховщика как лицо, имеющее
право предъявления требований в случае нарушения условий перевозки. Это
существенно облегчает процессуальное положение страховщика при предъявлении им
суброгационных требований к перевозчику после выплаты страхового возмещения.
Железнодорожная перевозка. В
странах Евроазиатского континента действуют две основные международные
железнодорожные конвенции Котиф и СМГС, которые установили солидарную
ответственность железных дорог, когда в принципе претензия может быть
предъявлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги
дугой страны и отвечать по претензии и иску должна та дорога, к которой такие
требования предъявлены. После удовлетворения претензии и иска железные дороги
производят взаиморасчеты.
В России
действует федеральный закон «Транспортный устав железных дорог». По
международной конвенции Котиф и по Транспортному уставу железных дорог до
заявления иска предъявление претензии обязательно.
К лицам которые
имеют право на предъявление претензий к железным дорогам относятся только
грузополучатели или грузоотправители. При обнаружении факта недостачи или
повреждения груза станция железной дороги должна составить коммерческий акт с
подробным изложением характера несохранности груза. При международных
перевозках, где задействованы железные дороги разных стран, нужно исходить из
требований тех конвенций, ссылки на которые даются в конкретной железнодорожной
накладной.
Автоперевозка. В
транспортном праве предполагается, что виновником несохранности перевозки
является перевозчик. Грузополучатель не обязан доказывать вину перевозчика: ему
достаточно указать, что имела место несохранная перевозка, а перевозчик,
наоборот, должен доказывать отсутствие своей вины. Существенным является
то, что иск может быть предъявлен как в суд страны отправления груза, так и в
суд страны назначения.
Конвенция CMR
удобна тем, что она применяется даже тогда, когда одна из стран (назначения или
отправления груза) не является участником этой конвенции. Достаточно участия
хотя бы одной страны.
При внутренних
(внутрироссийских) перевозках автомобильным транспортом необходимо
руководствоваться Уставом автомобильного транспорта РФ.
Нет страхового
случая, и соответственно, не может быть предъявлено требований перевозчику при
следующих обстоятельствах: утрата груза при целостной упаковке или
неповрежденных пломбах отправителя; утрата или повреждение груза из-за
упаковки, неадекватной характеру груза; пересортицу.
Вопрос 75
Страхование
экспортно-импортных кредитов
Страхование кредитов – вид
страхования, сущность которого заключается в уменьшение или устранении
кредитного риска. Объекты страхования кредитов – коммерческие кредиты,
предоставляемые поставщиком покупателю, обязательства и поручительства по
кредиту, долгосрочные инвестиции и др. особенно выделяется страхование
экспортных кредитов, которое охватывает все упомянутые и ряд специфических
видов страхования(страхование валютных рисков от инфляции, расходов по
вступлению экспортера на новый рынок). При страховании экспортных кредитов
насчитывается до 50 отдельных рисков, которые группируются в две основные
категории: риски экономические, политические. Экономические: банкротство
частного покупателя, отказ от платежа или принятия товара, неоплата долга в
обусловленный срок. Политические: война, революция, запрет на платежи за
границу, итд. Из объёма ответственности страховщика экспортных кредитов
исключаются случаи неоплаты или задержек в оплате, если они явились следствием следующих
причин: поставка или оказание услуг произведено с нарушением договора, условия
договора не соответствуют законодательству страны отправителя, покупателя или
транзита, отсутствует комплект товарораспорядительных документов итд.
Страхование экспортных кредитов за
рубежом осуществляется специализированными учреждениями и обществами, которые
обычно принадлежат государству или оно имеет контрольный пакет акций. Важным
условием договора страхования экспортных кредитов является так называемый срок
ожидания платежа, по которому ответственность страховщика не наступает
немедленно после того, как по торговому или договору оказания услуг не
произведен платеж в обусловленное время или на оговоренную дату, а по истечению
определенного срока, обычно 60-90 дней.
Страхование экспортных кредитов
следует рассматривать как фактор, стимулирующий развитие внешнеэкономических
связей. Разновидность страхования кредитов является страхование риска неплатежа
и страхование риска непогашения кредитов.
Цель страхования риска неплатежа –
гарантия платежа со стороны РФ по поставляемому развитыми странами на
компенсационной основе или в кредит промышленному оборудованию или другим
товаром. Объектом страхования является обязательство покупателя оплатить в
указанный в договоре срок обусловленную сумму за полученные в кредит товары.
Особенности страхования непогашенных
кредитов состоит в том, что здесь страхователями выступают банки. По договору
могут страховаться кредиты, выданные всем или отдельным заемщикам, кроме тех по
которым имеется просроченная задолженность.
Страховым случаем считается
невозвращение банку ссуды в течение 20 дней после наступления срока погашения
заемщиком долга.
Вопрос 76
Страхование экологических
рисков как отдельный вид страхования внешнеэкономических связей.
Страхование экологических рисков
предусматривает ответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением
окружающей среды. К таким рискам относятся: страхование ответственности
судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение вод и
побережья, страхование ответственности за ядерный ущерб, причиненным третьим
лицам в процессе мирного использования ядерной энергии, страхование
ответственности за загрязнение грунтовых вод, земли, воздуха итд.
Цель данного страхования – покрытие
убытков, связанных с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба,
понесенного ими в результате загрязнения окружающей среды по вине
деятельности полисодержателя (страхователя).
Иногда ответственность по
экологическим рискам наступает даже в том случае, когда полисодержатель
(страхователь) бывает невиновен в загрязнении окружающей среды и достаточно
лишь доказать опасность производства. Это связано с особенностями национального
экологического законодательства того или иного государства. В тоже время страховщики
обычно включают в объем покрытия только случаи загрязнения окруж. среды,
связанные с какими-либо авариями, исключая заранее запланированные выбросы и
убытки, связанные с преднамеренными действиями полисодержателя (страхователя).
Страхование экологических рисков
может быть связано с возможностью очень крупных выплат страхового возмещения за
один страховой случай, поэтому нередко его условия оговаривают предельный
размер выплат, определяемый системой международных конвенций и договоров.
Вопрос 77
Особенности страхования
международных инвестиций.
Услуги по страхованию иностранных
инвестиций представляет Международное агентство по гарантированию инвестиций
(МИГА) – член Всемирного банка. Оно занимается стимулированием иностранных
инвестиций в развивающиеся страны: предоставление гарантий инвесторам против
эконом. и полит. рисков, предоставления консультационных услуг развивающимся
странам.
Страхование рисков, связанных
с переводом валюты, защищает инвестора от убытков, связанных с неспособностью инвестора
конвертировать свои денежные средства в местной валюте в другую иностранную
валюту для их вызова из страны. Инвестор полит страхование на случай задержек с
получением конвертируемой валюты в связи с действием или бездействием правительства
развивающейся страны, в связи с неблагоприятным изменением законов по обмену
валют или с ухудшением условий, влияющих на обмен и возможность вывоза
иностранной валюты.
Страхование рисков, связанных
с экспроприацией, защищает инвестора от частичной или полной потери застрахованного
капитала в результате действий правительства, из-за которых инвестор может
потерять часть или все права на застрахованные инвестиции. Страхование также
покрывает национализацию, конфискацию. При полной экспроприации капитала МИГА
выплачивает номинальную стоимость застрахованных инвестиций. При неполной
экспроприации денежных средств или основных фондов МИГА выплачивает
застрахованную часть денежных средств или номинальную стоимость
экспроприированных фондов.
Страхование рисков, связанных
с войной и гражданскими беспорядками, защищает инвестора от повреждения, разрушения или
исчезновения основных фондов в результате войны, гражданских беспорядков в
развивающееся стране. При страховании инвестиций в основной капитал предприятия
МИГА выплатит пострадавшей стороне меньшую сумму из номинальной стоимости
инвестиций и стоимости их замены. По поврежденным основным фондам выплачивается
стоимость их починки. При страховании ссуд и гарантий по ссудам международная
организация страховых исследований МАСИ выплатит пострадавшей стороне сумму
ссуды и невыплаченный процент, если невыплаты явились прямым следствием ущерба,
причиненного основным фондам войной или гражданскими беспорядками.
Страхование рисков, связанных
с нарушением условий контракта, защищает инвестора от потерь, связанных с нарушением
условий контракта или разрывом контракта со стороны правительства страны, куда
был вложен капитал. В этих случаях пострадавшая сторона должна сначала получить
присуждение убытков в Арбитраже. Если после отведенного в решении Арбитража
времени убытки не будут возмещены, то МИГА выплатит компенсацию.
Мига проводит страхование любых новых
инвестиций любого члена МИГА в любую развивающуюся страну, являющуюся членом
МАСИ, а также дополнительных инвестиций, направленных на расширение,
модернизацию и изменение капитализации проекта или на приобретение
приватизируемых государственных предприятий.
Инвестируемый капитал может быть в
форме основного капитала, ссуд, предоставляемых владельцами акций, ли гарантийных
ссуд, выданных владельцами основного капитала, если они выдаются в среднем на
срок до трех лет.
Конечная цель деятельности МИГА –
является обеспечение экономического роста, то проекты должны помогать
развивающейся стране в создании рабочих мест, в техническом оснащении
производства и в развитии экспорта. Застраховать свои инвестиции может любой
инвестор любой страны – члена МИГА, кроме той страны, в которую вкладываются
средства.
Вопрос 78
Структура внешней среды бизнеса
и основные тенденции её развития.
Внешняя среда международного
бизнеса может осуществляться как государством, так и отдельными организациями.
Организация – это открытая система, которая свои ресурсы получает из внешней
среды и передает туда же. Организация всегда стремиться выжить в условиях этой
среды и адаптироваться к ней. На организацию влияют различные непредвиденные
обстоятельства. Для облегчения учета влияния на организацию необходимо
разделить внешние факторы на: прямое и косвенное воздействие на организацию из
вне. Внешнюю среду осуществления ВЭД можно представить следующим образом.
1. Основными составляющими среды
прямого воздействия являются:
Ø
поставщики
(трудовых ресурсов, материалов, капитала)
Ø
профсоюзы
Ø
законы и
государственные органы
Ø
потребители
Ø
конкуренты.
Все эти элементы оказывают немедленное воздействие.
Взаимосвязь факторов внешней
среды – это
уровень сил, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы,
это важно для мирового рынка. Под сложностью внешней среды понимается
число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень
вариативности каждого фактора. Подвижность среды – это скорость, с
которой происходит изменения в окружении организации.
Организация должна быть в состоянии
эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения,
чтобы обеспечить выживание и достижение поставных целей.
2. микроуровень
3. национальная экономика (это
политика государства, социальная сфера жизни общества, экологическая политика)
4. мировая экономика – здесь
отслеживаются тенденции интернационализация экономики, развертывание и
ускорение НТП, перераспределение мировых рынков в пользу какой-то конкретной
страны, индивидуализация потребительского спроса, т. е. не надо определенного
набора благ, отслеживается склонность склонности к потреблению определенных
благ потребителем.
К среде косвенного воздействия
можно отнести: международные события, НТП, политические факторы, социальные
факторы, состояние экономики.
Кроме этого экономическая среда
международного бизнеса может быть представлена различными кластерами:
Ø
регионами с расстановкой сил между
ними
Ø
странами
– лидерами
Ø
определенными
корпорациями, которые уже поделили рынок между собой
Ø
постсоциалистическими
странами
(конец 90-х).
Внешняя среда международного бизнеса
включает в соё рассмотрение: новые технологии, телекоммуникации (помогают
крупным фирмам в управлении дочерними предприятиями, филиалами итд.), способы
сокращения рабочих мест в странах с развитыми технологиями.
Основные тенденции развития
международной среды бизнеса- это развитие новых видов ВЭД и добавление новизны
в уже существующие (создание новых направлений в туристском бизнесе , туризм в
космосе, страхование космических, атомных рисков, бурильных платформ,
вычислительной техники), появление новых технологий, автоматизация
производства, развития сферы телекоммуникаций, индивидуализация спроса
населения, интернационализация экономик, расширение сферы деятельности
международных корпораций.
Вопрос 79
Международное измерение
внешней среды бизнеса.
Анализ внешней среды – это процесс, посредством
которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние
возможности и опасности, могущие помочь в достижении целей организации или
затруднить процесс их достижения.
С точки зрения оценки угроз и
возможностей роль анализ внешней среды в процессе стратегического
планирования заключается по существу в ответе на 3 вопроса: 1. где сейчас
организация? 2. где должна находится? 3. что надо сделать, чтобы она
переместилась туда, где должна находиться?
Угрозы и возможности организации
выделяют в следующих областях:
Ø
экономика
(инфляция, дефляция, уровень занятости, международный платежный баланс),
Ø
политика
(отношения, законодательство, ограничения, соглашения),
Ø
рыночные
факторы (демографические факторы, жизненные циклы товаров, распределение
доходов),
Ø
технология
(изменения в технологии производства, применение ЭВМ),
Ø
международные
факторы (изменение валютного курса, деятельность иностранных картелей итд.),
Ø
факторы
конкуренции (анализ конкурентов состоит из 4-х элементов: - анализ будущих
целей конкурентов, - оценка текущей стратегии конкурентов, - обзор предпосылок
в отношении конкурентов и отрасли, данной компании,- углубленное изучение
сильных и слабых сторон конкурентов),
Ø
факторы
социального поведения (ожидания, отношения и нравы общества). Перечень внешних
опасностей и возможностей
Факторы:
|
Взвешивание фактора
|
Воздействие фактора
|
Экономические
|
|
|
Политические
|
|
|
Рыночные
|
|
|
Технологические
|
|
|
Конкурентные
|
|
|
Международные
|
|
|
Социальные
|
|
|
После анализа данного перечня
руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для
успешного планирования руководство должно иметь полное представление о
внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации и о проблемах.
Внутренний анализ. Диагноз внутренних проблем
организации называется управленческим обследованием – это методическая оценка
функциональных зон организации, предназначенную для выявления её стратегии,
сильных и слабых сторон. Обследование можно произвести по 5-ти функциям:
1. маркетинг: а) доля рынка и
конкурентоспособность, б) разнообразие и качество ассортимента изделий, в)
рыночная демографическая статистика, г) рыночные исследования и разработки, д)
предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, е) эффективный сбыт,
реклама и продвижение товара, ж) прибыли.
2. финансы и бух. учет (анализ
финансового состояния выявляет плюсы и минусы перед конкурентами).
3. операции (анализ управления
операциями).
4. человеческие ресурсы
(обладает ли организация квалифицированными сотрудниками и руководителями с
хорошо мотивированными целями).
5. культура и образ корпорации
культура отражает обычаи, нравы, ожидания в организации. Эта культура используется
для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных
типов поведения. Образ-имидж – впечатление о сотрудниках, клиентов,
общественное мнение.
После проведения внутреннего
обследования, выявления сильных и слабых сторон руководство определяет те оны,
которые требуют немедленного внимания.
Приведя внутренние силы и слабости в
соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору
соответствующей стратегической альтернативы.
Вопрос 80
Изменение
технико-экономической парадигмы в 3-м тысячелетии.
Вопрос 81
Классификация
внешнеэкономических операций
- По степени совершения виды
внешнеэкономических операций делятся на: основные и вспомогательные.
К основным относятся:
Ø
Обмен
товарами в материально вещественной форме,
Ø
Обмен
научно-техническими знаниями, обмен услугами (техническими, туристическими,
консультационными),
Ø
Аренда
машин и оборудования,
Ø
Обмен
кинофильмами и телевизионными программами.
К вспомогательным относятся:
Ø
Посреднические,
Ø
Перевозка
грузов,
Ø
Экспедиторские,
Ø
Страхование
грузов при перевозке и хранении,
Ø
Осуществление
международных расчетов.
2. По
направленности:
Ø
Экспортные
сделки – коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу
товаров национального производства;
Ø
Импортные
сделки – покупка и ввоз иностранных товаров в страну для реализации их на
внутреннем рынке;
Ø
Реэкспортные
сделки – это коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом из
страны ранее ввезенного в неё товара без его переработки.
Ø
Реимпортные
сделки – это несостоявшиеся экспортные сделки. В таких случаях возвращаются в
страну ранее вывезенные из неё товары, не проданные на внешних рынках.
3. По видам товаров и
услуг:
Ø
Промышленные,
Ø
Продовольственные,
Ø
Кооперированная
продукция.
4. По степени
готовности:
Ø
Готовая
продукция,
Ø
Полуфабрикаты,
Ø
Сырье,
Ø
Неготовая
продукция.
5. По форме
обмена:
Ø
встречная
продукция,
Ø
бартер,
Ø
встречные
закупки,
Ø
операции
с давальческим сырьем,
Ø
выкуп
устаревшей продукции,
Ø
компенсационные
операции.
6. По методам торговли:
Ø
торги,
Ø
международные
биржи,
Ø
лизинг,
Ø
брокерские
операции и др.
Вопрос
82
Субъекты
внешнеэкономической деятельности
Субъектами ВЭД на
макроуровне является государство, а на микроуровне - фирмы.
Субъекты
внешнеэкономической деятельности:
1.
компании
– участники бизнес-рынка;
2.
государственные
органы;
3.
муниципальные
организации;
4.
общественные
институты;
5.
розничная
торговля;
6.
отели и
рестораны;
7.
торговцы
по почте;
8.
физические
лица;
9.
экспортные
консорциумы – это временные союзы хозяйственно обособленных предприятий,
которые создаются для повышения технической и коммерческой
конкурентоспособности продукции;
10. экспортные схемы;
11. ассоциации экспортеров;
12. клубы делового
сотрудничества;
13. кооперативные
экспортно-импортные фирмы;
14. сбытовые картели – это
объединения, участники которого заключают соглашения об условиях сбыта;
15. транспортно-экспедиторские
компании;
16. компании по управлению
экспортом;
17. международные торговые дома;
18. закупающие дома;
19. брокеры;
20. дистрибьюторы
(распространители);
21. консигнаторы (посредники) –
чистый вид торгового посредника;
22. торговые представительства;
23. маклеры – (брокеры) – лица
или фирмы специализирующиеся на посреднических операциях;
24. поверенные (представитель
юридическое или физическое лицо занимающийся посреднической деятельностью);
25. комиссионеры – заключают
сделку с третьим лицом от имени второго лица, и представляет его интересы за
вознаграждение;
26. торговые товарищества.
Вопрос
83
Комплекс
международного маркетинга
Комплекс маркетинга (marketing mix) – это совокупность контролируемых
службой маркетинга переменных факторов маркетинга, сочетание которых
подбирается компанией таким образом, чтобы достриглось их оптимальное
воздействие на рынок в рамках выбранной маркетинговой стратегии.
Комплекс международного
маркетинга –
набор маркетинговых инструментов при помощи, которых компания воздействует на
потребителя, чтобы получить от них желаемую ответную редакцию.
Традиционно это элемента marketing mix или «4 Р» :
·
1. product – товар
·
2. place – место маркетинговые каналы
распространения;
·
3. price – цена;
·
4. promotion – продвижение.
Существует стандартизированный и
индивидуализированный комплекс маркетинга. Индивидуализированный комплекс
маркетинга – это модификация своей маркетинговой концепции или создание
совершенно новой для зарубежных рынков. Данный подход позволяет компании
специально приспосабливать элементы комплекса международного маркетинга к
специфике каждого отдельного целевого рынка.
1.товар – для продвижения его на
рынок необходимо его классифицировать как .
экспортный товар: он должен удовлетворять
потребности целевого сегмента потребителей конкретной страны и обладать всей
совокупностью полезных свойств – ценностью, которая зависит от различных его
свойств (атрибутов).
Исследованию подлежат следующие
атрибуты товара:
- ядро товара (характеристики его
основного предназначения)
- окружение или оформление
(количество торговая марка дизайн упаковка)
- расширенные характеристики
товара (цена возможности приобретения в кредит)
- специальные характеристики
товара (престижность дополнительная ценность).
Важным фактором рыночного успеха
экспортного товара является торговая марка, которая отвечает функциональным
ожиданиям потребителей, представляет для них некую дополнительную ценность,
удовлетворяя определенную психологическую потребности; устанавливает
оригинальность экспортного товара, его узнаваемость, тем самым существенно
облегчая продвижение товара на внешний рынок.
Роль торговой марки для зарубежных
потребителей заключается в возможности идентифицировать импортные товары и их
производителей, облегчая выбор, гарантируемый уровень качества и ожидания
покупателей. Международная торговая марка – носитель 4-х основных значений:
сообщает о свойствах экспортного товара; о преимуществах данного товара; несет
информацию о системе ценностей производителя; отражает индивидуальность
потребителя конкретной страны. В международном маркетинге важным элементом
является упаковка – самая яркая черта торговой марки, облегчает узнаваемость
товара, формирование и подкрепление его отличительных качеств, становится
неотъемлемым элементом бренда. В последнее время к ней устанавливается
обязательные экологические нормы (вредные вещества, утилизация).
Упаковка и маркировка экспортируемого
продовольствия должны соответствовать культурным, историческим, социальным
традициям импортируемых стран.
3. цена и ценовая стратегия
фирмы –
важные составляющие маркетинговой деятельности компании за рубежом. От
правильности построения ценовой политики зависят коммерческие результаты и
конкретные позиции компании на зарубежном рынке, а также принятие решения по
поводу того, целесообразно ли в дальнейшем направлять ресурсы на расширение
ВЭД предприятия.
Эффективная ценовая политика компании
должна отражать: 1. функциональную ценовую стратегию международной компании,
2. сегментацию и эластичность рынка, 3. уровень издержек по продвижению
продукции на внешние рынки, 4. потенциал конкурирующих местных и иностранных
производителей.
Цена – уникальный инструмент
способный обеспечить эффективную коммуникацию с иностранным потребителем. Для
зарубежных рынков характерна множественность цен. В условиях глобального рынка
существует стандартный набор ценовых стратегий – эффективен для новичков
рынка: стратегия цена проникновения, стандартное ценообразование,
установление цены на уровне цен конкурентов и стратегий для сторожил рынка:
ценовая дифференциация открытая ценовая конкуренция, ступенчатое снижение цен,
система двойного ценообразования.
4 и 2. Одним из важнейших решений
при разработке комплекса маркетинга международной компании является решение о
выборе каналов распределения.
Товаропродвижение в
международном маркетинге – анализ различных факторов влияющих на выбор каналов
распределения определения их структуры, работы с торговыми посредниками и
создания логических цепей.
Распределение в международном
маркетинге –
это путь физического перемещения экспортной продукции и её юридического
оформления между производством в одной стране и потреблением в другой.
Каналы распределения – это совокупность
организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать
другому право собственности на товар на пути от производителя к потребителю.
Факторы, влияющие на выбор каналов
распределения, могут быть классифицированы как факторы: внешней среды,
характеристики экспортного товара (недорогие, часто покупающиеся,
недолговечные, рынок достаточно занят); характеристики компании (финансовое
положение, способность нанять агентов по продажам); характеристики посредника (торговые
посредники, их цель – операции по перемещению товаров с внутреннего
рынка на внешний, маркетинговые функции).
В международном маркетинге различают
2 основных способа установления контакта с потенциальным потребителем:
- прямой экспорт – когда фирма
самостоятельно осуществляет экспортные операции,
- косвенный экспорт – привлечение
независимых маркетинговых посредников (зависимые, независимые, формально
независимые посредники).
Вопрос 84
Подвиды маркетинга в системе
межд. эк. связей (внутренний экспортный международный и глобальный)
Внутренний маркетинг – это
производственно-сбытовая деятельность компании, которая занята разработкой и
коммерческим производством продукции, реализуемой на внутреннем рынке.
Характеристика внутреннего маркетинга.
Признак классификации
|
субъект
|
объект
|
производство
|
Конкурентные преимущества
|
Бизнес-ориентация
|
менеджмент
|
Стратегия роста и развития
|
Источники ресурсов
|
Внутр. маркетинг
|
Компания конкретной страны
|
Внутренний рынок
|
Расположение внутри страны
|
Ограничены уровнем развития страны (компании)
|
Реализация на внутренний рынок
|
Внутрифирменный
|
Разрабатывается внутри фирмы
|
Изыскиваются внутри страны
|
Экспортный (внешнеторговый)
маркетинг –
это производственно-сбытовая деятельность национальной компании, которая занята
разработкой и коммерческим производством продукции, реализуемой на зарубежном
рынке. Это категория более узкая и выступает частью международного маркетинга.
Определение сильных и слабых сторон маркетинга внутри страны и соотнесение их с
характеристиками выбранных внешних рынков выступает важнейший основой принятия
стратегических решений в экспортном маркетинге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|