|
Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)
Как
свидетельствуют приведенные данные, в России имеют место процессы высокой инфляции в условиях непрекращающегося
спада производства, с сохранением и периодическим обострением товарного
дефицита и при устойчивом обесценивании
рубля по отношению к доллару и другим твердым валютам. Специфика российской гиперинфляции
проявляется в следующих основных признаках:
1.
Действие факторов инфляции спроса относительно ослабло. Превышение платежеспособного спроса над объемом товаров и
услуг, типичное для 1988-1991 гг., исчерпало
себя ввиду огромного роста цен и вследствие обесценивания сбережений населения. В период 1992-1998 гг.
ввиду жестких, хотя и колеблющихся,
монетаристских ограничений рост денежной массы в России резко отставал и от роста цен, и от роста
стоимостного объема товаров и услуг (с
учетом их физического объема).
2. В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые
относительно
легко поддаются монетаристский ограничениям. В первую
очередь это относится к спирали «зарплата - цены». Действие этой спирали
обычно
проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен, В России
наблюдается
диаметрально противоположная ситуация: заработная плита
(бюджетников),
пенсии, пособия растут медленнее, чем цены.
3. В той инфляции издержек, которая господствовала в инфляционных
процессах России, преобладают мощные факторы, в малой степени поддающиеся хотя бы косвенному воздействию
монетаристских ограничений, в том числе давлению быстро растущих цен: сверхмонополизация
экономики; серьезные структурные диспропорции в экономике; разрыв хозяйственных
связей в результате распада СЭВ и
развала СССР и подрыва этих связей внутри самой России; суровые природно-климатические условия на значительной части российской
территории; национально и социально-политическая нестабильность.
В этих условиях
Правительство РФ вынуждено было принять жесткие меры.
Анализ
антиинфляционной политики в России приводит к следующему выводу: наряду с использованием
гибких монетаристских методов необходимо использовать на базе восстановления
управляемости экономики комплекс немонетаристских мер, чтобы сдержать инфляцию не за счет
снижения производства,
а за счет его реальной, стабилизации, оживления и подъема. Именно такой подход диктуется опытом
Запада в успешной борьбе с высокой инфляцией. Необходимой составляющей
антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является
снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению
занятости. История
гиперинфляции, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран,
переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории
инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики — шоковой терапии и
градуирования — осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации
в стране.
В
связи с крупномасштабной девальвацией рубля в 1998г., связанной с нарушением равновесия всех
основных показателей финансового рынка, Правительство РФ совместно с
Центральным банком приняло ряд антикризисных мер. В частности, Центральный банк неоднократно
увеличивал ставку
рефинансирования, отказался от поддержки рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ
приняло программу реструктуризации государственного долга. При формировании ориентиров по
темпам инфляции в прогнозе
на 1998-1999 гг. будут учтены условия, вызвавшие новый виток инфляции на потребительском
рынке и на рынках товаров производственно - технического назначения,
инвестиционных товаров, а также в сфере рыночных и нерыночных услуг.
Динамика тарифов в сфере
грузового транспорта будет складываться под воздействием
правительственных мер по ограничению роста цен в отраслях - естественных монополиях. В
1998-1999 гг. снижены тарифы на грузовые перевозки, отпускные цены на газ, нефть и другие виды
энергоресурсов, но их реальное изменение
трудно осуществить.
Одним из
факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потребительском рынке а 1998 и 1999 гг.,
является зависимость этого рынка от импорта. Динамика потребительских цен
испытывает влияние конъюнктуры мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные
товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных
товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирования рынка и цен становится
необходимым.
Инфляция
порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели
рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор
продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской
корзины определяет
величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон.
По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается
законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических
условий, национальных традиций и местных особенностей потребления, основных
социально-демографических групп населения.
Величина
прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике
об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и
расходы по обязательным
платежам и сборам.
Прожиточный
минимум необходим при установлении минимального размера оплаты труда и минимального
размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других
социальных выплат гражданам Российской Федерации.
Стоимость
набора из 25 наименований продовольственных товаров в ценах марта 1999 г. в
Санкт-Петербурге составила 570 руб., что на 3,0% больше, чем в феврале того же года, в
области — 527,51 руб., что на 4,2% больше. Из 90 административных территорий России
по стоимости этого набора Санкт-Петербург в марте занимал 19-е место.
Ленинградская область — 37-е место.
В
табл. 2 приводится изменение стоимости набора из 25 основных продуктов питания, составляющих
продовольственную корзину прожиточного минимума в 13 российских городах-миллионерах в марте 1998
и 1999 гг, (в расчете
на одного жителя).
Из
непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге более всего подорожали ткани —
на 36,8%, школьно-письменные товары — на 28,1, трикотаж — на 27,8, одежда и белье — на 22,2,
моющие средства — на 21,5, чулочно-носочные изделия — на 20,9, медикаменты — на 17,8,
строительные товары — на 12,1, табачные изделия — на 11,4, электротовары — на 9,9, бензин — на 8,0, телерадиотовары — на 6.8%.
В Ленинградской
области в большей степени подорожали трикотажные изделия — на 35,4%,
парфюмерно-косметические средства — на 32,4, ткани —на 32,1; галантерея — на25,1; моющие
средства— на 22,2; одежда и белье — на 21,9; обувь — на 20,1; медикаменты — на 19,5; электротовары
— на 15,4; строительные
материалы — на 7,6; бензин — на 6,1; табачные изделия — на 5,0%.
Таблица 2
|
|
Период времени
|
|
март 1998 г.
|
март 1999 г. '
|
Москва
|
298,6
|
670,3
|
Санкт-Петербург
|
250,5
|
570,0
|
Самара
|
242,9
|
566,2
|
Екатеринбург
|
249,9
|
553,9 553.9
|
Новосибирск
|
260,3
|
537,3
|
Челябинск
|
233,7
|
526,3
|
Россия
|
248,2
|
524,5
|
Волгоград
|
226,4
|
511,7
|
Пермь
|
241,1
|
497,9
|
Уфе
|
223,8
|
496,9
|
Омск
|
231,6
|
494,9
|
Нижний Новгород
|
220,2
|
490,9
|
Ростов - на- Дону
|
213,5
|
465,1
|
Казань
|
196,8
|
400,7
|
Из
платных услуг, оказываемых населению, в 1 квартале 1999 г. в Санкт-Петербурге повысились тарифы на медицинские услуги
— на 19,9%, услуги образования — на 17,5, услуги транспорта — на 15,7, из них
проезд в метро — на 50%; бытовые услуги — на 9,6, в том числе стоимость химчистки
— 33,8, ремонт часов — 18,7, ремонт и пошив одежды — на 12,3%. Жилищно-коммунальные услуги в I квартале подорожали на 9,7%, из них тарифы на
электроэнергию повысились на 58,9, газ сетевой — на 44,9%.
В
Ленинградской области прирост цен на услуги городского муниципального
транспорта составил 93,9%, услуги образования — 22,6, дошкольных учреждений —
17,5, медицинские услуги — 14,3, услуги связи — 12,0, бытовые услуги — 6,4%.
Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 12,9 %, из них тарифы на электроэнергию
повысились на 46,0, квартплату — на 38,8, холодное водоснабжение — на 12,0% [4].
Стоимость
прожиточного минимума должна отражать изменения цен и учитываться при индексации выплат
населению.
В настоящее время
вместо прожиточного минимума при индексации выплат населению используется
минимальный размер оплаты труда (МРОТ), равный 83 руб. 49 коп., который ниже
величины прожиточного минимума. Правительство РФ обещает в течение ряда лет
перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного
минимума вместо МРОТ. Разницу между ними можно проследить на следующем примере.
Для индексации
долговых обязательств правительства РФ Государственной Думой РФ принят 21 июня 1996 г. Федеральный закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого
долгового обязательства Российской
Федерации».
По
этому закону в целях восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации был
установлен «долговой рубль». «Долговой рубль является условной денежной единицей и
выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для
единицы номинала целевого
долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим федеральным законом».
По
этому закону установлено, что долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из
изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и
базовой стоимости данного набора.
За
базовую стоимость необходимого социального набора принята его стоимостная оценка в валюте
СССР, определенная исходя из розничных цен государственной и кооперативной торговли;
а также тарифов на основные бытовые и коммунальные услуги, действовавшие на территории РСФСР
в 1990 г.
Необходимый
набор включает 22 наименования продовольственных и непродовольственных товаров
и 6 видов услуг, включая городской транспорт.
В
законе был также определен достаточно жесткий порядок и контроль за определением долговой стоимости, ее динамики и
индексаций.
Долговая стоимость
должна определяться еженедельно или же ежегодно. Если рост ежемесячной долговой стоимости превысит 1 % по сравнению с
предыдущим месяцем, то ее расчет должен осуществляться еженедельно.
Компенсация
по вкладам населения должна происходить на основе расчетов долговой стоимости.
В
1996 г. была произведена выплата вкладов населению старше 80 лет, ветеранам Великой Отечественной
войны, блокадникам и некоторым другим категориям лиц. Вклады индексировались на
основе расчета индекса в 1000%. В 1999 г. производится индексация вкладов лицам,
родившимся в 1922 г.
О динамике цен и стоимости долгового
рубля можно судить по табл. 3.
Из
табл. 3 видно, что индекс долговой стоимости вырос с 399,88 руб. в 1990 г. до 3 612 682 руб. в
1997 г., или на 9034,42%, то есть долговой рубль 1990 г. в начале 1997 г. нужно было бы приравнивать
к 9034,42 руб. по их покупательской стоимости. Индексацию в 1000% и только для лиц
старше 80 лет можно рассматривать как
еще одно «воровство» у населения их сбережений.
В
1999 г. в соответствии с Постановлением Правительства от 20 мая 1999 г. № 553 выплата компенсации
вкладов осуществляется гражданам, родившимся до 1922 г., или их наследникам — 1
тыс. руб. исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г., если размер
вклада не превышал 1 тыс.руб. В зависимости от срока хранения и закрытия вкладов
установлены дифференцированные коэффициенты от 1,0 до 0,6. Самый низкий
коэффициент 0,6 установлен для вкладов, закрытых в 1992 г. Применяемый порядок индексации
вкладов населения требует совершенствования, так как его несправедливость
очевидна.
Таблица З. Цены к долговая стоимость некоторых продуктов и услуг социального набора[5]
|