бесплатные рефераты

Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Сотрудники отечественных налоговых органов (в отличие, например, от налоговых органов стран Восточной Европы) не используют рекомендации ОЭСР. Не существует подробных указаний о применении ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговыми органами. Налоговые органы в основном ориентируются на данные о рыночных ценах, предоставляемые органами статистики. Ввиду отсутствия необходимого опыта налоговым органам трудно применять метод последующей перепродажи и затратный метод. Неопытность налоговых органов в применении нового законодательства позволяет налогоплательщику при соответствующей подготовке, наличии документальных обоснований при­меняемых цен доказать их соответствие рыночным или уменьшить сумму воз­можных доначислений налоговыми органами.

Практика применения законодательства о трансфертном ценообразовании в России только начинает создаваться. Так, руководство МНС РФ намерева­лось провести масштабную проверку трансфертных цен, применяемых россий­скими вертикально интегрированными нефтяными компаниями, закупающими нефть у своих добывающих предприятий по заниженным ценам. Это позволяет им уменьшить платежи по налогам с оборота, за пользование недрами, а также отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (величина которых зависит от выручки). В данном случае трудность при определении рыночных цен состоит в том, что отсутствует внутрироссийский свободный рынок нефти. Подавляющая часть добываемой нефти приобретается холдинговыми нефтяными компаниями у своих добывающих предприятий для переработки или экспорта.

При практическом применении ст. 40 налоговыми органами, и особенно при возможных судебных разбирательствах по искам налогоплательщиков, должны быть уточнены такие понятия, как «непродолжительный период вре­мени», «официальные источники информации» и т.д. С учетом этого в Налого­вый кодекс РФ целесообразно внести необходимые изменения. Чем более чет­ко будут сформулированы правила, которыми должны руководствоваться на­логовые органы при проведении проверок, применяемых организациями цен, тем более будут защищены интересы как государства, так и налогоплательщи­ков, тем меньше будет возможностей для произвола и коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Ценовая политика государства

3.1. Законодательное регулирование цен (на примере Российской Федерации)

 

Законом РСФСР от 25 декабря 1990г. №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям было предоставлено право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определяемых законодательством РСФСР и договорами. Было установлено, что предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемые самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, по государственным ценам.

С момента вступления Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991г. №297 «О мерах по либерализации цен» применяются, в основном, свободные (рыночные) цены или тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственное регулирование цен применяются по ограниченному кругу товаров. Приложение к Указу является Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применяются государственные регулируемые цены (тарифы).

Правительству было поручено определить уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменить номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применить также для предприятий-монополистов.

Министерству экономики и финансов было поручено разработать положение о порядке применения свободных (рыночных) цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, а так же с учетом антимонопольного законодательства – порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен и довести их до заинтересованных организаций и предприятий.

В соответствии с п.1.3. Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденного письмом МФРФ, НГС РФ и Государственного комитета РФ по политике цен от 1 декабря 1992г.: «государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, других территориально-административных образований РФ, министерством и ведомством РФ, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами».

Нарушениями государственной дисциплины цен являются:

·                    завышение государственно регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги (зафиксированных цен, природных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности и др.);

·                    завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

·                    завышение или занижение цен на продукцию, поставляемые предприятиями по межправительственным соглашениям со стороны СНГ и другими государствами;

·                    завышение устанавливаемых надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредставление или представление покупателю в уменьшенном размере устанавливаемых скидок;

·                    включение  в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимость этих услуг, а так же применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;

·                    применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиям общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

·                    завышение цен на продукцию, по которой из-за консервативных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

·                    нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

·                    не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности, и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиям-монополистам (по продукции, включенной в реестр предприятий-монополистов), а так же другими предприятиями, на продукцию, товары и услуги которых устанавливаются предельные уровни рентабельности.

·                    применение незарегистрированных в Комитете РФ по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия;

·                    применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во  всех отраслях народного хозяйства возложен на Государственную инспекцию по контролю за ценами Комитета РФ по политике цен и органы ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Указом Президента РФ от 10 января 1994г. №66 «о структуре органов федеральной исполнительной власти» функции Комитета РФ по политике цен переданы Министерству экономики РФ.

 В п.3.3. упомянутого выше Порядка указано, что органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком сообщают органам ценообразования и контроля за ценами о всех случаях нарушения предприятий дисциплины цен, выявленных налоговыми органами при проверках, для принятия соответствующего решения. Санкция за нарушение государственной дисциплины цен могут применяться только МЭРФ.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», которым была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. В исполнении данного Указа издано одноименное постановление Правительством РФ от 7.03.95 №239, которым подписано не применять, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйственных субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления:

·                    фиксированных цен;

·                    предельных цен, надбавок;

·                    предельного уровня рентабельности;

·                    декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.

Данное правило распространяется на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ.

 

 

3.2. Планирование цен

 

В условиях социалистической экономики процесс ценообразо­вания приобретает плановый характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и соотношений цен на конкрет­ные товары, группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.

Планирование цен — это плановое определение изменений уров­ня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде. Науч­ная обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и основательно определены основные законо­мерности развития экономики в длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является про­гнозирование цен.

Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное на учете действия основ­ных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прог­ноз цен носит вероятностный характер. Прогнозирование цен слу­жит необходимым этаном, предшествующим перспективному пла­нированию цен.

Под перспективным планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на пятилетие или долгосрочный период.

Перспективное планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет, и долгосрочным— 10—15 лет.

Перспективное планирование цен включает разработку основ­ных направлений совершенствования всей системы цен и отдель­ных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном периоде; совершенст­вование методологии ценообразования.

Известно, что цены должны соответствовать реальным усло­виям воспроизводства, действующему хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются, хозяйственный механизм постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим процессам. Но чтобы они соответствовали тре­бованиям перспективного периода, и осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.

Одной из важных форм перспективного планирования являет­ся подготовка и проведение реформы цен.

Реформа цен — это изменение общей схемы (модели) постро­ения цены в соответствии с принятой концепцией ценообразова­ния. Она, как правило, осуществляется параллельно с существен­ным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В ка­честве одного из основных директивных показателей планирова­ния и оценки деятельности предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как отношение прибыли П к стоимости производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это по­ложение нашло отражение и в ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой це­ны выглядела как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.

Основной формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр цен предполагает пла­новое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ, обеспече­ния нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.

Как правило, на практике планируются в основном пересмот­ры оптовых цен. Перспективным планированием охватываются об­щие и частичные пересмотры оптовых цен. Общий пересмотр оп­товых цен осуществляется по большинству групп родственных и взаимосвязанных отраслей. Частичный пересмотр — это, обыч­но, изменение цен по отдельным отраслям или прейскурантам.

В результате пересмотров цен не происходит изменения общей схемы (формулы) построения цены, а осуществляется лишь изме­нение уровня, соотношений и структуры цен, т. е. имеет место лишь количественное изменение цен.

При планировании пересмотров оптовых цен можно выделить следующие этапы: разработка критериев необходимости планово­го изменения цен посредством их пересмотров; формирование основных требований к пересмотру цен; определение содержания пересмотров оптовых цен; разработка наиболее оптимальной орга­низации пересмотров.

Общие пересмотры оптовых цен имеют целый ряд преиму­ществ перед частичными. Во-первых, они позволяют создать си­стему цен, наиболее соответствующую реальным экономическим условиям производителей и потребителей. Во-вторых, при плани­ровании общих пересмотров оптовых цен возможно более широ­ко внедрить новые, прогрессивные методы ценообразования. В-третьих, общие пересмотры оптовых цен позволяют своевремен­но отразить изменения цен в планах развития народного хозяй­ства на всех уровнях управления.

Планирование проведения общего пересмотра оптовых цен следует осуществлять при наличии хотя бы одного из следую­щих условий:

1) в случае существенного обновления номенклатуры продук­ции (не менее 40—50 v; от имеющейся в действующих прейску­рантах);

2) при предусмотренном в плане пересмотре стандартов и технических условий по продукции большинства родственных и взаимосвязанных отраслей;

3)    при  плановом  изменении  методов  определения   норматив­
ной рентабельности групп продукции и конкретных изделий;

4)          в случае  существенного отклонения  планируемого уровня
рентабельности от нормативного.

Как уже отмечалось, общие пересмотры оптовых цен нецеле­сообразно планировать чаще одного раза в пятилетие.

Важным элементом перспективного планирования является расчет плановых индексов изменения цен в' перспективном пе­риоде. В зависимости от назначения плановые индексы измене­ния цен подразделяются на два вида.

Первый — это такие индексы, которые используются в перспек­тивном плане для увязки натуральных и стоимостных показате­лей. Суть этих индексов — наиболее полное отражение в плано­вых стоимостных показателях реальных экономических условий планового периода. Иными словами, стоимостные показатели в перспективном плане с помощью этих индексов планируются как бы в текущих ценах планового периода.

При определении индексов изменения оптовых цен вначале рассчитывается предполагаемое изменение цен в отдельных от­раслях только за счет внутренних факторов, т. е. не принимая во внимание возможные изменения цен в других отраслях. Затем Госкомцен СССР и Госплан СССР с помощью многопродукто­вых моделей определяют индексы изменения цен по отраслям, подотраслям и группам продукции с учетом внешних факторов (с учетом удешевлений и удорожаний материальных - ресурсов). Такие индексы используются в перспективном планировании для определения стоимостных показателей. Они применялись в на­шей стране в первые пятилетки, а также была сделана попытка их использования в девятой пятилетке, когда при составлении плана было утверждено около 100 плановых индексов изменения оптовых цен по отраслям, подотраслям и отдельным группам продукции.

Второй вид плановых индексов изменения оптовых иен — это такие индексы, которые используются при общем пересмотре оптовых цен для отражения в ценах внешних факторов (учет удешевлений и удорожаний). Перспективный же план развития народного хозяйства составляется в неизменных ценах, опреде­ленных в результате пересмотра цен.

Перспективное планирование цен, как правило, сопровождает­ся совершенствованием методологии ценообразования. В плани­руемом периоде могут меняться принципы и методы разработки цен. При пересмотре оптовых цен на промышленную продукцию 1982 г. были изменены принципы определения рентабельности (к собственным затратам) и себестоимости (в нее вошли плата за воду, повышенные отчисления на соцстрах и др.).

Методы определения себестоимости и цен при пересмотре оптовых цен 1982 г. также значительно улучшены — шире стали применяться нормативно-параметрические методы, все более ис­пользуются при калькулировании эффективные единицы, полнее учитывается в ценах эффективность продукции, улучшено построе­ние прейскурантов и т. д.

Текущее планирование — это осуществление в основном в го­довых планах мероприятий по пересмотру цен в отдельных от­раслях, определению цен на новые виды продукции и изменению цен на отдельные изделия, разработке и внедрению надбавок (скидок) к ценам за эффективность, качество и заводскую го­товность продукции. Текущее планирование цен более гибко по сравнению с перспективным планированием реагирует на изме­нение условий производства и потребления при реализации на­роднохозяйственных планов.

В текущем планировании значительное место отводится ча­стичным пересмотрам цен в отдельных отраслях или группах продукции. Результаты таких пересмотров могут учитываться при разработке стоимостных показателей плана. Однако сейчас все больше распространяется практика сохранения стабильных цен до конца пятилетки.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является определение цен на новые виды продукции и плановое изменение цен на отдельные изделия. Эта форма текущего пла­нирования цен тесно увязана с народнохозяйственным планом, в котором отражается освоение новой продукции. Таким обра­зом, планирование цен на новую продукцию оказывает влияние на формирование народнохозяйственного плана в стоимостном разрезе.

Разработка и внедрение надбавок к ценам на высокоэффек­тивную, качественную продукцию и скидок на устаревшую, низ­кокачественную продукцию также находятся в арсенале форм текущего планирования цен. Введение надбавок (скидок), как правило, не влияет на плановые стоимостные показатели произ­водителей и потребителей, т. е. план не пересчитывается с уче­том надбавок (скидок). Но фактическое выполнение плана опре­деляется с учетом надбавок (скидок).

Следует отметить, что практически все формы текущего пла­нирования цен заранее предусматриваются при разработке теку­щих народнохозяйственных планов.

Наряду с текущим планированием цен используются и вне­плановые изменения цен в годовых планах. Это связано или с целью устранения ошибок в действующих ценах, или с необхо­димостью приведения плана к реальным условиям текущего пе­риода, если произошло незапланированное резкое изменение этих условий.

Такие внеплановые изменения цен называются текущим регу­лированием цен. Если текущее регулирование цен связано с на­рушением дисциплины цен, то в народнохозяйственных планах такие изменения не должны учитываться. Но они должны отразиться на фактических результатах хозяйственного звена, допу­стившего нарушение дисциплины цен,

Фонд текущего регулирования ценэто определенный цен­трализованный резерв денежных средств, предназначенный для ликвидации в плане последствий, вызванных непредусмотренным планом изменения цен. За счет этого фонда покрываются по­тери производителей в связи с изменением цен, не учтенных в хозяйственных и финансовых планах текущего н следующего за ним года.

Фонд текущего регулирования цен находится в распоряжении Государственного комитета СССР по ценам. Он является свое­образной формой увязки показателей плана. Наибольшее рас­пространение этот фонд имел в 70-х годах. К сожалению, в на­стоящее время его использование на практике сократилось.

 

3.3. Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений

 

Определение цели ценообразования представляет собой один из этапов формирования цен. Выбор метода ценообра­зования зависит от типа рынка, на котором находится про­изводитель или поставщик товара.

Методология ценообразования основывается на использо­вании множества методов и только двух принципов ценообразования — рыночного и административного. Рыночное це­нообразование может осуществляться либо в условиях кон­куренции, либо в условиях действия монополии. От выбран­ного принципа будет зависеть метод ценообразования.

Методологию ценообразования можно изобразить следу­ющим образом:

 

 Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт) Методология ценообразования

 


 

 

 

 

В условиях атомистического рынка, т.е. рынка, на кото­ром сталкиваются интересы многих продавцов и покупате­лей, цена, рассчитанная любым из методов, корректируется реальными условиями спроса и предложения. Причем откло­нения от первоначально рассчитанного уровня могут быть значительными.

Монополистические и олигополистические структуры рынка позволяют монопольным производителям устанавли­вать монопольные цены. Монопольные цены могут существен­но отклоняться от цены производства как в одну, так и в другую сторону.

Таким образом, выбор метода ценообразования зависит как от объективных, так и субъективных причин. К объек­тивным причинам относится цель, которую преследует про­изводитель данной продукции, изучение этих причин в со­вокупности позволяет выбрать наиболее оптимальный метод ценообразования.

Метод ценообразования зависит от структуры или типа рынка, который в свою очередь определяется формами и ме­тодами конкурентной борьбы.

Рыночная стоимость товара есть его общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими затратами труда в данной сфере производства совокупной стоимости, соответственно при­ходящейся на единицу потребительной стоимости. Эта сто­имость выражает действительную среднюю отраслевую производительность труда. Математически точное соот­ветствие рыночной стоимости единицы товара массе зат­рат труда есть лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни это осуществляется в процессе внутриотраслевой конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это межфирмен­ная или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Если рассматривать цену с качественной стороны, она является формой стоимости товара. На количественное отклонение цены от стоимости товара влияет соотноше­ние спроса и предложения. Когда речь идет о борьбе за платежеспособный спрос или потребности производства, мы имеем дело с функциональной или межотраслевой конкуренцией. В этом случае в конкурентную борьбу вклю­чаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности.

Таким образом, результат межотраслевой конкуренции – цена производства.

Спрос определяет степень отклонения рыночных цен от рыночных стоимостей. Рыночная цена образуется в резуль­тате взаимодействия конкурентов, соотношения спроса и предложения, количества продавцов и покупателей на рын­ке. В зависимости от этого различают следующие основные модели рынка:

·   чистая конкуренция;

·   чистая монополия;

·   монополистическая конкуренция;  

·   олигополия.

Зная тип рынка, можно выбрать соответствующую страте­гию, метод ценообразования и определить способы влияния на пену. В условиях чистой конкуренции совокупность про­давцов и покупателей совершает сделки со схожим товарным продуктом, ни один отдельный представитель рынка не ока­зывает влияния на уровень текущих цен. При рынке чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, способнос­ти регулирования цены, а лишь приспосабливается. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная фирма, совершен­но неэластична. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производя­щих продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на продукт. Рынок чистой конкуренции предполагает ориентацию на средние рыночные цены товаров данного рода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ