бесплатные рефераты

Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

p>вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но

формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным

участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора,

донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода,

аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет

правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую

деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых,

таможенных льгот, гарантий, Государственные гарантии по краткосрочным

экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное

средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых

налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их

конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары,

пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ,

преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта,

государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов,

особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам

предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента.

Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает

процедуру получения кредитов. 

 Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы

государственные или полугосударственные экспортно-импортные

(внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование

внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных

банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ

экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду

с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный

экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять

деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно

стимулировать экспорт.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация

основных показателей международной деятельности банков по линии: 1)

ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий

взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования

участия национальных банков в международных банковских консорциумах.

Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения»

между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных

банков за рубежом.

Вопрос 59

Государственное кредитование внешнеторговой деятельности и его формы.

Особое значение внешней экономики. Государство поддерживает ВЭД за счет кредитования. Программы поддержки экспорта: 1996 год-  «О гос регулировании внешней торговой деятельности». В рамках программы 1993 года занимает особое место кредитование: Росэксимбанк  для кредитования гос-во само кредитует  отрасли экспорта, а также банк СА может кредитовать.

 Формы: форфейтинговые компании и лизинговые, разрабатываются программы государством. См ксерокс































ВОПРОС 60

Межгосударственное регулирование международного кредита преследует следующие основные цели:

1) регулирование международного движения ссудного капи­тала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;

 3) согласование кредитной поли­тики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

1.      координация условий экспортных кредитов и гарантий; в 1934 г. был организован Между­народный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне, объединяющий страховые компании около 30 стран, он предназначен для обмена информа­цией и составления рекомендаций относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот совещатель­ный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительствен­ной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кре­дитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется че­рез региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. С целью ограничения государственного стимулирования экспор­та товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по креди­там сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства кон­курентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кре­дитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, называется кон­сенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, сред­ние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников со­глашения (например, при снижении стоимости кредита).

2.      согласование размера помощи развивающимся странам;

3.      регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

4.      рециклирование нефтедолларов и др. С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся стра­нам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределе­ния нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующе­го их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

5.      международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по проблемам регулирования межд. кредита. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влия­ние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых цент­ров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государст­венное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осущест­вляют международные кредитно-финансовые операции.


 

ВОПРОС 61

Международные финансовые институты возникли в основ­ном после второй мировой войны, за исключением Банка междуна­родных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают при­нципы функционирования мировой валютной системы, осуществля­ют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международ­ных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйст­венных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономи­ческой интеграции в целях решения проблем национальной эконо­мики. К региональным валютным и кредитно-финансовым ор­ганизациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирова­ния западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следу­ющие цели:

• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики;

• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;

• совместно разрабатывать и координировать стратегию и та­ктику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капи­тал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, от­ражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопро­сам, усилив свое влияние в МВФ.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специали­зированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую органи­зацию. Специализированное учреждение ООН — Экономический со­вет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали органи­зации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

     Цель ОЭСР (ранее – орг-ция европейского эк. сотрудничества) — содействие экономическому развитию и фи­нансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, раз­витию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономичес­кой политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозиро­вания и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организа­ция развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулиро­вания, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования част­ной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударствен­ного регулирования перенесена на уровень совещаний глав госу­дарств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Шве­цию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.





















ВОПРОС 62

Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финан­совое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоци­ация развития (MAP), Международная финансовая корпора­ция (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию ин­вестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во ВБ, под­чинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бед­ностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Группа ВБ является мировым финансовым институтом, в за­дачу которого входит прежде всего выступать в качестве посред­ника и консультанта в инвестиционных процессах. В этой области Банк накопил большой опыт за период своей более полувековой деятельности, которая не свободна от ошибок, а также опреде­ленной политической ангажированности. Но, допуская промахи, он обычно извлекает из них уроки и перестраивает свою полити­ку. Реагируя на происходящие в мире процессы, Банк расширяет круг своей деятельности.

Международный банк реконструкции и развития — головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; Уставный капитал МБРР образуется путем подпис­ки стран-членов на его акции. Подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке. Количество голосов в органах МБРР опре­деляется паем в его уставном капитале. Этот показатель в отноше­нии отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике. Наибольшее количество голосов принадлежит США, хотя их доля имеет тенденцию к снижению. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Членами Банка являются практически все страны мира. Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государст­вам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительст­вам, либо под их гарантию. Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, ис­пользуемые им инструменты меняются в зависимости от мирохо­зяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта. Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное раз­витие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; раз­витие человеческого потенциала.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятель­ности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Образовав фонд льготного кредитования через MAP, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годо­вых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Пре­тендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими до­ходами на душу населения. Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. По мере истощения ресурсов MAP страны-участ­ницы делают новые взносы. Однако они обычно запаздывают, и MAP перманентно оказывается в кризисном состоянии. Юридически и в финансовом отношении MAP является само­стоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР ор­ганы управления во главе с президентом Банка. МБРР и MAP реализуют общую стратегическую линию. Многие проекты креди­туются совместно МБРР и MAP. Однако поскольку MAP со­здавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.

Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную со­циальную направленность: выше удельный вес кредитов на об­разование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сель­ских районов. Различие в структуре кре­дитных потоков МАР и МБРР обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP — с низ­кими

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развива­ющихся стран, укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. МФК не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний, но при этом Корпорация не стремится к закреп­лению в качестве одного из собственника компании. Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесто­ров, особенно нерезидентов. МФК основную массу ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. Располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресур­сами, МФК выполняет важную функцию в качестве катализатора инвестиционных процессов. Эта роль Корпорации получила осо­бенно большие масштабы в 90-х годах в связи с формированием фондовых рынков в странах с развивающимися финансовыми рынками. В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Если Банк незначительно кредитует промышленность, то для МФК это одно из основных направлений деятельности. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок в 7—8 лет, максимально — на 15 лет. Вложения в акции по отмеченным причинам не носят долгосрочного характера.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых ин­вестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: отмена конвертиру­емости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; военные дейст­вия; политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акци­онерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возмож­но до 20 лет. МАГИ координирует свою деятельность с националь­ными страховыми компаниями. Для выполнения поставленных задач МАГИ не только пред­лагает гарантии против некоммерческих рисков, но и консультиру­ет правительственные органы развивающихся стран-членов от­носительно разработки и осуществления политики, программ и процедур, касающихся иностранных инвестиций. Агентство так­же организует встречи и переговоры между международными деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет информа­ционные услуги.

ВОПРОС 63

Международный банк реконструкции и развития — головной институт в составе группы Всемирного банка, учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; деятельность начал с июля 1946 г.

Уставный капитал МБРР, образуется путем подпис­ки стран-членов на его акции, подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке.

Организационная структура МБРР построена по принципу акци­онерного предприятия. Количество голосов в органах МБРР опре­деляется паем в его уставном капитале. Наибольшее количество голосов принадлежит США, хотя их доля имеет тенденцию к снижению. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что стра­ны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями устава МВФ.

Членами Банка являются практически все страны мира. Это дает ему полное основание, вместе с его филиалами, называться Всеми­рным банком. Банк оказывает большое влияние на движение капитала в мировом масштабе.

Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государст­вам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительст­вам, либо под их гарантию.  

Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное раз­витие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; раз­витие человеческого потенциала.

При решении вопроса о предоставлении кредита Банк требует широкой информации об экономическом положении страны-заем­щика и направляет туда свои миссии. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то обычно он не предоставляется. Отказ МБРР может негативно повлиять на решение и других инвесторов. Поскольку кредиты Банка покрыва­ют лишь около 30% общей стоимости объектов, а остальная часть расходов должна обеспечиваться за счет внутренних источников, то тем самым МБРР воздействует на инвестиционный процесс в стране-заемщике. Медленное освоение кредитов Банка часто обусловлено тем, что страна-заемщик испытывает финансовые трудности.

 Поскольку преобладающая часть ресурсов МБРР мобилизу­ется на мировом финансовом рынке путем эмиссии облигаций, стоимость его кредитов определяется конъюнктурой этого рын­ка. Условия кредитования пересматриваются два раза в год. Получение прибыли не является основным мотивом в деяте­льности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с при­былью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0,25—0,5%. Это для многих стран значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от кредитов коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от платежеспособности заем­щиков. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20 лет, льготный период — 3—5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов.

Заемщику может быть предоставлен выбор следующих кредит­ных инструментов: кредиты на основе корзины валют, одновалют­ные кредиты по плавающей ставке (либор), одновалютные креди­ты по фиксированной ставке. Валютная структура кредитов соот­ветствует валютной структуре привлеченных ресурсов. Тем самым Банк исключает потери из-за валютных рисков.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — между­народная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.

Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистичес­ких стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В целях реализации основной задачи Банка — способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике — Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

• содействие развитию, образованию и расширению конкурен­тоспособного частного сектора, в первую очередь малого и сред­него предпринимательства;

• мобилизация иностранного и местного капиталов для вы­полнения вышеуказанной деятельности;

• осуществление инвестиций в производственную сферу, а так­же в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;

• оказание технического содействия для подготовки и реализа­ции проектов;

• стимулирование развития национальных рынков капиталов;

• оказание поддержки экономически выгодным проектам, в ко­торых участвует несколько стран-бенефициаров;

• активное проведение операций в области экологии и устой­чивого развития;

• выполнение других функций, идущих в развитие вышеиз­ложенных положений.

Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционер­ный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотруд­ничества. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.

Фонды технического и инвестиционного сотрудничества вклю­чают средства, направленные в соответствующий фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества. Все взносы в та­кие фонды вносятся донорами на добровольной основе.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка содержит политический мандат, предус­матривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демокра­тии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом пред­оставление государственных гарантий по таким проектам не тре­буется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как ком­мерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в об­ласти основной деятельности и стратегиями по странам, утверж­денными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют при­оритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Бан­ком потребности в помощи имеют общий характер для большин­ства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стиму­лировать производственные инвестиции в каждой стране.

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансиро­вание) на развитие производства;

2) инвестирование в капитал;

3) гарантированное размещение ценных бумаг;

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставле­ния гарантий и оказания содействия в других формах;

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

6) предоставление займов (включая совместное финансиро­вание) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные про­граммы).

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не зани­мается страхованием. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выде­ляются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.






ВОПРОС 64

БМР был создан в 1930 г. на основе межправительственного Гаагского соглашения. Ныне в числе 34 членов БМР все страны Западной Европы, 6 государств Восточной Европы, США, Япония, Австралия, ЮАР, Россия и др.

Официально США не участвовали в создании БМР. Однако федеральные резервные банки поддерживают с БМР корреспон­дентские отношения и другие контакты. Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его поручению опера­ции на рынке ссудных капиталов США. Хотя США участвуют в БМР, традиционно лидирующее положение в нем принадлежит странам Западной Европы, в отличие от МВФ и группы МБРР. Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно квалифицировать как междуна­родный банк центральных банков. Операции с коммерческими бан­ками и частными лицами БМР может осуществлять лишь с со­гласия центрального банка соответствующей страны.

БМР организован в форме акционерного общества.

БМР — банк центральных банков. На БМР по Уставу воз­ложены две основные функции:

1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные усло­вия для международных финансовых операций;

2) действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов.

Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:

-     депозитно-ссудные операции с центральными банками;

-     прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

-     операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

-     куплю-продажу и хранение золота;

-     операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;

-     заключение соглашений с центральными банками в целях со­действия взаимным международным расчетам.

Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным бан­кам.

Центральные банки возложи­ли на БМР функцию наблюдения за состоянием и функционировани­ем еврорынка. На основе получаемой от центральных банков ин­формации БМР применяет собственную наиболее корректную ме­тодику исчисления объема этого рынка, не подчиняющегося национальному законодательству. БМР осуществляет межгосудар­ственное регулирование международных валютно-кредитных и фи­нансовых отношений в целях их стабилизации. Банк организует регулярные встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики.


































ВОПРОС 65

Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах.

В 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных ор­ганизациях. После распада СССР государства, входившие в его состав, пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты. Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г.

Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России права на постоянное место в Исполнительном совете. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требо­вания, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ:

1.            устранение валютных огра­ничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастие в дискриминаци­онных валютных соглашениях. Однако устав Фонда  позволяет вновь принятым странам в течение переходного пери­ода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

2.            не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля. При проведении валютной политики страны-члены обязаны со­трудничать с Фондом.

3.            предпосылкой делового взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, предста­вление Фонду статистических данных о своей экономике, пла­тежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния эко­номики и характера макроэкономической политики.

Членство в МВФ дает возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефи­цита платежного баланса.

1 апреля 1992 г. обнародована первая международная програм­ма помощи России (24 млрд долл.) при поддержке МВФ. Во-первых, в рамках Фонда предполагалось учредить фонд стабили­зации российского рубля для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит для покрытия дефицита платежного баланса.

Предоставление кредитов требует предварительного одоб­рения Фондом стабилизационной программы и ее реализации. Важнейшие из контролируемых МВФ параметров — бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли его стандартным требованиям. Не все транши были предоставлены. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи — несвязанные валютные средства, которые власти могли бы использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался нереали­зованным.

Второй пакет помощи России был предоставлен в 1993 г. Пакет предусматривал кредит на «первоочередные ста­билизационные меры». Процедура предоставления кредита была упрощенной. Было достаточно совместного заявле­ния правительства и Центрального банка РФ об их экономических намерениях. Первая половина этого была предоставлена России в июле 1993 г. Однако вторая половина данного кредита в 1993 г. не была получена, поскольку МВФ не был удовлетворен результатами проводимой в России финансовой стабилизации.

После валютных потрясений осенью 1994 г., кульминацией которых стал известный «черный вторник» (11 октября), руковод­ство России взяло курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Позиция встретила под­держку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление Рос­сии 11 апреля 1995 г. первого стандартного полномасштабного кредита в объеме квоты страны в МВФ, т.е. 6,8 млрд долл., на 12 месяцев. Власти использовали этот кредит, с одной стороны, для пополнения золото-валютных резервов и погашения внешней задолженности, а с другой — для финансирования дефи­цита государственного бюджета.

МВФ в целом выражал удовлетворение результатами програм­мы финансовой стабилизации России в 1995 г. Но при этом высказывались критические замечания в отношении структурных преобразований (приватизации, модернизации банковского секто­ра, земельной реформы). Тем не менее в 1996 г. Фонд предоставил России новый кредит. Получение Россией широкомасштабного кредита МВФ позво­лило ей достичь в 1996 г. соглашения с государствами-кредитора­ми в рамках Парижского и Лондонского клубов о долгосрочном (на 25 лет) реструктурировании внешнего долга бывшего СССР, ответственность за обслуживание и погашение которого она при­няла на себя.

МВФ не был удовлетворен ходом выполнения Россией стаби­лизационной программы 1997—1998 гг. В связи с этим перевод очередных траншей стал откладываться. Недовольство Фонда в особенности вызывало состояние государственного бюджета.

В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением цен на мировых рынках на энергоносители, в первую очередь нефть и газ, а также на сырье. Платежный баланс (текущие операции) превратился в первом полугодии 1998 г. из активного, каким он был предыдущие годы, в пассивный с дефицитом свыше 6 млрд долл. Тяжелый удар нанес российской экономике мировой финансовый кризис. Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ и другим официальным кредиторам с про­сьбой о предоставлении срочной масштабной финансовой помо­щи. Запад обещал оказать помощь, объем которой на протяжении 1998—1999 гг. в совокупности должен был достичь 22,6 млрд долл.

В связи с решениями российских властей 17 августа 1998 г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кре­дитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу. Судьба дальнейших взаимоотно­шений России с МВФ и Всемирным банком стала предметом сложных переговоров.

В целом за 1992—1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30—32 млрд долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20—21 млрд долл.

Участие России в Группе Всемирного банка. Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Са­удовской Аравией, и по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-е — 11-е места. Целью предоставляемых России кредитов Банка является «помощь в максимально быстром переходе к рыноч­ному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые рефо­рмы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику».

     Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов  

Российские власти намеревались использовать эти кредиты по четырем направлени­ям: жизненно необходимый импорт; структурные преобразования; инвестиционные проекты; укрепление институциональной базы финансовой инфраструктуры. С момента выделения кредита до начала фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Банк проводит тщательные предынвестиционные исследова­ния, проверки и ревизии предлагаемых проектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ