Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)
- Опыт развитых
стран в области ценообразования
2.1.
Регулирование цен в развитых странах
Цены
лучше всего функционируют в условиях конкуренции. Высокая степень конкуренции
приводит к тому, что ни одна фирма не может контролировать процесс
ценообразования, цены контролируются рынком, т.е. складываются исключительно
под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет производителей
постоянно следить за себестоимостью, принимать во внимание тот факт, что
ресурсы можно использовать по-разному. В то же время потребитель в рамках своих
финансовых возможностей определяет структуру потребления, сравнивая цены
товаров и их потребительские ценности для себя. Т.е. в условиях конкуренции нет
необходимости контроля и вмешательства государства. Предприятия в условиях в
условиях рынка всегда стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции,
монополизировать производство.
Установление
рационального соотношения монополии и конкуренции, предотвращение разрушительных последствий монополизма
достигаются путем антимонопольного
законодательства. Впервые в мире такой документ, известный под названием
Антитрестовского закона или «Закона Шермана» (1890г.) был принят в США в конце прошлого столетия. Этим
законом конкуренция была взята под
защиту государства.
В
настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое
хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции
и ограничение монополизации[1]. Антимонопольными считаются законы,
запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка,
вертикальное горизонтальное
фиксирование цен, дискриминация в торговле.
Что касается
методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве
общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические
методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на
себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.
Государственные
органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством
ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
Способы
и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой
неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических,
ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.
Австрия. Государственное регулирование
цен осуществляется на основе Закона о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.), Закона о
картелях (в редакции 1988г.) Антидемпингового
Закона (1985 г.).
Государство
регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные
препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение).
Парламент
устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные
тарифы.
Министерство финансов устанавливает
цены на спиртные напитки.
Министерство
экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид
услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать
цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели
не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые
для ее производства сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при
этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости продукции
отдельно взятого предприятия.
Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименований
потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий
вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой
государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования
(Указ президента, 1989 г.). Согласно
Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа
включает товары и услуги, цены на
которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной
экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на
электроэнергию, общественный
транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др.
Во вторую группу
входят все остальные товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются
на три категории: существенные
недостаточные, существенные достаточные, несущественные.
На товары категории
«существенные недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная Прибыль в процентах либо в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия).
Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий),
сельскохозяйственные орудия,
некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др.
Цены
на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства, некоторые виды сырья,
полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего
оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и др. — всего 86
видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регламентации и контролируются
только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли.
Цены на товары и
услуги, не считающиеся товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия
органов государственной власти. Список товаров, входящих в ту или иную категорию,
достаточно подвижен. С 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье, хотя почти весь жилой фонд
находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок.
Испания. Государственное
регулирование и контроль за ценами осуществляет
Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный Королевским декретом в 1977 г. Юридической
основой регулирования цен является
Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г.
Удельный
вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от
общего объема потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает
следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены.
Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в случае получения соответствующего
разрешения от Правительственной комиссии в ответ на ходатайство государственной
или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию,
газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для
производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги,
на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т.
д.
Уведомительные
цены — это
такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по
ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления (стерилизованное
молоко, растительное масло, фуражное
зерно, минеральные удобрения).
Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетенции
провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские
перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц).
В
связи с вступлением Испании в ЕС ценообразование в области сельского хозяйства строится с учетом
рекомендаций и директивных указаний соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой
сельскохозяйственной политики Общего рынка.
Норвегия. Правовой основой для государственного
регулирования цен является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением
конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также
ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого Закона. Контроль за
соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства,
осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются
специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам,
Государственная инспекция по ценам.
Государство
определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замораживает» цены, устанавливает
порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и
другие правила в области цен. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо,
молоко, маргарин, химические
удобрения, цемент, лекарства.
Основой для
установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время зависимость
экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает правительство проводить политику
защиты своей экономики, в том числе и путем наблюдения за соответствием
уровней и соотношений внешних и внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению
соотношения цен на
внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта.
США. Правовой основой государственного
регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль
за ценами (контроль
за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются Антитрестовское управление
Министерства юстиции США и Федеральная
торговая комиссия.
Подавляющая
часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма.
Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной
монополией. Это — энергетика, система связи.
Государством регулируется 5-10% цен.
В
некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию,
междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.
Важное
значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в практику в 1933 г.).
Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции
Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных
гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные фермерские цены падают
ниже их уровня, гарантируя
минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.
Залоговые
операции Товарно-кредитной корпорации означают предоставление фермерам кредита
под залог продукции. В случае снижения рыночных цен фермеры могут передавать
заложенную продукцию в собственность Товарно-кредитной корпорации, и тогда
залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых
фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты
по ней и реализовать
продукцию на свободном рынке.
Правительство США
оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования.
Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние
на издержки производства
и цены.
В настоящее
время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного
регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда
можно отнести следующее: рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки
федеральных резервных
банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг,
налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение
соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые
пропорции обмена и уровня цен.
Франция. Франция является одной из
немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий
режим государственного регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986
гг.) государственное
регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное
регулирование экономики), который частично сохранился до настоящего времени.
Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен продолжалась до второй половины 1980-х
гг. К 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен
на промышленную продукцию.
В
настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий
отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию.
Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково:
примерно 20% цен регулируется государством,
а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.
Регулирование
цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной
продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг.
Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает
косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.
Имеются
государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, — это Департамент по конкуренции
Министерства планирования и финансов, куда на правах отдела входят органы по
государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. Работает около трех тысяч
государственных контролеров
по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования цен, отраслевых
министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек).
Государственные контролеры наблюдают за
соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по
нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в
финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть общественного контроля за
качеством товаров и ценами.
Швеция. Страна имеет значительный
опыт государственного регул регулирования цен. Правовым обеспечением регулирования цен
является Закон о регулировании
цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в
качестве исключительной формы замораживание
цен. Последнее возможно по двум причина: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно
замораживание цен использовалось в
период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции.
В 1980-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989г. (с марта помай) под
предлогом переговоров правительства с
профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного
уровня населения и сдерживания
инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.
Предоставлено
право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг, включая квартирную плату, или
выборочно, по отдельным товарам. Предусмотрена возможность установления государством
максимального уровня цен для отдельных
товаров и введения порядка, при котором повышение цен производится только после предварительного уведомления и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по
вопросам регулирования цен конкуренции
и доходов принимает парламент — рикстаг.
Воздействие на уровень цен
осуществляется через государственную
монополию и государственные предприятия. Государственная монополия
существует на винно-водочные изделия, почтовые
услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.
Государственные
предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из рыночных условий, но в
некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным воздействием. Так,
правительство устанавливает тариф на базисный вид услуг — стоимость отправки писем, норму
прибыли на государственный
энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от которой этот концерн устанавливает
тариф на поставку электроэнергии.
Местные
органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности
(водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов и т. д.) и обладают
соответствующими правами в области ценообразования.
Государство
жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно,
молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом
интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями
сельскохозяйственных
производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень
цен на продовольственные товары.
Постоянное
наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган — Государственное
управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Во всех 23
губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами,
численность которых
составляет от 2 до 10 человек.
Применение
тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен.
Япония. В Японии прямое вмешательство
государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс
на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная
база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, —
это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров,
Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым сделкам — следит за
соблюдением этих законов.
Основой
ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако
это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды
товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г.,
которое является правительственным органом, осуществляющим значительную
деятельность в области
ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение
тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на
необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой
политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том
числе на рис, пшеницу,
мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы,
стоимость образования и медицинского обслуживания.
Объектом
пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и
продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства
государства разорилась бы вся основная часть фермеров, затраты которых выше,
чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой
стоимости рабочей силы, кормов и т.д. Поэтому государство применяет такие
методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров
сельского производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку
в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в
период роста цен (мясные и молочные продукты). «Рекомендательные» цены
устанавливаются на важнейшие сельскохозяйственные продукты и их добровольно
придерживаются торговцы. В процессе ценообразования на товары широкого
потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых товаров
ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их
распределения позволили уменьшить степень контроля под различными ценами со
стороны крупных компаний.
2.2. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и
зарубежный опыт
Проблема
использования льготного налогового режима для легального ухода от налогообложения
стала актуальной для нашей страны с
переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Зарубежные
государства столкнулись с этой проблемой значительно раньше. Следует также иметь в виду, что развитые страны, где
налоговое бремя значительно, пытаются найти способы противодействия не
только использованию офшорных зон для избежания налогообложения, но и
стремлению транснациональных корпораций
переносить часть своей деятельности в государства с более благоприятным
налоговым режимом. Если транснациональные корпорации проводят такую политику, то при совершении внешнеэкономических сделок между
юридическими лицами, подконтрольными этим корпорациям, используются так
называемые трансфертные цены. В связи с этим законодательство, предоставляющее налоговым органам право
корректировать в определенных случаях для исчисления налогов цены,
применяемые налогоплательщиками, называют
законодательством о трансфертном ценообразования.
Российское
налоговое законодательство до 1.01.1999 г. обязывало налогоплательщиков корректировать налогооблагаемую базу
для реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости. При такой
реализации в исчислении налога на прибыль, НДС, а также отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы
использовались рыночные цены на аналогичную продукцию. Кроме того, для исчисления НДС в случае реализации аналогичной
продукции в течение предшествующих 30 дней по ценам выше себестоимости требовалось применять максимальную цену
реализации за этот период.
Эти положения законодательства
вызывали многочисленные нарекания налогоплательщиков,
не соответствовали принципам налогового законодательства развитых стран и с введением в действие первой части Налогового
кодекса РФ были отменены. Их заменили нормы, позволяющие налоговым органам
в определенных случаях корректировать цены для целей налогообложения. Они в
целом соответствуют законодательству США и Европы о трансфертном ценообразовании.
Ст. 40
Налогового кодекса РФ позволяет налоговым органам корректировать цены сделок в следующих случаях: при сделках
между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при
отклонении цен сделок более чем на 20% (до
18.08.1999 г. - 30%) в сторону повышения или понижения от уровня цен,
применяемых налогоплательщиком по однородным товарам в течение
непродолжительного периода времени и совершения внешнеторговых сделок (с 18.08.1999 г.).
Если в этих случаях цены
товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются
более чем на 20% (до 18.08.1999 г. - 30%) в сторону повышения или понижения
от рыночной цены однородных товаров, то налоговый орган вправе вынести решение
о доначислении налогов, исходя из рыночной цены, с взысканием с налогоплательщика пеня.
Для
определения рыночной цены используется информация о сделках с однородными
товарами между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Должны учитываться такие
факторы, как величина сделки, сезонные скидки, качество и т.п. При отсутствии сделок
с однородными товарами или недоступности информации о них применяются иные
способы определения рыночной цены - метод цены последующей реализации и
затратный метод. При применении первого из них рыночная цена определяется как
разность цены, по которой рассматриваемые товары реализованы (перепроданы) покупателем, и обычных в подобных случаях
затрат по реализации, понесенных этим покупателем, а также обычной для данной
сферы деятельности прибыли покупателя. Если невозможно применить этот метод, то
применяется затратный метод, при котором рыночная цена товаров определяется как сумма
произведенных затрат и обычной для
данной сферы деятельности прибыли.
Решение
налоговых органов о доначислении налога и пени может быть оспорено
налогоплательщиком в суде, который при рассмотрении дела должен принять во внимание все факторы, используя
информацию, полученную из любых источников.
Рассмотрим
отличия ст. 40 Налогового кодекса РФ от соответствующих норм зарубежного законодательства.
Законодательство, позволяющее налоговым органам корректировать в определенных
случаях цены сделок при их отклонении от рыночных, возникло в США. Затем
подобные нормы были введены в странах Европы. Впервые Организация
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обобщила международный опыт в
этой области в своем отчете; в 1979 г. В 1995 г. она издала документ «Принципы
трансфертного ценообразования для транснациональных предприятий и налоговых
администраций». Его положения используются налоговыми органами стран - членов
ОЭСР.
Основная область
регулирования законодательства о трансфертном ценообразовании стран ОЭСР - внешнеэкономические сделки, совершаемые между
взаимозависимыми лицами. Однако в России налоговые органы получили право
контролировать цены не только при сделках между взаимозависимыми лицами и
внешнеторговых, но и при бартерных операциях, а также в случаях отклонения цен сделок более чем на 20% в сторону
повышения или понижения от уровня
цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение
непродолжительного периода времени. Предоставление налоговым органам столь широких полномочий по контролю за
ценообразованием при том, что уровень рыночных цен на практике
определить объективно достаточно сложно, нельзя считать оправданным.
Зарубежное
законодательство о трансфертном ценообразовании исходит из предположения, что при любой
сделке обе стороны ожидают доход. Прибыль взаимозависимых компаний может быть ниже обычной, если
экономический риск возлагается в большей
степени на головную компанию (например, она реализует конечную продукцию
покупателям, не входящим в труппу, и несет риск
неоплаты продукции), но полное отсутствие прибыли у каких-либо компаний
группы считается неприемлемым.
При
сделках между взаимозависимыми лицами цены не должны существенно отклоняться от
рыночных. В случае их существенного отклонения налоговые органы имеют право
доначислить сумму налога (как правило, налога на прибыль корпораций), исходя из рыночных
цен. Способы определения этих цен те же, что предусмотрены в ст. 40 первой части
Налогового кодекса РФ, т.е. на основе цены сделки с однородными товарами в сопоставимых
экономических условиях. При невозможности применения этого способа применяются
метод цены
последующей реализации или затратный метод. Также может применяться перераспределение
прибыли внутри группы взаимозависимых компаний с использованием определенных
законодательством принципов.
Следует
подчеркнуть, что существует отличие между изложением метода цены сделки с однородными
товарами в ст. 40 и в рекомендациях ОЭСР. По российскому законодательству
требуется определить рыночную цену на рынке однородных товаров, с которой сравнивается цена исследуемой
сделки. При этом должны использоваться лишь
официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. В соответствии с рекомендациями ОЭСР цена исследуемой сделки сравнивается с ценой
любой конкретной сделки в отношении идентичного товара между независимыми
лицами при сопоставимых условиях сделки.
В соответствии, как
с западными нормами, так и с российскими, если условия сопоставляемых сделок
(величина партии, качество товара и т.п.) различаются и это оказывает
серьезное влияние на цену, то необходимо произвести соответствующие
корректировки. Если такие корректировки не могут быть произведены, то можно
использовать метод цены сделки с однородными товарами вместе с другими методами или использовать лишь эти другие методы.
При применении
метода последующей перепродажи рыночная цена определяется как разность между ценой перепродажи и суммой затрат с учетом обычной
для перепродавца прибыли (включая риски, возлагаемые на перепродавца, и
используемые им активы). При этом важно правильное определение величины этой
прибыли. Она определяется, исходя из прибыли, полученной перепродавцом при
перепродаже товаров, приобретенных у независимых контрагентов, а если это невозможно, исходя из прибыли других участников
рынка при совершении сравнимых сделок между независимыми лицами. При этом
необходимо учитывать различия в характере деятельности сравниваемых перепродавцов.
При применении
затратного метода также важно правильное определение суммы обычной для данной
сферы деятельности прибыли. Она определяется, исходя
из прибыли, получаемой данным субъектом рынка, а если это невозможно, то исходя из прибыли, получаемой другими
субъектами рынка. При этом следует учитывать влияние различий в характере
деятельности этих субъектов рынка. Например, прибыль компаний, использующих
собственные и арендованные основные
средства, не может быть одинаковой.
В
соответствии с рекомендациями ОЭСР при проведении проверок налоговые органы прежде всего анализируют методы
ценообразования, используемые самими
налогоплательщиками, проверяя правильность их применения. Обычно
налоговые органы должны доказать несоответствие применяемых цен рыночным.
Налогоплательщик при этом стремится доказать, что используемый им подход к ценообразованию обеспечивает
соответствие применяемых цен рыночным с учетом необходимых поправок. Для того,
чтобы отстоять свою позицию, налогоплательщик должен обладать необходимыми
документальными доказательствами.
В ряде государств
применяется такой инструмент, как предварительные соглашения между
налогоплательщиками и налоговыми органами о механизме ценообразования. В нашей
стране они законодательством не предусмотрены. В таких соглашениях оговариваются применяемые налогоплательщиками методы
ценообразования. Соглашения позволяют налогоплательщикам избежать риска
доначисления сумм при проведении налоговых проверок (если, соблюдаются условия
соглашений).
Следует отметить,
что в Польше, Венгрии, Чехии в 90-е гг. также появилось законодательство о трансфертном
ценообразовании, соответствующее требованиям
ОЭСР (эти страны стали се членам;:). Наиболее широко такое законодательство
применяется в Польше, где опыт проведения налоговыми органами проверок его
соблюдения показывает, что в наиболее выигрышном положении оказываются налогоплательщики, которые могут документально
обосновать применяемый ими способ ценообразования и имеют доказательства
соответствия применяемых ими цен рыночным. В противном случае, налоговые
органы могут произвести расчет отклонения применявшихся налогоплательщиком цен
от рыночных с использованием метода, который наименее отвечает интересам налогоплательщика. В связи с этим
можно сделать вывод, что в России подготовленность налогоплательщика к
налоговой проверке по соблюдению
законодательства о трансфертном ценообразовании и наличие необходимых
документальных подтверждений соответствия применяемых цен рыночным, позволяет
ему доказать свою правоту.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|