|
||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 2.6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
Направление собранных в ходе изучения кандидата документов, в том числе заявления кандидата, в отдел кадров для дальнейшей работы |
Начальник комплектуемого подразделения |
Мнение излагается в листе изучения кандидата |
|||||||||||||||||||||||||||
7 |
Изучение и оценка документов изучения кандидата, поступивших из комплектуемого подразделения |
Начальник отдела кадров |
|
|||||||||||||||||||||||||||
8 |
Индивидуальная беседа с кандидатом с целью оформления документов (анкета, автобиография) |
Начальник отдела кадров |
|
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
Направление запроса в Отдел регистрации, учета и хранения оперативных материалов и уголовной статистики МТУ России |
Начальник отдела кадров |
В случае, если кандидат ранее работал в таможенных органах |
|||||||||||||||||||||||||||
10 |
Психологическое обследование кандидата, подготовка заключений и рекомендаций по результатам |
Психолог таможни |
В течение 3-х дней заключение направляется в отдел кадров |
|||||||||||||||||||||||||||
11 |
Направление собранных в ходе изучения кандидата материалов в отдел собственной безопасности для дальнейшей работы |
Начальник отдела кадров |
|
|||||||||||||||||||||||||||
12 |
Индивидуальная беседа с кандидатом, изучение материалов на кандидата, организация в установленном порядке проверки сведений, содержащихся в них |
Начальник отдела собственной безопасности |
|
|||||||||||||||||||||||||||
13 |
Подготовка и направление в отдел кадров заключения с выводом о пригодности (непригодности) кандидата для работы в таможне,а также всех собранных в ходе изучения кандидата материалов |
Начальник отдела собственной безопасности |
В месячный срок с момента поступления материалов из отдела кадров. Мнение излагается в Листе изучения кандидата |
|||||||||||||||||||||||||||
14 |
Подготовка и направление кандидата на медицинскую комиссию для определения годности его к службе по состоянию здоровья |
Начальник отдела кадров |
|
Продолжение таблицы 2.6
1
2
3
4
15
Оценка материалов изучения и индивидуальная беседа с кандидатом с целью определения его пригодности к службе в таможне
Зам. начальника таможни, курирующий данное подразделение, зам. начальника таможни по работе с личным составом
Мнение излагается в Листе изучения кандидата
16
Подготовка заключения о приеме кандидата на службу
Начальник комплектуемого подразделения
Согласовывается с начальником отдела кадров и начальником отдела собственной безопасности
17
Оценка материалов изучения кандидата
Начальник таможни
В Листе изучения кандидата дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу
18
Утверждение приказа о приеме кандидата на службу
Начальник таможни
Заключение приобщается к личному делу при приеме кандидата на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и хранятся в отделе собственной безопасности
Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководителями структурных подразделений, имеющих вакансии. Вербовка используется в двух вариантах:
- индивидуальный - по рекомендациям, через личные знакомства;
- массовый - по объявлениям.
И хотя первый вариант - более затруднителен, опыт показывает, что он используется в таможне гораздо чаще, так как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но второй вариант имеет свое преимущество, поскольку предполагает выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов .
Основная нагрузка в процессе подбора кадров лежит на начальнике комплектуемого подразделения. Именно ему как линейному менеджеру придется иметь дело с последствиями несоответствия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; именно непосредственному руководителю необходимо будет оценить результаты труда нового инспектора, решить вопросы его продвижения, перевода, отдыха и высвобождения.
Основная же задача кадровых структур таможни как штатных менеджеров заключается в планировании человеческих ресурсов организации, естественно, на основе "спущенного сверху" штатного расписания, то есть службе персонала необходимо определить потребности таможни в кадрах (с количественной и качественной стороны), выбрать источники ее удовлетворения, разработать определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечить формирование резерва пополнения, проанализировать практику этой работы с целью ее дальнейшего совершенствования.
К штатным менеджерам, пожалуй, следует отнести и появившегося недавно в штате таможни психолога. Он находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника таможни по личному составу, но пока не имеет своего подразделения. Как видно из таблицы 2.6, психолог участвует в процессе подбора кадров (ступень 10). Кроме того, он осуществляет мероприятия по психологической адаптации сотрудников к условиям таможенной службы. Для этого в наличии у психолога специальный инструментарий для выполнения задач по профессионально-психологическому отбору - это банк психодиагностических тестов (методик) для изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Этот инструментарий позволяет получить оценки тех или иных психических особенностей кандидатов в соответствии с целями профотбора, для их должностной расстановки, прогнозировать социальное поведение личности в различных условиях деятельности.
В отличие от традиционных способов изучения личности: наблюдений, бесед, изучения личных дел и так далее, - являющихся сколь ценными в плане получения сведений об изучаемых, столь трудоемкими и продолжительными по времени, специальные психодиагностические методы обладают очевидными преимуществами. Они позволяют:
- собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;
- предоставить информацию не вообще о человеке, а принципиально о тех или иных его особенностях (интеллект, тип акцентуации и так далее);
- получить информацию в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми (кандидатами) ;
- получить информацию, полную с точки зрения выбора средств психологического вмешательства, прогноза развития, общения, эффективности деятельности в качестве сотрудника таможни той или иной специализации.
Необходимо отметить, что примерно 15-20 процентов кандидатов по своим индивидуально-психологическим особенностям не соответствует требованиям, предъявляемым сотрудникам таможенных органов, и, естественно, не рекомендуются для приема на службу. Но следует подчеркнуть, что заключение психолога согласно требованиям нормативных актов Государственного таможенного комитета носят все же рекомендательный характер.
Итак, процесс профессионального отбора кандидатов на службу завершен. Предположим идеальную ситуацию, что все вновь принятые сотрудники имеют "стартовый капитал", то есть полный набор способностей и возможностей для развития карьеры. В организационной структуре таможни, как и таможенной системе вообще, изначально уже заложена основа для развития деловой карьеры, так как таможня - организация военизированная и строится по типу иерархии. Поэтому инспектор таможни не движется вверх по служебной лестнице только в двух случаях: или он плохо работает, или нет вакансии на более высоком уровне, что случается довольно часто. Конечно, сюда могут примешиваться и субъективные факторы, как, например, тип руководителя таможенного органа. Но в данном случае мы не будем принимать их во внимание.
Сравним данные по пополнению кадров Орской таможни в 1997 и 1998 годах и проанализируем их (см. табл. 2.7).
Таблица 2.7
Динамика пополнения кадров Орской таможни в 1997 -1998 гг.
№ п/п
Показатели
Количество принятых
1997 г.
1998 г.
Чел.
В % от общего кол-ва приня-тых в этом году
Чел.
В % от общего кол-ва приня-тых в этом году
Всего
95
41
1
Образование:
а) высшее
б) среднее специальное
в) среднее общее
62
15
18
62,5
15,8
19,0
36
3
2
87,8
7,3
4,9
2
Возраст:
а) до 30 лет
б) от 30 до 40 лет
в) старше 40 лет
50
38
7
52,6
40,0
7,4
30
11
0
73,2
26,8
-
3
Специфика образования:
а) экономист
б) юрист
15
5
15,8
5,3
5
2
12,2
4,8
Анализируя данные табл. 2.7, можно сказать, что в 1998 году производился более тщательный отбор кандидатов - с высшим образованием принято на 22,6 % больше, чем в 1996 году. В 1998 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. В 1995 - 97 гг. приходилось укомплектовывать кадрами стремительно развивающуюся структуру таможни в короткие сроки. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет - сократилось на 13,2%; что же касается сотрудников в возрасте старше 40 лет, то в 1998 году их в таможню не принимали.
Данные по принятым экономистам и юристам оставляют желать лучшего. В 1998 году количество принятых с экономическим и юридическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам - на 3,6 пункта, по принятым юристам - на 0,5 пункта. Проблема, связанная с принятием на службу в таможню лиц с экономическим и юридическим образованием, будет рассмотрена в третьей главе дипломной работы при анализе причин текучести и неукомплектованности кадров в Орской таможне.
Вновь принятые сотрудники особенно не ухудшили качественный состав персонала Орской таможни (см. табл. 2.8).
Если сравнить данные таблицы 2.8 за 1997 и 1998 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 1998 году количества экономистов в составе персонала таможни - даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 1998 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5 % от общей численности (сравним: в 1997 году их количество было равно 39,3 %). А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.
Для вновь принятых сотрудников Таможенным кодексом определена возможность установления испытательного срока - до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохождения испытательного срока новыми сотрудниками - важные задачи кадровой политики в таможне. Именно в течение испытательного срока необходимо не
Таблица 2.8
Динамика качественного состава персонала Орской таможни в 1997-1998 гг.
№ п/п
Показатели
Списочная численность
1997 г.
1998 г.
Чел.
В % от общего кол-ва приня-тых в этом году
Чел.
В % от общего кол-ва приня-тых в этом году
Всего
412
428
1
Образование:
а) высшее
б) среднее специальное
в) среднее общее
201
11
107
48,8
2,7
25,9
220
11
110
51,4
2,6
25,7
2
Возраст:
а) до 30 лет
б) от 30 до 40 лет
в) старше 40 лет
189
198
25
45,9
48,1
6,0
191
185
52
44,6
43,2
12,2
3
Специфика образования:
а) экономист
б) юрист
49
22
11,9
5,3
54
21
12,6
4,9
4
Стаж работы в таможенных органах:
а) до 1 года
б) от 1 года до 2 лет
в)от 2 до 5 лет
г) свыше 5 лет
117
133
162
0
28,4
32,3
39,3
-
68
79
276
5
15,9
18,5
64,5
1,1
не только обеспечить возможность получения вновь принятым сотрудником уверенных знаний правовых, нормативно-методических и специальных вопросов таможенного дела, но и сформировать его сознание в соответствии с нормами таможенной этики, то есть нормами государственного человека, стоящего на защите экономических интересов страны. Выполнение вышеуказанных задач невозможно без планомерного комплексного подхода к решению как со стороны кадровых подразделений таможни, так и ее общественных структур - Совета наставников и аттестационной комиссии, которая иначе еще называется учебно-методической. В Орской таможне процесс профессиональной подготовки вновь принятых сотрудников в период испытательного срока организован по нижепредставленной схеме (схема 2.3) и контролируется заместителем начальника таможни по работе с личным составом, так как он имеет возможность организовать взаимодействие всех структур, представленных в ней.
Предлагаемая схема 2.3 позволяет организационно и структурно охватить весь период испытательного срока вновь принятого сотрудника и содержит три основных этапа:
- первоначальный (ознакомительный);
- обучения на курсах первоначальной подготовки;
- заключительный (предаттестационный). Рассмотрим более подробно мероприятия, составляющие содержание каждого из предложенных этапов, и порядок их выполнения .
Данный этап испытательного срока вновь принятого сотрудника начинается с момента подписания начальником таможни приказа о приеме на работу в одно из структурных таможенных подразделений и продолжается до зачисления его слушателем курсов первичной профессиональной подготовки в течение трех месяцев. Главную роль в адаптации новичка на рабочем месте играет наставник. Поэтому особо важное значение приобретает правильный подбор начальником полразделения и Советом наставников его кандидатуры, а также личные качества и ответственный подход к делу самого наставника.
Назначение наставника производится приказом начальника таможни из числа резерва на основании рапорта с данными на предлагаемого к назначению. На основании рапорта, согласованного с Советом наставников, издается приказ по таможне о данном назначении. Далее работа наставника строится согласно Положения о наставничестве таможни по индивидуальному плану ознакомления подшефного с вопросами внутреннего распорядка службы,
|
|
|
||||
|
||||
III этап
Схема 2.3. Этапы профессиональной подготовки вновь принятого сотрудника таможни в период прохождения испытательного срока
правилами и мерами безопасности, а также основными статьями Таможенного кодекса Российской Федерации, технологиями и спецификой работы подразделения.
После выполнения всех пунктов плана первоначальный этап испытательного срока считается законченным, и согласно схеме сотрудник включается в состав группы слушателей курсов отдела подготовки кадров таможни.
2. Обучение на курсах первичной профессиональной подготовки на базе отдела подготовки кадров.
Цель второго этапа заключается в обучении вновь принятых сотрудников правовой и нормативно-методической основам таможенного дела, устройству и способам применения технических средств таможенного контроля и связи, в наработке практических навыков применения полученных знаний в повседневной работе. Данный этап продолжается три месяца и включает в себя: - курс теоретического обучения (1 месяц) со сдачей комплексного итогового экзамена;
- практическую стажировку слушателей на объектах таможни (1 месяц);
- стажировку сотрудника непосредственно на своем рабочем месте (1 месяц).
Организация второго этапа обучения и контроль за ходом его выполнения осуществляется отделом подготовки кадров совместно с Советом наставников и учебно-методической комиссией. После выполнения всех перечисленных мероприятий второй этап считается завершенным.
3. Заключительный (предаттестационный) этап испытательного срока вновь принятого сотрудника включает в себя подготовку к аттестации. Основной задачей этого этапа является обобщение приобретенных теоретических знаний по вопросам таможенного дела и практических навыков по процедуре контроля для самостоятельной работы молодого сотрудника в любом оперативном подразделении таможни.
В Орской таможне непосредственно перед аттестацией существует практика проверки готовности инспектора к принятию самостоятельных решений при работе с подконтрольными лицами, перемещающими товары через таможенную границу Российской Федерации, на заседании учебно-методической комиссии. Опрос сотрудников производится по билетам, охватывающим все разделы таможенного дела. Результаты квалификационного экзамена оформляются зачетным листом. При положительном результате вновь принятый сотрудник с рекомендациями допускается до аттестации. На этом процесс становления молодого сотрудника как работника таможенных органов считается завершенным.