бесплатные рефераты

Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Как свидетельствуют приведенные данные, в России имеют место процессы высокой инфляции в условиях непрекращающегося спада производства, с  сохранением и периодическим обострением товарного дефицита и при устойчивом обесценивании рубля по отношению к доллару и другим твердым валютам. Специфика российской гиперинфляции проявляется в следующих основ­ных признаках:

1. Действие факторов инфляции спроса относительно ослабло. Превышение платежеспособного спроса над объемом товаров и услуг, типичное для 1988-1991 гг., исчерпало себя ввиду огромного роста цен и вследствие обесценивания сбережений населения. В период 1992-1998 гг. ввиду жестких, хотя и колеблющихся, монетаристских ограничений рост денежной массы в России резко отставал и от роста цен, и от роста стоимостного объема товаров и услуг (с учетом их физического объема).

2.     В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые
относительно легко поддаются монетаристский ограничениям. В первую
очередь это относится к спирали «зарплата - цены». Действие этой спирали
обычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен, В России
наблюдается диаметрально противоположная ситуация: заработная плита
(бюджетников), пенсии, пособия растут медленнее, чем цены.

3.     В той инфляции издержек, которая господствовала в инфляционных процессах России, преобладают мощные факторы, в малой степени поддающиеся хотя бы косвенному воздействию монетаристских ограничений, в том числе давлению быстро растущих цен: сверхмонополизация экономики; серьезные структурные диспропорции в экономике; разрыв хозяйственных связей в ре­зультате распада СЭВ и развала СССР и подрыва этих связей внутри самой России; суровые природно-климатические условия на значительной части рос­сийской территории; национально и социально-политическая нестабильность.

В этих условиях Правительство РФ вынуждено было принять жесткие меры.

Анализ антиинфляционной политики в России приводит к следующему вы­воду: наряду с использованием гибких монетаристских методов необходимо использовать на базе восстановления управляемости экономики комплекс немонетаристских мер, чтобы сдержать инфляцию не за счет снижения производ­ства, а за счет его реальной, стабилизации, оживления и подъема. Именно та­кой подход диктуется опытом Запада в успешной борьбе с высокой инфляцией. Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денеж­ной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Исто­рия гиперинфляции, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран, переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики — шоковой терапии и градуирования — осуще­ствляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране.

В связи с крупномасштабной девальвацией рубля в 1998г., связанной с нарушением равновесия всех основных показателей финансового рынка, Правительство РФ совместно с Центральным банком приняло ряд антикри­зисных мер. В частности, Центральный банк неоднократно увеличивал став­ку рефинансирования, отказался от поддержки рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ приняло программу реструктуризации го­сударственного долга. При формировании ориентиров по темпам инфляции в прогнозе на 1998-1999 гг. будут учтены условия, вызвавшие новый виток ин­фляции на потребительском рынке и на рынках товаров производственно -  технического назначения, инвестиционных товаров, а также в сфере рыночных и нерыночных услуг.

Динамика тарифов в сфере грузового транспорта будет складываться под воздействием правительственных мер по ограничению роста цен в отраслях  - естественных монополиях. В 1998-1999 гг. снижены тарифы на грузовые перевозки, отпускные цены на газ, нефть и другие виды энергоресурсов, но их реальное изменение трудно осуществить.

Одним из факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потре­бительском рынке а 1998 и 1999 гг., является зависимость этого рынка от им­порта. Динамика потребительских цен испытывает влияние конъюнктуры ми­рового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирова­ния рынка и цен становится необходимым.

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов насе­ления. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определя­ет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину уста­навливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзи­на устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особен­ностей потребления, основных социально-демографических групп населения.

Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Госу­дарственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обяза­тельным платежам и сборам.

Прожиточный минимум необходим при установлении минимального раз­мера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат граж­данам Российской Федерации.

Стоимость набора из 25 наименований продовольственных товаров в ценах марта 1999 г. в Санкт-Петербурге составила 570 руб., что на 3,0% больше, чем в феврале того же года, в области — 527,51 руб., что на 4,2% больше. Из 90 административных территорий России по стоимости этого набора Санкт-Петербург в марте занимал 19-е место. Ленинградская область — 37-е место.

 В табл. 2 приводится изменение стоимости набора из 25 основных про­дуктов питания, составляющих продовольственную корзину прожиточного минимума в 13 российских городах-миллионерах в марте 1998 и 1999 гг, (в рас­чете на одного жителя).

Из непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге более всего подоро­жали ткани — на 36,8%, школьно-письменные товары — на 28,1, трикотаж — на 27,8, одежда и белье — на 22,2, моющие средства — на 21,5, чулочно-носоч­ные изделия — на 20,9, медикаменты — на 17,8, строительные товары — на 12,1, табачные изделия — на 11,4, электротовары — на 9,9, бензин — на 8,0, телерадиотовары — на 6.8%.

В Ленинградской области в большей степени подорожали трикотажные из­делия — на 35,4%, парфюмерно-косметические средства — на 32,4, ткани —на 32,1; галантерея — на25,1; моющие средства— на 22,2; одежда и белье — на 21,9; обувь — на 20,1; медикаменты — на 19,5; электротовары — на 15,4; стро­ительные материалы — на 7,6; бензин — на 6,1; табачные изделия — на 5,0%.

Таблица 2

 

 

Период времени

 

март 1998 г.

март 1999 г.    '

Москва

298,6

670,3

Санкт-Петербург

250,5

570,0

Самара

242,9

566,2

Екатеринбург

249,9

553,9             553.9

Новосибирск

260,3

537,3

Челябинск

233,7

526,3

Россия

248,2

524,5

Волгоград

226,4   

511,7

Пермь

241,1

497,9

Уфе

223,8

496,9

Омск

231,6

494,9

Нижний Новгород

220,2

490,9

Ростов - на- Дону

213,5

465,1

Казань

196,8

400,7

 

Из платных услуг, оказываемых населению, в 1 квартале 1999 г. в Санкт-Петербурге повысились тарифы на медицинские услуги — на 19,9%, услуги образования — на 17,5, услуги транспорта — на 15,7, из них проезд в метро — на 50%; бытовые услуги — на 9,6, в том числе стоимость химчистки — 33,8, ремонт часов — 18,7, ремонт и пошив одежды — на 12,3%. Жилищно-комму­нальные услуги в I квартале подорожали на 9,7%, из них тарифы на электро­энергию повысились на 58,9, газ сетевой — на 44,9%.

В Ленинградской области прирост цен на услуги городского муниципально­го транспорта составил 93,9%, услуги образования — 22,6, дошкольных учреж­дений — 17,5, медицинские услуги — 14,3, услуги связи — 12,0, бытовые услу­ги — 6,4%. Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 12,9 %, из них тарифы на электроэнергию повысились на 46,0, квартплату — на 38,8, холод­ное водоснабжение — на 12,0% [4].

Стоимость прожиточного минимума должна отражать изменения цен и учитываться при индексации выплат населению.

В настоящее время вместо прожиточного минимума при индексации вы­плат населению используется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), равный 83 руб. 49 коп., который ниже величины прожиточного минимума. Прави­тельство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населе­ния с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ. Разни­цу между ними можно проследить на следующем примере.

Для индексации долговых обязательств правительства РФ Государствен­ной Думой РФ принят 21 июня 1996 г. Федеральный закон «О порядке установ­ления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязатель­ства Российской Федерации».

По этому закону в целях восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации был установлен «долговой рубль». «Долговой рубль яв­ляется условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Фе­дерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим феде­ральным законом».

По этому закону установлено, что долговая стоимость одного долгового руб­ля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.

За базовую стоимость необходимого социального набора принята его сто­имостная оценка в валюте СССР, определенная исходя из розничных цен госу­дарственной и кооперативной торговли; а также тарифов на основные бытовые и коммунальные услуги, действовавшие на территории РСФСР в 1990 г.

Необходимый набор включает 22 наименования продовольственных и не­продовольственных товаров и 6 видов услуг, включая городской транспорт.

В законе был также определен достаточно жесткий порядок и контроль за определением долговой стоимости, ее динамики и индексаций.

Долговая стоимость должна определяться еженедельно или же ежегодно. Если рост ежемесячной долговой стоимости превысит 1 % по сравнению с пре­дыдущим месяцем, то ее расчет должен осуществляться еженедельно.

Компенсация по вкладам населения должна происходить на основе расче­тов долговой стоимости.

В 1996 г. была произведена выплата вкладов населению старше 80 лет, вете­ранам Великой Отечественной войны, блокадникам и некоторым другим кате­гориям лиц. Вклады индексировались на основе расчета индекса в 1000%. В 1999 г. производится индексация вкладов лицам, родившимся в 1922 г.

О динамике цен и стоимости долгового рубля можно судить по табл. 3.

Из табл. 3 видно, что индекс долговой стоимости вырос с 399,88 руб. в 1990 г. до 3 612 682 руб. в 1997 г., или на 9034,42%, то есть долговой рубль 1990 г. в начале 1997 г. нужно было бы приравнивать к 9034,42 руб. по их покупатель­ской стоимости. Индексацию в 1000% и только для лиц старше 80 лет можно рассматривать как еще одно «воровство» у населения их сбережений.

В 1999 г. в соответствии с Постановлением Правительства от 20 мая 1999 г. № 553 выплата компенсации вкладов осуществляется гражданам, родившимся до 1922 г., или их наследникам — 1 тыс. руб. исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г., если размер вклада не превышал 1 тыс.руб. В зависимости от срока хранения и закрытия вкладов установлены дифференци­рованные коэффициенты от 1,0 до 0,6. Самый низкий коэффициент 0,6 установлен для вкладов, закрытых в 1992 г. Применяемый порядок индексации вкладов населения требует совершенствования, так как его несправедливость очевидна.

 

Таблица З. Цены к долговая стоимость некоторых продуктов и услуг социального набора[5]

 

Наименование продуктов

Нормы потребления на год

Сред. цены в 1990 г. в руб. коп.

Стоим. годовой покупки в руб. коп.

Сред. Цены на 01.02.97,

тыс.руб.

Стоимость годовой покупки в тыс. руб.

I.Продовольственные продукты

 

1 . Хлеб ржано-пшеничный

 68.7 кг

0-20

13,74

3,0

206,1

2. Хлеб пшеничный

62,9 кг

0-40

25,16

5,0

314,5

3. Мука пшеничная

19,5 кг

0-40

7,80

3,0

58,5

4. Рис

9,7кг

0-80

2,96

4,0   

14,8

5. Пшено

9,8кг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ