|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После выбора руководством оптимального соотношения административного и предпринимательского подходов при формировании организационной культуры встает проблема нахождения эффективных механизмов, способных ее поддерживать на приемлемом уровне. При ее решении необходимо учитывать, что развитие организации всегда связано с притоком новых сотрудников, являющихся носителями собственных типов культур. Поэтому так важно, чтобы сила культуры принимающей организации позволяла ей преобразовывать поведение новых сотрудников в направлении выработки у них необходимых образцов поведения. Сила культуры организации зависит, в свою очередь, от: 1) «толщины» культуры, т.е. от количества базовых предположений, пронизывающих определенное число ее структурных уровней; 2) от степени усвоения культуры сотрудниками организации; 3) от ясности приоритетов культуры. Развитие организации во времени и пространстве сопровождается необходимостью вносить изменения в существующую организационную культуру, для того, чтобы она могла обеспечивать выполнение меняющейся стратегии деятельности. При этом методы изменения организационной культуры тесно взаимосвязаны е методами ее поддержания. Главными из них являются: - изменение объектов и предметов внимания менеджеров; - изменение стиля управления конфликтом или кризисом; - перепроектирование служебных ролей и изменение приоритетов в программах обучения; - перестройка кадровой политики и планирования служебной карьеры сотрудников; - изменение организационной символики и обрядности. Влияние культуры на эффективность организации идет по двум направлениям. Во-первых,— это взаимовлияние культуры и поведения сотрудников. Во-вторых, — это влияние культуры на то, как сотрудники делают свое дело. Кроме того, культура влияет на систему коммуникаций в организации. В случае общих культурных установок сотрудники могут «без слов» понимать друг друга. Если же у них разные подходы к решению проблем, то они знают, какая система коммуникаций наиболее продуктивна в конкретном случае. Культура также задает правильное видение работником организации себя в ней, а также позволяет оправдать свое поведение в случае неудачи, т.к. оно было продиктовано ценностями и стандартами культуры. В американском менеджменте существует модель Питерса-Уотермена, выделяющая ряд основополагающих верований и ценностей организационной культуры, соблюдение которых объясняет успехи наиболее конкурентоспособных фирм. К ним относятся следующие. Вера в действие, когда управленческие решения принимаются даже в условиях недостатка необходимой информации, а их откладывание рассматривается как проигрыш фирмы своим более мобильным конкурентам во времени. Связь с потребителями — главными поставщиками информации. о деятельности фирмы, ее удачных и неудачных решениях с целью максимального удовлетворения их запросов. Автономия и предприимчивость, когда фирма борется с недостатком нововведений путем выделения творческих групп, деления на части, создания филиалов и наделения своих сотрудников дополнительными полномочиями. Производительность работника, являющегося главной ценностью компании и в развитие которого вкладываются значительные средства, т.к. уважение к ним и их достоинству является ключом к успеху. Знание того, кем управляешь, т.е. осуществление руководства через активный и регулярный контакт с исполнителями, которые рассматриваются менеджерами, в первую очередь, -как коллеги и товарищи по работе, а не исполнители и подчиненные. Не заниматься тем, чего не знаешь, — это соблюдение основного профиля в своей деятельности вопреки соблазну диверсификации, поскольку быстро стать конкурентоспособным в новых областях трудно. Простота и адаптивность структуры управления проявляется в незначительном числе управленческих уровней, где менеджеры ориентируются на уровень выполнения задач подчиненными, а не на расширение штата сотрудников. Гибкость и жесткость одновременно проявляется в высокой организованности работников, поскольку они разделяют общие ценности компании, а также реализуют в работе инициативу и самостоятельность, новаторство и творчество. После того как менеджеры прояснили основополагающие принципы формирования организационной культуры и определили направления деятельности, наступает самый сложный этап — управление этим процессом. Включая три уровня — символы, ценности и верования, а также базовые предположения, организационная культура может быть изменена посредством внесения изменений на каждом из указанных уровней. Независимо от имеющегося уровня организационной культуры менеджеры могут управлять ее дальнейшим развитием двумя основными способами. Первый выражается в выработке руководителем-лидером основных постулатов философии организации, ее идеалов, целей и базовых стандартов коммуникаций, которые затем доводятся до всех сотрудников и, естественно, принимаются ими к реализации. На основе понимания общего блага этих норм организационной культуры сотрудники стремятся следовать им, будучи убеждены, что лидер организации сам будет образцом их деятельного воплощения. Второй, напротив, концентрирует внимание руководителей не на высших идеалах, а на постоянном внимании к деталям реальной жизни в организации. Менеджеры должны в своей деятельности строго следовать заявленным ценностям, влияя тем самым на сознание работников и формируя у них привычку, следовать установленным образцам. Управление культурой организации является длительным процессом, направленным на формирование оптимальных образцов поведения, общения и деятельности сотрудников. Поэтому необходимы постоянные усилия менеджеров, нацеленные на унификацию ценностей сотрудников через закрепление их в каждодневной производственной деятельности. Базовые предположения, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении членов организации, невозможно изменить за короткий срок. Поэтому так важно построить работу по управлению организационной культурой на системе взаимодополняющих друг друга и развивающих принципов. К их числу можно отнести следующие. 1. Концентрация внимания менеджеров на нематериальных, внешне не воспринимаемых аспектах организационного окружения. Именно укоренившиеся в людях ценностные ориентации могут мешать восприятию новых норм и ценностей. Важно тактично выяснить у подчиненных их принципы и внести в них соответствующие коррективы через постепенное введение их в смысл и структуру базовых предположений организационной культуры. 2. Трансплантация новой культуры невозможна. Наиболее продуктивна трансформация культуры работника путем воздействия на него членов трудового коллектива, являющихся носителями организационной культуры. Созданная ими система коммуникаций вынуждает нового работника естественно следовать новым образцам поведения. 3. Закрепление на сознательном и подсознательном уровне у работников норм организационной культуры через использование символов организации — ее названия, униформы, визитных карточек, логотипов, лозунгов, товарных знаков и т.п. 4. Поощрение неформальных совместных встреч менеджеров, руководителей, собственников организации и рабочих с приглашением на них ветеранов и тех, кто привел ее к успеху. 5. Поддержание обрядов организации для передачи с их помощью базовых идеалов, традиций и культуры коммуникаций. 6. Повседневное проведение в жизнь абстрактных идеалов организационной культуры через выполнение соответствующим образом своих профессиональных обязанностей. 7. Стимулирование тех сотрудников, которые наиболее полно воплощают в своей деятельности идеалы организационной культуры с целью формирования у них уверенности, что подобные достижения впредь будут поощряться. Таким образом, эффективная деятельность организации возможна лишь при условии формирования и развития в ней пространственно-временного потенциала культуры сотрудников и системы коммуникаций между ними. 15. Управление качеством. В современных условиях функционирования экономики особое значение приобретает повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой субъектами хозяйствования продукции (производимых работ, оказываемых услуг). Качество — это важнейшее условие эффективной работы предприятий и организаций, обеспечения их экономической устойчивости в рыночной среде. Согласно определению, данному в международных стандартах по управлению качеством ИСО серии 9000, качество — это совокупность свойств или характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. При этом считается, что потребности являются обусловленными, если они определяются в стандартах на продукцию, других нормативных документах, договорах на поставку продукции, технических заданиях на разработку т.д. Уровень качества продукции характеризуется интенсивностью проявления тех или иных свойств и выражается с помощью количественных и качественных показателей. Существуют различные классификации показателей для оценки уровня качества продукции. Одна из них, например, предусматривает разделение показателей качества на единичные, используемые для оценки свойств конкретной продукции; комплексные — для характеристики уровня качества единицы продукции в целом; интегральные — для оценки качества определенного объема продукции. Единичные показатели, в свою очередь, можно подразделить на классификационные и оценочные. Первые из них характеризуют назначение продукции и область ее применения. К основным оценочным показателям качества промышленной продукции обычно относят следующие: это назначение (или технический эффект), надежность в потреблении, экономичность в эксплуатации, эргономичность, экологичность, безопасность в эксплуатации, эстетичность, стандартизация и унификация, технологичность в производстве, стоимостные и др. В настоящее время понятие качества значительно расширяется. Оно относится не только к производимой продукции (оказываемым услугам), но и к любым процессам, осуществляемым на предприятии, в том числе трудовым. Повышение качества продукции (работ, услуг) обеспечивается на основе управления качеством, создания на предприятиях соответствующей системы управления качеством. Последняя рассматривается как целевая подсистема, в рамках которой координируется деятельность различных производственных и управленческих звеньев по обеспечению качества продукции и работ. Основные задачи этой целевой подсистемы следующие: - комплексное совершенствование организации производства и управления в целях обеспечения выпуска продукции (оказания услуг), удовлетворяющей требованиям ее потребителей; - активизация «человеческого» фактора качества, реализация социальных резервов повышения качества. Управление качеством на производстве можно рассматривать также как форму управления инновационной деятельностью, направленной в большей степени на совершенствование выпускаемой продукции (работ, услуг). При этом центральное место принадлежит методам управления — экономическим, организационным, социально-психологическим. К основным экономическим методам управления качеством относятся: - планирование качества; - стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятий (через систему налогообложения, финансирования, ценообразования, кредитования и др.); - материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей. Организационные методы управления качеством направлены на формирование прогрессивных форм организации производства, управления и труда на предприятии, способствующих повышению качества, в том числе на создание современных систем управления качеством. Социтъно-психологическив методы включают: - создание благоприятных условий труда и быта работников, формирование нормального социально-психологического климата в коллективах; - развитие внутрипроизводственных механизмов стимулирования качества; - моральное стимулирование, привлечение работников к решению проблем качества, например, путем участия в работе «кружков качества» и т.д. Содержание конкретных функций управления качеством продукции (работ, услуг) на предприятии: - исследование рынка, или маркетинг. Содержанием этой функции является выявление текущих и будущих потребностей в продукции, ее основных характеристик, выбор «целевых рынков» и способов выхода на рынки. Маркетинг предполагает также изучение технических и организационных возможностей производства более совершенной продукции, разработку соответствующих рекомендаций; - прогнозирование и планирование уровня качества тесно связаны с маркетинговыми исследованиями. Прогнозная функция реализуется на высшем уровне управления предприятием, в том числе путем формирования политики в области качества и дифференцируется по временным интервалам. Планирование уровня и повышения качества продукции является ключевой функцией в системе управления качеством и реализуется на всех уровнях управления предприятием. На высшем уровне это отражается в соответствующих разделах бизнес-плана, программах повышения технического уровня и качества продукции; на нижестоящих уровнях — в производственных планах подразделений, планах оргтехмероприятий и т.д.; - нормирование требований к качеству продукции, работ, услуг. Содержание этой функции связано с установлением обязательных для исполнения значений показателей качества продукции, полуфабрикатов, производственных и других процессов, результатов деятельности отдельных работников и коллективов. Требования к качеству продукции относятся как к минимальным значениям полезных свойств изделий, так и к ограничениям отрицательного воздействия продукции на пользователя. Эти требования отражаются в стандартах на продукцию, технических условиях и другой нормативной документации. В соответствии с мировой практикой в стандартах на продукцию указываются обязательные и рекомендательные требования. Первые из них относятся к характеристикам продукции, связанным с безопасностью для жизни и здоровья людей, их имущества, с охраной окружающей среды, совместимостью и взаимозаменяемостью продукции. Объектами стандартизации, кроме продукции, могут являться процессы, в том числе технологические, и услуги. Стандарты на продукцию, процессы, услуги разрабатываются международными организациями по стандартизации и управлению качеством, государственными органами и организациями, промышленными и торговыми фирмами, ассоциациями потребителей. Подготовка производства новых изделий представляет комплекс работ и действий по установлению связей с непосредственным потребителем или заказчиком создаваемой продукции, формированию конкретных требований к ней, организации разработки и принятию решений о ее изготовлении. В общем случае выделяют следующие этапы подготовки производства: исследования — разработка рекомендаций по достижению требуемых показателей качества продукции и созданию соответствующих технических, организационных, экономических и социальных предпосылок; проектирование — воплощение результатов научных исследований в конкретных проектах, в том числе в конструкторской, технологической и другой документации, образцах новой техники и т.д.; освоение — комплекс работ по развертыванию производства новых изделий, реализации результатов проектирования. Метрологическое обеспечение предполагает выполнение необходимого объема и точности измерений показателей качества продукции, наиболее полное обеспечение производства необходимыми для этого средствами измерений, совершенствование применяемых средств и методов измерений, создание новой измерительной техники. Материально-техническое обеспечение качества объединяет все виды деятельности по созданию материальной базы для достижения заданного уровня качества: обеспечение производства современным технологическим оборудованием, качественными предметами труда, создание испытательной базы, развитие инструментального и измерительного хозяйств, организацию взаимодействия с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий. Оперативное управление качеством предусматривает обеспечение запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте и потреблении. Стимулирование повышения качества продукции и работ предполагает создание благоприятных условий для наиболее полного использования «человеческого фактора» обеспечения качества. Стимулы улучшения качества подразделяются на материальные и моральные; они должны быть ориентированы на эффективность труда работников и коллективов. Контроль за качеством и испытания продукции. Функция контроля за качеством обеспечивает обратную связь в системе управления. Основными видами контроля за качеством продукции, работ, услуг предприятий являются: производственный, государственный, инспекционный и общественный: - производственный, или внутрифирменный, контроль за качеством осуществляется на всех стадиях производства и реализуется главным образом руководящим персоналом предприятий, а также специальными подразделениями технического контроля. Широкое распространение получил также самоконтроль; - основными формами государственного контроля за качеством являются: государственный надзор за соблюдением требований стандартов и средствами измерений, сертификация продукции и контроль за наличием сертификатов качества на импортируемую продукцию, ведомственный контроль за качеством; - инспекционный контроль осуществляют органы, организации и фирмы, осуществляющие сертификацию продукции, или системы управления качеством данного предприятия, в том числе для подтверждения действия сертификатов; - общественный контроль за качеством реализуется прежде всего через общества и ассоциации потребителей. Испытание продукции — это всесторонняя проверка качества, проводимая по специальной программе подразделениями предприятий или специализированными организациями — испытательными центрами и лабораториями. Сертификация продукции — система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям нормативных документов, в основном стандартов, — международных, национальных, фирменных и др. Мировая практика предусматривает различные системы и модели сертификации продукции, однако любая из них базируется на некоторых общих требованиях. Как правило, сертификация проводится независимыми органами по сертификации: государственными, частными фирмами, ассоциациями, международными организациями по стандартизации и управлению качеством. Процесс оценки соответствия продукции нормативным требованиям осуществляется в специально аккредитованных испытательных центрах и лабораториях. Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательной сертификации подлежит продукция, характеристики которой определены как обязательные при разработке нормативных документов на продукцию. Перечень продукции, обязательной для сертификации, определяется компетентными органами, в том числе государственными, и постоянно расширяется. Организация работы с кадрами в области качества. Работа с кадрами должна осуществляться в двух направлениях: - подготовка и повышение квалификации кадров в области качества, т.е. приобретение работниками необходимых знаний и навыков для качественного выполнения возложенных функций; - активизация «человеческого фактора». Это относится ко всем работникам предприятия, включая руководящий персонал. К функциям управления качеством можно также отнести учет и отчетность по качеству, технико-экономический анализ качества продукции и др. Большое значение для эффективного функционирования систем управления качеством имеет организация информационного обеспечения, которое должно охватывать все уровни управления и все стадии жизненного цикла продукции. Перечисленные функции управления качеством закрепляются за определенными звеньями системы управления предприятием, т.е. определяют структуру системы управления качеством. К основным звеньям этой структуры относятся: специальная служба (подразделение) управления качеством, подразделения маркетинга, подготовки производства, технического контроля, стандартизации, метрологии, повышения квалификации кадров, материально-технического обеспечения и др. Координатором работ по обеспечению качества на предприятиях является обычно служба управления качеством, основные задачи которой: определение уровня качества продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла», контроль за конструкторскими разработками, технологической подготовкой производства, метрологическим обеспечением, качеством изготовления продукции; изучение требований потребителей продукции; учете и анализе затрат на обеспечение качества; совершенствование системы управления качеством; разработке соответствующих нормативных документов. В настоящее время отсутствуют какие-либо единые формы управления качеством на предприятиях и в организациях. Эти формы могут иметь различия в разных странах и фирмах. Многие предприятия СНГ и зарубежных стран ориентируются в управлении качеством на международные стандарты ИСО серии 9000, дополненные в последние годы стандартами ИСО 14000. В стандартах ИСО используется понятие «петля качества» и выделяются следующие этапы и виды деятельности по обеспечению качества, называемые «элементами петли качества»: - маркетинг и изучение рынка; - проектирование и разработка продукции; материально-техническое снабжение; - планирование и разработка техпроцессов; производство продукции; - контроль и проведение испытаний; упаковка и хранение; - реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация; - техническая помощь и обслуживание; - утилизация после использования. К основным принципам создания и функционирования систем управления качеством в соответствии со стандартами ИСО относятся: - управление качеством — неотъемлемая составная часть управления фирмой; - определение политики в области качества, ответственность за которую и функционирование системы качества несет высшее руководство; - разработка системы качества с учетом специфики предприятия; - обеспечение уверенности, что система качества правильно понимается и эффективно используется; - документированность системы качества; - оценка системы качества поставщика потребителем; - свободный выбор поставщиком предметов труда; - ориентация системы на конкретную продукцию; - широкое применение статистических методов контроля качества; - использование «групп качества». Стандарты ИСО 9000 предполагают, что действенность системы качества должна быть доказана путем сертификации систем качества. Объектами проверки и оценки при сертификации систем качества являются: система качества, ее соответствие определенной модели, состояние документации, деятельность по управлению качеством; информация о продукции; организация производства. Литература
1. Веснин В.Р. Менеджмент.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2003. 3. Калинин А.И. Основы менеджмента / курс лекций – Ставрополь, Изд-во Ставропольского института им. В.Д. Чурсина, 2005 4. Теория системного менеджмента / учебник под ред. Журавлева П.В. и др. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2002. Составитель: А.И. Калинин, доцент кафедры «Менеджмент». II. Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине «Стратегический менеджмент» 1. Возникновение потребности в стратегическом управлении и этапы стратегического мышления. Сущность стратегического менеджмента. Известно, что понятия стратегии, стратегического управления пришли в экономику из военного дела, где понятие стратегии связывали с умением располагать свои войска к бою, а это означало умение учесть свои внутренние возможности, свои сильные стороны, внешнее окружение (реки, горы и т.д.) для достижения своей цели, достижения победы. Эти же факторы (анализ внутренних факторов и внешнего влияния факторов) лежат в основе стратегического принятия решений. Правильность принятия стратегического решения напрямую зависит от уровня стратегического мышления того или тех, кто принимает решение. В этом смысле стратегическое мышление пережило следующие этапы: 1. Эвристический подход к принятию решения заключается в том, что решение принимается "интуитивно" - принимается такое решение когда недостаточно информации. (Простой пример - поехал в Москву, пошел искать магазин, вышел на остановке - куда идти - налево, направо?). |
|