бесплатные рефераты

Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объек­тивных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

возросшая интернационализация хозяйственной жизни;

углубление международного разделения труда;

общемировая по своему характеру научно-техническая рево­люция; 

повышение степени открытости национальных экономик.

Интеграция экономической жизни в мире идет по многим все более множащимся нап­равлениям. Это, во-первых, интернациона­лизация производительных сил через обмен средствами производст­ва и технологическими знаниями

Это, во-вторых, проявление интернационализации через МРТ,

В-третьих, возрастание масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленны­ми товарами

В-четвертых, это международное перемещение финансовых и про­изводственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимоза­висимость экономической деятельности в различных странах.

В-пятых, все более важным направлением международного со­трудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства.

В-шестых, быстро растет международный обмен научно-технически­ми знаниями.

В-седьмых, все более возрастают масштабы международной миг­рации рабочей силы

Наконец, в-восьмых, одновременно с растущей интернационали­зацией воздействия производства и потребления на природную среду растет потребность в международном сотрудничестве, направлен­ном на решение глобальных проблем современности (охрана природ­ной среды, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.). Все более обостряющиеся глобальные проблемы, ставящие человечество на грань выжива­ния, требуют для их разрешения объединения усилий всех стран мирового сообщества




























Вопрос 25

Опыт экономических интеграционных объединений в мире.

      В 1957 г. на базе трех ранее самостоятельных региональных организаций — Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергетике — было сформировано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с ноября 1993 г. получившее официальное название Европейский Союз (ЕС). Продвижение к интеграции трех независимых европейских сообществ шло через образование высокоинтегрированных рынков товаров, капиталов, рабочей силы, через сращивание их воспроизводственных процессов. В настоящее время в ЕС входят 15 государств.

    Создание «зоны евро» - это  формирования новой мировой денежной системы, введение евро создало предприятиям и потребителям стран «зоны евро» - дополнительные конкурентные преимущества. Потребители выиграли в качестве и цене на товары и услуги от ужесточения конкуренции, получили возможность сравнивать цены на товары в разных европейских странах и приобретать их по более низкой цене. Производителям открылся свободный вход на огромный общеевропейский рынок, на котором поддержка национального производства и государственные границы не играют уже прежней ограничительной роли. Отказ от страховых рисков позволяет предпринимателям экономить значительные суммы на страховке валютных рисков и направлять эти средства на повышение конкурентоспособности своих производств.

    Существенно расширилась сфера деятельности финансовых корпораций, что значительно повысило привлекательность европейского рынка для международных инвесторов. Кроме того, введение единой европейской валюты позволило, ряду стран «зоны евро» снизить уровень безработицы, инфляции, способствовало устойчивости экономического развития стран-участниц валютного союза, стабильности их финансовых систем, уменьшению зависимости европейского рынка от американского доллара, на который приходится более половины мировой торговли, в том числе нефтью, газом и металлами. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами ЕС являются европейские государства, не входящие в данное интеграционное объединение.

Главное достижение западноевропейской интеграционной группировки (ЕС) – создание таможенного союза: отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый внешний тариф по отношению к третьим странам, унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного единого рынка со свободным перемещением капиталов, услуг, рабочей силы.

Особенности интеграционных объединений стран Американского континента.

В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА - крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей. Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС. 

Во-вторых,  НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. В 70-80-е годы эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась, в Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.

    С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап— объединение всех стран Латинской Америки. В Латинской Америке формируются региональные интеграционные объединения: МЕРКОСУР — торгово-экономический союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение с ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли; ЦАОР- центрально-американский общий рынок, Карибское сообщество – цель: создание общего рынка и валютного контроля. В активизации интеграционных процессов в южной Америке большую роль играет МЕРКУСОР, крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, выступает в роли стабилизатора экономики стран блоков, поскольку осуществляет тарифную политику с целью снижения темпов инфляции за счет увеличения импорта.

Азия, особенно тихоокеанский регион в настоящее время отличается высокими темпами роста. Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) – смягчение взаимных торговых барьеров, обмен услугами и инвестициями,  обмен услугами и инвестициями, распространение сотрудничества на торговлю, окруж среду. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – линия интеграции и либерализации в этом регионе.

Проявляется интерес к интеграции арабских государств Персидского залива.  Региональные интеграционные организации:  ЛИГА арабских стран, Арабский валютный фонд (Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис), союз арабского Магриба и тд.

Интеграционные процессы в Африке – организация африканского единства (ОАЕ)- содействие единству афр гос-в, повышение уровня жизни, сотруд-во в области экономике.



Вопрос 26

СССР  всегда занимал одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия и страны СНГ переживают трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни. Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой - завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья.   Решение   этих   задач   осложняется   неэффективной структурой экономики, отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.

Необходимо четко представлять особенности современного этапа экономической жизни, понимать, что без интеграции в мировую хозяйственную систему сейчас ни одна страна существовать не может. Это одно из условий эффективного развития любой экономики.

Зависимость экономики государств СНГ от мирового хозяйства уже подтвердилась разразившимся финансовым кризисом. Даже частичная изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.

В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР. К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами - участниками СНГ. Положительным результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.

В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.

Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.

В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.

Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.

Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ. Естественно, что процесс укрепления внешнеторговых связей стран - членов СНГ потребует длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.












Вопрос 27

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей пози­ции и воли, определении соответствующих задач, а так­же методов и средств их решения. Основные фазы дея­тельности организации состоят в обсуждении, приня­тии решения, и контроле за его исполнением.

Международные организации можно классифици­ровать по ряду критериев.

1.            В зависимости от круга членов различают орга­низации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные эко­номические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям отно­сятся организации системы ООН — сама ООН и связан­ные с нею соглашениями специализированные учреж­дения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Со­дружество Независимых Государств, Организация аф­риканского единства, Лига арабских государств, Орга­низация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяет­ся иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые страны мира. Членами Организации стран — экспортеров нефти являются страны, для которых ос­новным источником доходов является экспорт нефти.

2.            В зависимости от характера компетенции орга­низации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не огра­ничена какой-либо одной сферой сотрудничества. При­мером служит ООН, которая может рассматривать прак­тически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компе­тенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на пол­номочиях универсальных организаций, которые не впра­ве принимать обязательные решения, а потому ограни­чиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных слу­чаях может принимать юридически обязательные ре­шения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации раз­личают:

-    межправительственные организации, выполняю­щие координационные функции, в которых пере­распределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

-    международные организации, выполняющие от­дельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

-    наднациональные организации, созданные для фор­мирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобны­ ми функциями наделены наднациональные орга­ны Европейского Союза: Европейский сонет. Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

—международные экономические организации сис­темы ООН;

—международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

—           региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регули­рования международные организации классифицируют­ся как:

—           международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по про­мышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

—           международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю (Всемирная тор­говая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные органи­зации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

—международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

—международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК и др.);

—международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы пред­принимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, не смотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами меж­дународной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в нерав­ных долях.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам - нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации.  

Зачастую неправительственным организациям предо­ставляется консультативный статус, который бли­зок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как пра­вопреемник, а как государство-продолжатель СССР.




























Вопрос 28

В 1997 г. Россия вступила в  следующие экономические организации – Лондонский и Парижский клубы и в «большую семерку», которая в результате стала «большой восьмеркой». Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию «надежного должника», то она может установить официальные отношения с этим клубом и добиться определенных льгот. В конце ХХ в. экономический кризис в нашей стране привел к тому, что ее внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается «надежным должником». Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.

Наряду с Лондонским существует еще один международный клуб – стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно «свои кровные». Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т.д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.

«Большая семерка» – объединение ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств «большой семерки» проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

Россия  является членом Международного валютного фонда и Мирового банка. Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства – бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 2002 г. СНГ состоит из 12 государств. Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ – развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР.  Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.

Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор. Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах – бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.
























ВОПРОС 29

Суть межд. движения капитала: изъятие части капитала из процесса нац. оборота к-либо страны и включение в производственные процесс или иное обращение в др. гос-вах в самых различных формах. Сначала вывоз капитала был свойственен развитым гос-вам (вывоз пр-ва поближе к источникам дешевого сырья). Сегодня вывоз свойственен для любой страны, эк-ка к-ой динамично развивается (особенно НИС). Причина вывоза капитала – его относительный избыток, когда он в целях прибыльного инвестирования устремляется за границу. Причина избытка – темпы роста капитала опережают темпы роста ВВП и товарного экспорта. С сер. 60-х гг. заграничные капиталовложения увеличились в 4 раза, в 80-е гг. объем их = 450 млрд. долл, в н. 90-х гг. = 2,2 трлн. долл. Быстрый рост финансовых ресурсов связан с тем, что после структурных кризисов происх. качественно новое развитие пром-ти + НТП.

     Факторы, способствующие вывозу капитала:

1.      взаимосвязь и взаимопереплетение нац. экономик в системе современ. мирового хоз-ва в сфере взаимодействия на ф-вом уровне. Объем вывезенного за границу капитала в виде прямых капиталовложений = 51 млрд. долл. в 1945 г., = более 2 трлн. долл. в 90-е гг. Экспорт капитала, отсюда создание «межд. товара» (это продукция, к-ая реализуется заграничными филиалами ТНК).

2.      межд. промышл. кооперация. Она появляется, когда несколько юридически самостоятельных нац. предприятий различных гос-тв устан. тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической, подетальной специализации – межфирменная кооперация на технологическом уровне.

3.      увеличение тампов эк. роста мировой эк-ки, к-ое наблюдается с сер. 60-х гг. Ускоренные темпы роста оказали давление на динамику накопления внутр. ресурсов, нехватка к-ых оказала давление на импорт капитала. После второй М.в. у большинства развитых стран существовала нехватка ф-вых ресурсов, к-ая смягчалась поступавшими зарубежными источниками финансирования, отсюда: гос-ва. наиболее пострадавшие в рез-те второй М.в. (ФРГ, Япония, Италия) позже оказались главными экспортерами капитала.

4.      развивающиеся страны: они стремятся получить внеш. источники накопления для увеличения темпов своего эк. роста. Перемещение производственного капитала на территорию развивающихся стран мотивировалось стремлением развитых стран получить под контроль регионы со стратегическим сырьем.

5.      экологический фактор (особенно с 70-х гг.): развитые страны вывозят «грязные» пр-ва в развивающиеся страны

6.      строительство производственных мощностей за границей: позволяет обойти систему внешнеэк. защиты и укрепиться в структуре рынка и пр-ва данной страны. Этот процесс создает наиболее стабильную базу для захвата зарубежных рынков, в отличие об обычного экспорта товаров и услуг.

7.      межд. ф-вые орг-ции: регулируют и направляют ф-вые потоки

Формы вывоза капитала: частные субсидии, официальные субсидии, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, средне- и долгосрочные займы, использование кредитов МВФ – эти формы входят в состав понятия «чистое движение капитала».

Отдельные формы вывоза капитала – чистые дивиденды и %, чистая передача ресурсов на официальной основе, чистая передача ресурсов на расчетной (расходной) основе, исп-ие официальных резервов.

Самую большую роль играют притоки прямых и портфельных иностран. инвестиций.

     Прямые инвестиции – предпринимательский капитал, предназначенный для вложения в функционирующий промышленные, банковский, торговый или иной капитал зарубежных стран, к-ый обеспечивает инвестору контроль над предприятием. Доля иностран. участия в акционерном капитала фирмы с иностран. инвестициями, позволяющая добиться такого контроля, обычно 25 % в межд. статистике (но в Канаде и Австралии 50 %, в США 10 %). По определению Орг-ции эк-кого сотрудничества и развития (ОЭСР), прямые иностран. инвестиции (ПИИ) означают наличие либо иностран. контроля над десятью и более процентами обычных акций и голосов, либо «эффективного голоса» в упр-ии пред-тия. ПИИ хар-ны для деят-ти ТНК. Распределение ПИИ определяет структуру современ. межд. эк-ки и отн-ия между отдельными гос-вами. Самый большой объем ПИИ приходится на долю развитых стран (около 4/5 общего объема), затем на НИС, самый низкий объем приходится на страны с переходной эк-кой (около 3 % от общего объема).   

     Портфельные инвестиции (ПИ) – это капиталовложения в облигации и акции зарубеж. компаний, к-ых недостаточно для того, чтобы обеспечить контроль над их деят-тью. Цель – не получение окнтроля, а получение дохода от вложенных средств. Но ТНК получает косвенный контроль над ф-вой деятельностю, особенно когда имеются долгосроч. соглашения, к-ые ставят пред-тие в зависимость от иностран. инвестора. ПИ – важный источник привлечения иностран. капитала, финансирования облигационных займов, к-ые могут быть выполнены крупными корпорациями, центр. или частными банками. На движение ПИ особое влияние оказывает разница в норме % ставок, к-ая выплачивается по облигациям отдельных гос-тв. Но существуют отрицат. последствия ПИ для платежного баланса страны приложения капитала + прибыли по ПИ часто превышают приток иностран. капитала.    








Вопрос 30

Инвестиционная привлекательность национальной экономики.

Факторы, благоприятствующие вложению прямых и портфель­ных инвестиций в принимающую экономику, различаются по груп­пам стран, однако имеют ряд общих характеристик.

В основе факторов инвестиционной привлекательности нац эк-ки для лежит концепция разработанная Дж. Даннингом и получившая название «эклектической парадигмы». Она состоит из трех элементов (ownership-specific advantages; location-specific va­riables; internalization advantage - OLI). Эта концепция предполагает:

1.     Наличие сравнительных преимуществ в области права собст­венности, в частности собственной технологии или преимуществ, связанных с управлением.

2.     Наличие местных преимуществ в эк-ке, более низкие издержки производства, высоко­ развитая инфраструктура, уровень квалификации и стоимость рабо­чей силы.

3.     Наличие максимальных преимуществ во внутрифирменных связях, конкуренции между независимыми инвесторами и реципиентами.

Первое и третье условия характеризуют специфику фирмы, а вто­рое — особенности страны в целом

Инве­стиционная привлекательность включает три группы факторов - (1) макроэкономические факто­ры, (2) правовой режим регулирования, в том числе меры по содейст­вию и стимулированию инвестиций, (3) общий предприниматель­ский климат в стране. Исторически самым важным фактором, характеризующим при­влекательность той или иной принимающей экономики, считалось наличие разнообразных природных ресурсов. До сих пор ТНК участ­вуют в добыче ресурсов на основе заключения неакционерных согла­шений и в меньшей степени на прямых зарубежных инвестиций.

Самый важный из группы макроэкономических факторов признается емкость внутреннего рынка принимающей страны, которая измеряется объе­мом валового внутреннего продукта и среднедушевыми доходами. Крупный по емкости рынок позволяет фирме реализовать преиму­щества масштаба экономики. К макроэкономическим факторам относятся также политическая стабильность и динамика курса национальной валюты страны-реци­пиента.

Привлекательность страны для прямого зарубежного инвестиро­вания также определяется благоприятным и стабильным правовым режимом, в том числе наличием государственных гарантий зарубеж­ному инвестору от возможной национализации его собственности, предоставление недискриминационного режима.

Третью группу факторов, определяющих инвестиционный климат, составляют фак­торы общего предпринимательского климата, сложившегося в стране (налоговая система, уровень издержек производства, уровень квали­фикации рабочей силы, наличие адекватной инфраструктуры, а так­же доступ к технологиям и инновациям и др.).

    Макроэкономические факторы инвестиционной привлекатель­ности страны для портфельных зарубежных инвестиций можно отнести факторы, которые отражают общее состояние принимающей экономики. Из группы этих факторов можно выделить высокие темпы экономи­ческого развития, стабильный валютный курс, уровень валютных ре­зервов, состояние национальной банковской системы, ликвидность рынка облигаций и акций, уровень процентных ставок.

Правовой климат принимающей страны также имеет значение, так как он определяет влияние государства на инвестиционную сфе­ру. В связи с этим имеют значение такие факторы, как свобода пере­вода дивидендов и капитала, размер налогов на доходы от капитала, регулирование рынков ценных бумаг, быстрота и эффективность ме­ханизма урегулирования споров, наличие института национальных брокеров и попечителей, степень защиты инвестиционных прав, спе­цифика бухгалтерского учета и процедуры охраны коммерческой и иной информации.

Факторы инвестиционной привлекательности нац эк-ки для вложе­ния портфельных капиталов являются более комплексными. Начиная с 1993 г. наблюдался значительный рост портфельных зарубежных инвести­ций, что можно объяснить действием следующих факторов:

  • Глобализация и либерализация финансовых рынков содействовали более свободному перемещению финансовых капиталов и с более низкими издержками.
  • Улучшение макроэкономической ситуации на многих развивающихся рынках (emerging markets) привело к более высоким темпам роста портфельных капиталовложений в них по сравне­нию с развитыми государствами.

·  Благоприятная макроэкономическая ситуация в мире содейст­вовала снижению процентных ставок и укреплению ликвидно­сти международных финансовых рынков.

·  Институционализация сбережений и рост профессионального управления  активами  (через совместные  фонды,  хеджевые фонды и другие инвестиционные компании) уменьшили операционные издержки финансовых сделок по сравнению, на­ пример, с показателями коммерческих банков.

·  Значительный прогресс в сфере коммуникационных и инфор­мационных технологий позволил более оперативно передавать огромный объем информации зарубежным странам и компаниям.

Проведение либерализации и структурных реформ в развиваю­щихся странах и государствах с переходной экономикой способство­вали росту их привлекательности для зарубежных инвесторов при размещении свободных финансовых средств. Так, значительно уве­личился объем инвестиционных активов институциональных инве­сторов в странах Организация эк-го сотруд и развития (ОЭСР). Быстрые иннова­ции в финансовой сфере и совокупность вышеприведенных факто­ров привели к изменению инвестиционных стратегий фирм, расши­рению перевода финансовых ресурсов на развивающиеся рынки, обеспечивающие потенциально более высокие доходы и преимуще­ства диверсификации.



































ВОПРОС 31

Валютная система – гос.-правовая форма орг-ции межд. валютных отн-ий. Выделяют нац. валютную систему и международную.

Нац. валютная система – часть денежной системы к-либо страны, в рамках к-ой формируется и используется валютный курс, осуществляется межд. валютный (платежный) оборот; это определенный порядок расчетов тех или иных гос-тв с другими станами, к-ый закреплен законодат. актами гос-тв и нормами межд. права. Особенности нац. валют. системы определяются условиями и уровнем развития эк-ки гос-тв, системой внешних связей. В состав нац. валютной системы входят нац. валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валют, наличие или отсутствие валютных ограничений, система орг-ции валют. рынка и рынка золота, порядок межд. расчетов страны. состав и система золотовалютных резервов, статус нац. учреждений, регулирующих валютные отношения. В эк-ой лит-ре термин «валюта» используется в трех значениях: ден. единица к-либо страны; ден. знаки иностран. гос-тв и кредитные и платежные средства, выраженные в иностран. денежных единицах и используемые в иностран. расчетах; межд. (или региональная) расчетная единица и платежное средство.   

Мировая валютная система – форма орг-ции межд. валютных отношений, закрепленная межгос. соглашениями. Состав мировой валютной системы предполагает:

1)            определенный набор межд. платежных сердств (свободно конвертируемые валюты)

2)            режим обмена валют, включая валют. курсы и паритеты

3)            условия конвертируемости

4)            механизм обеспечения валютно-платежными средствами межд. оборота

5)            регламентация и унификация форм межд. расчетов

6)            статус межгос. институтов, регулирующих рынки валют и золота и сеть нац. и межд. банковских учреждений 














ВОПРОС 32

Эволюция мировой валютной системы определяется развитием и потребностями национальной и мировой экономики, изменени­ями в расстановке сил в мире.

Этапы развития мировой валютной системы:

Критерии

Парижская валютная система с 1867 г.

Генуэзская валютная система с 1922 г.

Бреттонвудская валют. система с 1944 г.

Ямайская валют. сист. с 1976—1978 гг.

Европейская валютная система с 1979 г. (региональная)

1. База

Золотомонетный стандарт

Золото-девиз­ный стандарт

Золото-девиз­ный стандарт

Стандарт СДР

Стандарт ЭКЮ (1979—1988гг.); евро (с 1999г.)

2. Исполь­зование золо­та как миро­вых денег

Золотые паритеты

Золото как резервно-платежное средство Конвертируемость валют в золото

Официальная демонетизация золота

Объединение 20% официаль­ных золото-долларовых резервов



Конверти-руемость долла­ра США в зо­лото по офи­циальной цене


Использование золота для частичного обеспечения эмис­сии ЭКЮ, переоценка золо­тых резервов по рыночной цене

3. Режим валютного курса

Свободно колеблющиеся курсы в пределах золотых точек

Свободно колеблющие­ся курсы без золотых точек (с 30-х годов)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 РЕФЕРАТЫ