|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снижение статистических показателей следует оценить как положительный факт, так как на этапе развития, который, как мы отметили, начался в 1995 году, таможню интересует уже не столько количество персонала, а его качество. А это признак того, что принцип профессионализма и компетентности в работе с персоналом таможни, наконец-то, становится главным, а не одним среди многих. Поскольку таможня - организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Согласно Положения о порядке присвоения персональных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24.10.92 № 1299, с учетом изменений, внесенных в Положение Указом Президента Российской Федерации от 22.09.93 № 1405, должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Вышеуказанным Положением о порядке присвоения званий регламентируется, что звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию (см. табл. 2.10). Все звания, как и должности, представлены в таблице 2.10 по нисходящей шкале. Для некоторых специальных званий устанавливаются сроки выслуги: - инспектор таможенной службы III ранга - 2 года; - инспектор таможенной службы II ранга - 3 года; - инспектор таможенной службы I ранга - 3 года; - советник таможенной службы III ранга - 4 года; - советник таможенной службы II ранга - 4 года. Таблица 2.10 Соответствие специальных званий должностям в пределах таможни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Должность |
Звание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник таможни |
Государственный советник таможенной службы II, III рангов; советник таможенной службы I ранга |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заместитель начальника таможни |
Государственный советник таможенной службы III ранга; советник таможенной службы I, II, III рангов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник таможенного поста, начальник отдела, заместитель начальника таможенного поста или отдела таможни, главный инспектор |
Советник таможенной службы I, II, III рангов; инспектор таможенной службы I ранга |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведущий инспектор, старший инспектор |
Советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инспектор |
Инспектор таможенной службы I, II, III рангов |
Сроки выслуги в отношении специальных званий государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника таможенной службы I ранга в Положении о присвоении специальных званий не устанавливаются.
Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год.
При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах. Первичное специальное звание, например, инспектора таможенной службы III ранга, как правило, присваивается инспекторам, имеющим среднее и средне-специальное образование, а инспектора таможенной службы II ранга - инспекторам с высшим образованием, а также старшим и ведущим инспекторам таможни.
Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности .
Специальные звания государственного советника таможенной службы I, II, III рангов присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Государственного таможенного комитета. Другие специальные звания присваиваются Председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации. А поскольку таможенная система России - это иерархия, то уже на основании этого можно представить процедуру присвоения специального звания. Во-первых, она требует четкого и своевременного оформления определенного пакета документов; во-вторых, это довольно длительная процедура, так как пакет документов попадает в Государственный таможенный комитет только через региональное таможенное управление. В зависимости от присваиваемого звания и должности, которую занимает служащий, в процедуре присвоения звания может быть задействована аттестационная комиссия не только в самой таможне, но и в региональном таможенном управлении, и в Государственном таможенном комитете. А в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, прослужившее установленный срок в одном специальном звании, имеет существенные недостатки в служебной деятельности, очередное специальное звание ему не присваивается по решению аттестационной комиссии Государственного таможенного комитета, которое утверждается его Председателем. Все это говорит о том, что процедура присвоения звания в таможенных органах России - это неформальный акт .
Приведем некоторые статистические данные по присвоению специальных званий и отразим их в таблице 2.11.
Динамика присвоения специальных званий в Орской таможне в 1997-98 гг.
Присвоено званий
Всего
Внеочередных
Ед.
В % от общего количества в данном году
1997
111
13
11,7
1998
123
23
18,7
Из табл. 2.11 видно, что 1998 год более результативен и по количеству присвоенных званий вообще, и по количеству внеочередных званий. Орская таможня ведет свою историю с 1992 года, когда она была еще таможенным постом Оренбургской таможни. Самостоятельной таможней с пятью своими таможенными постами она стала, как мы уже знаем, в конце 1993 года. Поэтому у многих к 1998 году был окончен установленный срок выслуги в специальном звании.
Улучшение показателей в 1998 году можно считать одним из результатов более тщательной работы кадровых подразделений с личным составом таможни.
Для большей наглядности таблицу можно детализировать, представив каждое присвоенное звание отдельно (см. табл. 2.12)
При анализе системы должностного роста и роста в звании в Орской таможне, то есть составных элементов процесса развития карьеры в таможне, мы неоднократно встречались с понятием "аттестация". В первой главе данной дипломной работы мы уже выяснили, что аттестация - это оценка достигнутых работником результатов в его профессиональной деятельности. Так вот в таможне, как и во всей таможенной системе России, аттестация в настоящее время - одно из важнейших средств, используемых не только для объективной оценки результатов деятельности, но и для оценки пригодности
Таблица 2.12
Динамика присвоения специальных званий в Орской таможне в 1997-98 гг.
Звание 1)
1997
1998
Всего
Внеочередных
Всего
Внеочередных
Ед.
В % от общего кол-ва по соответ-ствую-щему званию
Ед.
В % от общего кол-ва по соответ-ствую-щему званию
ИТС III р.
41
0
-
36
0
-
ИТС I р.
58
4
6,9
65
7
10,8
ИТС I р.
11
8
72,7
19
13
89,5
СТС III р.
1
1
100
3
3
100
СТС II р.
0
0
-
0
0
-
СТС I р.
0
0
-
0
0
-
1) ИТС III р. - инспектор таможенной службы III ранга;
ИТС II р. - инспектор таможенной службы II ранга;
ИТС I р. - инспектор таможенной службы I ранга;
СТС III р. - советник таможенной службы III ранга;
СТС II р. - советник таможенной службы II ранга;
СТС I р. - советник таможенной службы I ранга;
персонала таможни к дальнейшей работе, для совершенствования расстановки кадров, для предупреждения коррупции в системе таможенных органов России.
Аттестация в таможне проводится только аттестационной комиссией. Работа по поиску путей совершенствования и самореализации сотрудника, исправления его ошибок осуществляется в таможне непосредственными руководителями, но аттестацией она не называется.
Основными задачами аттестации согласно Положения о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации являются:
- формирование высокопрофессионального кадрового состава;
- установление соответствия сотрудника занимаемой должности;
- использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
- выявление перспективы применения профессиональных и деловых качеств, способностей и возможностей сотрудника;
- стимулирование роста профессионализма сотрудника;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки сотрудника;
- обеспечение возможности передвижения кадров, формирование резерва кадров для выдвижения.
Основные принципы аттестации в таможне - это:
- законность;
- гласность;
- коллегиальность.
Для определения аттестации приказом начальника таможни образуется комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 3-11 членов комиссии, которыми могут быть начальники структурных подразделений таможни, специалисты кадровых и юридических служб.
Проведению аттестации предшествует подготовительная работа. Ее организует начальник таможни, а осуществляют аттестационная комиссия и кадровые службы. Подготовительная работа включает в себя следующие мероприятия:
- проведение разъяснительной работы среди сотрудников о задачах аттестации и порядке ее проведения;
- ознакомление каждого сотрудника, подлежащего аттестации, с Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- утверждение графика проведения аттестации;
- подготовка необходимых документов на сотрудников, подлежащих аттестации.
По окончании аттестации сотрудника таможни комиссией может быть дана одна из следующих оценок:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения результатов службы и выполнения рекомендаций комиссии с прохождением повторной аттестации через год;
- не соответствует занимаемой должности.
Помимо обязательной оценки в результате аттестации комиссия может также вносить различные рекомендации, указывая конкретные мотивы. Например:
- о поощрении сотрудника за достигнутые им успехи в работе;
- о представлении сотрудника к досрочному присвоению очередного специального звания;
- о включении в резерв на выдвижение;
- о назначении на вышестоящую должность;
- о понижении в должности;
- об освобождении от занимаемой должности;
- о мерах по повышению деловой квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки, направленных на улучшение служебной деятельности сотрудника.
Аттестация сотрудников таможни проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года.
По решению начальника таможни или по предложению аттестационной комиссии аттестация может быть досрочной, если сотрудник либо нарушил законодательство Российской Федерации, либо снизил показатели в работе. Аттестации подлежат сотрудники:
- принятые в таможенные органы и проработавшие в занимаемой должности 1 год;
- в связи с истечением срока выслуги в специальном звании и представлением к очередному специальному званию ;
- не проходившие аттестацию более трех лет;
- при представлении к назначению на вышестоящую должность.
Еще одна положительная сторона аттестации заключается в том, что на основе систематического анализа результатов аттестования и деятельности аттестационой комиссии ее председатель и руководитель кадровой службы, то есть заместитель начальника таможни по работе с личным составом, вносят начальнику таможни предложения, направленные на совершенствование и устранение недостатков в организации и осуществлении таможенного дела, на совершенствование профессиональной подготовки сотрудников и воспитательной работы.
Если мы попытаемся выделить этапы карьеры общей массы персонала Орской таможни, не затрагивая должностных лиц таможни отдельно, то, в общем, получим аналогию с теми этапами, которые разработаны профессионалами-менеджерами. Первый этап идентичен тому первому этапу, о котором говорят специалисты в области менеджмента, поскольку он связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Ниже мы еще будем говорить о принципах подбора кадров в Орскую таможню. Так вот один из них - это наличие высшего образования. Так что и возрастной предел первого, подготовительного, этапа - 18-22 года - также совпадает с тем, о котором говорят специалисты.
Таким же образом мы можем сказать об идентичности и второго этапа карьеры большего процента служащих Орской таможни тому второму этапу, адаптационному, который выделяют теоретики. И возрастной барьер - 23-30 лет - действительно характерен для этого этапа, хотя, пожалуй, в отношении Орской таможни следует немного опустить его верхнюю границу до 25 лет. 25-30 лет -именно таким был средний возраст только что набранной основной массы персонала таможни. Сейчас средний возраст ее служащих составляет примерно 35 лет. Адаптационный этап карьеры для служащих Орской таможни действительно характеризуется знакомством с никому неизвестным таможенным делом, так как до настоящего момента Орская таможня еще не пополнялась молодыми специалистами в области таможенного дела. Любому вновь принятому сотруднику и три года назад, и сейчас приходится овладевать новой профессией и специальностью, хотя некоторым и повезло - им удается применять полученные в ВУЗе знания в своей профессиональной деятельности в таможне.
В настоящее время процесс формирования кадрового потенциала Орской таможни завершается. Таможня находится на этапе своего развития. В силу этого мы можем предположить, что для большего процента персонала таможни их карьера развивается уже на третьем, стабилизационном, этапе, на котором происходит разделение сотрудников на перспективных и неперспективных.
Еще раз необходимо отметить, что такое деление карьеры характерно для персонала таможни в общей массе. Если рассматривать процесс развития карьеры отдельных должностных лиц, картина может быть совершенно иной. В карьере некоторых мы наверняка сможем выделить и этап консолидации. Но чтобы не быть необъективными, мы не станем этого делать. Наша задача - проследить практическое применение теоретических основ на конкретных примерах. В целом мы эту задачу выполнили.
Множество тонкостей имеется и в вопросе мотивации сотрудников таможни в отношении их профессиональной деятельности. Это психологическая сторона дела, которую каждый определяет для себя самостоятельно, естественно, с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и на основе сформированного у человека набора ценностей.
Из семи движущих мотивов карьеры, представленных в первой главе дипломной работы, для служащих таможни характерными могут быть, пожалуй, три, но не в "чистом" виде:
1 . Технико-функциональная компетентность .
Важным здесь является стремление быть лучшим специалистом в своем деле, а главное - решать сложные проблемы, когда с уверенностью можно сказать себе: "Я могу с этим справиться.", "Я могу хорошо с этим справиться.", "Я могу справиться с этим лучше всех. " Действительно, профессиональный рост первичен по отношению к росту должностному. Но скорее всего ценность представляет внутреннее признание себя как специалиста, нежели признание администрации и коллег, хотя и оно имеет немаловажное значение. А с чем трудно согласиться, так это с утверждением о том, что люди с такой мотивацией обычно безразличны к материальной стороне дела, по крайней мере, в нашем конкретном случае. Хотя и эту проблему можно рассматривать с нескольких позиций. Да, оплата труда служащего таможни неадекватна затратам этого служащего на производительный и высокопроизводительный труд. Но , с другой стороны, характеризуется определенной стабильностью.