бесплатные рефераты

Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная Академия экономики и управления

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

 Государственное урегулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. 3051

Руководитель

                                                                               профессор

                                                                               экономических наук

 

 

 

 

 

Новосибирск
Содержание

 

Введение (объект исследования, цели и задачи работы)

 

1.Основные понятия ценообразования

1.1.Виды цен и их регулирование

1.2. Влияние прибыли на формирование цен

1.3.Влияние издержек производства на формирование цен

1.4.Зависимость ценообразования от структуры рынка

 

2.Опыт развитых стран в области ценообразования

2.1.Регулирование цен в развитых странах

2.2.Контроль цен: отечественный и зарубежный опыт

 

3.Ценовая политика государства

3.1.Законадательное регулирование цен (на примере Российской Федерации)

3.2.Планирование цен

3.3.Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений

3.4.Влияние инфляции на ценообразование

3.5.Мировые цены и роль государства в их формировании (на примере     Российской Федерации)

 

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Объектом моего исследования  стало государственное регулирование в области ценообразования в различных странах. Целью работы стало изучение данной  темы и применение ее на практике. Для этого необходимо было решить следующие задачи:

·        изучить литературу по данной теме;

·        рассмотреть на примерах систему ценообразования;

·        самостоятельно выполнить ряд расчетных задач.

Представленная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются основные понятия ценообразования.  Второй раздел посвящен контролю цен, а так же регулированию цен в различных странах. В третьем разделе рассматривается ценовая политика Российской Федерации, а так же роль мировых цен и их формирование.
1. Основные понятия цен.

1.1.            Виды цен и их урегулирование.

Цена – денежное выражение стоимости. На каждом из развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она так же значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая право, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производств, стимулируют рост и совершенствование производства, а так же улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.

Цены выполняют следующие функции:

·        учетно-контролирующую;

·        стимулирующую;

·        распределительную;

·        обменную;

·        функцию потребления;

·         функцию накопления;

·        функцию сбалансирования спроса и предложения;

·        социальную;

·        политическую.

В основе выполнения ценами учетно-контролирующей функции лежит закон стоимости, отражающий в ценах общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. В этом случае успешно работающие предприятия возмещают свои издержки и получают достойную прибыль. Если же текущие затраты предприятия превышают цену, соответствующую общим необходимым затратам труда, то производство становиться убыточным. При помощи цен в народном хозяйстве производится учет производства и реализации, контроль затрат и прибыли. Экономически обоснованные цены стимулируют рост производства, расширение и обновление ассортимента продукции, улучшение его качества, повышение эффективности производства. Цены могут оказывать поощрительно или сдерживающие воздействие на производство и потребление разных видов товаров (услуг). Проведенной в Российской Федерации либерализация цен в начале 1992г. показала, что многие свободные цены и тарифы отрицательно сказались на производстве и потреблении товаров и услуг, так как при реформе цен не были учтены многие экономические законы – спроса и предложения, стоимости, антимонопольный закон, а так же конкурентно способных предприятий и другие моменты.

Распределительная и обменная функции цен реализуется в сферах производства и обращения. Роль этих функций состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством), различным формам собственности, регионами страны, социальными группами населения.

Уровень потребления и уровень накопления зависит от уровня цен. Как известно всякая цена состоит из себестоимости и прибыли. А за счет прибылей создаются различные фонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производства и обращении, что требует принятия необходимых мер по их преодолению. При появлении диспропорции в экономике (несоответствие между спросом и предложением) равновесие достигается с помощью цен – путем их повышения или снижения. От уровня цен зависит объем потребления товаров и услуг, уровень жизни населении, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения (социальная функция). От решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в регионе или в стране некоторых руководителей государства и регионов, использующую ценовую политику в политической борьбе.

Ценообразование - наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использование цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления.

В зависимости от области применения различают шесть основных видов цен. К ним относятся:

·        оптовые;

·        закупочные;

·        розничные;

·        сметные цены строительства;

·        тарифы на услуги;

·        мировые цены.

Так же можно выделить цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукции, приобретаемую у сельских товаропроизводителей. Закупочные цены, как и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли. Оптовые цены применяются промышленными и другими предприятиями (организациями) для определения объема производства и реализации продукции и получения необходимой прибыли. Они используются, как правило, при реализации продукции между юридическими лицами. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости и прибыли:

Оптовая цена предприятия = Себестоимость + Прибыль.

Существует так же оптовая цена промышленности, когда продукция реализуется через посредника (снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, организации, торговые базы). При этом посредники добавляют к оптовым ценам снабженческо-сбытовые наценки для покрытия всех своих расходов и получения необходимой прибыли.

Оптовая цена промышленности = Оптовая цена предприятия + Снабженческо-сбытовая наценка

В настоящее время многие виды товаров и услуг облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) суммируются, в результате получается оптовая (отпускная) цена.

Оптовая (отпускная) цена = Оптовая цена * НДС.

Отпускные – на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятием-изготовителем этой продукции.

Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населением. Розничная цена состоит из оптовой (отпускной цены) и торговой надбавки.

Розничная цена = Оптовая (отпускная) цена + Торговая надбавка.

Торговая надбавка предназначена для покрытия расходов и получения необходимой прибыли в торговле.

Цены на услуги называются тарифами, которые подразделяются на транспортные и коммунальные. Тарифы установленные только на услуги производственного и непроизводственного характера. Например, пошив одежды, обуви, трикотажных изделий по заказам населения – это услуги производственного характера. Прокат товаров, услуги справочно-информационной службы, парикмахерских, носят непроизводственный характер. Тарифы на услуги, как и оптовые цены, состоят из себестоимости и прибыли.

Свободные цены устанавливаются по согласию сторон (сами фирмы, организации, предприятия, другие физические  и юридические лица) на основе спроса и предложения. В рыночных условиях широкое распространение получают свободные цены и тарифы.

Регулирование цен осуществляются на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

·        установление фиксированных цен и тарифов;

·        установление предельных цен и тарифов;

·        установление предельных коэффициентов изменения цен;

·        установление предельного уровня рентабельности.

Кроме того, можно выделить:

·        сопоставимые (неизменные);

·        проектные;

·         расчетные;

·        прогнозные;

·         плановые;

·        монопольные цены.

 В экономическом анализе, планировании и статистике, наряду с действующими фактическими ценами используют сопоставимые (неизменные) цены, использование которых вызвано естественными изменениями многих цен, процессами инфляции.

Проектные цены применяются в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг и т.д. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто устанавливается придельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными. В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены на монопольную продукцию (товары, услуги), устанавливаются монопольные цены (тарифы).

В зависимости от места нахождения рынка сбыта цены называют биржевыми, аукционными, комиссионными ценами рынков.

Особую категорию представляют цены неофициального, так называемого «черного» рынка, т.е. цены запрещенных рынков.

В зависимости от времени продажи продукции товара выделяют сезонные цены на плодовоовощную продукцию, одежду, обувь осеннее - зимнего, весеннее - летнего ассортимента и т.д.

Все основные виды цен (оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства, мировые) могут выражаться в прочих видах цен. Так, сопоставимыми (неизменяемыми) ценами могут быть оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства и мировые.

Декларирование цен осуществляются путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, так же основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.

Местным органом властям разрешалось изменять эти коэффициенты.

С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годах осуществлялось на основе определенного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой – 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25-50% к затратам.

7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло постановление №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «… не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их хозяйственно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят:

·        газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа ( кроме реализуемого населению);

·        продукция ядерно-топливного назначения;

·        электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на некоторые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти;

·        продукция оборонного значения;

·        драгоценные металлы, драгоценные камни;

·        протезно-ортопедические изделия;

·        перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

·        перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

·        обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

·        отдельные услуги почтовой и электронной связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телеорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которое государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, включает:

·        газ – населению и жилищно-строительным кооперативам;

·        электроэнергия и теплоэнергия;

·        топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

·        перевозки пассажиров, багажа всеми видами общественного транспорта в городском ( включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

·        оплата населением жилья и коммунальных услуг;

·        ритуальные услуги;

·        услуги систем водоснабжения и канализации;

·        торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

·        услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;

·        перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

·        снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

·        наценка на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведениях;

·        торговые надбавки к ценам на продукцию детского питания;

·        перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с  МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;

·        перевозка пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;

·        перевозка пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах;

·        перевозка грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;

·        услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным транспортом на подъемных путях.

 

1.2.            Влияние прибыли на формирование цен

 

Прибыль формируется под воздействием реального использования трех факторов производства: трудовых, материальных ресурсов и основных средств.

В экономической литературе высказывается мнение, что существует прибыль, получаемая за счет предпринимательского риска, который не являясь четвертым фактором производства, основан на эффективном использовании трех факторов производства.

Поскольку в реальных условиях рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому каждому предпринимателю следует учитывать, насколько практика отличается от совершенной конкуренции.

Зависимость прибыли от объема реализации прямо пропорциональна. Однако внутренняя связь между издержками (р), количеством (q) и ценой (z) в этой схеме не просматривается.

В условиях плановой экономики такой информации было достаточно для централизованного установления цен, заданий по снижению себестоимости и контроля за их выполнением. Определенный размер прибыли показывает, что предприятия укладывается в средние отраслевые нормативы, выполняет установленные задания.

В условиях рыночной экономики дело обстоит совершенно иначе. Предприниматель сам должен определить уровень цены на основе конкурентных условий сделки, а так же  конкретных условий работы предприятия, т.е. степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровня издержек производства и т.д.

Решить эту задачу в каждом конкретном случае можно только на основе применения вариантных расчетов, в основе которых лежит деление затрат на постоянные и переменные, другой подход к оценке компенсации издержек производства и обращения и определения прибыли.

Эта методика основана на определении объема реализации, который покрывает весь комплекс постоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством реализуемой продукции, формировать прибыль, т.е. до определенного момента вся выручка (назовем ее точкой безубыточности) от реализации идет на компенсацию затрат, а после этой точки безубыточности вся выручка является прибылью.

Сумма переменных и постоянных расходов составляет издержки производства. В этом случае прибыль от реализации товарной продукции составит:

Прт = ∑qz - ∑q Pпер - F,

где Прт- прибыль от реализации товарной продукции фирмы; ∑q Pпер – общая сумма переменных расходов фирмы; F – общая сумма постоянных расходов фирмы.

В зарубежной литературе и практике традиционный показатель прибыли от реализации продукции заменен показателем валовой прибыли, которая включает прибыль от реализации товарной продукции плюс постоянные расходы.

ВПр = ∑qz - ∑q Pпер,

где ВПр – валовая прибыль.

Выражение ∑qz - ∑q Pпер заменим составом прибыли от реализации товарной продукции, но не для получения идентичного результата уравновесим его положительным значением постоянным расходов:

ВПр = Прт + F = ( ∑qz - ∑q Pпер – F) + F.

В точке безубыточности прибыли от реализации будет равна нулю, тогда валовая прибыль будет равна постоянным расходам:

ВПр = O + F или F = qz – q Pпер,

откуда qz = q Pпер +  F, т.е. это тот момент, когда происходит компенсация переменных и постоянных расходов.

Представив  F, как q Pпос, где Pпос – сумма постоянных расходов, приходящихся на одно изделие, получим выражение qz = q Pпер + Pпос, разделив обе части которого на q получим:

Z = Pпер +  Pпос.

Валовую прибыль, приходящуюся на одно изделие и определяемую как разность между ценой товара и переменными расходами,  в зарубежной экономической литературе называют маргинальной (в других источниках – маржинальной).

Маргинальная прибыль на единицу продукции и часть постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость изделия.

Рассмотрим условный пример: у фирмы имеется возможность заключить договор на поставку 5000 штук изделий по цене 350руб. за штуку. Переменные расходы на единицу продукции составляют 125руб. Сумма переменных расходов равна 700000руб.

Требуется определить минимальный объем заказа, в натуральных показателях, обеспечивающий безубыточность фирмы.

ВП = Пр + F,

если Пр = 0, то ВПР=F или qz = q Pпер + Pпос.

Разделив обе части уравнения на q, получим:

Z = Pпер +  Pпос.

q =  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Производство 3111 шт. покрывает все постоянные и переменные расходы. Производство и продажа остальных 5000-3111=1889 шт. дает прибыль в размере 1889*(350-125)=1889*225=425 000руб.

Если за заключение договора идет конкурентная борьба, то фирма может предложить более выгодные условия заказчику, снизив цену на продукцию.

Предел снижения – это сумма постоянных и переменных издержек на единицу продукции. Переменные – 125руб., постоянные – 700000:500шт.= =140руб., 125+140 = 265руб.

Фирма при этом должна учитывать, что для получения той же прибыли, что и при старой цене, ей необходимо заказ на большее количество изделий.

Формула q =  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)  надо преобразовать с учетом того, что предприятие не только компенсирует свои затраты, но и получает прибыль:

q =  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Если фирма снизит цену до 280руб., то точка безубыточности переместиться с 3111шт. в точку со значением 4516шт.

700000руб.: (280-125)=155руб.

Размер маргинальной прибыли снизился с 225руб. до 155руб. (700000:4516шт. или  280руб. - 125руб.).

Для получения той же прибыли, что и при цене 350руб., фирме надо иметь заказ на производство 7258 шт. (425000руб.:155руб.+4516шт.). Прибыль в новых условиях будет формироваться за счет 2742шт. (7258шт.-4516шт.) и составит, как и в первом варианте 425000руб.  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт) .

Если при этом рентабельность продукции не ниже среднеотраслевых  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт) размеров, то сделку можно признать удачной, если ниже – неудачной.

Применение группировки затрат на постоянные и переменные позволяет решать многие задачи при весьма ограниченном круге показателей.

Например, нет необходимости рассчитывать сумму переменных расходов, соответствующих проектируемому объему производства. Достаточно определить переменные расходы на единицу продукции (это могут быть и нормативные величины) и знать общую сумму постоянных расходов.

Применение методики основано на изучении двух взаимосвязанных коэффициентов: коэффициента переменных расходов и коэффициента валовой прибыли. Коэффициент переменных расходов равен отношению переменных расходов (на единицу продукции или на весь объем) к цене или выручки от реализации. Коэффициент валовой или маргинальной прибыли равен отношению этой прибыли к цене или выручке от реализации.

К= Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт) или  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

 Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт) =

где К-коэффициент переменных расходов; А - коэффициент валовой или маргинальной прибыли; П - прибыль на единицу продукции; Пм – маргинальная или валовая прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ