|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поскольку бюджет правительства РФ переживает «кризисное состояние» и возврат сбережений населению осуществляется постепенно, их можно использовать как кредитные средства для капитальных вложений в целях оживления экономики РФ, создания новых рабочих мест, строительства жилья для населения, новых предприятий и за счет получения прибыли от их функционирования можно было бы выплачивать населению ее часть в виде дивидендов с учетом размера их рыночной долговой стоимости. Для нормальной индексации сбережений нужно брать набор продуктов и услуг, включенных в корзину расчета Госкомстатом индекса потребительских цен. Поскольку по регионам РФ наблюдается существенная дифференциация цен, как отмечалось выше, необходимо разработать региональные коэффициенты, корректирующие долговую стоимость.
3.4. Мировые цены и роль государства в их формировании
Как известно, мировые цены применяются во внешней торговле. Мировые цены устанавливают на экспортную (вывозимую) и импортную (завозимую) продукцию (товары, услуги). В основе мировых цен лежит интернациональная стоимость. Интернациональная стоимость формируется на основе затрат тех стран, которые экспортируют данный товар на мировой рынок, и качественно отличается от национальной. Мировые цены складываются под воздействием многих ценообразующих факторов мирового рынка: колебания валютных курсов, изменения соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических столкновений, неурожаев, катастроф, а также с учетом спроса и предложения. Мировая цена конкретного товара выражает в денежной форме мировую и интернациональную стоимость этого товара на базисном мировом рынке, а также влияние конъюнктурных факторов. На практике мировые цены определяются на основе информации о международной торговле, включающей: 1) счета-контракты; 2) справочные цены. В качестве мировых цен выбирают цены крупнейших экспортеров или общепризнанных бирж, аукционов, торгов. При базисной купле-продаже мировая цена товара включает все расходы по его доставке до пограничной станции, включая страховые и транспортные расходы. Каждое государство определяет свою ценовую политику как во внутренней, так и во внешней торговле на основании международных соглашений, своих законов и других нормативных документов с учетом взаимовыгодных торговых отношений, расширения товарооборота, поддержания равновесия и насыщения рынка, стабилизации цен, повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров, сочетания открытости и протекционистской защиты отечественных товаропроизводителей, привлечения зарубежных инвестиций в прогрессивные производства и технологии, социальной направленности спроса, оптимизации доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (чтобы экспорт был не меньше импорта). В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и применением цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции. Основная цель государственного регулирования экономики — соблюдение интересов общества в целом, прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита интересов будущего поколения, охрана окружающей среды. В ЕС существует национальное регулирование цен в сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решение по ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ОБСЕ на уровне министров сельского хозяйства, который устанавливает обязательные для всех стран минимальные и максимальные уровни фермерских цен, а в черной металлургии — Европейская организация угля и стали, определяющая базисные цены на продукцию черной металлургии. Политика Российской Федерации во внешней торговле определена в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" с учетом изменений от 7 августа, 25 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г. Основными целями этого Закона являются: ·
рационализация
товарной структуры ввоза товаров · поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; ·
создание
условий для прогрессивных изменений в · защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; · обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Литература
1. Салимжанов И.К. Государственная политика цен: содержание и задачи //Финансы.-2002.-№4.-80с. 2. Шуляк П.Н. Ценообразование. - М.: Дашков и К, 2003.- 189с. 3. Уткин А.Э. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ТАНДЕМ, 1999.-223с. 4. Гонелес О. Контроль цен налоговыми органам: отечественный и зарубежный опыт // Экономист.-2000.-№10.-96с. 5. Кудряшева Е., Юцковская И. Законадательное регулирование цен в Российской Федерации // Налоги.-1998.-№23. 6. Лушин С., Кокорев М.В. Плановое ценообразование. - М., 1986.-279с. 7. Яковлев Н.Я., Цены и ценообразование. - М., 2001.-105с. 8. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. - СПб., 1999.-463с. 9. Денисова И.П. Цены и ценообразование. –М., 1997.-164с.
[1] Закон о конкуренции в Канаде, Закон о продвижении экономической конкуренции в Финляндии, Закон о контроле монополий и ограничительных действий в Дании Закон против ограничений конкуренции в ФРГ, Антимонопольный закон в Японии, Закон о конкуренции во Франции, к которому примыкает Закон о контроле над экономической концентрацией и положение о ценах, Закон о конкуренции в Швеции, Федеральный Закон о картелях в Швейцарии, Закон о справедливой торговле и Закон об ограничениях в торговле в Великобритании, Королевский декрет о запрете соглашений по ценам, прибылям, «государственным подношениям» в Норвегии, 3акон о контроле монополий и олигополии и защите свободной конкуренции в Греции и т.д. См.: Никитин С. М., Гельвановский А). И. и др. Инфляция и хозяйственный механизм (1980-е гг.). М.: Наука, 1993. С. 119.
[2] Российский статистический ежегодник. 1998. С. 735.
[3] Вопросы экономики. 1998.№5. [4] См.: Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области в I квартале 1999 г.// Санкт-Петербургскхе ведомости. 1999.
[5] По расчетам научных сотрудников и преподавателей кафедры ценообразования СПбГУЭФ.
|
|