|
||||||||||||||||||
Ряд особенностей, характерных для современного МРСК. Высокая степень монополизации данного рынка. Все операции МРСК осуществляют лишь 1000 банков, на мировом финансовом рынке функционирует 43 транснациональных банка (ТНБ), мировой рынок ценных бумаг контролируется фактически 8 финансовыми компаниями Происходит концентрация ссудного капитала посредством слияний и взаимопереплетений субъектов МРСК. Вопрос 67 Позиции России на мировом рынке ссудных капиталов Еще до сформирования развитой денежно-кредитной системы РФ широко включилась в международное движение капитала. Она стала крупнейшим субъектом в вывозе капитала в нелегальной форме. Официальный экспорт капитала за 1991-98 гг. составил 11 млрд долл, в т.ч. прямые и портфельные инвестиции – 4,5 млрд долл. Основными экспортерами капитала и инвесторами в зарубежную экономику выступают ФГП топливно-энергетической сферы. Легальный вывоз капитала составлял незначительную величину по сравнению с нелегально вывезенными капиталами. Огромная величина утечки капитала во много раз превышает объем иностранных инвестиций и экономической помощи РФ за 90-е годы. Однако в 90-е годы был привлечен иностранный капитал в больших размерах. Основная его часть была привлечена в форме ссудного капитала (70%): гос. кредиты, кредиты междун. орг-ций, размещение обязательств на междун. рынке. Значит. часть средств – экономическая помощь. Широкое использование иностранного ссудного капитала привело к значительному увеличению внешнего долга – в 3 раза. Снижение производства, теневая экономика – трудности с погашением за должности и ее обслуживанием. В результате переговоров и вступления России в Лондонский и Парижский клуб кредиторов удалось договориться о реструктуризации. Россия – правопреемница СССР – к ней перешли внешние активы. Общая сумма задолжности иностранный государств – 120 млрд долл. Однако РФ не может использовать эти активы в полном объеме, т.к. основные задолжники – развивающиеся страны, часть из которых – наименее развитые страны. Из 57 стран-должников регулярно выполняли свои обязательства менее 1/3 государств. Хозяйственному развитию может служить приток иностранных прямых и портфельных инвестиций (ИПП) (формально не создают внешней за должности). За 1991-2000 их объем достиг 23 млрд долл, 40% - портфельные. Основная сфера приложения ИПП – топливно-энергетическая, пищевая промышленность, далее идут торговля и общественное питание. В региональном отношении – 51% ИПП приходился на Москву. Основной приток капиталовложений обеспечивался за счет приобретения пром. предпр. И не оказывал значительного влияния на увеличение и обновление основного капитала.
Вопрос 69 Роль иностранного банковского кредита в развитии нац эк-ки. Банк кредиты играют особо важную роль в ВЭД. Иностранным банк кредитом занимаются только те банки, которые имеют спец лицензию (Внешторгбанк, Росэксимбанк, др ком банки). Кроме того банки осуществляют внутрен кредитование, через посредников кредитуют. Двойная роль иностранного банк кредита: банковский кредит влияет на увеличение внешней задолженности, так как крупные банки являются членами Парижского клуба кредиторов. А в тоже время на ускорение эк роста. Развитию экспортных отраслей. Банковское кредитование экспорта и импорта выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей, а также учета тратт. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам, с которыми они тесно связаны, бланковый кредит, т. е. без формального обеспечения. Банковские кредиты дают возможность получателю свободнее использовать средства на покупку товаров, освобождают его от необходимости обращаться за кредитом к фирмам-поставщикам, производить с последними расчеты за товары наличными за счет банковского кредита. Благодаря привлечению государственных средств и применению гарантий частные банки нередко предоставляют экспортные кредиты на 10—15 лет по ставкам ниже рыночных. Однако банки, как правило, ограничивают использование кредита пределами своей страны и нередко ставят условия об израсходовании его на определенные цели, например на покупку товаров у фирм, в которых они заинтересованы. При этом банковский кредит приобретает свойства связанного кредита, целевой характер. Банковский кредит предоставляется банками, банкирскими домами, другими кредитными учреждениями. Для координации операций по кредитованию внешнеэкономических операций, мобилизации крупных кредитных ресурсов и равномерного распределения риска банки организуют консорциумы, синдикаты, банковские пулы. Банки предоставляют экспортные и финансовые кредиты. Экспортный кредит — кредит, выдаваемый банком страны-экспортера банку страны-импортера для кредитования поставок машин, оборудования и т. д. Банковские кредиты выдаются в денежной форме и носят «связанный» характер, так как заемщик обязан использовать ссуду исключительно для закупок товаров в стране-кредиторе. Одной из форм кредитования экспорта банками с 60-х годов стал кредит покупателю (на 5—8 и более лет). Финансовый кредит позволяет закупать товары на любом рынке, и, следовательно, на максимально выгодных условиях. Зачастую финансовый кредит не связан с товарными поставками и предназначен, например, для погашения внешней задолженности, поддержки валютного курса, пополнения авуаров (счетов) в иностранной валюте. Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. Экспортер договаривается с импортером, что платеж за товар будет произведен через банк путем акцепта последним выставленных экспортером тратт. Промежуточной формой между фирменным и банковским кредитом в некоторых странах (например, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, Бельгии) является брокерский кредит. Как и коммерческий кредит, он имеет отношение к товарным сделкам и одновременно к банковскому кредиту, поскольку брокеры обычно заимствуют средства у банков. Брокерская комиссия составляет 1/50—1/32 суммы сделки. Брокерские фирмы в Великобритании объединены в ассоциацию. Брокеры располагают информацией о мировых рынках. Кроме осуществления кредитных операций они предоставляют гарантии по платежеспособности покупателей. Роль брокерских кредитов во внешней торговле на современном этапе упала. Банки выступают как организаторы внешнеэкономической деятельности клиентов, участвуя в переговорах о торгово-промышленном сотрудничестве, являясь центрами экономической информации и освобождая экспортера от рисков и затрат. Поскольку экспорт предпринимательского капитала стал динамичным элементом мирохозяйственных связей и определяющим фактором интернационализации экономики, повышается роль банков в создании предприятий за границей и участии в их капиталах. В условиях специализации и универсализации банков крупные кредитные учреждения предоставляют и долгосрочные международные кредиты, теоретически до 40 лет, практически на 10—15 лет. Этим занимаются прежде всего специальные кредитные институты — государственные и полугосударственные, мобилизующие капитал путем выпуска собственных ценных бумаг. Банки предоставляют долгосрочные кредиты по компенсационным сделкам, основанным на взаимных поставках товаров на равную стоимость. Такие кредиты всегда имеют целевой характер. Получая в кредит (на 8—15 лет) машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, заемщик в погашение кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных или строящихся предприятий. Отличительная черта компенсационных соглашений — крупномасштабный и долгосрочный характер, взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок. Кредит по компенсационным сделкам служит для импортера средством увязки: а) платежей за закупаемые машины и оборудование и б) выручки от встречных поставок товаров на экспорт в компенсацию соответствующих затрат. При реализации компенсационных сделок применение фирменных кредитов обычно ограничено и преобладают долгосрочные консорциальные кредиты, предоставляемые банковскими консорциумами, так как, во-первых, национальное законодательство, как правило, устанавливает для банков лимит кредитования одного заемщика; во-вторых, банки стремятся ограничить степень риска при предоставлении кредитов. В деловой практике термин «долгосрочный кредит» закрепился за ссудами кредитных учреждений. Частью долгосрочного кредита являются займы — привлечение государством и частными предприятиями, банками заемных средств на национальном и мировом рынках ссудных капиталов путем выпуска своих долговых обязательств. Долгосрочные кредиты и займы обслуживают главным образом расширенное воспроизводство основного капитала, экспорт машин, оборудования, реализацию промышленных проектов. Различаются следующие формы долгосрочных (сроком 10—15 и более лет) межгосударственных кредитов за счет ассигнований из госбюджета. 1. Двухсторонние правительственные. 2. Кредиты международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. 3. По линии предоставления помощи, которая наряду с технической помощью, безвозмездными дарами, субсидиями включает займы на льготных условиях.
Вопрос 70 Сущность и виды страхования внешнеэкономических операций. Международные страховые операции – это система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран по реализации страхового фонда. Lloyd – крупнейшая страховая компания Великобритании. Международные страховые операции:
Договор – это страховой полис ( в РФ это страховое свидетельство). Страхование – это вид предпринимательской деятельности, проводимой специальными предпринимателями имеющими государственную лицензию. Предполагает принятие страховщиком обязательств произвести страховую выплату в порядке и на условиях, оговоренных в договоре страхования. Страхователь также обязуется точно и своевременно уплатить страховую премию. Полисодержатель – страхователь и страховщик. Вопрос 70 Сущность и виды страхования внешнеэкономических операций. Страхование внешнеэк. операций – это межд. эк. отношения по защите имущественных интересов гос-тв, хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий. Страховая премия – плата за страхование, к-ую страхователь обязан внести страховщику в соответствии со страховым полисом. Страховой плис – письменный договор о страховании, выдаваемый страховщиком в качестве свидетельства о страховании (в РФ это страховое свидетельство). Виды страхования внешнеэк. операций: 1. личное страхование означает осуществление страховой защиты граждан (например, страхование пассажиров, страхование туристов). 2. имущественное: объект страховых отношений – имущество в различных видах и имущественные интересы, имущ. страхование делится на: - страхование внешнеторговой деятельности (страхование перевозок грузов транспортом – морским, речным, железнодорожным, авиационным, автомобильным) - страхование финансовых рисков (страхование депозитов, страхование валютных рисков) - страхование иностран. инвестиций (страхование рисков инвесторов, связанных с войной, экспроприацией, гражданскими беспорядками) 3. страхование ответственности: объект – ответственность перед третьими лицами вследствие к-либо действия или бездействия полисодержателя (например, страхование ответственности владельцев автотранспорта, страхование профессиональной ответственности, страхование экологических рисков) Самые распространенные виды страхования внешнеэк. операций – страхование туристов, страхование перевозок внешнеторговых грузов, страхование от валютных рисков, страхование иностран. инвестиций Вопрос 71 Международные страховые институты Ø Международная организация актуариев – 1895 год, Брюссель, осуществление международного сотрудничества и координация деятельности национальных актуариев разных стран; Ø Международная ассоциация обществ взаимного страхования ( МАОВС) – 1963 год, Амстердам, более 200 разных обществ из 26 стран. Координирует деятельность, обмен информации между членами и представляет их интересы в других международных организациях. Ø Международная ассоциация классификационных обществ – занимается классификацией различных национальных обществ. Координация деятельности национальных обществ, аварийность судов в мировом океане (статистика), составляет морской регистр судоходства; Ø Международная ассоциация по страхованию – 1946 год, Цюрих. Изучение вопросов страхования кредитов, осуществление связей между страховыми компаниями, которые занимаются страхованием экспортных кредитов. Другое название: 2-ая международная ассоциация по страхованию кредитов; Ø Международная федерация по ограничению ответственности владельцев танкеров в случае загрязнения – 1969 год, Лондон. Ø Международная ассоциация страховых и перестраховочных посредников – 1937 год, Париж. Ø Международная ассоциация страховых исследований – 1973 год, Женева.- распространение научных знаний в данной области. Ø Международная Нидерландская группировка – 1963 год, Гаага. Осуществляет все виды страхования, крупнейший страховой холдинг, имеет дочерние компании в 24 странах мира. Ø Международная торговая палата – 1919 год. Содействует международной торговле, частному предпринимательству в страховании, помощь коммерсантам. Ø Международная Федерация Кооперативного страхования (МФКС) - кооперативные организации 37 стран. Ø Международное бюро «Зеленой карты» - 1949 год, Лондон. Страхование на пересечение границы. Ø Международное объединение по страхованию инвалидов и больных – 1927 год. Ø Международные общества анализа риска – 1981 год, США. Ø Международное страховое общество (МСО) – 1965 , США – осуществление образовательных и научных программ по вопросам страхования. Ø Международный конгресс актуариев. Ø Международный морской комитет (МНК) – 1897 год, Антверпен. Содействие унификации международного морского и торгового права и практики путем подготовки проектов международных соглашений. Ø Международный союз авиационного страхования (МСАС) – 1934 год, Лондон. Ø Международный союз морского страхования (МСМС) – 1874 год, Цюрих. Ø Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций – 1934 год, Берн. Ø Международный союз страховщиков технических рисков – 1968 год, Мюнхен. Вопрос 72 Основы российского законодательства в области страхования внешнеэкономической деятельности. Законодательство о страховании ВЭД имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью. Как институт гражданского права страхование регулируется нормами только ГК Российской Федерации и ряда других специальных законов. Но сама страховая деятельность ВЭД как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов, начиная от закона и заканчивая приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью. Сюда же следовало бы отнести и локальные, внутрифирменные акты, действующие только в пределах и на территории конкретного юридического лица. Все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения можно разделить на две части – нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность. 1) Гражданский кодекс Российской Федерации, глава 48, посвященная исключительно страхованию. 2) Закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации ”. В этих документах содержатся – общие нормативные акты; в них содержатся универсальные правила регулирования страховых отношений, т.е. правила, общие для всех видов страхования. Кроме этих законов существует Кодекс торгового мореплавания, в котором целая XII глава посвящена морскому страхованию и другие законы. Вопрос 73 Особенности международного страхования туристов. Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в турпоездках, путешествиях, круизах. Личное страхование туристов относится к рисковому виду страхования, оно кратковременно, неопределенна конкретная степень возможного ущерба при наступлении страхового случая. Основными страховыми событиями на случай которых производится личное страхование это страхование от несчастного случая, от болезней, страхование на случай смерти или гибели, полученных страхователем в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания за границей. За рубежом медицинское обслуживание платное и дорогое. Страховой взнос зависит от комплекса услуг, который предлагает страховая компания, от суммы страхового покрытия, которую выбирает для себя турист, и от условий той или иной страны, в которую он направляется. В данный момент предлагают не только медицинские страховки, но и техническое обслуживание (авто), юридическую поддержку и защиту, страхование багажа туристов. Существует две схемы действий страховщика при наступлении страхового случая:
Ни дона российская страховая компания в настоящее время не может своими силами обеспечить предоставление услуг экстренной помощи гражданам за рубежом. Поэтому сложилась практика работы российских страховщиков совместно с иностранными партнерами, которые и обеспечивают предоставление таких услуг. Отечественные страховые компании прибегают к помощи систем эссистенс (комплекс страховых услуг), т.е. рос. Страховщик напрямую или через посредника заключает договор с фирмой, специализирующейся на организации предоставления медицинской помощи и прочих услуг. Российский страховщик определяет объем услуг, предоставляемых по полису. Каждая компания – эссистенс располагает сетью, которая состоит из дежурных центров и бюро, расположенных в регионах, на которые распространяется действие полиса. Полисы страхования медицинских расходов не рассчитаны на лечение клиента. К страховым событиям относятся кратковременные, неожиданные и непреднамеренные заболевания. В условиях личного страхования потенциальных туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховая ответственность (умышленные действия туриста). Страховые выплаты не производятся при обострении хронических, инфекционных и психических заболеваний. Страховая фирма оплатит вам расходы на лечение только в случае внезапной болезни, травмы. Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования, которые страхователь и члены его семьи имеют при себе или перевозят на средствах транспорта, так и туристского имущества (спортивное, горнолыжное и др.). Страхование ответственности риска включает в себя страхование имущества, транспорта, финансового риска туристской фирмы и ответственности по искам туристов, их родственников , 3-их лиц, контрагентов. Сущность и назначение страховой общей и гражданской ответственности является ответственность страхователя перед третьими лицами, которым может быть причинен вред вследствие какого-либо действия бездействия. Целью страхования ответственности является страховая защита имущественных интересов физических и юридических лиц от потенциальных причинителей вреда, которые в каждом конкретном случае находят свое конкретное денежное выражение. Характерным для вида страхования является то, что наряду со страховщиком и страхователем здесь третьей стороной отношений могут выступать любые, не определенные заранее (третьи) лица, а при уплате страхователем причитающегося с него страхового платежа не предусматривается установление страховых сумм и застрахованного лица, которому должно выплачиваться возмещение. Страхование гражданской ответственности по иным видам призвано обеспечить страховую защиту туристов при невыполнении контрактных или договорных обязательств со стороны юридических лиц в части возмещения материальных потерь, взысканных по гражданскому иску со страхователя в пользу потерпевшего. К специфическим видам страхования ответственности турорганизаций (страхователей) перед туристами относятся, страхование на случай плохой погоды, нарушения таможенных правил, конфискации товара при шоп-туре, недополучения планируемой прибыли и др. Вопрос 74 Особенности транспортного страхования Морская транспортировка. Вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго (перевозимых грузов) и страхование ответственности судовладельцев. Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров. В практике страхования судов применяются различные условия страхового покрытия, объединяющие определенную группу рисков: по условиям с ответственностью за гибель и повреждение судна, условия без ответственности за повреждения кроме случаев крушения, условия с ответственностью только за полную гибель судна. В страховании судов применяются индивидуальные для каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, условий страхования, района плавания, времени года, характера груза. Договор морской перевозки заключается в двух основных формах: в форме чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды и т.д. Коносаменты (различают по характеру груза, в отношении перевозки которого заключается договор) – двусторонний договор перевозки, заключаемый в пользу владельца груза. Однако он может быть заключен и в пользу третьего лица, как правило, получателя. Существенное значение для оценки степени несохранности груза имеет документ, составленный в порту прибытия. Обоснованную претензию и иск страховая компания может заявить в течении года со дня выдачи груза. Главным документом, обосновывающем размер требований страховой компании, является аварийный сертификат, который составляется аварийно-комиссарскими компаниями лишь по просьбе и за счет лица, обратившегося за осмотром. Смысл его состоит в независимой оценке. Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или гибель судна). В международной торговле выработаны основные условия торговли товарами и соответствующие им проформы торговых контрактов. Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС Сделка СИФ (cost, insurance, freight) стоимость товара, страхование и фрахт. Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи. При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке. По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения. |
|