Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)
Сотрудники отечественных
налоговых органов (в отличие, например, от налоговых органов стран Восточной
Европы) не используют рекомендации ОЭСР. Не существует подробных указаний о
применении ст. 40 Налогового кодекса РФ
налоговыми органами. Налоговые органы в основном ориентируются на данные о рыночных ценах, предоставляемые
органами статистики. Ввиду отсутствия
необходимого опыта налоговым органам трудно применять метод последующей перепродажи и затратный метод.
Неопытность налоговых органов в применении нового законодательства
позволяет налогоплательщику при
соответствующей подготовке, наличии документальных обоснований применяемых цен
доказать их соответствие рыночным или уменьшить сумму возможных
доначислений налоговыми органами.
Практика применения
законодательства о трансфертном ценообразовании в России только начинает создаваться. Так, руководство МНС РФ намеревалось провести масштабную проверку трансфертных
цен, применяемых российскими вертикально интегрированными нефтяными
компаниями, закупающими нефть у своих добывающих предприятий по заниженным
ценам. Это позволяет им уменьшить платежи по налогам с оборота, за пользование
недрами, а также отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
(величина которых зависит от выручки). В данном случае трудность при
определении рыночных цен состоит в том, что
отсутствует внутрироссийский свободный рынок нефти. Подавляющая часть
добываемой нефти приобретается холдинговыми нефтяными компаниями у своих добывающих предприятий для переработки или экспорта.
При практическом
применении ст. 40 налоговыми органами, и особенно при возможных судебных разбирательствах по искам
налогоплательщиков, должны быть уточнены
такие понятия, как «непродолжительный период времени», «официальные источники
информации» и т.д. С учетом этого в Налоговый кодекс РФ целесообразно внести
необходимые изменения. Чем более четко будут сформулированы правила, которыми
должны руководствоваться налоговые органы при проведении проверок,
применяемых организациями цен, тем более
будут защищены интересы как государства, так и налогоплательщиков, тем меньше
будет возможностей для произвола и коррупции.
3.
Ценовая
политика государства
3.1.
Законодательное регулирование цен (на примере Российской Федерации)
Законом
РСФСР от 25 декабря 1990г. №445-1 «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» предприятиям было предоставлено право самостоятельно формировать
производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей
продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определяемых законодательством
РСФСР и договорами. Было установлено, что предприятия реализуют свою продукцию,
работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемые
самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных
законодательством РСФСР, по государственным ценам.
С
момента вступления Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991г. №297 «О мерах по
либерализации цен» применяются, в основном, свободные (рыночные) цены или
тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственное
регулирование цен применяются по ограниченному кругу товаров. Приложение к
Указу является Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и
Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применяются
государственные регулируемые цены (тарифы).
Правительству
было поручено определить уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по
перечням и по мере необходимости изменить номенклатуру продукции.
Государственное регулирование цен предполагалось применить также для
предприятий-монополистов.
Министерству
экономики и финансов было поручено разработать положение о порядке применения
свободных (рыночных) цен на продукцию производственно-технического назначения,
товары народного потребления, работы и услуги, а так же с учетом антимонопольного
законодательства – порядок применения экономических санкций за нарушение
государственной дисциплины цен и довести их до заинтересованных организаций и
предприятий.
В
соответствии с п.1.3. Порядка применения экономических санкций за нарушение
государственной дисциплины цен, утвержденного письмом МФРФ, НГС РФ и
Государственного комитета РФ по политике цен от 1 декабря 1992г.:
«государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями,
органами управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, других
территориально-административных образований РФ, министерством и ведомством РФ, другими
органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего
законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю
за ценами».
Нарушениями
государственной дисциплины цен являются:
·
завышение государственно регулируемых цен (тарифов)
на продукцию, товары, услуги (зафиксированных цен, природных коэффициентов
изменения цен, предельных уровней рентабельности и др.);
·
завышение оптовых (отпускных) цен,
зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
·
завышение или занижение цен на продукцию,
поставляемые предприятиями по межправительственным соглашениям со стороны СНГ и
другими государствами;
·
завышение устанавливаемых надбавок (наценок) к
ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок),
непредставление или представление покупателю в уменьшенном размере
устанавливаемых скидок;
·
включение в стоимость услуг фактически
невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимость
этих услуг, а так же применение цен, согласованных на комплектную продукцию при
поставке некомплектной продукции;
·
применение регулируемых цен, наценок, тарифов
предприятиям общественного питания, коммунального хозяйства и бытового
обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам,
предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;
·
завышение цен на продукцию, по которой из-за
консервативных или технологических недостатков не достигнуты потребительские
свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов
стандартизации);
·
нарушение предприятиями-монополистами порядка
декларирования свободных цен и тарифов;
·
не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет
превышения предельного уровня рентабельности, и несвоевременное снижение цен
(тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиям-монополистам (по
продукции, включенной в реестр предприятий-монополистов), а так же другими
предприятиями, на продукцию, товары и услуги которых устанавливаются предельные
уровни рентабельности.
·
применение незарегистрированных в Комитете РФ по
политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и
основные комплектующие изделия;
·
применение свободных оптовых (отпускных) цен,
тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном
порядке.
Контроль
за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного
хозяйства возложен на Государственную инспекцию по контролю за ценами Комитета
РФ по политике цен и органы ценообразования и контроля за ценами республик в
составе РФ, краев, областей, автономных образований городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Указом
Президента РФ от 10 января 1994г. №66 «о структуре органов федеральной
исполнительной власти» функции Комитета РФ по политике цен переданы
Министерству экономики РФ.
В
п.3.3. упомянутого выше Порядка указано, что органы государственной налоговой
службы в соответствии с действующим порядком сообщают органам ценообразования и
контроля за ценами о всех случаях нарушения предприятий дисциплины цен,
выявленных налоговыми органами при проверках, для принятия соответствующего
решения. Санкция за нарушение государственной дисциплины цен могут применяться
только МЭРФ.
В
настоящее время действует Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по
упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», которым была
признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществление
государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию
естественных монополий. В исполнении данного Указа издано одноименное
постановление Правительством РФ от 7.03.95 №239, которым подписано не
применять, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех
хозяйственных субъектов независимо от их организационно-правовых форм и
ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления:
·
фиксированных цен;
·
предельных цен, надбавок;
·
предельного уровня рентабельности;
·
декларирование повышения цен на все виды продукции
производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
Данное
правило распространяется на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением
тех, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию согласно
перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ.
3.2. Планирование цен
В условиях
социалистической экономики процесс ценообразования приобретает плановый
характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и
соотношений цен на конкретные товары,
группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.
Планирование цен — это
плановое определение изменений уровня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде.
Научная
обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и
основательно определены основные закономерности развития экономики в
длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ
различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного
хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является прогнозирование цен.
Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное
на учете действия основных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прогноз цен носит вероятностный
характер. Прогнозирование цен служит необходимым этаном, предшествующим перспективному
планированию
цен.
Под перспективным
планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на
пятилетие или долгосрочный период.
Перспективное
планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет,
и долгосрочным— 10—15 лет.
Перспективное
планирование цен включает разработку основных направлений совершенствования
всей системы цен и отдельных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование
пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном
периоде; совершенствование методологии ценообразования.
Известно,
что цены должны соответствовать реальным условиям воспроизводства, действующему
хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются,
хозяйственный механизм
постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим
процессам. Но чтобы они соответствовали требованиям перспективного периода, и
осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование
количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.
Одной
из важных форм перспективного планирования является подготовка и проведение реформы
цен.
Реформа цен — это изменение общей схемы (модели)
построения цены
в соответствии с принятой концепцией ценообразования. Она, как правило, осуществляется
параллельно с существенным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном
хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В
качестве одного
из основных директивных показателей планирования и оценки деятельности
предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как
отношение прибыли П
к стоимости
производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это положение нашло отражение и в
ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой
цены выглядела
как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения
оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.
Основной
формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр
цен предполагает плановое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ,
обеспечения
нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования
научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.
Как
правило, на практике планируются в основном пересмотры оптовых цен. Перспективным планированием
охватываются общие
и частичные пересмотры оптовых цен. Общий пересмотр оптовых цен осуществляется по большинству групп родственных и
взаимосвязанных отраслей. Частичный
пересмотр — это, обычно, изменение
цен по отдельным отраслям или прейскурантам.
В
результате пересмотров цен не происходит изменения общей схемы (формулы) построения цены, а
осуществляется лишь изменение уровня, соотношений и структуры цен, т. е. имеет место лишь количественное изменение
цен.
При
планировании пересмотров оптовых цен можно выделить следующие этапы: разработка критериев
необходимости планового изменения цен посредством их пересмотров; формирование
основных
требований к пересмотру цен; определение содержания пересмотров оптовых цен; разработка
наиболее оптимальной организации пересмотров.
Общие
пересмотры оптовых цен имеют целый ряд преимуществ перед частичными. Во-первых, они
позволяют создать систему цен, наиболее соответствующую реальным экономическим условиям производителей и
потребителей. Во-вторых, при планировании общих пересмотров оптовых цен возможно более широко
внедрить новые, прогрессивные методы ценообразования. В-третьих, общие пересмотры оптовых
цен позволяют своевременно отразить изменения цен в планах развития народного хозяйства на всех уровнях
управления.
Планирование
проведения общего пересмотра оптовых цен следует осуществлять при наличии хотя бы одного из
следующих
условий:
1) в
случае существенного обновления номенклатуры продукции (не менее 40—50 v; от имеющейся в действующих
прейскурантах);
2) при
предусмотренном в плане пересмотре стандартов и технических условий по продукции большинства родственных и взаимосвязанных отраслей;
3)
при
плановом изменении методов определения норматив
ной рентабельности
групп продукции и конкретных изделий;
4)
в случае
существенного отклонения планируемого уровня
рентабельности от
нормативного.
Как
уже отмечалось, общие пересмотры оптовых цен нецелесообразно планировать чаще одного раза
в пятилетие.
Важным
элементом перспективного планирования является расчет плановых индексов
изменения цен в' перспективном периоде. В зависимости от назначения плановые индексы изменения
цен подразделяются на два вида.
Первый
— это такие
индексы, которые используются в перспективном плане для увязки натуральных и стоимостных показателей.
Суть этих индексов — наиболее полное отражение в плановых стоимостных показателях реальных
экономических условий планового
периода. Иными словами, стоимостные показатели в перспективном плане с помощью этих индексов планируются как бы в текущих
ценах планового периода.
При
определении индексов изменения оптовых цен вначале рассчитывается предполагаемое
изменение цен в отдельных отраслях только за счет внутренних факторов, т. е. не
принимая во внимание возможные
изменения цен в других отраслях. Затем Госкомцен
СССР и Госплан СССР с помощью многопродуктовых моделей определяют
индексы изменения цен по отраслям, подотраслям
и группам продукции с учетом внешних факторов (с учетом удешевлений и удорожаний материальных - ресурсов). Такие индексы используются в перспективном
планировании для определения
стоимостных показателей. Они применялись в нашей стране в первые пятилетки, а также была сделана попытка их использования в девятой пятилетке, когда при
составлении плана было утверждено около 100 плановых индексов изменения оптовых цен по отраслям, подотраслям и отдельным
группам продукции.
Второй вид плановых индексов изменения оптовых иен — это такие индексы, которые используются при общем
пересмотре оптовых цен для отражения
в ценах внешних факторов (учет удешевлений
и удорожаний). Перспективный же план развития народного хозяйства составляется в неизменных ценах, определенных в результате пересмотра цен.
Перспективное
планирование цен, как правило, сопровождается совершенствованием методологии
ценообразования. В планируемом периоде могут меняться принципы и методы разработки цен. При пересмотре оптовых
цен на промышленную продукцию 1982 г. были изменены принципы определения рентабельности
(к собственным затратам) и себестоимости (в нее вошли плата за воду, повышенные отчисления
на соцстрах и др.).
Методы определения
себестоимости и цен при пересмотре оптовых цен 1982 г. также значительно улучшены — шире
стали применяться
нормативно-параметрические методы, все более используются при калькулировании
эффективные единицы, полнее учитывается в ценах эффективность продукции,
улучшено построение прейскурантов и
т. д.
Текущее
планирование — это
осуществление в основном в годовых планах мероприятий по пересмотру цен в отдельных отраслях, определению цен на
новые виды продукции и изменению цен на отдельные изделия, разработке и внедрению надбавок (скидок) к ценам за
эффективность, качество и заводскую готовность продукции. Текущее планирование цен более гибко
по сравнению с
перспективным планированием реагирует на изменение условий производства и
потребления при реализации народнохозяйственных планов.
В
текущем планировании значительное место отводится частичным пересмотрам цен в отдельных
отраслях или группах продукции. Результаты таких пересмотров могут учитываться при разработке стоимостных
показателей плана. Однако сейчас все больше распространяется практика
сохранения стабильных цен до конца пятилетки.
Наиболее
распространенной формой текущего планирования является определение цен на новые
виды продукции и плановое изменение цен на отдельные изделия. Эта форма текущего планирования цен тесно увязана с
народнохозяйственным планом, в котором отражается освоение новой продукции. Таким образом,
планирование цен на новую продукцию оказывает влияние на формирование народнохозяйственного
плана в стоимостном разрезе.
Разработка
и внедрение надбавок к ценам на высокоэффективную, качественную продукцию и
скидок на устаревшую, низкокачественную продукцию также находятся в арсенале форм текущего планирования цен.
Введение надбавок (скидок), как правило, не влияет на плановые стоимостные показатели
производителей и
потребителей, т. е. план не пересчитывается с учетом надбавок (скидок). Но фактическое
выполнение плана определяется с учетом надбавок (скидок).
Следует отметить, что
практически все формы текущего планирования
цен заранее предусматриваются при разработке текущих народнохозяйственных планов.
Наряду
с текущим планированием цен используются и внеплановые изменения цен в годовых
планах. Это связано или с целью устранения ошибок в действующих ценах, или с необходимостью приведения плана к
реальным условиям текущего периода,
если произошло незапланированное резкое изменение этих условий.
Такие
внеплановые изменения цен называются текущим регулированием цен. Если текущее регулирование цен связано
с нарушением
дисциплины цен, то в народнохозяйственных планах такие изменения не должны учитываться. Но они
должны отразиться на
фактических результатах хозяйственного звена, допустившего нарушение дисциплины цен,
Фонд
текущего регулирования цен — это определенный централизованный резерв денежных средств, предназначенный для ликвидации в плане последствий, вызванных
непредусмотренным планом изменения
цен. За счет этого фонда покрываются потери производителей в связи с изменением цен, не учтенных в хозяйственных и финансовых планах текущего н
следующего за ним года.
Фонд
текущего регулирования цен находится в распоряжении Государственного комитета СССР по
ценам. Он является своеобразной
формой увязки показателей плана. Наибольшее распространение этот фонд имел в 70-х годах. К сожалению, в настоящее время его использование на практике
сократилось.
3.3. Выбор метода ценообразования в условиях рыночных
отношений
Определение
цели ценообразования представляет собой один из этапов формирования цен. Выбор метода ценообразования зависит от типа рынка,
на котором находится производитель или поставщик товара.
Методология
ценообразования основывается на использовании множества методов и только двух принципов
ценообразования —
рыночного и административного. Рыночное ценообразование может осуществляться
либо в условиях конкуренции, либо в условиях действия монополии. От выбранного принципа будет зависеть метод ценообразования.
Методологию ценообразования можно
изобразить следующим образом:
Методология
ценообразования
В
условиях атомистического рынка, т.е. рынка, на котором сталкиваются интересы многих
продавцов и покупателей, цена,
рассчитанная любым из методов, корректируется реальными
условиями спроса и предложения. Причем отклонения от первоначально
рассчитанного уровня могут быть значительными.
Монополистические
и олигополистические структуры рынка
позволяют монопольным производителям устанавливать монопольные цены. Монопольные цены могут существенно отклоняться от цены производства как в одну,
так и в другую сторону.
Таким образом,
выбор метода ценообразования зависит как
от объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам относится цель,
которую преследует производитель данной
продукции, изучение этих причин в совокупности
позволяет выбрать наиболее оптимальный метод ценообразования.
Метод
ценообразования зависит от структуры или типа рынка, который в свою очередь
определяется формами и методами конкурентной борьбы.
Рыночная
стоимость товара есть его общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими
затратами труда в данной сфере производства
совокупной стоимости, соответственно приходящейся
на единицу потребительной стоимости. Эта стоимость выражает действительную среднюю отраслевую производительность труда. Математически точное соответствие рыночной
стоимости единицы товара массе затрат труда есть лишь в теоретическом анализе.
В реальной жизни это осуществляется в процессе внутриотраслевой конкуренции.
Внутриотраслевая
конкуренция — это межфирменная
или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и
ту же потребность, но различающимися
по цене, качеству и ассортименту. Если
рассматривать цену с качественной стороны, она является формой стоимости товара. На количественное отклонение цены от стоимости товара влияет
соотношение спроса и предложения.
Когда речь идет о борьбе за платежеспособный
спрос или потребности производства, мы
имеем дело с функциональной или межотраслевой конкуренцией. В этом
случае в конкурентную борьбу включаются
товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности.
Таким
образом, результат межотраслевой конкуренции – цена производства.
Спрос
определяет степень отклонения рыночных цен от рыночных стоимостей. Рыночная цена
образуется в результате взаимодействия конкурентов, соотношения спроса и предложения, количества
продавцов и покупателей на рынке. В зависимости от этого различают следующие основные модели рынка:
· чистая конкуренция;
· чистая монополия;
· монополистическая конкуренция;
· олигополия.
Зная
тип рынка, можно выбрать соответствующую стратегию, метод ценообразования и
определить способы влияния на пену. В условиях чистой конкуренции совокупность
продавцов и
покупателей совершает сделки со схожим товарным продуктом, ни один отдельный представитель рынка не оказывает влияния на уровень текущих цен. При рынке
чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, способности регулирования цены, а лишь приспосабливается.
Кривая спроса, с которой сталкивается
отдельная фирма, совершенно неэластична. Для отрасли, т.е. для всех фирм,
производящих продукт, объем продаж
может быть увеличен только путем
установления более низкой цены на продукт. Рынок чистой конкуренции
предполагает ориентацию на средние рыночные цены товаров данного рода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|