бесплатные рефераты

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

 

 

Российская Федерация

Министерство образования и науки

НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина»

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

по курсу «Основы менеджмента» для самостоятельной подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену

по специальности 061100 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Ставрополь 2005




 

I. Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине

«Основы менеджмента»

 

1.      Сущность и содержание менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент.


1.1.  Разделение труда в организации по уровням и сферам деятельности

       Для того чтобы любая организация могла добиться реализации своих целей, задачи, стоящие перед ней,  должны быть скоординированы посредством вертикального и горизонтального разделения труда. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в организации  исполнителей и руководителей низшего, среднего и высшего уровня управления, а горизонтальное - различие  по видам деятельности: администрирование, производство, снабжение, техническое обеспечение, маркетинг, финансовое обеспечение, охрана труда, управление персоналом, инвестициями, хозяйственное  обеспечение.

       Возникновение управления как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся. Функция управления этим трудом реализовывалась представителями власти – государственной, военной, религиозной. Так осуществлялось управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих, феодальных государствах. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как самоуправление.  

       С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия положение изменилось. Теперь собственники этих предприятий не могли единолично выполнять производственные, предпринимательские и управленческие функции. Потребовалась группа лиц, осуществляющих в рамках организации эти функции. Управленческая деятельность выделилась в обособленную самостоятельную работу. Таким образом, природа возникновения управления связана с масштабной совместной деятельностью людей.

       В современном мире управлением занята примерно десятая часть работоспособного населения.

 Высший уровень управления – это группа должностных лиц организации, занимающих должности президента, исполнительных директоров и их заместителей, а также другие лица, непосредственно руководящие основными структурными подразделениями или ответственные за главные функции компании.

       Средний уровень управления – это группа должностных лиц, ответственных за решение среднесрочных задач и функций организации, за работу самостоятельных подразделений, отделов, проектов и программ.

       Низший уровень управления – это работники, выполняющие преимущественно управленческие функции, но не имеющие в подчинении других управляющих (мастера, начальники участков, бригадиры).

      Современные тенденции в развитии производства приводят к изменению образа современного предприятия, его организационной структуре. Смысл этих изменений заключается в сокращении относительной доли занятых в материальном производстве и увеличение доли тех, кто занят в нематериальном производстве: менеджеров, конструкторов, дизайнеров, маркетологов, бухгалтеров, программистов, т.е. работников, сосредоточенных на умственном и административном труде, так называемых «белых воротничков». Например, в США уже сейчас их в 1,5 раза больше, чем работников физического труда – «синих воротничков».

      Рассмотрим управление основными видами деятельности, свойственные современным организациям.

       Административное управление – включает создание организации, формирование структуры и системы управления, механизма реализации управленческих функций, отдача приказов и распоряжений, выработка регламентов, положений, норм, инструкций, контроль за их исполнением. Административным управлением занимаются директор, его заместители, службы, отделы, заведующий делопроизводством.

       Управление производством – направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей. Управление производством включает: управление технической подготовкой производства; оперативное управление производством; управление производственными запасами; контроль за внутрипроизводственной деятельностью предприятия.

       Управление производством осуществляют заместитель директора по производству, производственный и плановый отделы, руководители структурных подразделений.  

       Управление материально – техническим снабжением - состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, средств индивидуальной защиты работникам.

        На большинстве предприятий служба снабжения, возглав­ляемая заместителем директора по коммерческим вопросам, — это совокупность управленческих и производственных подразделений, организующих и осуществляющих обеспече­ние материальными ресурсами. Первые из них — это коммер­ческие службы, отделы МТС и отделы внешней кооперации и комплектации, а производственные включают матери­альные склады, подсобные хозяйства, заготовительные участ­ки. Кроме специальных служб, отдельные снабженческие функции выполняют другие подразделения предприятия (от­делы главного механика, капитального строительства, инст­рументальные цеха).

В состав служб МТС, как правило, входят: планово-экономическое бюро; материальные бюро, специали­зированные по видам материалов; диспетчерское бюро; мате­риальные склады:

        Управление техническим обеспечением – направлено на поддержание в исправном и работоспособном состоянии оборудования, зданий и сооружений. Управление техническим обеспечением осуществляют главный инженер, главный механик, главный энергетик, вспомогательные цеха и участки.

        Управление маркетингом – заключается в изучении рынка существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т.п. Управление маркетингом возлагается на заместителя директора по маркетингу, отдел маркетинга.

        Финансовое управление – включает составление бюджета, финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов и инвестиций, оценку текущего и перспективного финансового состояния, принятие необходимых мер по их укреплению. Финансовое управление осуществляют финансовый менеджер, главный бухгалтер.

        Управление персоналом – включает подбор, расстановку, профессиональную адаптацию, обучение, повышение квалификации персонала, вознаграждение и стимулирование труда, создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта работников, развитие социального партнерства. Любая организация представляет собой совокупность социальной и экономической подсистем, направленных на достижение поставленных целей. Система управления персоналом, как социальная система представляет собой совокупность целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных связей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

       Управление персоналом осуществляет заместитель директора по персоналу, отдел по управлению персоналом.

       Управление охраной труда – заключается в организации работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда, контроле над соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также работы по улучшению условий труда[14]. Охраной труда управляют директор, служба охраны труда.

       Управление инновациями – заключается в проведении научных исследований, прикладных разработок, создании опытных образцов и внедрении новинок в производство. Внедрение инновационных проектов осуществляют главный инженер, главный технолог, главный механик, технический  и производственный отделы.

       Управление хозяйственным обеспечением – организация управления включает санитарно-бытовое обеспечение и лечебно-профилактическое обслуживание работников, содержание санитарно-бытовых, производственных и служебных помещений в соответствии с санитарными и противопожарными нормами и требованиями, организацию общественного и профилактического питания, стирку, химчистку спецодежды и ремонт специальной обуви. Хозяйственное обеспечение организует заместитель директора по общим вопросам, хозяйственное отделение.


1.2. Сущность менеджмента

               


 
       В рыночной экономике, где ведущим критерием выступает конечный результат – прибыль, широко распространены такие понятия и соответственно им виды деятельности, как бизнес, предпринимательство и менеджмент. Они сходны между собой и в тоже время имеют существенные различия и неодинаковое сущностное содержание.

       Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. В развитой рыночной экономике ведущее место занимают малый и средний бизнес. Например, в США существуют примерно 10 млн. предприятий малого и среднего бизнеса. Ежегодно из них 1 млн. предприятий разоряются и 1 млн. предприятий открываются вновь. Около 85% населения США работают на этих предприятиях и только 15% на государственных предприятиях. Соответственно, бизнесмен – это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход.

       Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени. Соответственно, предприниматель – это человек, осуществляющий бизнес, вкладывающий собственные средства в предприятие и принимающий на себя всю полноту ответственности и риска.

       Менеджмент – как процесс, это такое управление людьми и использование материальных ценностей при котором цели предприятия достигаются наиболее гуманными, экономичными и рациональными путями.

       Менеджмент  выступает в качестве наиболее эффективного, рационального управления организацией, целью деятельности которой является производство прибыли, однако не любым способом, а наиболее гуманным, экономичным и рациональным. Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов. Менеджмент – это профессиональная деятельность по управлению на основе найма руководителей, которая предполагает специальное образование и опыт руководства. Чаще всего менеджеры не являются собственниками предприятия.

       Соответственно, менеджер - это управленец, профессионал, способный решать любые задачи, имеющие решения.

       Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, связанные с переходом к рынку, требуют изменений и в подготовке руководителей всех уровней.

         Современная образовательная концепция подготовки специалистов по управлению основывается на интеграции двух составляющих – методологии и организации обучения. Как известно, методология определяет цели профессиональной подготовки и средства их достижения. Организация же характеризует процесс упорядоченной деятельности по подготовке квалифицированных специалистов в соответствии с определенной методологией. Взаимосвязь методологии и организации образования определяет эффективность практической реализации концепции профессионального  обучения.

          В настоящее время в России менеджер малого предприятия на практике занимается следующими видами деятельности:

       - организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли и благосостояния;

       - изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией;

       - обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы поиска, приема, подбора и профессионально-квалификационного роста персонала, его развитие, перемещение по вертикали и горизонтали.

       К индивидуальным особенностям менеджера предъявляются следующие требования:

       - хорошая память;

       - высокая эмоциональная устойчивость;

       - развитые коммуникативные и организаторские способности;

       - готовность к разумному риску;

       - внятная речь;

       - смелость, решительность, обязательность;

       - компетентность, самокритичность, чувство юмора.

       Создание новой российской экономики требует преобразований не только в системе образования, но и в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения новых энергичных и подготовленных специалистов по управлению. В целях профессиональной подготовки управленческих кадров для предприятий страны и экономики в целом Президентом РФ 23.07.1997 г. был подписан Указ № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ». Стратегическая цель программы – создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. Общее финансирование программы осуществляется: из федерального бюджета – 40%; из регионального бюджета – 40%; за счет предприятий – 20%. Основными участниками программы являются промышленные, торговые предприятия и предприятия сферы услуг всех форм собственности, направляющие для подготовки своих наиболее перспективных руководителей.


1.3. Современная гуманистическая концепция (теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ»)

      Сегодня в мире можно выделить две модели общественного развития с различными их модификациями.

      1. Неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства.

      2. Социально-ориентированная модель, основанная на свободном осуществлении разных форм собственности, сильной социальной функции государства. Сторонниками этой модели были в ФРГ - Людвиг Эрхард (1887 – 1977), в Швеции - Гуннар Карл Мюрдаль.

      Современная гуманистическая концепция была создана в 80 - 90-е гг. XX в. такими учеными, как  Дж. Грейсон, Т. Питерс, Р. Уотермен и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды.

      Современная ситуация потребовала от топ-менеджеров из­менять казалось бы незыблемые принципы управления персоналом. Прежде всего, это вызвано тем, что производить продукцию классических потребительских стан­дартов уже нельзя. Наступило их перепроизводство. Разраба­тывать и производить продукцию, отвечающую качественно иным потребительским требованиям, прежним методами управления становится невозможным. Во-первых, из-за утраты потребно­сти в труде; во-вторых — из-за нивелирования личности; в-третьих — из-за отсутствия мотивации к развитию личности. И поскольку в центре материального и нематериального про­изводства становится человек, то изменяется и философия управления персоналом. Если до начала 90-х годов ее можно было сформулировать как «хорошо фирме — хорошо тебе», то теперь происходит переход к философии «хорошо тебе — хо­рошо фирме».

        В ос­нове существования и процветания общества лежит промыш­ленное производство и связанное с ним производство услуг. Производство материальных и духовных благ, а также связанные с этим отрасли называется глобальным производством.

       Глобальное производство должно удовлетворять позициям:

1) принцип постоянно повышающейся потребительной стоимости;

2) принцип повышающегося качества продукции и услуг;

3) достижение конкурентного преимущества в производстве товаров и услуг;

4) экологичность процесса производства.

      Основополагающим теоретическим положением гуманистической концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. Главным содержанием этой концепции является то, что не люди для организации, а организация для людей.

      Известные американские ученые Т. Питерс и Р.Уотермен, сформулировали положения, которые легли в основу современной гуманистической концепции:

      ориентация на действие работников, предрасположенность их к свершениям и нововведениям;

      постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищение его желаний;

      поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;

     рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;

     связь с жизнью, ценностное руководство;

     приверженность своему делу;

     свобода действий и жесткость одновременно, сосуществование централизации управления и максимальная автономия рабочих групп.

     Сравнение положений старой и новой концепций управления применительно к организации приведено в табл.                                     

                                                                                                                                                       Таблица

Основные положения старой и новой концепции управления

Старая концепция

(Ф. Тейлор, А. Файоль, Э.Мейо и др.)

Новая концепция

(И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен и др.)

1. Организация – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от внешней среды

1. Организация – это «открытая» система, построенная на базе теории организации и рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды и сценариев будущего развития

2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение требований потребителей, а не на объем выпуска

3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. Акцент на текущее планирование и баланс ресурсов

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления. Рационализация производства становится второстепенной при акценте на стратегическое управление

4. Персонал как трудовой ресурс, составная часть производственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда

4. Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, главная часть («мотор») организации, акцент на человеческие отношения. Главный источник прибавочной стоимости – управленческий персонал, обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональное разделение работ, четких регламентов, нормах стандартах и правилах исполнения

5. Система управления, ориентированная на внутрифирменную философию, организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль руководства


2.      Функции, цели и задачи менеджмента.


2.1. Классификация функций менеджмента

 

       Составными частями любого процесса управления являются функции, вызванные разделением труда и специализацией. В теории менеджмента вопрос о функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности.

 Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выде­лить группообразующие признаки.

 Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управ­ления, представляющий собой часть процесса управления, выделен­ную по определенному признаку. Наибольшее распространение по­лучила классификация по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и эко­номических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финан­совые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией.

 Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по при­знаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как прави­ло, реализуется небольшим функциональным подразделением (отде­лом, бюро, группой) - например, подбор персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.

 Задача управления - совокупность организационно взаимосвязан­ных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых яв­ляется принятие управленческого решения - например, расчет потреб­ности в персонале на год по организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как пра­вило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.

 Операция управления - совокупность трудовых действий, направ­ленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств.

 Классификация функций управления являлась предметом изуче­ния работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие признаки и создавали классификаторы для разных отрас­лей народного хозяйства.

 Приведем классификатор функций управления промышленным предприятием.

1. Управление стратегией развития (стратегический менеджмент).

2. Организация системы управления (ад­министративный менеджмент).

3. Управление персоналом (человеческими ресурсами).

4. Управление социальным развитием (социальный менеджмент).

5. Управление экономическим развитием.

6. Управление финансами (финансовый ме­неджмент).

7. Управление техническим развитием (инновационный менеджмент).

8. Управление капитальным строительством и ремонтом (инвестици­онный менеджмент).

9. Управление подготовкой производства (инжиниринг, технологиче­ский менеджмент).

10. Управление основным производством (производственный менеджмент).

11. Управление вспомогательным производством (производственный менеджмент).

12. Управление качеством продукции.

13. Управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами).

14. Управление охраной труда.

15. Управление материально-техническим снабжением (логистикой).

16. Управление маркетингом (сбытом продукции, продажами).

17. Управление механизацией производства (инжиниринговое управление).

18. Управление транспортом (логистикой).

19. Управление обслуживающим хозяйством (социальной сферой).

20. Управление внешнеэкономической деятельностью (внешними связями).

21. Управление экологией (экологический менеджмент).

       Анализ функций менеджмента, их четкая, обоснованная классификация имеет важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и меры централизации и децентрализации функций отдельных работников, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев каждого работника аппарата управления и др.

       Функции – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Они подразделяются на три группы.

 1. Основные (общие) функции:

 - целеполагание;

 - планирование;

 - организация;

 - координация и регулирование;

 - мотивация;

 - учет, анализ и контроль.

 2. Специфические функции:

 - общее управление, делопроизводство;

 - специализированное управление;

 - техническое обслуживание управления;

 - обучение персонала;

 - охрана труда.

 3. Функции по видам деятельности:

 - административное управление;

 - экономическое управление;

 - управление качеством;

 - управление персоналом;

 - социально-психологическое управление;

 - управление хозяйственным обслуживанием.


2.2. Общие функции менеджмента


        Рассмотрим основные (общие) функции менеджмента: «целеполагание»; «планирование»; «организация»; «обучение»; «координирование»; «мотивация»; «учет»; «анализ»; «контроль»; «регулирование». Совокупность и взаимосвязь этих функций представляет собой цикл менеджмента. Цикл менеджмента может быть представлен круговой диаграммой.

        Функция «целеполагание» - включает выработку стратегических, тактических и оперативных целей деятельности предприятия. Реализуемые организацией экономические, производственные, финансовые, социальные и иные цели должны быть согласованы между собой и представлять, образно говоря «дерево целей», где корни – миссия, ствол – стратегические, ветви – тактические и крона – оперативные цели. Особое внимание при этом должно быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации, перспективы изменения целей с учетом состояния рынка труда финансов, работ, услуг.

     Функция «планирование» - включает создание аналитической модели деятельности организации на тот или иной промежуток времени. Эта модель выражается количественными параметрами, системой показателей производственно – хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.

     Признаками, определяющими тип внутрифирменного планирования, являются:

     - степень неопределенности планирования;

     - временная ориентация идей планирования;

     - горизонт планирования.

     По первому признаку организацию можно рассматривать как детерминируемую систему, действующую в предсказуемой среде и не имеющую недостатка в информации, например планирование на уровне структурного подразделения и как вероятностную систему, не дающую полной предсказуемости.

     По второму признаку, планирование подразделяется  на следующие виды:

     - реактивное планирование – нацеленное на прошлый опыт;

     - инактивное планирование – приспособленное к настоящему;

     - преактивное планирование – ориентированное на будущие изменения;

     - интерактивное планирование – заключающееся в проектировании будущего.

     По третьему признаку планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

     Предпосылкой планирование является прогнозирование – выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации.

     Этапами прогнозирования являются:

     - проблемная постановка вариантов перспектив развития организации;

     - анализ и оценка полученных результатов;

     - разработка программ работ по решению выбранного варианта развития.

     При прогнозировании используются следующие методы:

     - экстраполяции – приближенное определение значений параметров, характеризующих состояние организации исходя из настоящего и прошлого;

     - экспертные оценки специалистов;

     - экономико-математическое моделирование.

       Планирование деятельности организации необходимо начинать с маркетинговых исследований, что даст возможность определить и спрогнозировать конкурентоспособность товаров и услуг.

       Функция «Организация» - представляет собой совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. В результате формируется работоспособные производственные и управленческие подсистемы.

       Организация представляет собой процесс:

       - закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом организации;

       - построение организационной структуры системы управления организацией;

       - создание организации как системы;

       - формирование устойчивой совокупности всех сторон деятельности организации.

       Эффективность функции «организация» во многом будет зависеть от организационной культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик:

      - осознание работниками своего места в организации;

      - внешний вид и одежда работников;

      - привычки и традиции в организации;

      - трудовая этика;

      - взаимоотношения между людьми;

      - вера в успех, в руководство организации.

        Функция «Обучение» - подразумевает процесс качественного совершенствования и развития работников организации, направленный на эффективную реализацию индивидуальных и коллективных целей.

       Обучение в организации включает:

     - профессиональное обучение персонала;

     - переподготовку, профориентирование и адаптацию новых работников;

     - ротацию кадров;

     - повышение квалификации работников;

     - служебно-профессиональное продвижение работников, планирование  ими деловой карьеры;

     - работу  с кадровым резервом руководителей;

     - самообучение работников;

     - вовлечение работников в управление предприятием;

     - интеллектуально – культурный рост, духовное развитие персонала.

        Такой тип организации получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся организацию от других – это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.

        Функция «Координирование» - заключается в устранении несоответствия между всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.

        Функция «Мотивация» - заключается в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

        В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников.

        Функция «Учет» - осуществляется для получения информации о состоянии дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и группировки данных, характеризующих объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.   

        Функция «Анализ» - представляет собой комплексное изучение деятельности и оценка деятельности.

       Анализ включает:

       - выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;

      - выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами;

      - количественная оценка эффективности деятельности организации;

      - определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.

      Существуют следующие методы анализа:

      - сравнительный анализ;

      - балансовый анализ;

      - анализ по отклонению показателей;

      - факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования;

      - функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений;

      - анализ средних, абсолютных и относительных величин;

      - индексный анализ;

      - анализ группировок.

      Функция «Контроль» - состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.

       По времени существования различают три вида контроля:

       - предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур;

       - текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи;

       - заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами.

       Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.

       Функция «Регулирование» - устраняет отклонения от заданного режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности, установление рациональных связей между всеми звеньями менеджмента.


3.      Закономерности и принципы менеджмента.


3.1. Закономерности управления различными системами

 

   Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов:

- всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;

- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;

- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Так в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводятся принципы управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.

 Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств: выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей; исследование потребностей на устойчивость  или повторяемость; исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления; выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Закономерности управления в систематизированном виде представлены в табл..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ